Смысл названия рассказа родинка. Родинка, Шолохов: анализ произведения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете "Молодой ленинец" в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.

В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.

«На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба» - это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: «Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды». Третья часть начинается с такого описания: «По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся».
Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала, помогают передать запустение, будни никому не нужной войны.

Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», (как жеребенок), вся жизнь впереди.

Другой главный персонаж - атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела. Всю трагичность этого помогает передать метафора: «следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги», с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.

Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка.
Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его:«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире.

Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.

Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась». Самый «горячий» эпизод - бой один на один.

По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана "Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя..."- главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война - германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.

Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.

Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.


И с грустью тайной и сердечной
Я думая: «Жалкий человек.
Чего он хочет!., небо ясно,
Под небом места хватит всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?»
М. Ю.Лермонтов

Рассказ «Родинка» (1924) относится к донскому циклу М.А.Шолохова. Главной идеей произведения является изображение гражданской войны как национальной трагедии: она уродует человеческие жизни и разрушает естественные человеческие отношения, в ней нет и не может быть победителей. Узнав, что банда напала на совхоз Грушинский и надо спешить туда на помощь коммунарам, Николка Кошевой устало думает: «Учиться бы поехать куда-нибудь... а тут банда... Опять кровь, а я уж уморился так жить... Опостылело всё...» (II). И атаман Кошевой устал от войны, устал от бесконечных убийств и бессмысленных скитаний. Ведь казак не только воин, но и хлебороб, поэтому так волнует старшего Кошевого вид и запах цветущих полей. Пересказывая мысли старшего Кошевого Шолохов пишет: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман, не забыть её и не залить лихоманку никаким самогоном. А пьёт — дня трезвым не бывает потому, что пахуче и сладко цветёт жито в степях донских, опрокинутых под солнцем жадной чернозёмной утробой» (III). От войны страдает простой народ, оказавшийся между красными и белыми. Грабёж, унижение, беззаконие — всё сваливается на старого мельника Лукича: от гражданской войны не укрыться нигде. А каким счастливым был мирный день, который старик провёл у себя на мельнице, пока не приехали непрошеные гости — бандиты атамана Кошевого.

«Родинка» очень напоминает балладу. Её сюжет трагичен: отец убивает неузнанного сына и, только когда уже ничего исправить нельзя, отцу открывается страшная правда. Шолохов перенёс этот «кочующий» литературный сюжет в эпоху гражданской войны на Дону: отец бандитский атаман — убивает единственного сына — восемнадцатилетнего красного командира. От баллады в рассказе сохраняются загадочность и недосказанность событий, резкая и неожиданная развязка, стремительность действия. Последнее очевидно, так как завязка (начало боя с бандой), кульминация (поединок Николки и атамана) и развязка (самоубийство старшего Кошевого) находятся в последней (шестой) главке. Отступлением от обычного балладного сюжета является растянутая экспозиция (первые пять главок), построенная на резком контрасте поступков отца и сына. Растянутая экспозиция не предусмотрена в балладе, но она нужна автору, чтобы подробно описать двух главных героев и так выразить своё отношение к ним.

Шолохов не объясняет выбор героев (с кем и против кого воевать). О Николке говорится скупо: он «с мальства сирота» (I), отец пропал без вести в германскую войну, мать умерла. До пятнадцати лет он мыкался в работниках, и, хотя автор не описывает жизнь Николки у хозяев, по другому рассказу из донского цикла («Алёшки но сердце») можно представить, каково было подростку в батраках. Поэтому неудивительно, что в пятнадцать лет он стал красноармейцем: ведь красные боролись за хорошую жизнь для бедняков. Старший Кошевой, как многие донские казаки, сражается против красных — сначала в войсках Врангеля, потом в банде. Конечно, отсутствие серьёзной мотивировки выбора у героев является недостатком произведения, так как ведёт к схематизму образов. Однако, чтобы глубоко раскрыть проблему выбора в гражданской войне, нескольких слов, которые писатель может посвятить этому вопросу в небольшом рассказе, явно недостаточно, всё равно объяснение получится поверхностным. Поэтому Шолохов вообще отказывается от рассуждений на эту тему и следует правилу, сформулированному Л. Н.Толстым:« Не увлекайтесь тем, чтобы в одном рассказе сказать всё».

