Стилизация растительных форм. Стилизация в декоративно-прикладном искусстве

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Читайте также:
  1. Агроэкосистемы, их отличия от природных экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Сохранение экосистем.
  2. Вещественный состав природных УВ газов. Метод газовой хромотографии.
  3. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм человека
  4. Воздействие технологических, социальных и природных систем друг на друга должно приводить к устойчивому прогрессивному развитию каждого вида этих систем и их совокупности.
  5. Вопрос. Вещественный состав нефти и природных газов. Основные свойства и промышленные классификации нефти(Билет№6)
  6. Вопрос. Ювелирные камни: классификация, свойства, характеристика основных видов природных ювелирных камней
  7. Использование природных форм в строительстве: А. Гауди, Э. Сааринен и другие. Л. Г. Салливен (работы для частных клиентов).
  8. Классификация и экономическая оценка природных ресурсов

Стилизация - это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упростить форму вовсе не значит обеднить ее, упростить - значит подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали. Народные орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации природных форм. На при­мере орнамента хорошо видно, как формы расте­ний, животных и даже фигуру человека можно превратить в геометрические элементы.

Отбирая главное, мастер преобразует предмет, подчиняет его форму и цвет ритмическому строю орнамента. В основе творчества народного мастера эмоционально-ассоциативное восприятие, его образное решение может значительно отличаться от натуры.

Цветок, лист, ветвь можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить при­родные плавные очертания. Упражнениям по сти­лизации растений должны предшествовать зари­совки с натуры. Исходя из реальных образов, художник на основе творческого воображения создает новое.

По рисункам вы можете проследить последова­тельность стилизации растений с использованием следующих приемов: постепенное обобщение фор­мы в ее границах, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превра­щение объемной формы в плоскостную, упроще­ние или усложнение конструкции, разворот цвет­ка или листьев в другую плоскость, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цве­товое решение одного мотива и др.

В декоративном искусстве в процессе обобще­ния формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблю­даемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.

8.Традиционные народные промыслы необходимо изучать в широком контексте производственной, традиционной и символической деятельности.

Для понимания народного искусства как живого творчества необходимо знать отличительные особенности традиционных художественных промыс­лов России. К сожалению, объем данного учебника не позволяет рассмотреть все. Хотелось бы показать красоту елецкого и Михайловского кружева, абрамцево-кудринской и северной резьбы по дереву, ярославских изразцов, балхарской керамики, дагестанских ковров, орловской и курской глиняной игрушки и многое другое. В этой главе мы сможем кратко познакомиться только с хохломской, городецкой, северодвинской и мезенской росписью; гжельской и скопинской керамикой; дымковской, каргопольской, филимоновской глиняной игрушкой; русской деревянной игрушкой; русскими ху­дожественными лаками; павловопосадскими платками.



Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культу­ру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, шкатулки с лаковыми мини­атюрами, жостовские подносы вносят в нашу жизнь праздничность и красо­ту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюда и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитар­ные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство со­единяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные тра­диции, этот живой родник современной художественной культуры.



Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Даже новшества, пришедшие к нам из-за границы, творчески переосмысливались и приобретали свои традиционно русские черты – музыкальные инструменты перестраивались на лад народных песен, в кружево и вышивку вносились традиционные, часто языческие народные мотивы. Все могла вписать народная культура, переработать и сделать своей частью, согласной всех других сторон народной жизни.

Продолжая бытовать в современном обществе, изменяя виды и способы своего существования, промыслы остаются одной из форм сохранения традиционной культуры. В сегодняшней жизни промыслов по сравнению с предыдущими временами, особую роль играет эксперт, который может быть этнографом, художником, культурологом или историком, вторгающимся в процесс сохранения и дальнейшего развития промысловых традиций. В настоящее время многие виды традиционных промыслов продолжают быть востребованными.

Предполагается, что в начале XXI века при определённой ситуации и при поддержке различными ресурсами такие виды промысловой деятельности как традиционные ремесленные промыслы, пройдя стадию ремесленничества, смогут органично влиться в современную экономику и культуру, обогащая их, а произведённые изделия приобретут новое качество - уникальность. Важно, что кроме этого объекты (изделия), произведённые мастерами, являются самыми экологически чистыми продуктами человеческой деятельности.

Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать людям любовь к родному краю, учат видеть и любить природу, ценить традиции родных мест. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное студентами в процессе декоративной работы, находят затем применение в различных работах на занятиях по росписи, создании декоративной композиции. Преобразующая деятельность прикладного искусства широка, она охватывает самые разнообразные предметы и материалы. Основным композиционным началом украшения этих, предметов служит орнамент, а также следующие активные элементы декоративной композиции: цвет, сюжет (тема), плоскостное или объемное пластическое решение.

Стилизация - намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте.

Стилизация - декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений.

Создание стилизованной декоративной композиции необходимо начинать с осмысления ее в целом. Выбранные в качестве мотива формы должны пройти сложный путь преобразования, в результате чего определяется, что является главным, аниболее существенным для выражения идеи автора. Главный узел изображения и важная деталь могут быть выделены за счет композиционного расположения, акцентированы цветом, или, для большей убедительности, увеличены в размере.
Для усиления выразительности образа можно утрировать то, что активно выделила природа. Например, для хищных птиц особенностью является мощный клюв, значит, его можно изобразить крупнее, чем он есть на самом деле.
При декоративной обработке (стилизации) формы можно использовать природную фактуру, выделив ее графически, а можно внести момент сказачной фантастичности - орнамент.

Декоративная стилизация - художественное переживание пространства. Для декоративной стилизации характерно абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях. при декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архитектоничности, то есть нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.

Очень важным этапом в создании рисунка стилизованной композиции является предварительная эскизно-зарисовочная работа, так как выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов.
Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный подчерк в передаче всем известных мотивов.

Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.
С развитием дизана в области интерьера возникла необходиость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

В энциклопедическом словаре стилизация в изобразительном искусстве трактуется как «представление предметов, фигур в условно упрощенной форме» . Предельная обобщенность, даже схематичность формы и подчеркнутость основных деталей характерны для рисунка, выполненного методом стилизации. Стилизация как один из художественных методов является способом отражения объектов действительности в процессе их творческой переработки и видоизменения при максимально или минимально возможном или необходимом художественном обобщении. Обобщение является определяющим фактором в ходе выполнения стилизации. Под «обобщением» в философской литературе подразумевается логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему .

Обобщение представляет собой мысленное объединение сходных по каким-либо признакам, качествам объектов и явлений действительности. За основу любого обобщения могут браться различные признаки сходных предметов. Обобщение имеет важное значение в жизни каждого человека, так как познание окружающего мира, благодаря обобщению, составляет необходимую основу наших представлений и понятий об объективной действительности. Ориентация человека в окружающем мире происходит в системе предельно обобщенных представлений и знаний о мире.

Стилизация - это особая форма обобщения, упрощения объектов действительности с учетом временных и пространственных характеристик, с учетом стиля. Стиль - фундаментальная категория искусства, которая характеризуется как «художественное выражение восприятия мира, свойственного людям определенной эпохи и страны» . Термином «стиль» пользуются в искусствознании, где его содержание близко понятиям творческого метода, художественного направления, течения, школы или манеры. Именно стиль выражает суть, уникальность самого феномена художественного творчества в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Рассматривая стиль как систему внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса, необходимо сказать о бесконечном многообразии этого явления: стиль отдельного произведения или группы произведений; стиль индивидуальный, авторский; стиль тех или иных стран, народов; стиль крупных художественных направлений; стиль определенных исторических эпох .

Объединяя элементы композиции художественного произведения, стиль придает им особую «жизненность», новую реальность, отличную от обыденной действительности и превосходящую ее силой впечатления. «Одна из функций стиля - соединить несоединимое, достичь целостности противоположностей, привести к образному единству противоречивые устремления художника».

Таким образом, стилизация представляет собой процесс формообразования, основанный на творческой переработке, видоизменении объектов и явлений окружающей действительности при наибольшем художественном обобщении. В основе стилизации как творческого метода лежит такое понятие как «обобщение». Обобщение включает в себя различные формы отражения окружающей действительности в процессе изобразительной деятельности путем упразднения деталей и выявления наиболее характерного в объектах и явлениях окружающей действительности для создания выразительного художественного образа. Обобщение, которое ведет к упорядочиванию понятий и приведению их к простой, упрощенной структуре, использовалось и используется на протяжении всего развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Обобщенное видение натуры проходит через все процессы познавательной деятельности художника (восприятие, мышление, память, воображение), выявляет наиболее характерные особенности изображаемого объекта и создает полноценный художественный образ в процессе рисования. Поэтому проблема обобщенного видения натуры является актуальной для всех видов рисования: натурного, декоративного, тематического и др.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов в графике - это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность. В первую очередь, стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.

