Суздаль. Спасо-Евфимиев монастырь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Спасо-Евфимиевский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Спасо-Евфимиевский монастырь был возведен в Суздале в середине 14 века как оборонительное сооружение. Крепкие стены обители сохранились и до наших дней, а вместе с ними и целый комплекс сооружений, которые заинтересуют любого туриста. Начнем со Спасо-Преображенского собора, относящегося, по мнению историков, к 16 веку. Храм, несмотря на минувшие столетия, в хорошем состоянии, в частности, нетронутым временем остались его знаменитые фрески и росписи стен.

Сейчас Спасо-Евфимиевский монастырь недействующий и служит в основном на благо туристам как музейный комплекс.

Недалеко от собора можно увидеть еще три храма, которые также входят в ансамбль Спасо-Евфимиевского монастыря Суздаля. Это Благовещенская надвратная церковь, Никольский храм и Успенская трапезная церковь. Их можно осмотреть наравне со Спасо-Преображенским собором.

Сейчас Спасо-Евфимиевский монастырь недействующий и служит в основном на благо туристам как музейный комплекс. Тем не менее каждый час посетители обители могут услышать перезвон, издаваемый звонарями колокольни. К слову, на башне установлены и старинные часы.

При желании в Спасо-Евфимиевском монастыре можно посетить и тюремный замок. В этом остроге содержались сначала неугодные Екатерине II арестанты, а при советской власти - политзаключенные и немецкие военнопленные.

В ходе экскурсии по Спасо-Евфимиевскому монастырю не пропустите склеп князя Михаила Пожарского, действительно покоящегося здесь. А посетить обитель можно каждый день с 10:00 до 18:00, за исключением понедельника и последнего четверга месяца. Кстати, вход на территорию Спасо-Евфимиевского монастыря платный.

Адрес: Суздаль, ул.3-я Интернационала

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Добавить отзыв

Следить

Другие достопримечательности рядом

  • Где остановиться: для радиальных экскурсий по области удобнее всего остановиться непосредственно во Владимире , как вариант - в Суздале . В поисках природы и уединения - в одном из санаториев, пансионатов или гостиниц Владимирской области .
  • Что посмотреть: Карачарово - родину Ильи Муромца, а также близлежащий Муром с его чудесными монастырями и храмами. Стоит увидеть Свято-Боголюбский женский монастырь в Боголюбово и расположенную неподалеку стройную церковь Покрова на Нерли. Город мастеров Мстёру , мощные стены монастыря в Юрьев-Польском , старинный и миниатюрный Александров и его слободу, город-игрушку и гордость Золотого кольца -

Спасо-Евфимиев монастырь

Вид на Спасо-Евфимиев монастырь. Фотография Прокудина-Горского, 1912 год.




Спасо-Евфимиев мужской монастырь Суздаля

Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Князь оставил по себе добрую память своим благочестием и набожностью. С великим уважением относился он к иноческому чину и с готовностью жертвовал монастырям все для них нужное. Бывая в Нижнем Новгороде, он посещал Печерскую Вознесенскую обитель, приходил к преподобному за благословением, подолгу вел с ним душеполезные беседы и удовлетворял нужды братии. Питая любовь к своему родному Суздалю и радея о его духовных пользах, князь Борис ок. 1351 г. пришел к мысли создать там новый общежительный монастырь. На это дело он и испрашивал у преподобного Дионисия его благословения.
В одну из бесед князь просил у святого Дионисия благословения и содействия в устройстве общежительного монастыря в Суздале. «Я имею сердечное желание, если поможет Бог по твоим молитвам, создать каменную церковь во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь Его честного и боголепного Преображения. Хочу и обитель духовную устроить, на упокоение братии, и общежительный монастырь. Благослови же меня, отче святый, и помолись Богу. И пошли мне из своей обители одного из твоих учеников, кто был бы благопотребен на то Божие дело, на создание храма Господня и на устройство монастыря».

Дионисий отвечал: «Благочестивый княже! Если мы желаем сделать доброе дело, то Господь Бог - помощник. Он и будет руководителем в твоем благом и спасительном начинании и направлять твои стопы идти непреткновенно на благочестие».
Сотворив молитву, Дионисий дал князю благословение и целование и отпустил с миром. Князь Борис, обрадованный сочувствием и молитвами преподобного, возвратился в Суздаль и немедленно стал готовить материал и все нужное для построек.
Исполняя просьбу князя, Дионисий делает выбор среди своих учеников; но при этом принимает решение послать их не только в Суздаль, а и в другие места для служения Церкви, утверждения веры и благочестия, распространения монашества. Созвав братию обители, он избирает среди нее 12 иноков, наиболее твердых и ревностных в делах благочестия. Среди них были преподобный Евфимий, преподобный Макарий (память 25 июля/7 августа). Сотворив молитву и благословив учеников, Дионисий посылает их в верхние и нижние страны, куда каждому укажет Бог. Послушные ученики с радостью отправились в путь по своему желанию.

Только преподобный Евфимий получил поручение идти в точно указанное место, именно в Суздаль, к князю Борису. Он был еще молод, имея отроду около 36 лет, но богатый опытом настоятель усматривал в нем духовную зрелость, какая не всегда бывает и в преклонных летах. Тем не менее, сам преподобный Евфимий считал возлагаемое на него поручение свыше сил своих. Тяжело ему было расстаться и с своим духовным отцом, которого он много любил и в руководстве которого чувствовал нужду. И он пытается отклонить возлагаемое на него дело. На коленях и со слезами Евфимий умолял преподобного Дионисия: «Господине и отче, не оставь меня сирым; не отлучай меня от твоего преподобия, чтобы не быть мне пришельцем на чужой земле». Дионисий отвечал: «Чадо о Христе духовное, Господня земля и что наполняет ее (Пс. 23, 1). Не впади же в ров преслушания, но будь послушен о Христе. Иди с Богом в путь свой, радуяся, а не скорбя. Если мы и разлучимся телом, то духом и молитвами будем неразлучны». Так ободрял старец своего ученика и в утешение открыл ему, что Бог и его наградит даром прозорливости. Ибо преподобный Дионисий сам обладал этим даром, теперь, созерцая грядущие судьбы Суздальско-Нижегородского княжества и самого Нижнего Новгорода, он с глубокой скорбью и слезами поведал Евфимию: «Ради грехов наших и за умножение беззаконий в грядущие времена, после нашего отшествия к Богу, будет запустение граду сему; а святым Божиим церквам и монастырям разорение от поганых и безбожных агарян».
Заканчивая свое напутствие, Дионисий предупреждает преподобного Евфимия об ожидающей его в Суздале встрече. «Итак, чадо, не унывай, а иди, и Бог будет тебе хранителем и помощником на всякое доброе дело. Когда же дойдешь до богоспасаемого града Суздаля и будешь в преславном храме Пресвятой Богородицы, то увидишь там священного епископа Суздальского».
Вероятно, Дионисий успокаивал своего ученика тем, что его путешествие в Суздаль состоится по княжескому соизволению, и он может ожидать со стороны князя и епископа благосклонной встречи, покровительства и поддержки. Простившись со своим духовным отцом, напутствуемый его благословением и молитвой, преподобный Евфимий отправился в путь. Бог хранил его в дороге, и его путешествие было благополучно. Хотя прямой целью путешествия был Суздаль, однако святой Евфимий свято помнил тот завет, с каким преподобный Дионисий отпускал в путь своих учеников. Поэтому еще по дороге в Суздаль он, в согласии с волей учителя, предпринимает построение храма и учреждение новой обители.

