Словарь музыкальных терминов для гитариста. Словарь гитариста: как устроена акустическая гитара

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МОУДОД «Детская музыкальная школа № 40», г. Новокузнецк

Краткий музыкальный словарь для подготовки учащихся к техническому зачету по классу гитары

Музыка в жизни человека – мощная сила эмоционального воздействия и могучий источник духовной энергии. На протяжении все многовековой истории музыка – неизменный друг и спутник человека в его радостях и горестях, помощник в борьбе и труде. Настоящая музыка, выражая сокровенные думы и чувства человека, его надежды и душевные потрясения, проникает в сознание слушателей, будит благородные чувства, организует волю, вызывает решимость действовать во имя великих идеалов, подлинного гуманизма. Музыке принадлежит большое и важное место в духовной жизни нашего народа. Много надо потратить усилий и долго дружить с музыкой, чтобы разобраться в тонком механизме превращения звуков в музыку, понять, как звуки приобретают художественный смысл.

Эстетические переживать музыку – тоже своего рода искусство. Полноценное восприятие музыки не является привилегией только музыканта-профессионала. Истинным ценителем музыки может быть в равной степени и профессионал, и любитель музыки. Важно, чтобы их роднило общее стремление к повышению знаний о музыке, к развитию музыкальных способностей и совершенствованию эстетических убеждений, художественного вкуса. Вот для этого необходим словарь. Словарь является справочным пособием для учащихся музыкальных школ по классу гитары, для подготовки к техническому зачету, а также для любителей гитарной музыки. В словаре использованы наиболее употребительные слова и термины на иностранных языках , а также сведения о выдающихся исполнителях-гитаристах и композиторах, пишущих музыку для гитары.

Цель словаря – дать нужные справки, ответить на вопросы возникающие при слушании музыки, чтении литературы о музыке, при дальнейшем музицировании. Помочь при разборе музыкальных произведений учащимся музыкальных школ.

1. Ознакомление учащихся с основными требованиями при подготовке к техническому зачету.

2. Освоение музыкальной терминологии для успешного применения в работе над музыкальным произведением.

3. Расширение кругозора о выдающихся исполнителях, композиторах гитаристах разных стран.

Материал словаря распределен по классам, начиная со 2 класса по 5 класс .

Требования по подготовке к техническому зачету (термины)

ü Основные приемы звукоизвлечения:

Apoyando (апояндо) – играть с опорой на соседнюю струну

Tirando (тирандо) – играть без опоры

ü Открытый строй гитары: Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми

ü Знаки сокращенного письма:

Реприза – знак повторения

Вольты – разные окончания

De capo al Fine (де капо аль фине) – повторить сначала до слова конец

ü Знаки альтерации:

Диез – знак, повышающий ноту на полтона

Бемоль – знак, понижающий ноту на полтона

Бекар – знак, восстанавливающий первоначальное значение ноты

ü Динамические оттенки:

pp (пианиссимо) – очень тихо

p (пиано) – тихо

mp (меццо-пиано) – не очень тихо

mf (меццо-форте) – не очень громко

f (форте) – громко

ff (фортиссимо) – очень громко

cresc. (крещендо) – постепенно усиливая звук

dim. (диминуэндо) – постепенно ослабляя звук

ü Гамма – звукоряд нот от тоники до ее повторения

ü Строение гамм:

Dur (мажорная) – 2 тона полутон 3 тона полутон

moll (минорная) – тон полутон 2 тона полутон 2 тона

Хроматическая – строится по полутонам

ü Апликатура – способ обозначения пальцев

ü Темп – степень скорости исполнения

Lento (ленто) – медленно

Adagio (адажио) – медленно, нежно

Andante (анданте) – не спеша, шагом

Andantino (андантино) – несколько скорее, чем анданте

Moderato (модерато) – умерено

Allegretto (аллегретто) – оживленно

Allegro (аллегро) – скоро

Ritenuto (ритенуто) – сдерживая

ü Строение гитары: колки, гриф, лады, струны, порожки (верхний, нижний), розетка, подставка, дека (верхняя, нижняя), обечайка.

ü Родина гитары:

Испания – шести струнная

Россия – семиструнная

ü Композиторы – гитаристы:

Испания – Сагрерас, Сор;

Италия – Каркасси, Карулли;

Россия – Калинин, Иванов-Крамской, Иванова-Крамская, Козлов, Киселев;

ü Все термины за 2 класс

ü Интервал – расстояние между двумя звуками (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.)

