Становление личности безухова. Духовное и нравственное формирование пьера безухова

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Один из главных героев эпопеи «Воина и мир» - Пьер Безухов. Характеристика персонажа произведения раскрывается через его поступки. А также через мысли, духовные искания главных героев. Образ Пьера Безухова позволил Толстому донести до читателя понимание смысла эпохи того времени, всей жизни человека.

Знакомство читателя с Пьером

Образ Пьера Безухова кратко описать и понять очень непросто. Читателю надо пройти с героем весь его

Знакомство с Пьером отнесено в романе к 1805 году. Он появляется на светском приеме у Анны Павловны Шерер, московской высокопоставленной дамы. К тому времени молодой человек ничего интересного для светской публики не представлял. Он был незаконнорожденным сыном одного из московских вельмож. Получил хорошее образование за границей, но вернувшись в Россию, не нашел себе применения. Праздный образ жизни, кутежи, безделье, сомнительные компании привели к тому, что Пьер был выслан из столицы. С этим жизненным багажом он и появляется в Москве. В свою очередь, высший свет тоже не привлекает молодого человека. Он не разделяет мелочность интересов, эгоизм, лицемерие его представителей. «Жизнь - это что-то более глубокое, значительное, но неведомое ему», - размышляет Пьер Безухов. «Война и мир» Льва Толстого помогают понять это читателю.

Московская жизнь

Перемена места жительства не повлияла на образ Пьера Безухова. От природы он очень мягкий человек, легко попадает под чужое влияние, сомнения в правильности поступков постоянно преследуют его. Незаметно для себя он оказывается в плену у праздной с ее соблазнами, пирами и разгулами.

После смерти графа Безухова Пьер становится наследником титула и всего состояния отца. Отношение общества к молодому человеку резко меняется. Именитый московский вельможа, в погоне за состоянием молодого графа выдает за него замуж свою дочь-красавицу Элен. Этот брак не предвещал счастливой семейной жизни. Очень скоро Пьер понимает коварство, лживость жены, ее распутство становится очевидным для него. Мысли о поруганной чести не дают ему покоя. В состоянии ярости он совершает поступок, который мог оказаться роковым. К счастью, дуэль с Долоховым закончилась ранением обидчика, а жизнь Пьера была вне опасности.

Путь исканий Пьера Безухова

После трагических событий молодой граф все больше задумывается о том, как он проводит дни своей жизни. Все вокруг запутано, отвратительно и бессмысленно. Он понимает, что все светские правила и нормы поведения ничтожны по сравнению с чем-то великим, таинственным, неведомым ему. Но Пьер не обладает достаточной силой духа и знаниями, чтобы открыть это великое, найти истинное предназначение человеческой жизни. Раздумья не оставляли молодого человека, делая его жизнь невыносимой. Краткая характеристика Пьера Безухова дает право говорить о том, что это был глубокий, думающий человек.

Увлечение масонством

Расставшись с Элен и подарив ей большую долю состояния, Пьер решает вернуться в столицу. На пути из Москвы в Санкт-Петербург, во время короткой остановки, он встречает человека, который рассказывает о существовании братства масонов. Только они знают истинный путь, им подвластны законы бытия. Для истерзанной души и сознания Пьера эта встреча, как он считал, была спасением.

Приехав в столицу, он, не задумываясь, принимает обряд и становится членом масонской ложи. Правила другого мира, его символика, взгляды на жизнь увлекают Пьера. Он безоговорочно верит всему, что слышит на собраниях, хотя многое из его новой жизни ему кажется мрачным и непонятным. Путь исканий Пьера Безухова продолжается. Душа по-прежнему мечется и не находит покоя.

Как облегчить жизнь народа

Новые переживания и поиски смысла бытия приводят Пьера Безухова к пониманию того, что жизнь отдельного человека не может быть счастливой, тогда, когда вокруг много обездоленных, лишенных какого-либо права людей.

Он решает предпринять действия, направленные на улучшение жизни крестьян в своих имениях. Многие не понимают Пьера. Даже среди крестьян, ради которых все это затевалось, есть непонимание, неприятие нового уклада жизни. Это обескураживает Безухова, он подавлен, разочарован.

Разочарование было окончательным, когда Пьер Безухов (характеристика которого описывает его как человека мягкого, доверчивого) понял, что он жестоко обманут управляющим, средства и усилия пущены по ветру.

