Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.
Спряжение глаголов
Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.
Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?
Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании , нужно знать некоторые правила:
- Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
- Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная - I.
Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.
Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.
Противоречия I спряжения
По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить - тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.
Противоречия II спряжения
Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.
Глаголы-исключения:
- смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
- слышать, гнать, держать, дышать.
Давайте приведем примеры изменения:
- гнать, гонит, гонишь, гоните;
- смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
- видеть, видит, видишь, видите и так далее.
Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать - перегнать, держать - выдержать, ветреть - повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.
Учим слова-исключения
Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.
Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.
Способы заучивания
Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.
Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:
- Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
- Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
- Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.
На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.
Хочется предложить такой вариант.
Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).
А еще такие:
Гоним, держим, смотрим, видим.
Дышим, слышим, ненавидим.
И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.
Слова рифмовкой связаны в каждом предложении . Читая, дети подкрепляют слова движением:
- гнать - помахивают рукой, как будто в ней прутик;
- держать - сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
- смотреть - прикладывают к голове ребро ладошки;
- видеть - удивленно смотрят вдаль.
И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна - заучивается рифмовка быстро и прочно.
Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.
Несмотря на то, что в курсе русского языка на тему «Спряжения глаголов» отводится несколько часов, многие учащиеся испытывают трудности в усвоении данной темы. Они не знают, к какому типу отнести тот или иной глагол, испытывают неловкость при встрече с разноспрягаемыми глаголами. Ещё смутно представляют алгоритм, позволяющий определить первое или второе спряжение. Ниже мы разберём спряжение глаголов, предоставим ряд определяющих данное деление правил, а также разберём несколько примеров таких спряжений.
Слово «спряжение» вошло в русский язык примерно с 17 века, являясь производной от основы «спрягать» в значении «объединять», «соединять вместе».
В лингвистике русского языка под «спряжением» понимается изменение глаголов по лицам и числам (в некоторых случаях ещё по временам и родам). Доминирующая ныне в русском языке система спряжений является результатом существенного упрощения системы спряжений древнерусского языка. В нём категории вида и времени не были разделены полностью, имели несколько парадигм числа – единственное, множественное, двойственное, время имело четыре формы прошедшего времени и две будущего etc.
Спряжение как форма глагольного изменения в парадигматике языка противопоставляется склонению.
Виды спряжений в русском языке
В сегодняшнем русском языке существуют два вида спряжений – первое (I) и второе (II)
Для удобства лучше начать изложение материала со второго типа спряжений. Во втором типе представлены глаголы-исключения, не попадающие под первый тип спряжения. Потому если вы определили, что глагол не относится ко второму типу спряжения, то такой глагол в абсолютном большинстве случаев относится к первому типу. Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.
Ко второму спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «-ить », кроме пяти глаголов «брить», «зиждеться», «носить», «стелить», «хвалить». Последние относятся к первому типу спряжения.
Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «-еть » — «смотреть», «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «терпеть». Все другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.
Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «-ать » — «гнать», «дышать», «держать», «слышать». Все другие глаголы с окончанием на «-ать» относятся к первому спряжению.
Для лёгкого запоминания перечисленных исключений даже существует стишок:
Примеры глаголов второго спряжения
К первому спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся на «-ать », «-оть », «-уть », «-ть ».
Правила и примеры определения спряжения
При ударном окончании спряжение у глаголов определяется по неопределённой форме . Такая форма отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?». Поставьте глагол в неопределённую форму, и идентифицируйте первое или второе спряжение.
При безударном личном окончании у глагола необходимо:
В русском языке при определении спряжения глагола, начальную форму надо брать того же вида, что и личная форма.
Например:
Глагол «рисует» (начальная форма «рисовать». Глагол заканчивается на «-ать», потому это первое спряжение);
Глагол «пилит» (начальная форма «пилить», заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение);
Выполним спряжение указанных глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глагола поставим перед ним личное местоимение.
Глагол «рисует »
Я рисую Мы рисуем
Ты рисуешь Вы рисуете
Он рисует Они рисуют
Глагол «пилит »
Я пилю Мы пилим
Ты пилишь Вы пишете
Он пилит Они пилят
Определяем гласную безударных личных окончаний глагола
Давайте выясним, какую гласную нужно писать в безударных личных окончаниях глаголов.
