Сикстинская капелла: драгоценная шкатулка Ватикана. Сикстинская капелла в риме, италия Кто расписал сикстинскую капеллу ватиканского дворца

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Серое неприметное здание, примыкающее к собору Святого Петра, выглядит довольно обыденно, а по внешнему виду скорее напоминает крепость, нежели церковное строение. Однако именно это здание служило в качестве домовой церкви Папе Римскому, а сегодня в нем собирается Конклав – специальное собрание, на котором избирается высшее духовное лицо – Папа Римский.

История

История Сикстинской капеллы берет начало в XV веке. На месте нынешнего церковного здания стояла так называемая Великая капелла, где для обсуждения важных вопросов собирался весь папский двор – на подобные встречи собиралось около 200 кардиналов , которые представляли различные религиозные ордены.

Но папа Сикст Четвертый полагал, что строение недостаточно безопасно для подобных мероприятий. На то были веские основания – в то время существовала прямая угроза со стороны турецкого султана Мехмеда «Завоевателя», да и отношения с флорентийской династией Медичи вряд ли можно было назвать дружественными. Поэтому Папа велел снести Великую капеллу и на ее месте выстроить новую , более надежную.

Работы по строительству нового церковного сооружения, автором проекта которого стал архитектор Баччо Понтелли , начались в 1473 году, а строительство возглавил архитектор Джорджи де Дольчи . Возведение часовни завершилось в 1481 году, а спустя два года – в 1483 году – было проведено торжественное освящение капеллы, получившей имя папы Сикста.

Освящение приурочили к празднику Вознесения Богоматери . К открытию было также приурочено создание специального мужского хора. Право петь в этом хоре получал далеко не каждый – туда принимались только мужчины, и только католической веры.

Первоначально хор состоял из 24 человек, сегодня он (официально получивший название «Cappella musicale pontificia Sistina») состоит из 49 человек.

Своими размерами церковь в точности повторяла размеры ветхозаветного Храма Соломона – 40,9 метров в длину, 13,4 м. шириной, а высота здания достигала 20 метров .

Здание имеет три этажа, три яруса . Нижний, самый мощный и наиболее укрепленный, служил опорой всему зданию и одновременно убежищем в случае военной атаки. Второй ярус – основной, именно здесь были расположены помещения для совещаний. Третий ярус выполнял функции дозора: здесь были расположены караульни и галерея для обхода всего здания.

По первоначальному замыслу верхний ярус задумывался как открытый , но во время дождей воды заливали второй ярус, от этого фрески портились, поэтому со временем над галереей решено было возвести крышу.

Многочисленные прихожане и гости города могут узнавать о результатах выборов незамедлительно: если выборы состоялись, об этом извещает белый дым из печной трубы на крыше капеллы . Если же результаты выборов неудовлетворительны, то дым будет черного цвета.

Фрески и украшения, фото росписей

Если посмотреть на здание с высоты птичьего полета, то по виду оно напомнит простую и незатейливую шкатулку. Но какие в этой шкатулке драгоценности!

Когда посетители попадают внутрь, то моментально забывают о неприметном внешнем виде. Кто же так искусно расписал потолки и своды Сикстинской капеллы в Ватикане?

Внутри здание представляет собой по форме простой прямоугольник. Посередине капелла разделена мраморной перегородкой (авторы – Андреа Бреньо и Джованни Далматта). Стены разделены горизонтальными рамами на несколько секций. Средняя секция – это фрески со сценами библейской жизни, а верхняя секция вместила портреты первых тридцати понтификов Римской католической церкви.

После окончания возведения капеллы, в 1481 году, Сикст Четвертый по согласованию с флорентийским правительством пригласил в Ватикан самых известных художников того времени – Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Роселли, Лука Синьорелли и других мастеров. Перед художниками стояла задача – расписать стены капеллы.

Мастерами было создано 16 величайших фресок , изображающих сцены из Ветхого и Нового завета. Каждая из росписей содержала около 100 персонажей, прописанных до мельчайших деталей. Основная тематика – житие Моисея («Поход через Красное море», «Избиение младенцев») и жизнь Иисуса Христа («Нагорная проповедь», «Тайная вечеря» и др.).

К сожалению, до наших дней уцелело лишь 12 фресок из 16.

Цокольная часть здания украшена гобеленами , которые выполняли не только эстетическую функцию – гобелены скрывали вход в тайные или служебные помещения. На старинных гобеленах, выполненных по рисункам Рафаэля Санти, были изображены сцены из жизни апостолов.

До наших дней уцелели лишь 7 гобеленов , остальные уже не подлежали реставрации. Уцелевшие гобелены хранятся сегодня в музее, а капеллу украшают искусно выполненные копии.

Потолок по изначальной задумке папы Сикста IV должен был изображать звездное небо (автор проекта Пьер-Маттео ди Амелия). Но в 1504 году отсыревшая штукатурка рухнула прямо на головы понтифика и его кардиналов во время одной из встреч.

Папа Римский Юлий Второй повелел укрепить стены часовни и переделать потолочные перекрытия. От фрески со звездным небом ничего не осталось , кроме грубого слоя штукатурки. Тогда понтифик пожелал, чтобы свод был расписан заново. Для этого был приглашен мастер, считавшийся гением своего времени – Микеланджело.

Схема росписи свода потолка Сикстинской капеллы выглядит так, чуть ниже ее фото.

Работа Микеланджело Буонарроти и «Страшный суд»

Почему для создания внутреннего убранства пригласили именно Микеланджело Буонаротти, искусствоведы гадают до сих пор – ведь Микеланджело считается именно скульптором, а не художником. Но факт остается фактом – практически все фрески на сводах капеллы принадлежат великому живописцу.

Папа Юлий II специально пригласил Микеланджело для росписи стен и потолка. Но встреча имеет свою предысторию. Юлий II планировал, чтобы капелла служила впоследствии его гробницей, и именно этот вопрос он изначально обсуждал с Микеланджело. Но после того как Папа отказался оплатить поставку мрамора для статуй, Микеланджело покинул Рим . Вернулся он после неоднократных просьб Папы, приступив к работе над фресками, и вопрос о гробнице больше не поднимался.

Работы по росписи сводов капеллы длились без малого 5 лет, с 1508 по конец 1512 года. Когда на стены был нанесен завершающий мазок краски, перед всеми предстала вся библейская история, от сотворения мира до времен великого потопа.

Этот заказ стал своеобразным вызовом для Мастера. Мало того, что объем работы предстоял колоссальный, она имела свои нюансы. Например, потолок Сикстинской капеллы сводчатый, и поэтому фигуры сюжетной росписи Микеланджело нужно было изобразить так, чтобы пропорции оказались не нарушены и смотрелись правдоподобно. Всего в росписи на потолке насчитали 343 фигуры – это величайший пример монументальной живописи.