Не дойдя верст пять до города Гороховца, он встретил место, которое ему очень понравилось. Здесь было озеро, окруженное густым и диким бором, с непроходимыми чащами и прекрасными видами. В одном месте лесной берег полуостровом вдался в озеро. Здесь и решил преподобный Евфимий построить церковь во имя святого Василия Великого, епископа Кесарийского, а при церкви основать общежительный монастырь.

Прибыв, наконец, в Суздаль, Евфимий вошел, как говорил ему Дионисий, в храм Пресвятой Богородицы, встретил здесь владыку Суздальского, попросил у него благословение и, вероятно, сообщил, ради какого дела игумен Нижегородского Печерского монастыря отправил его в стольный город Суздаль. Епископ ласково его принял, ввел в свой дом и имел с ним продолжительную беседу.
Вскоре прибыл отсутствовавший князь Борис Константинович. Преподобный Евфимий явился к нему и был принят с великою честью и радостью, как давно жданный гость. Затем оба они, князь и преподобный, отправились к епископу, и здесь Борис Константинович передал владыке свои намерения. Он рассказал о подвижнической жизни Дионисия Печерского, о полученном от него благословении на построение храма и обители, и указал в преподобном Евфимии будущего настоятеля, избранного не волей князя, а указанием Печерского игумена. Епископ одобрил намерение князя: «То, что ты начал, княже, - сказал он, - делай без колебаний. Ты видишь доброе начало; будем ждать от Бога и благоприятного конца. Ты принял молитву и благословение прозорливого старца; а ныне он послал и благопослушного ученика, трудоположника Евфимия, способного, с Божьей помощью, начать дело, потрудиться над ним и закончить его». Князь встал, поклонился епископу и попросил немедля идти выбрать с ним место для монастыря.

Взяли они с собой преподобного Евфимия и двинулись к северу, вверх по реке Каменке, на которой стоит Суздаль. На берегу этой реки, неподалеку от города, они выбрали ровную возвышенность, с которой открывались приятные виды во все стороны. Помолившись Богу об этом, они и решили быть здесь храму и обители. Весть очень скоро разнеслась по всему городу и привлекла множество народа. Собрались суздальские князья, бояре, духовенство, иноки и миряне. В присутствии этого многочисленного собрания епископ совершил молебствие, благословил место и прочитал освятительную молитву. Потом водрузил крест там, где должен стоять престол, а князь приказал свозить камни и известь и тотчас начинать работы. Он сам своими руками заложил храм. Взяв мотыгу, начал он рыть ров; ему помогали и присутствовавшие вельможи. Немедленно затем было положено основание, причем будущий храм был наречен в честь Господня , и стали строить стены.

Преподобный Евфимий позаботился о приготовлении себе и места вечного упокоения. Испросив благословение у епископа, он собственными руками отесал три камня и устроил из них себе гробницу около стены, у северных врат, неподалеку от святого жертвенника, где впоследствии и было положено его многотрудное тело.
Построение храма шло успешно, с помощью Божией; рвением святого Евфимия храм вскоре был закончен. Это было в 1352 г. Своей красотой и благолепием храм вызывал изумление; его называли земным небом и его построению радовались не только жители Суздаля, но и всех окрестных земель. Князь Борис не пощадил средств на благоустройство, украсил его многочисленными и прекрасными иконами, снабдил богослужебными книгами и утварью и с великим торжеством храм был освящен епископом суздальским.
Вскоре преподобный Евфимий, до сих пор бывший рядовым иноком, получает посвящение в диакона, потом в пресвитера и, наконец, поставляется архимандритом основываемого монастыря.
Обитель преподобного Евфимия разрасталась. Число братии увеличивалось, и являлась нужда в расширении обители. Преподобный Евфимий принял намерение создать еще большую новую церковь. Испросив благословение епископа, он приступает к построению теплого каменного храма, который был благополучно завершен и освящен во имя святого Иоанна, списателя Лествицы . К храму была пристроена каменная же трапеза, достаточно обширная, в которой братия могли бы собираться на духовные беседы, молитву и для трапезования. Под трапезой устроили и пекарню.
На некоторое время теснота была устранена. Но жаждущих принять иноческий образ и вести жизнь в стенах обители под руководством святого Евфимия становилось все больше и больше. В конце концов число братии достигло до трехсот, и недавно отстроенная каменная трапезная оказывалась уже недостаточно просторной. Требовались новые помещения, и ревностный настоятель приступает к построению третьего храма во имя святителя Николая Чудотворца . Храм был деревянный, рядом с ним - обширная тоже деревянная трапезная с каменным погребом под нею. Никольская церковь получила название «больничной», очевидно потому, что при ней находились келлии для болеющих иноков, а также, вероятно и для посторонних. Теперь обитель была снабжена всем нужным и могла существовать безбедно.
По преданию, святой Евфимий собственноручно выкопал колодезь, из которого снабжался его монастырь. Заботы преподобного настоятеля никогда не ограничивались одним внешним благосостоянием обители. Еще больше внимания уделял он внутренней, духовной жизни братии и, как неусыпный страж, всегда наблюдал за поведением иноков и их преуспеянием в благочестии. Пастырь добрый, он верно пас свое стадо, не жалея своих трудов, и его ревностный надзор, мудрое руководство и собственный пример насадили в обители благочестие и укрепили благочиние. Безропотно братия оказывали послушания своему благочестивому и мудрому настоятелю, охотно исполняли монастырские работы, посещали богослужение и общие молитвы. Мир и любовь царили между иноками, они вели целомудренную и трезвую жизнь и свято соблюдали обет нестяжательности. Святой Евфимий строго наблюдал, чтобы в обители не было частной собственности: в ней все было общим, все принадлежало всем, и строгая епитимия налагалась на того, кто пытался что-нибудь тайно удержать у себя, как личное имущество.

Авраамий - 2-й архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря.

7 июля 1445 г. у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском, под командованием казанских царевичей - Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в которой Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен.
В 1445 г. монастырь был разорен татарами.