Для этого существуют два способа:
Первый способ
Спрягаемый глагол поставить в 3 лицо множественного числа
Ут, -ют – первое спряжение – буква «Е».
В личном окончании будет обязательная гласная «е» (они рисуют – первое спряжение — рисуЕт).
Ат, -ят – второе спряжение – буква «И»
В личном окончании всегда будет гласная «и» (они красят – второе спряжение – красИт).
Второй способ
Второй способ состоит в постановке глагола в неопределённую форму, отвечающую на вопросы «что делать?» «что сделать»?
Если этот глагол заканчивается не на «-ить» — значит он первого спряжения, и в личной форме глагола нужно писать «е»
Если глагол заканчивается на «-ить» (что делать – пилить) значит он второго спряжения, и нужно писать «и».
Хвал_и – (что делать? – хвалить) – второе спряжение – в личной форме будем писать «и» — хвали т.
Разноспрягаемые глаголы
Также в русском языке имеются разноспрягаемые глаголы, которые могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения (например, чтить, хотеть, бежать etc.). А также иметь специфическую систему окончания (дать, есть и etc.).
К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе 3 лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном лице третьего лица – ко второму типу (они хотят).
Подобные глаголы не относятся ни к одному из представленных спряжений, и являются исключениями в спряжении глаголов в русском языке.
Заключение
Выше мы разобрали спряжение глаголов, перечислили ряд правил в русском языке, согласно которых происходит классификация типов спряжения глаголов. И привели ряд примеров таких спряжений. Используйте указанный в статье алгоритм для определения первого или прямого спряжения, что даст вам возможность избежать ошибок при написании текстов.
Вконтакте
В четвёртой четверти 4-5 классы традиционно изучают раздел, посвящённый глаголу.
Под занавес учебного года трудно справиться с двумя самыми сложными в правописании темами - "Гласные в личных окончаниях и в суффиксах глаголов".
Ещё сложнее шестиклассникам, изучающим правописание суффиксов причастий. Ребятам приходится определять спряжение глаголов, а сделать это бывает очень не просто. А уж каково старшеклассникам, у которых впереди экзамен по русскому языку, и представить себе невозможно!..
Сведения разрозненные, не завершённые вовремя тщательной отработкой, приводят к серьёзным пробелам. Будем систематизировать всё, что необходимо знать о спряжении глаголов.
Казалось бы, хрестоматийно известно, что II спряжение имеют глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме, или инфинитиве , на -Ить, а также семь глаголов на -Еть и четыре глагола на -Ать. К I спряжению относятся все остальные глаголы на -Еть, -Ать, -НУть, -Оть, -Ыть и известные по школьным учебникам два слова-исключения на -Ить (брить, стелить).
Редко встречающиеся слова зиждиться (со значением: строиться, основываться), зыбиться (со значением: колебаться, качаться) употребляются только в 3 лице: дисциплина зиждется на сознании ученика, решения зиждутся на законе, тростник зыблется, листья зыблются.
Запомните, что спряжение по инфинитиву определяется только у тех глаголов, которые имеют ударные личные окончания : стоИт - стоять (II спр.), летЯт - лететь (II спр.).
Если же личные окончания у глагола ударные, то незачем искать инфинитив, нужно смотреть на это окончание: берёшь, берёт, берём, берёте, берут (ЕШЬ/ЁШЬ, ЕТ/ЁТ, ЕМ/ЁМ, ЕТЕ/ЁТЕ, УТ/ЮТ) - I спряжение; шумишь, шумит, шумим, шумите, шумят (ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ/ЯТ) - II спряжение.
Правда, нет ничего нового! Однако проблема остаётся не решённой до сих пор. Почему?
Во-первых, не знаем слова-исключения. Исправить это легко, надо лишь выучить полезную рифмовку:
Гнать, держать, терпеть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть.
И ещё: дышать, вертеть,
И зависеть, и смотреть.
