Сочинение Лермонтов М.Ю. Роман «Герой нашего времени» «…если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив» - презентация

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой



Беседа по вопросам Кто является рассказчиком повести «Максим Максимыч»? Кто является рассказчиком повести «Максим Максимыч»? Кто описывает портрет Печорина? Почему? Кто описывает портрет Печорина? Почему? Какова роль портрета Печорина? Какова роль портрета Печорина? Почему сцена встречи Печорина с Максим Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже? Почему сцена встречи Печорина с Максим Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже? Коротко перескажите сюжет повести. Коротко перескажите сюжет повести.


Повесть «Бэла» Печорин в гостях у Бэлы Печорин в гостях у Бэлы «…широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённые столба, была полна народа. Посередине трещал огонёк…» «…широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённые столба, была полна народа. Посередине трещал огонёк…»


Беседа по вопросам Кто привлёк внимание Печорина? Кто привлёк внимание Печорина? Чем именно Бэла заинтересовала Печорина? Чем именно Бэла заинтересовала Печорина? Кто рассказал ему о Бэле? Кто рассказал ему о Бэле? Каким предстаёт Печорин в рассказе Максим Максимыча? Каким предстаёт Печорин в рассказе Максим Максимыча? Проведите наблюдения по тексту повести и скажите, можно ли доверять мнению Максим Максимыча? Проведите наблюдения по тексту повести и скажите, можно ли доверять мнению Максим Максимыча?






Подумай и ответь! Какова роль Максима Максимыча в истории с похищением Бэлы? Какова роль Максима Максимыча в истории с похищением Бэлы? Чем была для Печорина любовь к Бэле: капризом или попытка вернуться к чувствам? Чем была для Печорина любовь к Бэле: капризом или попытка вернуться к чувствам? Кто помог украсть Бэлу? Кто помог украсть Бэлу? Как звали коня Казбича? Как звали коня Казбича? Какова реакция Печорина на смерть Бэлы? Какова реакция Печорина на смерть Бэлы? Почему попытка найти любовь не удалась? Почему попытка найти любовь не удалась? Можно ли было предвидеть трагическую развязку? Можно ли было предвидеть трагическую развязку?


Княжна Мери и Грушницкий «Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан…потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась» Почему? «Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан…потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась» Почему?


Выбери правильно Портретная характеристика какого героя приведена ниже: « Он хорошо сложен, смугл и черноволос, ему на вид можнодать двадцать лет, хотя ему едвали двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крути усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно…»? Портретная характеристика какого героя приведена ниже: « Он хорошо сложен, смугл и черноволос, ему на вид можнодать двадцать лет, хотя ему едвали двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крути усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно…»? Печорин Печорин Грушницкий Грушницкий Вулича Вулича Вернера Вернера




Личность Грушницкого Под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистичная и злобная, до краёв наполненная самодовольством. Под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистичная и злобная, до краёв наполненная самодовольством. Его эгоизм вполне согласуется с полной потерей нравственного облика. Его эгоизм вполне согласуется с полной потерей нравственного облика. Душа его опустошена, а ненависть- единственное подлинное чувство Душа его опустошена, а ненависть- единственное подлинное чувство




Подумай и ответь Какой персонаж так рассуждает: «Я люблю врагов, хотя не христиански. Они меня забавляют, волнуют кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым…» Какой персонаж так рассуждает: «Я люблю врагов, хотя не христиански. Они меня забавляют, волнуют кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым…» Грушниций Грушниций Вернер Вернер Максим Максимыч Максим Максимыч Печорин Печорин Как вы определили основной конфликт романа? Как вы определили основной конфликт романа? Конфликт героя со светским обществом. Конфликт героя со светским обществом. Конфликт героя с самим собой. Конфликт героя с самим собой. Конфликт Печорина с Грушницким. Конфликт Печорина с Грушницким.






Анализ эпизода Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери. Для сравнения в «Фаталисте» обратите внимание на эпизод с дочкой урядника Настей как пример обычного для Печорина равнодушия к женщине. Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери. Для сравнения в «Фаталисте» обратите внимание на эпизод с дочкой урядника Настей как пример обычного для Печорина равнодушия к женщине.