Кстати, именно благодаря Микеланджело был создан новый тип подвесных строительных лесов , которые и по сей день используются при росписи храмов. Леса сконструированы таким образом, чтобы они не касались уже расписанных стен, и при этом не мешали ходу служб в храме.

Но работа Микеланджело не закончилась с освящением капеллы. В 1534 году мастер вернулся сюда снова – для работы над фреской «Страшный суд» по заказу понтифика (Климента, а после его смерти — Павла III). Создание фрески было завершено в 1541 году.

При работе над фреской мастер поступился канонами своего времени. Так, Иисус изображен без бороды, ангелы лишены крыльев, а святые изображены нагими . Просто описание картины не позволит полноценно понять, что изобразил Микеланджело в «Страшном суде» Сикстинской капеллы, поэтому взгляните на фото фрагмента росписи.

Примечателен тот факт, что на одной из фресок, в частности изображающей «Мученичество святого Варфоломея», Микеланджело придал Варфоломею собственные черты. А вот в роли царя Миноса, имеющего ослиные уши, Микеланджело изобразил самого злостного критика своих работ – Бьяджо ди Чезено.

А на этом фото изображено «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле, тоже созданное Микеланджело.

Одним из величайших памятников ренессансного искусства, к которому стоит прикоснуться каждому гостю Вечного города, является Сикстинская капелла. Роспись авторства выдающихся живописцев итальянского Возрождения поражает как масштабом задумки, так и филигранностью исполнения. Традиционные библейские сюжеты поданы с позиций гуманизма - определяющего мировоззрения того времени. Не теологический мистицизм, но человеческая сущность - высокая ли, низкая - нашла свое воплощение на стенах капеллы. Этот символ могущества и богатства католической церкви стал памятником гению одного из титанов Возрождения - Микеланджело Буонарроти.

Что такое "капелла"? Сикстинская капелла в Риме

Католическая капелла - религиозное сооружение, не предназначенное для публичных богослужений. На русский язык этот термин переводят как "часовня" либо "домовая церковь".

Великая капелла, на месте которой была позже сооружена знаменитая Сикстинская капелла, служила местом собрания кардиналов римской церкви со времен возвращения Пап в Ватикан из "Авиньонского пленения" в конце XIV века.

К концу XV столетия положение папского государства было неоднозначным: с одной стороны, огромная власть и богатства, с другой - постоянная угроза военного вторжения светских владык, желавших иметь влияние на католическую церковь либо поживиться частью ее имущества. Эту двоякость отражает возведенная в 80-х годах XV века Сикстинская капелла: крепость снаружи - музей внутри.

Архитектурная простота

Заказчиком перестройки капеллы римских кардиналов выступил папа Сикст IV, чье имя впоследствии и получило это здание. Автор проекта - Баччо Пантелли, архитектор - Джордже де Дольчи.

Поскольку не исключалось, что расположенное в сердце Ватикана, рядом с собором Святого Петра, здание придется использовать в качестве укрытия от вражеских войск, то строилась Сикстинская капелла в соответствии с требованиями, предъявляемыми к крепости. Прямоугольное трехэтажное здание имеет размеры ветхозаветного Храма Соломона - 41 метр в длину и 13 в ширину. На верхнем этаже расположено караульное помещение и круговая оборонительная галерея.

Никаких архитектурных особенностей нет и внутри сооружения: большой прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравных части мраморной оградой. Изначально планировалось, что украшением данного объекта станут не архитектурные изыски, а роспись стен и потолка.

Первые фрески

Для украшения интерьера были приглашены виднейшие представители флорентийской художественной школы. Среди них - признанные мастера Козимо, Перуджино, Гирландайо, Росселли, Боттичелли а также их ученики. В период с 1481 по 1483 годы эти живописцы создали 16 фресок на библейские мотивы (до нашего времени сохранилось 12 картин) и портреты 28 Римских пап.

Среди сохранившихся произведений искусства флорентийских мастеров шесть относятся к циклу истории Христа и шесть - к истории Моисея. На алтарной стене храма располагались известные нам лишь по описаниям первые по хронологии фрески обоих циклов: "Рождение Христа" и "Нахождение Моисея". Поверх них спустя полвека был нанесен шедевр Микеланджело "Страшный суд".

Кто расписывал потолок Сикстинской капеллы до Микеланджело, о том искусствоведам не известно. Знаем только, что свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами.

Титан Возрождения

В 1508 году папа Юлий II пригласил для росписи плафона (сводчатого потолка) капеллы известного скульптора Микеланджело Буонарроти.

Потомок обедневшего знатного флорентийского рода, Микеланджело с детства испытывал интерес к камню и ваянию. Это увлечение не находило понимания у его отца, считавшего, что работа руками - ниже достоинства аристократа. Однако первые успехи юноши рассеяли всякие сомнения: быть ему великим скульптором! Ученик Гирландайо, воспитанник Лоренцо Медичи, вынужденный покинуть родной город по политическим причинам, славу свою он обрел в Риме.

В последние годы пятнадцатого века Микеланджело создает статую Вакха и мраморную композицию Пьета ("Плакальщица" - в честь оплакивающей Христа Богородицы). Работа признана шедевром! Успех Пьеты четырьмя годами позже, уже во Флоренции, повторяет статуя Давида, выставленная на всеобщее обозрение на центральной площади.

В 1506 году Юлий II вызывает молодого скульптора в Рим для работы над статуями папской усыпальницы. Вскоре Папа охладевает к этому проекту, но в его мозгу возникает новая идея.

Нежеланное задание

Не иначе божественное провидение подсказало Юлию, кем именно должна быть расписана Сикстинская капелла. Микеланджело не испытывал радости от такого заказа: ради фресок капеллы ему пришлось отложить ваяние скульптур для папской гробницы в соборе Святого Петра. Живопись в то время не была приоритетом для Микеланджело. Однако отказать всесильному заказчику было невозможно, и в августе того же года работа началась.

Не имевшему опыта плафонной росписи мастеру пришлось столкнуться с целым рядом трудностей, отчего поначалу пришлось много экспериментировать и терпеть немало разочарований. Выполнение росписи осложняло и то, что Микеланджело отказался от какой-либо помощи - как художественной, так и технической. Даже Папе он запрещал смотреть на незаконченную работу. Единственным человеком, который помогал ему в трудах, был ученик, смешивавший краски.

Трудности начального этапа

Прежде всего, чтобы не повредить уже имеющиеся фрески Сикстинской капеллы, Микеланджело пришлось создать принципиально новые леса, не касающиеся стен. На этом сооружении, на высоте двадцати метров, художнику предстояло провести ближайшие четыре года...