Наполеон

Тревожные события, происходящие во Франции, в то время занимали умы всего высшего общества. будоражил сознание молодежи и стариков. Для многих молодых людей образ великого императора стал идеалом. Пьер Безухов восхищался его успехами, победами, он боготворил личность Наполеона. Не понимал людей, которые решались оказать сопротивление талантливому полководцу, великой революции. Был момент в жизни Пьера, когда он готов был присягнуть Наполеону и встать на защиту завоеваний революции. Но этому не суждено было случиться. Подвиги, достижения во славу Французской революции остались лишь мечтами.

А события 1812 года разрушат все идеалы. Обожание личности Наполеона сменится в душе Пьера презрением и ненавистью. Появится непреодолимое желание убить тирана, отомстив за все беды, которые он принес на родную землю. Идеей расправы с Наполеоном Пьер был просто одержим, он считал, что это предначертание, миссия его жизни.

Бородинское сражение

Отечественная война 1812 года сломала сложившийся устой, став настоящим испытанием для страны и ее граждан. Это трагическое событие напрямую коснулось и Пьера. Бесцельная жизнь в богатстве, удобстве была без раздумий оставлена графом ради служения отечеству.

Именно на войне Пьер Безухов, характеристика которого до сих пор не была лестной, начинает по-другому смотреть на жизнь, понимать то, что было неведомо. Сближение с солдатами, представителями простого народа, помогает переоценить жизнь.

Особую роль в этом сыграло великое Бородинское сражение. Пьер Безухов, находясь в одном строю с солдатами, увидел их настоящий патриотизм без фальши и наигранности, готовность без раздумий ради отчизны отдать жизнь.

Разрушения, кровь, и связанные с этим переживания дают начало к духовному перерождению героя. Вдруг, неожиданно для себя, Пьер начинает находить ответы на вопросы, мучившие его так много лет. Все становится предельно ясно и просто. Он начинает жить не формально, а всем сердцем, испытывая, незнакомое ему чувство, объяснение которому в этот момент дать еще не может.

Плен

Дальнейшие события разворачиваются так, что испытания, выпавшие на долю Пьера, должны закалить, окончательно сформировать его взгляды.

Оказавшись в плену, он переживает процедуру допроса, после которой остается жив, но на его глазах совершается казнь нескольких русских солдат, вместе с ним попавших к французам. Зрелище казни не оставляет воображение Пьера, доводя его до грани сумасшествия.

И только встреча и разговоры с Платоном Каратаевым снова пробуждают в его душе гармоничное начало. Находясь в тесном бараке, испытывая физическую боль и страдания, герой начинает ощущать себя по-настоящему Жизненный путь Пьера Безухова помогает понять, что быть на земле - это огромное счастье.

Однако герою еще не раз придется пересматривать свое и искать свое место в ней.

Судьба распоряжается так, что Платон Каратаев, подаривший Пьеру понимание жизни, был убит французами, так как заболел и не мог передвигаться. Смерть Каратаева приносит герою новые страдания. Сам Пьер был освобожден из плена партизанами.

Родные

Освободившись из плена, Пьер одно за другим получает известия от родных, о которых долгое время он ничего не знал. Ему становится известно о смерти своей жены Элен. Лучший друг, Андрей Болконский, тяжело ранен.

Смерть Каратаева, тревожные известия от родных снова будоражат душу героя. Он начинает думать, что все произошедшие несчастья случились по его вине. Он является причиной смерти родных ему людей.

И вдруг Пьер ловит себя на мысли о том, что в трудные минуты душевных переживаний неожиданно приходит образ Наташи Ростовой. Она вселяет в него спокойствие, придает силу и уверенность.

Наташа Ростова

При последующих встречах с ней он понимает, что у него зародилось чувство к этой искренней, умной, богатой духовно женщине. У Наташи вспыхивает ответное чувство к Пьеру. В 1813 году они поженились.

Ростова способна на искреннюю любовь, она готова жить интересами мужа, понимать, чувствовать его - в этом главное достоинство женщины. Толстой показал семью как способ сохранения человека. Семья - маленькая модель мира. От здоровья этой ячейки зависит состояние всего общества.

