.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

>Сочинения по произведению Дикий помещик

Чему учит сказка

Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с аллегорическим изображением персонажей. Автор их писал на завершающем этапе своего творчества и с высоты прожитых лет мог высказать все, что накопилось с опытом. Поэтому его сказки вряд ли можно причислить к детским, а только к поучительным. В них он затрагивал те социально-политические и нравственные проблемы, которые волновали народ в конце 19-го века, хотя мораль этих сказок не потеряла своей актуальности и сегодня.

В произведении «Дикий помещик» мы видим, как самоуверенный и не очень умный князь прогоняет своих крестьян, чтобы ему дышалось легче и спокойнее. Бог внял его молитвам, хотя знал, что помещик этот довольно глуп, но крестьян, которых тот стал намеренно во всем ущемлять, Богу было жалко, вот он и отпустил их на волю. Помещик, конечно же, не смог долго жить сам. На рынке пропали хлеб, молоко и мясо, сады поросли травой, дом стал заброшенным, а сам князь стал потихоньку в зверя превращаться. Он не мылся, не расчесывался, не менял одежду, питался одними пряниками да леденцами, порос шерстью и, в конце концов, стал ходить на четвереньках.

На мой взгляд, в этой сказке много поучительного. Во-первых, господа не могли обойтись без своих крестьян. У каждого дворового человека были свои обязанности, с которыми только он знал, как справляться, а помещик, который все время только возлежал да гранпасьянс раскладывал, был неприспособлен к самостоятельной жизни. Во-вторых, человек, прекращая общение с другими людьми, постепенно становится диким. Лишившись своего народа, помещик остался жить в окружении одного только леса и диких зверей, поэтому со временем он стал и сам походить на лесного обитателя, даже завел дружбу с медведем и вместе с ним ходил охотиться на зайца.

Автор любил использовать такие элементы абсурда, чтобы его сказки легче читались и вызывали улыбку. Своей сатирой он положил начало новому литературному жанру в русской литературе – аллегоричным сказкам. Его сравнения могут звучать порой нелепо, но если вдуматься, то в них можно заметить своеобразный сарказм и колорит. Салтыков-Щедрин написал более тридцати подобных сказок. Все они были наполнены художественным смыслом и содержали глубинную мудрость. И сегодня, когда мы их читаем, то невольно улыбаемся комичности ситуации.

­Чему учит сказка

Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с аллегорическим изображением персонажей. Автор их писал на завершающем этапе своего творчества и с высоты прожитых лет мог высказать все, что накопилось с опытом. Поэтому его сказки вряд ли можно причислить к детским, а только к поучительным. В них он затрагивал те социально-политические и нравственные проблемы, которые волновали народ в конце 19-го века, хотя мораль этих сказок не потеряла своей актуальности и сегодня.

В произведении “Дикий помещик”

мы видим, как самоуверенный и не очень умный Князь прогоняет своих крестьян, чтобы ему дышалось легче и спокойнее. Бог внял его молитвам, хотя знал, что помещик этот довольно глуп, но крестьян, которых тот стал намеренно во всем ущемлять, Богу было жалко, вот он и отпустил их на волю. Помещик, конечно же, не смог долго жить сам. На рынке пропали хлеб, молоко и мясо, сады поросли травой, дом стал заброшенным, а сам князь стал потихоньку в зверя превращаться. Он не мылся, не расчесывался, не менял одежду, питался одними пряниками да леденцами, порос шерстью и, в конце концов, стал ходить на четвереньках.

На мой взгляд, в этой

сказке много поучительного. Во-первых, господа не могли обойтись без своих крестьян. У каждого дворового человека были свои обязанности, с которыми только он знал, как справляться, а помещик, который все время только возлежал да гранпасьянс раскладывал, был неприспособлен к самостоятельной жизни. Во-вторых, человек, прекращая общение с другими людьми, постепенно становится диким. Лишившись своего народа, помещик остался жить в окружении одного только леса и диких зверей, поэтому со временем он стал и сам походить на лесного обитателя, даже завел дружбу с медведем и вместе с ним ходил охотиться на зайца.

Автор любил использовать такие элементы абсурда, чтобы его сказки легче читались и вызывали улыбку. Своей сатирой он положил начало новому литературному жанру в русской литературе – аллегоричным сказкам. Его сравнения могут звучать порой нелепо, но если вдуматься, то в них можно заметить своеобразный сарказм и колорит. Салтыков-Щедрин написал более тридцати подобных сказок. Все они были наполнены художественным смыслом и содержали глубинную мудрость. И сегодня, когда мы их читаем, то невольно улыбаемся комичности ситуации.