Писатель создаёт типичную для гражданской войны ситуацию: социальной вражде противостоят родственные отношения. Отец и сын оказались идейными врагами, но Шолохов отмечает, что в душе каждый хранит светлые воспоминания о другом. Николка помнит, как отец учил его, мальчика, ездить верхом и шёл рядом, ведя коня в поводу. Атаман бежит из турецкого плена на Дон, где семь лет назад оставил семью — жену и единственного сына, о судьбе которых с начала германской войны ничего не знает. Шолохов отмечает также, что сын и отец похожи, то есть подчёркивает не только физическое сходство, но и духовное родство их характеров. Сын унаследовал от отца качества, которые очень ценились казаками: любовь к лошадям, неизмеримую отвагу, организаторский талант, ибо уже в восемнадцать лет успешно командует эскадроном.

Шолохов нарушает ещё один жанровый признак баллады — автор не только растягивает экспозицию, о чём говорилось выше, но и открыто выражает своё отношение к героям: отец и сын в рассказе получают резко контрастное изображение. Душевная ясность Николки, выразившаяся в его мечтах, вызывает у автора явную симпатию. Описывая старшего Кошевого, автор несколько раз сравнивает его с волком, который «тишком натворит бед», а потом уходит от преследования, по-волчьи путая следы. В сцене единоборства атаман, как хищный коршун, пале тел на красного командира.

Для писателя ценно, что тяжёлое детство не «сломало» младшего Кошевого, в душе он сохранил сострадание к людям и веру, что жизнь может быть доброй и справедливой. Атаман постоянно пьёт и с удовольствием издевается над людьми (старый Лукич в ногах у него валяется и ест землю, вымаливая прощение за то, что хотел утаить зерно от банды). Шолохов подчёркивает растерянность и озлобление на весь белый свет старшего Кошевого.

Николка добровольно вступил в комсомол и защищает советскую власть, так как уверен, что сражается за правое дело. Бандиты, которые рыщут по станицам, грабят, жгут, убивают, надеясь террором вернуть прежние порядки, вызывают у писателя вполне понятное осуждение.

Итак, главные герои противопоставлены автором: светлый, совестливый, мечтающий учиться сын и «зачерствелый» (III), отчаявшийся, разуверившийся во всём отец. Читателю ясно авторское отношение к героям — симпатия к сыну и осуждение отца, но Шолохов не останавливается на таком прямолинейном противопоставлении. В заключительной сцене авторское отношение к герою меняется: старший Кошевой изображён не как бандитский атаман, а как несчастный отец, который собственной рукой убил единственного и любимого сына. Новое авторское отношение проявляется в описании отца над холодеющим телом сына: со страхом разглядывает атаман лицо умирающего красноармейца, обнимает его за плечи и обращается к нему с отчаянными словами, но не получает никакого ответа. Горе отца понятно и не может не вызвать сочувствия и сострадания автора.

Подводя итог, следует отметить, что Шолохов всю жизнь верил в идеалы революции, которая провозгласила своей целью защиту интересов трудящегося человека. Это вполне отразилось уже в его ранних рассказах, где он явно симпатизирует красноармейцам, хуторским беднякам, борющимся за новую, справедливую жизнь. Чёткие политические убеждения не мешали ему быть настоящим писателем, то есть изображать современную ему трагическую эпоху с общечеловеческих, а не с узко классовых (пролетарских) позиций. Советские критики часто упрекали Шолохова: в его произведениях выражен «расплывчатый», абстрактный (жалеющий всех — и правых, и виноватых) гуманизм вместо ясного революционного гуманизма (соединяющего любовь к революции и ненависть к её врагам). Рассказ «Родинка» является как раз примером того, что автор сочувствует всем своим героям — участникам и жертвам гражданской войны.

Авторское отношение в рассказе, как было показано выше, выражается различными способами: через оценочные сравнения (волк, коршун), через внутренние монологи, которые передают мысли и чувства героев (растерянность и усталость от гражданской войны обоих Кошевых и Лукича), через предысторию отца и сына Кошевых, через их поступки. То есть авторская позиция в «Родинке» проявляется очень сдержанно: нет лирических отступлений, эмоциональных восклицаний, психологических пейзажей.