Высшей формой отказа от изображения несущественных реалистических деталей объектов декоративной композиции с одновременной заменой их абстрактными элементами является абстрактная стилизация, которая существует в двух видах: абстракция, имеющая реалистический образец в окружающем мире, и абстракция, не имеющая такого образца, - воображаемая (беспредметная) абстракция. Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается всё ненужное, лишнее и второстепенное. Например, для изображения объектов живой и неживой природы (деревьев, растений, цветов и плодов, представителей животного мира, речных и морских берегов, гор, холмов и т. д.) используются самые характерные и наиболее яркие их особенности, и при этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваются, а иногда - искажаются с целью создания абстракции. Для таких художественных преувеличений природные формы (например, формы листьев) близкие к геометрическим окончательно превращают в геометрические, любые вытянутые формы вытягивают ещё больше, а округлённые - округляют или же сжимают .

Очень часто из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта выбирается какой-то один и делается доминирующим, а другие характерные особенности объекта смягчаются, обобщаются или даже полностью отбрасываются. В результате происходит сознательное искажение и деформация размеров и пропорций изображаемых натуральных объектов, целями которой являются: увеличение декоративности, усиление выразительности (экспрессии), облегчение и ускорение восприятия зрителем авторского замысла. В этом творческом процессе самопроизвольно возникает ситуация, при которой чем ближе изображение приближается к сущности природы объекта, тем оно становится всё более обобщённым и условным. Как правило, стилизованное изображение, можно затем легко превратить в абстрактное.

В основе всех видов и методов стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип - художественная трансформация реальных природных объектов с помощью самых различных изобразительных средств и изобразительных приёмов. Чаще всего такая трансформация производится с помощью изменения и упрощения формы реальных объектов флоры и фауны, укрупнения или уменьшения характерных частей этих объектов, изменения количества характерных деталей объектов в большую или меньшую сторону, изменения природного цвета объектов. Довольно часто стилизованное изображение предполагает объединение нескольких разных частей, каждая из которых скопирована с какого-либо объекта природы или объекта окружающей жизни и творчески видоизменена. Например, цветок конкретного растения изображается не с целью точной передачи оригинала, а создаётся формализованным, с использованием отдельных деталей, присущих цветкам и других растений с одновременным «отбрасыванием» второстепенных деталей, присущих цветку этого конкретного растения. Или, например, лист клёна изображается таким образом, что его форма приобретает геометрическую форму шестиугольника .

Художественная трансформация природных объектов имеет главную цель - превращение реальных природных форм в стилизованные или в абстрактные, наделённые выразительностью и эмоциональностью такой силы, яркости и запоминаемости, которые недостижимы в реалистических изображениях. Поэтому стилизация и абстракция изображения довольно тесно связаны с его экспрессивностью (выразительностью). Если изображение или композиция экспрессивны, то независимо от того, созданы они в стилизованной, абстрактной или же реалистической манере, в их фундаменте заложена абстракция, понимаемая как обобщённость и символичность всего изображения или какой-то его части с целью лучшего выражения глубинной сущности композиции. А это означает, что используя стилизацию и абстракцию в изображениях объектов, нужно обязательно уметь с их помощью показывать и передавать экспрессивность.

Методы изображения окружающей действительности графикой. Основные выразительные средства графики. Стилизация как метод изображения предметов в графике. Принципы стилизации в разработке формы. Передача текстурных свойств объекта, подходы к стилизации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»

(ФГБОУ ВПО «НИСПТР»)

Художественно-графический факультет

Кафедра художественной графики и методики преподавания

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Основные подходы к графической стилизации природных форм (на примере образцов животных и растений)

Специальность - 050000

Набережные Челны, 2015

Введение

1. Методы изображения окружающей действительности средствами графики

1.1 Реалистические методы изображения окружающей действительности средствами графики

1.2 Творческие методы изображения окружающей действительности средствами графики

2. Основные выразительные средства графики и их использование в стилизованной композиции

2.1 Точка как выразительное средство в графике

2.2 Пятно как выразительное средство в графике

2.3 Линия как выразительное средство в графике

2.4 Штрих как выразительное средство в графике

3. Стилизация как метод изображения предметов окружения в графике

3.1 Понятие стилизации и стиля

3.2 Виды графической стилизации

4. Принципы стилизации в разработке формы

4.1 Обобщение как главный принцип стилизации

4.2 Геометрическое обобщение

4.3 Силуэтное обобщение

4.4 Знаковое обобщение

5. Стилизация на основе передачи текстурных свойств объекта

5.1 Передача стилизации фактур предметов графическими средствами

5.2 Передача текстуры предметов средствами стилизации модулем

5.3 Увеличение части изображаемых объектов

6.1 Орнаментальное решение реальных образов

6.2 Деление поверхности изображаемых объектов и заполнение полученных плоскостей декором

7. Методические подходы к графической стилизации природных форм в условиях средней школы

7.1 Учет психолого-педагогических и возрастных особенностей учащихся при организации уроков в начальных классах

7.2 Методика обучения стилизации природных форм графическими средствами

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Современное состояние проблемы исследования и актуальность выбранной темы. В настоящее время художественное образование стало одним из важнейших направлений государственной политики в сфере образования и нацелено на сохранение национальной культуры страны и создание перспектив для ее дальнейшего развития. Большая роль в достижении этих целей отводится общеобразовательным школам с художественно-эстетическим направлением, а их объединяющим фактором, соответственно, является обучение школьников дисциплинам художественно-эстетического цикла. При изучении этих предметов особое место уделяется графическому виду рисования, который связан с изображением на плоскости и основывается на развитом восприятии природных форм, а также на их отражении с помощью различных графических средств и приемов при создании художественного образа. Одним из важных средств создания художественного образа в процессе выполнения графического изображения является стилизация. В процессе обучения на уроках изобразительного искусства стилизация является определяющим фактором в ходе рисования природных форм, особенно на первоначальном этапе изображения. Вследствие этого необходимо отметить, что стилизация - это метод, при использовании которого у учащихся закладываются фундаментальные знания о действительности, формируются художественно-обобщенные представления о ее образном отражении, вырабатывается понимание особенностей национального стиля. Таким образом, через исследование таких понятий как «графика», «стилизация», «рисование природных форм» лежит необходимость в определении путей и методов доступной интерпретации их применительно к учащимся. Понимание искусства в русле стилизации в графике при основательном изучении действительности поможет учащимся глубже понять своеобразие национальной культуры.

Все это в первую очередь требует комплексного методического обеспечения, которое заключается не только в разработке научно-обоснованных планов, учебных программ, учебных пособий и учебников, но и, прежде всего, научно-методических исследований, нацеленных на выявление межпредметных связей и последовательности в освоении изобразительных и выразительных возможностей. Вместе с тем, существующие в общеобразовательных школах учебные программы по изобразительному искусству сводятся к краткому описанию учебных задач в академических постановках, а учебно-методические материалы к этим программам, как правило, отсутствуют. Поэтому нередко вся методика обучения сводится к «натаскиванию» учащихся на освоение техники рисования, графической стилизации природных форм, и гораздо реже решаются проблемы, связанные с целенаправленным формированием творческой личности.

Поэтому актуальность выбранной темы обусловлена создавшимся противоречием между существованием большого разнообразия подходов к графической стилизации природных форм и недостаточно разработанной на сегодняшний день методики обучения ее основ.

Методологической основой настоящей работы являются: теория и методика обучения рисованию, которые представлены в работах Н.Н. Ростовцева, Т.Г. Казакова, В.А. Королева, Л.Н. Зорина, Н.П. Сакулиной и др.; исследования художественного стиля и стилизации (Н.М. Сокольникова, Е.О. Соколова, К.Т. Даглдиян); исследования подходов к графической стилизации природных форм (В.В. Кандидский, Г.М. Логвиненко, В.Н. Молотова, Ф.М. Пармон, Н.Н. Третьяков); теоретические положения проблемы воспитания учащихся средствами изобразительного искусства (Н.Н. Ростовцев, В.С. Кузин, Т.Г. Казакова).

Цель исследования - изучение и описание основных подходов к графической стилизации природных форм, которые в дальнейшем будут служить методическим подспорьем для овладения учащимися изобразительных навыков.