Другие работы по этой теме:

  1. Помещик Помещик – главный герой сатирической сказки Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик”. Это глуповатый персонаж, который решил истребить всех своих мужиков оттого, что их было слишком много...
  2. ­Смысл названия Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются удивительно тонким чувством юмора и приближенностью к реальности. В большинстве из них показаны взаимоотношения “хозяев жизни” и подневольных крестьян. Так...
  3. ­Запоминающийся момент Более тридцати сказок написал М. Е. Салтыков-Щедрин, и все они были по-своему содержательны и увлекательны. В каждую такую сказку он вкладывал глубинный смысл....
  4. Над чем смеется автор Значительное место в творчестве сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина занимают поучительные сказки. Некоторые из них входят в состав школьной программы, а некоторые...
  5. ­Основная мысль Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” является едкой сатирой на господствующее сословие. Все действо, описанной в ней, происходит будто в рамках одного имения,...
  6. ­Нравственный урок Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина были написаны на завершающем этапе творчества писателя, где-то между 1880 и 1886 годами. Форма сказки для обличения социально-нравственных проблем...
  7. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, “и всего-то у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. Был...
  8. Сказка Е. Шварца “Два клена”, несомненно, может научить многому. Во-первых, слушаться старших, осо­бенно своих родителей. Если бы Егорушка с Федором послушали маму и не ушли...

В сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» главный герой, владелец поместья, живет сытой, благополучной жизнью. Всего у него хватает с избытком, одно только портит ему настроение – слишком много мужиков вокруг развелось. Стал он бога просить, чтобы от мужиков его избавил, но бог видел, что помещик глуповат и не внял его просьбам.

Тогда помещик стал мужиков всячески притеснять – не давал им пользоваться ни водой, ни лесом и много чем еще их обижал. Мужики, в свою очередь, взмолились богу, и тот их от помещика забрал. Остался помещик в одиночестве. Живет, радуется, чистым воздухом наслаждается. Вот только кого бы он к себе в гости не приглашал, все его глупым называют из-за того, что от мужиков избавился.

А исправник, посетив помещика, спрашивал, кто же будет подати платить, если мужиков не осталось, да грозил помещику разными неприятностями. Но помещик упрямым оказался, готов был терпеть лишения, но чтобы духу мужицкого и близко не было. От уединенной жизни он постепенно одичал, зарос волосами, ногти его стали, как железные и он даже охотился на зайцев, словно дикий зверь. Дошло до того, что одичавший помещик стал с медведем дружить, вот только медведь его тоже глупым назвал.

Тем временем в городе из-за отсутствия мужиков полное разорение случилось – на рынке никто продуктами не торговал, и подати никто не платил. Стало начальство совещаться как проблему решить. А тут как раз над городом рой мужиков пролетал, вот часть из них отловили и в уезд к упрямому помещику отправили. И сразу закипела жизнь, пошла торговля, повалили подати. А помещика отмыли, внушение ему сделали и под присмотр слуги посадили. Сидит он теперь в имении, да с тоской о вольной жизни без мужика вспоминает. Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Дикий помещик» заключается в том, что основные значимые ценности в государстве создаются народом, а те, кто этого не понимает, попадают в такое же положение, в каком оказался герой сказки, дикий помещик. Сказка учит не быть упрямым и прислушиваться к разумным советам.

Какие пословицы подходят к сказке «Дикий помещик»?

Мужик умен, да мир дурак.
Глупость - беде соседка.
Я и сам упрям: хоть надорвусь, да упрусь.

Сказки прочно заняли место в творчестве Салтыкова-Щедрина. Сатирик использовал любимый народом жанр с целью привлечения большего количества читателей к поднимаемым им проблемам. Таким оригинальным и в то же время понятным способом автор смог сказать о русском обществе конца 19 столетия больше, чем это сделали историки этого периода.

Салтыков-Щедрин, по его собственному признанию, создает такие сказки для взрослых, которые по умственному развитию соответствуют ребенку. Автор хочет открыть таким людям глаза. На самом деле такие сказки доступны любому, даже не приученному к чтению человеку. Тем самым они очень опасны тем, кого осмеивает в них Салтыков-Щедрин.

Основная проблема, поднятая в сказках Щедрина - взаимоотношения хозяев и рабов. Автор с сатирой обрушивается на царскую Россию. Читатель сталкивается в сказках с образами тех, кто привык командовать и тех, кто этим командам.

Сказка «Дикий помещик» осмеивает весь общественный строй России того времени, построенный на эксплуатации, полном угнетении простого народа. Сохранив стиль русских народных сказок, Щедрин через аллегорию рассказал о реальных событиях того периода: в одном имении живет помещик, потомственный дворянин; он глуп и ленив, его существование сводится к сохранению красоты своего тела, а все остальное делают за него крепостные крестьяне. Помещик не терпит дух, который идет от его холопов, и избавление от этого ненавистного запаха было единственной мечтой помещика. Когда в один день этот смрад исчезает вместе со всеми крестьянами, непутевый, не знавший жизни помещик постепенно превращается в животное и, окончательно одичав, убегает в лес.

