Сообщение родина мать зовет. Десять интересных фактов о скульптуре "родина-мать"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Монумент "Родина-мать" в Волгограде так известен и узнаваем во всем мире, что вполне достоин представлять Россию и быть ее визитной карточкой. Весь мемориальный ансамбль носит название "Героям Сталинградской битвы". В 2008 году он вошел в национальный список, где представлены семь чудес света государства.

Что значит для Волгограда Мамаев курган.

"Родина-мать" и другие объекты знаменитого мемориала расположены на высоте, именуемой сегодня Мамаевым курганом. Впервые такое название местности было использовано одним из авторов комплекса Евгением Вучетичем. До войны этот холм в народе называли попросту "бугор".

Однако ученые рассказывают о важных для истории событиях, которые неоднократно происходили именно здесь. Легендарная возвышенность не один раз за историю своего существования имела стратегическое, а порой и культовое значение.
Но ее роль во времена Великой Отечественной войны трудно переоценить. Во всех официальных военных документах того времени холм стал иметь название "Высота 102". Как утверждают историки, ожесточенные бои за город велись в разных его частях, но из двухсот дней, что продолжалась Сталинградская битва, 135 суток именно здесь сражение не затихало. Склоны кургана были перепаханы от разрывов снарядов. Даже зимой снег здесь таял от накала сражений. Впоследствии на каждом квадратном метре земли было обнаружено от 500 до 1250 осколков снарядов и пуль, не считая искореженной техники.
После войны вплоть до 1959 года это место особо выделялось в панораме города. Здесь не зеленела трава, черная обугленная земля была безжизненна. Все это живо напоминало о горе, которое, принесла война.
Позднее было принято решение именно здесь соорудить грандиозный памятник в честь защитников Сталинграда.

Описание комплекса

"Родина-мать" в Волгограде воздвигнута на самой вершине холма. Подняться к ее подножию можно по ступеням, которые начинаются прямо от Площади Скорби. Их насчитывается двести. Столько дней продолжалась легендарная оборона Сталинграда. По обе стороны от этой необычной дороги находятся могилы воинов, защищавших город. Их перезахоронение происходило во время сооружения монумента, а также в последующие годы. Сегодня здесь покоятся останки 34505 человек. Установлены надгробные плиты в память о 35 Героях Советского Союза, участвовавших в бою за город на Волге.

Зал Воинской Славы - еще одно легендарное сооружение комплекса. Внутреннему убранству помещения придана особая торжественность. У вечного огня стоит почетный караул, который сменяется каждый час. Действие военных так завораживает присутствующих, что забыть о нем впоследствии просто невозможно.

Статуя "Родина-мать зовет"

Разработка и проектирование статуи "Родина-мать" в Волгограде имеет свою историю. Можно сказать, что эта часть мемориала несет основную смысловую нагрузку всего комплекса. Варианты ее эскизов обсуждались на правительственном уровне. В результате дискуссий был принят проект скульптора Вучетича и инженера Никитина.
Основной материал, из которого изготовлена статуя, это бетон и железные конструкции. Принято считать, что бетона использовано 5500 тонн, а железа 1400 тонн. При этом высота всего памятника с учетом постамента и меча составляет 86 метров. Родина-мать, высота которой была увеличена до 53 метров, в проекте имела другие размеры. Интересным является факт того, что толщина стенок статуи не превышает 30 сантиметров. Несмотря на это конструкция является необычайно прочной.

В правой руке "Родина-мать" в Волгограде держит тридцати трехметровый меч. На его изготовление ушло 14 тонн бетона. О грандиозности сооружения говорит тот факт, что в распростертой левой руке скульптуры на ладони можно расположить легковой автомобиль.
Конструкция представляет собой довольно сложное инженерное сооружение. В его внутренней части работают службы, которые обеспечивают сохранность статуи, ее безопасность.

Люди и история создания памятника

Считается, что прототипом фигуры Родины-матери является простая женщина. В некоторых из официальных источников называется и ее фамилия. Это Валентина Ивановна Изотова. Долгие годы она не придавала гласности свое участие в работе по созданию памятника. Это говорит о скромности простой русской женщины, ее патриотизме. Вместе с тем она горда, что вложила частицу своего труда в создание мемориала.

