Вместе с Базаровым и Аркадием мы наносим визит в прелестное поместье Анны. Они проведут в нем две недели. Имение Никольское расположено в нескольких верстах от города, и отсюда Базаров намеревается поехать к отцу. Заметим, что он оставляет свой микроскоп и остальное имущество в Марьине, у Кирсановых, - маленькая хитрость, предусмотрительно придуманная автором, чтобы вернуть Базарова к Кирсановым для завершения темы треугольника: Павел Петрович - Феничка - Базаров.
В главах о Никольском попадаются прекрасные сценки, как, например, появление Кати и красивой борзой:
«Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами.
- Вот вам и моя Катя, - проговорила Одинцова, указав на нее движением головы.
Катя слегка присела, поместилась возле сестры и принялась разбирать цветы. Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи… Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух». Мы ждем разговоров между Базаровым и Одинцовой, и действительно, разговор номер один происходит в 16-й главе («Вас это как будто удивляет. Почему?» - и все в таком роде), разговор номер два - в следующей главе и номер три - в 18-й главе. В первом Базаров излагает избитые идеи передовой молодежи своего времени, а Анна остается невозмутимой, утонченной и утомленной. Обратите внимание на чудесный портрет ее тетушки:
«Тетушка Анны Сергеевны, княжна X…ая, худенькая и маленькая женщина, с сжатым в кулачок лицом и неподвижными злыми глазами под седою накладкой, вошла и, едва поклонившись гостям, опустилась в широкое бархатное кресло, на котором никто, кроме нее, не имел права садиться. Катя поставила ей скамейку под ноги; старуха не поблагодарила ее, даже не взглянула на нее, только пошевелила руками под желтою шалью, покрывавшею почти все ее тщедушное тело. Княжна любила желтый цвет: у ней и на чепце были яркожелтые ленты».
Мы уже слышали, как старший Кирсанов играл Шуберта. Теперь Катя играет С-мольную фантазию Моцарта: тургеневские пространные указания на музыкальные произведения ужасно раздражали его врага Достоевского. Потом они отправляются ботанизировать, а затем повествование вновь прерывается, и мы узнаем новые черты Анны Сергеевны: «Странный человек этот лекарь!» - думала она.
Вскоре Базаров безумно влюбляется. «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. Вдруг ему представится, что эти целомудренные руки когда-нибудь обовьются вокруг его шеи, что эти гордые губы ответят на его поцелуи, что эти умные глаза с нежностию - да, с нежностию остановятся на его глазах, и голова его закружится, и он забудется на миг, пока опять не вспыхнет в нем негодование. Он ловил самого себя на всякого рода «постыдных» мыслях, точно бес его дразнил. Ему казалось иногда, что и в Одинцовой происходит перемена, что в выражении ее лица проявлялось что-то особенное, что, может быть… Но тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком». (Меня никогда особенно не занимал этот скрежет зубов и сжатые кулаки.) Он решает уехать, а она «бледнеет» .
Трогательная нота звучит вместе с появлением старого слуги, которого послали узнать, приехал ли наконец Базаров. Так начинается семейная тема - самая удачная в романе. Теперь мы готовы ко второму разговору. Сцена летней ночью происходит в комнате с распахнутым окном - хорошо известный романтический прием:
«- Зачем ехать? - проговорила Одинцова, понизив голос.
Он взглянул на нее. Она закинула голову на спинку кресел и скрестила на груди руки, обнаженные до локтей. Она казалась бледней при свете одинокой лампы, завешенной вырезною бумажною сеткой. Широкое белое платье покрывало ее всю своими мягкими складками; едва виднелись кончики ее ног, тоже скрещенных.
- А зачем оставаться? - отвечал Базаров.
Одинцова слегка повернула голову.
- Как зачем? Разве вам у меня не весело? Или вы думаете, что об вас здесь жалеть не будут?
- Я в этом убежден.
Одинцова помолчала.
- Напрасно вы это думаете. Впрочем, я вам не верю. Вы не могли сказать это серьезно. - Базаров продолжал сидеть неподвижно. - Евгений Васильевич, что же вы молчите?
- Да что мне сказать вам? О людях вообще жалеть не стоит, а обо мне подавно.
- Отворите это окно… мне что-то душно.
Базаров встал и толкнул окно. Оно разом со стуком распахнулось… Он не ожидал, что оно так легко отворялось; притом его руки дрожали. Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного, чистого воздуха.
