Советский народ как историческая общность. Атеизм и религия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Введение

    1 Определение 2 История возникновения понятия 3 Судьба некоторых народов в составе г. р. 4 Правовые основы 5 Социальная и демографическая структура 6 Этническая структура 7 Культура 8 После СССР

Литература

    10 Сноски

Введение

Плакат сталинских времен с надписью "Весь мир будет наш!"

Советский народ (рус. Советский народ ) - катойконим, официальное название населения СССР, часто идеологическое и пропагандистской клише, что служило для сокрытия этнического происхождения и состава населения. Понятие г. р. сочетало в себе в первую очередь общественно-политический аспект (принадлежность "Страны советов"), подчеркивало политическую видмиднисть "советского народа" от ранее существовавших - население и народов Российской империи - изобрело "новую историческую социальную и интернациональную единство народа".

Языке "межнационального общения" г. р. официально считалась русский , поэтому многие исследователи считают, что понятие г. р. также способствовало перманентной русификации .

1. Определение

советского народа".

По установившейся в СССР идеологическим определению это -

Согласно официальной советской коммунистической доктриной, советский народ является не национальной, а понаднациональною, многонациональной формацией, он не конечная, а переходная фаза развития межнациональных отношений от отдельных наций в многонациональных коммунистического общества. Когда коммунизм победит в мировом масштабе, дойдет до полного слияния наций: образование безнационального общества.

Руководители СССР и теоретики советской национальной политики признавали, что создание советского народа - это управляемый партией процесс. В таком плане Советский народ - искусственная идеологически-политическая конструкция, накинених руководителями КПСС нерусским народам СССР как инструмент в политике преодоления их стремлений к государственной независимости, ликвидации их прав в области государственной администрации , экономики, образования, культуры, уничтожения этнической и духовно-культурной самобытности народов и фактического превращения их в русских.

2. История возникновения понятия

Понятие советский народ появилось в середине 1930-х pp., Во время погрома нерусских народов, уничтожение их культурной верхушки и национальных партийных кадров, длительных кампаний против так называемого буржуазного национализма и прекращения всякой борьбы против русского великодержавного шовинизма.

Официальное понятия советский народ приняты впервые в резолюциях 18 съезд КПСС (1939) и тогда же вошло в устав КПСС. Однако попытка определения понятия советский народ сделал Никита Хрущев на 22 съезде КПСС (1961): "В СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты, общий социалистическую Родину - СССР, общую экономическую базу, социалистическое хозяйство, общую социально-классовую структуру, общий мировоззрение - марксизм-ленинизм, общую цель - построение коммунизма, много общих черт в духовном облике, в психологии ". Однако, в одобренную тогда новую программу КПСС это определение вошло. Оно появилось в 1970 году, в тезисах ЦК КПСС по случаю 100-летия рождения Ленина, и была повторена в речах Леонида Брежнева наисъездах КПСС.

Однако уже в 22 съезде (1961) дан ряд указаний (они есть в новой программе КПСС, принятой на том съезде), имевших закрепить существование и рост советского народа: о перемешивание населения путем обмена кадрами, многонациональность союзных республик и исчезновения значение границ между ними, дальнейшее уменьшение различий народов СССР, объединяющую силу русского языка как языка межнационального согласия, недопустимость национального "самоограничения", потребность творить надреспубликанськи зоны с органами, пренебрежительным над правительствами союзных республик. Еще сильнее толчок для осуществления концепции советского народа дал 24 съезд КПСС (1971).

В официальных постановлениях и в обществоведческой компартийной литературе поздних лет указано, в частности, на такие общие черты советского народа, как идеология, объединяющая всех граждан независимо от национальности, единственная советская культура, рост чувства принадлежности к новой исторической общности, и на то, что в рамках советского народа создается новый тип советских людей, которые также при сохранении национальных особенностей имеют общие обще-советские черты. Подчеркнуто также первоочередность всесоюзных интересов, в частности в экономике, над интересами отдельных народов СССР (так называемый единый народно-хозяйственный комплекс). Такая политика КПСС вызвало серьезное беспокойство среди нерусских народов СССР и уже в начале 1960-х pp. стала одной из причин возникновения национального сопротивления.

Одновременно в СССР предпринимались попытки "научно обосновать" понятие советского народа как "социологической категории". Этот вопрос стал предметом исследования в многочисленных трудах и конференциях. В процессе дискуссии оказались расхождения мнений относительно будущего социалистических наций и взаимоотношений между ними и народом, роли русского языка в жизни нерусских народов и определение самого понятия "советский народ" как социологического феномена и того, он уже новой советской нацией, следовательно, началом конца отдельных наций СССР. Частично затрагивают вопросы советского народа также авторы самвидавной литературы, в частности Иван Дзюба, который утверждает, что суть концепции советского народа в том, чтобы "обосновать и оправдать широко развернутый курс русификации" .

Составным идеологическим компонентом концепции советского народа является советский патриотизм, за официальным определением - любовь граждан СССР к своей Отчизне, преданность советскому обществу, государственному строю и делу коммунизма, был инструментом в борьбе против национальных стремлений нерусских, в противоположность их патриотизма.

3. Судьба некоторых народов в составе г. р.