Во-вторых, сама неопределённая форма иногда ставит нас в тупик. Хорошо, если на суффикс перед -ТЬ падает ударение (стоять, молчать, лететь, грозить), но если звук безударный, то сомневаемся, как правильно: клеЯть или клеИть , зависИть или зависЕть , сеИть или сеЯть (подчёркнутые слова написаны верно!). Глаголы нужно опять заучивать и узнавать.
Однако есть маленький совет: проговаривайте нужное слово медленно, чтобы услышать звук йот , во всех словах на -Ять присутствует буква Я, она ведь йотированная гласная (мерить, чистить, НО таЯть, затеЯть).
Не перепутайте значения слов таЯть (исчезать, становиться жидким, испытывать состояние умиления) и таИть (скрывать в себе, молчать, не обнаруживать). А вот слова КЛЕить, СТРОить выучите крепко-накрепко!
В-третьих, есть группа глаголов, которые спрягаются, нарушая все условия: одни образуют формы как у первого спряжения, другие как у второго. Их немного: бежать - бежит - бегут; хотеть - хочет - хотят; есть - ест - едят; дать - дадим - дадут.
Они называются разноспрягаемыми. К ним примыкают слова брезжить - брезжит - брезжут; чтить - чтит - чтут (форма чтят используется редко).
В-четвёртых, к словам часто прикрепляются приставки и так хорошо маскируют глаголы, что вводят нас в заблуждение, а приставка вы- даже перетягивает ударение на себя: задержать, присмотреть, надоесть, создать, забежать, вылететь, выговоришь. Простой совет: отбрасывайте приставку!
В-пятых, если в глаголе есть приставка обез- (обес-), то при определении спряжения обязательно учитывайте переходность глагола. Переходный глагол обессилИть кого-то (II спр.), а непереходный обессилЕть самому (I спр.): мы обессилИм врага, вы обессилеЕте сразу. Совет: найдите подлежащее и дополнение, определите переходный глагол.
В-шестых, некоторые глаголы имеют двоякие формы: мучает (мучить - мучит - мучат); меряет (мерить - мерит - мерят); выздоровит (выздороветь - выздоровеет). Эти варианты относятся к разным спряжениям. Одна из подобных форм может иметь чередование звуков: капать - капает - каплет; полоскать - полоскает - полощет; махать - махает - машет (подчёркнутые слова являются разговорными).
Какая из них правильная? Обе существуют, но по-разному, различаются либо своим лексическим значением, либо стилистическим оттенком. Сравним: каплет, то есть течёт самопроизвольно; капает обозначает действие, совершаемое кем-то; разговорная форма махает и нейтральное машет. Используйте в письменной речи только литературные формы.
В-седьмых, нельзя смешивать глаголы в изъявительном и повелительном наклонениях. Сравните две формы: Вы стукнЕте мне в окно, когда пойдёте на прогулку? - СтукнИте мне в окно, пожалуйста, когда пойдёте на прогулку.
Оба предложения почти одинаковы (на слух!), но они различны по цели высказывания: первое вопросительное, а второе повествовательное. В первом глагол изъявительного наклонения имеет окончание I спряжения -ЕТЕ, во втором - глагол повелительного наклонения имеет суффикс -И- и окончание -ТЕ. Знайте твёрдо, что только в форме изъявительного наклонения нужно определять у глагола спряжение.
И, наконец, есть группа таких глаголов, которые выражают состояния или действия, не зависят от субъекта и не изменяются по лицам. Они называются безличными и не относятся ни к какому спряжению: вечереет, мне нездоровится. Некоторые личные глаголы только в тексте могут иметь значение безличных: веет черёмухой, пахнет сеном, не читается, клонит ко сну, легко дышится. Обращайте внимание на то, в каком предложении употреблён тот или иной глагол.
Можно выдохнуть! Но всё-таки не спешите. Давайте теперь учиться рассуждать. Делайте это правильно.
ПЕРВЫЙ ПРИМЕР
Я увид..л падающую звезду, и ты ещё увид..шь.