Спасо-Преображенский собор

В 1501 г., при архимандрите Константине произошел пожар всего монастыря. Это несчастье сильно угнетало начальника обители мыслью, что святой Евфимий покарал монастырь за какое-нибудь нарушение устава, завещанного угодником Божиим. Но один инок успокоил Константина рассказом, что видел во сне явление преподобного, поведавшего о полной неповинности архимандрита. Слышав это, повеселел сердцем архимандрит и бодро возводил постройку келлии на деньги доброхотных дателей на погорелую обитель. В этих трудах и заботах он и скончался. Его место заступил архимандрит Кирилл (позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским), бывший иноком в той же обители прп. Евфимия.
4 июля 1507 г. при строительстве нового монастырского собора были обретены мощи Евфимия, объявленные нетленными.
Архимандрит Кирилл был муж рассудительный в иноческих и мирских делах и впоследствии занимал Ростовскую архиепископскую кафедру. С великою ревностью заботился он о поддержании благоустройства монастырского. И пришла ему благая мысль: перестроить старый каменный храм во имя Преображения Господня, основанный еще святым Евфимием. Посоветовался архимандрит с братией, и нашли они, что прежний храм и ветх, и тесен. Решили, с помощью Божией, воздвигнуть церковь больших размеров. Приступили к работам и, когда копали ров с правой стороны, нашли гроб, обложенный тремя камнями и покрытый сверху досками. Рабочие сообщили об этом настоятелю.
Архимандрит Кирилл повелел ударить в било, и собрались братия, радуясь великой радостью. Настоятель же поспешил к епископу Нифонту и рассказал о случившемся. Епископ прославил премудрость и милость Божию и, прибыв в монастырь с собором духовенства и иноков, поклонился гробу блаженного. Воздав хвалу Богу, прославляющему преподобных Своих, открыли гроб и увидели лицо святого Евфимия. Оно было светло; тело нисколько не изменилось, а одежды были как будто вчера надеты. Облобызав мощи, снова покрыли гроб досками и, совершив отпевание, поставили в храме Преображения у стены, на том месте, где они почивают и теперь, устроив над гробом каменную раку.

Новая каменная Спасская церковь была отстроена на месте сгоревшей деревянной церкви Спаса Преображения, и освящена в 1511 г.
Это была маленькая бесстолпная церковь - древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря, возведённое над могилой его основателя игумена Евфимия.
С 1572 г. - настоятель Спасо-Евфимиева монастыря.
В 1594 г. к этой церкви было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (придел расположен с юго-восточной стороны собора) пятиглавого Спасо-Преображенского собора.






Спасо-Преображенский собор

С 1605 г. - архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря.


Кандило. Вклад келаря Спасо-Евфимиева монастыря Игнатия. 1690-е гг.

Стены и башни монастыря

Территория монастыря окружена крепостными стенами с двенадцатью мощными башнями, бойницами и амбразурами. Каменные стены были возведены в 1660 -1664 гг. вместо более старых деревянных, их протяжённость составляет 1160 м.
Все сооружение построено с расчетом на ведение оборонительного боя: со стороны реки - естественного укрепления - стены ниже, с южной стороны (ул. Ленина) - наоборот, значительно выше. В стенах прорезаны бойницы и машикули (отверстия для навесного боя). Все двенадцать башен также снабжены бойницами для различных видов боя: дальнего, навесного и подошвенного.
Все башни монастыря, кроме явно выделяющейся Проездной (Входной), имеют круглое сечение.


Суздаль. Ограда Спасо-Евфимиевского монастыря. Кон. XIX – нач. XX вв. Фотография А.А. Соболева. г. Суздаль.

Суздаль. Вид на въездную (главную) башню Спасо-Евфимиева монастыря с юга. Нач. XX в. Фотография А.А. Соболева.


Входная башня


Входная башня

Входная башня высотой в 22 метра сложена из красного кирпича, а её массивный прямоугольный объём прорезан двумя проездными арками, над которыми располагаются киоты. Нижняя часть башни отличается строгостью, а её верхний ярус богато отделан кирпичными наличниками, карнизами, поясками - декоративными элементами русского узорочья. Венчает башню четырехскатная крыша. В эту крышу в XVIII в. ударила молния. Долгие годы башня кое-как поддерживалась и укреплялась, но в середине XIX века угроза её падения была столь велика, что проход под ней был запрещён, - въезд и вход в Спасский монастырь осуществлялся с восточной стороны, через специально устроенные для этой цели ворота в монастырской ограде. И купец Алексей Васильевич Жинкин объявил, что «по усердию и благословению церковному желал принять на себя исправление большой башни за половинную против составленной в 1856 году сметы сумму, а именно за 2500 рублей». Помогал ему в этом благом деле владимирский епархиальный архитектор Николай Артлебен. В 1862 году необходимые работы были проведены, а именно: связали башню по наружным стенам и внутри, в 3 ярусах, полосным железом, пробрали кирпичом трещины, оштукатурили и побелили стены (покраска с применением красного колера появилась на стенах и башнях Спасо-Евфимиева монастыря позднее). Так было спасено это величественное сооружение. Купец Алексей Васильевич, спустя примерно десять лет после этого случая, разорился.
В советское время она использовалась в качестве водонапорной башни, отчего тоже изрядно пострадали её стены и своды. В начале 1980-х годов было проведено серьёзное инженерное укрепление и реставрация входной 12-метровой башни.
В ее массивном прямоугольном в плане объеме проделаны две проездные арки, в которых сейчас располагаются книжная лавка и билетная касса музея.




Общий вид Спасо-Евфимиевского монастыря. Рисунок, сделанный с литографии 1861 г.

Выставка «Суздаль в кино»


Суздаль не случайно часто называют русским Голливудом. Сохранившееся архитектурное наследие и колоритная фактура древнерусского города позволяют снимать исторические фильмы почти без декораций. В Суздале снято около 80 художественных фильмов! Древние улицы, старинные дома, храмы, монастырские стены становятся замечательной натурой для кинокартин.
Маленький Суздаль видел множество знаменитых актеров, режиссёров, операторов. Жители города были не только свидетелями, но и участниками съемок многих известнейших фильмов.
Первая киноэкспедиция прибыла в город в 1964 году. Режиссёр В. Басов снимал одноимённый фильм по повести А.С. Пушкина «Метель». В том же году в Суздале проходили съёмки фильма «Женитьба Бальзаминова» (режиссёр К. Воинов), в этой картине Суздаль «сыграл» одну из главных ролей.
«Андрей Рублёв» А. Тарковского (1965), «Тема» Г. Панфилова (1979), «Юность Петра» С. Герасимова (1980), «Мёртвые души» М. Швейцера (1983), «Князь Серебряный» Г. Васильева (1990), «Царь» П. Лунгина (2008), «Раскол» Н. Досталя (2010) и ещё многие, многие известные советскими российские фильмы рождались в нашем городе. Суздаль вдохновлял и помогал режиссёрам, операторам и актёрам успешно решать свои творческие задачи.
На выставке представлены материалы из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника, посвящённые кинематографической истории Суздаля XX и XXI веков.
Весной 2008 года в Суздале снимался фильм «Царь». Кинокартина режиссёра Павла Лунгина повествует о двух годах из жизни русского царя Ивана Грозного, его взаимоотношениях с митрополитом Московским Филиппом. В картине снялись известные актёры: Олег Янковский (митрополит Филипп), для которого этот фильм стал последним, Пётр Мамонов (Иван Грозный), Александр Домогаров (Алексей Басманов), Иван Охлобыстин (шут), Алексей Макаров (Колычев). Съёмки фильма проходили в Суздальском кремле, в Спасо-Евфимиевом монастыре и в других местах города Суздаля. В надвратной башне монастыря для фильма были построены декорации «Пыточной Малюты Скуратова», оставленные после окончания съёмок Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Российская премьера фильма состоялась 4 ноября 2009 года. В 2010 году фильм «Царь» стал обладателем премии «Ника» в номинациях «Лучшая работа художника» (Сергей Иванов) и «Лучшая мужская роль» (Олег Янковский).






Экспозиция в крепостной башне.



«Суздалем я очаровался. Такую древнюю Русь я встретил впервые. Маленький город, городок. Ну где я найду такие домики?! Здесь есть синтез русской старины». Б. Поремба, кинорежисер.

