Скульптура мухиной рабочий и колхозница год создания. История рабочего и колхозницы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Знаменитая скульптура, названная в Большой советской энциклопедии "эталоном социалистического реализма", была изготовлена в 1935-1937 годах для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, который и был открыт там 25 мая 1937 года. Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном. Скульптурная группа из двух фигур, поднявших над головами серп и молот, изготовлена из нержавеющей хромоникелевой стали. Ее высота от подножия до вершины серпа - 24 м. Рост рабочего - 17,25 м, рост колхозницы - 10 м. Общий вес - 80 тонн.

В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку. Для того чтобы вывезти из Союза и провезти через тоннель в Париже, а потом снова установить на родине 24-метровые фигуры пришлось резать и сваривать каркас на месте. Скульптуру везли в Париж, разобрав ее на 65 частей и уместив детали в 28 железнодорожных вагонах. Для сборки на месте в Париж направились ведущие инженеры, монтажники, слесари, сварщики и жестянщики. Потом в помощь им наняли французских рабочих. Одиннадцать дней ушло на сборку - и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана. Там скульптуру водрузили в павильоне СССР как раз напротив немецкого павильона с гитлеровским орлом на макушке.

После выставки скульптуру планировали переплавить, но она очень понравилась французам; парижане даже хотели оставить ее у себя.
Из Парижа скульптуру вернули расчлененной на 44 части. При перевозке она была повреждена. За восемь месяцев (январь - август 1939 года) в Москве скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ныне ВВЦ).

Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году "Рабочий и колхозница" стала маркой отечественного кинематографа - символом киностудии «Мосфильм». С её изображения на фоне Спасской башни Кремля в 1947 году начался фильм Григория Александрова "Весна". В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему "Мосфильма" официально. Но поскольку скульптура большая и при её съемках под углом происходило некоторое искажение изображения, в ноябре 1950 года был заключён специальный договор с Мухиной, по которому она приняла на себя обязательство изготовить для "Мосфильма" уменьшенную модель своих "Рабочего и колхозницы". Выполненная из гипса, скульптура перешла в собственность студии 29 мая 1951 года - она получила право использовать её объёмное изображение на заставке к своим лентам. В соответствии с действующим российским законодательством "Мосфильм" произвёл перерегистрацию торговой марки в качестве охраняемого законом товарного знака сроком вплоть до 2009 года. С марки "Рабочий и колхозница" начинались такие фильмы, как "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Андрей Рублёв", "Калина красная" и сотни других картин, составивших всемирную славу отечественного кино. Весь кинематографический мир стал ассоциировать это изображение как с именем "Мосфильма", так и с великими именами российских мастеров кино. А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на "Мосфильме".

В 1979 году скульптуру реставрировали. В перестроечные годы появилась идея установить монумент на стрелке Большого Каменного острова, между "Ударником" и Крымским мостом, однако это место оказалось занято Петром I работы Зураба Церетели. Чуть позже судьбой памятника заинтересовался адвокат Анатолий Кучерена, обратившись в Управление охраны памятников архитектуры Москвы с просьбой продать одной американской фирме "Рабочего и колхозницу". Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России.

В октябре 2003 году начались работы по реконструкции скульптуры "Рабочий и колхозница". Ее демонтировали, разобрав сначала на 17 частей, потом - на сорок. Реставрация такого уровня осуществляется впервые. Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34,5 метра (раньше скульптура стояла на десятиметровой отметке). При "росте" скульптуры в 24,5 метра общая высота памятника с постаментом будет около 60 метров. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке. Памятник будет вписан в красивый многофункциональный комплекс. За все, что будет располагаться под памятником, отвечает инвестор - хозяин многоярусной подземной автостоянки, которая будет "утоплена" под многофункциональным комплексом.

Борис РУДЕНКО. Фото Игоря Константинова и из архива ВИАМа.

По-видимому, до того дня, когда над Москвой вновь вознесётся знаменитое творение скульптора Веры Мухиной, остаётся не так уж долго. Работы по восстановлению монумента перевалили за экватор, для него строится постамент, новое открытие скульптуры запланировано на 5 декабря 2009 года, и есть немалая уверенность, что оно состоится в намеченный срок. Как всякое выдающееся произведение искусства, «Рабочий и колхозница» имеет свою историю. Даже две - старую и новую, которые мы сейчас расскажем.

Монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»

2003 год. Финальная стадия разборки монумента.