ü Аккорд – созвучие и трех и более звуков

ü Арпеджио – разложенные аккорд

ü Виды арпеджио : восходящее, нисходящее, смешанное

ü Темпы :

Vivo (виво) – живо

Vivace (виваче) – чуть скорее, чем Vivo

Presto (престо) – быстро

Prestissimo (престиссимо) – очень быстро

Rallentando (ралентано) – замедляя

Accelerando (ачелерандо) – ускоряя

ü Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си

ü Порядок бемолей: си, ми, ля, ре, соль, до, фа

ü Премы игры на гитаре:

Барре – прием, когда указательный палец левой руки прижимает на одном ладу несколько струн или все. Бывает: большое (прижимаются все струны) и малое (прижимаются 2,3,4,5 струнн)

ü Все термины за 2, 3 классы

ü Случайные знаки:

Фермата – знак, обозначающий не ограниченное временем увеличение длительности

Акцент - выделение ноты

ü Штрихи:

Legato – связано

Nonlegato – не связано

Staccato – отрывисто

Morcato – подчеркивая

ü Динамические оттенки:

sf (сфорцандо) – внезапно громко

sp (субито пиано) – внезапно тихо

ü Обозначения характера музыки:

Dolce – нежно

Grave – тяжело

Graciozo – изящно

Con brio – с огнем

Contabile – певуче

ü Композиторы – гитаристы :

Испания – Санз, Пухоль Альбенис;

Франция – Визе, Кост;

Россия – Асафьев, Сихра, Панин;

ü Все термины за 2, 3, 4 классы

ü Приемы игра нагитаре:

Pizz – игра приглушенным звуком у подставки пульгаром, рука олжитьсяч ребром у подставки

Tremolo – чередование одного звука (a, m, i)

Исскуственный флажелет – звучит на октаву выше места прижатия, как флейта, палец индике касается струны у порожка и звук извлекается пальцем ануляр

Натуральный флажелет – особый тембр звучания струны на определенных ладах: XII, VII, V, IV, III

ü Обозначение характера музыки:

Animato – с воодушивлением

Maestozo – торжественно

Trancuillo – спокойно

Rubato – свободно

Espressivo – с експрессией, выразительно

ü Мелизмы - украшения:

Вибрато (vibr) – движение пальца левой руки из стороны в сторону и кисти и предплечья

Арпеджато – аккорд с украшениями

Мордент – играется с помощью технического легато, бывает: восходящее и нисходящее

Трель – состоит из основног звука, вспомогательного и равна продолжительности основного звука

Форшлаг - исполняется техническим лгато, бывает: длинный и короткий. Изображается ввиде маленьких нот перед главной

ü Композиторы – гитаристы:

Пако де Лусия, Джон Маклафлин, Мертц, Морено-Торроба, Льобет

Список литературы:

1. Михеева словарь в рассказах. - М.: Советский композитор, 1986г.

2. Спутник музыканта. Энциклопедический карманный словарь справочник / Ред.-составитель, М.-Л., Музыка, 1964г.

3. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Издательство "Музыка", 2008 гс.

4. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре, изд-во «Кифара», Москва, 1996г.

5. Искусство игры на шестиструнной гитаре, I, II, III, IV части, под ред. , Москва, 1991г.

6. Школа игры на шестиструнной гитаре А. Иванов - Крамской, г. Москва, 2008

7. Гаварян С., Рассказы о гитаре. Изд-во «Москва», 1998г.

8. Справочник 2000 года. Классическая гитара. Москва под ред. П. Верещагин, Е. Ларичев, Г. Ларичева, 2000г.

9. Как научить играть на гитаре. Мастер-класс. «Классика XXI века», г. Москва, 2006г.


Ф
ФАНЕРА Фонограмма.
ФЕЙД Угасание звуков композиции как концовка. Если на концерте используется этот прием - перед вами фанера.
ФЛАЖОЛЕТ Удар по струне, когда левый палец лишь ее легонько касается в зоне ее метрического деления (например, над 12 ладом). Получается гудящий звук.
ФЛАЖОЛЕТ ИСКУССТВЕННЫЙ Струна прижата или отжата - не важно, флажолет вызывается пальцем правой руки и медиатором. На драйв-дисторшне таким макаром свистят. Таким же способом я могу сыграть рок-н-ролльный квадрат на одной струне только правой рукой не прикоснувшись ни к одному ладу.
ФЛЕНДЖЕР Эффект набегания звука как бы со стороны. Попахивает эффектом Доплера.
ФЛОЙД РОУЗ Рычаг, позволяющий и ослаблять, и усиливать натяжение струн. Обычно мощная штука такая с микроподстройкой.
ФОРШЛАГ Коротенькая нота, ворующая длительность у основной (можно сказать просто "дрынь", а можно "д-дрынь" - как бы "дрынь" с форшлагом "д").
ФУЗ Эффект искажения звука. Слово слишком общее, да и на русском языке звучит неправильно (от глагола fuzz [фазз] - искажать).