В 1964 году режиссёр Константин Воинов в Суздале снимает художественный фильм «Женитьба Бальзаминова», ставший по праву одной из лучших советских сатирических комедий. В съёмках участвовали знаменитые актёры: Георгий Вицин, Нонна Мордюкова, Лидия Смирнова, Надежда Румянцева, Инна Макарова, Ролан Быков, Людмила Шагалова. Фильм, снятый по произведениям А.Н. Островского, представляет жизнь Москвы XIX века. В картине узнаваемы многие уголки города Суздаля: кремлёвские валы, торговые ряды и Торговая площадь, центральная улица и Преподобенская колокольня Ризположенского монастыря. А деревянный дом Мишеньки Бальзаминова на улице Старой становится с тех пор городской достопримечательностью.

«Выбор Суздаля в качестве натуры идет не только из деловых посылов, но и просто от серца. Город одновременно близок и к природе, и к истории» К. Бромберг, кинорежисер.






Угловая башня

Угловая башня ограды Спасо-Евфимиева монастыря. Кон. XIX - нач. XX вв. Фотография А.А. Соболева.

Восточная башня

Северо-восточная угловая башня

Северные башни


Северные проездные ворота


Северо-западная угловая башня



Восточная крепостная стена


Крепостная стена Спасо-Евфимиева монастыря. Фотография Прокудина-Горского, 1912 год.


Юго-западная угловая башня

Обращённые к городу башни восточной стены имеют более простой декор и украшены только зубцами и широкими лопатками; ещё проще отделка башен западной стены, смотрящей на Каменку. Несмотря на свою мощь, стены монастыря никогда не выполняли свою оборонительную функцию.

В ХХ в. состояние построек стало критическим: произошло глубинное разрушение контрфорсов, образовались трещины и отклонение стен. В 2003 г. по инициативе Владимиро-Суздальского музея-заповедника согласно Федеральной инвестиционной программе началась крупномасштабная реставрация. Генеральный подрядчик - Региональный инженерный центр (г. Владимир) произвёл укрепление стен и башен с применением новейших технологий: в фундамент для заполнения пустот закачивался под давлением специальный раствор, в стенах были установлены металлические связи. Фирма «Русская реставрация» (г. Москва) восстановила шатровые завершения башен, галереи боевых ходов, произвела кирпичную кладку стен, а также их отделочную обмазку.

Благовещенская надвратная церковь


Благовещенская надвратная церковь. Фотография Прокудина-Горского, 1912 год.


Благовещенская надвратная церковь

Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI - XVII вв., после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен.
В Благовещенской надвратной церкви расположена экспозиция «Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский» Владимиро-Суздальского музея-заповедника.














Интерьер Благовещенской церкви



Благовещенская церковь

Звонница


Суздаль. Звонница Спасо-Евфимиевского монастыря. Нач. XX в. Фотография А.А. Соболева.


Звонница монастыря состоит из нескольких построенных в разное время зданий - девятигранной столпообразной Рождества Иоанна Предтечи нач. XVI в. и разнообразно декорированной трёхпролетной галереи звонов XVI - XVII вв. Церковь и галерея соединены башенкой-часозвоней, где размещены часы с боем.
Монастырские колокола XVI в. не сохранились: они были отправлены в переплавку в 1930-ых гг. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день.


Колокола на звоннице




Звонница

Столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи


Колокол, 1561 г. Вклад в Спасо-Евфимиев монастырь князя В.И. Борбошина. Находился на колокольне Спасо-Евфимиева монастыря, был сброшен с колокольни в 1932 г.


Киворий

Успенская трапезная церковь

Успенская трапезная церковь , сооруженная в последней четв. XVI в., расположена перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы.

Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников. Мощная апсида украшена лопатками и килевидными арочками, с восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой.
29 сентября 1868 г. освящен при Успенском храме придел в честь Рождества Св. Пророка Иоанна Предтечи .




Трапезная палата

С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную трапезную палату , покрытую тесовой кровлей. Нижний этаж трапезной палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, в верхнем помещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.



Архимандритский корпус

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII в. - Архимандритский корпус , возведённый между 1628 и 1660 гг. Это двухэтажное Г-образное здание украшено крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы. Корпус возводился как казённое здание, но примерно с кон. XVIII в. в нём проживал архимандрит монастыря.
В 1971 - 1981 гг. звонница, Успенская трапезная церковь и Архимандритский корпус подверглись комплексной реставрации. Была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и форма памятников, воссозданы своды, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В 2001 - 2008 гг. реставрационные работы были продолжены. Теперь приходилось бороться деформацией фундамента и стен, ведущей к образованию трещин и угрожающей полным разрушением сооружений. Для спасения зданий был применён комплекс мер по инженерному укреплению, включавший установку анкеров в фундамент и стены Архимандритского корпуса и звонницы. В 2008 г. была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства её составных частей, а также восстановлены куранты. Был произведён ремонт фасадов Успенской трапезной церкви с Диомидовском приделом, покрытия закомар и главок выполнены из меди, а в её кровле использован биметалл.
С 1650 по 1654 гг. архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был , будущий Патриарх Московский и всея Руси.
Дело об обидах от преосвященного (епископа Рязанского Гавриила) Муромскому духовенству, вместе с прочими делами 4 июля 1729 г. отдано определенному для следствия об оном епископе архимандриту Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря Питириму. Питирим был отправлен в Рязань для расследования.
«По доношению епископа Рязанского Гавриила, о противозаконных проступках архимандрита Суздальского Спаса-Евфимиева монастыря Питирима и генерала-майора Максима Грекова. 19 февраля - 18 сентября 1730 года.
В доношении преосвященный излагал, что он, указом 1 января 1729 года, был вызван в Москву по доносу на него распопы Ивана Федорова, назвавшегося дьячком села Букрина Пронского уезда Рязанской епархии, а 2 мая 1729 года следователями по делу о нем, епископе, назначены Спасо-Евфимиевский архимандрит Питирим и генерал-майор Максим Греков; генерал Греков с женою, детьми, племянниками, со всею своею фамилией и с служителями поселился в архиерейском дворе, называемом Богородицком,- канцелярию свою учинил в построенных для учения школьников хоромах, а канцеляристов и имеющихся колодников - на дворах служителей архиерейских; от долговременного пребывания такого множества людей и «собак охочих» архиерейскому двору учинился немалый убыток и повреждение и превеликое изнурение в кормовых и конских заводах, в конюшенных припасах и в прочих домовых вещах; домовые его брали взятки с крестьян, а он, Греков, под страхом наказания, требовал от крестьян челобитных на епископа; в прудах архиерейского дома Греков выловил рыбу, в вотчинах забирал лошадей и за неотдачу бил смертно прикащиков; архимандрит Питирим держал из архиерейского дома необыкновенные расходы и не воспрещал ни в чем Грекову, а следствие они производили с 14 августа до 21 декабря 1729 года, по отбытии же своем оставили в Рязани свою команду для окончательного разорения архиерейского двора.
По определению Святейшего Синода 19 февраля 1730 г., с доношения епископа Гавриила снята копии и отправлена в Высокий Сенат для рассмотрения о генерале Грекове, архимандрит же Питирим вызван для ответа в Москву.
На допросе архимандрит Питирим показал, что при производстве следствия он во всем поступал по данной ему инструкции и расходы держал обыкновенные: на пропитание и в почесть на дорогу давали ему свежую рыбу, раков, грибы грузди, лук, калачи, коренной рыбы белужины 16 звен в 1 пуд 39 ф., 2 башки и тешку без весу, а 4 тешки в 7 фунтов, уксус, молоко, масло, 1 ф. тиману и 1 ф. без четверти перцу и инбирю, 2 ведра капусты, 100 свечей сальных; служителям – 11 баранов, 2 гуся, 2 утки, 2 русских курицы, 17 живностей, 2 п. 3 ф. ветчины, туша свинины, 4 п. 2 ф. говядины, 1 рубль денег; 467 ведер разных напитков не принято, а дано для гостей 3 четверти водки, 3 четверти простого вина, 3 четверти вишневки, 1 ¼ ведро вареного меду и пива пшеничного по оловянной кружке (меньше четвертной) на день, а служителям по воскресным дням по осьмушной стклянке вина и по ½ ведра братского пива; 7 фунт. меду сырца (а не 2 п. 14 ф.) для болящих и 1 3/8 (а не 3 ¾) ведра конопляного масла; хлебных припасов архимандриту по 2 пшеничных булки (величиной против Рязанского денежного калача), а служителям - печеными участками по одному на день (а не 81 четверть 3 четверика), солод, крупа, мука, пшено, горох, толокно, коровья масла 23 ½ фунта и 555 яиц; 6 лошадям давалось ежедневно тоже, что и домовым архиерейским (а не 74 четверти овса); о глиняной и деревянной посуде, мыле н нитках не помнит, но 2-х глиняных чернильниц не было, были 2 глиняных кувшина, песочница и чернильница жестяная - и те оставлены в Рязани; служителям кожа на починку сапогов и башмаков, 10 батогов укладу на починку топора и ножа, 23 ф. железа на починку коляски, ведро дегтю на колеса и 2 подковы; смотреть же за поступками генерала Грекова ему, архимандриту, было невозможно, тем более что Греков ему не подчинен. 19 марта архимандрит Питирим, ради наступавших страстной и светлой недель, уволен был в монастырь.
Дальнейших сведений в деле нет».
Иоасаф 3 июля 1791 г. был произведен во архимандрита Спасо-Евфимиева монастыря. В 1797 г. 22 июня назначен в ставропигиальный Спасопреображенский пермский монастырь, несмотря на просьбу об увольнении на покой по болезни. Он не послушался указа Синода, заявил решительно, что по болезни не может продолжать настоятельства и в ноябре 1797 г. был уволен.