Каждый из 5000 элементов скульптуры предстояло промаркировать, сфотографировать и оценить степень коррозионного износа.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Один из наиболее крупных фрагментов - рука рабочего с молотом.

После компьютерной обработки на фотографии элемента памятника (справа) «проявляются» участки, поражённые коррозией.

Знаменитый монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» спасён для истории специалистами Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов.

СОЗДАНИЕ

Если кто-то недоумевает, зачем понадобилось восстанавливать явно политизированный символ ушедшей советской эпохи, сразу поясним: «Рабочий и колхозница» - действительно символ и в самом деле остро политизированный. Но в то же время это признанное и известное во всём цивилизованном мире великое произведение монументального искусства, которым мы по праву гордились долгие годы.

Идея скульптуры - фигуры рабочего и колхозницы, объединённые единым поступательным движением, - принадлежала архитектору Б. М. Иофану, автору советских павильонов на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке, знаменитого Дома на набережной, кинотеатра «Ударник» и неосуществлённого проекта Дворца Советов, который намеревались построить на месте взорванного храма Христа Спасителя. Монумент должен был увенчать павильон СССР на Парижской выставке 1937 года.

Летом 1936 года объявили закрытый конкурс, к участию в котором допустили четырёх наиболее известных в то время скульпторов: В. А. Андреева, И. Д. Шадра, М. Г. Манизера и Веру Игнатьевну Мухину. Удивительна её судьба. Обласканная Сталинскими премиями, правительственными наградами и почётными званиями, Вера Мухина ни разу не имела персональной выставки. За исключением памятников Горькому и Чайковскому (проекты которых ей пришлось радикально переделывать по желанию властей) да двух бюстов дважды Героям Советского Союза, ей не удалось реализовать ни одного творческого замысла…

Через два месяца состоялся показ. Одну и ту же идею каждый из участников конкурса воплотил совершенно по-разному. У одного фигуры застыли в неколебимом монументальном спокойствии (Андреев), у другого, напротив, они рвались вперёд с постамента, словно конькобежцы-спринтеры (Шадр), у третьего - уподобленные совершенными лицами и телами олимпийским богам, с улыбкой взирали на окружающий мир (Манизер). Видимо, каждый из этих проектов был по-своему прекрасен и достоин восхищения. Но только Мухиной удивительным образом удалось запечатлеть момент уверенного, но незаконченного движения. Монумент словно бы утверждал: мы добились многого, мы твёрдо поступательно движемся вперёд, но впереди ещё немало великих дел…

В итоге именно проект Веры Мухиной был утверждён правительственной комиссией во главе с В. М. Молотовым. Н. Воронов - автор книги «Рабочий и колхозница», выпущенной издательством «Московский рабочий» в 1990 году, приводит рассказ одного из создателей экспозиции советского павильона К. И. Рождественского:

«Прибывший на просмотр конкурсных работ Молотов задал Мухиной вопрос:

Зачем этот шарф? Это же не танцовщица, не конькобежец!

Хотя обстановка на просмотре была очень напряжённая, Мухина спокойно ответила:

Это нужно для равновесия.

Она, конечно, имела в виду пластическое, образное равновесие и столь необходимую ей горизонталь. Но председатель, не сильно искушённый в искусстве, понял её «равновесие» в чисто физическом смысле и сказал:

Ну, если это технически нужно, тогда другой вопрос…»

А шарф на самом деле заставил инженеров, воплощавших проект в металл, изрядно поломать головы. Чтобы жёстко и надёжно закрепить пятитонный фрагмент на монументе, пришлось рассчитывать специальную каркасную ферму. Тем не менее и это препятствие было успешно преодолено.

В невероятно короткие сроки, всего за считанные месяцы, пять тысяч деталей, из которых складывался монумент, были «выколочены» из листов нержавеющей хромоникелевой стали на деревянных и гипсовых моделях и собраны на специально сконструированном инженерами каркасе для окончательного утверждения высокой комиссией. Впервые в стране и, пожалуй, в мире, по совету выдающегося советского металловеда профессора
П. Н. Львова, при сборке была применена точечная сварка. Не обошлось без инцидента, каковые стали к 1937 году почти обычными. Директор завода, на котором изготавливались фрагменты статуи, убоявшись, что не справится с заданием вовремя, написал донос на Мухину и её помощников, обвинив их в намеренном затягивании работы, а также в том, что в отдельных местах оболочки просматривается профиль злейшего врага народа Троцкого. И хотя правительственная комиссия, возглавляемая всё тем же Молотовым и К. Е. Ворошиловым, а затем и лично Сталин, который специально приехал ночью поглядеть на монумент, профиля ненавистного Троцкого не обнаружили, несколько инженеров после окончания Парижской выставки были арестованы и репрессированы. Но тогда всё обошлось, монумент благополучно разобрали и доставили в Париж, где за 11 дней снова собрали на крыше павильона СССР.