Цель работы предполагает решение следующих задач :

1. Охарактеризовать графические методы изображения окружающей действительности и основные выразительные средства графики;

2. Изучить стилизацию как метод изображения предметов действительности;

3. Описать принципы стилизации в разработке формы

4. Охарактеризовать стилизацию на основе передачи текстурных свойств объекта;

5. Описать декоративные подходы к стилизации.

Объектом исследования является процесс рисования стилизованных природных форм.

Предметом исследования являются приемы к графической стилизации.

При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования : изучение и анализ методической и искусствоведческой литературы по теме исследования; анализ программ по специальным учебным предметам художественно-эстетического цикла в общеобразовательных школах, графическая обработка материала.

Научная новизна исследования состоит в следующем: определен необходимый программный минимум теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся в процессе овладения приемами графической стилизации природных форм.

Практическая значимость исследования заключается в том, что изученные и описанные в работе основные подходы к графической стилизации природных форм могут быть внедрены в процесс обучения в общеобразовательных школах. Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по предметам художественно-эстетического цикла, а также учтены при разработке методических пособий и учебников по изобразительному искусству.

1. Методы изображения окружающей действительности средствами графики

1.1 Реалистические методы изображения окружающей действительности средствами графики

Одним из методов изображения окружающей действительности средствами графики является так называемый реалистический метод. В его основе лежит положение о правильном видении и понимании художником реальной действительности. Реалистический метод помогает освоить верные правила и способы изображения средствами графики, так как не имея в своем арсенале определенных умений и навыков, художнику очень сложно передать весь замысел в художественном образе. Изображение, выполненное с помощью реалистического метода является понятным и в то же время образным для зрителя. Без образности трудно определить идейный замысел художественного произведения и, в целом, то, что на нем изображено. К реалистическим методам изображения окружающей действительности относятся такие методы, как длительный анализ натуры (метод длительного рисунка) и метод коротких зарисовок (метод наброска). Рассмотрим каждый подробнее .

Метод длительного анализа натуры предполагает глубокое и серьезное изучение законов изображения формы в пространстве (т.е. на плоскости). В его основе лежит структурная закономерность форм природы, правила и приемы изображения на плоскости по законам перспективы, а также теоретические знания по оптике и анатомии. Все это помогает художнику видеть за внешними признаками объекта его скрытую структуру и характерные особенности, а также законы строения формы. Он сознательно смотрит на природу, анализирует и изображает ее в соответствии с ее же законами строения.

Реалистические методы требуют, чтобы форма объекта или предмета изображалась правильно и выразительно, изображаемое восхищало и захватывало зрителя, а при непосредственном детальном рассмотрении убеждало его в том, что все изображено правильно и точно. Стоит лишь взглянуть на произведения великих художников и сравнив их с посредственными работами, можно заметить, что на первый взгляд они не отличаются более или менее. Однако, при детальном рассмотрении, можно увидеть, что на посредственной картине изображение формы выглядит недостаточно убедительно, допущены нарушения в пропорциях, явлениях перспективы, в искажениях анатомических пропорций человеческого тела. При внимательном рассмотрении произведений великих мастеров, наоборот, начинают восхищать своей восхитительной убедительностью все законы построения изображения, начиная от формы предметов, и заканчивая анатомией и законами светотени. Чем больше рассматриваешь произведение гениального художника, тем больше начинаешь восхищаться знанием и мастерством великого художника.

Метод реалистического искусства, метод реалистического отображения действительности закладывается в период академического рисования с натуры. Вначале ученик точно срисовывает все, что видит в натуре, затем начинает сознательно отбрасывать мелкие, несущественные детали, сосредоточивая внимание на главном и, наконец, создает художественный образ натуры. Говоря о методе реалистического отображения действительности, Гёте писал: «Я никогда не созерцал природы с поэтической целью. Я начал с того, что рисовал ее, потом я ее научно изучал таким образом, чтобы точно и ясно понимать естественные явления. Так я мало-помалу выучил природу наизусть, во всех ее мельчайших подробностях, и когда мне этот материал был нужен как поэту, он весь был в моем распоряжении и мне незачем было погрешать против правды» .

Чтобы убедительно и правдиво изобразить природу в своем произведении, художнику необходимо внимательно и тщательно ее изучить, отметить, выделить ее наиболее характерные особенности, а в период работы над картиной не раз проверить, достаточно ли убедительно и верно удалось все намеченное передать в изображении. К художественному образу в реалистическом искусстве художник подходит путем сравнения своего изображения с натурой, путем проверки и уточнения строения формы, положения данного предмета в пространстве, освещения и т. д. Конечно, одно рисование с натуры еще не дает возможности художнику полностью решить творческий замысел композиции. Здесь нужна и большая творческая работа, и более глубокое, всестороннее изучение метода творческой работы. И все же рисунок с натуры в творческой работе художника занимает главенствующую роль, а иногда влияет и на дальнейшее решение всей композиции. Так, например, поиски композиционного решения картины «Грачи прилетели» Саврасова показывают, как натурные этюды постепенно изменяли первоначальный композиционный замысел художника. Вначале художник дает композиционное решение картины так, как это им было впервые увидено в натуре. Новый этюд с натуры (с другой точки зрения) подсказывает художнику иное решение композиции. Теперь в центре внимания оказываются стволы берез, ради которых художник удлиняет по вертикали формат картины, немного приподнимает линию горизонта. Талая вода по-прежнему на первом плане, строго посередине располагается церковь. Однако дальнейшие наблюдения и натурные зарисовки в корне изменяют первоначальный замысел художника. Линия горизонта проходит по центру картины, талая вода отодвигается в нижний правый угол, вправо отодвигаются и березы. Однако новый набросок с натуры еще не вполне удовлетворяет художника, он продолжает искать более эмоциональное решение композиции, которое в конце концов и находит. Так, благодаря натурным зарисовкам художник каждый раз находил все новую, более интересную точку зрения, более выразительное и интересное решение композиции. И мы знаем, что только внимательное изучение природы, прекрасное владение рисунком позволило художнику создать столь замечательный шедевр, от которого все приходят в восторг, как от живой природы. Метод рисования с натуры - это процесс познания реальной действительности. Метод научного знания в рисовании сводится к тому, что обучающийся рисунку получает конкретные знания о закономерности строения формы природы .

Второй метод изображения окружающей действительности - метод наброска передает общее впечатление от натуры, наиболее главное и существенное без проработки деталей: характерные пропорции, движение, индивидуальные особенности. Набросками называют быстрые, лаконичные, небольшого размера зарисовки. Чтобы творить, художник должен знать жизнь, научиться самостоятельному мышлению, анализу, уметь наблюдать, накопить пластические мотивы. Все это приобретается только в результате постоянного выполнения набросков .

Особенно необходима художнику наблюдательность. Это основное качество мастера изобразительного искусства, характерная черта каждого художника. Наблюдательность дает возможность заметить в жизни интересные моменты, важные явления, процессы, которые являются содержанием и основой художественного произведения. Без наблюдательности художник не в состоянии создать выразительный художественный образ, самостоятельно составить композицию или просто придумать тот или иной сюжет. Без наблюдательности невозможно самостоятельно находить изобразительный мотив в окружающей действительности. Главное значение выполнение наброска приобретает в воспитании творческого отношения к процессу изображения, способности находить методы и средства достижения выразительности и образности. Материал зарисовок служит отправным материалом для создания графических и живописных композиций.

Порядок выполнения любого наброска подчиняется общим обязательным принципам процесса любого изображения (длительного или кратковременного): от общего к частностям, от больших, главных масс к более мелким, второстепенным, сохраняя впечатление целостности. Вначале следует решить его композицию, расположение одного или нескольких рисунков на листе, с учетом «звучания» каждого наброска и листа в целом. Набросок отличается от рисунка большой суммарностью, лаконичностью восприятия. Художник не столько анализирует объект рисования, сколько создает графическое выражение предмета на основании уже имеющегося у него знания о нем, проверяя свои представления в непосредственном наблюдении. Это важно в образном рисовании. Пропорции, движение и характер - вот те свойства натуры, которые передаются в наброске. Если все эти условия соблюдены, то набросок может иметь и самостоятельную художественную ценность.

1.2 Творческие методы изображения окружающей действительности средствами графики

Изображение окружающей действительности на основе творческого метода подразумевает создание художником работ на основе приобретенных ранее знаний и навыков. Здесь преобладает творческий процесс, главная цель которого - создание художественного образа. При создании работ на основе творческого метода рисование как процесс построения изображения не изучается, он уже известен художнику. В отличие от реалистического метода, где, как уже отмечалось, наоборот, процесс построения изображения еще неизвестен ученику, он только начинает изучать этот процесс. Творческий метод подразумевает то, что рисование ведется на основе уже полученных знаний и навыков, во имя создания нового и оригинального. Творческий метод в изобразительном искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.