- Мы сошлись… - глухо промолвил Базаров.
- Да!.. ведь я забыла, что вы хотите уехать.
Базаров встал. Лампа тускло горела посреди потемневшей, благовонной, уединенной комнаты; сквозь изредка колыхавшуюся стору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание. Одинцова не шевелилась ни одним членом, но тайное волнение охватывало ее понемногу… Оно сообщилось Базарову. Он вдруг почувствовал себя наедине с молодою прекрасною женщиной…
- Куда вы? - медленно проговорила она.
Он ничего не отвечал и опустился на стул.
- Погодите, - шепнула Одинцова.
Ее глаза остановились на Базарове; казалось, она внимательно его рассматривала. Он прошелся по комнате, потом вдруг приблизился к ней, торопливо сказал «прощайте», стиснул ей руку так, что она чуть не вскрикнула, и вышел вон. Она поднесла свои склеившиеся пальцы к губам, подула на них и, внезапно, порывисто поднявшись с кресла, направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова. Коса ее развилась и темною змеей упала к ней на плечо. Лампа еще долго горела в комнате Анны Сергеевны, и долго она оставалась неподвижною, лишь изредка проводя пальцами по своим рукам, которые слегка покусывал ночной холод. А Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый».
В 18-й главе происходит третье объяснение и взрыв страсти в конце, и вновь мы видим распахнутое окно:
«Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая, - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей… Одинцовой стало и страшно, и жалко его.
- Евгений Васильич… - проговорила она, и невольная нежность зазвенела в ее голосе.
Он быстро обернулся, бросил на нее пожирающий взор - и, схватив ее обе руки, внезапно привлек ее к себе на грудь.
Она не тотчас освободилась из его объятий; но мгновенье спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова. Он рванулся к ней… - Вы меня не поняли, - прошептала она с торопливым испугом. Казалось, шагни он еще раз, она бы вскрикнула… Базаров закусил губы и вышел».
Литературная викторина по творчеству И.С.Тургенева.
Цели : проверить и закрепить знания учащихся по пройденному материалу.
Ход викторины.
1. Конкурс «Что вы знаете о жизни И.С.Тургенева?»
В каком году родился И.С.Тургенев? (1818).
Где провел детские годы? (В усадьбе матери Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии).
Как звали родителей Тургенева? (мать Варвара Петровна, отец Сергей Николаевич).
Почему Тургенев с болью вспоминал о своём детстве? (Мать была властной самодуркой, её строгость к детям доходила до телесных наказаний).
Какое образование получил Иван Сергеевич? (сначала домашнее, потом поступил в Московский университет, затем в Петербургский, там и окончил словесное отделение философского факультета).
Куда отправляется Тургенев в 1838 году (В Германию, где продолжил заниматься учёбой).
Почему Тургенев ушёл из журнала «Современник»? (Поводом ухода послужила статья Добролюбова, посвящённая роману «Накануне». Тургенев, отстаивавший либеральные позиции, был не согласен с революционной трактовкой своего романа).
Кто такая Полина Виардо? Что связывало с ней Тургенева? (певица и любовь Ивана Сергеевича, после её гастролей Тургенев вместе с её семьёй уехал за границу, жил «на краю чужого гнезда», как сам выражался).
Назовите год смерти Тургенева. Где он похоронен? (1883, в Петербурге на волковском кладбище).
2. Конкурс « Знаете ли вы героев Цикла «Записки охотника»?
Сколько рассказов в «Записках охотника»? (25).
Кто эти герои? «…вошёл в избу с пучком полевой земляники в руках, которую нарвал он для своего друга…» (Калиныч, Хорь).
Кто не кормил свою собаку, считая что «пёс – животное умное, сам найдёт себе пропитание» (Ермолай из рассказа «Ермолай и мельничиха).
Какой рассказ был написан Тургеневым под влиянием дружбы с Белинским? Назовите имя героя. («Бурмистр», Софрон).
Назовите имена мальчиков из рассказа «Бежин луг» (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня). Какое значение имеет «голос» каждого в общем смысле рассказа?
Назовите произведение, откуда взяты эти строки? Кто этот герой? «Он глубоко вздохнул и запел… Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас... За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но все еще видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым - третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. "Не одна во поле дороженька пролегала", - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко»(«Певцы», Яшка Турок).