Жизнь продолжается

Герой обрел понимание жизни, счастье, гармонию внутри себя. Но путь к этому был очень непрост. Работа внутреннего развития души всю жизнь сопровождала героя, и она дала свои результаты.

Но жизнь не останавливается, и Пьер Безухов, характеристика которого, как человека ищущего, дана здесь, снова готов к движению вперед. В 1820 году он сообщает жене о том, что намерен стать членом тайного общества.

Духовная эволюция Пьера Безухова

Примерный текст сочинения

Русская классическая литература XIX века утверждала высшие духовные нравственные ценности, осознание которых ведет героев к гармонии с миром. Пожалуй, есть какая-то закономерность в том, что ее достижение часто оказывается невозможным для дворян-интеллигентов. Обладая многими замечательными качествами, они в силу своего привилегированного положения и воспитания обречены на трагический разрыв с вековыми национальными традициями, заложенными в русском народе. Поэтому в однообразных светских удовольствиях проходит жизнь умного, критически мыслящего Онегина, рождая ощущение пустоты и скуки. Растрачивает на пустяки свои богатые душевные силы Печорин. По-моему, Толстой обращается в "Войне и мире" к эпохе 1812 года не случайно. Ведь это страшное бедствие, обрушившееся на Россию, смогло до основания потрясти русских людей разных сословий, заставить их по-новому осмыслить окружающую жизнь, понять и почувствовать, что в ней является самым ценным и дорогим. Именно война могла свести в одном окопе или плену дворянина и мужика, объединенных общей целью спасения отечества. То есть сама героическая эпоха 1812 года дает герою-интеллигенту шанс прийти к полному согласию с жизнью, найти ее высший смысл.

Эта тема находит наиболее полное выражение в образе Пьера Безухова, который дается автором в динамике эволюции. Прослеживая путь своего героя. Толстой показывает, как меняется его характер, формируется мировоззрение передового человека эпохи - патриота, декабриста. В начале романа Пьер - толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом, отличающим его от остальных посетителей гостиной. Недавно приехав из-за границы, этот незаконный сын графа Безухова выделяется в великосветском салоне своей естественностью, искренностью и простотой. Он мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию. Например, он ведет беспорядочную, разгульную жизнь, участвуя в кутежах и бесчинствах светской молодежи, хотя прекрасно понимает пустоту и никчемность подобного времяпрепровождения. Наивность и доверчивость Пьера, неумение разбираться в людях заставляют его совершить ряд жизненных ошибок, из которых самой серьезной является женитьба на глупой и циничной красавице Элен Курагиной. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на возможное личное счастье. Разъехавшись с женой и отдав ей значительную долю своего состояния, он стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни.

Толстой заставляет героя пройти тяжелый путь потерь, ошибок, заблуждений и исканий. Сблизившись с масонами, Пьер пытается найти смысл жизни в религиозной истине. Масонство дало герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Но эти идеи слишком отвлеченны, лишены конкретных черт. Пьера не могут удовлетворить таинственные, мистические обряды и возвышенные беседы о добре и зле. Он хочет найти поле деятельности, чтобы воплотить справедливые и гуманные идеи в конкретное полезное дело. Поэтому Безухов начинает, как и Андрей, заниматься благоустройством своих крепостных. Все предпринятые им меры проникнуты сочувствием к угнетенному крестьянству. Пьер заботится о том, чтобы наказания применялись только увещательные, а не телесные, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой, а в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы. Но все благие намерения Пьера так и остались намерениями. Почему же, желая помочь крестьянам, он не смог сделать этого? Ответ прост. Воплотить добрые начинания в жизнь помешали молодому гуманному помещику его наивность, отсутствие практического опыта, незнание реальной действительности. Глупый, но хитрый главноуправляющий легко обводил вокруг пальца умного и интеллигентного барина, создавая видимость точного исполнения его распоряжений.

