Сочинение на тему «Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита. Нравственные искания героев романа М.Булгакова " Мастер и Маргарита" Нравственный выбор героев булгакова мастер и маргарита

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

План.
1. Добро и зло.
2. Зло, которое творит Воланд, и зло москвичей.
3. Понтий Пилат.

…так кто же ты, наконец?
- Я – часть той силы что
Вечно хочет зла и совершает благо
Добро и зло – это вечные и неразделимые понятия. Пока жив человек, они будут находиться в постоянной борьбе. Добро будет «открываться» человеку, освещая путь к истине, а зло будет искушать и манить сладостными грехами. Борьба эта особенно трагична потому, что она ведётся в душе одного человека.
Роман Булгакова посвящён борьбе добра и зла. После прочтения произведения «Мастер и Маргарита» эти понятия раскрылись для меня по-новому. Ранее я был убеждён, чтодобро превалирует над злом или, по крайней мере, должно превалировать. А то, что эти понятия не равноправны, и зло должно уступить, совершенно бесспорно.
Однако, в романе «Мастер и Маргарита» зло не подчиняется добру. Эти понятия равноправны. Особенно ярко это проявляется в том эпизоде, когда Левий Матвей приходит просить Волонда за Мастера и Маргариту: «Он (Иешуа) прочитал сочинение Мастера… и просит тебя, чтобы ты взял с собой Мастера и наградил его покоем». Иешуа просит Волонда об услуге, а не приказывает ему. Так одним словом Булгаков выражает отношение между добром и злом в своём романе.
Булгаков переворачивает привычные представления о добре и зле. Этим объясняется соотношение мира света и мира тьмы в романе. Иешуа, представляющий добро, на московскую часть земного мира не влияет. Трудно сказать, добро или зло правит в Ершалаиме. Но в Москве светлые силы добровольно передают власть тьме. Воланд, представляющий в романе силы зла, берёт на себя функции добра. Воланд и его свита показывают слишком вспыльчивого Прохора Петровича и других, чьи пороки, может, и не значительны, но многочислены.
Так как же расценивать зло, совершаемое москвичами, и проделки нечистой силы? Воланд и его помощники творят зло, но их цель – обнажать сущность явления, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина – это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность, лицемерие, легкомыслие и милосердие. Однако, наиболее значительным моментом в этом представлении, который перекрывает все пороки, было желание одного из сотни зрителей Варьете вернуть голову конферансье Бенгальскому, то есть проявление милосердия. Голова была тут же возвращена на место. На мой взгляд, этот эпизод красноречиво говорит: «Да, силы зла всесильны, но и вы можете творить важные дела, делать добро. Вам стоит только захотеть». Действительно, как сказал Иешуа, все люди добрые, только они вынуждены скрывать добро в себе: ситуация сложившаяся в мире лицемерия и стрха, не располагает к милосердию.
Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: «свирепое чудовище». Понтий Пилат живёт по своим законам: он знает, что мир разделён на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе: «… рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Более того, этот «бродяга» смеет полагать: «Мне пришли в голову кое-какие мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека».
У Иешуа своя жизненная философия: «… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». В невиновности Га-Ноцри Пилат убедился сразу. Тем более он смог снять головную боль, которая мучила прокуратора.
Прокуратор хотел даже спасти новоявленного «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины»: «Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки достоинства. Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идёт против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!» Иешуа казнён. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости смеялся и плакал во сне». Совесть мучает Пилата. Ему никогда не будет покоя – он понимает что прав Иешуа.
Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями руководили мелочные страхи.
Каждое поколение людей решает для себя нравственную проблему. Одни иногда «прозревают», заглядывают «внутрь себя». И всегда есть надежда на то, что человек сделает правильный нравственный выбор.

Тема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Показать текст целиком

Тема нравственного выбора поднимается М.А.Булгаковым во многих его произведениях, однако особенно остро она стоит в романе «Мастер и Маргарита», написанном в 1940 году. Примечательно то, как много раз роман переписывался и перепечатывался под разными названиями: «Черный маг», «Копыто инженера», «Сатана» и так далее. Автор пытался, как можно более точно передать замысел романа и его мистическую связь с Библейскими сюжетами (например, названия «Евангелие от дьявола» и «Кабала Святош»). Однако лишь в 1940 году Булгаков окончательно меняет заглавие, и роман получает название «Мастер и Маргарита».