Независимо от официальных заявлений и публикаций, ЦК КПСС вел последовательную политику государственной, политической, хозяйственной и духовной интеграции народов СССР. Она осуществляется путем стимулирования миграции, смешения населения и создания многонациональных рабочих коллективов для работы как в отдельных регионах страны СССР, так и в административных районах или конкретных жилых кварталах городов и крупных населенных пунктов. В частности, при различных промышленных новостройках, на заводах и в совхозах, где работают рабочие многих национальностей СССР, причем все они лишены каких-либо прав нацменьшинства и обречены на русификацию и сами становятся орудием русификации других нерусских народов. Одновременно на нерусскую территорию направляются русские рабочие и партийные и государственные руководители. Таким образом между 1959 и 1970 годами процент российского населения Украина возрос с 16,9% до 19.4%, Беларусь с 8.2% до 10,4%, Молдавии с 10,2% до 11,6%. Латвии с 26,6% до 29,2%, Эстонии с 20,1% до 24,7%, при том русские поселюються гол. ч. в городах нерусских республик. Степень урбанизации народов, имеющих свои республики, различен: самый высокий в россиян (68%), далее - армян (64.8%), эстонцев (55,1%), латышей (52,7%), украинский (48,7%) самый низкий в средне-азиатских народов %) и молдаван (20.4%). Неравномерное также уровень урбанизации всего населения республики: по переписи 1970, самый высокий в Эстонской (65%), Рос. (62%), Армянской (59%) и Укр. (55%), самый низкий - в Молд. (32%).

На основании приведенных статистических данных не приходится говорить о равную степень развития различных народов и республик СССР, который должен творить основание существования Р. н. Он еще больше нарушен, когда речь идет о состоянии высшего образования и количества научных работников отдельных народов СССР. Так, среди народов СССР, имеющими республики (за исключением грузин и армян), россияне имеют высокий процент студентов и значительно более высокий процент научных работников и аспирантов, чем их процентная доля среди населения СССР. Высшее образование должны в русские, живущие в нерусских республиках и работают там в партийном и государственном аппаратах , это определяет их господствующую роль среди нерусских народов.

Дискриминация нерусских народов и привилегированное положение русских проявляется также в том, что во всех нерусских республиках существуют русские школы, пресса, культурные учреждения, но таких привилегий не имеют народы в РСФСР. Более того, в российских школах в нерусских республиках учатся также дети нерусских, сеть их (даже низшей степени) постоянно растет, а большинство университетов и технических школ переведены на русский язык, что имеет большое значение в политике русификации нерусских. Распространены также в номинально нерусских школах параллельные классы русском и нерусской языками обучения. Цели русификации служат официально пропагандируемые смешанные супругов со значительным участием россиян. (Во второй половине 1960-х pp. В городах Украина была смешанных прдруж 26%, они преобладали среди украинский, живущих в диаспоре в РСФСР).

Вопреки заверениям деятелей КПСС о выравнивания классовой структуры отдельных народов СССР, будто бы предопределяет существование советского народа как многонационального, но сплошной социально-полит. общности людей, различия в классовой структуре отдельных народов СССР слишком разительны. Они заметные, если сравнить классовую структуру коренных национальностей отдельных республик. В частности россияне опережают другие народы в проценте рабочих (особенно работающих в промышленности) и служащих, зато только небольшой их процент составляют колхозники.

Доминанту является роль русских в КПСС, в частности в центральном партийном, а также держержавному аппаратах. Секретариат ЦК КПСС состоит (1975) исключительно из россиян. Они также (наряду грузин) имеют процентно высшее количество членов КПСС против их процента среди населения СССР: 61,0% и 53,3%; Украинскому: 15,9% и 16,9%; белорусы: 3,% и 3,7%; молдаване: 0,4% и 1,1% и т. д..

Господствующее положение русских отражается и в количестве печатной литературы. Из всех книг и брошюр (количество, единиц), которые были печатные в СССР в 1973, 80,4% пришлось на русский язык, периодических изданий (в том числе и журналов, но без газет) - 85,4%, газет - 62,3% (по их годовым тиражом 80,7%). Украинском языке соответственно: 3,9%, 2,9%, 20,0% (7,8%).

Неравенство между народами СССР усиливается и тем, что КПСС стремится к ослаблению национальных различий нерусских народов и усиления всего, что сближает их с Россией. Отсюда постоянная война КПСС против истории, традиции, культуры, языка нерусских народов путем их подделки или замалчивание освободительной борьбы против царизма и сов. власти, обвинения их в так называемом буржуазном национализме (таких упреков не выдвигают против русских).

Существует также дискриминация нерусских республик в области капиталовкладив, они не располагает накопленными в них капиталами, отходящие во всесоюзный бюджет без участия органов власти союзных республик. Подобное происходит в области экономического планирования и размещения промышленности.

Концепция Г. н. исторически подобная политической концепции "православия" (неправославных называли "инородцами") и "Панславизма" всеимперськои национальности (гражданства) и "всеимперськои культуры" в бывших британской и французской империях.

Концепция Г. н., Что служит ширмой для политики государственной и этнической унификации СССР расходится с основными тенденциями общественного и межнационального развития в самом СССР и вне его. Ни один народ добровольно не отрекается от своих национальных черт и не растворяется в других народах. Теоретики национальной политики КПСС приписывают взгляды о снятии национального обособления, о исчезновения национальных различий и о слиянии наций Ф. Энгельсом. Однако он говорил не о слиянии и исчезновение наций, но о взаимозависимости и равенства развитых наций в условиях социализма.