Первой проблемой стала влажность. Писать фрагмент приходилось в течение одного дня, пока не высох размоченный участок штукатурки (дописанное по сухому выглядело неестественно). Но получалось так, что на следующий день рисунок то высыхал и обесцвечивался, то скрывался под мокрым пятном. Тут настойчивость проявил Юлий, который "навязал" гордому Микеланджело консультанта, при помощи которого решение проблемы с влажностью было найдено.

Другое затруднение создавала неровная поверхность потолка, искажавшая пропорции. Тут уже мастеру самому пришлось деформировать картины таким образом, чтобы с пола фигуры выглядели пропорциональными.

Фрески плафона капеллы

Потолок Сикстинской капеллы вместе с прилегающими люнетами имеет площадь около 600 м 2 . Огромная работа для одного человека! Роспись длилась с 1508 по 1512 года. Что же изобразил мастер?

В центре свода три группы фресок: "Сотворение мира", "Сотворение человека", "Всемирный потоп". В каждой из них по три картины. К серии "Сотворение мира" относятся "Отделение света от тьмы", "Создание солнца и звезд" и "Отделение воды от суши". Во вторую группу входят "Сотворение Адама" (пожалуй, самый известный фрагмент фрески), "Сотворение Евы", "Изгнание Адама и Евы из Эдема". К третьей группе относят фрагменты "Опьянение Ноя", "Великий потоп" и "Жертвоприношение Ноя".

Окружают эти фрески изображения ветхозаветных пророков и сивилл (прорицательниц). Еще ниже видим многочисленные портреты предков Христа. Кроме того, в скругленных углах потолка изображены четыре масштабные картины на темы сюжетов из Ветхого Завета.

"Страшный суд"

По завершении этого грандиозного труда Сикстинская капелла была полностью расписана, поэтому вряд ли кто-то мог подумать, что Микеланджело придется вернуться к работе над ее фресками. Однако в 1534 году новый папа Павел III задумывает украсить алтарную стену капеллы огромной фреской с изображением Страшного суда. Исполнителем ему видится только автор замечательной росписи плафона папской часовни. Так пятидесятидевятилетний Микеланджело берется за новый масштабный заказ.

Чтобы освободить место для картины, пришлось заштукатурить две фрески Перуджино, созданные им в 80-х годах предыдущего столетия, и закрыть несколько окон. Все пространство над алтарем было отведено под изображение Божьего Суда.

Бессмысленно пересказывать сюжет этой фрески Сикстинской капеллы - лучше своими глазами увидеть ее на фотографиях, благо сегодня найти их не составляет труда. Надо только пояснить, почему от мощи и величия человека, отображенных на потолке капеллы, Микеланджело переходит к изображению людей как жертв судьбы, бессильных игрушек в руках высших сил. Причина не только с сюжете Страшного суда, который трудно назвать жизнеутверждающим, и не только в возрасте мастера. Вся прожитая им жизнь, все происходившие вокруг события: перевороты, войны, междоусобицы, оккупация части Италии соседями, вся бедность и несправедливость окружающего мира подорвали веру Микеланджело в силу человеческой воли и разума.

Дальнейшие доработки

Бессмысленность править сотворенное гениями очевидна не всем и не всегда. Еще при жизни великого Буонарроти по его фрескам прошлась чужая кисть. Все персонажи Страшного суда писались обнаженными, что многим показалось неприличным. В 1565 году Даниеле де Вольтерра дорисовал фигурам этой фрески набедренные повязки, чем "обессмертил" себя под прозвищем "Брагеттоне" (исподнишник). Сикстинская капелла Микеланджело приняла знакомый нам благопристойный вид.

Но и с "порезками" фреска Страшного суда не была в безопасности. В 1596 году ее едва не сбили по воле Папы Климента VIII. Шедевр тогда спасло ходатайство художников Римской академии святого Луки.

Реставрация в ХХ веке

За четыре века реставрационные работы в Сикстинской капелле проводились не один раз, но вскоре фрески снова покрывались свечной копотью и грязью. Последняя реставрация была выполнена в девяностых годах прошлого века. Очищенные и бережно восстановленные, фрески Сикстинской капеллы вызвали немалое удивление исследователей.

Ранее существовало распространенное мнение, что Микеланджело в своей работе использовал краски приглушенных тонов. Отнюдь. После реставрации знаменитые работы мастера засияли яркой гаммой цветов. Впрочем, многие ценители не приняли обновленный вид капеллы, считая результаты реставрации не соответствующими внешнему виду первоисточника.

Где находится Сикстинская капелла? В каком городе можно увидеть шедевр Микеланджело?

Желая снискать репутацию мецената, покровителя искусств (а заодно и пополнить казну), католическая церковь открыла для посетителей многие из своих дворцов и сокровищниц. Сикстинскую капеллу, подобно многим другим музеям Ватикана, может посетить любой желающий. Все, что потребуется, - это двадцать евро за билет. Ну и, разумеется, сначала нужно попасть в Рим, ведь именно в этом городе находится папская столица со всеми ее достопримечательностями.

Но неправильно было бы думать, будто Сикстинская капелла - это только музей. До сих пор в этом здании проводятся важные заседания кардиналов, главнейшее из которых - конклав - собирается после смерти очередного Папы Римского, чтобы избрать его преемника.

Путешествуя по Италии, каждый уважающий себя турист просто не может обойти своим вниманием - государство в государстве и оплот христианства. А в Ватикане просто невозможно пройти мимо самой выдающейся его достопримечательности - Сикстинской капеллы. Именно туда мы и отправимся сегодня на виртуальную экскурсию.

Где находится Сикстинская капелла?

Найти Сикстинскую капеллу в Ватикане не составит никакого труда даже для самого неопытного туриста - достаточно лишь пройти несколько метров к северу от Собора св.Петра. Добраться сюда можно на римском метро до станции Ottavio, а затем немного пройти пешком.

Сикстинская капелла - интересные факты

Свое существование величайший памятник архитектуры и искусства начал как обычная домовая церковь. Строительство было начато по приказу Сикста IV, по чьему имени церковь и получила свое название. Произошло это в далеком 1481 году.


Сегодня Сикстинская капелла не только лишь памятник, это и место сбора конклавов, которые и определяют, кто станет главой католической церкви на ближайшие годы.


В Сикстинской капелле функционирует всемирно известный католический хор, петь в котором разрешено только католикам и только мужчинам.


Больше всего туристов привлекают в Сикстинской капелле яркие фрески, покрывающие весь ее потолок. Мало кто не знает, что расписывал Сикстинскую капеллу величайший мастер эпохи Возрождения, без преувеличения гениальный Микеланджело Буонарроти. Именно его руками созданы величественные иллюстрации к библейским сюжетам, украшающие потолок здания.