Тема нравственного выбора является ключевой в романе. Каждый из героев произведения в определенный момент своей жизни должен на что-то решиться: сделать выбор между добром и злом. Однако сделать это не так-то просто, ведь Булгаков полностью переворачивает наши представления о хорошем и плохом. Так, например Воланд, оставаясь оппонентом Иешуа, предстает перед нами не ужасающим Сатаной, а, скорее, играет роль чудесного помощника из волшебной сказки или благородного мстителя из народной легенды.

Итак, каждый персонаж романа делает тот или иной выбор, И первым сложным выбором в романе является принятие Понтием Пилатом решения о казни Иешуа Га-Ноцри.

Понтий Пилат противоречив: в нем одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» головными болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью лексического повтора, постоянно встречающегося на страницах романа: «ненавистный ему Ершалаим».

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, боится за власть, карьеру, он труслив, несвободен в своем выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания. Именно поэтому внутренн

Критерии

  • 3 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 2 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 3 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 13 из 14

Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье.

Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.

Так, например, чрезвычайно сложно принять решение Понтию Пилату: он должен оправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор.

Понтий Пилат противоречив: в нём одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» (бытовая деталь) Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью ярких эпитетов и лексического повтора: «ненавистный ему Ершалаим», «несметная толпа», «толпа в нетерпении ожидает…»

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, несвободен в своём выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания.

Риск потерять власть, должность делает Пилата мудрым и хитрым, прокуратора мы видим прекрасным актёром, дипломатом, психологом. Зная заранее, какое решение примет Синедрион, герой с «большим искусством» удивляется, изумляется, приподнимая брови на «надменном лице». Пилат, хватаясь за последнюю соломинку, использует разные средства: и тщательно готовится к разговору, и «мягко» обращается к первосвященнику, и настойчиво требует повторить решение.

И вот «всё кончено», внутренняя борьба завершилась победой Пилата – прокуратора. Власть, занимаемая должность – гораздо более ценные вещи для «игемона», нежели справедливость, совесть, человеческая жизнь, в конце концов. Иешуа же, наоборот, творит добро, хотя в него швыряют камни, распинают его. Свобода, истина и добро для бродячего философа превыше всего.

Роман о Понтии Пилате - это творение Мастера, которому в реальной жизни тоже приходится выбирать. Ощущая внутреннюю свободу, Мастер начинает работать над произведением. Вспомним, как литературный мир встретил версию Мастера библейской истории? Роман не был принят к печати. Редакторы, критики, члены редакционной коллегии – все, кто его читал, обрушились на Мастера, написали в газетах разгромные статьи. Особенно неистовствовал критик Латунский. Так М.Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, приспособленчества, выгоды.

Свободу Мастера со временем подавляет страх. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания», - говорит герой. Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца. Он даже от Маргариты готов отказаться - не подал ей весточку из «дома скорби».

Судьба Мастера – это судьба творческой личности в мире несвободы. Для М.Булгакова эта проблема была одной из самых важных. На примере других литераторов, собравшихся в Грибоедове, писатель показывает, как часто человеку, ставшему на путь творчества, приходится делать выбор между талантом, природным даром и бездарностью. Грибоедовских литераторов более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». А что в их представлении «жить по-человечески»? Иметь дачу, творческий отпуск (до двух недель - на рассказ-новеллу, до одного года - на роман), вкусно и дёшево поесть. Нравственную суть членов МАССОЛИТа подчёркивают их фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова».

Наверное, неслучайно нечистая сила так страшно расправится с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову. Именно этот герой стоял во главе московских литераторов – тех людей, которые забыли о высоком назначении писателя, потеряли стыд и совесть. Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно, хотя сам был опытным, образованным человеком.

М.Булгаков обнажает в своих героях алчность, лицемерие, легкомыслие, властолюбие, способность к предательству и возвеличивает любовь, добро, истину, честность.