По другим данным моделью для создания образа Родины-матери была выпускница Барнаульского педагогического института Анастасия Антоновна Пешкова. Надо сказать, что объявление о решении создания грандиозного памятника, люди приняли с большим воодушевлением. Свои идеи, эскизы,предложения присылали не только профессионалы, но и множество простых людей, кому был дорог мир и победа в войне.

Никто не забыт

"Родина-мать" - памятник в Волгограде, который своим величием, торжественностью способен напомнить потомкам о днях тяжелых сражений за свободу и независимость страны в годы Великой Отечественной войны. Особое действие мемориал оказывает на молодое поколение, на тех, кто никогда не видел войны.

На Мамаевом кургане души людей переполняет скорбь и гордость за отцов, дедов, прадедов. Укреплению патриотических чувств способствует не только скульптура, именуемая "Родина-мать". Высота идеи, ее непреходящее значение также играют огромную роль.

Как попасть на Мамаев курган

"Родина-мать" - памятник в Волгограде, который желает осмотреть каждый гость. Власти города, туристические компании и другие предприятия позаботились о том, чтобы посещение мемориала было доступно каждому желающему. С этой целью организованы экскурсии из разных частей города. Движение транспорта к комплексу отрегулировано очень хорошо, поэтому не составит труда доехать сюда самостоятельно.
До мемориала можно добраться на любом виде наземного общественного транспорта - автобусе, маршрутном такси, троллейбусе. В последние годы у туристов пользуется популярностью такой вид транспорта, как подземный скоростной трамвай - метротрам. Одна из остановок этого необычного трамвая носит название "Мамаев курган".
Приехать сюда можно в любое время суток, вход на территорию комплекса бесплатный для всех категорий граждан.
Скульптура "Родина-мать" адрес имеет очень простой и запоминающийся - город Волгоград, страна Россия.

Скульптура «Родина Мать зовет!» - скульптурная композиция на Мамаевом кургане в Волгограде. Посвящена героям Сталинградской битвы Великой Отечественной войны.

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперед с поднятым мечом. Голова статуи является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники.

Триптих

Памятник «Родина-мать зовет» является неотъемлемой частью триптиха - то есть произведением искусства, состоящего из трёх частей.

  1. Первая часть «Тыл-фронту!» находится в Магнитогорске, где Рабочий передаёт Воину меч,
  2. Вторая часть — «Родина-мать» с символично поднятым мечом в Сталинграде,
  3. Третья часть — это «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине уже с опущенным мечом.

История строительства мемориала

Строительство скульптуры «Родина Мать зовет!» было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 и заняло целых 8 лет. Скульптура на момент создания стала самым высоким в мире изваянием. Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Глубина бетонного фундамента - 16 метров.

Памятник был создан на месте, голова и меч были изготовлены отдельно и устанавливались с помощью вертолетов.

Длина меча Родины Матери равняется 33 метрам, а вес - 14 тоннам. Изначально меч статуи выполнен из стали обшитой листами, позже лезвие было изготовлено из фторированной стали, так как листы деформировались и гремели из-за постоянных ветров.

Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах.

Общая высота грандиозного памятника - 85 метров, вес - 8 тысяч тонн. От подножия Мамаева кургана к постаменту памятника ведут 200 гранитных ступеней. Сам холм - курган, т.е. огромная могила, где похоронены 34 тысячи воинов - защитников Сталинграда. Родина-мать в два раза выше Статуи Свободы - это было одно из основных требований при её строительстве.

Памятник «Родина-мать зовет» занесен в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на момент постройки в мире.

Прообраз скульптуры «Родина Мать зовет!»

По некоторым данным, прообразом статуи «Родина Мать» стали девушки из Волгограда: Екатерина Гребнева, Анастасия Пешкова и Валентина Изотова. Однако, данный факт никем и ничем не подтвержден. По другой легенде, за основу статуи «Родина-мать» взято подобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже.

Мамаев курган

«Родина Мать зовет!» установлена на Мамаевом кургане - высоком холме, в нескольких ста метрах от которого находится легендарная 102 высота, за которой в течение 140 дней шли кровавые бои в Сталинграде во время Великой Отечественной войны.

Также, на Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых в общей сложности захоронены более 35 000 защитников Сталинграда.

