Театр в древней индии. Народный театр в индии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Музыка.

Классическая индийская музыка (а именно о ней мы и будем говорить) всегда играла существенную роль в жизни общества: вносила успокоение в суету обыденной жизни, придавала поэтичность религиозным обрядам и трудовым процессам. Знание музыки считалось обязательным для благородного человека. Древняя индийская пословица гласит: «Человек, не знающий ни музыки, ни литературы, ни другого искусства, - это только животное, пусть даже без хвоста и рогов».

Музыка Индии, берущая начало от священных книг Вед, была теснейшим образом связана с религиозными вероучениями и воспринималась, как универсальное средство познания Бога (Вспомните, как называется Веда, содержащая в себе песнопения ). Она давала человеку определенный эмоциональный опыт и эстетическое наслаждение.

В основе индийской музыкальной культуры лежат ритм (тала) и мелодия (рага ). Рага – это как бы изначальная общая мелодия, которая передает основной настрой/эмоцию композиции. В принципе, их ограниченное количество. Музыкант не придумывает свою рагу, а берет уже существующую, а конкретно его мастерство заключается в том, что он может импровизировать на тему этой раги. Если рагу поют, то часто пропевают просто ноты. Важно знать, что темы раги связаны с конкретным временем суток или года, т.е. каждую рагу надо слушать в благоприятное для нее время, тогда она произведет правильный эффект. Исполнение раги - большое искусство. Музыкальное произведение никогда не репетируется заранее, его исполнение не подчиняется строгим правилам. Это скорее искусство импровизации.

С древности в индийской философии музыкальному звуку приписывалась сила, способная создавать и поддерживать гармонию в мире. Принято считать, что звук музыкального инструмента совершенен, если он близок к человеческому пению. Главный инструмент индийской музыки - это человеческий голос , ему всегда придавали большое значение. Большинство струнных и духовых инструментов повторяют определенные качества или особенности человеческого голоса.

Основные инструменты в классической индийской музыке – это, в первую очередь, вина , царица музыкальных инструментов (считается, что богиня мудрости и искусства Сарасвати подарила вине поющий человеческий голос); также широко используется ситар , щипковый музыкальный инструмент, таблы , неподражаемые индийские барабаны, тамбура , используется для создания фонового аккомпанемента при исполнении раги, и, как ни странно, скрипка. (ну тут конечно надо это все послушать, видюху посмотреть ).

Танец.

Индийский танец насчитывает более 5000 лет, и всегда был достаточно развитым видом искусства. Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Шива , его даже называют богом танца (потому что именно в танце он создает весь мир). До прихода на территорию Индии ислама, танец исполнялся в храмах, как молитва, как особое подношение божествам. Его исполняли девушки, которые постоянно жили в храмах. С приходом мусульман индийский танец стал средством развлечения знати.

В Индии существует 2 вида танца: народный и классический . Они отличаются тем, что классический танец следует всем канонам, изложенным в трактате о театре (Натьяшастра).

Классический индийский танец по своей сложности превосходит занятия йогой. Чередование быстрых движений и фаз полного покоя делает танец многоуровневым тренингом для всего тела. В процессе освоения танца развиваются такие качества как, гибкость и выносливость, высокая концентрация внимания и артистизм.

В танце существуют правила позиций ступней. Танцовщиков обучают также и разнообразным прыжкам. Есть правила определяющие язык кистей рук. Специальное положение кистей рук называется - мудра . Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук, 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Есть типы движений для бровей, а также 36 типов взглядов. Каждый танец начинается с движений, приветствующих бога. Всего существует 7 видов классического индийского танца, но мы их перечислять не будем. ВИДЕО

Индийский танец - это больше, чем танец. Он всегда был и есть средством общения людей друг с другом и Богом. Любое движение тела, глаз имеет свое смысловое значение. Язык индийского классического танца гораздо богаче и выразительней, чем обыкновенная речь.

За несколько тысячелетий своего существования, индийский танец ни сколько не утратил своей привлекательности и притягательности и продолжает поражать умы многих людей своим совершенством.