Задача перед мастером стояла непростая, ведь потолок имеет изогнутую форму, поэтому все фигуры на нем нужно было изобразить так, чтобы с пола их пропорции не казались нарушенными. На выполнение этой работы Микеланджело понадобилось ни много, ни мало - четыре года, которые он практически прожил на лесах под потолком.


Но вот, в 1512 году работы по росписи капеллы были окончены, и глазам заказчика предстала во всей красе история сотворения мира до потопа.


В 1534 году Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу, чтобы расписать одну из ее стен фреской «Страшный суд».


Остальные стены капеллы украшают не менее интересные фрески, созданные группой флорентийских мастеров в период с 1481 по 1483 года. Фрески на стенах открывают перед посетителями истории Христа и Моисея, а авторство их принадлежит кисти Перуджино, Боттичелли, Синьорелли, Гатта, Роселли и др.


« Творение это принесло искусству живописи столько помощи
и света, что смогло осветить весь мир, на протяжении
стольких столетий пребывавший во тьме».
Джорджо Вазари

Сикстинская капелла - символ и центр христианского мира, главная капелла Апостольского дворца и жемчужина музеев Ватикана. На протяжении веков здесь проводились официальные церемонии, собрания папского двора, рождественские и пасхальные мессы. Сикстинская капелла сегодня - это не только музей. Именно здесь коллегия кардиналов собирается на конклав, в ходе которого избирается очередной Папа.

Сикстинская капелла - одно из самых значительных произведений искусства эпохи Возрождения. Здесь и грандиозный потолок, и стена, расписанные Микеланджело, и фрески Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, и гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля…

Сооружение Сикстинской капеллы

Итак, 1471 год. В Риме новый папа, Сикст IV делла Ровере, гуманист, эрудит и меценат. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Сикст IV начинает не со строительства и отделки апартаментов, как многие его предшественники, а с благих дел: он передает в дар городу античные произведения искусства, в числе которых знаменитая Капитолийская волчица, открывает знаменитую Апостольскую библиотеку, госпиталь Санто-Спирито, по его приказу возводят мост Понте Систо, прокладывают знаменитые римские улицы: виа Лунгара и виа Джулия.

В числе прочего, Сикст IV распорядился построить новую часовню на месте старой домовой церкви. Работы были доверены архитектору Джованнино де’ Дольчи и продолжались с 1477 по 1481 год.

Капелла получила название Magna (великая, большая), а Сикстинской ее начали называть позже, после смерти основателя, Сикста IV.

Снаружи капелла представляет собой типичное здание для римской архитектуры XV века: тяжеловесное, суровое, аскетичное. Главная часовня Ватикана, сердце христианского мира, была неприступна и надежна как крепость. В городе, терзаемом междоусобицами, папа должен быть под надежной защитой.

Внутри же часовня была лишь прямоугольным помещением, длина его составляла 3 ширины, а высота - половину длины. Позже Микеланджело, ненавидевший Сикстинскую капеллу, назовет её амбаром, отказываясь расписывать свод.

Итак, после возведения самым важным вопросом стала роспись капеллы. Папа хотел видеть ее великой, настоящим чудом света. Нужны были художники. Причем, самые лучшие. А самые лучшие, как известно, работали во Флоренции.

Флоренция XV века - центр искусств, кузница Возрождения. Здесь, под покровительством блестящего мецената, Лоренцо де’ Медичи, живут и работают самые выдающиеся творцы своего времени. Лоренцо, при жизни прозванный Великолепным, был душой города, законодателем мод, первым гражданином и фактическим правителем Флоренции. Его дружба и покровительство - лучшее, что могло случиться с художником, скульптором, архитектором или литератором. Он, не жалея денег, наслаждался коллекционированием произведений искусства, делом своей жизни считал прославление Флоренции и династии Медичи, жил блестяще и ярко в окружении друзей и единомышленников.

Именно к Лоренцо Великолепному обращается Сикст IV с просьбой предоставить лучших художников для росписи главной капеллы Ватикана. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Искусство в его руках - не только красота, призванная услаждать глаз и душу, но и дипломатический инструмент. В 1480 году отношения между Римом и Флоренции можно было назвать сложными, только-только был заключен шаткий мир после междоусобиц, но до сих пор Лоренцо не мог забыть и простить то, что в результате заговора Пацци был жестоко убит его возлюбленный брат Джулиано. А к заговору был причастен и сам Папа, в тайне, желающий избавиться от молодых Медичи, ведь слава, богатство и могущество семьи Медичи росли день ото дня.

Итак, желая укрепить мирные отношения с Римом, Лоренцо Великолепный отправляет своих лучших художников в Сикстинскую капеллу. Он становится посредником: Папе он гарантирует, что работа будет выполнена наилучшим образом и точно в срок, а художникам - то, что заказ будет щедро оплачен. Художники, разумеется были свободны в своих решениях, но без участия Лоренцо ни один из них не двинулся бы с места.

В 1481 году в Рим прибывают флорентийские и умбрийские художники, лучшие из лучших. Среди них: Доменико Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Сандро Боттичелли (только что создавший свою знаменитую «Весну»), Пьетро Перуджино (будущий учитель Рафаэля), Пьеро ди Козимо, Лука Синьорелли, Бартоломео делла Гатта. С ними приезжает целая армия учеников, подмастерьев и помощников. В Рим они привозят свое искусство живописи - лучшее во всей Италии на тот момент.

Художников ждет непростой заказ. Сиксту IV не терпится увидеть капеллу законченной, время поджимает, да и работать для самого Римского Папы - величайшая честь для любого художника.

В архивах Ватикана сохранился контракт 1481 года, заключенный архитектором Джованнино де’ Дольче с четырьмя художниками: Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, Козимо Роселли - на создание 10 фресок. Художники должны были уложиться в 5 месяцев - в противном случае они должны были заплатить серьезный штраф.

Художники успели в срок, было создано 16 фресок (12 из которых сохранились), и капелла была освящена Папой 15 августа 1483 года.

Результатом стали фрески необыкновенной красоты, написанные самым виртуозным образом. Выполненные в трех регистрах, они были традиционными для своего времени. Первый уровень - ложные портьеры, второй - сами фрески, верхний уровень - галерея пап-предшественников Сикста IV.

Иконографическая программа (схема того, что должно быть изображено) была разработана при участии самого Папы. На двух противоположных стенах разворачивались две сюжетные линии из Ветхого (на левой) и Нового (на правой) заветов. Левую стену заполнили фрески с историями из жизни Моисея, правую - из жизни Иисуса Христа. Папа избрал главной тему спасения в лоне христианской церкви: «Христос, подобно Моисею, ведет к спасению».