Анализ фрагмента Как изменилась Мери, полюбив Печорина? Как изменилась Мери, полюбив Печорина? Почему он отказывается на ней жениться? Почему он отказывается на ней жениться? Почему пытается убедить её, что она не может его любить Почему пытается убедить её, что она не может его любить


Дуэль Печорина и Грушницкого До последнего момента Печорин давал Грушницкому шанс, готов был простить и свой умышленно незаряженный пистолет, и пулю, выпущенную в безоружного, и наглое ожидание холостого выстрела. Как это характеризует Печорина? До последнего момента Печорин давал Грушницкому шанс, готов был простить и свой умышленно незаряженный пистолет, и пулю, выпущенную в безоружного, и наглое ожидание холостого выстрела. Как это характеризует Печорина?




Вера в гроте Какие чувства испытывает Печорин к Вере? Какие чувства испытывает Печорин к Вере? Как и почему складываются отношения Печорина и Веры Как и почему складываются отношения Печорина и Веры Чем Вера не похожа на Мери? Чем Вера не похожа на Мери? Какой поступок совершает Печорин, узнав об отъезде Веры? Какой поступок совершает Печорин, узнав об отъезде Веры? О каких сторонах личности героя говорит этот порыв? О каких сторонах личности героя говорит этот порыв?


Повесть «Тамань» Перед вами первая повесть в дневнике героя- «Тамань», из которой мы узнаём о приключениях Печорина в этом «скверном городишке». В этой повести перед нами ранний этап жизни героя. Здесь он говорит о себе сам. На все события и героев мы смотрим его глазами. Перед вами первая повесть в дневнике героя- «Тамань», из которой мы узнаём о приключениях Печорина в этом «скверном городишке». В этой повести перед нами ранний этап жизни героя. Здесь он говорит о себе сам. На все события и героев мы смотрим его глазами. Что, по вашему, можно назвать дневником? Что, по вашему, можно назвать дневником?


Дневник? Дневник-это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытыеот всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому столь открыт в их описании. Дневник-это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытыеот всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому столь открыт в их описании.
Ундина и слепой мальчик Что заставляет Печорина следить за мальчиком? Что заставляет Печорина следить за мальчиком? Что толкает Печорина идти на свидание с девушкой- контрабандисткой? Что толкает Печорина идти на свидание с девушкой- контрабандисткой? Какие черты характера Какие черты характера Печорина выявляются в повести «Тамань»?






Тест Почему последней повестью романа является «Фаталист? Почему последней повестью романа является «Фаталист? потому что хронологически завершает сюжет, потому что хронологически завершает сюжет, потому что перенесение действия в аул создаёт кольцевую композицию, потому что перенесение действия в аул создаёт кольцевую композицию, потому что именно в «Фаталисте» ставятся и решаются главные проблемы: о свободной воле, судьбе, предопределении. потому что именно в «Фаталисте» ставятся и решаются главные проблемы: о свободной воле, судьбе, предопределении. Можно ли назвать Печорина фаталистом? Можно ли назвать Печорина фаталистом? с некоторыми оговорками, с некоторыми оговорками, нельзя, нельзя, Печорин сам не знает, фаталист или нет. Печорин сам не знает, фаталист или нет. Почему Печорин под конец жизни ищет смерти? Почему Печорин под конец жизни ищет смерти? жизнь ему надоела, жизнь ему надоела, по малодушию, по малодушию, он понял, что не нашел и не найдёт своего высокого предназначения в жизни он понял, что не нашел и не найдёт своего высокого предназначения в жизни


Расположите главы романа в хронологическом порядке «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мери», «Тамань». «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мери», «Тамань». «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Фаталист», «Княжна Мери», «Бэла». «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Фаталист», «Княжна Мери», «Бэла». «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина. «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина. «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Мини-сочинение «Образ Печорина» Действительно ли Печорин – герой своего времени? Действительно ли Печорин – герой своего времени? Можно ли назвать Печорина «лишним человеком»? Можно ли назвать Печорина «лишним человеком»? Положительный или отрицательный герой Печорин? Положительный или отрицательный герой Печорин? Почему Печорин под конец жизни ищет смерти? Почему Печорин под конец жизни ищет смерти?