Театр.

Ну и наконец, театр. Характерной особенностью индийского спектакля является как раз единство музыки, пения и танца. Музыканты весьма заметны и активны в театральном представлении. Обычно музыканты играют не по нотам, а импровизируют прямо на сцене. Представление часто открывает танец, выполняя роль некого вступления к действию. Т.е. театр – это объединение всего того, о чем мы говорили до этого.

Но давайте выясним, как появился театр в индийской культуре. Театральное искусство индии восходит к глубокой древности. Миф о происхождении театра излагается в первой главе «Натьяшастры» - подлинной энциклопедии театрального и танцевального искусства.

Согласно легенде, бог войны Индра попросил создателя Брахму придумать развлечение, которое понравилось бы всем людям: монахам и воинам, купцам и крестьянам. Брахма погрузился в состояние глубокой медитации и извлек одновременно из четырех «Вед» декламацию, пение и мелодию. Брахма научил секретам искусства мудреца Бхарату (считается, что именно он автор Натьяшастры) и повелел ему вместе со ста его сыновьями и наследниками беречь и утверждать искусство на земле. Бхарата взялся за разучивание первой пьесы, посвященной победе богов над демонами. Демонам такой сюжет не понравился. Посчитав себя глубоко оскорбленными, они с помощью многочисленных козней стали срывать репетиции актеров. Тогда мудрец Бхарата повелел небесному архитектору спроектировать пространство для театральных представлений, которое можно освятить с помощью ритуалов и таким образом оградить актеров от преследования демонов. Брахма решил проблему и сформулировал главные задачи театрального представления: поучать и развлекать.

Из «Натьяшастры» мы узнаем, что древние театральные труппы имели своего лидера, который был главным актером и руководил группой певцов, танцоров, музыкантов-помощников и драматургов. В труппе явно преобладали мужчины, женщины иногда тоже участвовали в качестве певиц или танцовщиц. Выступающий на сцене актер сочетал искусство пластики, голоса, костюма, грима, экспрессии. Актеры должны были очень много тренироваться, соблюдать особую диету, ежедневно выполнять систему упражнений для укрепления мышц, повышение гибкости и выносливости. Излюбленные сюжеты индийских драматургов – это народные предания и легенды (надо сказать, что индийские драматурги почти никогда не придумывали сюжеты сами, они брали всем известные сюжеты из эпосов или мифов и их перерабатывали), героические подвиги и, конечно, любовь. Как и в других литературных жанрах Индии, театральные законы исключали трагический финал. В напряженных или душераздирающих сценах не было недостатка, но конец обязательно был счастливым. С европейской точки зрения это требование часто приводит к неправдоподобным и натянутым интригам. Заметим, однако, что индийцы древности, отвергая трагедию, предпочитали мелодраму.

На чем основывается индийский театр.

Важно запомнить, что высшей целью театрального представления было достижение расы (в переводе с санскрита означает «вкус») , т.е. того чувства, которое должно возникнуть у зрителя, вследствие искусной игры актеров. В Натьяшастре говорится, что таких рас всего 8: любовная , комическая , трагическая , яростная , героическая , устрашающая , отвращающая и волшебная . Им соответствуют 8 основных эмоций (любовь, комизм, трагизм, ярость, героизм, страх, отвращение, изумление), которые были в арсенале у актеров. Именно на них в основном и была построена их игра. Т.е. раса – это такая чистая эмоция, реакция зрителя на игру актеров. В Натьяшастре это сравнивается с приемом пищи: «Когда разумные люди хотят узнать различные вкусы, они вкушают пищу, приготовленную под разными соусами и испытывают при этом радость и удовольствие. Точно так же и с театром ».