Достопримечательности Мамаева кургана

На площадке кургана находятся следующие памятные композиции:

  • Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
  • Аллея пирамидальных тополей
  • Площадь Стоявших насмерть
  • Стены-руины
  • Площадь Героев
  • Монументальный рельеф
  • Зал Воинской славы
  • Площадь Скорби
  • Главный монумент «Родина-мать зовет!»
  • Воинское мемориальное кладбище
  • Мемориальный дендропарк у подножия Мамаева кургана
  • Танковая башня на постаменте
  • Церковь Всех Святых

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.

Мамаев курган зимой 1945 года. На переднем плане — разбитая немецкая пушка РаК 40.

Конечная точка пути - монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны - высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери - 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра. Сегодня же самая высокая статуя в мире - это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери - 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

Сталинград, Мамаев курган. На переднем плане Renault UE Chenillette — легкий французский бронетранспортер, стоявший на вооружении вермахта.

Едва в Сталинграде стихла канонада, благодарная страна задумалась о том, каким должен быть памятник творцам этой великой победы. Чертежи и эскизы присылали не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в академию художеств, другие в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Причем все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой победы.

Всесоюзный конкурс объявили сразу же после войны. Участвовали все видные советские зодчие и архитекторы. Итоги подвели десять лет спустя. Хотя мало кто сомневался что выиграет лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич. Он к тому времени уже создал мемориал в берлинском Трептов-парке и пользовался доверием первых лиц государства. 23 января 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. В мае 1959-го стройка закипела.

В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага.

Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать «подросла» относительно первоначального размера - её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке «пригружать» фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.

В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня - дом-музей архитектора - можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.

В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка - всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.

Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером - светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности в 1972 году был заменен меч.

Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).

68-летняя Валентина Изотова была моделью при создании знаменитого российского мемориала «Родина-мать». Почти 40 лет она не говорила о том, что участвовала в его создании.

Могла ли я отказать, когда скульпторы попросили меня позировать для статуи в память об огромных потерях, понесенных Красной армией в Сталинграде? Но я была в ужасе, когда они заявили, что я должна позировать обнаженной.

Было начало 1960-х, и порядочные женщины не раздевались ни перед кем, кроме своих мужей. Художники, даже такие уважаемые и известные, как Лев Майстренко, работавший над мемориалом, для 26-летней женщины ничего не значили.

Ко мне обратился именно Лев. Я работала официанткой в главном ресторане города «Волгоград» — он и сейчас там — и обычно обслуживала зал, зарезервированный для высокопоставленных партийных функционеров и делегаций. Лев сказал, что я прекрасна и воплощаю в себе все физические и нравственные качества идеальной советской женщины. Конечна, я была польщена, как же иначе?

Любопытство взяло верх, и я согласилась позировать. Никто из нас и представления не имел, какой знаменитой станет «Родина-мать». Волгоград (бывший Сталинград) известен этой скульптурой так же, как и разыгравшимся здесь сражением.

Моему мужу не понравилось, что я буду позировать группе художников, присланных из Москвы. Он был ужасно ревнивым и возил меня на каждый сеанс в студию, которую они устроили на старом заводе газовых аппаратов.

Через некоторое время это стало такой же работой, как любая другая, я почти не думала о том, что стою в купальнике, и радовалась тому, что мне платят три рубля в день, поскольку тогда это была приличная сумма. Но только через полгода я наконец подалась на уговоры скульпторов снять лифчик и обнажить грудь. Но это было все. Я была непоколебима в своей решимости сохранить остатки скромности и не позировать совсем обнаженной. Это было немыслимо.

Никто кроме родственников и самых близких друзей об этом не узнал. Вскоре после того, как сеансы закончились, я поехала получать первое высшее образование: у меня два диплома — экономиста и инженера. Затем я уехала из Волгограда и стала жить и работать в Норильске.

После открытия мемориала в 1967 году я мало об этом думала и жила своей жизнью.

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

В мире существует очень мало подобных скульптур, например — статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве, памятник Петру I в Москве. Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала — 46 метров.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК „Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»“ Александр Величкин.

Интересные факты

Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира.

Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! — заткнулись».
Существует легенда, согласно которой вскоре после создания в скульптуре потерялся человек; после этого его никто не видел. Но это лишь легенда
Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области

По ходу строительства Вучетич не раз вносил изменения в проект. Малоизвестный факт: поначалу главный монумент ансамбля должен был выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру «Родины-матери» с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошел к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.