Но вот действие рассказа доведено до трагической развязки, а Шолохов пишет ещё короткий эпилог, в который в первый и последний раз помещён психологический пейзаж, изображающий осеннюю степь, живущую своей особой жизнью, независимой от людей и их проблем. Коршун-стервятник над незахороненными мёртвыми казаками — точная деталь безлюдного поля боя. Этот пронзительный безмолвный пейзаж несёт важнейшую идейно-эмоциональную нагрузку: автор окончательно проясняет своё отношение к описанному эпизоду гражданской войны, призывает подняться над сиюминутными, классовыми оценками героев, пробуждает в читателе чувство сострадания и к отцу, и к сыну.

Творчество М. А. Шолохова связано с решением ряда проблем, появившихся в жизни целого народа в результате революции, когда на смену одному строю пришел другой, когда гражданская война сделала лютыми врагами представителей одной и той же национальности и развела отца с сыном. Недаром Марина Цветаева, осмысливая происшедшее, вспомнила библейское предание о Каине и Авеле:

Братья, вот она,

Ставка крайняя,

Третий год уже

Авель с Каином

В этой братоубийственной войне не было победителей. Разгул насилия, самосудов, грабежей вытеснили из сознания людей идеалы добра и сострадания. «Озверение» было всеобщим. Революция заставила каждого сделать свой выбор, дать ответ на вопросы: С кем? За кого я?

О произведениях М. А. Шолохова написано много, я думаю, напишут еще. Для меня это писатель – автор «Тихого Дона» и «Поднятой целины» - человек, много испытавший и переживший на своем веку. Мне кажется, все произведения Шолохова объединены одним глубоким внутренним смыслом, это одна большая книга о судьбе народа. Началом этой книги можно считать «Донские рассказы», написанные и опубликованные в 20-х годах ХХ столетия. Несмотря на то что речь в этих рассказах идет о революционной борьбе, становлении новой, советской, власти в стране, их тематика и проблематика актуальна и для нашего времени.

Постигнуть человеческую жизнь, с ее падениями и взлетами, безысходностью и счастьем, помогали и помогают также такие писатели, как А. Серафимович, А. Фадеев, А. Толстой, И. Бабель, М. Булгаков, Б. Пастернак и другие. Но М. Шолохов, как никто другой, позволяет в ярких красочных тонах представить жизнь донского казачества, Дон, ставший местом братоубийственной войны, разделяющий уже не берега, а людей, приносящий в курень казаков страшные вести. У нас появляется возможность сравнить то, что было, с тем, что происходит сейчас. Мы как бы приподнимаемся над землей и видим жизнь людей – всю целиком, с ее падениями и борьбой, безысходностью и счастьем. Писатель создает мир реальный, полный трагизма и печали.

Я считаю, что М. Шолохова справедливо называют «писателем мужественной правды». И что бы о нем ни говорили, какие бы критические статьи ни писали, для меня он мужественный человек, с яркой гражданской позицией. Он избрал трудный путь – достигнуть в своих произведениях наибольшей убедительности. И ему это удалось в полной мере.

На мой взгляд, интерес к теме гражданской войны не только не ослабевает в настоящее время, а, наоборот, возрастает. Войны, периодически возникающие на территории бывшего СССР, имеют самое непосредственное отношение к России. В результате террористических актов полыхают и рушатся дома, люди теряют кров, гибнут, убивают друг друга, часто принадлежа к одной национальности и даже к одной семье. История, к сожалению, повторяется. Утрачиваются нравственные ориентиры, и современному молодому человеку трудно разобраться в происходящем. Но жить нужно по законам добра, не нарушая вечные истины: «Не убий», «Не укради», «Возлюби ближнего своего как самого себя».

Именно М. Шолохов, продолжая традиции русской классической литературы, как писатель-гуманист, говорил о недопустимости войны вообще и гражданской войны, в частности. Наиболее ярко эта тема звучит в «Донских рассказах» (Москва, «Просвещение», 1984). Рассказ «Родинка» (1924) является программным, он открывает этот цикл.

Прошло 86 лет. Эпоха революции кажется такой далекой и невероятной, но отголоски слышны ее и в наши дни. Мы должны знать свою историю, стараться не повторять ее ошибок. И не может быть полноценной жизни в настоящем и будущем, если мы не будем знать свое прошлое. Возможно, многие ошибки, допущенные в наше время, объясняются тем, что мы не хотим знать свое прошлое.