Интересно, что на этой выставке наш павильон располагался точно напротив германского. Немцы намеренно не спешили с завершением своего строения, наблюдая за тем, как идут дела у нас. Дождавшись, когда «Рабочий и колхозница» были установлены, они надстроили свой павильон так, что он стал на десяток метров выше нашего, а на крыше посадили железного орла. Но в перспективе на фоне монумента Веры Мухиной орёл выглядел маленьким, ну, чуть побольше воробья. Очевидцы тех событий рассказывали, что, глядя на него, посетители выставки улыбались, а «Рабочему и колхознице» нередко аплодировали.

Выставка завершилась, и монумент вновь отправился в Москву, где был собран на том месте, где посетители ВДНХ привыкли его видеть, и простоял почти 70 лет.

Место было выбрано, прямо скажем, неудачное. Размеры пьедестала тоже не соответствовали масштабам скульптуры. Пятьдесят лет Б. М. Иофан, а затем его ученики и последователи добивались переноса великого произведения искусства на более достойную площадку и основание. Такое решение было принято лишь в 1987 году, и даже объявили творческий конкурс, но - поздно. Обследование монумента показало, что стальной каркас разъеден коррозией и практически полностью нуждается в замене. А потом начались «лихие девяностые», не до статуй было, если только вопрос не стоял об их низвержении. В 2003 году скульптуру разделили на 40 фрагментов и отправили на реставрацию (а как оказалось - на длительное хранение) в цех Центрального научно-исследовательского института стальных конструкций им. В. А. Кучеренко.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Долгие шесть лет шла борьба за восстановление великого памятника. Собственно, слово «борьба» тут не вполне подходит. Скорее, рутинное составление писем и хождение по многочисленным инстанциям. Тоскливое ожидание в приёмных высоких кабинетов. Никто и не возражал - все были согласны, только денег не давали. Снова было не до того. Но деньги наконец нашлись. Заслуга в том московских властей и лично мэра Ю. М. Лужкова не подлежит никакому сомнению, хотя по законам российского свободного рынка конкурс-тендер на право реконструкции скульптуры выиграла фирма, до того занимавшаяся лишь проектированием канализационных коллекторов. Да и бог с ней, чем бы она там не занималась. Главное - воссоздание монумента началось. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников, шесть лет боровшийся за возрождение шедевра. Ведущим научным учреждением проекта - Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ). Нимало не желая умалить роль других предприятий - участников восстановления - стройка-то идёт, как прежде, почти всенародная, - констатируем лишь, что без ВИАМа было не обойтись, потому что речь шла о материалах высокой коррозионной стойкости, которые должны продержаться как минимум ближайшие сто лет, и потому что внутренняя конструкция монумента невероятно напоминает строение летательного аппарата. Те же каркасные рёбра, стрингеры, нервюры, призванные обеспечить лёгкость и прочность изделия, как и у самолётных фюзеляжей. Столь же высокая коррозионная устойчивость.

К тому же эта работа для института была не первой. Памятник Ю. А. Гагарину на площади Калужской заставы, обелиск «Покорителям космоса» около станции метро «ВДНХ» - в их создании в своё время тоже принимали участие специалисты ВИАМа.

Генеральный директор ВИАМа академик Е. Н. Каблов считает восстановление монумента своим долгом. Кстати, без малейшей патетики. Просто долгом, который непременно существует у каждого нормального человека и гражданина России. Его сотрудники с ним согласны. Не потому, что Каблов их начальник. Они все - единомышленники. Когда сидели за большим столом и они рассказывали, как работали, что у ветеранов института Веры Яковлевны Белоус и Светланы Алексеевны Каримовой (они занимались разработкой технологии очистки поверхности и удаления продуктов коррозии), что у Дмитрия Сивакова возраста моего сына (придумал, как оценивать степень износа фрагментов) глаза светились совершенно одинаково - светом увлечённых своим делом творцов.

Итак, вот каким станет возрождённый монумент снаружи и изнутри.