В этом предложении три глагольные формы: 2 глагола и 1 причастие. Есть два однокоренных слова, а буквы нужно писать разные: гласную в суффиксе и гласную в окончании. Первый глагол употреблён в прошедшем времени, он обозначает уже совершившееся действие, об этом сигнализирует суффикс -Л-. В неопределённой форме глагол увидеть перед -ТЬ имеет суффикс Е, значит, пишем эту букву.
Другой глагол стоит в будущем времени, окончание его безударное, он является исключением (отбрасываем приставку У-) и относится ко II спряжению, в единственном числе нужно писать И, во множественном А/Я.
Причастие образовано от глагола падАть (I спр.) и имеет гласную Ю, причём суффикс -А- остаётся неизменным.
ВТОРОЙ ПРИМЕР
Спать ложится мышонок, засыпает жучок, но над ними хохочет сверчок.
Хотя глагол спать имеет гласную А, нельзя без самопроверки отнести его к I спряжению. Он спИт, они спЯт, следовательно, это II спряжение. Глагол ложится имеет ударное окончание -ИТ, по букве И видно, что это тоже II спряжение. Глагол засыпает с безударным окончанием, ставим в неопределённую форму - засыпÁть, это I спряжение. Глагол хохочет тоже с безударным окончанием, действуем по аналогии: хохотАть, это тоже I спряжение.
ТРЕТИЙ ПРИМЕР
Как они постел..т, так и люди высп..тся. Вчера не догон..шь, завтра не встрет..шь.
Слова с пропуском букв имеют безударные личные окончания. Рассмотрим предложение: Как они постел..т, так и люди высп..тся. Первый глагол ставим в неопределённую форму постелить, отбрасываем приставку ПО-, узнаём исключение стелить, это I спряжение, напишем Ю. У второго глагола (инфинитив выспаться) даже без ударной приставки ВЫ- без самопроверки не получится определить спряжение правильно: они спЯт, он спИт. Это II спряжение.
Перейдём к предложению: Вчера не догон..шь, завтра не встрет..шь. Глагол догон..шь ставим в неопределённую форму, получаем догнать, отбрасываем приставку ДО- и узнаём глагол-исключение, II спряжение, пишем догонИшь. У слова встрет..шь инфинитив встретить, это II спряжение, значит встретИшь.
ЧЕТВЁРТЫЙ ПРИМЕР
Где стро..т, там и ро..т. Где кле..т, там рвётся.
Строить на Ить, II спряжение, строЯт. Рыть на Ыть, I спряжение, роЮт. Клеить на Ить, II спряжение, клеЯт. Последний глагол имеет ударное личное окончание -ЁТ, это I спряжение.
ПЯТЫЙ ПРИМЕР
Волки по лесу рыщ..т, чужое добро ищ..т.
От инфинитива рыскАть, I спряжение, рыщУт. От инфинитива искАть, I спряжение, ищУт. Здесь можно промахнуться с буквой, но мы ведь помним, в сочетаниях чу-щу нужно писать букву У.
ШЕСТОЙ ПРИМЕР
Зимой берег моря обезлюд..т. Войска обезлюд..т целый район города.
В первом предложении берег сам по себе останется безлюдным из-за зимы, глагол непереходный, I спряжение, поэтому пишем гласную Е (обезлюдеЕт). Во втором есть прямое дополнение, глагол переходный, II спряжение, надо выбрать Я (обезлюдЯт).
СЕДЬМОЙ ПРИМЕР
Ему не удастся поступить на бюджетное отделение. Выбежишь на улицу и не захочешь уходить домой.
Глагол поступИть относится ко II спряжению. В обоих предложениях есть разноспрягаемые глаголы: удастся (инфинитив дать), его трудно узнать из-за приставки У- и постфикса -СЯ; выбежИшь и захочЕшь тоже спрятались за приставками ВЫ- и ЗА-.
ВОСЬМОЙ ПРИМЕР
Наполн..те вазу водой. Когда наполн..те вазу, поставьте в неё цветы.
В первом предложении выражается просьба, здесь глагол повелительного наклонения с суффиксом -И- (наполнИте), во втором - глагол изъявительного наклонения относится ко II спряжению и имеет окончание -ИТЕ (наполнИТЕ).
