Современные аспекты развития SPA-туризма. Современные формы спа- и велнес-отелей в россии Современные оздоровительные программы фитнес и спа индустрия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Курорт-SPA и салон-SPA -- это понятия, вошедшие в мировую практику оздоровления достаточно давно. Происхождение слова "SPA" связано с названием бельгийского города-курорта, более 500 лет известного целебными минеральными и термальными источниками, чистейшим горным воздухом и живописными лесами. Своим названием город обязан Петру I, который во время его посещения попробовал воду из источников и сказал "спасибо". Темпераментным валлонам слово показалось слишком длинным, они оставили только первый слог -- "SPA". Поэтому можно предположить, что у SPA русские корни. К тому же, в России идеи SPA распространялись в виде водных курортов и отечественной школы бальнеотерапии. Многие принципы SPA можно найти и в традициях русской бани.

Европейские идеи SPA внес в российскую жизнь все тот же Петр I. Царь-строитель неоднократно бывал на курортах Бельгии, Германии и Франции. Возвратившись в Россию, он издал указ о планомерных поисках минеральных и термальных вод на территории нашей страны, а также набросал собственноручно несколько проектов водного курорта. 20-й век почти выбросил из нашей жизни принципы SPA, но в последние годы они вновь возвращаются к нам. Любой толковый словарь западных языков трактует слово "SPA" как обозначение минерального источника, водного курорта, оздоровительного салона с водными процедурами и гидромассажного бассейна. В течение последних пяти лет это слово активно используется в русском языке во всех указанных значениях, прежде всего в статьях и книгах, посвященных вопросам здоровья и красоты. Грамотное использование древних традиций оздоровления, пришедших с Запада и Востока, сочетается в России на практике с достижениями современной реабилитационной медицины и народными способами восстановления красоты и здоровья.

В большинстве цивилизованных стран SPA является составной частью так называемого "мейнстрима", превратившись в нечто само собой разумеющееся для всякого уважающего себя гражданина. Рост ежедневных нагрузок на здоровье в ускоряющемся темпе городской жизни приводит в SPA-центры новые тысячи клиентов во всем мире. К сожалению, по России более или менее четкой статистики нет. И дело не в отсутствии отраслевой информации как таковой. Проблема в достоверности этой информации, так как в нашей стране уровень понимания того, что, собственно говоря, должен представлять собой настоящий SPA-салон, не просто низкий, а даже противоречивый. Рынок SPA начал развиваться в России не более 5 лет назад. Первые SPA-салоны пытались стать одновременно и салонами красоты, и фитнес-центрами, и даже медицинскими учреждениями. Но массовое развитие выездного туризма позволило россиянам познакомиться с "правильными" SPA-процедурами. В России SPA-индустрия развивалась именно как западное пришествие. Успех SPA на водах и в салонах в самой Европе предполагал свое продолжение на российском рынке. Однако в России пользуются популярностью талассопроцедуры нескольких европейских компаний, а также отдельные (к сожалению, их крайне мало) талассоцентры. При этом, разумеется, понятия "SPA" и "талассоцентр" не тождественны, так как первое -- намного более емкое.

SPA -- явление абсолютное, стопроцентное, включающее 10 обязательных элементов:

Здоровая пища, активные добавки, диета

Занятие физкультурой

Контактные процедуры (массаж, рефлексотерапия, телесно-ориентированная косметология)

Комплексное воздействие на тело, разум и психику

Услуги красоты, основанные на натуральных продуктах

Помещение, где соблюдается правило жизненного пространства, экологии и климатологии

Культура и искусство в интерьере, музыке, общении

Современный менеджмент, маркетинг и стиль работы

Ритмичность и цикличность.

Проявлением европейской и американской тенденции можно назвать аппаратную составляющую SPA-услуг в России: капсула микроклимата, душ Виши, Софтпак, LPG и т.д. Европейский сценарий SPA в России по-прежнему, видимо, будет популярен, особенно в "нефтяных" регионах. Проблема, точнее, вопрос в том, когда наступает возврат инвестиций реально, а не по бизнес-плану консалтера-продавца. Увы, очень часто этот документ неоправданно оптимистичен. Не хотелось бы огульно обвинять всех продавцов оборудования в некомпетентности. Скорее это призыв к сотрудничеству "аппаратчиков" с "практиками", на плечи которых, в конечном счете, ложится финансовая ответственность за предприятие. Присутствие восточных мотивов в современных SPA год от года увеличивается. Это отражается и на производстве препаратов, и на характере проведения процедур, и даже на дизайне интерьеров многих центров. Восточная тенденция в ближайшем будущем все больше и больше будет захватывать рынок отдельными методиками, открывающимися восточными пространствами (кабинетами) внутри действующих салонов, а также целыми концептуальными SPA-центрами. При этом будет широко представлена вся ориентальная гамма: Ближний и Дальний Восток, Юго-Восточная Азия, Аюрведа и т. д.