В гитарной терминологии часто встречаются различные специальные слова, которые незнакомы начинающим гитаристам. Чтобы упростить жизнь новичкам, сайт рассказывает, как устроена акустическая гитара и предлагает глоссарий основных гитарных понятий.

Словарь гитариста: как устроена акустическая гитара. Содержание:

Устройство акустической гитары: основные термины

12-лад и 14-лад (12-fret/14-fret)

Термины используются для обозначения позиции на гитарном грифе в месте соединения с декой. У большинства акустических инструментов пятка располагается в районе 14 лада, в то время как 12-ладовое соединение встречается реже.

Нижняя дека и обечайка (Back/Sides)

Когда речь заходит о материале, из которого сделана акустическая гитара, то чаще всего говорят о материалах нижней деки (дна) и обечайки. Конструкция нижней части бывает двух видов:

  1. Резонанс (Solid Top);
  2. Ламинат (Laminated Top).

Резонанс изготавливается из цельного куска дерева, что сказывается на вибрационных качествах инструмента. Такое решение обычно встречается на дорогих моделях акустических гитар. В свою очередь, ламинат изготавливается из нескольких слоев древесины - это благоприятно влияет на прочность.

Канты (Bindings)

Канты располагаются по контуру инструмента. Помимо визуального эффекта, они придают корпусу прочности и защищают торцы деки от внешнего воздействия. Рядом с кантом дополнительно может быть размещен какой-нибудь орнамент.

Система пружин (Bracing)

Пружины (англ. brace) представляют собой деревянные бруски, приклеиваемые внутри корпуса к верхней деке и дну. Они увеличивают прочность инструмента, а также сказываются на его акустических свойствах.

Существует несколько базовых вариаций крепления пружин, влияющих на вес и объем инструмента. Традиционным вариантом считается X-образное крепление, изобретенное в 1920-х годах компанией Martin.

Х-образная система пружин.

Подставка (Bridge Plate)

Деталь из прочной древесины, приклеенная к деке гитары. Придает гитаре жесткости, необходимой для сопротивления натянутым струнам.

Вырез (Cutaway)

Вырез позволяет дотянуться до верхних ладов. Инструменты с вырезом часто используют гитаристы, играющие соло или лид-партии. Существует три основных вида вырезов:

  1. Острый (Florentine);
  2. Мягкий или плоский (Soft);
  3. Закругленный (Venetian).

Острый (Florentine)

Плоский, мягкий (Soft)

Закругленный (Venetian)

Накладка грифа (Fingerboard/Fretboard)

Деревянная накладка, приклеиваемая к гитарному грифу и скрывающая анкерный стержень. Придает инструменту дополнительной прочности. Защищает гриф от внешнего воздействия.

Ладовый порожек (Fret)

Металлический профиль, устанавливаемый по всей длине грифа. При зажатии того или иного лада длина колеблющейся струны сокращается, что позволяет изменять высоту звука и нот.

Головка грифа (Head)

Располагается выше верхнего порожка. В этой части инструмента находятся колки для натяжения струн. Как правило, состоит из двух частей: тела головки и накладки.

Накладка на головку грифа (Headplate)

Тонкая пластина плотной древесины, устанавливаемая на лицевой стороне головки. Обычно в качестве материала используют тот же вид дерева, которые применяется для изготовления корпуса инструмента. Накладка укрепляет голову, а также скрывает шов на месте склейки грифа и головы.

Пятка (Heel)

Выступающая деталь грифа, соединяющая его с корпусом гитары. Фиксируется с помощью болтов или клея.

Верхний порожек (Nut)

Опора струн на гитарном грифе. Чаще всего изготавливается из кости, синтетических материалов или плотного дерева.

Пьезозвукосниматель (Piezo pickup)

Специальные звукосниматели, воспринимающие вибрации деки, а не струн. Чаще всего такие датчики устанавливают в районе бриджа - это обеспечивает более качественное звучание. После обработки, вибрации преобразуются в электрический сигнал и в дальнейшем могут быть обработаны предусилителем.

Предусилитель (Preamp)

Предусилитель обрабатывает сигнал, поступающий от звукоснимателей или микрофона. Благодаря специальным элементам управления, таким как эквалайзер и фазовые переключатели, предамп может влиять на тональные характеристики инструмента. Как правило, предусилители являются активными, а питание осуществляется с помощью батареек.

Орнамент (Purfling)

Декоративный элемент, украшающий деку инструмента.

Розетка (Rosette)

Декоративный элемент, украшающий резонаторное отверстие. Изготавливается из пластмассы, бумаги, перламутра или древесины.