Каркас восстанавливается по образу и подобию существовавшего. Однако из-за того, что изменились материалы каркаса, несколько изменилась и его конструкция. Снаружи-то этого не видно. Нижняя часть, доступная для осмотра и профилактики, - из углеродистых сталей. Эти балки металлизируются цинком, а потом покрываются лакокрасочной защитой. А верхняя, куда и ползком не добраться, - руки, пятитонный развевающийся шарф - из нержавеющей стали, которой надлежит стоять сто лет. Каркасные балки квадратного сечения с толщиной стенки от 16 до 30 мм соединяются одна с другой нержавеющими болтами. Рассчитывали каркас заново (поскольку прежняя документация не сохранилась) специалисты ЦНИИ строительных металлоконструкций им. Н. П. Мельникова. А строят его и собирают сейчас на заводе «Энергомаш» в Белгороде, одном из лучших и наиболее современно оснащённых предприятий отрасли, успешно пережившем потрясения экономических реформ и кризисов.

Но вначале нужно было оценить степень износа памятника. Потому что если полностью обновляется более 30% скульптуры, то это уже не реставрация, а реконструкция. Монумент перестаёт быть авторской работой. И тут по каждому элементу требовалась исключительная точность вывода: восстанавливать или заменять. Методы «неразрушающего контроля» - оценки запаса прочности металла без внедрения в его структуру - существуют давно. Например, изделие помещают в специальную камеру и воздействуют на него вихревыми токами, фотографируя процесс. Только камеры, в которую могли бы поместиться огромные части монумента, в мире ещё не построили (может, где-то и построили, но нам не говорят). Нужно было придумать что-то другое. И придумали.

Фотографировали каждую деталь, а потом анализировали снимки, раскладывая цветовой спектр на компьютере. Обнаружив, чем отличаются поражённые коррозией участки от нетронутых, разработали программу анализа. Известно, что восстанавливать, реставрировать намного тяжелей и дольше, чем создавать впервые. И тут так было. Чтобы отснять и проверить каждый из пяти тысяч элементов монумента, понадобилось два полных месяца работы с грубейшими нарушениями трудового законодательства по поводу продолжительности рабочего дня и недели. Всё тот же азарт, трудовой порыв, как и семьдесят лет назад. Аврал - с утра до ночи. Всё как всегда. И ветераны и молодёжь «пахали», как на стройке Днепрогэса. Видимо, в этом отношении мы навсегда останемся неисправимы…

Работали группами. Одна фотографировала и тут же маркировала отснятые элементы. Другая обрабатывала снимки на компьютере.

Когда закончили, облегчённо вздохнули. Удивительное дело: замене подлежало менее 500 элементов - всего около 10%! Остальные вполне поддавались восстановлению. Так что возрождённый «Рабочий и колхозница» под категорию новодела, подобно гостинице «Москва», точно не попадёт.

Одновременно рентгенологи проверяли качество сварных точек. Выборочно, конечно, потому что точек этих там чуть меньше миллиона. И тут тоже обнаружили повод для восхищения профессионализмом отцов и дедов: ни одного отрыва сварки не нашлось. А ведь тогда только-только осваивали точечный метод, да и методов контроля ещё не существовало!

Чтобы очистить элементы статуи от коррозии, использовали созданную в ВИАМе пасту. Этот состав, кстати, получил награду международной Брюссельской выставки. Паста не содержит вредных для человека веществ и соответственно их не выделяет. Позволяет обрабатывать поверхности любого угла наклона. Не стекает, не капает, не расползается. Обеспечивает полное удаление продуктов коррозии, не повреждая саму металлическую основу. То есть ни растрава, ни уноса металла не происходит. Она повышает эффективность работы пассивной плёнки защиты, которой обладает каждая нержавеющая сталь. После обработки этой пастой коррозионная стойкость возрастает в разы. Повышается адгезия к лакокрасочным покрытиям - то есть «сцепляемость» с ними, краска или лак не отшелушится, не отстанет со временем. Наносить её можно губкой, щёткой - как угодно, на конечный результат это не влияет. Специально для «Рабочего и колхозницы» сделали тонну пасты.

Но перед этим статую нужно было как следует помыть. На поверхности за 70 лет скопились не только продукты коррозии. Нагар от выхлопных газов, сухой остаток от атмосферной влаги. Да и голуби над монументом часто летали и даже внутри жили. На нижних поверхностях - шарф, юбка, - там, где активней конденсировалась влага, вообще образовывались словно бы зачатки сталактитов. Специальный препарат отечественного НПО «Технобиор» прекрасно справился с возникшей проблемой. Это нелетучий растворитель, крайне вредный для тех, кто его применяет. Препарат настолько текуч, что проникает в мельчайшие промежутки между металлом и наслоениями, разрыхляет грязь, позволяя её легко отодрать.