4. Правовые основы

Социально-политическая составляющая

В отличие, от например Конституции и США, где народ выступает субъектом государства , Конституция СССР 1977 года говорила, что

Вся власть в СССР принадлежит народу (Гл.1, Ст.2)

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов (там же)

А также:

Управляющей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая Партия Советского Союза. (Гл.1, Ст.6)

Так советскому народу, как время "революционной" власти большевиков ("Диктатуры пролетариата") во главе с Лениным, так и позже (эпоха "зрелого социализма") в Основном законе страны отводилась роль объекта - "трудящихся масс", которые под руководством субъекта государственной и политической власти - КПСС должны "строить коммунизм".

Этническая составляющая

СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма (Гл.8, ст.70)

Выявление политической воли

Единственный раз, когда "советскому народу" было предоставлено собственное право голоса - это предусмотренный статьей 5, Гл.1 Конституции СССР "Референдум", который состоялся 17 марта 1991 года и касался вопроса "Сохранение Союза ССР".

5. Социальная и демографическая структура

6. Этническая структура

7. Культура

Советские народные праздники, гулянья и обряды

    См.. также: Русификация в СССР

8. После СССР

Распад СССР (1991) на практике доказал, что идея "советского народа", как социально-политическая и этническая общность людей, не выдержала испытания временем. В СССР не было равенства не только между народами, но также между отдельными общественными классами. Советское общество - это по сути классовое общество, составленное, с одной стороны, из привилегированной правящего слоя ("Номенклатура") и, с другой - с бесправных млн крестьян, рабочих и интеллигенции. В это классовое общество внесло важных изменений процесс урбанизации, который должен стереть различия между селом и городом. В таком плане фальшивой также претензия КПСС, будто бы в период существования советского государства обеспечивалась социально-политическое равенство граждан СССР.

В настоящее время в правопреемницей СССР - Российской Федерации - понятие "многонациональный советский народ" заменено на "многонациональный народ Российской Федерации"

В последние годы в российской пропаганде використувуеться новый срок "Русский мир" ("русском мире"), активно пытаются распространять на территориях бывшей Российской Империи и Советского Союза.

Литература

    Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, . , Украина и Россия в исторической ретроспективе. Т.2 - Миф о "новой исторической общности", - Очерки в 3-х т. / / Ин-т истории Украины НАНУ. - К.: Наук. мысль, 20с. ISBN -4 Джунусов М. Многонациональный советский народ - новая историческая общность людей. - М., 1964 Рогачев п., Свердлин М. Нации, народ, человечество. - М., 1967 Дзюба І. Інтернаціоналізм чи русифікація? - Мюнхен , 1968 Матеріали XXIV з"їзду КПСС. - К., 1971 Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. - М., 1972 Куличенко М. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. - М., 1972 Гончарова В. Советский народ - историческая общность людей / / Философская мысль, ч. 2. - К., 1972 Маланчук В. Развитие национальных и межнациональных отношений на современном этапе / / Философская мысль, ч. 4. - К., 1972 Тадевосян Э. о государственных формах решения национального вопроса в СССР. - М., 1973 Цамерян И. Теоретические проблемы образования и развития советского многонациональна государства. - М., 1973 Lewytzkyj В. Sowjetskij narod. Was heist eigentlich "Sowjetvolk"? / / Oesterreichische Osthefte, 2 Heft. - Вена, 1973 Матюшкин Н. Патриотизм и интернационализм советского народа. - М., 1975 Советский народ - новая историческая общность людей. Становление и развитие. - М., 1975 Лихолат А., Комаренко Н. Основные направления в освещении проблемы Советский народ - новая ист. общность людей / / Украинский исторический журнал, ч. 1. - К., 1976

10. Сноски

1. Закон о языках в УССР (Рус.)

2. Закон о языках СССР (1990) (Рус.)

3. Див. наприклад Л. Масенко: "Языковая политика в СССР 60-80-х годов" - из книги: "Украинский язык в XX веке: история лингвоцида"

4. Большая Советская Енцкиклопедия (Рус.)

5. Конституция США начинается словами: "Мы, народ Соединенных Штатов, чтобы создать совершенный союз, установить правосудие, обеспечить внутреннее спокойствие, ввести совместную оборону, содействовать общему благосостоянию и обезопасить нам самим и нашим потомкам блага свободы - издаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов. "

6. Последняя, ??третья ("брежнеевська") редакция Конституции СССР, 1977 года

См.. также

    Homo Sovieticus Коммунизм Манкурт Русификация Русский мир

Согласно старой официальной версии, в СССР было 15 наций, оформленных в союзные республики и соответственно имеющих право на самоопределение вплоть до отделения, а также - энное количество народностей, оформленных в автономные республики, автономные области, национальные округа и т. п., такими правами не обладающих. И тогда превращение 15 республик СССР в 15 независимых (весьма условно независимых, как показывают сегодняшние события) государств выглядит если и печально, то тем не менее относительно обоснованно. Однако если этот тезис и был верен в первые десятилетия существования СССР, то к 80-м годам реальное положение существенно изменилось.