Читая «Родинку», мы оказываемся в водовороте исторических потрясений. Нас захватывает драматизм судеб героев. Их боль передается нам. Мы чувствуем убежденность писателя в непреходящей ценности человеческой жизни. Как никто другой М. Шолохов показывает в этом рассказе жажду земных радостей, жизни, не подвергаемой опасностям. Благодаря мастерству писателя, мы вместе с Николкой и его отцом, главными героями рассказа «Родинка», ощущаем это бездомное скитание по земле человека, нас не оставляет ощущение разрушенного дома.

Сюжет рассказа заключается в том, что в разных лагерях оказались отец и сын Кошевые, то есть самые близкие по крови люди. Отец-атаман во время схватки убивает сына. У каждого своя правда. И страшной представляется картина, когда отец по родинке узнает в зарубленном им командире своего сына. И нет ему ни прощения, ни забвения на всю оставшуюся жизнь. И поэтому атаман, «к груди прижимая, поцеловал стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот». Писатель не рассказывает о том, что развело этих людей в разные станы. Мы можем только догадываться, как оказался Николка среди «красных», а его отец – среди «белых» или «зеленых». Мы не знаем. Но себе мы можем это объяснить так: казачья молодежь легче рвала со старым миром, в то время как пожилые люди отдавали предпочтение уже сложившимся взглядам. Поэтому нередко члены одной и той же семьи оказывались врагами на поле сражения.

Известно, что в качестве главных героев шолоховских произведений выступают, как правило, простые люди, представители народа – донские казаки. Николка и его отец борются за правду, каждый за свою. И, как видим, они не щадят за нее ни своей крови, ни своей жизни. Ожесточенное столкновение приводит к гибели обоих.

В рассказе мало революционной романтики, вернее, она как бы совсем отсутствует. Конечно, схватка между героями идет ради какого-то неясного светлого будущего. Но финал трагичен: старый и новый мир схватились не на жизнь, а на смерть.

Заслуга писателя в том, что в небольшом по объему произведении ему удалось сказать многое об эпохе, о драматических судьбах героев, заставить увидеть в каждом из них прежде всего человека. Этому также способствует композиция рассказа «Родинка» - параллельное изображение жизни сына и отца, сравнение их судеб в шести небольших частях.

М. Шолохов утверждает, что родной дом и мирный труд – главные ценности жизни. Он помогает нам заглянуть вглубь души, в самое сердце человека. Вряд ли можно было сильнее передать, выразить всю безнадежность, отчаяние, переживаемое отцом Николки. Перед нами образ немой безголосой смерти.

И другой образ – образ волка – на минуту врывается в наше сознание. «Увешанный репьями» волк – это атаман, который, находясь на родной земле, рыщет со своей бандой, скрываясь от погони. «Как набедившийся волк от овечьей отары», уходят бандиты от настигающего их отряда Николки Кошевого. Банды «эти самые и зерно начисто стравили коням!» А вот и сам атаман, прошедший германский плен, службу у Врангеля, Константинополь, лагерь в колючей проволоке, всегда пьяный и уже потерявший человеческий облик – зверь, волк со своей стаей. И все они – люди. Все они хотят одного – жить, так же, как этого хотим и мы.

Многогранность и сложность внутреннего мира человека – всегда в центре внимания Шолохова. Индивидуализируя судьбы своих героев, автор заставляет читателя делать обобщения, позволяет ему увидеть, как сложна и противоречива жизнь, труден выбор истинного пути. А проверкой моральных качеств становится жизнь человеческая и смерть.

Раскрывая тему гражданской войны, Шолохов ставит в рассказе проблемы выбора, счастья, добра и зла, жестокости, заложенной в каждом человеке. Не зря уже в этом, первом, рассказе мы не однажды сталкиваемся с такой деталью, как «кровь» («черная лента крови», «руки измазал кровью», «веки, кровью залитые» и, наконец, «Сынок!. Кровинушка моя»). Да, это страшная действительность.

М. Шолохов затрагивает еще одну, очень важную, тему – тему дома. Мы понимаем, что дома нет ни у сына, ни у его отца. Они оба одиноки и несчастны. Николка вспоминает «будто в полусне», как отец сажал его в детстве на своего коня и говорил: «За гриву держись, сынок!». А мать в это время «широко раскрытыми глазами смотрела из дверей на ножонки» сына. Да и сам атаман «семь лет не видал родных куреней».