Братский корпус

Еще одна допетровская постройка монастыря - Братский корпус , построенный примерно в то же время, что и Архимандритский корпус. Это Г-образное двухэтажное здание, идущее параллельно восточной стене монастыря, было предназначено для монашеских кельей. Согласно исследованиям И. А. Столетова, самыми ранними постройками, датированными первой половиной XVII в., являются южная часть здания и весь первый этаж. Главное украшение здания - оконные наличники с кокошниками.





Братский корпус

Никольская церковь

Никольская церковь с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами была возведена в 1669 г. в северо-восточной части монастыря. Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами, простые фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками.


Никольская церковь

Никольская церковь реставрировалась в 1968 - 1974 и 1999 - 2006 гг. В первый период была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и архитектурная форма здания, воссозданы своды, барабан с главкой, двухэтажная паперть, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В нач. XXI в. была заменена деревянная кровля на основном объёме церкви и её алтарной части, выполнена работы в интерьере и произведена вычинка кирпичной кладки и обмазка фасадов.




Никольская церковь

Мавзолей Дмитрия Пожарского

Национальный герой России был похоронен в 1642 г. в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля.
Из метрической книги монастыря за 1660 год можно узнать, что в монастыре была сооружена часовня-палатка родителей, построенная общими усилиями двоюродных братьев - князей Петра Никитича Хованского и Иоанна Дмитриевича Пожарского (сына полководца). Однако столетием позже архимандрит монастыря Ефрем распорядился разрушить часовню, а камень употребить на нужды обители, что и было сделано в 1765-1766 гг.
К кон. ХVII в. усыпальница оказалась заброшенной - некому было заботиться о могилах предков. И в 1765 - 1766 гг. по приказу архимандрита Ефрема усыпальницу «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты сняли и употребили на церковные строения. Фундаменты «палатки» были видны еще в начале ХIХ в. Несколько надгробий из разоренной усыпальницы было обнаружено на территории монастыря во второй половине ХIХ в. Еще шесть плит нашли при реставрации западной монастырской стены в 1988 - 1989 гг. Сейчас они экспонируются в музее.
В 1839 году в Спасо-Евфимиевом монастыре было найдено .
Чтобы вновь обрести могилу Пожарского, летом 1851 г. археолог граф по поручению министра внутренних дел проводит раскопки на территории Спасо-Евфимиева монастыря к востоку от апсид Спасо-Преображенского собора. Там он обнаруживает «бутовые стены какой-то усыпальницы», в которой в три ряда стояли кирпичные склепы и каменные гробницы. См. .
Работы по строительству мавзолея были начаты по решению императора Александра II в 1858 г. на добровольные пожертвования, собранные по всей стране.
Закладной камень был заложен настоятелем монастыря архимандритом Илларионом в июле 1863 г.
состоялась 2 июня 1885 г. Памятник-часовня был сооружён по проекту архитектора А.М. Горностаева.



Суздаль. Мавзолей над местом захоронения Д.М. Пожарского в Суздальском Спасо-Евфимьеве монастыре. Нач. XХ в. Фотография А.А. Соболева. г. Суздаль.

В 1933 г. памятник был разрушен - в монастыре обосновалась тюрьма для политзаключённых


Памятник-часовня


Тюрьма в монастыре


Двор тюремного корпуса


Мемориальная плита в Тюремном замке

По распоряжению Екатерины II в 1766 г. в монастыре была учреждена тюрьма.
4 сентября 1804 года вожак скопчества камергер Еленский был сослан в Спасо-Евфимиев монастырь.
В 1820 году в Спасский монастырь был сослан из С.-Петербурга вожак скопчества Кондратий Селиванов (см. ).


Общий вид Спасо-Евфимиева монастыря. Рисунок XIX века.

3 ноября 1867 г., по указу Святейшего Синода, определен настоятелем Спасо-Евфимиева монастыря.
3 июня 1883 г. о. архимандрит (1829 - 1895) указом Св. Синода, согласно просьбе, по расстроенному здоровью, был уволен от должности с сохранением получаемого классного по степени магистра богословия оклада и с помещением в один из монастырей Владимирской епархии: 5 лет он прожил в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.
(Чичагов) в течение пяти лет, начиная с 1899 г., когда он был возведен в сан архимандрита, и по 1904 г. (включительно), являлся настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.
(1831-1911) - настоятель Спасо-Евфимиева монастыря (1906 – 1911).
1 мая 1915 года был переведен на должность настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря.
23 апреля 1916 года Синод возвел о. Павла в епископа Суздальского. В 1917 и до 1921 года был настоятелем Спасо-Евфимиевского монастыря. По характеру он был человеком ответственным, проявлял деятельное участие в судьбах своих подопечных. епископ Павел проявлял отзывчивость к разъехавшимся из монастыря монахам.
В 1922-м г. по ходатайству епископа Суздальского Василия (Зуммера) Патриарх Московский и всея Руси Тихон возвел (Стасевича) в сан архимандрита и назначил его наместником Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.
В 1923 г. монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, снова получает статус тюрьмы.
В 1923 - 1939 гг. в монастырской тюрьме существовал политизолятор (затем - тюрьма особого назначения). В нём содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий, экономисты Н. Кондратьев, Л. Юровский, партийные и комсомольские деятели В. Невский, М. Рютин, Л. Шацкин, И. Смирнов.