Ученые относят возникновение театрального искусства к середине 1 тыс. до н.э. Самые ранние из дошедших до нас пьес написаны на классическом языке Индии -санскрите. Расцвет классического индийского театра приходится на 1-9вв., когда были созданы знаменитые произведения санскритской драмы. Самый известный индийский драматург – Калидаса (известен во всем мире, его пьесы до сих пор ставят), считается, что его пьесы – это образец санскритской поэзии. Самая известная и популярная среди европейцев пьеса, подлинная вершина индийской литературы – классическая драма «Шакунтала» (приблизительно 5 в.) à В качестве задания можно дать сделать пересказ сюжета Шакунталы.

В период между 10 и 15вв.в связи с утверждением ислама в качестве основной религии театр лишился королевского покровительства и поддержке государства. Чтобы выжить, актеры становились рассказчиками, акробатами, жонглерами и певцами.

В 17в.на юге Индии сложился театр катхакали , представляющий собой пантомимическую танцевальную драму, рассказывающую о любви и ненависти, богах и злых демонах. Представления такого театра обычно разыгрывались под покровом ночи во дворе храма. Из темноты появлялись актеры с ярким гримом на лице. Особенно впечатляющим было мастерство перевоплощения актеров в животных, цветы, птиц и т.д.


Еще в ведийский период в. Индии разыгрывались небом театрализованные представления. В начале нашей эры в стране появились первые небольшие театральные помещения. Декораций у них не было, театральный реквизит - чрезвычайно беден, их заменяли другие артистические условности: определенная походка, мимика, жестикуляция.

Большое внимание уделялось музыкальному оформлению спектаклей. Однако в отличие от современных индийских спектаклей, которые, по мнению европейских театралов, перенасыщены пением, в древнеиндийских монологи и д диалоги артисты декламировали или читали нараспев, но не пели. Примечательной особенностью древнеиндийского театра была. Его склонность к мелодраме и патетики, присущих и нынешнего театрального в искусству страны. Трагические сюжеты не допускались на сцену из тех соображений, что трагического хватает и в реальной жизнитті.

Театр был чрезвычайно популярен в. Древней. Индии, особенно среди интеллигенции, однако профессия артиста не принадлежала к престижным, считалась"подлой", сами артисты были шудрами


Древние индийцы создали ряд музыкальных инструментов, наиболее распространенным из которых была похожа на древнеегипетскую лиру вина. Музыканты играли также на флейте, других язычковых и ударных инструментах

Развивалось в. Древней. Индии также искусство вокала. Пение чаще всего был вариацией простой мелодии, которая сводилась буквально до единственный музыкальной фразы.

Индийское искусство танца протяжении веков мало изменилось.

У древних танцах также основную роль играли музыкальный ритм и жесты, причем в танце участвовала практически каждый участок тела танцовщика или танцовщицы, маленькое движение мизинца или брови рассказывали посвященному в тайны этого искусства целую историю. Искусство индийского танца очень сложное. На овладение им требовались годы напряженного труда.



Классификация индийского театра

В индийской культуре существует разделение театра на несколько видов:

  • Народный. Этот вид сценического искусства обладал сюжетной линией, в основе которой лежали эпос и индийская мифология. Актерская профессия в Индии не пользовалась уважением. Это связано с тем, что артист изображал богов в смешном и непристойном облике. Актеров унижали и считали низшими слоями общества. Но, чтобы обрести мастерство в этой профессии, нужно было быть довольно образованным человеком;
  • Придворный. Представления устраивались во дворах знати в развлекательных целях.

Индийские театральные труппы включали в себя как мужчин, так и женщин. Они постоянно кочевали из города в город, давая представления в народе.


Главными элементами театральных постановок в Индии были танец и музыка. Все действия участников спектакля были подчинены звукам музыки. Танец же является основой всего индийского театра. Своим происхождением он обязан обрядовым пляскам, которые после развития и совершенствования стали именно тем, что мы видим сегодня.

Особо популярен в Индии национальный театр катхакали, который зародился в южной стороне этой страны. В основе катхакали лежит религиозный ритуал, а инструментальная музыка, мимика и жесты являются всего лишь дополнением. Этот жанр театрального искусства имеет несколько особенностей. Во-первых, он всегда начинается с заходом солнца, а во-вторых, длится не меньше шести часов.