М. Шолохов помогает читателю представить родных по крови людей, оказавшихся волею судьбы по разные стороны баррикады: Николка – «красный командир». Его отец – бывший белогвардеец, а теперь просто бандит. Никто из них в настоящее время не ожидает счастья, вполне естественного чувства для каждого человека. Нет в рассказе ни слова о любви к женщине: некогда, идет война. События затягивают героев в хаос и мрак безвыходной ситуации. В азарте творящегося кругом убийства у людей как бы наступает помрачнение души, приведшее к страшной развязке. Мы, как наяву, слышим: «Сынок!. Николушка!. Родной!. Кровинушка моя Да скажи же хоть слово! Как же это, а!».

Писатель утверждает: нет милосердия – нет и величия души. Поэтому трудно определить правоту того или иного героя: оба они убивают. Парадокс: убивают «ради жизни на земле». Действительно, революция причинила много горя героям рассказа и всему казачеству. И была она только началом испытаний, выпавших на долю нашего народа.

М. А. Шолохов - противник всякой фальши. Мы представляем картины происходящего на Дону так ярко, что как бы сами становимся участниками событий. Нас захватывает драматизм судеб героев. Их боль передается нам.

Писатель обладает провидением. Рассказ начинается со слов: «На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом». Именно патронные гильзы. Но они не последние, есть и другие у всех воюющих, которым предстоит выстрелить в кого-то. Есть и другое оружие. А вот финал: «С седла перевесившись, шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь». И еще: «Стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот».

И все же, вопреки сказанному выше, рассказ призывает к мирной жизни, выступает в защиту права человека на счастье, для которого он должен жить на земле!

В «Родинке» мало героев, но мы ощущаем в каждой сценке глубокий фон народной жизни: это и Лукич со своей мельницей, это и Николка со своим эскадроном и своими воспоминаниями, это и атаман со своими бедами и горестями. Все они представители из народа. И судьбы их типичны для эпохи революции и гражданской войны.

Мы верим писателю во всем, так как он сам, выходец из станицы Вешенской, расположенной на левом берегу Дона, хорошо знал жизнь донского казачества. Больше того, он сам являлся непосредственным участником происходивших там событий. Автору хотелось передать, как отражается в сознании людей, в их психике и поступках новое время.

Вслед за Л. Толстым М. Шолохов с большой убедительностью утверждает: война – это преступление, а в гражданской войне не может быть победителей: все побежденные. Война губит человеческие жизни, рушит хлебное поле - труд человека, основное условие его жизни. Вместе с автором мы скорбим о выжженных, вытоптанных, заброшенных полях. Для писателя как бы существует связь между стихией войны, истребляющей все живое, и природными бедствиями. Уничтожая результаты труда рук своих, человек сам нарушает связь между собой и природой. Нарушается гармония жизни. Например, в рассказе Николка-казак, командир эскадрона, стыдится своих восемнадцати лет, хотя успел ликвидировать две банды и водит свой «эскадрон в бой и схватки не хуже старого командира!». Да, 18 лет, почти наш ровесник, а что он видел в жизни? Рос сиротой: отец пропал в германскую войну, мать умерла, до 15 лет «мыкался по работникам», а потом ушел воевать с Врангелем. И хоть и сказал ему контуженный в голову военком, что «родинка – это, говорят, счастье», не видел никогда его, этого счастья, Николка. Устал он воевать, «уморился жить опостылело все».

Создавая картину войны, Шолохов рисует картину заброшенного поля. В рассказе нет, например, описания зеленого стебля пшеницы, тянущегося к солнцу, теплу. Здесь «днями летними, погожими в степях донских, под небом, густым и прозрачным звоном серебряным вызванивает и колышется хлебный колос». Но здесь и другое: «из закромов тащат наехавшие конные ячмень и пшеницу, под ноги лошадям сыплют и двор устилают золотистым зерном».

В хлебном колосе для Шолохова – символ жизни. В нем – труд поколений. В нем – залог будущего. Пока колосится поле, будет жив человек. Вытоптанное поле – самая страшная беда, которая может обрушиться на человека. Вот и Николка, уставший от войны, «уморился жить». Ему «опостылело все», «учиться бы ему поехать куда-нибудь». Мы как будто слышим, как он повторяет про себя: «В город бы уехать Учиться б». Даже приходскую школу не успел он окончить. А ему бы жить, хлеб и детей растить! Состояние природы неотрывно от состояния героев. Природа всегда гармонична, она проверяет пути человека. Она утверждает: жизнь продолжается вопреки социальным потрясениям.