Наряду с творческим методом существует его более низкий уровень, так называемый, подражательный метод , который предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров. Однако, несмотря на уже имеющийся образец, подражательный метод не должен иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель такого произведения должен стремиться внести в него свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность произведения. В целом, творческий метод в изображении окружающей действительности является одним из плодотворных методов изобразительного искусства, который основан на другом - отличном от реалистического, метода реальной интеграции при осмыслении и отражении окружающей жизни. Например, основанные на творческом методе широкую известность получили знаменитые произведения Ван Гога, Сезанна, Пикассо, Матисса, Дерена, Фернана Леже, Модильяни, Миро, Фалька, Кандинского, Шагала, Федорова, Гончаровой, Лентулова, Филонова, Куприна, Сарьяна и многих других зарубежных и отечественных мастеров .

При создании произведений декоративно-прикладного искусства используется еще один тип творческого метода - метод интерпретации . Сущность метода заключается в том, что художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа. При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить». Этот метод не имеет конкретного автора, но он был хорошо известен уже несколько веков назад. Вот что говорилось о методе интерпретации в одном из российских учебных пособий для художников 18 века: «Простой подражатель природы не может никогда произвести ничего великого, не может никогда возвысить и распространить воображение и тронуть сердце зрителя. Он должен стараться усовершенствовать их величием своих понятий. Все художества получают своё совершенство от красоты творчески воображаемой художником, преимущественной над тою, какую можно обрести в природе каждой вещи особенно». В этом наставлении художнику предлагается творчески переосмысливать реально существующие объекты природы, в том числе и самые прекрасные. Поэтому интерпретацию любого явления или объекта окружающего мира, в частности, природы и природных форм, следует рассматривать не в качестве одного из оригинальных художественных приёмов и средств выражения, а считать основным творческим методом и основным выразительным средством декоративно - прикладного искусства. Цель творческих методов в изобразительном искусстве - это создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность и стоящего над природой, над реальными объектами окружающего мира. Теоретической основой для творческого метода нужно считать положение, согласно которому создание подлинно нового - это создание того, чего напрямую нет в природе, нет в окружающем мире, хотя главным и единственным источником для этого нового должна служить всё та же природа, всё тот же окружающий мир.

Итак, методы изображения окружающей действительности средствами графики подразделяются на две большие группы: реалистические методы и творческие методы. Методы являются ключами или своеобразными способами достижения каких-либо целей, решения конкретных задач. Рассмотренные нами методы предопределяют весь творческий процесс на всех его этапах. В основе методов изображения окружающей действительности лежат психические процессы (восприятие и осмысление действительности) и характер действия (способ отображения окружающей действительности). Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественного творчества. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая его новые стороны в зависимости от поставленной задачи и применяемого на практике метода. Методы помогают овладеть способами оригинального выражения натуры (реалистические методы) или в трансформированных формах (творческие методы), т.е. производить преломление увиденного через индивидуальность художника. Такое изображение изучаемых объектов, называемое стилизованным, дает возможность находить все новые оригинальные способы отображения действительности, отличные от иллюзорного, фотографического изображения. Владение этими методами изображения окружающей действительности, таким образом, необходимо в первую очередь для понимания средств организации элементов графического языка на плоскости.

2. Основные выразительные средства графики и их использование в стилизованной композиц ии

2.1 Точка как выразит ельное средство в графике

Точка выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении стилизованной композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя .

Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами.

Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, составляя равнозначную часть обшей композиции.

Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.

2.2 Пятно как выразительное средство в графике

Пятно - ещё одно выразительное средство графики - понимается как место на какой-нибудь поверхности, выделяющееся только по цвету от остальной поверхности. Пятно как средство изображения достаточно часто используется без дополнительных средств в чистом виде. Именно с помощью пятна создается силуэт. Примером выразительности образов создаваемых, пятном/силуэтом выступают многие рисунки П. Пикассо. Специалисты отмечают условность силуэтного рисунка: «пятно двухмерно, оно не имеет ни объёма, ни пространства и не стремится к ним. Художник Г.И. Нарбут в своей иллюстрации прибегает к открытой структуре рисунка: белая бумага не отделена рамкой, от этого рисунок кажется еще более условным, он словно висит в воздушном пространстве» .

Пятно (тональное или цветовое) имеет большое значение как в набросках так и в зарисовках, так и в работе над эскизами композиции. Необходимость применения тонального пятна в качестве графического средства возникает главным образом при решении задач композиции: для выявления или подчеркивания объемности формы, для передачи ее освещенности, для показа силы тона в окраске формы, фактуры ее поверхности с целью передачи глубины пространства, окружающего объемную форму.

Тональное пятно используется и для того, чтобы уже в эскизе композиции решить тональные контрасты, которые закладывают основу выразительности. На силу звучания тонального пятна, образованного внутри контура параллельными или перекрещивающимися штрихами, влияют ширина штрихов и светлых промежутков между ними, свойства графического материала и техники нанесения его на изобразительную плоскость. Цветовые контрасты способны строить основу выразительности композиции.

2.3 Линия как выразительное средство в графике

Линию, безусловно, можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линия - протяжённый и тонкий пространственный объект; в переносном значении - цепь связанных друг с другом объектов. Линия передает не только характер изображаемого предмета, но и эмоциональное состояние самого художника, поэтому она может быть решительной и смелой, порывистой и стремительной, неуверенной и робкой и т. п.

Сколь разнообразна эмоциональная «палитра» линии, можно увидеть на рисунках известных мастеров. Например, Сокольникова в своей работе предлагает характеристику линий разных авторов: А. Матисс широкими спокойными линиями рисует абрис женского лица. Плавная и спокойная, гармоничная линия, проведенная уверенной рукой, говорит о творческом благополучии автора. Рисунки В. Ван Гога, П. Филонова, М. Врубеля отличает нервное восприятие мира, но сколь различна линия у этих мастеров: взволнованно-яркая у Ван Гога, жесткая и яростная у Филонова, трепетно-прерывистая у Врубеля. А.П. Иванов в своем научном труде отмечает, что у Врубеля, прежде всего, поражает совершенно особенное понимание формы предметов поверхности, их ограничивающие, изобилуя резкими изломами, образуют дробное сочетание сходящихся под двугранными углами плоскостей; их контуры представляют собой ломаные линии, прямые или близкие к прямым, и весь воспроизводимый образ носит странное сходство с грудой сросшихся друг с другом кристаллов .

Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и этим как бы удерживает изображение в пределах формата, подчеркивая двухмерность плоскости. Контурная линия заключает форму предмета. Несмотря на то, что на плоскости проведены только линии, создается впечатление, что внутри контура тон изображенного предмета темнее или светлее, чем окружающий его фон плоскости. Возникает иллюзия силуэта предмета светлым пятном на фоне, кажущемся темнее, чем он есть на самом деле. Более того, линейный рисунок может передать впечатление объема предмета. Это достигается, во-первых, тем, что линия строит форму в пропорциях и перспективе, во-вторых, тем, что линия изменяется по своей толщине, а, следовательно, и по силе звучания. Даже незаконченная, она способна выполнять одновременно несколько функций: отграничивать форму, компоновать изображение, определять характер и движение всей формы, ее пропорции и т.д. Плавность, текучесть и направленность линий при нанесении контура позволяют выявить пластические качества формы.

Практическую работу над композицией чаще всего начинают с линейного рисунка. В нем находят отражение и последующие, более проработанные эскизы композиции.

2.4 Штрих как выразительное средство в графике

Штрих в теории искусства определяется как тонкая черта, линия. Возможности штриха в графике исключительно богаты - с его помощью можно передать и фактуру предмета, и светотеневую моделировку, и время дня или года, и настроение автора. В зависимости от нажима карандаша, пера с тушью штрих становится тёмным или светлым, мягким или жёстким. Пластические качества штриха дают разнообразные художественные возможности. Рядом параллельных или перекрещивающихся в разных направлениях штрихов создаётся так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы. Очень выразительно использует штрих художник А.Пахомова в иллюстрациях к рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг» .

По мнению Н.М. Сокольниковой, штрих, разнообразно направленный, определенный, способен образовывать сложные переплетения, уплотняя этим поверхность рельефа. Особенно удачно эта возможность штриха раскрывается в рисунках Д. Митрохина. Почти всегда в его натюрмортах отдельные объекты образуют узел, клубок форм, имеющий один силуэт. Соединяясь, они создают новую форму, оставаясь при этом простыми предметами .