Роспись стен Сикстинской капеллы - случай уникальный. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Это обеспечило единую линию горизонта, стилистическую общность и соразмерность фигур на фресках разных художников. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино, имеющий опыт работы над масштабными проектами. К тому же все фрески объединяет необыкновенно прекрасный пейзаж, и за него на всех фресках, возможно, отвечал молодой художник и будущая звезда - Пинтуриккьо.

Пьетро Перуджино «Крещение Христа»

Живопись Перуджино - ярчайший пример идеалов и манеры, распространенной в Умбрии и Тоскане. Гармония и аристократичность, симметрия, поэтичность, театральность, спокойствие и уравновешенность - так представлена сама идея спасения в христианской церкви.

Типичным приемом, характерным для тосканской и умбрийской школ, стало изображение нарядных и знатных современников наряду с библейскими героями. Кроме того, в сцене крещения Христа, как известно, произошедшем в водах Иордана, присутствуют и римские достопримечательности: Колизей, арка Константина и романская колокольня.

Сандро Боттичелли «Призвание Моисея»

Работает в Сикстинской капелле и Сандро Боттичелли. Эмоциональный, трепетный и пылкий художник, влюбленный во Флоренцию, очарованный и преданный её идеалам. Он только что написал свою знаменитую «Весну». В Риме ему скучно, он мечтает поскорее закончить работу и вернуться к своему другу и покровителю Лоренцо Великолепному. Вскоре после приезда он напишет для него «Рождение Венеры». А пока на стенах папской часовни Боттичелли остается верен себе.

Его живопись символична и аллегорична. В центре, переплетаясь ветвями, изображены два дерева, дуб и апельсин. И это неслучайно. Дуб и всё, что с ним связано (листья, ветки, желуди), - геральдические знаки фамилии делла Ровере, а апельсин - символ Лоренцо де’ Медичи. Так, тонко и изысканно, Боттичелли изображает мир, установившийся между Римом и Флоренцией.

Ну и конечно, мало от кого ускользнет то обстоятельство, что в чертах каждой изображенной женщины угадываются черты музы художника, знаменитой Симонетты Веспуччи, ставшей его путеводной звездой.

Потолок Сикстинской капеллы

Как известно, роспись потолка Сикстинской капеллы была выполнена Микеланджело. Но каким был этот потолок до него?

Сохранились рисунки, согласно которым можно утверждать, что потолок представлял собой лазурное небо с золотыми звездами и символизировал небесный свод. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео д’Амелия. Потолок при кажущейся простоте был баснословно дорогим, потому как драгоценной лазури на него ушло безмерное количество. И таким бы, возможно, и сохранился бы потолок до наших дней, если бы не два обстоятельства: трещина на этом самом потолке и очередной Папа, Юлий II, также из рода делла Ровере, племянник Сикста IV.

Юлий II желает быть Папой, во время правления которого были бы созданы самые выдающиеся произведения искусства. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее ), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы».

Микеланджело в ярости, он, не помня себя, ругается с Папой, отказывается от работы и уезжает во Флоренцию. Микеланджело, известный тем, что обращается с Папой как с каменотёсом, а с каменотёсом - как с Папой, оскорблен и унижен. Но власти Флоренции, не желая обострять и без того сложные отношения с Папой, уговаривают скульптора вернуться в Рим и подчиниться.

Микеланджело соглашается, уверенный, что эта работа принесет ему лишь страдание и позор. «10 мая 1508 года - начинаю работать!» - так он напишет в одном из писем. Четыре года он будет фактически жить, есть и спать на высоте 20 метров, ненавидя каждую минуту, проведенную здесь. Его здоровье будет подорвано, а сам он так и не проникнется любовью к этому проекту.

Свод Cикстинской капеллы - самый большой из всех существовавших на тот момент - был передан Микеланджело. Также ему была дана полная свобода изобразить на потолке всё, что он только пожелает. Изначально Микеланджело решил изобразить лишь 12 апостолов, на что дал свое согласие и Юлий II. Но Микеланджело не был бы собой, если бы в его воображении не возник другой замысел. Итогом работы стала грандиозная роспись, поразившая и поражающая всех без исключения.

История сотворения мира, грехопадение, всемирный потоп, ожидание Спасителя - лишь неполное описание той грандиозной философской и художественной работы, что проделал Микеланджело, и на что был способен лишь он один.

Роспись Сикстинской капеллы необычайным образом соединяет в себе живопись, скульптуру и архитектуру.

Итак, Микеланджело изображает:

  • в центре - эпизоды сотворения мира, грехопадение и истории жизни Ноя;
  • на треугольных конструкциях, соединяющих свод со стенами, и на арках, что они образуют на стенах, - полную родословную Иисуса Христа;
  • на четырех угловых треугольниках - истории чудесного спасения израильского народа (Давид и Голиаф, Юдифь и Олоферн и т. д.);
  • на потолке - 5 языческих прорицательниц-сивилл и 7 ветхозаветных пророков, предсказавших пришествие Христа;
  • свободные пространства заполнены 10 парами фигур обнаженных юношей с медальонами на манер античности;
  • кроме того, расписаны были и бронзовые медальоны.

История будет неполной, если не упомянуть, что Микеланджело не работал до этого в технике фрески. То есть перед ним стояла грандиозная задача, которую к тому же было тяжело решить технически.

Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Микеланджело позвал их в Сикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке, и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Художники старались, работали усердно и вдохновенно, но когда Микеланджело увидел результат их работы, он понял, насколько они далеки от его замысла, и, как свидетельствует Вазари, выгнал их вон и перестал принимать у себя дома.

Микеланджело начинает со стороны входа и работает лишь над половиной потолка, скрыв её полотнищем. На этой стадии еще можно было не только находиться в помещении капеллы, но и проводить собрания, для которых капелла была предназначена. Папа Юлий II неоднократно и сам, не без помощи Микеланджело, забирался по строительным лесам посмотреть, как продвигается работа.

Позже Микеланджело закроет двери капеллы для всех, включая Папу. Тот гневался на Микеланджело за то, что ему, Папе, нельзя посмотреть работу. Он пытался подкупить подмастерьев, приходил переодетым, прятался, а Микеланджело ругался, кидался досками, долго злился и грозил прекратить работу. Однако эти двое, хоть и ругались постоянно, но все же любили друг друга.

И когда Юлий II узнает, что на свежих фресках проступает плесень (что доводит Микеланджело до отчаяния), он тайно отправит ему на помощь архитектора Джулиано да Сангалло, а тот учит его устранять это досадное, но обычное для Рима явление. А когда Браманте упрашивал Папу, передать вторую половину потолка Рафаэлю, Папа отказал тому наотрез.

Первые фрески принесли Микеланджело самые большие мучения. К примеру, всемирный потом переписывался неоднократно, работа шла медленно и тяжело.

Но по мере продвижения к алтарной стене, замысел Микеланджело представлялся ему все яснее и становился все более наполненным.