Но это далеко не все изменения, что мэтр внес в уже готовый проект. О том, как все это происходило, мне рассказала Валентина Клюшина, бывшая многие годы заместителем директора мемориала. В годы создания комплекса она работала в Волгоградском горисполкоме и курировала стройку.

- «Родину-мать» Вучетич решил оставить одну. Убрал он и помпезный постамент, практически повторяющий тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Главная фигура стала выше — 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успели сделать фундамент, как автор увеличил размеры скульптуры. До 52 метров! В соревновании сверхдержав надо было, чтобы главный монумент СССР оказался выше, чем американская статуя Свободы. Пришлось срочно «пригружать» фундамент, чтобы он выдержал 85-метровую (вместе с мечом) скульптуру, весящую 8 тысяч тонн. В насыпь тогда уложили 150 тысяч тонн земли. А поскольку сроки поджимали, в помощь бригадам выделили военный батальон.

Неувязочка вышла и с нынешним Залом воинской славы. Там предполагалось установить полотно панорамы. Едва «коробку» здания выстроили, Вучетич решает, что панораму надо разместить отдельно. Что затем и сделали. А в готовом сооружении по периметру стен расположились мозаичные знамена с фамилиями павших защитников города. Этот вопрос автор тоже быстро провел через ЦК КПСС.

С этими самыми знаменами тоже произошел конфуз. Вот что рассказала Клюшина:

Работали с мозаикой мастера из Ленинграда. А художественное стекло поставляли из украинского города Лисичанска. Мозаичники выкладывали интерьер по мере поступления материала. Когда же все было готово и сняли леса, все ахнули. Тона на стене настолько отличались, что она напоминала шахматную доску. Близился срок сдачи объекта. И Вучетичу ничего не оставалось, как позвонить «наверх». На этот раз Брежневу. Тот тут же набрал первому секретарю ЦК компартии Украины Шелесту и объяснил ему задачу. Словом, через несколько дней машины доставили в Волгоград новое стекло.

Но это не все трудности, с которыми столкнулись создатели комплекса. В один из весенних дней того же 1967 года критическая ситуация сложилась с 33-метровым мечом.

…Как обычно, главный инженер «Волгоградгидростроя» Юрий Абрамов утром шел на работу в штаб. На пути ему попалась стайка мальчишек, спорящих… отчего так сильно раскачивается меч в руке «Родины-матери»? Абрамов поднял голову и ужаснулся. Немедля провели оперативку, а уже на следующий день приехала специальная комиссия из Москвы. Скоро выяснилось, что проектировщики не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Вот и получилось, что меч оказался развернут плашмя по отношению к ветру. Срочно пришлось делать в нем несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Кроме того, комиссия вообще рекомендовала заменить тяжелый титановый меч на более легкий стальной.

На самом финише стройки потребовалось 50 мощных прожекторов для подсветки скульптуры. Их нигде не могли достать. Страна в то время готовилась отметить 50-летие Октября — и все, что производилось, по разнарядкам уходило в Москву и Ленинград. Клюшину командировали в столицу к председателю Мосгорисполкома Промыслову. Тот сказал, что Москва помочь не в силах. И посоветовал поезжать на завод-изготовитель. И Клюшина рванула в город Гусев, что в Калининградской области. Директор «Электромаша» на просьбу тоже только руками развел. Потом подумал и предложил Валентине выступить по заводскому радио перед рабочими и попросить их поработать сверх нормы. Организовали две дополнительные смены и прожектора «Сайра» ушли в Волгоград. 15 октября 1967 года памятник-ансамбль был торжественно открыт.

Кто-то неосторожно высказался, что, мол, «Родина-мать» так накренилась, что скоро может упасть. Чушь это. «Любое сооружение такого типа, — говорит директор мемориала, генерал в отставке Владимир Берлов, — может наклоняться. Это даже предусматривается проектировщиками. Скажем, проект нашего монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура, — продолжает Берлов, — постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение. А анализ сколов бетона, проведенный в немецкой лаборатории, показал отличное состояние конструкции и наличие необходимого запаса прочности. Изнутри она поддерживается 99 канатами натяжения. Поверьте, утверждает директор, эта система ни за что не позволит монументу накрениться до критического уровня».

Кто с мечем к нам придет, тот от меча и погибнет!