Штриховые линии могут быть длинными, короткими, толстыми по желанию рисующего, постепенно и плавно переходить в тонкие, едва заметные «паутинки». Различная толщина штриховых линий в световой и теневой частях объемной формы позволяет передать глубину пространства. Множество параллельных или перекрещивающихся штриховых линий создают так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы. Наряду с линией штрихи используются в процессе первоначальной разработки композиции.

Таким образом, точка, линия, пятно и штрих являются важнейшими элементами графического изобразительно-выразительного языка рисунка. Точка обладает весьма широкими возможностями в построении стилизованной композиции. Она является центром всего ее строя. С помощью линии решаются пространственные задачи, передается впечатление объема предмета, строя форму в пропорциях и перспективе. Пятно используется для изображения или подчеркивания объемности формы, освещенности предмета, силы тона, фактуры, глубины пространства. Различная длина штриховых линий в световой и теневой частях объемных форм позволяет передать глубину пространства и объем предметов. Мастерство художника определяется не только умением пользоваться всеми средствами, но и стремиться к созданию максимальной выразительности образа. Средства выражения в графике позволяют передать веселое и грустное, торжественное и смешное, они могут звучать ярко, бледно, лаконично, в зависимости от задумки художника, поставленных задач, размера произведения, степени условности, степени детализации изображения, добиваясь основного качества рисунка - выразительности.

3. Стилизация как метод изображения предметов окружения в графике

3.1 Понятие стилизации и стиля

В энциклопедическом словаре стилизация в изобразительном искусстве трактуется как «представление предметов, фигур в условно упрощенной форме» . Предельная обобщенность, даже схематичность формы и подчеркнутость основных деталей характерны для рисунка, выполненного методом стилизации. Стилизация как один из художественных методов является способом отражения объектов действительности в процессе их творческой переработки и видоизменения при максимально или минимально возможном или необходимом художественном обобщении. Обобщение является определяющим фактором в ходе выполнения стилизации. Под «обобщением» в философской литературе подразумевается логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему .

Обобщение представляет собой мысленное объединение сходных по каким-либо признакам, качествам объектов и явлений действительности. За основу любого обобщения могут браться различные признаки сходных предметов. Обобщение имеет важное значение в жизни каждого человека, так как познание окружающего мира, благодаря обобщению, составляет необходимую основу наших представлений и понятий об объективной действительности. Ориентация человека в окружающем мире происходит в системе предельно обобщенных представлений и знаний о мире.

Стилизация - это особая форма обобщения, упрощения объектов действительности с учетом временных и пространственных характеристик, с учетом стиля. Стиль - фундаментальная категория искусства, которая характеризуется как «художественное выражение восприятия мира, свойственного людям определенной эпохи и страны» . Термином «стиль» пользуются в искусствознании, где его содержание близко понятиям творческого метода, художественного направления, течения, школы или манеры. Именно стиль выражает суть, уникальность самого феномена художественного творчества в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Рассматривая стиль как систему внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса, необходимо сказать о бесконечном многообразии этого явления: стиль отдельного произведения или группы произведений; стиль индивидуальный, авторский; стиль тех или иных стран, народов; стиль крупных художественных направлений; стиль определенных исторических эпох .

Объединяя элементы композиции художественного произведения, стиль придает им особую «жизненность», новую реальность, отличную от обыденной действительности и превосходящую ее силой впечатления. «Одна из функций стиля - соединить несоединимое, достичь целостности противоположностей, привести к образному единству противоречивые устремления художника».

Таким образом, стилизация представляет собой процесс формообразования, основанный на творческой переработке, видоизменении объектов и явлений окружающей действительности при наибольшем художественном обобщении. В основе стилизации как творческого метода лежит такое понятие как «обобщение». Обобщение включает в себя различные формы отражения окружающей действительности в процессе изобразительной деятельности путем упразднения деталей и выявления наиболее характерного в объектах и явлениях окружающей действительности для создания выразительного художественного образа. Обобщение, которое ведет к упорядочиванию понятий и приведению их к простой, упрощенной структуре, использовалось и используется на протяжении всего развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Обобщенное видение натуры проходит через все процессы познавательной деятельности художника (восприятие, мышление, память, воображение), выявляет наиболее характерные особенности изображаемого объекта и создает полноценный художественный образ в процессе рисования. Поэтому проблема обобщенного видения натуры является актуальной для всех видов рисования: натурного, декоративного, тематического и др.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов в графике - это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность. В первую очередь, стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.

Высшей формой отказа от изображения несущественных реалистических деталей объектов декоративной композиции с одновременной заменой их абстрактными элементами является абстрактная стилизация, которая существует в двух видах: абстракция, имеющая реалистический образец в окружающем мире, и абстракция, не имеющая такого образца, - воображаемая (беспредметная) абстракция. Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается всё ненужное, лишнее и второстепенное. Например, для изображения объектов живой и неживой природы (деревьев, растений, цветов и плодов, представителей животного мира, речных и морских берегов, гор, холмов и т. д.) используются самые характерные и наиболее яркие их особенности, и при этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваются, а иногда - искажаются с целью создания абстракции. Для таких художественных преувеличений природные формы (например, формы листьев) близкие к геометрическим окончательно превращают в геометрические, любые вытянутые формы вытягивают ещё больше, а округлённые - округляют или же сжимают .

Очень часто из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта выбирается какой-то один и делается доминирующим, а другие характерные особенности объекта смягчаются, обобщаются или даже полностью отбрасываются. В результате происходит сознательное искажение и деформация размеров и пропорций изображаемых натуральных объектов, целями которой являются: увеличение декоративности, усиление выразительности (экспрессии), облегчение и ускорение восприятия зрителем авторского замысла. В этом творческом процессе самопроизвольно возникает ситуация, при которой чем ближе изображение приближается к сущности природы объекта, тем оно становится всё более обобщённым и условным. Как правило, стилизованное изображение, можно затем легко превратить в абстрактное.

В основе всех видов и методов стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип - художественная трансформация реальных природных объектов с помощью самых различных изобразительных средств и изобразительных приёмов. Чаще всего такая трансформация производится с помощью изменения и упрощения формы реальных объектов флоры и фауны, укрупнения или уменьшения характерных частей этих объектов, изменения количества характерных деталей объектов в большую или меньшую сторону, изменения природного цвета объектов. Довольно часто стилизованное изображение предполагает объединение нескольких разных частей, каждая из которых скопирована с какого-либо объекта природы или объекта окружающей жизни и творчески видоизменена. Например, цветок конкретного растения изображается не с целью точной передачи оригинала, а создаётся формализованным, с использованием отдельных деталей, присущих цветкам и других растений с одновременным «отбрасыванием» второстепенных деталей, присущих цветку этого конкретного растения. Или, например, лист клёна изображается таким образом, что его форма приобретает геометрическую форму шестиугольника .

Художественная трансформация природных объектов имеет главную цель - превращение реальных природных форм в стилизованные или в абстрактные, наделённые выразительностью и эмоциональностью такой силы, яркости и запоминаемости, которые недостижимы в реалистических изображениях. Поэтому стилизация и абстракция изображения довольно тесно связаны с его экспрессивностью (выразительностью). Если изображение или композиция экспрессивны, то независимо от того, созданы они в стилизованной, абстрактной или же реалистической манере, в их фундаменте заложена абстракция, понимаемая как обобщённость и символичность всего изображения или какой-то его части с целью лучшего выражения глубинной сущности композиции. А это означает, что используя стилизацию и абстракцию в изображениях объектов, нужно обязательно уметь с их помощью показывать и передавать экспрессивность.

3.2 Виды графической стилизации

Стилизацию можно подразделить на два вида :

а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);

б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).

Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности. Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого. Можно сказать, что стиль -- это художественное переживание времени, а декоративная стилизация -- художественное переживание пространства. Для декоративной стилизации характерно абстрагирование -- мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях. При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архи-тектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения .

Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды. С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

Таким образом, одним из важнейших средств создания художественного образа в процессе рисования в графике является стилизация. Мы определили стилизацию как специфический процесс формообразования в художественно-творческой деятельности, основанный на творческой переработке, видоизменении объектов и явлений окружающей действительности посредством художественного обобщения с учетом национальных традиций и материала. Обобщенное видение натуры является важной составляющей не только для рисования в графике, но и в других видах искусства. При восприятии многих предметов образно обобщаются особенности, воплощающие существенные признаки предметов. Также было рассмотрено понятие «стиля» как системы внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса. Стиль как устойчивая и неизменная структурная составляющая национальной культуры, определяет основу стилизации в графическом искусстве. Графическая стилизация имеет два вида: внешняя поверхностная и декоративная. Оба вида взаимообусловлены и имеют свои специфические особенности.