Так, между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Она говорит Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным». Всё-таки героиня решается на откровенный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь. Ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им – вот что потом поселяется в душе Маргариты. Несмотря ни на что, не исчезает милосердие. Героиня, став «ведьмой», громит квартиру Латунского, но тут же успокаивает проснувшегося в соседней квартире малыша. Единственное, о чём мечтает несчастная женщина, - вернуть Мастера. Но в первую очередь Маргарита просит пощады для Фриды. За терпение, любовь, милосердие, а именно эти добродетели составляют нравственную суть героини, Маргарита была щедро награждена силами зла.

Итак, в ситуацию выбора М.Булгаков ставит многих героев. Что предпочесть - верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие? Всегда ли этот выбор правильный? Кто-то руководствуется совестью, справедливостью, ответственностью - кто-то, наоборот, трусостью, желанием угодить. Чтобы не ошибиться на распутье, нужны мужество, ум, жизненный опыт, ведь очень часто от решения нравственной проблемы зависят судьбы людей.

Тема нравственного выбора в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" - это своеобразная ода женщине. Женщине сильной и храброй, честной и самоотверженной. Ее имя - Маргарита, и она верна не только своему слову, но и чувству. Глубокому чувству любви к Мастеру, который исчез из жизни Маргариты, и которого ей во что бы то ни стало нужно было найти и вернуть.

Судьба играет злую шутку над Маргаритой. В тот самый момент, когда она хочет объясниться с мужем и подать на развод, ее любимый Мастер бесследно исчезает. И героиня проводит без него долгие месяцы, мучаясь вопросами: "А жив ли он?", "Здоров ли?", "Все ли с ним в порядке?". На самом деле Мастер лишился своего имущества и попал в психлечебницу, а потому не хотел волновать любимую такими скверными новостями.

Во времена всеобщего советского атеизма молиться Маргарите было некому, веровать в неожиданное счастливое спасение - тоже. Поэтому, когда слуга дьявола Азазелло предлагает ей сослужить службу хозяину Воланду, Маргарита не колеблется ни минуты. Да, это грех, но что значит спокойная безгрешная жизнь без Мастера? Тем более, что вера в Бога и выбор между Богом и дьяволом во многих душах объясняется не чистотой помыслов, а людским страхом возможной небесной кары или продолжительных адских мучений. А Маргарите эти страхи были чужды.

Итак, Маргарита в отчаяньи соглашается на предложение дьявола и вкушает все прелести жизни ведьмы: летает на метле, мстит обидчику, пользуясь невидимостью, принимает участие в бале Сатаны в качестве Королевы бала, для чего она, собственно, и была призвана. Когда бал кончается и Маргарите выпадает шанс просить Воланда осуществить, наконец, свою заветную мечту, - найти Мастера - она самоотверженно просит покоя для души некой Фриды - матери, задушившей платком собственного ребенка. Какое благородство проявляет Маргарита! Она остается милосердной даже в ущерб своим интересам!

Воланд оценивает по достоинству поступок Маргариты и позволяет ей озвучить и свое личное, самое сокровенное желание. Героиня встречается с возлюбленным и их души получают долгожданную свободу. Они улетают на небеса, в "тихую гавань", которая становится местом их последующего счастливого сосуществования.

Дважды перед Маргаритой стоял выбор, и дважды она принимала достойное и верное решение. В ее действиях не видно ни эгоизма, ни трусости, ни двуличия. Она честна, прежде всего, с самой собой. Ее помыслами были не женитьба с Мастером и приобретение социального статуса и не поиск поклонника, который обеспечил бы ей безбедную жизнь, а желание вызволить Мастера из беды, в которой, как оказалось, он и находился. У Маргариты доброе, любящее сердце, достойное восхищения как добрых, так и злых.

Таким поворотом сюжета М. Булгаков предлагает читателю решить такую проблему: а на что вы готовы ради своих близких? Сумеете ли пожертвовать привычным укладом жизни, принять все то, от чего когда-то отреклись? Вот почему роман "Мастер и Маргарита" бесценен для мировой культуры - потому, что заставляет читателей переосмысливать их жизнь, их принципы и отношение к самым дорогим людям, которые у них есть.