Нижний порожек (Saddle)

Клиновидная пластинка, плотно прилегающая к подставке.

Мензура (Scale length)

Мензура - это расстояние от верхнего порожка до центра 12 лада. При указании длины мензуры в характеристиках инструмента, обычно используют формулу «Длина от верхнего порожка до 12 лада, умноженная на два».

Длина мензуры влияет на мягкость струн и тональные характеристики инструмента. Чем длиннее мензура, тем ярче выражены низкие частоты в звуке инструмента.

Дека (Soundboard/Top)

Верхняя часть акустической гитары, отвечающая за передачу вибраций струн в воздух. Комбинация качеств деки и системы пружин играет решающую роль в тональных характеристиках инструмента. Чаще всего изготавливается из цельной древесины (резонанса).

Резонаторное отверстие, резонатор (Soundhole)

Круглое отверстие в деке, уравновешивающее давление воздуха, что позволяет ей свободно вибрировать.

Анкерный стержень (Truss rod)

Стальной стержень, установленный внутри гитарного грифа. Основное предназначение стержня - компенсировать натяжение металлических струн и не давать грифу гнуться под его воздействием. Регулируя анкерный стержень, можно изменять прогиб грифа. Это может пригодиться при изменении климатических условий, в которых находится инструмент.

У классических гитар нет анкерного стержня, так как на них устанавливаются нейлоновые струны, натяжение которых не способно согнуть гриф.

Для большего удобства, сайт подготовил словарь терминов на английском языке с их русским переводом. Все термины разделены по алфавиту и сопровождены указателем, которые поможет найти нужное слово в списке.

Словарь гитариста. Алфавитный указатель:

А

Acoustic - акустика, акустическая гитара;

Adjustable neck - шейка с регулируемым углом наклона;

Armrest Binding - окантовка обечайки и деки под правую руку.

B

Back - дно, нижняя дека;

Back bars - пружины дна;

Back button - кнопка дна;

Back Config - конфигурация задней деки;

Back curve - свод дна;

Back Reinforcing Strip - усиливающая полоса по нижней деке;

Back/Side Wood - древесина дна и обечаек;

Backstrap Finish/Backstrap Wood/Edge Trim - крепление для ремня;

Bar frets - порожки лада прямоугольной формы в поперечнике;

Binding - кант, окантовка;

Body - корпус;

Body Length - длина корпуса;

Body Width - ширина корпуса;

Body Depth - глубина корпуса;

Brace - пружина;

Bracing - система пружин;

Bridge Pins - бриджевые конусообразные кнопки;

Bridge Plate - пластина;

Button - пуговица/кнопка колковой механики.

C

Cog - шестеренка колковой механики;

Cutaway - вырез, удаленный сегмент гитарного корпуса, открывающий доступ к высоким ладам;

Cutaway Venetian - венецианский вырез на корпусе гитары.

E

End Block - нижний клец;

Endpin - нижняя кнопка для ремня;

Equalizer - эквалайзер.

F

Fan Struts/Fan Braces - система пружин веерного типа;

Fingerboard - накладка на гриф;

Fret - ладовый порожек;

Number of Frets - количество ладовых порожков;

Fretboard - гриф;

Fretboard Inlay - украшения грифа;

Fretboard Binding - окантовка грифа;

Friction pegs - фрикционные колки.

H

Head - голова грифа;

Headblock - верхний клец;

Headstock - голова грифа;

Head plate - накладка на голову;

Heel - пятка грифа;

Heel cap - накладка/крышечка на пятку грифа;

Heel length - размер пятки.

I

Integral heel - испанский клец (система, в которой каблук и шейка - одно целое).

J

Jack - разъем типа «джек».

K

Kerfed Linings - контробечайки с пропилами.

L

Ladder brace - система пружин лестничного или стремяночного типа;

Lining - контробечайка;

Lower Bout - нижний овал гитарного корпуса.

M

Machine heads - колковая механика.

N

Nail - гвоздь, усиливающий соединение шейки с блоком шеи;

Neck - шейка;

Neck Width - ширина грифа у шейки;

Neck block - верхний клец;

Nut - верхний порожек.

O

Ornamentation - орнамент, украшение;

Overspun - навитая струна.

P

Peg - конусообразный колок;

Peghead Finis/Peghead Inlay/Peghead Logo - виды украшения головок колковой механики;

Peg shaft roll - колковый валик;

Pickguard - защитная накладка у резонатора;

Pickup - звукосниматель;

Piezo pickup - пьезозвукосниматель;

Pin - конусообразный штифт для крепления струны в бридже;

Plantilla - контур, шаблон;

Preamp - предусилитель;

Purfling - орнамент;

Peghead Purfling - украшения колковой механики.