Создание хорошо обученного персонала, слаженной команды является, конечно же, одной из важнейших составляющих для развития SPA-индустрии. При этом стоит отметить, что в большинстве зарубежных салонов, на курортах и в известных отелях практически всегда присутствует русскоговорящие специалисты SPA-центров. Однако учебных заведений, готовящих персонал для SPA-центров, в нашей стране крайне мало.

Клиенты SPA-салонов, тоже, конечно, эволюционируют. Многие люди сегодня уже не воспринимают эти центры только как место, где можно всего лишь получить удовольствие. Отношение к SPA, как к средству оздоровления и омоложения растет с каждым днем. К тому же, появляется все больше интереса к развитию SPA медицинской ориентации. Люди постепенно поворачиваются от традиционных западных методов лечения к более интегрированным подходам к здоровью. Ряд SPA-экспертов предсказывает, что в недалеком будущем каждая серьезная больница будет оснащена элементами SPA, особенно в части реабилитации. Нынешний клиент SPA -- люди, родившиеся в период 1960-1980 гг. Они сейчас активно интересуются вопросами восстановления и поддержания здоровья, повышения качества жизни и качества общения. По оценкам социологов, представители этого поколения живут настоящим, склонны к экспериментам, любят достижение быстрого результата. У данной возрастной категории клиентов большие возможности (в первую очередь финансовые) для путешествий и знакомства с оздоровительными практиками разных стран и народов, прежде всего, имеется в виду так называемый "зеленый туризм". Быть здоровым, хорошо выглядеть и комфортно себя чувствовать -- это модно, выгодно и является неотъемлемой частью образа преуспевающего человека, поэтому интерес к SPA-услугам в России будет расти, а значит, у этого сегмента на ближайшие лет 10 есть хорошие перспективы. И уже в ближайшем будущем SPA-культура будет восприниматься как неотъемлемая часть своей общей культуры и уровня образования, стиля жизни. При этом в дальнейшем люди будут воспринимать элементы создания внешней красоты и проявление бережного отношения к ним со стороны персонала не как главную цель визита, а как обязательную, но подчиненную часть достижения цели оздоровления, омоложения и хорошего самочувствия.

В составе клиентов все большую роль будут играть мужчины, в том числе в традиционно дамских областях. Развитие салонных услуг специально для мужчин растет, а также индустрия производства косметических препаратов также развивается весьма быстро -- эти тенденции очевидны уже сейчас, так как объем продаж ежегодно увеличивается.

Ценовая политика в SPA-бизнесе зависит от платежеспособности потенциальной клиентуры, местоположения салона, перечня предлагаемых услуг, уровня и цены косметических препаратов, которые используются для процедур. На данный момент SPA-услуги не являются настолько дорогостоящими, чтобы быть ориентированными лишь на граждан с высоким уровнем дохода. Стоимость каждой услуги в отдельности действительно может быть объективно высокой из-за трудностей производства некоторых препаратов (масел, например) и их доставки. Но многие SPA-центры предлагают своим клиентам более доступные по цене абонементы на прохождение годового курса SPA-терапии.

Во всем мире предприятия SPA поражают воображение роскошью и великолепием. В SPA учитываются и используются всевозможные факторы гармонизации человека: окружающий пейзаж, климат, запахи, цвета и звуки, то есть делается все возможное для создания максимального комфорта и удобства. Ведь секрет успеха SPA кроется не в уникальных оздоровительных методиках, а в создании атмосферы душевного комфорта, расслабления и удовольствия.

Жители городов (особенно мегаполисов), вынужденные много времени проводить в офисе и автомобильных пробках, практически ежечасно переживать ту или иную стрессовую ситуацию, часто испытывают страстное желание вырваться из "ревущего и грохочущего" мира, оказаться на необитаемом острове, где светит яркое солнце, и тихо шелестит прибой, где кто-то предугадывает и незаметно исполняет все желания, лелеет и холит именно его, слышит именно его, ухаживает именно за ним - его величеством Человеком. Но, увы, до следующего отпуска еще далеко, да и бизнес требует постоянного присутствия. Из этого следует SPA - лучшее спасение.