ДЕВЯТЫЙ ПРИМЕР
Он часто езд..т к бабушке в деревню. Осторожно, гуси тебя защип..т.
В так называемых двояких формах мы используем литературный вариант: езд..т от инфинитива ездИть, II спряжение, ездИт; защип..т от инфинитива защипАть, I спряжение, защиплют (в разговорной речи допускаются формы защипЯт и защипаЮт).
ДЕСЯТЫЙ ПРИМЕР
Там пахнет молоком и сеном. Как сильно пахнет полынь!
В первом предложении личный глагол используется в безличном значении, у него формально нельзя определить спряжение. Во втором предложении пахнет от инфинитива пахнУть, I спряжение.
Литература
1. Борисова Н.М. Опыт системного подхода к повторению глагола / Русский язык в школе. - 2001. - № 6.
2. Борисова Н.М. От глагола - к причастию / Русский язык в школе. - 2003. - № 6.
3. Каламова Н.А. О спряжении глагола /Русская речь. - 1990. - № 4.
4. Крамаренко Г.М., Малюшкин А.Б. Повторяем правописание окончаний глаголов / Русский язык в школе. - 2007. - № 8.
5.Пахомов В.М. Спряжение глаголов / Русский язык в школе. - 2015. - № 5.
6. Полковникова С.А. Глаголы-исключения / Русский язык в школе и дома. - 2010. - № 8-9.
Спряжение – основная категория глагола как части речи. В языкознании существует два понимания термина «спряжение глаголов». Спряжением глагола в широком смысле является его изменение по числам, лицам, наклонениям и временам. Спряжение в узком смысле – изменения глагола по лицам и числам. Необходимо уметь правильно определять спряжение каждого глагола, поскольку от этого напрямую зависит уровень грамотности. Нередко нужно точно выяснить тип спряжения глагола, чтобы правильно написать слово в конкретной форме.
Существует четкий алгоритм, благодаря которому можно верно определить спряжение глагола. Также важно запомнить ряд исключений, заучить все глаголы, склоняемые по-разному.
Если окончание глагола находится под ударением, нужно поставить глагол в форму множественно числа третьего лица. Гласные в окончании слова сигнализируют о принадлежности глагола к 1 или 2 спряжению.
Глаголы 1 спряжения имеют окончания –ут (-ют), 2 спряжения – -ат (-ят).
Например, к 1 спряжению относятся глаголы читают, поют, цветут, а ко 2 – висят, горят, лежат.
Очень важно запомнить: определить спряжение по окончанию глагола множественного числа третьего лица можно только в том случае, если на окончание падает ударение.
Если на окончание глагола ударение не падает, слово нужно перевести в неопределённую форму. Например: дышат – дышать. Начальная форма отвечает на вопрос «что делать», не имеет основных категорий. Она сохраняет только признак вида, а также по ней определяют возвратный ли глагол, переходный он или непереходный. Начальную (неопределённую) форму принято называть инфинитивом.
Глаголы, имеющие безударное окончание в начальной форме –ить, относятся ко 2 спряжению.
Остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Также нужно запомнить ряд глаголов, являющихся исключениями из правил.
К глаголам 1 спряжения относятся следующие слова-исключения: бить, брить, вить, гнить, жить, зиждиться, зыбить, лить, пить, почить, стелить, шить, -шибить (ушибить, ошибиться), а также все глаголы, которые от них образованы.
Ещё в школе все познакомились с лёгкой считалкой, позволяющей быстро запомнить 11 глаголов, которые являются наиболее распространёнными словами-исключениями из правила. Они не оканчиваются на –ить, но тоже относятся ко 2 спряжению. В данном случае они перечислены по алфавиту: вертеть, видеть, гнать, держать, дышать, зависеть, ненавидеть, обидеть, слышать, смотреть, терпеть. Эти слова необходимо запомнить
Глаголы, имеющие ударную приставку «вы» требуют особого внимания. Для точного определения спряжения, приставку нужно отбросить. В тех случаях, когда окончания оказываются под ударением, по ним выясняют спряжение. Если окончание безударно, глагол ставят в неопределённую форму. Безусловно, приставку отбрасывают только тогда, когда слово употребляется без неё.