“Герой нашего времени” - первый реалистический социально-психологический роман в русской литературе, в котором внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира героя, на диалектике его души, на углубленном психологическом анализе его чувств и переживаний, на “истории души человеческой”.
Роман М. Ю. Лермонтова состоит из пяти повестей, каждая из которых имеет свое название, свой законченный сюжет, но все они объединены образом главного героя - Печорина.
Главный герой романа живет в тридцатые годы XIX века, в период жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после разгрома декабрьского выступления 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Черты характера этого поколения Лермонтов обобщил в образе Григория Александровича Печорина, пояснив, что “Герой нашего времени” - это портрет, составленный из пороков всего... поколения, в полном их развитии”, поколения тридцатых годов XIX века.
Печорин - дворянин-интеллигент николаевской эпохи, ее продукт и жертва в одном лице. Он получил типичное для тогдашней молодежи образование и воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено гоняться за наслаждениями и удовольствиями, которые можно было достать за деньги. Автор прибегает к любимой форме повествования - исповеди. Из журнала Печорина читатель узнает о его жизни в большом свете, о том, как он влюблялся в светских красавиц и был любим. О внешности героя мы можем судить из рассказа проезжего офицера в главе “Максим Максимыч”. По своему культурному уровню рассказчик близок Печорину, что сказалось на его восприятии характера героя романа. Особое внимание в своем описании он уделяет глазам Печорина: “...они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском... То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный...”
Возникает образ человека, много пережившего и опустошенного. Этим портретом были намечены противоречия как во внешнем, так и во внутреннем мире Печорина. Им частично приоткрылась завеса тайны характера героя, намеченная в главе “Бэла”, в которой портрет героя дан глазами Максима Максимыча, для которого Печорин - загадка. Впервые в русской литературе автор дает глубокий психологический портрет своего героя. Он представлен в повести “Княжна Мери”. Характер главного героя раскрывается через систему персонажей этой повести.
Однако в композиции романа отразилось стремление автора раскрыть внутренний мир героя. Кульминацией всего произведения является понимание Печориным своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти, перед дуэлью: “...зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе силы необъятные...” Но герой не может найти своего места в жизни.
Главное противоречие натуры Печорина - в способности действовать и в ничтожности действий. В этом и заключается его трагедия.
Характер героя крайне противоречив. Одной из главных его черт является, по мысли В. Г. Белинского, “рефлексия”. Печорин сделал из себя объект для наблюдений, он постоянно анализирует каждый свой поступок, мысль, чувство (“Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив”). В нем как бы живут два человека: “один действует, а другой судит его поступки”.
Автор помещает героя в различные среды, но везде он оказывается одинок, не в силах применить свои силы, оказаться нужным кому-нибудь, найти цель в жизни.
Ему быстро наскучила светская жизнь. Он уже все испытал, все познал, всем пресытился и разочаровался. Печорин осознает, что “счастливы невежды, а слава"- удача”. В этом смысле понимание жизни Печориным сродни мировоззрению лирического героя стихотворения “Дума” (1838):

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь горит в крови.

Герой пытается заняться наукой, читает книги, но ему вскоре все надоедает и становится скучно:

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным нам ум не шевелят.

Он отдает себе отчет в том, что в обществе, где он находится, он никогда не обретет себе друзей, что он так и останется непонятым:

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.

Герой романа признается: “Во мне душа испорчена светом”. Попав на Кавказ, он надеется, что “скука не живет под чеченскими пулями”. Но к свисту пуль он очень быстро привыкает. Он остается непонятым и в водяном обществе Пятигорска. А ведь герой стремится “любить весь мир”, но оказывается одинок.
Положение Печорина трагично. Он действительно “лишний человек”. Таковым он становится, потому что в своем развитии идет дальше большинства, развиваясь в личность, обреченную жить в “стране рабов, стране господ”.
Создав образ Печорина, Лермонтов разрушил романтический идеал современника, однако поступки героя не являются показателями ни его достоинств, ни недостатков. Автор попытался объяснить читателю те причины, которые повлияли на становление характера Печорина. Всем людям, с кем сталкивает судьба героя, он приносит несчастья, нарушая нравственные законы общества. Он нигде не может найти себе места, применения своим недюжинным силам и способностям, поэтому Печорин - лишний везде, куда бы его ни бросала судьба.