4. Принципы стилизации в разработке формы

4.1 Обобщение как главный принцип стилизации

В основе таких понятий, как «стилизация», «декоративное искусство» и «натурное рисование» лежит так называемое художественное обобщение. Обобщение, как способ отражения общих и основных признаков объектов и явлений действительности, способствует ориентации в мире людей и вещей, поиску сходства в самых разных материальных объектах, позволяет точнее и глубже понимать себя и других людей, освобождает от необходимости снова изучать одни и те же объекты и явления. Обобщение является определяющим фактором в ходе выполнения рисунка с натуры, особенно на первоначальном этапе изображения. В то же время предельная обобщенность формы и подчеркнутая выразительность ее деталей характерны для рисунка, выполненного методом стилизации в процессе декоративного рисования, и при

изготовлении эскиза изделия декоративно-прикладного характера. Проблема обобщенного видения натуры является актуальной для всех видов рисования: натурного, декоративного, тематического, так как в процессе изобразительной деятельности «при восприятии многих предметов образно обобщаются особенности, воплощающие существенные признаки предметов, что играет немаловажную роль для грамотного выполнения любого изображения и создания выразительного художественного образа. Обобщенное, упрощенное видение натуры проходит через все процессы познавательной деятельности художника (восприятие, мышление, память, воображение), выявляет наиболее характерные особенности изображаемого объекта и создает полноценный художественный образ в процессе натурного и декоративного рисования. Известный психолог Р. Арнхейм отмечал, что «подразделение зрительно воспринимаемой модели на более простые составляющие - это огромнейшая биологическая ценность, так как от него зависит способность видеть предметы». Это утверждение лишний раз доказывает, что весь материальный мир следует закону простоты, который означает, что в природе внешний вид предметов является самым простым .

Результаты современных научных исследований в области познавательных процессов (Р. Вудвордс, Р. Арнхейм, П. Линдсей, Д. Норман, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Игнатьев, О.И. Никифорова и другие) показывают, что обобщение ведет к упорядочиванию понятий о предмете и приведению их к простой (упрощенной) структуре, так как излишнее количество деталей усложняет процесс восприятия объектов и явлений действительности, изображение которых выполняется как при рисовании с натуры, так и при декоративном изображении. Например, Р. Вудвордс пишет о том, что обобщенность и упорядоченность познания человеком окружающей действительности заложена уже на уровне восприятия: «В любой беспорядочной мозаике пятен помимо нашей воли восприятие всегда находит некоторую упорядоченность. Мы непроизвольно группируем пятна, и границы этих пятен чаще всего образуют простые геометрические формы, или простые плоские фигуры, напоминающие природные формы. В этом сказывается первоначальная обобщенность зрительного опыта, своеобразная геометризация его». Обобщенные характеристики объекта легче и прочнее «записываются» в память и легче всего при каждой новой встрече с этим объектом воспроизводятся в сознании. Вот как систему обобщения и сохранения информации рассматривают П. Линдсей и Д. Норман: «Система обобщения довольна проста. Все примеры данного понятия рассматриваются один за другим с целью обнаружения общих признаков. Коль скоро при каждом из понятий хранится одна и та же информация, знание об этих понятиях обобщается. Общие понятия образуются на основе анализа информации, полученной в нашем прошлом опыте». Большинство известных художников-педагогов в процессе художественной деятельности использовали метод обобщения и упрощения формы. Они предлагали на начальной стадии выполнения рисунка с натуры любой объект изображения рассматривать как сумму простейших геометрических форм («обрубовка», обобщение сложной формы до шара, цилиндра, призмы). Метод обобщения формы любого объекта действительности позволяет сосредоточить внимание не на второстепенных деталях, а на основном строении - «большой» форме, тем самым являясь одним из эффективных методов отбора основного и характерного в изображаемом объекте или явлении для создания выразительного художественного образа. Метод обобщения, упрощения формы объектов окружающей действительности и разложение их на простые составляющие находит свое воплощение, как уже было отмечено, в декоративном рисовании, а точнее, в основном его принципе - стилизации. Сама стилизация подразумевает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Художественное обобщение является одним из главных формообразующих факторов, которое расширяет выразительные возможности изображения в графике. Когда в процессе выполнения стилизации возникает необходимость усилить и углубить содержание декоративного образа, художник прибегает к различным способам художественного обобщения, среди которых можно назвать следующие: геометрическое обобщение, силуэтное обобщение, знаковое обобщение. Рассмотрим каждые способы подробнее в следующих параграфах.

4.2 Геометрическое обобщение

графика стилизация окружающий действительность

Обобщение может достигаться при помощи выделения характерных особенностей геометрических форм. Геометрический способ формообразования - способ обобщения, где за основной композиционный принцип берутся геометрические формы с динамикой линий и конкретными цветовыми сочетаниями, которые наполняются упрощенным геометрическим декором. Геометрическая обобщенность и выразительность декоративного образа достигается при помощи сочетания различных прямоугольников, квадратов, трапеций и других неправильных геометрических фигур прямолинейных очертаний .

В творческом процессе приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты. Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Степень обобщенности формы и выбор средств художественной выразительности определяются поставленной задачей, задуманным образом. Например, цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания.

Преобразовать реальный предмет при помощи геометрических форм можно следующими приемами :

1. Обобщение геометрической формы в ее пределах. Здесь конечное стилизованное изображение полностью соответствуют рисунку реальной формы. Главное внимание художник сосредотачивает на обобщении и упрощении геометрической формы объектов, не изменяя их границ.

2. Обобщение геометрической формы с изменением рисунка и упрощением ее конструкции. Использование второго приема стилизации подразумевает понимание конструкции формы, знание основ композиции и умение рисовать. При создании художественного образа следует обращать внимание на то, что каждый реальный объект можно вписать в простую геометрическую форму.

3. Преобразование объемной формы в плоскую. Для успешного использования этого приема стилизации решающее значение имеет умение найти наиболее выразительное положение формы в пространстве. Узнаваемый и выразительный силуэт - основа этого принципа стилизации.

4. Изменение характера формы на более декоративную. Это, пожалуй, наиболее сложный принцип стилизации, так как он включает в себя также и умение использовать все перечисленные выше принципы. Профессиональное владение различными техниками рисунка, знание композиции, чувство цвета, хороший вкус - это далеко не весь перечень навыков, необходимых художнику.

Придавая форме все новые и новые конфигурации, можно добиваться все большей выразительности и декоративности изображения, но и все большей абстракции вплоть до полного отказа от реалистического изображения. В декоративном рисовании происходят переработка формы, некоторое утрирование характерных особенностей объект для увеличения степени выразительности. Трансформация должна производить за счет выявления и усиления природных качеств объекта: не логично формы округлые превращать в угловатые, удлиненные - заменять укороченными; вернее будет заострить внимание на удлиненном предмете, придав ему еще боле вытянутую форму, подчинив этому и формат композиции, увеличив его по вертикали. Таким образом, можно изменить форму предмета с целью выделения его характерных особенностей.

Подобные документы

    История развития портретного жанра. Понятие стилизации и стиля в декоративной композиции. Приемы стилизации, применяемые в графическом портрете. Последовательность выполнения стилизованного портрета. Язык графики и главные его выразительные средства.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Геометрические формы в лого-дизайне. Применение стилизации под примитивную, низкополигональную графику. Использование негативного пространства в оформлении логотипов. Рисунок и шрифтовая композиция "от руки". Стилизации под металлические эмблемы.

    презентация , добавлен 25.07.2015

    Особенности музейно-этнографических комплексов: Этномир, Этническая деревня и другие. Этапы создания проекта для сферы музейной и этнографической деятельности. Особенности его стилизации и графического оформления на примере этнографического комплекса.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2015

    История появления и дальнейшего развития мебели, ее значение в жизни людей. Понятие эклектики (или эклектизма), ее сущность, зарождение, типы, особенности, современные подходы к стилизации. Анализ стиля фьюжн как нового веяния современной эклектики.