Впервые я увидела «Родину-мать» в седьмом классе. Это была моя первая поездка в , до города мы добрались на теплоходе из Астрахани и задержались там всего на день. У нас была обзорная экскурсия по Волгограду с посещением самых знаковых его мест, и «Родина-мать» стала самым сильным впечатлением дня. В тот год как раз шли работы по ремонту и обеспечению безопасности статуи, и с её уха... свисала небольшая лестница. Но был выходной день, и работы не велись, а экскурсовод рассказала, что у особо впечатлительных даже кружится голова, когда они наблюдают за реставрационными работами - по огромной статуе перемещаются крохотные человечки. Шутка ли, такие масштабы!

Каждый раз приезжая в Волгоград, я обязательно покупала гвоздики, шла на Мамаев курган, чтобы возложить их в Зале Воинской славы и обязательно подняться к статуе «Родина-мать». Это было для меня определённой традицией. Даже когда я переехала на год в Волгоград, работала там и два раза на дню проезжала мимо Мамаева кургана, эта статуя всё также впечатляла меня.

И сейчас я попробую рассказать всё, что знаю о ней.

История

Сталинградская битва считается одним из самых кровопролитных сражений в истории человечества. Третий Рейх, Королевство и Королевство , и финские добровольцы сражались против СССР в этой битве, итогом которой стала тяжёлая победа СССР.

Так выглядел Сталинград с воздуха в 1942 году. Фотография бомбардировки жилых районов города Люфтваффе.

Военные победы никогда не бывают лёгкими, а победа под Сталинградом далась нашей стране особенно тяжело. Сумма безвозвратных потерь только с нашей стороны - больше миллиона человек. Но именно эта победа означала коренной перелом в ходу Великой Отечественной войны - провал наступления Оси на Восточном фронте, снятие угрозы захвата Вермахтом Нижнего Поволжья и Кавказа. С этой победы началось контрнаступление Красной армии и долгий трудный путь к 9 мая 1945 года.


Флаг над освобождённым городом, конец января 1943 года.

На Мамаевом кургане, на вершине которого и расположена статуя «Родина-мать зовёт!», похоронено более 35 тысяч участников Сталинградской битвы. Из 200 дней битвы 135 пришлись на сражение за эту высоту. Отсюда хорошо просматривалась Волга, а в условиях войны это было стратегически важно. За значимую высоту шли самые ожесточённые бои, и она не раз переходила из рук в руки. Даже зимой, когда в Сталинграде начались сильные морозы и шёл снег, земля на Мамаевом кургане оставалась чёрной от разрыва бомб и снарядов, на один квадратный метр здесь приходилось до полутора тысяч осколков и пуль. Земля была сплошь усыпана грудой металла, и весной 43-го года трава здесь так и не взошла.

Экскурсоводы рассказывают, что той весной не зазеленело вообще ни одно дерево в Сталинграде. Только на одном дереве набухли клейкие зелёные листочки. Этот тополь и сейчас стоит на Аллее Героев, как природный памятник той битве - «тополь этот пронёс жизнь свою через битву великую».


Другой памятник этой битве возвели на Мамаевом кургане уже после окончания войны.


Архитектор

Советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич творил и работал в стиле социалистического реализма, и большая часть его произведений посвящена периоду Великой Отечественной войны. О войне он знал не по наслышке. В первые дни Великой Отечественной он ушёл на фронт добровольцем в качестве рядового солдата-пулемётчика, к концу 1942 года дослужился до звания капитана и в тот же год в боях под Ленинградом он был серьёзно контужен. Война серьёзно повлияла на его творчество и, принимавший до этого участие в строительстве гражданских объектов, он становится военным художником и обращает всё своё внимание на исторические военные события прошлого, окончательно формируется как скульптор.


Советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич

Он много работал над памятниками и бюстами, но мировую славу ему принесли работы в историческо-символическом жанре, посвящённые периоду Великой Отечественной войны: памятник «Воин-освободитель» в Берлине, монумент «Соединение фронтов» в Пятиморске, аллегорическая статуя «Перекуём мечи на орала» в Нью-Йорке и Москве и самая известная его работа - «Родина-мать зовёт!» в Волгограде.