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов знакомит читателя с образом человека, вобравшего в себя самые характерные качества поколения 30-х годов XIX столетия. В романе рассматривается проблема «лишнего человека» на примере главного действующего лица, Печорина.
Печорин - очень непростая и противоречивая личность. Его жизнь носит отпечаток трагедии. Это и трагедия, человека, отторгнутого обществом, и трагедия покалеченной души. В чем же заключается эта трагедия и каковы ее истоки и причины?
Печорин поставлен в условия, в которых его незаурядная личность не может полностью раскрыться и проявить себя, а поэтому вынуждена растрачивать свои силы на ненужные мелкие интриги., приносящие людям лишь несчастья. Печорин вынужден играть роль эгоиста, то есть быть «эгоистом поневоле», и самому мучиться из-за этого.
В этом и заключается трагедия героя.
Печорин выделяется из общей массы окружающих его людей. Он умен, прямодушен и проницателен. Ему чужды ложь и притворство, лицемерие и трусость. Его не устраивает пустое и однообразное существование в погоне за мелкими, ничтожными интересами. Печорин не желает плыть вместе со всеми по течению. Со своими умом и силой характера он способен на самые решительные и смелые действия. Если бы он направил свою деятельность на добрые, высокие цели, то смог бы многого добиться. Но судьба и жизнь распорядились по-другому. В результате Печорин предстает перед нами как эгоист, живущий на свете, чтобы развеять свою скуку за счет несчастий других. Он живет не сердцем, а умом. Душа его наполовину мертва. «Я сделался нравственным калекой» - признается Печорин княжне Мери. Печорин полон презрения и ненависти к людям. Он любит изучать психологию людей в различных ситуациях, не сопереживая и не сочувствуя, а совершенно равнодушно. Окружающим Печорин не приносит ничего, кроме несчастий. По его вине страдают контрабандисты, гибнет Бэла, разрушается жизнь Веры и княжны Мери, умирает Грушницкий. «Я играл роль топора в руках судьбы», - пишет Печорин в своем дневнике. Что побуждало героя к жестоким, эгоистичным поступкам? Скорее всего желание развеять скуку. Печорин не думал о том, что за каждым его необузданным поступком стоит живой человек, имеющий душу и сердце, со своими чувствами и желаниями. Печорин все делал для себя и ничего для других. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе», - сознается Печорин. Вот как он объясняет свои поступки в отношении к княжне Мери: «... Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой... Я чувствую в себе эту ненасытную жадность». Недаром княжна Мери считает Печорина хуже убийцы.
Что сделало героя таким? Обладая незаурядными качествами, Печорин с детства выделялся из толпы сверстников, друзей и прочих людей. Он ставил себя выше других, а общество ставило его ниже. Общество не терпит тех, кто не как все, оно не может смириться с существованием неординарной, чем-то выделяющейся личности. И все же людям не удалось подвести Печорина под свой средний уровень, но удалось искалечить его душу. Печорин стал скрытен, завистлив, злопамятен. «И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».
На примере Печорина Лермонтов показывает неизбежный конфликт между мыслящим человеком и обществом, противостояние сильной личности и серой, безликой толпы, проблему «лишнего человека».
Но можно ли однозначно назвать героя жестоким эгоистом.
«... Если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив!.. Я... очень достоин сожаления», - считает Печорин. Действительно, мучая других, Печорин сам мучается не меньше. Если он эгоист, то страдающий эгоист. Подлинные человеческие чувства не до конца умерли в нем. Примером может служить отношение к Вере. Действительно, его чувства к этой женщине неподдельны. Печорин по своей сути - глубоко несчастный человек. Он одинок и непонятен.
Люди сторонятся его, чувствуя в нем какую-то недобрую силу. Печорин живет без цели, без стремлений, растрачиваясь на пустые интриги, ненужные страсти. Но несмотря на это, его сердце еще способно любить, душа - чувствовать, а глаза - плакать. В конце главы «Княжна Мери» мы видим Печорина, который плачет как ребенок. Мы видим несчастного, одинокого человека, так и не нашедшего своего места в жизни, раскаивающегося в своих поступках, человека, вызывающего жалость и сострадание.
Образ Печорина - трагический образ думающего, сильного человека. Печорин - дитя своего времени, в нем Лермонтов сосредоточил основные типичные пороки своего поколения, а именно: скуку, индивидуализм, презрительность. Лермонтов изобразил человека, находящегося в борьбе с обществом и с самим собой и трагедию этого человека.



Рассказать друзьям