Проблема нравственного выбора героев

(по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита")

Цели:

    • выделить главные идеи романа;

      задуматься об ответственности человека за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе.

Эпиграфы:

Можно и в рабстве не быть рабом, и в свободе быть рабом.

С. Златоуст

Такая любовь, для которой совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения - вовсе не труд, а одна радость.

А. И. Куприн

План

1. Вступление. Тема ответственности человека за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе. История создания романа.

2. Проблема нравственного выбора героев М. А. Булгакова.

Понтий Пилат как обвинитель и как жертва. Тема совести и покаяния.

Тема истины (Иешуа). Проблема нравственного выбора.

Проблема творчества и судьбы художника. Судьба одаренной личности в тоталитарном государстве.

Трагическая любовь героев романа. Конфликт с окружающей пошлостью.

Тема свободы (образ Маргариты).

3. Заключение. Вечные ценности, которые утверждает автор романа.

Вступление

Я думаю, ни для кого из нас не является секретом, что на жизненном пути каждого человека встречается очень много преград, решить и понять которые подчас очень трудно одному. И возможно, поэтому мы обращаемся к книге. Ведь книга- это потайная лестница, ведущая нас к душе автора, его миропониманию, мировоззрению. Вот и сейчас я нахожусь на том жизненном перекрестке, когда нужен попутчик и советчик, который помог бы мне выбрать правильный путь. А поставили меня в столь затруднительное положение, на первый взгляд, очень простые понятия: противостояние добра и зла, совесть, истина, любовь. И себе в попутчики я выбрала Михаила Булгакова, а точнее, его роман, “ Мастер и Маргарита”.

Писателя уже давно нет, а мы до сих пор разговариваем с ним, перечитываем полюбившиеся страницы романа. Именно в нем талант мастера раскрывается во всей его прелести. В нем Булгаков весь: его сокровенные, в страдании найденные мысли, полет фантазии, чувства, поиск. Этот роман - его жизнь, его любимое дитя, его будущее. Попробуйте, по мере моего повествования, почувствовать то, что чувствовала я, читая роман. Пройти по той тропинке, по которой шла я, для того чтобы понять и разобраться в истинных ценностях жизни. Для этого еще раз прочитать страницы романа. Надеюсь, что в дальнейшем мы будем часто обращаться к этой книге жизни, открывая и прочитывая между строк много нового.

Но не будем задерживаться и отправимся в путь!

История создания романа

Около 12 лет Булгаков работал над романом “ Мастер и Маргарита”. Сохранившиеся материалы восьми редакций позволяют проследить, как менялся замысел романа, его сюжет, композиция, название, сколько было отдано труда и сил, чтобы произведение приобрело законченность и художественное совершенство. Первоначально его работа над романом о дьяволе и Христе называлась “ Инженер с копытом”. Первые его наброски были сделаны писателем еще в 1928, начале 1929. Остановили тогда Булгакова мартовские события 29- го- запрет всех его сочинений. Перед тем, как написать письмо правительству, он уничтожил эти наброски. В 1931 возобновил работу. В следующем году продолжил. Потом года на полтора она прервалась. В 1934 году, вновь вернувшись к роману, Булгаков завершил первый его черновой вариант. И уже по крайней мере на три года похоронил его в ящике письменного стола: надежд на публикацию не было никаких. В 1937 году он в очередной раз вернулся к роману “ Инженер с копытом”, который теперь стал именоваться “ Мастер и Маргарита”, чтобы уже не расставаться с ним до последнего дыхания. Чистовой вариант его был завершен в 1938 году, но и после этого писатель многое в нем перестраивал, дополнял и шлифовал. Все, что пережил Булгаков на своем веку, - и счастливого, и тяжелого, все свои главные мысли и откровения, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение необыкновенное. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни. Оттого и читается роман взахлеб, особенно когда “ входишь” в него доверчиво и отдаешься на волю авторской мысли и фантазии, не притормаживая себя скептическими вопросами. И лишь в этом случае можешь ощутить силу света, идущего от легендарного бродячего философа Иешуа Га - Ноцри. И заразиться утопительным чувством свободы, которым охвачена Маргарита, невидимкой парящая над землей, по пути на Великий бал Сатаны. И почувствовать поистине сатанинскую красоту и таинственность лунных ночей. И осознать убожество того быта, в который не может проникнуть свет настоящей любви и подлинного добра. И вдруг испытать вместе с Мастером страх, которым он заболел, вышел к людям со своим светлым и мудрым творением и был встречен не поддающимся объяснению злобой и яростью. И вместе с озорными ассистентами Волланда позабавиться над “ подведомственными” Сатане бюрократами и чинодралами. И только в этом случае впечатление от чтения остается невыразимое: каким- то новым, невиданным светом освещает роман окружающую жизнь и как бы поднимает над нею, открывая вдруг новые горизонты в своем представлении о свободе, о любви, о смерти и бессмертии, о силе и бессилии единоличной власти над людьми, о реальном и нереальном. И все же можно ли указать нечто такое, что лежит в основе сюжета “ Мастера и Маргариты” и служит как бы ключом ко всему содержанию романа? Универсального ключа, пожалуй, нет. Но вот один из возможных, который просится в руки, а главное, способен побудить читателя к самостоятельному поиску все новых ключей - и философских, и нравственных, и политических. Это пронизывающее весь роман противостояние истинной свободы и несвободы - во всех проявлениях.