Если верить мировой статистике, активный клиент спа - это тот, кто посещает спа-салоны (спа-центры, спа-отели и пр.) не менее пяти раз в год. Такая статистика означает: если вы раз в год съездили отдохнуть на курорт (в санаторий, пансионат), один раз в командировке посетили хамам в отеле, то всего еще три похода в спа-салоны делают вас членом лучшего из клубов – сообщества спа-адептов. И тогда этот материал для вас!

Веллнесс – мировой мега-тренд

На прошедшем в октябре 2013 года Global Spa & Wellness Summit «веллнесс» (культура здоровья, профилактические оздоровительные меры, здоровый образ жизни) был провозглашен мировым мега-трендом. А следовательно, и спа – как составляющая теории и практики веллнесс - будет еще долгие годы популярным местом отдыха и оздоровления.

Для большинства активных клиентов эти три буквы – спа - по-прежнему ассоциируются с курортами «на водах», душами и ваннами, грязями и водорослями. Наверное, эти составляющие «здоровья через воду» (так переводится на русский язык аббревиатура SPA-Sanitas per Aqua) продолжают оставаться ядром холистической философии оздоровления. Однако каждый год приносит новые идеи и методы, оригинальные концепции и технологии.

В моде экзотика востока и русская баня

Так, в прошедшие два года, согласно исследованиям международного маркетингового агентства Spa Finder Wellness, на мировом рынке спа-услуг лидировали уходы за ногами и стопами, а также «потеснившие» всевозможные бани и сауны - крио-процедуры.

Впрочем, в нашей стране, где зимний сезон с естественным холодом, льдом и снегом длится более полугода, более актуальными оставались экзотические восточные услуги - тайский и аюрведический массаж.

Не успела криотерапия прочно занять свои позиции в спа, как на страны Западной Европы и США все чаще и чаще стали обрушиваться снегопады, и снег со льдом перестали быть продуктом повышенного спроса. И вот уже на 2014 год тот же Spa Finder прогнозирует возрождение интереса к горячим минеральным источникам (термам), которые есть во многих странах - от Австралии и Японии до США и России.

Некогда чрезвычайно популярные спа-терапии, от шоколадных и трюфелевых обертываний до винных и пивных ванн, сегодня воспринимаются как вполне обычные услуги. Однако в тех местах, где их аутентичность не вызывает сомнений - на винодельческих курортах и рядом с пивоварнями, стоит попробовать такие натуральные и полезные уходы хотя бы один раз.

Возрождается интерес, не только у отечественных потребителей, но и за рубежом – к традиционным для России оздоровительным методам – парению в русской бане и водо-грязе-лечению. Новые банные комплексы заимствуют у современных спа элементы сервиса, а санаторно-курортные комплексы дополняют свой классический арсенал современными спа-услугами.


Ведущими трендами наступившего года маркетологи и эксперты рынка объявляют также (*) :

  1. Отели с оздоровительными услугами (healthy hotels), которые не только имеют собственные спа-центры, но и заботятся о здоровье своих гостей в самом широком смысле: создают условия для занятий фитнесом в номерах, оборудуют экологичные номера, предлагают диетические блюда в ресторанах и т.д.
  2. Активное использование гаджетов – айфонов и айпадов и пр. - для здорового образа жизни (wired wellness). Приложения к мобильным устройствам помогают считать шаги и калории, выстраивать программы похудения и бронировать визиты в спа.
  3. Услуги «невесомости» (suspended gravity) становятся все более и более популярными, будь то «флотация» в воде высокой плотности в специальных камерах или отдых на водяных матрасах, или же методики «подвешивания» клиентов с целью снятия мышечного напряжения.

_______________________________________________
(*) www.spafinder.com

Новые услуги появляются в спа разных стран мира чуть ли не каждый день: совсем недавно все обсуждали экзотический пилинг рыбками, который очень быстро стал вполне расхожей услугой даже в российских спа. А сегодня уже нам предлагается массаж змеями (по телу) и улитками (по лицу). Кто следующий?

Впрочем, такая экзотика в спа имеет свои пределы. Особенно, если речь идет о здоровье и безопасности клиентов. В конце 2012 года в нашей стране этнические виды массажа (включая тайский) объявлены медицинской услугой и подлежат лицензированию.

В России качество спа на высоте

Вообще российское спа-сообщество очень серьезно относится к качеству услуг и гарантиям для их потребителей.