Сотворение Адама

Сотворение Адама - один из самых ярких образов в истории изобразительного искусства. Первый человек пробуждается к жизни, безвольно протягивая руку, в которую могучая рука творца вливает жизненную энергию. Эта сила чувствуется настолько ясно, что заставляет понимать: именно в этом минимальном расстоянии от руки Бога до руки Адама скрыта самая суть искусства Микеланджело. Необыкновенная сила творения, искра, которую он умеет вложить в свои творения.

В «Сотворении Адама» Микеланджело подчеркивает, что человек создан Богом по своему образу и подобию. Именно это изображено в том, как и с какой любовью Бог смотрит на Адама, словно всматриваясь в свое же, но более молодое отражение. Изобразительное решение, немыслимое для своего времени!

Сам он говорил: «Хорошая живопись - это как бы сближение, слияние с Богом… Она лишь копия Его совершенств, тень Его кисти, Его музыка, Его мелодия… Поэтому художнику недостаточно быть великим и умелым мастером. Мне кажется, что и жизнь его должна быть возможно более чистой и благочестивой, и тогда Святой Дух будет направлять все его помыслы…»

Микеланджело - величайший гений из всех существовавших когда-либо, он признавался, что работал резцом или кистью быстро, словно им владела какая-то неведомая сила. Но вот кристаллизация замысла, эскизы, раздумья занимали почти всё его время. Для каждого проекта Микеланджело создавал бесчисленное множество рисунков с натуры, занимался вскрытием трупов, изучая, исследуя человеческое тело.

Есть два слова, которые характеризуют Микеланджело точно и полно: тело и движение. Изучению молодого мужского обнаженного атлетичного тела (именно мужское тело он считал венцом творения) в самых разных его положениях Микеланджело посвятил всю свою жизнь.

Грехопадение и изгнание из рая

Для Микеланджело человек - самое главное. В его живописи нет деталей, пейзажей, ничто не отвлекает от главного. Изображая только тело человека, он умеет передать идеи, мысли, чувства.

В сцене грехопадения телá первых людей прекрасны и полны молодости: Ева молода и красива, Адам в расцвете жизненных сил. Но как обезобразил и состарил их грех! Как пристыжён Адам и как унижена Ева в сцене изгнания из рая.

Обнаженные

Также на потолке, заполняя свободное пространство, изображены 20 обнаженных мужских фигур, держащих медальоны в духе античности. На современников они произвели небывалый эффект своей натуралистичностью и многообразием поз, движений, пластики. Кажется, все чувства, мысли, сомнения вкладывал Микеланджело в эту работу, выражал идеи, искал ответы на свои вопросы, стремился к обретению красоты и ускользающего совершенства.

Пророки и сивиллы

7 ветхозаветных пророков, каждый из которых написан так живо и виртуозно, что производит не живописный, а скорее скульптурный эффект. И для каждого Микеланджело ищет свое, особенное выражение. К примеру, Исайя задумчив и созерцателен, в фигуре Изекеля заключен энергичный порыв и буря эмоций, пророк Иона - гигант, нависающий над стеной с изображением Страшного суда, - поражает своей грандиозностью.

Исключительны также и языческие сивиллы, замершие в ожидании Спасителя. Папа Юлий II отличался широтой взглядов, допуская что спасение возможно для всех народов, даже для не-христиан.

Пророчиц отличает сила, мощь, красота и спокойная уверенность - вполне возможно, что для эскизов Микеланджело использовал натурщиков-мужчин.

Работа подходила к концу, Микеланджело годами не лежал (вопреки устоявшемуся мнению), а стоял на лесах, запрокинув голову назад. В плохо освещенном помещении у него испортилось зрение, он страдал артритом, сколиозом, инфекцией ушей, возникший от контакта с краской.

Сохранилось письмо другу с сатирическим сонетом и карикатурой, изображавшей его самого под потолком. А вот и перевод:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу <…>
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь как у гарпий; череп мне на злобу
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
Сместились бедра начисто в живот;
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

31 октября 1512 года Микеланджело откроет двери Сикстинской капеллы. Первыми роспись увидят Юлий II, Браманте, Рафаэль, а потом и весь Рим. Люди приходили и стояли, остолбенев, пораженные и красотой, и совершенством, и величием таланта Микеланджело.

Позже, во время своего путешествия по Италии, Гете напишет: «Не увидев Сикстинской капеллы, невозможно до конца осмыслить то, чего способен достичь человек».

Микеланджело вернется в Сикстинскую капеллу спустя 25 лет, чтобы вновь превзойти самого себя…

Продолжение следует!

Этот огромный комплекс, расположенный на территории 5,5 га, состоит из двух дворцов – Ватиканского дворца (рядом с собором Святого Петра) и дворца Бельведер, к которому примыкают две галереи. Каждая галерея содержит огромное количество бесценных экспонатов, но для того, чтобы увидеть самые известные из них, вам будет достаточно посетить Пинакотеку (Pinacoteca), музей Пия-Климента (Museo Pio-Clementino), Галерею географических карт (Galleria delle Carte Georgafiche), Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) и Сикстинскую капеллу (Capella Sistina). На всей территории музеев имеются указатели. Для удобства вы можете воспользоваться аудиогидом за €7 (есть на русском языке). Здания музеев Ватикана оборудованы всеми необходимыми средствами для людей с ограниченными возможностями. Посетители с маленькими детьми могут проходить на территорию комплекса с детскими колясками.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ОЧЕРЕДИ В МУЗЕИ ВАТИКАНА

  • Закажите билеты в музеи Ватикана на сайте билетных касс www.biglietteriamusei.vatican.va . После оплаты стоимости билета вы получите подтверждение по электронной почте, которую нужно будет распечатать (!) и предъявить при входе в музей вместе с вашим паспортом или любым другим удостоверением личности. Стоимость онлайн бронирования билетов в Ватикан €4.
  • Лучшее время для посещения – первая половина среды, когда на площади Святого Петра проходит аудиенция папы. Избегайте понедельников, когда большая часть музеев закрыта.
  • Закажите экскурсию в музеи Ватикана с лицензированным гидом.

ЛУЧШАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЯМ ВАТИКАНА

Очередь в музеи Ватикана круглый год, разница лишь во времени ожидания. В высокий сезон однозначно рекомендуем бронировать билет онлайн на официальном сайте Ватикана. Стоимость бронирования в размере €4 с лихвой покроет пару часов ожидания в очереди. Отвечая на вопрос о том, что посмотреть в Ватикане в первую очередь, если у вас в распоряжении, скажем, всего 3 часа, рекомендуем наиболее популярный и проверенный маршрут, который позволит увидеть главные достопримечательности Ватикана и завершится в великолепной Сикстинской капелле. Если в вашем распоряжении достаточно сил и чуть больше времени, то не спешите сразу отправляться в музеи – поднимитесь сначала на смотровую площадку собора Святого Петра, а затем прогуляйтесь по садам Ватикана.