Q

Quarter cut - радиальный распил.

R

Rib Reinforcing Bars - футеры контробечаек;

Ribs - обечайки;

Roller - колковый валик;

Rosette - розетка.

S

Saddle - нижний порожек;

Scale length - мензура;

Scarf head join - соединение в полунахлест;

Screw - винт регулировки шейки;

Sides - обечайки;

Slab cut - тангентальный распил;

Slipper - подошва верхнего клеца;

Soundboard - верхняя дека;

Soundhole - резонаторное отверстие;

Soundhole Reinforcing - укрепление резонатора;

String - струна;

String length - мензура;

Struts - пружины.

T

T-frets - ладовые порожки Т-образной формы;

Tailblock - нижний клец;

Tie Bridge - бридж/подставка;

Top - верхняя дека;

Transverse bracing - поперечные пружины;

Truss Rod - анкерный стержень;

Truss Rod Cover - накладка на голове грифа, прикрывающая винт анкера;

Tuners - колковая механика;

Tuning machines - колковая механика.

U

Upper Bout - верхний овал гитарного корпуса.

W

Waist - Талия гитарного корпуса;

Wound Strings - Навитая струна;

Worm gear - червяк колковой механики.

Как гитаристы описывают звучание акустического инструмента

Также как и ценители вина и еды, гитаристы используют яркий образный язык для описания звукового «букета». Хорошая новость заключается в том, что гитарный язык можно перевести в понятные всем характеристики звучания. Плохая же новость заключается в том, что наш слух, как и другие орган чувств, настроен у каждого человека по-разному, в результате этого мы воспринимаем один и тот же звук неодинаково. В конце концов, использование слов для описания звучания - это, в лучшем случае, приблизительный перенос, ведь невозможно описать звук словами абсолютно точно. Однако понимание основных терминов поможет вам лучше представлять себе звучание инструмента, если вы встретите его описание.

  • Bright (Яркий): Подчеркнутые высокие частоты с малым количеством басовых частот
  • Buttery (Масляный): Теплый, богатый тембр, звук скорее тает, чем затухает. Как правило, используется при описании звучания аккорда
  • Ceiling (Потолок): Определение границы, часто используемой для громкости. Потолок гитары или древесины определяет границу, после которой громкость звука не нарастает.
  • Crisp (Рассыпчатый): Звук с преобладанием высоких частот без большого количества обертонов.
  • Dark (Темный): Звук с преобладанием низких частот или звук с малым количеством высоких частот.
  • Decay (Затухание): Постепенное уменьшение громкости звучания ноты со временем
  • Dry (Сухой): Звук с мощной основой и почти полным отсутствием обертонов, частотные пики слабо выражены. Часто звучание красного дерева с подчеркнутой серединой описывают как сухое.
  • Fundamental (Основной тон): Частота вибрации или высота ноты. Например, нижняя Ми вибрирует с частотой 82.407 Герца (Гц)
  • Growl (Рык): Мощный, несколько перегруженный звук, который выдают гитары с большим корпусом в результате агрессивной игры. «Альфа самец», если можно так сказать.
  • Meaty (Мясной): Большое количество средних частот и очень насыщенные низы. Также обозначается как жирный, богатый, полный, толстый.
  • Midrange (Средние частоты): На автомобильной или домашней стереосистеме частотный диапазон простирается примерно от 20Гц до 20кГц. Средние частоты занимают в нем промежуток от 110 Гц (нижняя струна Ля) до 3 кГц. В этом же частотном диапазоне, как правило, находится вокал.
  • Overtones (Обертона): Умножение базовой частоты колебания струны, также называемые гармониками. Это призвуки, входящие в спектр музыкального звука, образующиеся в результате сложной картины колебания струны. Как правило, звучание обертонов значительно тише основного тона, но их наличие дополняет и насыщает общее звучание.
  • Piano-like (Рояльное звучание): Означает именно то, что вы подумали. Представьте, что внутри гитары находится рояль. Колокольное звучание каждой ноты и великолепное разделение нот в общем звуке.
  • Presence (в русском языке чаще всего используется английский вариант «презенс»): В целом, это определенные высокие частоты, которые улучшают артикуляцию и разборчивость звучания отдельных нот. Если вы закроете свой рот рукой, в вашем голосе будет меньше презенса. Вас все еще можно будет слышать и понимать, но разборчивость речи будет хуже, так как рука препятствует распространению нужных высоких частот.
  • Scoped (Ковш): Уменьшенные (вырезанные) средние частоты. Название звука происходит от графика, который вы можете видеть на графическом эквалайзере, если уберете средние частоты вниз, он будет напоминать ковш. В результате низкие и высокие частоты звучат полновесно, а середина звука несколько «провалена».
  • Sparkle (Искрящийся): Характеристика, противоположная теплому звучанию. Преобладание высоких частот. Подобное звучание характерно для древесины коа или клена.
  • Throaty (Хриплый): Экстремально насыщенные средние частоты. Происхождение термина связано с тем, что охрипший человеческий голос звучит именно в этом частотном диапазоне.
  • Warm (Теплый): Мягкие высокие частоты, как если бы слегка подрезали самые верха. Палисандровые гитары с формой Grand Auditorium имеют теплый звук. Высокие частоты присутствуют, но они не очень яркие.
  • Woody (Древесный): Сухой, выдержанный звук. Как правило, таким термином описывается звучание винтажных гитар из красного дерева.