Тема совести и покаяния (образ Понтия Пилата)

Уже в первой из ершалаимских глав лицом к лицу сходятся два этих состояния: Иешуа Га - Ноцри, арестованный, зверски избитый, приговоренный к смертной казни, и пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Понтий Пилат предстает перед нами грозным, жестоким властителем “ в белом плаще с кровавым подбоем” (белый на красном - символ двойственности его деяний, за которыми часто тянется кровавый след), “ свирепым чудовищем”, как называют его в Ершалаиме. Образ Понтия Пилата - самый сложный и, как мне кажется, центральный образ в романе. Поэтому две из четырех “ евангельских” глав посвящены Понтию Пилату - государственному деятелю, опытному и тонкому политику. И суть той драмы, на которую он оказывается, обречен, как раз в конфликте между тем естественным, человеческим, что еще в нем сохранилось, и ипостасью политика. Когда- то Пилат был воином, умел ценить мужество и сам не знал страха. Но выслужил высокую должность и переродился. Не за жизнь свою боится Пилат - ей ничто не угрожает, - а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, ещё чем – то необычным, он предпочитает последнее. Правда, тут не только вина его, но и беда. Трусость - вот главная беда Понтия Пилата. Но неужели бесстрашный на поле боя всадник Золотоё копьё – в самом деле, трус? И от чего Булгаков так настаивает на этом обвинении? “ Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков,” – слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. “ Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!” – неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги. Почему же обычная сдержанность изменила здесь Булгакову и заставила его,нарушив условность рассказа, внести личный приговор своему герою! Прокуратор не хотел зла Иешуа, трусость привела его к жестокости и предательству. Иешуа не может его осудить – для него все люди добры. Но Булгаков осуждает без пощады и снисхождения, осуждает потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, - таких, в сущности, немного, - как те, что словно бы и готовы споспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Понтий Пилат для Булгакова – не просто трус, фарисей и отступник. Его образ драматичен, он и обвинитель, и жертва. Вот почему загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он про себя произносит

“ Погиб!”, а затем: “ Погибли!”. Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность.

И как ни обманывает себя Понтий Пилат, как ни старается преувеличить значение своей расправы над Иудой, ему, в конце концов, становится ясно, что “ сегодня днем он что – то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими – то мелкими и ничтожными, а главное, запоздалыми действиями. Обман же самого себя заключается в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти, теперешние, вечерние, не менее важны, чем утерянный приговор. Но это очень плохо удавалось прокуратору. Да, отмечаем мы, совесть ещё жила в этом человеке. Но, несмотря на это, он идет на компромисс с властью и деспотизмом, представляя собой карающий меч этой власти. Он не может разобраться в себе и выбрать, что первично, а что вторично в его жизни. Человек с “ двойным дном”, как, впрочем, и многие в нашей жизни. И, наверное, поэтому Понтий Пилат является вечным образом в литературе. Но всё же существуют ли какие – нибудь неизменные нравственные категории, или они текучи, изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатство?