Окончательно разочаровавшись в масонстве, Пьер попадает в жизненный тупик и погружается в состояние безысходной тоски и отчаяния. Испытывая сильную потребность в высокой благородной деятельности, ощущая в себе богатые силы, Пьер тем не менее не видит цели и смысла жизни. Найти выход из этого состояния разлада с самим собой и окружающим миром помогает герою Отечественная война 1812 года, общий патриотизм которой захватил его. Не будучи боевым офицером, как Андрей Болконский, Пьер по-своему выразил свою любовь к отечеству: он сформировал на свои средства полк и взял его на обеспечение, а сам остался в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий. Именно здесь, в занятой французами столице, в полной мере раскрылась самоотверженная доброта Пьера. Видя беспомощных людей во власти бесчинствующих французских солдат, он не может оставаться пассивным свидетелем многочисленных человеческих драм, разворачивающихся перед его глазами. Не думая о собственной безопасности, Пьер защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка. На его глазах бесчинствуют представители самой культурной и цивилизованной нации, творятся насилие и произвол, казнят людей, обвиненных в поджогах, которых они не совершали. Эти жуткие и тягостные впечатления усугубляются обстановкой плена. Но самым страшным для героя оказываются не голод и несвобода, а крушение веры в справедливое устройство мира, в человека и Бога. Но в убогом бараке происходит его встреча с мужиком Платоном Каратаевым, сближение с простыми людьми. Круглый ласковый солдатик совершает настоящее чудо, заставляя Пьера опять светло и радостно посмотреть на мир, поверить в добро, любовь, справедливость. Общение с Каратаевым вызывает в герое ощущение покоя и уюта. Его исстрадавшаяся душа отогревается под влиянием сердечности и участия простого русского человека. Платон Каратаев обладает каким-то особым даром любви, чувством кровной связи со всеми людьми. Его мудрость, поразившая Пьера, заключается в том, что он живет в полном согласии со всем земным, как бы растворяясь в нем.

В душе Безухова происходит перелом, который означает принятие жизнелюбивого взгляда на мир Платона Каратаева. Но ощущение полной гармонии для такого умного и пытливого человека, как Пьер, невозможно без участия в конкретной полезной деятельности, направленной на достижение высокой цели - той самой гармонии, которая не может существовать в стране, где народ находится на положении раба. Поэтому Пьер закономерно приходит к декабризму, вступая в тайное общество, чтобы вести борьбу со всем тем, что мешает жить, унижает честь и достоинство человека. Эта борьба становится смыслом его жизни, но не делает его фанатиком, который ради идеи сознательно отказывается от радостей бытия. Мы видим в финале романа счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в "Войне и мире" духовной гармонии с миром и собой. Он проходит до конца трудный путь поисков смысла жизни и находит его, становясь передовым, прогрессивным человеком своей эпохи.

Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» - величайшее эпическое произ­ведение мировой литературы XIX века. Действие его длится на протяже­нии пятнадцати лет. Немногим писателям удавалось соединить описа­ние крупнейших событий истории со сценами повседневной жизни геро­ев произведения, чтобы они не затмевали друг друга, а гармонично сли­вались в единое целое. Для Толстого жизнь одного человека и есть историческая жизнь всей нации. Однако в бушующем море лиц, напол­няющих роман, выделяется личность, являющаяся центральной в произведении, - это Пьер Безухов.

Читатель знакомится с Пьером в первой же главе романа, в велико­светском салоне Анны Павловны Шерер. Именно в этой «прядильной мастерской», наполненной безучастными людьми - «веретенами», вы­деляются так контрастирующие с этим обществом искренность и естест­венность Пьера. «Один живой человек среди всего нашего света», - го­ворит о Пьере князь Андрей Болконский.

Пьер, незаконнорожденный сын графа Безухова, три месяца назад вернулся из-за границы и не определил пока своей будущей карьеры. Характер его еще не сформировался, он молод, плохо знает жизнь и по­чти не разбирается в людях. Поскольку Пьер был лишен семьи, то у него постоянно возникает потребность в учителе, наставнике. Но стремление обрести духовную поддержку не мешает Пьеру сохранить свою индиви­дуальность и идти по жизни своим собственным путем.

Первым серьезным ударом судьбы для Пьера была женитьба на Элен. Он оказался безоружным против коварства, лживости Курагиных, зама­нивших его в свои сети. Но нравственно Пьер оказался много выше этих людей: вину за случившееся он взял на себя. В дальнейшем так будет всегда.

Переломным событием в жизни Пьера можно считать дуэль с Долохо­вым. Приняв чужие правила игры, он серьезно задумался над своей жизнью и пришел к выводу, что он лгал самому себе. Это привело Пьера к стремлению повернуть свою судьбу в иное нравственное русло.