Благодаря мастерству М. Шолохова, в нашем воображении появляются яркие картины происходящего: вот, например, плечистый Николка, со старящими его глаза лучистыми морщинками и с сутулой по-стариковски спиной, еще совсем мальчишка («мальчишка ведь, пацаненок, куга зеленая», - говорят о нем его бойцы), бывший землероб, член РКСМ, в свои восемнадцать лет командир эскадрона. Вот его отец – грозный атаман, который «дня не бывает трезвым». И хотя «пахуче и сладко цветет жито в степях донских», пьет атаман потому, что зачерствела его душа, а боль точит изнутри, «и не залить лихоманку никаким самогоном». Вот военком (эпизодическая фигура), много повидавший, он обещает Николке счастливую жизни («Родинка – это, говорят, к счастью»). Вот старый мельник Лукич, не желающий отдавать зерно бандитам и помогающий Николке определить местонахождение банды.

Мир жизни, мир природы писатель передает с помощью увиденных им мельчайших деталей и подробностей. Уже приближается осень – пора уборки урожая, а люди все воюют и воюют. Устали и те, и другие. Но война идет до победного конца.

Читая рассказ «Родинка», с одной стороны, мы представляем красоту окружающей природы с ее вечными животворящими силами, а с другой – кровь, страдания, гибель людей в результате гражданской войны. Таким образом, автор помогает нам понять идею рассказа: наступить на живое – значит нанести тяжкое оскорбление самой жизни. Параллельные ряды «природа – люди» дают возможность разобраться в событиях большой социальной значимости.

Являясь самобытным художником, М. А. Шолохов продолжает традиции русского литературного языка – языка Пушкина, Лескова, Толстого, Чехова. Но его язык вобрал в себя образцы народно-поэтической, живой, разговорной речи. В рассказе «Родинка» мало диалогов, здесь преобладает авторская речь, для которой характерны интонации, близкие народно-поэтической речи с вопросами без ответов, с повторами типа: «Ты счастли счастливый! Ну да, счастливый! Родинка – это, говорят, счастье!» У Шолохова особое строение речи: часто рядом стоят близкие по смыслу слова, или просто повторяется одно и то же слово: «Посреди двора упала та (лошадь) на передние ноги, потом на бок, захрипела отрывисто и коротко и издохла Потому издохла, что на пакете, привезенным нарочным, стояло три креста, и с пакетом этим скакал сорок верст, не передыхая, нарочный».

Своеобразные метафоры, новые фразеологические сочетания, просторечные выражения («вороненая сталь воды», «в пальцах его иззябших, недвижимых», «скулы полыхают досадным румянцем», «нонешним летом», «я с мальства сирота, в работниках всю жизнь гибнул – а он – счастье!», «лег на траву, заплаканную, седую от росы», «черная лента крови, точившаяся из пыльных ноздрей» и др.) создают яркие, неповторимые образы, передают авторское отношение к происходящему.

«Образный, цветной язык», «тонкий схватывающий глаз», о которых говорил наставник Шолохова А. С. Серафимович, наглядно проявились в рассказе «Родинка». «Вот она, атаманова жизнь, коли назад через плечо оглянуться. Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной» - разве можно этот язык и эти образы перепутать с другими?

Шолоховские фразы лаконичны, но исполнены глубокой любви к людям труда. Видно, что писатель хорошо понимает чувства и переживания своих героев.

Рассказ «Родинка» читается на одном дыхании, это поистине поэтическое произведение о трагической судьбе народа в годы гражданской войны. Конечно, в нем можно выявить и недостатки. Ведь Шолохов – начинающий писатель. Художественной форме не хватает отточенности. Может быть, излишне упрощенно изображен сам конфликт, недостаточно развиты и разработаны образы главных героев. Может быть, излишне натуралистично нарисована сцена гибели отца и сына. Может быть, в языке чрезмерное обилие местных слов и оборотов. Может быть. Но не это главное в рассказе. Важно то, что здесь показаны страдания человеческие. Это правдивый, реалистический рассказ, написанный вдумчивым, чутким и незаурядным человеком – М. А. Шолоховым.

Писатель обладает провидением. Этот рассказ как бы призывает к мирной, созидательной, жизни, выступает в защиту права человека на счастье, для которого он должен жить на земле. К сожалению, история повторяется: войны вспыхивают, унося жизни тысяч и тысяч ни в чем неповинных людей.