Союз Советских Социалистических Республик

Вообще, существуют две основные трактовки термина «нация». Одна, характерная в свое время для немецкой традиции и использовавшаяся Гитлером, предполагала, что «нация» - это единство «крови, происхождения и культуры». Другое определение было характерно как для франко-американской традиции, так и для традиционного советского обществоведения сталинского формата, здесь под «нацией» понималась историческая общность людей, включавшая общность и территориально-географическую, и историко-культурно-языковую, и государственно-политическую, и экономическую.

С этой точки зрения нация - это относительно позднее историческое образование, которому, в общем-то, не более пятисот лет. Нации появляются тогда, когда возникает национальный рынок, то есть складывается экономическое единство страны, устанавливается более-менее единый социально-экономический образ жизни.


Детский ансамбль «Дружба» в Казахстане, 1972 год РИА Новости, Иосиф Будневич

И если исходить из этого понимания (а говоря о тезисах советского обществоведения нужно исходить из его методологии), нельзя никуда деться от того обстоятельства, что каждая из союзных республик в составе СССР, конечно, не представляла собой «единство людей, объединенных исторической территорией, особым языком, особой культурой, особой экономикой». Даже с чисто этнической точки зрения, большое количество межнациональных и межэтнических браков в СССР существенно размыло грани между старыми нациями и этносами, образовав не только новый национальный, но и новый этнический сплав.


Президент СССР Михаил Горбачев (справа), Председатель Верховного совета СССР Анатолий Лукьянов (в центре) и премьер-министр СССР Валентин Павлов (слева) на заседании полномочных представителей Союза и республик по завершению работы над проектом союзного договора в Ново-Огарево , 1991 г. РИА Новости, Юрий Абрамочкин

Незаконность образования новых государств на территории бывшего СССР всегда была очевидна для того, кто смотрел на вопрос не с точки зрения пропагандистских штампов тех лет, а с точки зрения юридической. Разница между Новоогаревским процессом (проект создания Союза Суверенных Государств вместо СССР. В первый раз подписание союзного договора было сорвано в связи с так называемым «августовским путчем» (подробнее о событиях августа 1991 года ), во второй раз - в связи с Беловежскими соглашениями) и Беловежскими соглашениями была в том, что Новоогаревский процесс пытался оправдать раздел СССР видимостью права, а Беловежские соглашения открыто ему, праву, противоречили.

Нужно признать, что сегодня в мире полиэтнические нации превалируют над моноэтническими, поэтому цивилизованное понимание нации сегодня связано, по большей части, не с этносом, а с гражданством и исторической общностью.


Основной экипаж космического корабля «Союз ТМ-9»: командир, Герой Советского Сюза, летчик-космонавт СССР А. Я. Соловьев (слева) и бортинженер А. Н. Баландин РИА Новости, Пушкарев

Если говорить об СССР, то, по мнению экспертов, уже как минимум в ходе Великой Отечественной войны в Советском Союзе стала складываться, а к 1970-80-м годам в основном сложилась, идентификация большинства живущих в стране людей с одной территорией, одним государственным субъектом, с общей для всех историей, единым языком межэтнического общения и единой экономикой. Позднее советское обществоведение назвало эту сложившуюся общность «многонациональным советским народом», и это определение заложило понятийную базу разделения по национальному признаку.

Однако некоторые эксперты полагают, что в стране действительно родилась новая, «советская нация» - не в смысле «нации советской власти», а в смысле нации, образующей народ страны под названием СССР. В США тоже признается существование американской нации, но никто не называет нацией, например, афроамериканцев, а в других случаях нация «американец» как понятие всегда доминирует над, условно говоря, старыми нациями, чьи представители создали страну в ее нынешнем виде и за века переплавились в новую наднациональную общность.

Советское обществоведение ввело и использовало достаточно спорную категорию «советский народ», который определялся как «новая историческая общность». Предполагалось, что он состоял из названного числа наций и народностей. Собственно, советское обществоведение никогда не могло внятно, структурно объяснить, чем эта «новая общность» отличается от такой «старой» общности, как нация. Точнее, не пыталось этого сделать. Однако, по мнению экспертов, оно ухватило главное: формирование на пространстве СССР того, что и принято называть «политической», то есть не этнической нацией. Но в этом случае советские обществоведы должны были заявить, что старые нации атрофируются, умирают. Однако сделать это они не решались, поскольку в этом случае получалось бы, что социализм вроде как уничтожил национальные образования, тогда как было провозглашено, что социализм обеспечивает их расцвет, что было верно, если говорить об СССР, относительно реальности первых десятилетий советской власти, когда нации получили возможность широкого развития, но к 1970-м годам этот реальный расцвет привел уже к процессу слияния, хотя и не полного, в единую союзную нацию.

Чем был на деле «советский народ»? Общностью территориально-географической, языково-культурно-исторической (реально в каждой «социалистической советской нации» не менее двух третей считали родным языком русский), общностью государственно-политической и экономической. То есть, с этой точки зрения, он был не абстрактной «новой общностью», а реальной новой нацией, хотя следует признать, что процесс ее образования до конца не был завершен.