В Волгограде же и находится другая знаковая работа мастера - памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал. Но изначально на этом месте был сооружён гигантский памятник Сталину. Вучетич работал над проектом со всей ответственностью: памятник был завершён в кратчайшие сроки, а на отливку фигуры пошла лучшая самородная медь. Но памятнику «вождю народов» было суждено простоять всего несколько лет - в 1956 году началась десталинизация и... памятник снесли. А Вучетича пригласили для работы на Волго-Доне вновь, но уже над памятником Ленину, который стоит и по сей день в Красноармейском районе Волгограда. В городе ходит байка, что у памятника Сталина просто «спилили» голову и на её место «приладили» голову Ленина. Это, конечно, не так. Вучетич, как и любой творец, был раздражён варварским отношением к его прошлой работе, поэтому предложил обойтись бюстом Ленину. Но после череды долгих уговоров согласился возвести памятник в полный рост по той же технологии (облегчённый железобетон), что и возводил «Родину-мать». Так памятник Ленину стал самым большим (27 метров скульптура и 30 метров постамент) в мире памятником, установленным реально жившему человеку. На этот монумент стоит взглянуть только ради его масштабов.


Кстати, после завершения скульптуры «Родина-мать зовёт!» в Сталинграде Вучетич начал работу над аналогичным памятником в Киеве. Но закончить его не успел. «Родину-мать» в Киеве возглавил другой архитектор и значительно изменил первоначальный вариант, предложенный Вучетичем. А Скульптура «Родина-мать» и сейчас возвышается на днепровских склонах и хорошо различима с разных точек Киева.

Описание

Скульптура «Родина-мать зовёт!» одновременно является композиционным центром памятника "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане и... центральной частью триптиха - «Тыл фронту», «Родина-мать зовёт!» и «Воин-освободитель». По задумке авторов, смысл монументального сооружения таков - меч, выкованный в тылу на Урале, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен уже после Победы в Берлине. Грандиозная по своему замыслу задача! Вучетич, как мастер, приложил руку только к двум частям этого триптиха, монумент «Тыл - фронту» был завершён уже после его смерти.

Невероятно, но конкурс на строительство памятника в Сталинграде был объявлен ещё до окончания войны. Своим видением памятника делились и известные архитекторы, и простые солдаты. Даже из-за рубежа приходили работы. В конкурсе не принимал участия только будущий создатель монумента. Говорят, что эту скульптуру с ним обсуждал лично Сталин, выбрав и утвердив его кандидатуру из многих других. Уже после утверждения Вучетич отказался от первоначальной композиции монумента - предполагалось, что солдат будет протягивать свой меч Родине-матери. Но разве солдат мог передать кому-то свой меч, если война ещё не кончилась?

Но строительство монумента началось уже после смерти Сталина в 1959 году. Для большего погружения в историю я советую попытаться представить разрушенный войной, чуть ли не стёртый до основания город, где совсем недавно завершилась одна из самых кровопролитных битв в истории человечества, город, где совсем недавно прошло крупнейшее сражение Второй Мировой войны, город, который Уинстон Черчилль предлагал оставить после войны как есть:

«Хорошо бы оставить нетронутыми страшные руины этого легендарного города, а рядом построить новый, современный город. Развалины Сталинграда, подобно развалинам Карфагена, навсегда остались бы своеобразным памятником человеческой стойкости и страданий. Они привлекли бы паломников со всех концов земли и служили бы предупреждением грядущим поколениями»

И вот этот город начинают поднимать из руин, и в этом городе начинают поднимать этот невероятный по своей силе и мощи монумент в знак памяти о событиях войны и памяти бессмертному подвигу нашего народа. Когда я вижу «Родину-мать», я просто не могу не думать о событиях тех лет.


Многометровая фигура женщины с искажённым в крике лицом шагает вперёд, сжав в поднятой руке меч. Такая аллегория образа Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом. Андрей Сахаров в 1968 году делился воспоминаниями о встрече с Вучетичем. Начальство, во время работы Вучетича над проектом, спрашивало у него, мол, зачем статуя кричит. Ответ был прост:

- А она кричит - за Родину… вашу мать!

Кстати, само выражение «Родина-мать» известно в русском языке ещё с XIX века. В поэме Некрасова «Саша» есть такие строки:

«Спящих в могилах виновных теней // Не разбужу я враждою моей.
Родина-мать! я душою смирился // Любящим сыном к тебе воротился».