В этом смешном и фантастическом сюжете сказки скрывается истинное положение де в стране. Помещики все проблемы от управления имением до мытья посуды и раздевания перед сном перекладывали на своих крестьян. Сами же вели праздное существование, абсолютно не знали жизни, и любая проблема, с которой они столкнулись один на один, могла их погубить.
Отсюда и название сказки. «Дикий» в данном случае означает «далекий от жизни», не приспособленный к ней. И это понимание дикости в сказки нарастает с развитием сюжета.

Читатель узнает, что помещик ненавидит крестьян, не видит ничего зазорного в применении физической силы против их проступков. А апогеем дикости становится постепенное превращение помещика в животное: он весь оброс волосами, его ногти отросли и сделались похожими на когти, он прекратил сморкаться и стал ходить на четвереньках и разговаривать. Физиологическая потребность в еде заставляет его охотиться на зайцев.

Несмотря на страшный внешний вид, помещик, оказавшийся в новых условиях, потерял всю свою суровость. Его дикость вызывает жалость. Ведь на самом деле, он беспомощен как дитя малое.

Благодаря градации дикости человека, показанной в сказке, Салтыков-Щедрин смог показать читателю полную деградацию человека, отмирание всех его человеческих качеств, время от времени намекая, что образ данного помещика – собирательный образ владельцев большинства русских имений того времени.

Салтыков был моралистом. Показав ужас падения человека он надеялся, что его поймут, и вскоре произойдет восстановление нравственности человека, подъем духовности и наступит время гармонии в жизни всех слоев населения.

Салтыкова-Щедрина содержит в себе глубинную мудрость, поэтому читателю все произведе­ния кажутся удивительно интересными и поучительны­ми. Салтыкова-Щедрина заставляют нас улыб­нуться, ведь их сюжеты очень забавны, bio юмор - дале­ко не главное в них. Основная цель автора - показать несправедливость устройства мира и общества; подска­зать человеку ответ на тот или иной злободневный воп­рос. И читатель продолжает перечитывать сказки это­го автора, удивляясь их актуальности и по сей день. «Сказка о том, как один мужик двух генералов про­кормил» наверняка запомнилась всем, кто прочел ее хотя бы раз в жизни. Любой школьник или взрослый без труда вспомнит ее сюжет. Оказавшиеся на острове генералы едва не погибли с голоду. И спасите­лем их оказался самый обыкновенный мужик-крестья­нин. В чем глубинная мудрость сказки?

Генералы в дан­ном случае олицетворяют правящий класс, обладающий деньгами и властью. Мужик - это народ, который сво­им трудом, потом и кровью делает существование «силь­ных мира сего» благополучным и комфортным. Но раз­ве не чудовищно-несправедливо устроено общество, когда совершенно бесполезные «генералы» наслаждают­ся плодами чужого труда? А «мужик» работает не покла­дая рук, при этом не получает ровным счетом никакой благодарности.

«Генералы» воспринимают его старания как нечто само собой разумеющееся. Салтыков-Щедрин рисует в сказках столь яркие кар­тины, что у читателя не остается ровным счетом ника­ких сомнений по поводу того, на чьей стороне . с едкой сатирой высмеивает пороки правяще­го класса, показывает истинное лицо его представите­лей, поражающее своей убогостью и глупостью. Напри­мер, сказка « помещик» повествует о том, как один помещик решил избавиться от простых людей и сделать благодаря тому собственную счастливой. Бог исполнил его молитвы и убрал мужиков из имения.

Во что же превратилась жизнь этого помещика? Постепенно в его усадьбе и имении произошло пол­нейшее запустение, а сам он стал диким в прямом смыс­ле. Эта сказка снова Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч. ру наводит нас на мысли о том, насколь­ко велика роль простых людей в дотижениях цивилиза­ции. Правящий класс, имеющий титулы и деньги, ока­зывается совершенно беспомощным в решении самых простых вопросов.

Автор с едкой иронией высмеивает чванство и высокое мнение о себе «генералов» и «поме­щиков». Они уверены, что мир создан только для них и что простой народ существует лишь для того, чтобы выполнять их прихоти. Но стоит только волею судьбы лишиться помощников, как представители правящего класса мгновенно деградируют, как это произошло с «ге­нералами», когда на острове от голода они едва не съе­ли друг друга, или с «диким помещиком», который без должного надзора и ухода превратился в дикое и безоб­разное существо. В сказках Салтыкова-Щедрина часто действуют жи­вотные, рыбы, птицы. Но читатель ясно видит в них человеческие черты, желания, привычки.

И так легко провести аналогию между премудрым пескарем и людь­ми, которые всю свою жизнь только и делают, что пря­чутся от трудностей, не замечая, что тем самым лиша­ют свое существование смысла, делая его пустым, а себя - несчастными.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина? . Литературные сочинения!

Рассказать друзьям