Тема истины (образ Иешуа)

Неужели в этом мире живут одни Понтии Пилаты? Конечно же, нет, утверждает автор, и поэтому в густонаселённом булгаковском мире читатель встречает ещё одного героя – Иешуа Га - Ноцри, о котором в дальнейшем будет сказано: он человек веры, символ свободы. Многие будут говорить о нём как о Христе. Но Иешуа, в изображении Мастера, нисколько не похож на явление потустороннее, на сына Божьего. Он - обычный, смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Вместе с тем - это и воплощение чистой идеи, высший прообраз человека и человечества. Иешуа беззащитен, слаб физически, но силён духовно - он провозвестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идеи добра, милосердия. Даже перед угрозой смерти он не отступается, прежде всего, его многомерность: как антитеза государственным законом, не впадает в отчаяние даже тогда, когда самый верный ученик Левий Матвей, записывая за ним его проповеди, всё извращает и путает. Иешуа – человек мысли, независимой от сословных и религиозных догм, он живёт “ своим умом”. Он – проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви и милосердию. Несмотря ни на что он остаётся свободным. Отнять у него свободу мысли и духа невозможно. Нет, он не герой и не невольник чести. Когда Пилат намекает ему, как отвечать на вопросы, чтобы остаться в живых, он не слышит их, настолько чужды они самой его духовной сущности. Именно Иешуа открывает Пилату, что тот не свободен, и делает это не силой каких- либо убеждений, а собственным примером. Он и прокуратор подобны двум противоположным полюсам. Иешуа не отступает от принципов и, в отличие от Понтия Пилата, идёт на плаху за свои убеждения. Но в то же время при всей своей внешней человеческой обыкновенности, он необыкновенен внутренне. Хотя и в этом смысле в нём нет ничего более сверхъестественного, чем в любом отмеченном печатью гения человеке. Люди, которые слушают его, готовы идти за ним, куда бы он их не повёл. Случается неслыханное: сборщик податей, наслушавшись его речей, “стал смягчаться… наконец, бросил деньги на дорогу” и пошёл сопровождать его, как верный пёс. У Пилата он одними лишь мелкими сочувственными словами снимает чудовищную головную боль. Сила его слова такова, что прокуратор, уже опасаясь её, приказывает, “ чтобы команда тайной службы было под страхом тяжкой кары запрещено о чём бы то ни было разговаривать с Иешуа, или отвечать на какие либо его вопросы? Секрет этой силы даже не в смысле слов бродячего философа, не в глубочайшей его убеждённости, а в том качестве, которого нет ни у Пилата, ни у Каифа, ни у большинства московских персонажей булгаковского романа, - в абсолютной независимости его разума и духа. Ему неведомы оковы тех догм, условностей, стереотипов мышления и поведения, которыми связаны по рукам и ногам все окружающие.

Я полагаю, чтобы создать образ такого героя, Мастер сам должен был обладать хотя бы некоторыми его качествами. Он и обладает. Правда, терпимость Иешуа и его безграничная доброта ему несвойственны. Он может быть строгим, гневным и даже злым.

Проблема творчества и судьбы художника

Не мудрено, что, впервые попав в мир литературы, автор вспоминает потом о нём “с ужасом”. В нём кипит ненависть к Лапшенникову, Ариману и Латунскому. Пережив трагедию непризнания, преследований в литературной сфере, Мастер не может легко смириться и простить своих недругов. Он мало похож на праведника, страстотерпца. И не оттого ли в символическом конце романа Иешуа отказывается взять его к себе “в свет”, а придумывает для него особую судьбу, награждая его “покоем”?

Но книга должна пережить своего создателя – ведь “рукописи не горят”. И хотя главный враг Мастера – Латунский – куда ничтожнее и мельче Понтия Пилата, гонителя Иешуа, а сама проблема, будучи перенесена в близкую современность, решается Булгаковым в ином, более частном и скромном плане. Мы различим в рассказе о судьбе Мастера пульсацию знакомой мысли: подлинная духовная сила неизбежно одолеет и докажет свою правоту. Что бы ни случилось, книгу Мастера ещё прочтут люди, а Латунский получит по заслугам от потомства: его имя будет окружено подозрением.