Как только вы пройдете через вход в музейный комплекс, сразу направляйтесь к эскалатору, который находится за современной спиральной лестницей. На самом верху вы увидите указатели на Сикстинскую капеллу и Станцы Рафаэля. Пройдите через двор Еловой шишки (Cortile della Pigna), где находится одноименный фонтан. Пройдя через двор, вы попадете в длинный коридор музея Кьярамонти (Museo Chiaramonti). Не задерживайтесь здесь, поверните налево и поднимитесь по лестнице в музей Пия-Климента (Museo Pia-Clementino). Пройдите в обход потока туристов через внутренний восьмиугольный дворик (Cortile Ottagono) в Зал греческого креста (Sala Croce Greca). Отсюда по лестнице вы попадаете в Галерею канделябров (Galleria dei Candelabri) – первую из трех галерей, представляющих собой длинный коридор. По мере вашего приближения к Галерее гобеленов (Galleria degli Arazzi) и Галерее географических карт (Galleria delle Carte Geografiche), количество туристов будет неуклонно расти. В конце коридора пройдите через зал Собески (Sala Sobieski) в зал Константина (Sala di Costantino) – первую из четырех Станц (комнат) Рафаэля. Из последней Комнаты Рафаэля, через секцию современного искусства, вы попадаете в Сикстинскую капеллу. Для того, чтобы посмотреть на выдающийся шедевр Микеланджело с лучшего ракурса, отойдите к дальней стене. Еще один совет – чтобы не вывихнуть себе шею, рассматривая потолочные фрески, возьмите с собой маленькое зеркало.

ПИНАКОТЕКА (PINACOTECA)

В папской картинной галерее, которую многие туристы незаслуженно обходят своим вниманием, находится последняя работа Рафаэля «Преображение» (La Trasfugurazione, 1517-1520), а также полотна Джотто, Беллини, Караваджо, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Гвидо Рени, Ван Дейка, Пьетро да Кортона и незаконченная картина Леонардо да Винчи «Святой Иероним» (San Gerolamo, 1480).

ЕГИПЕТСКИЙ МУЗЕЙ (MUSEO GREGORIANO EGIZIO)

В этом музее, основанном в 1839 году папой Григорием XVI, размещается египетская коллекция. Несмотря на то, что она небольшая, в ней есть очень интересные экспонаты: фрагмент трона Рамзеса II (Trono di Ramses II), саркофаги, датированные приблизительно 1000 годом до н.э., и несколько жутковатых на вид мумий.

МУЗЕЙ КЬЯРАМОНТИ (MUSEO CHIARAMONTI & BRACCIO NUOVO)

Помещение музея Кьярамонти представляет собой длинную арочную галерею, которая проходит по нижнему восточному ярусу дворца Бельведер. По обеим сторонам тянется бесконечный ряд скульптур, статуй и бюстов богов, херувимов и римских патрициев. В самом конце галереи вправо уходит Новое крыло (Braccio Nuovo), где находится известная статуя Августа и аллегорическое изображение Нила с 16 «детьми» – его речными притоками.

МУЗЕЙ ПИЯ-КЛИМЕНТА (MUSEO PIO-CLEMENTINO)

В великолепном музее Пия-Климента, расположенном во дворце Бельведер, хранится самое большое в мире собрание скульптур. Главным богатством музея является изображение Аполлона Бельведерского и скульптурная группа Лаокоона и его сыновей, которые установлены в нишах восьмиугольного внутреннего дворика (Cortile Ottagono). Но прежде, чем зайти во внутренний двор, загляните в Кабинет Апоксиомена – он находится рядом с комнатой, где когда-то спал Леонардо да Винчи. Скульптура Апоксиомена, атлета, который скребком счищает с себя песок после состязаний, это единственная копия с древней статуи работы Лисиппа, великого мастера IV в. до н.э. В ее создании, как считается, впервые была применена техника контрапоста.

Войдя во внутренний дворик, вы увидите слева скульптуру Аполлона Бельведерского, римскую мраморную копию II века с бронзового греческого оригинала IV века до н.э. Эта статуя древнегреческого бога солнечного света и покровителя искусств считается выдающимся шедевром классической скульптуры. Неподалеку находится скульптурная группа Лаокоона, изображающая смертельную борьбу траянского жреца и его сыновей со змеями. Найденная в 1506 году под землей на Эсквилине, она считается (что подтверждено и авторитетным мнением Микеланджело и Джулиано да Сангалло) именно той скульптурой, о которой писал в начале нашей эры Плиний Старший.

В Зале муз (Sala delle Muse) находится великолепный Бельведерский торс (Torso Belvedere) – греческая скульптура I века до н.э., которая стала образцом для Микеланджело в изображении нагих тел в Сикстинской капелле. Следующее помещение – Круглый зал (Sala Rotonda). Здесь, в стенных нишах, установлены гигантские статуи римских и греческих богов, среди которых выделяется позолоченная бронзовая статуя Геркулеса (Ercole). В центре зала расположена огромная красная порфировая чаша, найденная в Золотом доме императора Нерона. Пол украшает великолепная мозаика, изображающая морских чудовищ и битву греков с кентаврами.

ГРИГОРИАНСКИЙ ЭТРУССКИЙ МУЗЕЙ (MUSEO GREGORIANO ETRUSCO)

Григорианский Этрусский музей расположен на верхнем уровне Бельведерского дворца, куда ведет лестница Симонетти XVIII столетия. Основу экспозиции составляют артефакты, обнаруженные при археологических раскопках этрусских захоронений в Южной Этрурии (сегодня – территория северного Лацио), а также коллекция древнегреческой керамики и предметов быта римлян и этрусков. Особый интерес представляет «Марс из Тоди» (Marte di Todi), бронзовая статуя воина IV в. до н.э., которая находится в Зале бронзы (Sala dei Bronzi).

ГАЛЕРЕЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ (GALLERIA DELLE CARTE GEOGRAFICHE)

Последняя из трех галерей (две другие: Галерея канделябров (Galleria dei Candelabri) и Галерея гобеленов (Galleria degli Arazzi)) представляет собой 120-метровый коридор, стены которого украшают топографические карты Италии XVI века.

СТАНЦЫ РАФАЭЛЯ (STANZE DI RAFFAELLO)

Четыре Комнаты Рафаэля служили резиденцией папы Юлия II. Сам Рафаэль собственноручно расписал только две из них: Станцу делла Сеньятура (Stanza della Segnatura, 1508-1511) и Станцу Гелиодора (Stanza d’Eliodoro, 1512-1514). Фрески в двух других залах – Станце Пожара в Борго (Stanza dell’Incendio, 1514-1517) и Станце Константина (Stanza di Constantino, 1517-1524) – выполнены по эскизам мастера его учениками.