    реферат , добавлен 04.12.2009

    Музейная экспозиция как целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов. Специфические особенности фотографического изображения, изобразительные средства и выразительные возможности. Изучение роли фотографии музейной экспозиции.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Особенности изображения природных четырех стихий в историческом аспекте. Специфика живописно-графических композиций в имторическом аспекте. Этапы процесса создания серии живописно-графической книжной закладки, ее особенности композиционного решения.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Техники и технологии росписи тканей в странах Востока. Развитие искусства батика в Европе, Америке и России. Способы окраски тканей. Основы декоративной композиции и стилизации. Колорит и спектр в текстильном изделии. Материалы и инструменты для росписи.

    реферат , добавлен 15.12.2011

    Способы получения негативного фотографического изображения. Метод получения фотографии при помощи нитрата серебра. Получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале при помощи фотокамеры. Основные виды и жанры фотографии.

    презентация , добавлен 08.12.2011

    История возникновения жанра урбанистического пейзажа и правила его изображения. История возникновения графики, виды графики. Художники, работающие в графической технике. Типы графических композиций. Художники, работающие в жанре урбанистического пейзажа.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Александр Бенуа, Константин Сомов, Леон Бакст как яркие представители художественного объединения "Мир искусства", созданного в Санкт-Петербурге в конце XIX столетия. Ретроспективизм в творчестве Александра Бенуа. Суть метода стилизации в духе модерн.

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Томторская средняя общеобразовательная школа им.Н.М.Заболоцкого» Оймяконского района

Стилизация в декоративно-прикладном искусстве

с.Томтор, 2015 г.

ВВЕДЕНИЕ

Метод художественной стилизации в русской культуре впервые был широко использован членами Мамонтовского кружка в конце XIX века. Как учебная дисциплина предмет «Стилизация» был привнесен в Строгановское училище непревзойденным мастером этого метода - М.А. Врубелем, который в 1898 году был приглашен для преподавания новых предметов - «Стилизация растений» и «Упражнения в стилизации» . С тех пор этот курс входит в учебные программы художественных учебных заведений, являясь частью курса композиции.

Мотивы, элементы орнамента, которые используются для украшения, являются предметомстилизации . Термин «стилизация», по определению в БРЭ, трактуется как «декоративное обобщение форм с помощью ряда условных приемов, упрощения и обобщения рисунка и абриса, объемных и цветовых отношений». В декоративном искусстве стилизация - закономерный способ ритмической организации целого, наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором благодаря ей объект изображения становится мотивом узора. В станковое искусство стилизация вносит черты повышенной декоративности. Другое значение стилизации - намеренная имитация художественного стиля - характерно для искусства и культуры определенной социальной среды, удожественного течения, жанра, автора и т. д. Часто встречается стилизация, использующая формы прошлого, стилизация современных форм в дизайне и прикладном искусстве. Например, во второй половине XVII и первой половине XVIII в. в Европе были популярны восточные стилизации, особенно под Китай и Японию (росписи тарелок в японском стиле, точное воспроизведение форм, силуэтов и пропорций сосудов, характерных для Китая и Японии). Яркий образец восточных стилизаций в нашей стране - китайский дворец в Ораниенбауме, построенный архитектором А. Ринальди для Екатерины II в 1762-1768 гг. Другая сфера стилизации - парковое искусство - павильоны, мостики, беседки в «китайском стиле». В России в 1890-1900 гг. результатом пристального внимания к народной культуре стали стилизации в русском стиле в архитектуре (наиболее известные - теремок в Талашкине, здание Исторического музея в Москве), появление стилизованной мебели и целых интерьеров в «русском стиле».

Декоративное искусство использует мотивы или элементы, почерпнутые из фауны, флоры, подсказанные очертаниями геометрических фигур или окружающих предметов. Художник отбирает эти мотивы сообразно с определенной декоративной системой и распределяет декор в зависимости от украшаемой поверхности и желаемого эффекта.

История декоративно-прикладного искусства показывает, что мотивы природы - преобразованный животный и растительный мир, мы находим в различных видах декоративного искусства: вышивке, росписях, текстильном и резном орнаменте. При этом мотивы природы в зависимости от национальных традиций, особенностей развития производства, сложившихся эстетических и художественных взглядов могут сильно изменяться.

Орнаментальные мотивы могут быть приближены к реалистическому изображению или быть сильно стилизованными.

Первой, начальной стадией осмысления природных мотивов, первой творческой фиксацией являются натурные зарисовки, в основе своей уже подчеркивающие и заостряющие характерные признаки.

Выполняя зарисовки природных форм, надо не слепо копировать природу, а изучать, находить в натуре мотивы и формы, способные пробудить творческое воображение и игру фантазии, что послужит толчком к созданию художественного произведения.

Психологи, занимающиеся изучением творческой деятельности в области искусства, особое значение придают подготовительному процессу, за которым следует период вынашивания и обработки творческих идей .

Любой творческий процесс всегда связан с определенными художественными обобщениями, абстрагированием, выявлением общих признаков, свойств предметов. Художественное обобщение, в свою очередь, может идти по пути изобразительному и неизобразительному, опосредованному, через эмоциональные ассоциации. Изобразительный путь обобщения характерен для тех случаев, когда конкретно-предметный образ природного мотива сохраняется в натурной зарисовке несмотря на большую или меньшую условность изображения. Неизобразительный путь художественного обобщения требует от художника способности к абстрагированию и ассоциативному мышлению.

Очень часто природные формы подвергаются активной переработке, что приводит к утрате изобразительных черт и превращению в условный орнаментальный образ, то есть к абстрактным сочетаниям ритмически организованных линий, пятен, форм. Но и в этом случае орнаментальный образ должен иметь хотя бы отдаленное сходство с первоисточником в части пластических и структурных особенностей.

При работе над зарисовками природных форм необходимо выбрать нужные объекты, наиболее удачную точку зрения, а в некоторых случаях, например, вскрыть, разрезать плод надвое для выявления наиболее характерных пластических свойств, выявить главное, отбросить все случайное, второстепенное, вычленить отдельные формы и группировку частей целого. Таким образом происходит видоизменение природного мотива, выявляются условные декоративные качества, что усиливает его эмоциональное воздействие.

Трансформация природных мотивов в орнаментальные и декоративные преследует прежде всего эстетические цели,нонемаловажным является и то, что мотив необходимо сделать удобным для выполнения в той или иной технике и материале. Так, один материал требует декора с преобладанием линейного рисунка (например, декоративная кованая решетка, техника филиграни), другой- объемного (керамика) или рельефного (резьба) и т. д.

Таким образом, стилизация - это видоизменение, переработка природного мотива, что достигается художественным обобщением, отбрасыванием подробностей, «выпрямлением» линий контура, цель которой - сделать мотив более понятным для зрителя, а иногда облегчить его выполнение для художника.

Границы стилизации находятся в пределах между точным воспроизведением формы и крайней степенью ее упрощения. Например, товарные знаки, знаки дорожные, имеют, как правило, очень лаконичную форму, что позволяет их острее воспринимать и надолго запоминать, не очень привлекательный образ новым, в котором акцентируются главные, характерные и узнаваемые черты, основные пропорции и силуэт.

Кроме того, художнику приходится считаться с местом, обрамлением, ограничивающим поле его работы, вынуждающим подчас видоизменять какие-либо элементы декоративного мотива.

Творческий процесс работы над зарисовками природных мотивов - это сложный процесс переосмысления художником природы, процесс сугубо внутреннего, индивидуального восприятия.

Художник создает свой новый фантастический мир, которого нет в действительности, но все в нем имеет свой прообраз в окружающей нас природе .

Таким образом, в процессе стилизации важно:

- отобрать существенные характеристики;

- использовать прием гиперболизации (т.е. преувеличение, выделение какого-то одного, но индивидуального качества объекта) отдельных элементов;

Отказаться от второстепенных, маловыразительных деталей;

Создать органическое единство орнамента и пластической формы.

Разработка орнаментального мотива может основываться не только на характеристиках природной формы, но и в значительной степени на представлении художника, его интуиции, воображении и фантазии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Большинство практических заданий выполняются в графике, так как она больше способствует развитию аналитического мышления, освоению методики выполнения стилизованных изображений.

Задание 1. ПРИРОДНЫЕ ТЕКСТУРЫ

Мотивы природы могут представлять самостоятельную художественную ценность, необходимо только научиться видеть орнаментальность в самых простых объектах. Студентам предлагается выбрать наиболее доступные для изучения и зарисовок формы органического и неорганического мира: раковины, камни, кристаллы, листья растений, древесная кора, перья птиц, кожа и т.д. (по необходимости можно пользоваться лупой или микроскопом).