Индийский театр относится к старейшим театрам мира: его теория и практика были разработаны около II в. до н. э. Он не только самобытен, но и пронес эту самобытность через толщу веков. Мастерство классического индийского театра настолько филигран­но, что им практически невозможно овладеть представителям иных стран и народов.

В общих чертах индийский театр в историческом и фактическом плане можно подразделить на классическую санскритскую драму, народный театр и театр европейского образца.

Существует мнение, что классическая санскритская драма в какой-то степени связана с классическим греческим искусством, которое проникло в Индию в результате похода Александра Маке­донского (задник на театральной сцене периода становления клас­сической санскритской поэзии назывался «яваника», то есть «греческий»). Но прямых подтверждений этому нет. Как бы то ни было, но во II в. до н. э. появляется фундаментальный труд мудреца Бхараты «Трактат о театральном искусстве» («Натьяшастра»), в котором рассматриваются такие вопросы, как художественно-вы­разительные средства ритуальных и сценических действий, включая движения и песнопения, музыкальное сопровождение танцев и песен, описание музыкальных инструментов, принципы создания драматических произведений, теория стихосложения, история сце­нического искусства и др. Натьяшастра написана в стихотворной форме двустиший.

Классическая драма (натака) имела десять канонических раз­новидностей:

1) собственно натака с сюжетом из популярных сказаний;

2) прокарана с сюжетом, придуманным или переработанным автором;

3) самвакара с сюжетом из сказаний о богах и демонах;

4) ихмрита с заимствованным или частично сочиненным авто­ром сюжетом о герое, который стремится соединиться с возлюб­ленной;

5) дима с заимствованным сюжетом о разных мифологических существах;

6) вьяйога - одноактная драма с заимствованным сюжетом ко­мического или эротического содержания;

8) прахасана - одноактная пьеса-фарс с сюжетом из повседнев­ной жизни;

10) витхи - одноактная пьеса, отличающаяся от бхана количе­ством исполнителей (два-три).

Первым индийским драматургом считают Ашвагхошу (II в. н. э.). Но наибольшего расцвета классическая драма достигла при Кали дасе (IV в. н. э.). Кроме Калидасы, вьщеляют имена еще пяти известных драматургов: Шудраку, Харшу, Вишакхадатту, Бхаса и Бхавабхутн.

Классическая драма достигла периода наивысшего подъема в IV-V вв. н. э. К VIII в. она пришла в упадок. Однако и в наши дни продолжает жить старейший традиционный театр Кералы кудият-там, сохраняя при этом свою школу обучения актеров.

Народный театр-это еще одно специфическое явление для индийского театрального искусства. Вероятнее всего, он возник как некий синтез классической драмы, патронируемой правителями, и народных мистерий, поддерживаемых простым людом.

Театр европейского образца в Индии имеет свою специфику, отличающую его от европейских театров в нашем понимании этого слова. В Индии нет ни оперных, ни балетных, ни стационарных драматических театров с их постоянной труппой, обширным репер­туаром и многолетним существованием.

Индийский театр европейского образца разнороден, крайне неустойчив в плане актерской труппы и репертуара. По мнению индийцев, реальной датой основания в Индии театра европейского образца является 1831 год, когда Прасанна Кумар Тхакур открыл в Калькутте «Театр индусов» («Хинду рангманч»), поставив англий­ский перевод санскритской драмы «Уттар Рамчаритам» драматурга Бхавбхути (VII в. н. э.).

В первых европейских театрах ставились только английские пьесы и только для англичан (вход индийцам был запрещен). Однако в 1852 г. была основана первая «Театральная компания парсов», и, хотя спектакли этих и некоторых других театральных трупп шли главным образом на английском языке, чтобы привлечь англогово­рящую публику, их содержание основывалось на материале индий­ской классической литературы.