В январе этого года вступили в силу первые государственные стандарты (ГОСТы) на немедицинские спа-услуги, разработанные с участием ведущей некоммерческой организации рынка - Международного Совета по развитию индустрии спа и веллнесс (www.1swic.ru).

Так что теперь потребители спа-услуг могут легко определить, насколько соответствует мировым стандартам то или иное заведение с манящей вывеской «SPA».

«Умный спа» и «веллнесс коучинг»

По мере развития рынка спа и все большего разнообразия предложений, повышаются требования к доказательности услуг и процедур. Клиенты имеют право получить научное подтверждение эффективности того или иного метода, чтобы не ошибиться с выбором и не потратить деньги впустую. В России получила распространение концепция «Умного спа», в основе которой - индивидуальный подбор процедур с учетом психофизиологических особенностей клиента.


Наиболее состоятельные приверженцы здорового образа жизни предпочитают сегодня не только париться в современных банных комплексах, но и «не париться» с выбором в пользу того или иного спа. Именно для них предлагается сегодня новая услуга “веллнесс коучинг”, когда персональный универсальный коуч берет на себя заботы по организации здорового образа жизни своего клиента: разработки диеты и программы тренировок, выбора анти-эйдж–косметики и спа- процедур и т.д.

Kids’ spa как смена поколений

Еще один новый тренд последних и ближайших лет – «детские спа» (kids’ spa). Он вызван таким явлением, как смена поколений потребителей услуг. Будущие клиенты проектируемых и строящихся спа еще ходят в детские сады и школы, но борьба за них уже началась. Спа с набором «детских» услуг создаются пока, в основном, на фешенебельных курортах, но даже городские спа-салоны начинают вводить в свои меню услуги для юных адептов.

Ни одна из тенденций на рынке спа и веллнесс не оказалась столь продолжительной и устойчивой, как тренд «эко-био». Энергосберегающие технологии и экологичные материалы, органические продукты и косметика из натуральных ингредиентов, «эко-курорты» и «зеленые спа» становятся неотъемлемой частью культуры.

Предложений – множество, как выбрать «свое спа»?

На мировом рынке спа сегодня множество предложений на самый разный вкус: семейные спа и спа только для женщин; экспресс-спа (для трудоголиков) и детокс-спа (для начинающих вести здоровый образ жизни «с понедельника»); спа-отели для тех, кто хочет «много и сразу» и не мыслит двух недель отпуска без спа -процедур; «гольф–спа» и «теннис–спа» для спортсменов, которые понимают, что после интенсивных физических нагрузок необходим релакс; «мобильные» спа – для сторонников теории «движение-жизнь».


Объединяет все эти разновидности высочайший сервис: индивидуальный подход к каждому клиенту, профессионализм персонала, обстановка комфорта, качественные косметические продукты. Если наряду с решением вашей конкретной задачи присутствуют все эти показатели, то выбранное спа станет вашим любимым.

Для того, чтобы не ошибиться с выбором «своего спа», важно пользоваться надежными источниками информации. Если объект вашего поиска – спа за рубежом, наиболее полную и достоверную информацию вы найдете в справочных изданиях международного агентства Spa Finder Wellness (www.spafinder.com): рейтинги этой компании имеют мировое признание. Вполне можно доверять гидам и путеводителям по лучшим отелям мира (“The Leading Hotels &Spas of the World”). Найти подходящее спа в России до недавнего времени было проблемой. Рекламную информацию из интернета необходимо тщательно перепроверять. Наличие в перечне услуг «обертываний» и «спа-маникюра»- еще не признак спа. Нередко к разряду спа относят обычные салоны красоты, предлагающие услуги обертываний и спа-маникюр.

У «настоящего» спа, как правило, есть свой вебсайт (его высокое качество - тоже показатель), с фотогалереей, подробным перечнем процедур и услуг. Лучшие специалисты спа иногда ведут свои блоги и пишут статьи в журналы.

Узнать о лучших спа, получивших премию Perfect Spa (www.perfectspa.ru), а также выбрать для себя наиболее подходящую спа-дестинацию в России, странах СНГ и Балтии российские туристы теперь могут из первого справочного издания «Красные страницы спа», второй выпуск которого скоро выйдет из печати.

Прежде чем говорить о тенденциях рынка спа в мире, давайте посмотрим на некоторые реальные цифры, чтобы иметь представление о данной области индустрии красоты.