Первое помещение, в которое вы попадете – Станца Константина, расписанная фресками с изображением сцены битвы императора Константина с Максенцием у моста Мильвио. Далее следует Станца Гелиодора, которая использовалась папой для частных аудиенций. Тематика ее фресок – божественное покровительство, оказываемое Всевышним церкви. Самая известная из фресок изображает изгнание Гелиодора из Иерусалимского храма и, возможно, намекает на выдворение французов из Папской области во времена папы Юлия II. Слева от нее находится фреска «Месса в Больсене»: священник, совершающий богослужение в городе Больсена, замечает упавшие на освященную облатку капли крови. Следующая фреска – «Встреча Льва Великого с Аттилой» (Incontro di Leone Magno con Attila) – написана Рафаэлем и его учениками. На четвертой стене находится фреска «Освобождение Cвятого Петра» (Liberazione di San Pietro), рассказывающая об освобождении из темницы апостола Петра. Мастерское использование светотени на этой фреске стало ответом Рафаэля на критические высказывания в его адрес: многие утверждали, что он получил заказ лишь благодаря связям в Ватикане, а не из-за своего таланта.

В четвертой комнате, Станце делла Сеньятура, можно увидеть ранние работы Рафаэля, а также его величайшее творение – фреску «Афинская школа» (La Scuola d’Atene), на которой изображены Платон и Аристотель в окружении известных философов. В одинокой фигуре на лестнице можно признать лицо Микеланджело, Леонардо да Винчи представлен в образе философа Платона, а Браманте – в образе Эквилида. Рафаэль изобразил и самого себя на этой фреске (вторая фигура в правом нижнем углу).

СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА (CAPPELLA SISTINA)

Сикстинская капелла – единственное место, которое не может пропустить ни один из 12000 туристов, ежедневно приходящих в музеи Ватикана. Именно здесь находятся два самых известных произведения искусства в мире – потолочный цикл фресок Микеланджело, а также его творение «Страшный суд» (Giudizio Universale) на алтарной стене капеллы. И именно в этом месте, каждый раз после смерти папы, собирается тайный конклав для избрания нового понтифика.

Капеллу построили в 1484 году по заказу папы Сикста IV, именем которого она и была названа. В 1508 году Папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолочные своды капеллы. Легенда утверждает, что заказ на роспись Сикстинской капеллы стал результатом происков недоброжелателей мастера. Молодой скульптор в то время увлеченно трудился над созданием величественной гробницы папы Юлия II. Однажды художнику пришлось отлучиться из Рима. В этот момент его завистники, возглавляемые Браманте (тогда главным архитектором собора Святого Петра, проект которого впоследствии был передан Микеланджело), смогли убедить папу, что такое тщательное внимание к украшению и обустройству его собственной гробницы является дурным предзнаменованием, и предложили озадачить скульптора росписью плафона капеллы Сикста IV. Расчет недругов гения Возрождения был прост: отвлечь его от ваяния скульптур, в котором превосходство Микеланджело не подлежало сомнению, и довести до отчаяния вынужденной работой — к живописи Микеланджело тогда не проявлял особого интереса и еще не имел необходимого опыта.

Когда Микеланджело вернулся в Рим, его ждало новое распоряжение понтифика – бросить работу над скульптурной композицией гробницы и переключиться на роспись потолка капеллы. Как и ожидалось, художник встретил известие без тени энтузиазма. Он всячески стремился переадресовать его, однако папа, человек властный и упрямый, видя сопротивление мастера, лишь утвердился в своем желании поручить роспись капеллы Микеланджело. Нехотя художник приступил к работе – вызвал из родной Флоренции помощников и начал подготовку к созданию фрески. Надо сказать, в замысле первого проекта росписи полностью отразились противоречивые чувства мастера по отношению к этому заказу. Он был более чем скромен, планируя изобразить лишь фигуры 12 апостолов. Но неожиданно для всех (и в первую очередь для самого себя) работа полностью захватила его. Он практически не выходил из капеллы и за 4 года создал одно из величайших произведений искусства общей площадью 800 кв.м. Как за такой короткий период ему удалось это сделать, до сих пор остается загадкой для исследователей.

На потолочных фресках работы Микеланджело, которыми лучше всего любоваться, стоя у главного входа в капеллу (в противоположной стороне от входа для посетителей), изображены 9 сцен из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Солнца, Луны и растений», «Отделение тверди от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп» и «Опьянение Ноя».

Одним из наиболее цитируемых изображений в истории мировой живописи считается фреска «Сотворение Адама» – Бог протягивает свою руку навстречу руке Адама и практически касается ее, таким образом пробуждая его к жизни. Фреска «Грехопадение и изгнание из рая» разделена на две части: слева Адам и Ева протягивают руки к древу добра и зла и принимают плод из руки Змея, а справа – ангел с мечем изгоняет их из Эдемского сада. Посредине фрески изображено само дерево, вокруг которого обвивается Змей. Центральные сцены свода чередуются с изображением фигур мускулистых нагих мужчин.

Западную стену, расположенную позади алтаря Сикстинской капеллы, занимает масштабная (200 кв.м) фреска «Страшный суд» (Giudizio Universale), на которой, в общей сложности, нарисован 391 персонаж. Главной темой композиции является второе пришествие Христа и Апокалипсис. В верхней части изображен сонм летящих ангелов, в центре доминируют фигуры Христа и Девы Марии в окружении блаженных, а нижняя часть посвящена воскрешению мертвых, вознесению на небо спасенных и низвержению в ад грешников. Тема была выбрана папой Павлом III в напоминание всем католикам о необходимости подчинятся церковным догматам. Микеланджело начал работу над фреской в 1537 году, а закончил ее в 1541 г. 24 года спустя, при папе Пие IV, нагота персонажей «Страшного суда» вызвала массу споров и разногласий. В конце концов, было решено их целомудренно «одеть». Драпировками фигур занимался Даниэле да Вольтерра, один из учеников Микеланджело. Он ограничился тем, что слегка прикрыл обнаженные тела фиговыми листами и набедренными повязками.

Настенные фрески XV столетия, на которых изображены сцены из жизни Моисея (южная стена) и Христа (северная стена) являются работой целой группы выдающихся художников эпохи Возрождения: Боттичелли, Доменико Гирландайо, Перуджино, Пинтуриккио и Луки Синьорелли. Особого внимания заслуживают «Искушение Христа» работы Боттичелли (вторая фреска справа) и «Вручение ключей апостолу Петру» кисти Перуджино (пятая фреска справа).



Рассказать друзьям