Анатомия акустической гитары:

  • Action (Высота струн): Расстояние от струн до ладов, как правило измеряется на 12-м ладу грифа.
  • Back (Нижняя дека): Толстая широкая деревянная поверхность, образующая нижнюю стенку корпуса гитары.
  • Body Binding (Окантовка корпуса): Полоски древесного волокна, пластика или другого дерева, наклеенного по кромке корпуса гитары. Функция окантовки – защищать места стыков деки и обечаек, а также служить декором.
  • Braces (Пружины): Укрепляющие рейки, наклеенные по внутренней поверхности верхней и нижней деки гитары для укрепления и контроля вибраций гитары. Размер, форма и места размещения реек оказывают большое влияние на тембр, громкость и сбалансированность звучания.
  • Bridge Pins (Фиксаторы струны): Маленькие пластиковые или деревянные фиксаторы, которые удерживают струну в струнодержателе гитары.
  • Bridge Plate (Бриджевая пластина): Часть системы пружин верхней деки. Бриджевая пластина это тонкая пластина из клена или другой твердой древесины, которая располагается непосредственно под струнодержателем (бриджем) для компенсации натяжения струн.
  • Endpin (Пуговица): Устройство на задней обечайке, за которое можно зацепить гитарный ремень
  • Fretboard Binding (Окантовка грифа): Полоски древесного волокна, пластика или другого дерева, наклеенного по кромке грифа гитары. Функция окантовки – защищать и украшать края грифа.
  • Fretboard Inlays (Маркеры, вставки): Декоративные вставки из дерева, перламутра, пластика или другого материала для украшения накладки грифа и маркировки определенных ладов для удобства игры.
  • Fretboard (Накладка грифа): Часть грифа, на которой крепятся лады и к которой прижимаются пальцы гитариста при игре.
  • Frets (Лады): Металлические планки, закрепленные на накладке грифа, к которым прижимаются струны при игре на гитаре.
  • Heel (Пятка грифа): Задняя часть грифа, которая крепится к корпусу гитары. Собственно, гриф крепится к корпусу с помощью пятки и ее расширения, используя три болта.
  • Label (Наклейка): Стикер, наклеенный на внутреннюю сторону нижней деки. На нем напечатано название модели и серийный номер. Наклейку видно через розетку деки

  • Neck Angle (Наклон грифа):
    Угол наклона поверхности грифа по отношению к верхней деке гитары. На гитарах Taylor наклон грифа устанавливается таким образом, чтобы лады грифа находились на одном уровне с верхней поверхностью струнодержателя.
  • Nut (Верхний порожек): Рейка, изготавливаемая обычно из кости или пластика, расположенная между накладкой и головой грифа. Верхний порожек это поверхность, на которую опираются струны и который устанавливает корректное расстояние между ними.
  • Peghead Binding (Окантовка головы грифа): Полоски древесного волокна, пластика или другого дерева, наклеенного по кромке головы грифа грифа гитары. Функция окантовки – защищать и украшать края головы грифа.
  • Peghead Inlay (Вставка на голове грифа): Декоративная вставка из дерева, перламутра, пластика или другого материала
  • Peghead Logo (Логотип): Название гитары или бренда производителя, размещенное на голове грифа в виде вставки из дерева, перламутра, пластика или другого материала.
  • Peghead Veneer (Накладка головы грифа): Тонкая пластина из дерева, чаще всего из черного дерева или палисандра, которая наклеивается на лицевую часть головы грифа в декоративных целях.
  • Pickguard (Пикгард): Тонкая защитная пластина из пластика или дерева, наклеенная на деку гитары для того, чтобы предотвратить ее повреждение медиатором.
  • Pickup (Звукосниматель): Электронный компонент, который преобразует механические колебания струны в электрический сигнал для последующего усиления.
  • Rosette (розетка): окантовка звукового отверстия в верхней деке гитары
  • Saddle (нижний порог): Рейка, изготавливаемая обычно из кости или пластика, расположенная между накладкой и головой грифа. Верхний порожек это поверхность, на которую опираются струны и которая служит для передачи колебания струны на струнодержатель (бридж) и далее на корпус гитары.
  • Sides (Обечайки): Тонкие изогнутые деревянные элементы, которые соединяют верхнюю и нижнюю деки, образуя корпус.
  • Top (Верхняя дека): Лицевая часть корпуса гитары со звуковым отверстием в центре и бриджем (струнодержателем), закрепленном на ней.
  • Truss Rod Cover (Крышка анкера): Маленькая пластина из дерева или пластика, которая закрывает доступ к анкерному стержню
  • Truss Rod (Анкерный стержень): Металлический стержень, установленный внутри грифа гитары для того, чтобы усилить его и компенсировать натяжение струн. С помощью анкерного стержня можно регулировать изгиб грифа и влиять на высоту струн.
  • Tuner (Колок): Механическое устройство, расположенное на голове грифа гитары и служащее для натяжения струн. Изменяя с помощью колков силу натяжения струн, вы можете настраивать свою гитару.