Тенденции рынка спа в мире

  • 3.400 миллиарда долларов
    Согласно Научно-исследовательскому Институту Стэнфорда, такова сумма ежегодного торгового оборота сектора wellness (wellness-туризм, спа, оздоровительные процедуры, красота, anti-age и тенденция правильного питания по всему миру). Это в 3 раза больше, чем вся мировая фармацевтическая индустрия.
  • 94 миллиарда долларов
    Индустрия спа приносит 94 миллиарда долларов (официальные данные за 2013 год), то есть увеличение доли рынка спа на 58% за 6 лет.
  • 494 миллиарда долларов
    Зародившийся благодаря туристическому направлению, рынок велнес сегодня оценивается примерно в 494 миллиарда долларов.
  • Велнес развивается на 50% быстрее, чем туризм
    Wellness развивается на 50 % быстрее, чем туристический сектор в целом.
  • Европа - главная деловая площадка для велнес-специалистов из Азии, Океании, Северной Америки
  • Водолечение уступает место спа
    Водолечение остается весьма популярным направлением. В 2013 данный сектор принес почти 50 миллиардов долларов дохода, однако сегодня его доля на рынке постепенно уменьшается в пользу спа.
  • Франция находится на 4-м месте по количеству спа-центров в мире
    Говоря на языке цифр, Франция находится на 4 месте по количеству спа-центров после США, Германии и Японии.
  • Стремительно развивается сектор велнес во Франции
    Во Франции сектор велнес развивается достаточно быстро - по последним данным, спа, салоны красоты, центры талассотерапии и центры бальнеологии в среднем имеют оборот 2,5 миллиардов евро ежегодно.
  • 6 из 10 пятизвездочных отелей оснащены спа-салоном или велнес-центром
    Согласно KPMG, 6 из 10 пятизвездочных отелей оснащены спа-салоном или wellness-центром.
  • 1,5 миллиона визитов в отели связаны с наличием в них спа, это обеспечивает товарооборот в 150 миллионов евро
    Наличие спа в отеле является неоспоримым преимуществом и способствует дополнительным 1,5 миллионам визитов в год и дополнительному товарообороту в 150 миллионов евро.

Вы спросите меня: «А что же в России?»

Тенденции рынка спа в России

  • Сектор ухода за собой является одним из наиболее успешных рынков столицы
    Если брать во внимание исключительно Москву, то сектор ухода за собой, в том числе, спектр профессиональных косметических средств, является одним из наиболее успешных рынков столицы. Например, оборот Московского Института красоты составляет приблизительно 250 миллионов евро в год, а темп роста достигает 13%.
  • Антистрессовые программы в спа полулярны во время кризиса
    В последнее время в условиях кризиса темп развития несколько замедлился. И тем не менее, велнес-центры производят непревзойденный антистрессовый эффект подобно антидепрессантам, что, несомненно, крайне популярно во время кризиса.
    Спрос в этом секторе особенно высок: в России женщины тратят значительно больше средств на услуги спа, бьюти-сервиса и косметические товары, чем, например, Европе или в Америке.
  • Иностранные клиенты считают, что некоторые салоны достигают действительно высокого уровня
    По утверждению многочисленных иностранных клиентов в России, и, главным образом, в Москве некоторые салоны достигают действительно высокого уровня.
  • Самая частая проблема: не соответствие цен качеству услуг
    Самая частая проблема, с которой сталкиваются клиенты предприятий красоты и оздоровления - низкий уровень предоставления услуг или не соответствие цен качеству услуг. Я хочу сказать, что не смотря на заоблачно высокие цены в некоторых московских салонах, качество услуг не всегда отвечает ожиданиям клиентов.
  • Клиенты готовы платить высокую цену, но ожидают при этом особых условий
    Русские клиенты требовательны, в особенности женщины, которые следят за новостями индустрии красоты и всегда в курсе последних бьюти-тенденций. При обозначении высокой стоимости клиент ожидает получить особый сервис.
    Сервис - это не только улыбчивый персонал и ароматный кофе, но, в первую очередь, способность дать клиенту то, в чем он нуждается.
    К примеру, некоторые салоны предлагают своим клиентам комплемент в виде дополнительной услуги: например, после окрашивания волос некоторые салоны предлагают не только бесплатную укладку, но и макияжа.
    Чтобы привлечь и заинтересовать клиента надолго, важно не только создать, но и поддерживать с ним связь.