Верный по сути принцип права наций на самоопределение в соединении с виртуальной мифологемой о пятнадцати нациях и энном количестве народностей на пространстве СССР на фоне социально-политического и экономического катаклизма, рожденного деградацией поздней советской элиты в 1970-80 годах и вызванного этой деградацией усугубления противоречий тогдашнего этапа социализма в СССР (общественные отношения обогнали производительные силы), для многих стал мотивацией и оправданием раздела страны.


Многие россияне до сих пор считают себя гражданами СССР РИА Новости, Артем Житенев

Однако, по мнению ряда экспертов, раздел СССР был не осуществлением принципа признания права наций на самоопределение, а его полным игнорированием, поскольку игнорировалось право этой новой политической союзной «советской» нации на обладание своим национальным государством. Интересы этой реальной нации были ущемлены. Вслед за расчленением единой политической советской нации сегодня наблюдается разрушение самоидентификации претендента на роль ее преемника - «российской протонации».

Между тем, согласно теории «единой политической советской нации», признание за данной нацией права на самоопределение, то есть на обладание своим собственным национальным объединенным государством в границах СССР, и в прошлом, и сегодня могло бы решить проблему «разделенного народа» и обеспечить нормальное развитие страны, поскольку и сегодня интересы советского национального единства на пространстве бывшего СССР объективно расходятся с интересами современных «первых сословий», разделивших некогда единую страну, интересами этнократических режимов, утвердившихся на некоторых территориях СССР, попирающих любые международно признанные нормы, «национальными интересами» государств, которые заинтересованы, чтобы единое государство на территории СССР не существовало и не превратилось в технотронную сверхдержаву XXI века. Однако сегодня даже многие из тех, кто хотел бы этого, зачастую боятся об этом говорить публично и официально, опасаясь упреков в стремлении к «реставрации империи» и «попранию прав других наций», «приверженности сталинизму и великодержавности».

1.3 Концепция советского народа

Устойчивость многонационального советского государства и общества во многом зависела от прочности межнациональных отношений. Их регулировала национальная политика партии и правительства. Программа КПСС 1961 г. поставила задачу обеспечить в процессе строительства материально-технической базы коммунизма ускоренное сближение и слияние советских наций и народностей в новую историческую общность – советский народ.

Фактически свернув курс на построение коммунизма в ближайшей перспективе, новое руководство СССР после 1964 г. сохранило преемственность национальной политики. ХХIV (1971) и ХХV(1976) съезды КПСС, Конституция СССР 1977 г. закрепили положение о том, что в СССР сформировалась новая историческая общность людей – многонациональный советский народ. По переписи 1979 г единая общность сплотила 123 частные общности, в т.ч. 36 наций, 32 народности, 37 национальных и 18 этнических групп. Основными признаками новой исторической общности были единая территория (СССР), единый язык межнационального общения (русский), единая экономическая основа (единый народнохозяйственный комплекс), общность социалистической по содержанию и национальной по форме культуры и основ характера советских людей, выраженных в их патриотизме и интернационализме.

Признав советский народ реально сформированной общностью, руководство страны в 1972 г., в канун 50-летия образования СССР, пришло к выводу, что национальный вопрос в стране в том виде, в каком он достался нам от прошлого, решен. Это означало, что национальные антагонизмы в СССР были преодолены. Их рецидивы строго пресекались, но чаще игнорировались, официально причислялись к бытовым.

С целью укрепления единой общности поощрялись межнациональные браки и изучение русского языка. Если по переписи 1959 г. в СССР было 103% смешанных в национальном отношении семей, то в 1979 г. – 14,9%, в 1989 г. – 17,5%. Русский язык в качестве родного языка признали в 1959 г. 10,2 млн., в 1979 г. 13 млн., а в 1989 г. 18,7 млн. людей нерусских по национальности. При этом по переписи 1989 г. в СССР проживало 141,5 млн. (49,4%) нерусских при общей численности населения 286,7 млн. человек.

Дружба и сплоченность народов СССР в единой общности не предотвратили межнациональных конфликтов и национальных волнений. Со второй половины 60-х годов, до начала 80-х их произошло более 20, в каждом из которых принимало участие несколько тысяч человек. Наиболее крупными из них были выступления крымских татар в Узбекистане в 1966 и 1967 гг. за реабилитацию и восстановление автономии. В 1967 г. произошли выступления абхазов за расширение прав. Абхазии в составе Грузии, В 1973 г. началось движение ингушей с требованием вернуть в состав Чечено-Ингушской АССР Пригородный район, входящий в состав Северной Осетии. В 1977 г. Вильнюс был потрясен бунтом молодежи, требовавшей изгнать русских и вывести Литву из состава СССР. В 1978 г. состоялись выступления грузин за придание грузинскому языку статуса государственного на всей территории Грузинской ССР и одновременное движение абхазов за придание подобного статуса своему языку. В 1981 г. осетины выступили против ингушей в Северной Осетии. Во второй половине 70-х годов в, СССР началось движение советских евреев за свободу эмиграций. В это движение активно вмещались США, осудив СССР за нарушение прав человека и усилив дискриминацию Советского Союза в торговле.


1.4 Диссидентское движение

Трудности и противоречия социально-экономического и политического развития страны и общества, расхождение слова и дела правящей партии, свертывание реформаторского курса Н.С. Хрущева и усиление консервативных тенденций привели к возникновению в середине: 60-х годов инакомыслия, которое вылилось в 70-е годы в диссидентское движение. Его характерными чертами стали антикоммунизм и антисоветизм.