Существует группа разноспрягаемых глаголов смешанного типа: бежать, хотеть, чтить и все производные формы от данных слов. Они спрягаются по разным моделям, это необходимо запомнить.
Глаголы «бежать», «чтить», находящиеся в форме первого, второго лица, единственного числа нужно склонять как глаголы 2 спряжения. По модели 1 спряжения данные глаголы спрягаются в форме множественного числа, третьего лица. Возможны альтернативные формы чтут и чтят.
По модели 2 спряжения надо склонять глагол «хотеть» во множественном числе, а в единственном числе – как глагол 1 спряжения.
Архаичные окончания у глаголов «дать» и «есть».
Достаточно запомнить правила и выучить все слова-исключения, чтобы правильно определить спряжение глагола и грамотно излагать свои мысли, не допуская ошибок.
II СПРЯЖЕНИЯ.
I СПРЯЖЕНИЯ.
Окончание – ут (-ют) – I СПРЯЖЕНИЯ
Окончание –ат (-ят) - II СПРЯЖЕНИЯ
Исключения: СМОТРЕТЬ
Чтобы определить спряжение по безударному окончанию глагола, надо:
Поставить его в неопределенную форму (что делать? Что сделать?).
Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II СПРЯЖЕНИЯ.
Если оканчивается на – еть, -ать, -оть, - уть, - ыть, то это глагол I СПРЯЖЕНИЯ.
Поставить в 3 лицо, мн. число (они):
Окончание – ут (-ют) – I СПРЯЖЕНИЯ
Окончание –ат (-ят) - II СПРЯЖЕНИЯ
Исключения: ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ. И ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ , а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ. Все глаголы, что на –-ить, исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
Чтобы определить спряжение по безударному окончанию глагола, надо:
Поставить его в неопределенную форму (что делать? Что сделать?).
Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II СПРЯЖЕНИЯ.
Если оканчивается на – еть, -ать, -оть, - уть, - ыть, то это глагол I СПРЯЖЕНИЯ.
Поставить в 3 лицо, мн. число (они):
Окончание – ут (-ют) – I СПРЯЖЕНИЯ
Окончание –ат (-ят) - II СПРЯЖЕНИЯ
Исключения: ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ. И ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ , а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ. Все глаголы, что на –-ить, исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
Чтобы определить спряжение по безударному окончанию глагола, надо:
Поставить его в неопределенную форму (что делать? Что сделать?).
Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II СПРЯЖЕНИЯ.
Если оканчивается на – еть, -ать, -оть, - уть, - ыть, то это глагол I СПРЯЖЕНИЯ.
Поставить в 3 лицо, мн. число (они):
Окончание – ут (-ют) – I СПРЯЖЕНИЯ
Окончание –ат (-ят) - II СПРЯЖЕНИЯ
Исключения: ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ. И ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ , а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ. Все глаголы, что на –-ить, исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
Чтобы определить спряжение по безударному окончанию глагола, надо:
Поставить его в неопределенную форму (что делать? Что сделать?).
Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II СПРЯЖЕНИЯ.
Если оканчивается на – еть, -ать, -оть, - уть, - ыть, то это глагол I СПРЯЖЕНИЯ.
Поставить в 3 лицо, мн. число (они):
Окончание – ут (-ют) – I СПРЯЖЕНИЯ
Окончание –ат (-ят) - II СПРЯЖЕНИЯ
Исключения: ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ. И ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ , а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ. Все глаголы, что на –-ить, исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
Чтобы определить спряжение по безударному окончанию глагола, надо:
Поставить его в неопределенную форму (что делать? Что сделать?).
Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II СПРЯЖЕНИЯ.
Если оканчивается на – еть, -ать, -оть, - уть, - ыть, то это глагол I СПРЯЖЕНИЯ.
Поставить в 3 лицо, мн. число (они):
Окончание – ут (-ют) – I СПРЯЖЕНИЯ
Окончание –ат (-ят) - II СПРЯЖЕНИЯ
Исключения: ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ. И ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ , а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ. Все глаголы, что на –-ить, исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.