Есть войны, которые в истории условно (в оценке Льва Николаевича Толстого) называются справедливыми, освободительными: они, как правило, навязываются внешним агрессором, и тогда происходит небывалое сплочение народа, поднимающегося на борьбу с общим врагом, на защиту отечества. История России знает примеры таких Отечественных войн – 1812 и 1941-1945 годов. Не случайно слово «Отечественная», как бы в напоминание об исключительной важности этих войн для сохранения народа и государственности, пишется с большой буквы.

Гражданская война не бывает «справедливой» никогда. Она обычно является следствием социальных взрывов и революций. Так Октябрьская революция 1917 года породила Гражданскую войну 1918-1920 годов. И хотя в изображении многих писателей 20-х годов ХХ века это было героическим временем, однако в восприятии других это событие выглядело как трагедия – братоубийственная война, когда брат воевал против брата, а сын против отца. В результате каких-то непостижимых процессов врагами становились люди, разговаривающие на одном языке, порой родные друг другу по крови.

Именно такой предстает война в «Донских рассказах» Михаила Шолохова . Все произведения этого цикла объединяются не просто общим местом действия – Доном, Кубанью, но схожими идеями. Война в этих рассказах проходит кровавой полосой через семью, сталкивает отца с сыном, и смерть обоих происходит нелепо. Многие критики даже осуждали Шолохова за слишком кровавые детали гибели и «белых», и «красных». При этом писатель не давал каких-то оценок описываемым событиям, а позволял самому читателю разобраться в том, кто прав, кто виноват.

В рассказе «Родинка», об анализе которого пойдет речь далее, действие разворачивается в двух планах: во внешнем сюжете автор знакомит читателей с молодым командиром эскадрона Красной Армии Николаем Кошевым, которого даже бывалые бойцы ласково зовут Николкой. В свои 18 лет он уже полгода командует эскадроном и за это время разбил две банды. Он сирота, ведь отец сгинул еще в германскую войну, а мать умерла. До 15 лет парню приходилось перебиваться случайными заработками, а потом он ушел воевать с красными.

Единственное, что осталось от отца, - воспоминания о том, как его, шестилетнего пацана, отец сажал на своего коня, и родимое пятно на ноге величиной с голубиное яйцо: у отца было такое же. За три с лишним года войны Николай устал от такой жизни и сейчас мечтает о том, чтобы закончилась война и он смог учиться. Однако в самом начале рассказа становится известно, что командир получает известие о появлении в округе банды белых, а значит, снова в бой. И Николай невесело размышляет: «А тут банда … Опять кровь, а я уж уморился так жить … Опостылело все …»

Параллельно с изображением Николая Кошевого читатель узнает о судьбе атамана банды белых казаков. Семь лет не видел он отчего дома – с тех пор, как ушел воевать с немцами: германский плен, служба у Врангеля, «в солнце расплавленный Константинополь» , «камыши кубанские» и, наконец, банда из бывших белогвардейцев, во главе которой он оказался. И теперь на душе у него тоже не спокойно: «чудная и непонятная боль точит изнутри, тошнотой наливает мускулы» . Атаман устал от войны, руки помнят плуг и косу, а ему приходится воевать, вместо того чтобы заниматься привычным земледелием. И не забыть эту боль, и «не залить никаким самогоном» .

Остановившись у старого мельника Лукича, члены банды, казаки, «властью Советской недовольные» , обижают его, забрав последнее зерно для своих загнанных лошадей. Кроме того, старый атаман, разочарованный во всех и не верящий никому, заставляет старика есть землю, чтобы доказать, что тот «не за красных стоит» . Лукич незаметно от «лакающих водку в горнице» бандитов убегает к красному командиру, чтобы рассказать, что банда, за которой отряд гонялся уже три дня, скрылась у него на мельнице и «смывалась» над ним.

И вот кульминация рассказа: бой, во время которого Николка во главе эскадрона настигает банду, но остается в итоге один на один с атаманом. Эта схватка напоминает дуэль: с одной стороны матерый волк (не зря в начале этой последней главки из лесу появляется волк), и молодой командир с «безусым лицом, злобой перекошенным, и сузившимися от ветра глазами» . И если пуля атаманская не берет «щенка белогубого» , то решает атаман взять хитростью: налетает только тогда, когда кончилась обойма у Николки. Налетел он коршуном и шашкой махнул. Не знал только одного старый атаман, что, стягивая хромовые сапоги с «мертвяка» , увидит на ноге, чуть выше щиколотки, родимое пятно размером с голубиное яйцо – как раз как у него самого.