Сейчас в тюремном корпусе находятся экспозиции посвящённые как истории заключенных царской России, так и узникам политизолятора советских времен.
См.

Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря




Спасо-Ефимиев монастырь был восстановлен и отреставрирован лучшими мастерами, и в 1968 г. монастырю был присвоен статус музея.

Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

экспозиции Спасо-Евфимиева монастыря: .

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Страницы: 1

До поездки в Суздаль часто доводилось слышать восторженные отзывы о двух самых главных достопримечательностях города, игнорирование которых является чуть ли не "преступлением": Суздальский Кремль и Спасо-Евфимиев монастырь. Сегодня отправимся в монастырь.


Монастырь этот находится на высоком берегу реки Каменка. Основан он был в 1352 году и главной его функцией была защита города от внешних врагов. Надо сказать, что сами стены были построены значительно позднее - в XVI-XVII веках, но и по сей день эти мощные оборонительные сооружения выглядят достаточно внушительно (общая протяженность 1200 метров, двенадцать башен с бойницами и амбразурами, удобное расположение). Всё это сделало монастырь сильнейшей крепостью Владимирской земли:

// wanderer-jan07.livejournal.com


О том, что стены крепости возводились именно для защиты, свидетельствуют не только бойницы, амбразуры и смотровые башни, но и степень укрепления, учитывающая рельеф местности: сторона стены, обращенная к реке, - невысока, а южная стена, упирающаяся в просторную равнину - существенно выше и толще. Вероятно, в такой крепости нуждались действующие власти того неспокойного времени, полного народных восстаний:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Вообще, есть время позволяет, рекомендую обойти монастырь вокруг, вдоль его стен. Оттуда зачастую открываются просто потрясающей красоты картины. Вот, например, вид на белоснежный женский Покровский монастырь, расположенный на другой стороне реки Каменки. Ощущение, что смотришь глазами крестьянина или купца века эдак XV-XVI. Ну или хотя бы фотографа Прокудина-Горского, бывавшего в этих местах в 1912 году. С тех пор практически ничего не изменилось:

// wanderer-jan07.livejournal.com


В сквере, перед входом в монастырь, установлен памятник суздальскому герою - Дмитрию Михайловичу Пожарскому, вставшему во главе народного ополчения 1612 года. За его спиной - Входная башня, единственная прямоугольной формы, и самая высокая - 22 метра. Там же касса:

// wanderer-jan07.livejournal.com


// wanderer-jan07.livejournal.com


Пройдя через Входную башню, мы попадаем во двор монастыря. И первое, что видим - Благовещенскую надвратную церковь, возведённую на рубеже XVI-XVII столетий. Изначально она служила главным входом в монастырь, однако после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Икона "Благовещение Пресвятой Богородицы" над входом Надвратной церкви:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Во внутреннем дворе всё цветёт и благоухает. Прямо на газоне расставлены скамейки. Видимо, периодически здесь проходят какие-то лекции или чтения прямо под открытым воздухом:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Повсюду, куда не кинь взгляд, возвышаются мощные башни монастыря:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Для удобства навигации на территории имеются указатели:

// wanderer-jan07.livejournal.com


И, наконец, подходим к центральному сооружению монастырского ансамбля - Спасо-Преображенскому собору, сооруженному в 1594 году. Он был построен в традициях древнейшей белокаменной архитектуры города Суздаля. Перед собором возвышается звонница очень непривычного вида - высокая и прямоугольная, не такая, как обычные колокольни:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Сразу после постройки он напоминал Рождественский собор Суздальского кремля, но в XVII веке его украсили наружной росписью, несколько видоизменив внешний облик. Интересно также то, что современный храм в настоящее время имеет более древнюю часть, чем он сам - это нынешний юго-восточный придел собора. Ранее являвшийся самостоятельной церковью - Спасской, возведённой в 1507-1511 годах над могилой первого игумена монастыря Евфимия Суздальского:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Центральная часть здания увенчана пятью барабанами с луковичными куполами. Ещё два купола поменьше завершают приделы собора:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Внутри так же красиво, как и снаружи. В соборе до наших дней сохранились уникальные фресковые росписи 1689 года выдающегося костромского иконописца Гурия Никитина:

// wanderer-jan07.livejournal.com


// wanderer-jan07.livejournal.com


Внутреннее пространство храма высокое и просторное, своды покоятся на четырех столпах:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Фрески роскошным красочным ковром покрывают стены, столпы и своды. Засиявшие после реставрации, они оставляют ощущение радости и духовного подъема:

// wanderer-jan07.livejournal.com


В сюжеты фресок включены портреты царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, а также великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо:

// wanderer-jan07.livejournal.com


// wanderer-jan07.livejournal.com


Благодаря исторической значимости и уникальному культурному значению, которое несёт в себе Спасо-Преображенский собор, он наряду с Рождественским собором Суздальского Кремля входит в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием "Белокаменные памятники Владимира и Суздаля":

// wanderer-jan07.livejournal.com


Снаружи, у стен соборного алтаря, в апреле 1642 года в родовой усыпальнице был похоронен национальный герой русского народа - Дмитрий Михайлович Пожарский. На месте захоронения лежит надгробная плита. Рядом - мемориальный крест:

// wanderer-jan07.livejournal.com


В 1858-1885 годах на месте могилы Пожарского, по проекту профессора Академии художеств А.М. Горностаева, на добровольные народные средства был сооружен резной мраморный мавзолей с мозаичными иконами и благодарственными надписями:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Нужно сказать, что то, что мы сегодня видим - это новодел, восстановленная копия прежнего мавзолея, варварски разрушенного коммунистами в 1933 году:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Тем не менее, получилось очень красиво. Посмотрите чего только стоит одна тяжелая бронзовая дверь в склеп:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Насколько искусна работа мастера! Рельеф "Минин и Пожар­ский" в верхней её части...

// wanderer-jan07.livejournal.com


И "Битва на Сретенке" в нижней:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Восстановленный мраморный склеп был торжественно открыт 4 ноября 2009 года - в День Народного единства, в присутствии тогдашнего президента России Дмитрия Медведева:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Но вернёмся к архитектурному ансамблю монастыря.

Рядом со Спасо-Преображенским собором находится редкий памятник русского зодчества - звонница XVI века. Занятно, что сначала это была простая церковь Иоанна Предтечи, которая примыкала к главному зданию собора в виде флигеля. Известно, что храм был излюбленным местом для молитв царя Василия III и его жены Соломонии Сабуровой.