Но широкое распространение этот образ получил во время Великой Отечественной войны, и своим происхождением именно в контексте советского образа обязан плакату «Родина-мать зовёт!» По признанию автора этого плаката, художника Ираклия Тоидзе, первые наброски к этому плакату он рисовал... со своей жены. 22 июня 1941 года его жена вбежала к нему в мастерскую с криком: «Война!». Художник был поражён этим известием, но ещё сильнее был поражён выражением лица жены и тут же взялся за карандаш.


Знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.

Тот плакат стал легендарным, но легендарнее стал образ матери. Уже позднее он воплотился в скульптуры, которые установлены сегодня в разных городах и странах. Самая известная из них находится в Волгограде.

Версии о том, кто послужил прототипом скульптуры для Вучетича разнятся. Есть мнение, что существуют определённые сходства скульптуры с фигурой «Марсельезы» на Триумфальной арке в Париже, или даже с древнегреческой мраморной статуей Ники Самофракийской. В разные годы объявлялись женщины, которые рассказывали, что именно они позировали для великого замысла скульптора. Поэтому точнее будет сказать, что «портрет» был собирательным. Прототипом фигуры стала известная спортсменка дискоболка Нина Думбадзе, а лицо скульптор лепил с портрета собственной жены.

А мне по силе эмоций она напоминает ещё и знаменитую фотографию времён Великой Отечественной войны.


«Комбат», 1942 год. Фотограф Макс Альперт.

Общая высота статуи - 85 метров, вес - больше 8 тысяч тонн. Для сравнения: высота Статуи Свободы без постамента - 46 метров, а высота статуи Христа-Искупителя в Бразилии - 38 метров, а в сравнении с ростом человека фигура «Родины-мать» увеличена в 30 раз. Долгое время «Родина-мать» считалась самой высокой статуей в мире, но потом в этом списке её опередили религиозные скульптуры и статуи, установленные в Азии. Впрочем, она и сейчас остаётся самым высоким памятником России и Европы.

Строительство

Большая часть фундамента, на котором установлена статуя, скрыт под землёй. «Родина-мать» отливалась слой за слоем, строительство статуи требовало стабильной заливки бетона по графику, а чтобы её обеспечить грузовики, подвозившие бетон, были помечены специальными знаками, которые давали им приоритетное право проезда, совсем как машинам экстренных служб - они могли проезжать даже на красный.


Так шло строительство статуи "Родина-мать зовёт!"

Внутри скульптура полая, а жесткость каркаса поддерживается натянутыми металлическими тросами. Проект был рассчитан с ювелирной точностью. Правда, небольшой просчёт был допущен с мечом, который сжимает в своей руке статуя. Конструкция обладала таким свойством как «парусность» и во время ветра раскачивалась, вызывая избыточное механическое напряжение в месте крепления. Поэтому меч вскоре заменили на новый, предусмотрев небольшие отверстия в его верхней части, что значительно снизило его подвижность в ветреную погоду.

Обывателя, далёкого от всех архитектурных и инженерных дел, масштабы башни поражают до самых банальных вопросов: «И как только её построили? Это же просто невероятно!». У меня просто захватывает дух, когда я стою у самого основания статуи и смотрю на неё, закинув голову, снизу вверх.



Опытный инженер Николай Никитин, работавший в команде с Вучетичем, проектировал до этого главное здание МГУ и Останкинскую телебашню. При расчёте конструкции этой статуи он заложил даже «запас на смещение». Но, по мнению специалистов, статуя продолжает отклоняться, и этот вопрос уже несколько раз поднимался на государственном уровне. На эти опасения есть опровержения, которые, впрочем, не должны мешать отслеживать состояние статуи самым тщательным образом.

Символ

Строительство статуи было завершено в 1967 году. Я даже не могу представить, что было в первые годы после её открытия. Туда бесконечным потоком шли ещё молодые ветераны, участники Сталинградской битвы возлагали цветы в память погибшим товарищам, выжившие жители разрушенного, но так и несломленного города приходили сюда, чтобы взглянуть на это место уже другими глазами, сюда приезжали специально из других городов и стран, привозили экскурсии и школьные группы... Приезжают и сейчас. Но когда я показывала фотографии, сделанные на Мамаевом кургане в День Победы, своей бабушке, она рассказывала, что в те годы здесь было так каждый день. Уверена, что так оно и было.