В душе Пьера «свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь». Он перечеркнул прошлое, но не знал, каким будет буду­щее. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть?

Для чего жить и что такое я…» В этот кризисный момент Пьер встретил масона Осипа Алексеевича Баздеева, и новая, как ему казалось, очи­щающая звезда засияла над ним.

Не сразу и не вдруг пришло разочарование в масонстве. Пьер столк­нулся с лицемерием, карьеризмом, увлечением внешними атрибутами обрядов, а главное, он не чувствовал связи с реальной, повседневной жизнью. В это же время он потерпел неудачу в своих благих намерениях изменить положение крепостных крестьян - Пьер оказался слишком далек от народных бед и проблем. Вновь пришла неудовлетворенность собой, та движущая сила, которая не давала погаснуть в нем духовному огню. Таким читатели застают Пьера на пороге Отечественной войны 1812 года, которая стала для многих героев романа судьбоносным пере­ломным этапом.

Не случайно Бородинское сражение мы видим отчасти глазами Пье­ра, невоенного человека, который не смог не быть там, где решалась судьба его Отечества. Здесь граф Безухов сблизился с простыми солдата­ми. Его поразили их бесстрашие, стойкость и доброта. Они были нравст­венно выше и чище Пьера. Он начал задумываться над тем, как стать по­хожим на них, «как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бре­мя этого внешнего мира».

Потом была поруганная Москва, и романтическая идея убийства Напо­леона, и спасение девочки, и драка с французами, и плен. В плену Пьер стал свидетелем бессмысленной и жестокой казни русских пленных. Это потрясение словно выдернуло пружину, на которой в его душе держалась вера в жизнь, в Бога, в человека. И Пьер чувствовал, что не сможет сам возродить эту веру. Спасла его встреча с Платоном Каратаевым.

«Прежде разрушенный мир теперь с новою красой на каких-то новых и незыблемых основах двигался в его душе». Изумленный и очарован­ный, Пьер наблюдал за Платошей и видел его удивительное добросерде­чие и трудолюбие, он слушал его песни и поговорки, погружаясь в мир народной жизни. Пьер чувствовал, что нашел успокоение и согласие с самим собой, которое так долго искал. Он увидел, как близко счастье, к которому он стремился. Оно было в удовлетворении самых простых и ес­тественных потребностей человека. Встреча с Каратаевым помогла Пье­ру ощутить себя частицей целого огромного мира: «И все это мое, и все это во мне, и все это я!»

Пьер Безухов вернулся домой нравственно обновленным. Он осознал, что цель и смысл жизни это и есть сама жизнь, во всех своих проявлени­ях. «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог». Пьер научился видеть великое и вечное в мелком и житейском. Он научился любить и понимать людей, и они тянулись к нему.

Все это время в душе Пьера жила нежная и восхищенная любовь к Наташе. Они оба изменились за время войны, но эти духовные перемены только сблизили их. Так родилась новая семья - семья Безуховых.

В эпилоге мы видим Пьера, увлеченного радикальными идеями изме­нения общественного устройства. По замыслу Толстого герой романа должен был пережить крушение «ложных надежд» и, вернувшись из ссылки в Сибирь, прийти к пониманию подлинных законов жизни.

В образе Пьера Безухова Толстой раскрыл нам, с одной стороны, харак­терную личность своей эпохи, с другой - показал нравственные иска­ния человека, ищущего свой путь в бурлящем житейском океане. Толь­ко стремление к самосовершенствованию могло привести героя, по мне­нию автора, к таким высоким духовным рубежам.

Здесь искали:

  • эволюция личности пьера безухова
  • эволюция пьера безухова

Итак, нелишним будет заметить, что Пьер Безухов один из самых любимых автором персонажей романа «Война и мир», именно поэтому мы имеем удовольствие наблюдать его многочисленные и порой неожиданные метаморфозы.

Впервые мы застаем этого нелепо одетого нелепого человека в гостиной А.П. Шерер. «Массивный, толстый молодой человек, в очках, панталонах и высоком жабо», естественно, привлекает внимание, но не то, которое рождает интерес к личности, а то, которое скорее вызывает снисходительную улыбку, направленную на забавного чудака.