О русских клиентах в мире

Исследование Small Luxury Hotel of the World о тенденциях Lux (конец 2013):

  • Наблюдается увеличение спроса на товары роскоши и особенные услуги среди русских клиентов
    520 маленьких отелей класса люкс более чем в 70 странах указывают на увеличение спроса на товары роскоши и особенные услуги именно среди русских клиентов: приблизительно 90 % указывают увеличение спроса в секторе путешествий, а также бар/ресторан.
  • Идеалу роскошных каникул соответствует эксклюзивный уединенный морской курорт
  • 30 % русских готовы потратить более 2400 € на человека

О тенденциях Lux в путешествиях клиентов из разных стран:

Для 43 % опрашиваемых идеалу роскошных каникул соответствует эксклюзивный уединенный морской курорт.

Латиноамериканцы выбирают городские отели

Большинство латиноамериканцев выбирают для отдыха городские отели (36 %). Как оказалось, пляжи для них менее привлекательны.

Американские клиенты выбирают эко-направление в туризме

Стоит отметить что день ото дня эко-отели набирают популярность среди американских клиентов - за эко-отдых свой голос отдали около трети американцев (30 %).

Французы, немцы и англичане тяготеют к особому типу отелей: действующая ферма с наличием спа

Французы, немцы и англичане выбирают особый тип отелей, расположенный ближе к центру страны. Они жаждут возвращения к истокам: среди них популярны отели, представляющие из себя ферму в центре Европы, обладающую при этом неплохим спа.

Китайцы и русские отдают предпочтение роскошным курортам

Роскошные курорты (в основном на побережье), спа и велнес-центры пользуются популярностью у русских и китайских туристов. 55 % китайцев согласны заплатить 1200 € за шикарный уикенд, в то время как 30 % русских заявляют, что готовы потратить более 2400 € на человека.

Какие тенденции спа и велнес ждут нас в будущем?

На мой взгляд, велнес- и спа-индустрия должны сохранить быстрый темп развития. Что касается последних тенденций, то на первый план выходит индивидуальный подход к клиенту. Программы буду строиться на основании комплексного исследования и учитывать общее состояние здоровья клиента. Это позволит побудить нерешительных посетителей спа-центров попробовать новинки индустрии, рекомендованные ему специалистом.

По прогнозу Всемирного совета по туризму и путешествиям, рынок индустрии гостеприимства в нашей стране в ближайшее десятилетие будет переживать бурное развитие и войдет в тройку мировых лидеров по объемам капиталовложений.

Основополагающей причиной является переход отелей из исторически определенной государственной сферы – в частные руки, активное привлечение инвестиций и как следствие, расширение возможностей по благоустройству объекта и оснащению его на самом высоком техническом, функциональном и интеллектуальном уровне. Этот процесс сопровождается глобальными изменениями, ведущими к внесению ряда корректив в единую систему классификации отелей, присвоения им на основании четко сформированных критериев «звездности» и обязательной стандартизации пакета гостиничных услуг.

Лавинообразно нарастает популярность отелей, расположенных в загородной зоне , модернизированный и переоснащенных санаториев и здравниц в курортных и традиционно посещаемых уголках России. По мнению экспертов, оздоровительный туризм является самым быстрорастущим сектором индустрии. Происходит зарождение новых для отечественного рынка форм бизнеса – СПА – и Велнес-отелей. В отличие от зарубежного опыта и стандартов, специфика России. в силу ее громадной территории, богатейших природных ресурсов, разнообразия природно-климатических факторов, этнического и культурологического наследия позволяет совместить казалось бы противоречащие друг другу альтернативы: вариативность и уникальность пакетного предложения у каждого взятого СПА или Велнес-отеля и универсальные стандарты по оказанию услуг.

Стимуляция развития новых форм предприятий индустрии гостеприимства связана, прежде всего, с развитием Адекватного туризма, ориентированного на использовании уникальных ресурсов местности. Речь идет о лечебном, познавательном и экологическом видам туризма.

Одним из характерных признаков динамики рынка услуг, является появление новых форм и моделей бизнеса, которые возникают на стыке различных направлений. Яркий пример такого союза – кооперация профессионалов отельного бизнеса и индустрии красоты и здоровья, результатом которой стало открытие СПА при отеле , Парк-отелей со СПА, Круизных СПА и т.д. Отельные технологии стали находить все большее практическое применение при строительстве и реконструкции санаторно-курортных и медицинских предприятий. В конечном итоге, современные стандарты гостеприимства в сочетании с новыми технологиями здравоохранения привели к созданию целой индустрии, получившей название «Велнес-индустрия».

Отельные СПА. Самостоятельные и интегрированные модели бизнеса.