Distortion/Gain - звуковой эффект, для которого характерна высокая чувствительность к «манипуляциям» со струнами, а также тяжелое, «перегруженное» звучание. Must-Have для любого любителя «Митола».

Аккорд - одновременное звучание трех и более нот.

Акустическая гитара - это струнно-щипковый инструмент, который состоит из грифа, резонаторного корпуса и струн . Один из самых распространенных инструментов на планете.

Арпеджио - это нотная последовательность, в которой ноты аккорда сыграны не вместе, а последовательно, друг за другом. Если сказать по простому, арпеджио это «разложенный» аккорд. Иногда это понятие применяется как синоним к слову «перебор» на струнных инструментах, таких как гитара.

Артикуляция - это метод исполнения нот, в котором они исполняются четко, с подчеркиванием. На гитаре достигается с помощью нарочито точного и активного прижатия пальцами и «конкретным» ударом пальцев или медиатором.

Баррэ - гитарный прием, в котором одним пальцем прижимается несколько струн на одном ладу.

Бенд (подтяжка) - гитарный прием, который широко используется в роке, блюзе, металле и других направлениях. Во время его выполнения, гитарист пальцами подтягивает струну, изменяя, таким образом, высоту ноты.

Бендинг - то же самое, что и бенд.

Блюз - направление в музыке, которое родилось и развивалось в США в конце XIX - начале XX века. Сочетает в себе различные национальные элементы африканской, европейской и даже китайской культуры. Изначально появился в среде чернокожих мигрантов, но очень скоро завоевал популярность по всему миру.

Верхняя дека - верхняя часть корпуса гитары.

Гамма (хроматическая, мажорная, минорная и пр.) - нотная последовательность или прогрессия, в которой расстояние между нотами не превышает секунду. На гитаре - это расстояние через лад. Например, первый лад - третий лад.

Гитарный строй - метод настройки гитары , в котором струны настроены в определенные ноты.

Гриф - это часть гитары, вдоль которого расположены струны и на котором находятся металлические порожки - лады.

Демпфирование - приглушение струн.

Динамика - это развитие музыкального произведения во время его исполнения. Достигается за счет средств музыкальной выразительности: изменение темпа, изменения уровня громкости, акцентирования нот и др.

Каподастр - приспособление для прижатия струн на грифе гитары. С помощью каподастра можно легко поменять строй (тональность), не перестраивая гитару.

Комбик (комбоусилитель) - устройство, которое сочетает в себе гитарный усилитель и динамик. Так же, распространён вариант с встроенным процессором эффектов. В «комбик» подключается электрогитара (или другие инструменты), благодаря чему и звучат.

Лад - это слово имеет два значения. Первое - это сложная система звуков и взаимоотношений между ними, в которой каждой ноте отводится определенная роль. Второе - это расстояние между металлическими порожками нагрифе струнных инструментов, например, гитаре.

Легато - это метод исполнения нот на любом музыкальном инструменте. Противоположный игре стаккато. Для этого метода характерна, слитная и плавная смена нот. На гитаре легато исполняется с помощью таких приемов как хаммер-он (hammer-on) и пулл-офф (pull-off).

Медиатор - пластинка, сделанная из пластика или других синтетических материалов, с помощью которой извлекают звук на струнных инструментах, приводя струну в колебательное состояние.

Мелизм - это мелодическая фигура, украшающие основные звуки мелодии. Как правило, это очень быстрые ноты, которые отстоят от основного звука на интервал в секунду и не имеют собственного ритмического времени. По-простому, это очень коротенькие нотки, которые используются перед основными нотами или после, чтобы украсить их и сделать нескучными. Самые распространённые мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель.