В XVI веке к церкви была пристроена первая колонна звона. Через сто лет появились еще две, образуя трехпролетную арку. В это же время от фасада вверх архитекторы приделали башенку. Кстати, обратите внимание на часы с 2-х метровым циферблатом. Часы, как и в древности имеют одну часовую стрелку, а вместо цифр - буквы кириллицы:

// wanderer-jan07.livejournal.com


В 30-е годы XX века при советской власти начались гонения на церковь и все колокола снимались и отправлялись на переправку. Один из колоколов со звонницы чудом удалось спасти в груде мусора. Он сохранился до сих пор, хоть слегка и подпорченный. Находится в музее Спасо-Евфимиева монастыря. А те, что висят, отлиты уже в наше время:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Совсем рядом располагается Братский корпус допетровской постройки, длинным крылом вытянувшийся вдоль монастыря. Главное украшение здания - оконные наличники с кокошниками. Сегодня в сводчатых помещениях бывших келий, размещена экспозиция "Из истории суздальских монастырей":

// wanderer-jan07.livejournal.com


Древний засов на одной из дверей корпуса:

// wanderer-jan07.livejournal.com


В центре монастыря - небольшой, но уютный парк с вековыми деревьями, где любят отдыхать посетители после продолжительного обхода многочисленных экспозиций. Здесь же - утонченная беседка-кивория - такая алтарная сень над престолом, поддерживаемая колоннами. Одно из самых излюбленных мест молодоженов в Суздале:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Ещё одно заметное сооружение в центре Спасо-Евфимиева монастыря - двухэтажный Архимандритский корпус, возведённый между 1628 и 1660 годами. Деревянные крытые галереи и крыльцо очень оживляют и обогащают облик здания, сообщая ему теплоту и уют жилого "покоя". Корпус возводился как казённое здание, но примерно с конца XVIII века в нём проживал архимандрит монастыря, откуда и пошло название:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Если же сил уже никаких не осталось - можно просто прогуляться по территории, осмотреть стены и башни монастыря. Визуально выглядит очень круто! Наверное не погрешу против истины, если скажу, что из всех крепостей в России (а Спасо-Евфимиев монастырь, как я уже писал выше, можно считать полноценной крепостью) - эта одна из наиболее хорошо сохранившихся и отреставрированных на сей день:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Выходим через уже известную нам Благовещенскую надвратную церковь, и следующую за ней Входную башню:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Таким получилось наше посещение Спасо-Евфимиева монастыря.

По сути, на неспешную прогулку сюда нужно закладывать весь световой день. И то, вряд ли вы успеете обойти все экспозиции, которые входят в единый входной билет. Мы, например, не посетили и половины. Но одно место мне запомнилось особо - это Тюремный корпус, так называемая Суздальская тюрьма, где в свое время отбывали наказание такие известные узники, как декабрист Федор Шаховской, монах-предсказатель Авель, а позже и сам фельдмаршал германского вермахта Фридрих фон Паулюс. К сожалению, фотографий оттуда нет, но память осталась.

В общем, если у вас немного времени, и вы не можете осмотреть все достопримечательности Суздаля, то в первую очередь советую познакомиться с этим монастырём. Он восхитителен.

wanderer_jan07
27/10/2015

Страницы: 1


Изначально на месте величественного Спасо- Преображенского собора в в Суздале стояла маленькая деревянная Преображенская церковь, которая сгорела во время пожара. В 1507-1511 годах здесь, на могиле первого настоятеля обители Евфимия, был построен небольшой храм, вошедший позднее в состав главного собора монастыря. Дата строительства - 1594 год.

Собор сделан в традициях Владимиро-Суздальской школы. Весь его облик напоминает нам белокаменные храмы XII-XIII веков - , Рождественский собор в Суздале. Но может только нет такой богатой каменной резьбы. Ну так резьба эта уникальное ушла к тому времени в прошлое.
Впрочем, и своей уникальности Спасо-Преображенскому собору не занимать. Она заключается в сохранившейся до наших дней росписи стен. Заходишь в собор и ахаешь. Фрески XVII века покрываютполностью стены храма. Невероятная красота! А когда еще слышишь здесь звуки духовных песнопений, парящие вверх до самого купола, просто замирает сердце.

Приглашаю вас познакомиться лично со Спасо-Преображенским собором и его достопримечательностями - фресками и песнопениями.

Реклама — поддержка клуба

Вход в придел Св. Евфимия крупным планом.

На этой фотографии основные купола собора и купол Евфимиевского придела видны лучше.

В 1865 году с противоположной, северной, стороны к храму для симметрии был пристроен Придел Сергия Радонежского. На фото ниже хорошо видны оба придела - правый - Евфимия, левый - Сергия Радонежского. Абсолютно одинаковые.

А мы заходим внутрь. Будем смотреть фрески Гурия Никитина и его сотоварищей.

Налево от входа - Евфимиевский придел.

Прямо - вход в основной храм.

Давайте сначала зайдем в Придел Святого Евфимия. Роспись на стенах повествует о его земной жизни. На небольшом постаменте стоит мозаика "Спас на троне" . Раньше она располагалась над входом в разрушенную усыпальницу князей Пожарских. Мозаичная икона сделана М.П.Хмелевским, мастером "Императорского мозаичного отделения".
Судьба иконы многострадальная. После того, как был уничтожен мавзолей Пожарских, икона лежала в земле, в куче мусора. Откопали и спасли ее чехи-легионеры, которые с 20 июня 1940 г. по 30 июня 1941 г. жили на территории Спасо-Евфимиева монастыря.


Входим в двери основного храма. Слева от входа располагается рака с мощами святого Евфимия Суздальского (1316 - 1404 гг).

Рядом на колонне висит икона трём великим современникам - Евфимию Суздальскому (в центре), Сергию Радонежскому (слева) и Дионисию (справа).


Обратите внимание на красивый мозаичный пол.

Прежде чем перейти к фотографиям росписей Спасо-Преображенского собора, несколько слов о них.
Роспись сделана в 1689 году артелью костромских мастеров под руководством Гурия Никитина. Основные темы росписей - жизнь Христа (3 верхних яруса) и деяния апостолов (нижний ярус).
На столбах по традиции помещены русские князья и цари.
В алтаре - композиция "О тебе радуется всякая тварь".
А теперь фото.























В этот момент осмотра храма начались духовные песнопения.

Предлагаю вам наше маленькое, скромное видео - роспись и песнопения.

Дверь в придел Сергия Радонежского, я так понимаю, закрыта.

В Спасо-Евфимиевом монастыре в Преображенском соборе похоронен митрополит Павел I.

Хроника исторических событий середины четырнадцатого века повествует нам, что суздальско-нижегородские князья выступали вместе с Князем Дмитрием Московским (впоследствии-Дмитрий Донской) против Орды. На их стороне был видный самоотверженный нижегородский игумен Дионисий.

Суздальско-нижегородский князь Борис Константинович (1352) на окраине Суздаля возводит мужской монастырь во имя святого Спаса, являющийся одновременно и крепостью, с целью обороны Суздаля. Первый игумен Спасской обители Евфимий Суздальский служил своему делу более пятидесяти лет и был погребен (1404) под стеной Преображенской церкви. Через сто лет (1507) монастырь стали называть Спасо-Евфимиевским (были обретены нетленные мощи Евфимия).