Особую роль в становлении современного театра сыграла общи­на парсов, которая доминировала в театральном деле почти весь XIX в. Театр парсов стремился стать массовым, поэтому ставил пьесы, отвечавшие интересам широкой индийской публики. Наряду с прозаическими пьесами ставились и музыкальные драмы. Лите­ратурный материал первых пьес оставлял желать лучшего. Они порой изобиловали натуралистическими эпизодами, когда на сцене резали, отрубали головы и вешали. К тому же персонажи пьес часто кончали жизнь самоубийством. Подобные кровавые мелодрамы напоминали современные фильмы ужасов и преследовали те же цели - изрядно пощекотать зрительские нервы. Однако с приходом в драматургию авторов, для которых родным языком был урду (спектакли театра парсов шли на гуджаратском языке), произошло заметное улучшение литературного содержания пьес.

Особое место в театральной жизни Индии занимает музыкаль­но-поэтическая драматургия Р. Тагора, который попытался соеди­нить традиционную индийскую драму с ее каноническим музыкальным сопровождением с элементами западной музыки, введя в свою первую пьесу «Гений Вальмики» (премьера состоялась в 1881 г.) мелодию марша, ставшего лейтмотивом действия. В пьесе Тагора впервые в истории индийского театра женскую роль испол­нила девушка из высокой касты (племянница Тагора). В подобном ключе Р. Тагор написал еще несколько драм, некоторые из них и по сей день входят в репертуар индийских театров, особенно бенгальских.

По мнению специалистов, современная индийская драматургия сконцентрировалась на освещении следующих вопросов: основные проблемы человеческого бытия в Индии, падение морали и нравов, взаимоотношения отдельных людей в современном обществе. Кое-где происходит слияние народного и современного театра. Пьесы на региональных языках ломают языковые барьеры и становятся общеиндийским событием. Появляются и талантливые драматурги, пишущие на английском языке. Так, международное признание получила пьеса Манджулы Падманабхан «Горький хлеб» («BitterHarvest»).

Несмотря на многие имеющиеся трудности, современный ин­дийский театр, несомненно, живет и развивается.


Индия имеет самые длительные и самые богатые в мире традиции театра, уходящие корнями по крайней мере на 5000 лет назад. Происхождение индийского театра тесно связано с древними ритуалами и сезонными праздниками страны. «Натьяшастра» (2000 г. до н.э. — 4 век нашей эры) был самым ранним и наиболее сложным трактатом о драматургии и танцах во всем мире. Традиционно в «Натьяшастре» утверждается, что индийский театр имеет божественное происхождение, а его истоки приписываются к «Натьяведе» — священной книге драматургии, созданной Господом Брахмой.


В «Натьяшастре» были собраны воедино и кодифицированы различные традиции танца, пантомимы и драмы. Натьяшастра описывает десять классификаций драмы, начиная от одноактовых до десятиактовых. Ни одна книга древних времен в мире не содержит такого исчерпывающего исследования по драматургии, как «Натьяшастра». Ей в течение тысячелетий руководствовались драматурги, режиссеры и актеры, поскольку в Бхарата Муни эти трое были неразлучны в создании санскритской драмы ««Натьяка», название которой происходит от слова, означающего «танец». В традиционной индуистской драме выражение содержания пьесы достигалось за счет музыки и танцев, а также посредством действия, поэтому любая постановка по сути являлась сочетанием оперы, балета и драмы.


Согласно легенде, самый первый танец был исполнен на небе, когда боги, победив демонов, решили отпраздновать свою победу. Индуистские теоретики с древних времен ставили танцевальные постановки двух видов: lokadharmi (реалистичные), в которых танцоры на сцене отображали человеческое поведение, и natyadharmi (обычные), в которых использовались стилизованные жесты и символы (этот вид танцевальных постановок считался более художественным, чем реалистичным).


Театр в Индии начинался с описательной формы, поэтому декламации, пение и танцы стали неотъемлемыми элементами театра. Этот акцент на повествовательные элементы привел к тому, что театр в Индии начал охватывать все другие формы литературы и изобразительного искусства в его физическом проявлении: литературу, пантомиму, музыку, танец, движение, живопись, скульптуру и архитектуру - все смешалось воедино и начало называться «натья» или «театр».



Рассказать друзьям