Чтобы монумент теперь уж точно простоял сто лет, оболочку и снаружи и изнутри надо дополнительно защитить. Сначала предполагалось, что на неё нанесут титановое покрытие. Титан - замечательный материал, коррозия и титан - понятия несовместные. Только для этого нужна специальная камера, процесс покрытия - высокотемпературный. Строить громадную камеру для громадных фрагментов монумента безумно дорого. К тому же в паре титан - нержавейка возникает при наличии влаги электрохимический процесс. Поэтому специалисты ВИАМа предложили применить тонкоплёночные составы, которые гарантированно обеспечивают защиту от любых внешних воздействий на 10 лет и должны периодически возобновляться.

Вот тут возникла проблема: требовалось точно сохранить все цветовые оттенки скульптуры. Значит, средство должно быть не просто бесцветным, но и не менять оттенки поверхности при взгляде с любого ракурса. К сожалению, отечественные защитные средства при всех их прекрасных рабочих качествах все цветные, дают оттенки. Для летательных аппаратов оттенки никакого значения не имеют, но тут дело другое. Это, пожалуй, единственный случай в работе по реставрации монумента, когда ВИАМ рекомендовал воспользоваться импортным материалом.

На белгородском «Энергомаше» заканчивается изготовление каркаса. Скоро его привезут в столицу, и начнётся завершающая стадия восстановления. Пьедесталом для «Рабочего и колхозницы» теперь станет внешне точная копия павильона СССР на Парижской выставке 1937 года. Внутри - выставочные и лекционные залы, внизу - автомобильные паркинги. Водружать скульптуру на пьедестал будут с помощью громадного 750-тонного крана со стометровой стрелой, купленного за рубежом. Понятно, что он послужит не только для этой цели - на подъёме монумента импортную технику просто впервые опробуют. Скоро мы всё это увидим сами.

Конечно, монумент не завод по производству нанороботов-врачей для лечения язвы желудка или скоростных мотоциклов, которые можно догнать только на фронтовом истребителе. Статуя будет просто тихо стоять, радуя людские взоры своим совершенством. Но такого нигде ещё не делали, она - символ того, что мы можем сделать, когда захотим, разумом своим светлым и золотыми руками. Ну как не повод для осторожного оптимизма?!

Фото: Скульптура "Рабочий и колхозница"

Фото и описание

Скульптура «Рабочий и колхозница» - памятник монументального искусства, символ советской эпохи. Замысел принадлежит архитектору Борису Йофану. Скульптурный конкурс выиграла скульптура Веры Мухиной.

Монумент изготовили из нержавеющей хромированной стали. Высота монумента примерно 25 метров, а высота постамента примерно 33 метра. Вес монумента равен 185 тоннам.

В начале Мухина изготовила полутораметровую гипсовую модель. По этой модели на опытном заводе Института металлообработки и машиностроения выполнили огромный монумент. Руководил работами профессор П. Н. Львов. Скульптура украсила советский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Во время перевозки из Парижа монумент был поврежден. В первой половине 1939 года ее реставрировали и установили на постамент у входа на Всесоюзную Сельскохозяйственную Выставку (ныне ВВЦ). В Большой советской энциклопедии скульптуру назвали «эталоном соцреализма».

В 1979 году монумент реставрировали. Но к началу двухтысячных монумент требовал капитальной реконструкции. В 2003 году монумент был разобран. 40 отдельных фрагментов отправили на реставрацию. Предполагалось вернуть его на место к концу 2005 года. Проблемы финансирования привели к задержке реставрационных работ, и они были завершены только к ноябрю 2009 года.

Реставраторы укрепили несущий каркас скульптуры. Все части монумента очистили и провели антикоррозийную обработку. Установили монумент на прежнее место, но на новый постамент. Он в точности повторял оригинальный, построенный в 1937 году, но немного укороченный. Новый постамент выше старого на 10 метров. Устанавливали монумент «Рабочий и колхозница» 28 ноября 2009 года, специальным краном. Торжественно открыли 4 декабря 2009 года.

В постаменте-павильоне находится выставочный зал и музей Веры Мухиной. В сентябре 2010 года в павильоне открыли музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». В нем размещена экспозиция, посвященная истории создания памятника в проектах, макетах и фотографиях.