Шесть раз я приезжала в специально на 9 мая, чтобы посмотреть Парад на Площади Павших бойцов, подняться на Мамаев курган и посидеть вечером у Волги на Набережной. Я помню годы, когда в толпе идущей к вершине кургана можно было встретить ещё много ветеранов, им дарили цветы и фотографировали с ними детей. Я помню и год, когда на Мамаевом кургане впервые прошла акция «Бессмертный полк». С каждым годом, участников этой акции становится всё больше и больше. Так история, которая стала личной частью каждой семьи в нашей стране, не может остаться только на страницах учебников. Память, живи.


Я не представляю без Мамаева кургана, без этой статуи. «Родина-мать» есть и на флаге, и на гербе Волгоградской области. Но это не только символ всего города, это символ той истории, о которой мы не должны забывать.

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного . Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11-е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами.

Памятник «Родина-мать зовет!» выполнен по проекту скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина. Скульптура представляет собой фигуру женщины с поднятым вверх мечом. Этот монумент – аллегорический образ Родины, призывающей всех людей объединиться, чтобы разбить врага. Проводя аналогию, можно сравнить статую «Родина-мать зовет!» с античной богиней победы Никой Самофракийской, которая также призывает своих детей дать отпор захватчикам. Силуэт скульптуры «Родина-мать зовет!» изображен на флаге и гербе Волгоградской области.

Вершина для строительства памятника была сформирована искусственно. До этого самой высокой точкой Мамаева кургана в Волгограде являлась территория, находящаяся в 200 метрах от нынешней вершины. Сейчас там расположен храм Всех Святых.

История строительства монумента «Родина-мать зовет»

Строительство монумента «Родина-мать зовет» продолжалось в течение восьми лет (с мая 1959 по октябрь 1967 гг.) На момент своего создания эта скульптура являлась самым высоким в мире монументом. В 1972 и 1986 годах на главном памятнике Мамаева кургана проводились реставрационные работы, а в 2010 году начались работы по обеспечению его безопасности.

В качестве прообраза статуи «Родина-мать зовет!» в Волгограде назвались Анастасия Пешкова, Екатерина Гребнева и Валентина Изотова. Однако официально эти сведения до сих пор не подтверждены.

На создание памятника без постамента ушло 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Общая высота скульптуры - 85 м (по некоторым сведениям 87 м). Прежде чем приступить к возведению мемориала, в Мамаевом кургане был вырыт фундамент глубиной 16 м, а на нем установлена 2-метровая плита. Высота самой 8-тонной статуи женщины-матери составляет 52 метра.

Для обеспечения жесткости каркаса использовано 99 металлических тросов, находящихся в постоянном натяжении. Толщина железобетонных стен памятника не превышает 30 см, внутренняя поверхность скульптуры выполнена из отдельных камер, наподобие конструкции жилого здания.

Изначально 33-метровый меч весом 14 тонн был изготовлен из нержавеющей стали в титановой оболочке. Однако колоссальные размеры статуи вызывали сильное раскачивание меча, особенно в ветреную погоду. В результате конструкция деформировалась, листы титановой обшивки меча сместились, при покачивании возникал неприятный металлический скрежет. Для устранения этих явлений в 1972 году была проведена реконструкция, в результате которой лезвие меча заменили на другое, выполненное из фторированной стали, с отверстиями в верхней части для уменьшения парусности. Через шесть лет скульптура «Родина-мать зовет!» по рекомендации экспертной группы НИИЖБ была укреплена. Расчеты устойчивости проводил тот же автор, который рассчитывал устойчивость Останкинской телевизионной башни в Москве – доктор технических наук Н. В. Никитин.

Монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде является второй частью триптиха.

Первая его часть расположена в Магнитогорске и называется «Тыл – фронту!».

Третья часть, под названием «Воин-освободитель» находится в Трептов-парке (Берлин, Германия). При создании триптиха подразумевалось, что меч, который выковали уральские кузнецы, подняла Родина-мать в Сталинграде, а опустили его советские воины в Берлине, одержав победу в Великой Отечественной войне.

Потомки выполнили волю маршала Советского Союза, героя ВОВ, участника Сталинградской битвы Василия Ивановича Чуйкова и согласно завещанию военачальника похоронили его у подножия монумента «Родина-мать зовет!». Именем этого полководца также названа улица в Центральном районе Волгограда, на которой расположен Мамаев курган.



Рассказать друзьям