Общепринято, что изначально понятие СПА появилось как определение места расположения минеральных источников, и это окончательно произошло в 1326 году, когда источники целебной воды нашли в Бельгии в местности с аналогичным названием, и их чудодейственные свойства были подобны той воде, которые древние римляне использовали еще в начале века. Кстати, первые Романские купальни на минеральной воде были построены в Британии в 76 году до нашей эры... Так что первооткрывателем СПА бизнеса, были древние Римляне. А историческое право называется первым курортом на Минеральных водах, вероятно, принадлежит Немецкому Баден Бадену, где термальные источники были обнаружены Римлянами в 211 году нашей эры. Император Каракалла построил на этих источниках бани, которые работают и по сей день и называются Римско-Ирландкой купальней Фридрихсбад. Так возникли СПА, расположенные на минеральных или термальных источниках, или Mineral Spring SPA.

Первый импульс трансформации СПА, от понимания курорта на водах к уже более широкой трактовке специализированного медицинского центра был сделан Винсентом Признитцем в 1829 году. Используя минеральную воду в сочетании с прочими уже известными природными лечебными факторами, такими как дозированные тепловые нагрузки, контрастные гидропроцедуры, специальные физические упражнения, массаж, диета, он создал первый медицинский СПА центр, сначала в Германии, а затем целую сеть таких центров по Европе и Америке. Медицинские центры, предлагающие специализированные лечебные и оздоровительно-реабилитационные программы, использующие в качестве основного метода терапии комплексное использование природных лечебных факторов и их искусственные аналоги, получили название Mediacl SPA – Медицинские СПА .

Идея создания оздоровительно-развлекательных комплексов по типу курортов СПА внутри отеля оказалась настолько удачной, что в настоящее время без наличия СПА отель не может претендовать на уровень звездности выше 3. Так что оснащение СПА в отелях стало следующей вехой развития СПА-индустрии. И это был первый шаг, когда понятие СПА вышло за пределы сугубо медицинские.

В 1993 году Английская компания Steiner Leisure Group спустила на воду первое круизное СПА . В последующие десять лет было спущено на воду еще более 200 плавучих отелей со СПА. Создание этого бизнеса стало компиляцией уже новых технологий, которые были отработаны в СПА отелях, фитнес клубах и «Day Spa», дав начало Cruise ship SPA – СПА на круизных судах .

SPA Hotel – СПА отели представляют собой, в привычном понимании, современную форму санатория общеоздоровительного профиля. Эти объекты располагаются на берегу моря, озера, реки или на территории иной заповедной местности рядом с крупными городами. Имеют в структуре отеля СПА с большим спектром программ общеоздоровительного профиля, которые являются основным элементом организации бизнеса. Терапевтическая составляющая отдыха сочетается с терренкуром, экскурсионными программами с учетом местных особенностей.

Однако наиболее интересной формой интеграции технологий гостеприимства и оздоровительного отдыха стали Wellness Hotels – Велнес Отели . Тема Велнеса, как современной философской системы оптимального благополучия, получила свое развитие не только как теоретическое построения, но и виде конкретных технологий, обеспечивающих здоровый образ жизни. Первые Велнес отели появились в Тайланде (ЧиваСом и Ориентал СПА), предлагая клиентам совершенно неповторимый сервис, который возможно скопировать, но никоим образом невозможно воспроизвести. На этом принципе уникальности формы подачи услуг с использованием местного колорита и традиций и устроены современные Велнес отели. Так как Россия уникальная страна по природному и этническому разнообразию такая форма развития симбиозных бизнес структур является наиболее перспективной.

В конечном итоге, очевидным становится следующий факт – универсальным является понятие уровня сервиса и набора услуг, который должен предлагать каждый отель, в зависимости от классности. Что же касается позиционирования отеля как Велнес или СПА, существуют особенности и отличия, которые делают невозможным автоматический перенос какой-либо модели бизнеса на Российский рынок СПА .

СПА в отелях. Объекты внедрения.

Достаточно технологичными и воспроизводимыми для отечественного бизнеса стали типовые СПА в отеле, состоящие из бассейна с зоной отдыха, сауны и паровой бани с душевыми, тренажерного зала и салона красоты (стрижка, массаж, косметология, солярий, педикюр, маникюр). Что же касается более сложных форм, объединяющих технологии гостеприимства и здравоохранения, то их продвижение на отечественный рынок оказалось не столь активным по причине того, что принципы организации оздоровительного отдыха и лечения в России принципиально отличаются от европейских. В уже привычном понимании, основная функция здравоохранения – это лечение заболевания или «снижения уровня болезни». Для выполнения этой функции и была создана стройная система отечественного здравоохранения – это профилактика и «повышение уровня здоровья». Такими центрами оздоровления являются СПА и Велнес Отели, Фермы Красоты, Круизные СПА, Термы, Центры Талассотерапии, мини спа , Клубные СПА т.д.