Спустя несколько десятков лет (XV век) во владения обители входила слобода "Скучилиха", множество сёл и деревень. Деревянные постройки обители не сохранились, вместо них был сооружен (XVI - XVII века) каменный ансамбль, который потомки видят на берегу реки Каменки. Грандиозное монастырское строительство происходило за счет средств князей и бояр, к примеру, Василия III, Ивана Грозного, князей Пожарских и других. Многие достопримечательности Суздаля уникальны потому, что имеют более, чем шестивековую историю.

Близ восточной стены собора находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского - выдающегося русского полководца. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. На месте захоронения установлен каменный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт Президентом Медведевым

Спасо-Евфимиевский монастырь, окруженный стенами (более 1200 метров), с башнями, бойницами и амбразурами и расположенный на крутом берегу Каменки, являлся мощной крепостью Владимирской земли и города Суздаль. Деревянные ограждения обители заменены кирпичной оградой (1664) с двенадцатью башнями. Прямоугольные, круглые и многогранные формы башен и их конструкции усиливают силу и изящество монастырских строений. Окруженный стенами монастырь, заметный издалека, доминирует над городскими сооружениями, он отнимает пальму первенства у древнего кремлевского центра. Эти достопримечательности Суздаля напоминают о реформаторской деятельности патриарха Никона, его идея о первенстве духовенства над мирской властью все-таки нашла воплощение. Строительство стен определял рельеф, крутые склоны реки Каменки трудно преодолимы при штурме, здесь стены и башни низкие, на южной стороне-выше. Размер и толщина обращенных к городу стен и башен продиктованы архитектурным замыслом и включены в парадную часть монастырского ансамбля, в разработке которой использована изобретательность зодчего.

Об этом свидетельствует, прежде всего, большая Проездная башня. Высокое четырехгранное сооружение (около 22 метров) снабжено низкими сводчатыми пролетами въезда, сдавленными массивностью башни. Проездная башня чуть развернута в сторону дороги, стены примыкают к ней под косыми углами и, по замыслу строителя, она является "лицом" всего монастырского ансамбля. Украшение нижнего яруса составляют 2 киота для икон и небольшие круглые отверстия бойниц. Верхний ярус богато оформлен бойницами с наличниками, поясом с колонками и кокошниками. Проездная башня стоит в центре южного фасада, граненые башни по углам стены украшены проще, лишь почти незаметное для глаза их утоньшение к верху создает видимость их большей, чем есть, высоты.

Вход через ворота главной башни ведет к другим воротам, расположенным в цокольном этаже Благовещенской церкви, за продолговатым ее корпусом виднеется главное здания монастыря. Скорее всего, на этом месте прежде был дворик, упирающийся в фасад Святых ворот. Дата возведения Благовещенской церкви точно неизвестна, но упоминание о ней, как о каменной церкви, встречается в описи (1628-1629), ряд ее деталей идентичны монастырской звоннице начала XVI столетия, которую мы увидим позднее. Благовещенская церковь представлена центральным четвериком, на западной стороне-паперть. Верхние конструкции здания изменены позднее: вначале имелись два шатра, гармонирующих с такими же покрытиями крепостных башен. Фасады церкви украшены богато и разнообразно. Очень выразительны стены паперти, в ее торцовых частях врезаны внушительные окна, украшенные наличниками, в западной части-также три широких окна, охваченных профилированным наличником.

За аркой ворот находится как бы второй главный двор монастыря, на котором стоят его древнейшие здания. Преображенский собор-в центре, звонница-справа, фасад трапезной Успенского собора-слева. Далее, на территории всегда стояли кельи, большинство из них уже в начале семнадцатого века были построены из камня, а за ними располагались хозяйственные монастырские постройки. Шатровая архитектура Спасо-Евфимиевского монастыря считается сильным и специфичным направлением древнерусского зодчества.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор - один из символов города Суздаля, центральное строение Спасо-Ефимиева монастыря,возведенный около маленькой церкви, построенной на могиле Евфимия Суздальского (середина 16 века).

Изо дня в день он поражает гостей и жителей города своей красотой и внушительными размерами. Деревянный собор на месте нынешнего белокаменного существовал с 14 века. В 1507 году на территории монастыря произошёл пожар, большинство построек сгорело. Не уцелел и главный собор. В 1507 году на этом месте была построена небольшая Спасская церковь, которая и послужила началом нынешнего массивного и величественного собора. Её по праву можно считать одним из самых древних каменных строений в городе. В скором времени к церкви был пристроен большой четырехстолпный собор, а сама она как-будто бы потерялась и стала лишь приделом. Позже он получил название Ефимиевского.

Стены нового храма со временем разделили на три части пилястрами и украсили великолепной росписью. В 18 веке вновь начались масштабные расширения. Притворы объединили в одну опоясывающую стены галерею, с северной части пристроили еще один придел - имени Сергия Радонежского. Именно в таком виде и дошел до нас пятиглавый красавец собор. Несмотря на все перестройки, храм сохранил все традиции древнейшей суздальской архитектуры и обладает всеми чертами, характерными для построек своего рода этого города. Если бы не многочисленные модернизации, Спасо-Преображенский собор вполне можно было бы назвать подобием Рождественского Собора Суздальского кремля.

Собор поражает своим великолепием не только снаружи, но и изнутри. Особо выделяется настенная роспись в Ефимиевском приделе. В основном сцены посвящены освящению места для строительства и самому строительству монастыря. На всех изображениях помимо людей - виды Суздаля тех времен. На стенах придельной церкви цветной росписью изображены эпизоды из жизни преподобного Евфимия.

Роспись в главной часто собора была выполнена костромскими мастерами и относится к концу 17 века. Центральное место занимает композиция «Отечество». Уникальны фрески восточной части - здесь в образе святых изображены цари из династии Романовых. К сожалению, поверх росписей 17 века позже были нанесены другие. Реставрационные работы по раскрытию и восстановлению первоначальных ведутся в соборе с 1970 года по сегодняшний день. И, возможно, мастеров-реставраторов ждёт ещё немало сюрпризов. Но уже сегодня значение этого архитектурного памятника заслуженно оценено - собор внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь ощущается не только величие нашей Родины, но и связь между веками и поколениями.

Звонница Спасо-Евфимиевского монастыря строилась в два строительных периода в течении трех столетий. По легенде, сначала была построена маленькая церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Ее появление связано с моментом рождения будущего царя Ивана Грозного. Позднее к церкви были добавлены три пролета. Гордостью звонницы являлись древние колокола, один из них был отлит в 1560 году.

Успенская церковь стоит почти напротив звонницы и представляет собой неординарное сооружение, соединенное с трапезной, ее корпус выходит в глубину монастырского двора. Строительство храма осуществлялось в начале 16 века. Трапезная в то время была нарядно расписана разноцветными фресками, которые, к сожалению, не могли за многие столетия дойти до нас такими, какими были.

В 1837 году монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич.

16 мая 1913 года в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых монастырь посетил император Николай II с великими княжнами Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией.

Достопримечательности Суздаля мечтают посмотреть сотни тысяч людей. В свое время сюда приезжали и русский демократ Александр Герцен и первый космонавт Юрий Гагарин (1963).

В Спасо-Ефимиевском монастыре, находиться музей Суздальская тюрьма .

Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.



Рассказать друзьям