Металл - направление в музыке, в которое входит множество стилей и подстилей. В большинстве своем, для металла характерно тяжелое или очень тяжелое звучание электрогитары с использование таких эффектов как Overdrive и Distortion. Зародился в 70-х годах XX века, но развитие направления происходит и по сей день.

Метроном - это устройство (механическое или цифровое) или приложение (программа), которое отсчитывает ритм. С помощью него музыканты могут играть в определенном темпе или тренировать чувство ритма.

Нижняя дек а - нижняя часть корпуса гитары.

Перкуссия - использование в музыке различных национальных и этно- ударных инструментов, таких как кахон, дарбука, там-там, кау-белл и пр. Как правило, перкуссия используется в акустической музыке, хотя, ее применение очень широко и может быть использовано в различных жанрах, включая электронную музыку.

Пулл-офф - гитарный прием, один из видов легато. Обратный прием хаммер-ону. При использовании его, нужно прижатый на каком-либо ладу палец «грифной» руки резко отпустить, при этом слегка подцепив струну, как бы сорвав ее. Используется так же без участия «медиаторной» руки.

Ритм - это соразмерное чередование длительностей звуков. Соразмерное, значит пульсирующее движение, которое можно выразить определенными длительностями (четверти, восьмые и т.д.) и которые образуют определенные ритмические фигуры (группы).

Ритм-гитара - это условная роль гитары в музыкальном коллективе. Как правило, ритм-гитара, как следует из названия, играет ритмичную партию на аккордах или риффы. Эта партия исполняет роль гармонической основы произведения.

Ритмический рисунок - зацикленная последовательность длительностей. Например, бой гитары, который повторяется от аккорда к аккорду.

Рок - направление в музыке, которое включает в себя огромное количество стилей. Для рока характерно использование электрогитары, как основного инструмента, которая в большинстве случаев «перегружена». Стандартно рок исполняется небольшими по численности музыкальными коллективами, в состав которых входит электрогитара (или несколько), бас-гитара и барабаны.

Свип («метла») - это гитарная техника, в которой музыкант очень быстро перебирает струны в одном направлении, вверх или вниз. Используется для игры быстрых арпеджио.

Слайд (глиссандо) - прием, используемый на струнных, клавишных и духовых инструментах, в котором мы «едем» от одной ноты к другой. В нашем случае (на гитаре) достигается путем прижатия какого-либо лада на грифе и последующим «переездом» на другой лад, не отпуская пальца. Таким образом, получается скользящее звучание.

Соло - в классической музыкальной теории, часть музыкального произведения, в которой звучит только один, солирующий инструмент. Например, в симфоническом оркестре, все музыканты затихают, и играет одна скрипка. В рок музыке под эти понятием подразумевается некий проигрыш без слов, во время которого один из инструментов (как правило, гитара), берет на себя роль лидирующего и какое-то время «колбасит» нечто сложное и быстрое.

Темп - в широком смысле, скорость движения музыки. Темп - это средство музыкальной выразительности. Темпы условно делят на медленные, умеренные и быстрые.

Тональность - это система звуков и взаимоотношений между ними. Когда мы говорим, что музыкальное произведение написано в определенной тональности, это означает, что оно звучит на определенной высоте и использует (кроме ситуативных исключений) ноты, которые входят в гамму (перечень) нот, соответствующих этой тональности. Тональности бывают мажорными и минорными.

Трель - это вид мелизма (мелодической фигуры), в котором, очень быстро играются две ноты, повторяясь несколько раз. Звучание трели можно описать буквосочетанием «Тррррр».

Фразировка - это процесс видоизменения какого-то музыкального фрагмента, с заменой одного приема на другой, добавлением или наоборот убиранием каких-либо нот и т.д. Под этим понятием подразумевается вид импровизации, когда вы берете часть мелодии и слегка меняете его. При этом оригинал узнается, но уже звучит немного иначе.

Хаммер-он - гитарный прием, один из видов легато. Чтобы получить его, нужно ударить пальцем «грифной» руки по струне без участия «медиаторной» руки. Этот прием дает значительный прирост скорости.

Экспрессия - это манера игры, при которой музыкант использует размашистые движения, играет громко и «широко». Как правило, используется в кульминации музыкального произведения для подчеркивания динамики исполнения.

Электрогитара - вид гитары, на которую устанавливаются специальные звукосниматели, которые «снимают» колебания струн и передают его в виде электрического сигнала. Громкость звучания в электрогитаре достигается не за счет резонаторной деки, а за счет мощности усилителя и динамика, к которым подключается электрогитара.



Рассказать друзьям