Важным является внимательное изучение и акцентирование внимания на декоративных свойствах выбранных изображаемых объектов. Затем необходимо выбрать для каждой текстуры наиболее подходящие графические приемы: пуантель, штриховка, линия, пятно или сочетания этих приемов. На основе природных текстур организовать орнаментальные структуры. Расположить на формате АЗ в квадратах 7х7 см четыре изображения текстур и четыре изображения орнаментальных структур. Материал: черная тушь, перо (рис. 1-3).

Рис. 1. Зарисовки природных текстур

Рис. 2.

Задание 2. СТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ФОРМ

Растительные формы

С помощью графических выразительных средств выполнить стилизованные изображения объектов растительного мира трав, цветов, ягод, листьев, поперечных срезов овощей, фруктов, деревьев и т.д. Сначала необходимо сделать зарисовки с натуры, выбрав наиболее удачную точку зрения. Зарисовки можно делать и с горшечных растений и сухих трав. При зарисовке обращать внимание на изучение структуры цветка, расположение и форму лепестков, листьев, их орнаментацию, на возможную гиперболизацию отдельных элементов, представляющих особый интерес в данном растении, на группировки, форму и орнаментацию листьев и декоративность растения в целом, а также выявление больших, средних и малых форм. Необходимо найти интересный ритмический строй выбранного растительного мотива. При этом можно изменять число изображаемых элементов, их размеры, расстояния между ними, наклоны, повороты (например, число листьев, цветов или плодов на ветке, их размеры).

Для придания выразительности пластическим свойствам природного мотива можно изменять пропорции отдельных элементов (удлинять или укорачивать их), деформировать саму форму. В процессе работы обратить внимание на выбор графических выразительных средств для трактовки природного мотива. Так, при линеарной трактовке использование тонких линий одинаковой толщины возможно в рисунках, тонких по орнаментике, небольшого масштаба. Толстые линии придают рисунку напряженность, активность. Рисунок с использованием линий разной толщины обладает большими изобразительными и выразительными возможностями. В том случае, когда необходимо добиться выразительности силуэта, используется пятновая трактовка мотивов. В линеарно-пятновой трактовке необходимо организовать пятна по силуэту и ритму, а линии связать с ритмом пятен в целостный графический образ. Таким образом, растительные формы могут трактоваться достаточно реалистично, условно или со свободной орнаментальной разработкой. Формат АЗ. .Материал: черная тушь, гуашь.

Рис. 3. Организованные природные формы.

Задание 3. СТИЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ НАСЕКОМЫХ

Стилизация изображений насекомых бабочек, жуков, стрекоз и т.д. Бабочки, стрекозы и жучки очень выразительны по силуэту, не говоря о богатстве цвета и разнообразии орнамента крыльев и туловища. Задание выполняется в графике и технике аппликации. Для выполнения аппликации можно использовать бумагу, окрашенную в простые и сложные цвета разной степени насыщенности и светлоты. Ставится задача предельного обобщения и лаконизма изображения насекомого, что приводит к плоскостному решению. Усиления декоративности можно добиться за счет условной разработки форм простыми геометрическими элементами.

В этом задании необходимо уделить особое внимание работе с цветом. Цветовое решение должно быть условным и декоративным. Стилизованные изображения бабочек можно представить в виде эскиза ювелирного украшения, например, брошь или кулон в технике филиграни (графическое решение) или перегородчатой эмали (работа с цветом), или представить в виде орнаментальной структуры. Формат АЗ. Материал: тушь, гуашь, цветная бумага (рис. 10-13).

Рис. 4. Натуральные зарисовки растений.

Рис. 6.

Рис. 7.

Рис. 8. Использование линий разной толщины.

Задание 4. СТИЛИЗАЦИЯ ФОРМ ЖИВОТНОГО МИРА

Стилизация изображений животных, птиц, рыб имеет некоторые особенности. Пластически преобразовывать можно очертания формы. Возможно утрирование деталей, нарушение пропорций для создания выразительного силуэта, упрощение формы о простой геометрической (прием условной геометризации формы), отличие от растительных форм возможности трансформации животных форм имеют определенные пределы, например, несмотря а различные преобразования, птица должна оставаться птицей, но го может быть не какая-то конкретная птица (ворона или цапля), а птица вообще, с набором типичных признаков - клювом, крыльями, хвостом.

Другая возможность стилизации - этостилизация внутренней орнаментации, т.е природной окраски и рисунка, ведь очертания перьев птиц, чешуя рыб, кожный покров других животных, представляет богатые возможности для орнаментации, необходимо только суметь выявить орнаментальную структуру поверхности.

При трансформации мотивов животного мира в орнаментальные (или декоративные) целесообразно объемную пространственную форму в большинстве случаев преобразовывать в плоскостную, для этого следуют избегать сложных ракурсов, перспективных сокращений, а животное или птицу изображать в самом информативном повороте.

При стилизации форм животного мира ставится задача предельного упрощения изобразительной формы в целом, приближения ее к простой геометрической форме (геометризация формы). Безусловно, что одни звери имеют более декоративный силуэт и характер поверхности, чем другие (например, жираф или зебра). Важно найти приемы, которые помогли бы вписать их формы композиционный строй условно плоского изображения. Более декоративной и интересной формы можно добиться гиперболизацией мотива или отдельных его элементов. У животных, например, в декоративном изображении можно увеличивать отдельные части тела: голову, глаза, уши, лапы, хвосты. С помощью гиперболизации выявляются самые интересные орнаментальные особенности животного, птицы или рыбы. Необходимо подчеркнуть пластическую характеристику формы.

Один мотив выполняется пятном, не расчлененным на части акцент делается на выразительном силуэте (рис. 14).

Для другого мотива можно выбрать линеарное решение контурная линия может быть одной толщины, а может быть и более свободной, живописной, или может представлять собой ряд мелких точек, штрихов, мазков (рис. 15).

В третьем мотиве акцент сделать на орнаментальной разработке формы (рис. 16-17). При переработке силуэта и орнамента животного или птицы необходимо стараться, чтобы доминировал дин из них. При выразительном силуэте орнамент может быть более сложным, или сам орнамент может читаться более четко, чем силуэт животного или птицы.

В декоративном искусстве правдивость в изображении может сочетаться с элементами мифическими. В результате мотивы приобретают черты сказочности, фантастичности. Выполнить изображения на формате АЗ. Материал: тушь, гуашь.

Рис. 9. Линеарная и пятновая трактовка мотивов.

Рис. 10. Геометризация форм.

Рис.13. Орнамент из стилизованных мотивов.

Рис. 14. Силуэт.

Задание 5. СТИЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ФОРМ

Декоративный натюрморт

В качестве мотивов могут использоваться не только формы флоры и фауны, но и предметные формы. При выполнении этого задания большую роль играет преобразование пространственной среды в плоскостную, сознательный отказ от передачи пространственных характеристик и перспективных сокращений, передачи объема. Предметы, составляющие натюрморт, могут более активно переосмысливаться и трансформироваться художником, поскольку предметы в натюрморте психологически легче видоизменять по сравнению с объектами растительного и животного мира. Предметы в декоративном натюрморте могут менять размеры, крупные можно сделать мелкими и, наоборот, можно, произвольно изменять количественный состав предметов, вводить новые, можно изменять место расположения, форму, цвет, то есть необходимо творчески интерпретировать и трансформировать предметы. Декоративности будет способствовать условно-плоский характер изображения, поэтому один из вариантов работы над натюрмортом предусматривает аппликативную трактовку. Другой вариант - разработка натюрморта в графике.

Каждая композиция выполняется в размере не более 15 см по большой стороне. Материал: черная тушь, гуашь (рис. 18-20).

Рис. 15. Линеарная трактовка мотивов.

Рис. 17. Линеарная и пятновая трактовка мотивов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных

изделий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.

2. Московская школа дизайна: Опыт подготовки дизайнеров в МВХПУ.

М.:ВНИИТЭ,1991.

3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его

преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 2002.

4. Трансформация природных форм в орнаментальные мотивы. / Сост.

В.Н.Козлов, Т.А.Журавлева, С.А.Малахова, М.Сильвицки: Учебное

пособие. - М.: Московский текстильный институт, 1980.

5. Художественное оформление текстильных изделий. / С.А.Малахова,

Т.А.Журавлева, В.Н.Козлов и др. - М.: Легпромбытиздат, 1988.

6. Чернышев О.В. Формальная композиция. - Минск: Харвест, 1999.

В качестве иллюстраций использованы работы студентов Намского педагогического колледжа технологии и дизайна Республики Саха (Якутия).



Рассказать друзьям