После реконструкции монумент «Рабочий и колхозница» вошел в состав объединения музеев «Столица». Кроме него в «Столицу» входят: МГВЗ «Новый Манеж», ЦВЗ «Манеж», «Домик Чехова», музей Сидура и другие.

1 июля исполнилось 127 лет со дня рождения советского скульптора Веры Мухиной, самым знаменитым и "народным" произведением которой является монумент «Рабочий и колхозница». Его называли символом советской эпохи и эталоном соцреализма, хотя в свое время скульптуру чуть не забраковали из-за того, что в складках платья крестьянки кому-то почудился силуэт врага народа Л. Троцкого.

Проект советского павильона архитектора Б. Иофана

В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше. Борис Иофан так объяснял свою идею: «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это – павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника – крылатая победа».

Советский павильон на выставке в Париже, 1937

Сама экспозиция была довольно скудной, по сути павильон был главным экспонатом. Рабочий и колхозница олицетворяли хозяев советской земли – пролетариат и крестьянство. На идею композиции Иофана натолкнула античная статуя «Тираноборцы». Соединение серпа и молота – тоже не находка Иофана и Мухиной, в работах некоторых художников эта идея уже имела свое воплощение. Архитектор разработал общий проект, а найти его конкретное решение предстояло скульптору.


Слева – Тираноборцы. V в. до н. э. Справа – скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница*

Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. «Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры, изначально задуманные обнаженными.


Проекты скульптуры В. Андреева и М. Манизера

Гипсовая модель Б. Иофана и проект скульптуры В. Мухиной

В начале 1937 г. с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого. Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.

Вера Мухина в мастерской, 1940-е гг.

Слева – сборка статуи на опытном заводе. Справа – собранная скульптура

Размеры статуи были впечатляющими: в высоту она достигала 23,5 метра и весила 75 тонн. Для транспортировки на выставку скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили на 28 платформ. После сборки в Париже статуя произвела настоящий фурор. Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней». Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая сталь на фоне сиреневого парижского неба.

Процесс сборки статуи

Ромен Роллан писал: «На Международной выставке, на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».

Рабочая модель скульптуры

Рабочая модель скульптуры

После окончания выставки скульптура была вновь разобрана и перевезена в Москву. Там ее восстановили из толстых листов стали и установили на гораздо более низком постаменте перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В 1947 г. статуя «Рабочий и колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». А Вера Мухина заслуженно получила негласное звание первой леди советской монументальной скульптуры.

В Москве и выражающая идеологию Советского государства в период строительства социалистического строя. Памятник сооружен для Всемирной выставки в Париже 1937 года, идея его создания принадлежит архитектору Борису Иофану, а воплотила в жизнь проект скульптор Вера Мухина.

Можно ли назвать скульптурную группу «Рабочий и колхозница» памятником? В каком-то смысле – да, поскольку это памятник советской эпохе.

Описание

Композиция представляет собой динамичные фигуры девушки и юноши, в поднятых руках которых – серп и молот, эмблема СССР. Работая над проектом, Борис Иофан хотел показать единство, дружбу и целеустремленность рабочего класса и крестьянства, что именно они являются хозяевами страны Советов.

Монумент выполнен из нержавеющей стали, его высота составляет 23,5 метра. Памятник установлен на павильоне-постаменте высотой 34,5 метра, в котором размещается Музейный комплекс «Рабочий и колхозница», общий вес композиции – около 185 тонн.

Экспонаты музея рассказывают об истории сооружения памятника, в его залах представлены проекты, макеты и фотографии, личные вещи создателей монумента.

Адрес монумента «Рабочий и колхозница»

Проспект Мира, дом №123Б, проезд до станции метро ВДНХ

Как доехать до скульптуры «Рабочий и колхозница»

Вскоре монумент «Рабочий и колхозница», выражавший идеологию социалистического государства, появился на экранах фильмов «Подкидыш», «Светлый путь» и «Здравствуй, Москва», а с 1948 года изображение скульптуры стало эмблемой киностудии Мосфильм.

В 2003 году монумент был разобран на 40 частей и началась его реконструкция. Открытие скульптурной группы «Рабочий и колхозница» состоялось в ноябре 2009 года. Основанием памятника служит специально построенный павильон музейно-выставочного центра, по своей форме, напоминающий тот, что был сооружен на выставке в Париже в 1937 году.



Рассказать друзьям