Это абсолютно не означает, что европейская культура здравоохранения идеальна, однако в части организации услуг по оздоровительному отдыху, профилактике старения, снятию эмоциональных перегрузок, коррекции фигуры, да и просто воспитанию культа красоты и здоровья, нам есть чему учиться. Наиболее удачно схемой взаимодействия Европейской и Российской культуры здравоохранения является взаимное обогащение, когда на наш рынок приходят новые формы современных по сути «Домов отдыха» и «Санаториев», а Европейские СПА с удовольствием перенимают богатый опыт Российской физиотерапии, бальнеологии, грязелечения и т.д.

Наша компания, одна из первых российских компаний на рынке красоты и здоровья, специализирующаяся на разработке объектов СПА любой сложности на любой стадии реализации. Комплексный подход включает все основные этапы цикла: формирование бизнес идеи, технологическое проектирование, оснащение эксклюзивным оборудованием, разработка меню услуг, обучение персонала, мастер-тренинги и последующее сопровождение объекта: сервисные услуги, информационно-методическую поддержку и спа консалтинг .

Объединив опят зарубежных партнеров и уникальные разработки российских специалистов в области курортологии, восстановительной и профилактической медицины, косметологии, компании удалось создать инвариантные модели СПА, реализующие всю парадигму СПА-услуг в рамках различных проектных решений.

Пути повышения рентабельности услуг рекреационной зоны отеля.

Ключевыми факторами успеха и источником дополнительных средств отельного СПА-сервиса , является сочетание следующих факторов:

  • Правильная «клиентоориентированность»;
  • Широкий ассортимент для выбора процедур;
  • Комплексность и эффективность;
  • СПА оборудование в отеле и новые спа технологии ;
  • Высокие стандарты сервиса и профессионализм специалистов;
  • Привлекательность и элементы шоу.

Современные СПА-технологии в отеле имеют ряд особенностей, отличающих от спа-центров и салонов красоты, обусловленных ограниченными сроками пребывания клиентов в определенной гостиничной инфраструктуре.

Благодаря специфическому профилю клиента отельного Спа, наиболее востребованными являются экспресс-программы, комплексные пакеты услуг по схеме «Day Spa» и целевые процедуры для различных групп потенциальных клиентов, которые можно рассмотреть на примере пакетного предложения одного из наших успешных клиентов – российского «Велнес-отеля «Югорская Долина» (г.Ханты-Мансийск):

  • программа «Кислородный Детокс» с применением капсулы «Альфа Окси СПА», предлагаемая в кабинете окси терапии специально «для людей бизнеса». Рекомендуется для утреннего «взбадривания» после затянувшихся вечерних переговоров;
  • типовые виды Велнес – программ на основе натуральных даров природы, в виде кедрового масла и орехов, различных ягод, меда, трав и цветов – «Клюквенно-брусничное обертывание», «Орехово-медовый массаж «Сибирский орешек», «Сибирское здоровье». Программы позиционируются для любителей экологического и адекватного туризма;
  • для искушенных гостей отельных спа, это повод окунуться в атмосферу релаксационных процедур с элементами шоу – «Поющие чаши Тибета», СПА программа «СПА-Хаммам «Расул» или экзотический СПА-массаж бамбуковыми палочками, сеанс натуральной сено-ароматерапии. в сочетании с термальным обертыванием.

Черненко Григорий,

ведущий эксперт рынка СПА

журнал "ОТЕЛЬ", №2 (86), 2007

По данным компании BTI (Business Travel International) Москва, занимает первое место в мире по стоимости гостиничных номеров при практически полной загрузке номерного фонда. Этот факт говорит о том, что приближается период острой конкурентной борьбы среди отелей высокого ценового сегмента и в связи с этим возрастает роль отелей «старой волны» категории 3-4, находящихся в стадии рестайлинга и реконструкции. По сравнению с глобальными гостиничными цепями у этого класса отелей есть ряд несомненных преимуществ, одним из которых могут стать новые виды и формы клиентского сервиса как способ увеличения потока гостей и стабильный источник дополнительной прибыли.



Рассказать друзьям