В Движении участвовали преимущественно интеллигенты, главным образом деятели науки и культуры. Они были далеки от народа, его поддержкой и симпатиями не пользовались. Отстаивая гражданско-политические права человека, диссиденты, как правило, игнорировали социально-экономические права широких масс. Однако с середины 80-х годов их интересы удивительным образом пересеклись с интересами части номенклатуры (управленческого аппарата), желавшей сбросить с себя бремя забот о народе, сохранив при этом господствующее положение.

Диссидентское движение было едино, в определении стратегической цели – отстранении от власти коммунистической партии, ликвидации коммунистической идеологии и советской власти. Но оно не было едино в вопросах тактики, средствах достижения цели. Одни ориентировались на внутренние ресурсы народа, прежде всего русского, надеялись возродить в нем чувство национальной гордости великоросса, разорвать на нем "оковы" интернационализма. Они делали ставку на национальный патриотизм, который был синонимом национализма. Другие надеялись на помощь Запада, с его либерально-демократическими традициями, пропагандировали космополитические взгляды единства и неделимости мира, а фактически необходимость перехода страны в мир западной буржуазной цивилизации.

Исследователи видят определенную преемственность взглядов различных течений диссидентского движения со славянофилами и западниками в XIX в. Они выделяют в нем, два основных течения – русофильское (почвенническое, национальное), в его консервативной и либеральной формах, и новых западников, в либерально-демократической, социал-демократической и евро-коммунистической формах.

Истоки первого уходили в созданное в 1966 г. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Из него вышли организации, отстаивавшие национальные интересы России и русских. Их идеологи опирались на взгляды русских ученых, художников, писателей – Б.А. Рыбакова, И.В. Петрянова-Соколова, П.Д. Корина, И.С. Глазунова, Л.М. Леонова, В.А. Солоухина.

Наиболее крупным представителем национально-либерального течения диссидентов был писатель А.И. Солженицын, ставший широко известным после публикации в 1962 г. по инициативе главного редактора журнала "Новый мир" А. Т. Твардовского и с одобрения Н. С. Хрущева повести "Один день Ивана Денисовича", о быте, нравах, порядках и судьбах людей в сталинских концлагерях. В 1969 г. он был исключен из Союза писателей СССР, а в 1970 г. награжден Нобелевской премией по литературе. В 1974 г. Солженицын был выслан из СССР и лишен советского гражданства за публикацию за рубежом первой части трехтомного разоблачительного исследования "Архипелаг ГУЛАГ", в котором "один день" начался в октябре 1917 г. и закончился смертью Сталина. Солженицын представил его "черным днем" тысячелетней российской истории, судороги которого продолжились и после 1953 г.

Накануне высылки из СССР А.И. Солженицын опубликовал в самиздате "Письмо вождям Советского Союза" (1973 г.). В нем он предлагал избежать войны с Китаем и общей с Западом гибели в экологической катастрофе путем отказа от коммунистической идеологии. Будучи сторонником авторитарного режима правления, он обратился к "вождям", так как верил в силу власти, а не народа. Тонко почувствовав отступничество "вождей" в деле строительства коммунизма, Солженицын попытался убедить их превратить намеченный ими программный поворот в перелом. Однако материальные и социальные, предпосылки для этого еще не созрели. Опередив время, писатель стал изгнанником.

Истоки второго течения диссидентов связывают с организованной поэтом А.С. Есениным-Вольпиным несанкционированной демонстрацией 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади, в Москве с требованием открытого суда над писателями Ю.М. Даниэлем и А.Д. Синявским. Они были арестованы в сентябре 1965 г, за "особо опасные государственные преступления", выразившиеся в публикации за рубежом сатирических повестей о жизни в СССР. В защиту Даниэля и Синявского выступило более 60 членов Союза писателей, ж т.ч. В.П. Аксенов, Г.Н. Владимов, А.А. Вознесенский, В.Н. Войнович, А.Т. Гладилин.

В1970-1973 гг. новые западники объединились в Комитет защиты прав человека с участием академика А. Д. Сахарова и члена-корреспондента АН СССР И.Р. Щафаревича, затем в русскую секцию "Международной амнистии", которую возглавили московские ученые-физики В.Ф. Турчин и А.Н. Твердохлебов. После Общеевропейского совещания в Хельсинки 1975 г. это течение диссидентского движения стали называть правозащитным, хельсинкским.

Самым известным представителем правозащитного движения был академик А.Д. Сахаров, трижды удостоенный звания Героя Социалистического Труда за вклад в создание советских водородных бомб. Чувство раскаяния за создание оружия массового поражения сделало его диссидентом. В 1968 г. в самиздате была опубликована его первая общественно-политическая работа. "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", в 1974 г. – "Тревога и надежда". В них Сахаров развивал концепцию конвергенции – объединения двух противоположных социально-экономических систем путем сохранения лучших достижений каждой – либерально-демократических свобод Запада и социальных гарантий в СССР. В 1975 г. он стал лауреатом Нобелевской премии мира. В 1980 г. А.Д. Сахаров был сослан в Горький за резкую критику ввода советских войск в Афганистан.