Безусловно, еще стоит отметить то, что хозяйка приветствует его «поклоном, относящимся к людям самой низкой иерархии в ее салоне». «Только приехав из-за границы, где он воспитывался», Пьер попадает в абсолютно новый для него мир. Мир этот и всех его обитателей распирает от гордости называться светским обществом. Без надлежащей подготовки и опыта, наивный во всех отношениях, Пьер врывается своей медвежьей фигурой туда, где привыкли кропотливо и тщательно плести липкую паутину фальши и корысти, где не привыкли к искренности, где пугаются и не понимают неподдельного интереса и живого общения. Тем не менее, закоренелое лицемерие и поразительная дальновидность, вызванная непрекращающимися поисками собственной выгоды, заставляют держать будущего наследника знаменитого екатерининского вельможи и настоящего «бастарда» подле себя. Хотя Пьер очень даже умен и наблюдателен, он еще не научился разбираться в людях, поэтому поначалу он не замечает и не чувствует, как к его «огромным красным рукам» привязали веревочки, очевидно, сплетенные из паутины, а потом становится уже слишком поздно.

Женитьба на Элен является первой ступенькой лестницы развития личности, как бы странно это ни звучало. Последствия проявления бесхарактерности и управляемости помогут Пьеру пробудиться и раскрыть глаза на происходящее вокруг. От безупречно воспитанной разносторонней красавицы Элен остались два жалких слова: «развратная женщина»; хищническая сущность князя Василия раскрыта; подлинные мотивы подавляющего большинства окружающих его людей ясны и пошлы. Не имея возможности всего этого избежать, слабый отчаивавшийся Пьер полагается уже только на свою чувственность. Ему не хватает силы воли, чтобы разработать стратегию, но эмоции обиды, гнева, разочарования, несправедливости настолько переполняют, что толкают Пьера на необдуманный поступок – вызов Долохова на дуэль. Как правило, слабым людям очень свойственно принятие каких-либо безумных решений под действием аффекта, это похоже на непонятно откуда появившуюся сверхсилу загнанного зверя; не зря же Пьера сравнивают с медведем.

Так вот, дуэль – важнейший эпизод в жизни Пьера. Через смерть он прорывается сквозь светские привычки, становится личностью, встает на порог самостоятельности.

Прежний Пьер не нашел бы в себе сил стать инициатором разъезда с женой, придумал бы себе большое множество оправданий, с целью заглушить свою совесть, и его существование степенной жертвы размеренно текло бы до очередной вспышки гнева. Но Пьер обновленный сам начинает этот разговор и добивается своего, несмотря на уловки и хитрости его циничной мерзкой женушки.

После такого внутреннего изменения в лучшую сторону Л.Н.Толстой награждает своего героя философскими размышлениями, посвященными теме добра и зла. Эти размышления рождаются и крутятся в голове Пьера во время его поездки в Петербург. Дорога здесь, безусловно, - символизм. Безухов находится в постоянном поиске правды жизни, смысла человеческого существования. А поскольку он внутренне еще очень слаб, он инстинктивно ищет наставника, примера для подражания. Пьер находит его в О.А. Баздееве, главе одной из масонских лож. Как ему кажется, он приезжает в Петербург обновленным. Но все не так радужно: на обряде посвящение Пьер испытывает страх, умиление, восхищение, а еще ему немножко стыдно! Как мы помним, необъяснимое чувство стыда Пьера – своеобразный радар на ложность и фальшивость. Этот своеобразный дар еще раз доказывает его проницательность, чуткость и незлобивость. В конце концов, Пьер приходит к страшному разочарованию: он увидит в масонстве все те же черты светской жизни, от которых он так старательно убегал. Это похоже на ситуацию князя Андрея, который в попытке убежать от петербургского общества, идет на войну, но там царит все та же светская грязь.

И опять-таки через новое разочарование Пьер обретает волю, уверенность, духовную независимость.

Итак, все развившиеся или заново родившиеся качества возникли сразу вслед и по причине тяжелых душевных переживаний и противоречивых мыслей, а те, в свою очередь, происходили от разочарования Пьера во многом его окружающем. Парадоксально в этом то, что Пьер не потерял веру в людей и любовь к ним, доброту, искренность и мягкость; единственное, что ушло, - детская глупая наивность.



Рассказать друзьям