Вот тогда и настал момент истины: оказывается, отец непреднамеренно убивает собственного сына. Узнав в красном командире, зарубленном им, своего сына, он обнимает его, говорит ему ласковые слова, напрасно пытаясь вернуть его к жизни, называя и Николушкой, и «кровинушкой» , и сынком. А убедившись, что сын мертв, «поцеловал атаман стынущие руки своего сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…» Кто же виноват? Роковое стечение обстоятельств? Какая стоящая над людьми стихийная сила сталкивает их друг с другом помимо их воли?

На столе валяются патроны, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка, краюха хлеба. За столом сидит Николка Кошевой, командир эскадрона, он заполняет анкету. «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст - 18 лет». По виду зелёный мальчишка, но сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водил эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира. Николка ненавидит свой возраст, стыдится его.

Отец Николки - казак, и сам Николка тоже казак. Он вспоминает, как лет в пять-шесть сажал его отец на коня, приучал к верховой езде. В «германскую» отец сгинул. Мать умерла. От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неимоверную отвагу и родинку с голубиное яйцо на левой ноге выше щиколотки. В пятнадцать лет Николка ушёл с красными на Врангеля.

Квартирует Николка в хате, стоящей над самым Доном. Утром он вышел во двор и лёг в росистую траву. За ним пришёл казак и доложил, что прибыл нарочный, сообщивший о новой банде из Сальского округа, уже занявшей Грушинский совхоз. Нарочный скакал сорок вёрст без отдыху, загнал насмерть лошадь. Николка прочитал приказ ехать на подмогу. Он стал собираться, думая, что не мешало бы поучиться где-нибудь, а тут банда объявилась. Надоела Николке такая жизнь, но делать нечего, есть приказ командира.

Трое суток уходит банда от преследования отряда Николки Кошевого. Народ в банде бывалый, уходит по-волчьи. Атаман пьян, да и все кучера и пулемётчики пьяны. Семь лет атаман не был в родных краях: сначала был в германском плену, потом у Врангеля, ушёл в туретчину, но затем возвратился с бандой. «Вот она, атаманова жизнь, коли назад через плечо оглянуться. Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы в степи... Боль чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть её и не залить лихоманку никаким самогоном».

Зарёю стукнули заморозки. Мельник Лукич прихворнул, на пчельнике он прилёг отдохнуть; когда проснулся, его окликнули двое военных, выехавших из лесу. Атаман прикинулся красным и начал выведывать у мельника, нет ли чужих поблизости. Он спустился с коня и признался, что ликвидирует красных, потом потребовал зерна коням. Мельнику жаль зерна, собираемого по крохам, не хочется отдавать; атаман грозится его убить за пособничество красным. Старик валялся в ногах, просил пощады. Атаман смеясь простил старика. А подъехавшие бандиты уже кормят зерном коней, просыпая золотые зерна под ноги.

Сквозь туман на зорьке двинулся Лукич на хутор и попал на конного, который повёл его к командиру. Лукича ввели в хату к Николке. Мельник обрадовался, что попал к красным. Он припомнил Николке, как поил его недавно молоком, когда его отряд проезжал мимо мельницы. Мельник жалуется на бандитов, потравивших у него все зерно. Сообщает, что они до сих пор на мельнице, пьяные, спят. Николка приказывает седлать коней и напасть на банду, уже выступавшую по шляху (дороге).

Атаман увидел скакавшего на него командира с шашкой, которого он определил по биноклю, висящему на груди молодого бойца. Атаман злобно прицелился и выстрелил. Лошадь под Николкой упала, а сам он, стреляя, бежал ближе к атаману. Атаман ждал, когда Николка расстреляет обойму, а потом коршуном налетел на парня. Он шашкой махнул, и обмякло тело Николки, сползло наземь. Атаман снял бинокль и хромовые сапоги с убитого. Сдёрнув с трудом сапоги вместе с носками, атаман увидел родинку. Он перевернул Николку к себе лицом и заплакал: «Сынок! Николушка! Родной! Кровинушка моя...» Атаман, поняв, что убил сына, достал револьвер и выстрелил себе в рот.

А вечером, когда над перелеском замаячили конные, с лохматой головы атамана сорвался коршун-стервятник.



Рассказать друзьям