Народы. Под влиянием хрущевской “оттепели” сформировалось целое поколение “шестидесятников”, которые приняли борьбу с культом личности как начало общественного возрождения. При Н.С. Хрущеве был нанесен первый удар по административно-командной системе. Развитие политического процесса в стране в конце 50-х-начале 60-х гг. Венгерские события 1956 г. и последовавшая в 1957 г. попытка смещения Н.С. ...

Всех стран мира. Однако этот уникальный шанс создания прочного мира для многих поколений остался не использованным. На смену второй мировой пришла «холодная война». Сам термин «холодная война» был пущен в оборот Госсекретарем США Д. Ф. Даллесом. Суть его – политическая, экономическая, идеологическая конфронтация двух систем, балансирование на грани войны. Не имеет смысла спорить на тему, кто...

Черном море избавило украинцев и молдаван от угрозы турецкого засилья. В 1775-1783 гг. в период войны США за независимость Екатерина II провозгласила так называемую «политику вооруженного нейтралитета» для защиты морской торговли нейтральных держав. ІІ Характеристики политического строя государства 1956 -1964гг. 1 Форма правления (монархия или республика) Форма правления – республика. ...

Советский народ

новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель - построение коммунизма; возникла в СССР в результате социалистических преобразований и сближения трудящихся классов и слоев, всех наций и народностей. Теоретическое положение о С. н. как новой исторической общности выдвинуто на 24-м съезде КПСС (см. Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 76).

Социализм, предвидел В. И. Ленин в 1914, «... творит новые высшие формы человеческого общежития, когда законные потребности и прогрессивные стремления трудящихся масс всякой национальности будут впервые удовлетворены в интернациональном единстве при условии уничтожения теперешних национальных перегородок» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 40). С. н. представляет собой многонациональный коллектив тружеников города и деревни, объединённый общностью социалистического строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистическими идеалами рабочего класса, принципами Интернационализм а. У С. н. единые высшие органы государственной власти и государственного управления СССР, для всех сов. людей установлено единое союзное гражданство. Общим языком межнационального общения в СССР является Русский язык .

В образовании С. н. важнейшая роль принадлежит КПСС. Подчёркивая многонациональный по составу и глубоко интернациональный характер партии рабочего класса, Ленин писал: «Партия, чтобы уничтожить всякую мысль о ее национальном характере, дала себе наименование не русской, а российской» (там же, т. 10, с. 267). Объединяя в своих рядах наиболее сознательную часть дружественных классов и групп, наций и народностей, КПСС выражает жизненные интересы всего С. н., цементирует общность сов. людей во всех сферах жизни.

Материальная и духовная общность советских людей получила всестороннее развитие в условиях зрелого социализма. Усиление социальной однородности советского общества, его социально-политического единства, перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство привели к ещё большему укреплению союза и дружбы всех классов и социальных групп, наций и народностей СССР, у представителей которых становится всё больше общесоветских, интернациональных черт. В условиях зрелого социализма и строительства коммунизма усилилась интернациональная экономическая общность, достигла высокого уровня общесоюзная экономика - целостный народно-хозяйственный комплекс, включающий народное хозяйство всех республик и развивающийся по единому государственному плану в интересах всей страны и каждой республики.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, О Польше, там же, т. 4; Ленин В. И., К еврейским рабочим, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 10; его же, Положение и задачи социалистического Интернационала, там же, т. 26; его же, Тезисы ко II конгрессу Коммунистического Интернационала, там же, т. 41; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брежнев Л. И., О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик, М., 1972; Дорогами дружбы, М., 1972; Калтахчян С. Т., Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей, М., 1969; Ким М. П., Советский народ - новая историческая общность, М., 1972.

С. Т. Калтахчян.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

    Новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, единую по социали стич. содержанию и многообразную по нац. особенностям культуру, федеративное общенародное государство и общую цель… … Философская энциклопедия

    СОВЕТСКИЙ НАРОД - СОВЕТСКИЙ НАРОД, новая история, социальная и интернац. общность людей, образовавшаяся в СССР в результате социалистич. преобразований и сближения трудящихся классов и слоев, наций и народностей, имеющих общую родину и терр., единую, основанную на … Демографический энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Советский народ - новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, возникшая в СССР на основе победы социализма, преодоления классовых и национальных антагонизмов, сближения различных классов, социальных групп, наций и народностей в результате… … Научный коммунизм: Словарь

    1) в широком смысле слова всё население определ. страны. 2) Термин, употребляемый для обозначения различных форм этнич. общностей (племя, народность, нация). В процессе развития социалистич. общества в СССР сложилась новая историч.… … Философская энциклопедия

    НАРОД, народа, м. 1. Население, объединенное принадлежностью к одному государству; жители страны. «Красная Армия это вооруженный советский народ.» Ворошилов. «Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами… … Толковый словарь Ушакова

    Содержание 1 Главные положительные черты советского человека … Википедия

    народ - , а, м. == Счастливые народы Советской страны. патет. Купина, 51. == Подлинно свободные народы. патет. О народах Советского Союза. ◘ В рамках содружества подлинно свободных народов обеспечена полная победа социализма. М лы XXII съезда… … Толковый словарь языка Совдепии