Тема свободы (образ Маргариты)

Утешительность этой веры в будущее не заглушает, впрочем, бед и тревог настоящего. И пока справедливость не пришла, пока не настал её срок, что может поддержать уставшего, ослабленного Мастера? Жизнь требует от Мастера подвига, борьбы за судьбу своего романа. Но Мастер – не герой, он – лишь служитель истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тотальной власти, от которой нельзя спастись, скрыться, он падает духом, отказывается от своего романа, сжигает его. Подвиг совершает Маргарита. В отличие от гётевской Маргариты, своей литературной предшественницы, она умеет бороться. Во имя своей любви и веры в талант Мастера она преодолевает страх и побеждает обстоятельства.

До встречи с Мастером у неё было всё, что нужно для счастья женщины: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги… Словом… Она была счастлива?

Ни одной минуты! “Ей не нужен был особняк, ни отдельный сад, ни деньги, ей нужен был он, Мастер”.

Она “угадала” его среди тысячи людей. Так же, как он угадал её. И сейчас ей очень тяжко на душе без него, без его любви. Ради встречи с Мастером Маргарита готова стать ведьмой, и она совершает своё весёлое путешествие на метле по Арбату. Летя над электрическими проводами и вывесками нефтелавок, она чувствует себя теперь в силах осуществить всё то, что прежде казалось несбыточным. Если она и не отравляет Латунского, как обещала, то, по крайней мере, произвела чудовищный разгром в его фешенебельной квартире. Если ей и не удалось спасти Мастера, то, во всяком случае, на весеннем балу полнолуния он был возвращён ей, и вновь чудесным образом воскресла сожжённая рукопись.

Так пусть хотя бы в сказочном, фантастическом сне, Маргарита восстановила нарушенную справедливость, доказала свою “настоящую, вечную, верную любовь” какую обещал показать нам автор. Но тот, кто любит, должен разделять учесть того, кого любит, говорится в книге. И Маргарита делит учесть Мастера до конца, погибая в одно мгновение с ним.

Некоторые критики упрекают Маргариту за её конформизм, сделку с дьяволом. Но верно ли это? Ведь самоотверженно любя, Маргарита преодолевает хаос жизни, сама творит свою судьбу, ей помогает даже случай, и “ведомство” Воланда служит ей.

Поведение главных романтических героев определяет не стечение обстоятельств, а следование своему нравственному выбору.

Для Мастера – это идеал творчества, установление исторической истины. Для Маргариты – талант веры, любовь, ради которой она готова заложить свою душу дьяволу. И за все трудности, с которыми им приходится бороться в конце романа, они будут вознаграждены вечным покоем.

Заключение

Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. “Не обманывай – то хоть сам себя. Никогда слава не придёт к тому, кто сочиняет дурные стихи…” – безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано “прозреть”. Для Берлиоза, главы МАССОЛИТА, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный. Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим. Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – это роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе, о всепобеждающей силе любви и творчества.Я считаю, что “Мастер и Маргарита” – это роман, о котором можно говорить всегда, и каждый раз можно увидеть что- то новое. Это произведение, на мой взгляд, останется актуальным во все времена, так как проблемы, поднятые в нём, волнуют людей всех поколений.Разумеется, мою оценку нельзя считать объективной, ибо объективно оценить что- либо невозможно. На разных этапах я в чём- то соглашалась с Булгаковым, в чём- то – нет. Но я смотрю сейчас на этот роман со своей ступеньки. Пройдёт время, я снова начну читать книгу, и мир булгаковского романа будет увиден мной совсем по- другому. И в переломные моменты моей жизни я неизменно буду возвращаться к роману Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Литература

    1. В. Г. Бобрыкин “Литература в школе” 1991 год.

      В. Я. Лакшин “О Доме и бездомье”.

      Публикация и статья М. Чудаковой.

      В. А. Доманский “Только человек ответственен за добро и зло”.



Рассказать друзьям