    1) в широком смысле слова всё население определённой страны. 2) В историческом материализме Н., народные массы, социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему объективному положению… … Большая советская энциклопедия

    Прил., употр. часто Морфология: нар. по советски 1. Советским называли то, что было основано на управлении Советами как органами государственной власти. Советская власть. | Советское государство. | Союз Советских Социалистических Республик. |… … Толковый словарь Дмитриева

Построение коммунизма; возникла в СССР в результате социалистич. преобразований и возникновения прочного социально-политич. и идейного единства всех классов и слоев, наций и народностей. С. н. представляет собой многонац. тружеников города и деревни, объединённый общностью социалистич. строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистич. идеалами рабочего класса, принципами интернационализма. У С. н. единые высшие органы гос. власти и гос. управления СССР, Конституцией СССР для всех сов. людей установлено союзное гражданство. Общим языком межнац. общения в СССР является рус. язык, что является выражением той роли, которую играет рус. народ в братской семье народов СССР.

В образовании С. н. важнейшая роль принадлежит КПСС - партии, интернац. по своей идеологии, политике, составу и строению. Объединяя в своих рядах наиболее сознат. часть дружеств. классов и групп, наций и народностей, КПСС выражает жизненные интересы всего С. н., цементирует общность сов. людей во всех сферах жизни.

Материальная и духовная общность сов. людей получила всестороннее в условиях зрелого социализма. Усиление социальной однородности сов. общества, его социальнополитич. единства, перерастание государства диктатуры пролетариата в общенар. привели к ещё большему укреплению союза и дружбы всех классов и социальных групп, наций и народностей СССР, у представителей которых становится всё больше общесоветских, интернациональных черт. В условиях зрелого социализма и строительства коммунизма усилилась интернац. экономич. общность, достигла высокого уровня общесоюзная экономика - целостный нар.-хоз. , включающий нар. хозяйство всех республик и развивающийся по единому гос. плану в интересах всей страны и каждой республики.

На основе экономич. и социально-политич. общности социалистич. наций и народностей растёт их духовная общность, происходит дальнейшее сближение нац. культур. Усиление интернац. черт в нац. культуре и характере говорит не о том, что национальное якобы приносится в жертву интернациональному, а о том, что меняется, обогащается само национального. Величайшим результатом революц. переустройства общества явилось рождение нового духовного и психологич. облика сов. людей, которые, сохраняя свои нац. особенности, в главном имеют интернационалистские черты. Нац. общность находится в органич. единстве с более высокой, интернац. общностью, и представители любой нации и народности СССР считают себя прежде всего сов. людьми, что нашло в возникновении чувства общенац. гордости сов. человека. С. н. как новая социальная и интернац. общность стал важнейшим фактором дальнейшего прогресса развитого социализма в СССР и прообразом будущих более широких интернац. общностей людей.

Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая , Соч., т. 3; их же, О Польше, там же, т. 4; Ленин В. И., К еврейским рабочим, ПСС , т. 10; его же, Положение и задачи социалистич. Интернационала, там же, т. 26; его же, Тезисы ко II конгрессу Коммунистич. Интернационала, там же, т. 41; Материалы XXIV съезда КПСС , М., 1971 ; Материалы XXV съезда КПСС , М., 1976 ; Материалы XXVI съезда КПСС , М., 1981 ; Дорогами дружбы, М., 1972 ; Советский народ - строитель коммунизма, т. 1-2, Фрунзе, 1977 ; Развитие советского народа - новой исторической общности, М., 1980.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .


    СОВЕТСКИЙ НАРОД - СОВЕТСКИЙ НАРОД, новая история, социальная и интернац. общность людей, образовавшаяся в СССР в результате социалистич. преобразований и сближения трудящихся классов и слоев, наций и народностей, имеющих общую родину и терр., единую, основанную на … Демографический энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель построение коммунизма; возникла в СССР в… …

    Советский народ - новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, возникшая в СССР на основе победы социализма, преодоления классовых и национальных антагонизмов, сближения различных классов, социальных групп, наций и народностей в результате… … Научный коммунизм: Словарь

    1) в широком смысле слова всё население определ. страны. 2) Термин, употребляемый для обозначения различных форм этнич. общностей (племя, народность, нация). В процессе развития социалистич. общества в СССР сложилась новая историч.… … Философская энциклопедия

    НАРОД, народа, м. 1. Население, объединенное принадлежностью к одному государству; жители страны. «Красная Армия это вооруженный советский народ.» Ворошилов. «Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами… … Толковый словарь Ушакова

    Содержание 1 Главные положительные черты советского человека … Википедия

    народ - , а, м. == Счастливые народы Советской страны. патет. Купина, 51. == Подлинно свободные народы. патет. О народах Советского Союза. ◘ В рамках содружества подлинно свободных народов обеспечена полная победа социализма. М лы XXII съезда… … Толковый словарь языка Совдепии

    1) в широком смысле слова всё население определённой страны. 2) В историческом материализме Н., народные массы, социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему объективному положению… … Большая советская энциклопедия

    Прил., употр. часто Морфология: нар. по советски 1. Советским называли то, что было основано на управлении Советами как органами государственной власти. Советская власть. | Советское государство. | Союз Советских Социалистических Республик. |… … Толковый словарь Дмитриева



Рассказать друзьям