Каких вы помните помещиков-крепостников, которых изображает автор в своём произведении? Назовите их. (Полутыкин, Зверков, Стегунов, Пеночкин, Радилов, Чертопханов …).
Назовите двух лучших иллюстраторов «Записок охотника» (К.Лебедев, П.Соколов).
3. Конкурс «Что вы знаете о романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»?
В каком году был напечатан роман «Отцы и дети»?
Кому был посвящён роман?
Сколько времени длится действие романа до эпилога?
Какой конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?
Назовите сословие, к которому принадлежал Базаров.
Чем Базаров занимался в Марьине?
О творчестве какого поэта Базаров сказал, что «никуда не годится, пора бросить эту ерунду»? -Почему Анна Сергеевна Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова? Какова роль образов Ситникова и Кукшиной в романе?
Что хранил Павел Петрович Кирсанов в память о своей пламенной любви?
Какому критику принадлежат следующие слова о Базарове: «Умереть так, как умер Базаров, - всё равно что сделать великий подвиг».
4.Конкурс « Узнайте героя».
1. Человек высокого роста в длинном балахоне… Лицо длинное и худое, с широким лбом, …большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами. (Евгений Базаров)
2."Но отвергать поэзию? -- подумал он опять, -- не сочувствовать художеству, природе?.."
И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. (Николай Петрович)
3.Она была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света… (Арина Власьевна)
4.Она была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время. (Анна Одинцова)
5. Она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух.(Катя)
6. На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном, платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху…(Кукшина)
7.Он исчез на мгновение и возвратился с откупоренною полубутылкой шампанского. "Вот, -- воскликнул он, -- хоть мы и в глуши живем, а в торжественных случаях имеем чем себя повеселить!" Он налил три бокала и рюмку, провозгласил здоровье "неоцененных посетителей" и разом, по-военному, хлопнул свой бокал… (Василий Иванович Базаров)
8. Чья это рука? «Красивая рука с длинными ногтями…, казавшаяся ещё красивей от снежной белизны рукавчика…» (Павел Петрович)
9. Аркадий посмотрел на базаровского ученика. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом. (Ситников)
10.Ей нравился Базаров... Даже лицо её изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность. Она хорошела с каждым днем. Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для неё. (Фенечка)
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ
1. Названием какой птицы наименован город, в котором родился И. С. Тургенев? (Орёл
)
2. К какому рассказу Тургенев взял эпиграфом слова Тютчева:
- «Край родной долготерпенья -
- Край ты русского народа!»? (К рассказу «Живые мощи»)
3. В каком произведении, название которого составлено из двух одинаковых слогов, Тургенев особенно ярко изобразил свою мать-помещицу
?
(В произведении «Муму»)
4. Каким женским именем называлась первая книжка Тургенева? («Параша», рассказ в стихах
)
5. Что явилось предлогом и истинной причиной ссылки И. С. Тургенева в село Спасское? (Предлогом для ареста и ссылки явилось опубликование некролога на смерть Н.В. Гоголя. Истинной причиной явилось недовольство правительства книгой Тургенева «Записки охотника» в 1847 г.
)
6. Назовите первый печатный рассказ из серии «Записки охотника».
7. Какой барин «вступается за крестьян», но «говоря, он морщится и нюхает одеколон»? (Павел Петрович Кирсанов, роман «Отцы и дети»)
8. Какой лесник пожалел вора, бедного крестьянина, кравшего барский лес, и отпустил его? (Фома, по прозвищу «Бирюк», «Бирюк»)
9. Кто и кому дал такую характеристику: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки... Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич...»? (Базаров Аркадию Кирсанову, роман «Отцы и дети»)
10. Кто дал такую характеристику Базарову: «...так болтал кое-что, язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает»? (Один из крестьян)
11. У кого на письменном столе находится серебряная пепельница в виде лаптя, - как воспоминание о родине? (У Павла Петровича Кирсанова в последние годы его жизни за границей)
12. Какая невеста «отказала двум хорошим женихам только потому, что у них часов не было», и вышла замуж за того, у кого «не только были часы - у него были лакированные полусапожки»? (Невеста Петра, слуги Кирсанова)
13. Кто послужил Тургеневу прототипом для образа Базарова? (провинциальный врач
)
14. Имя какого героя является названием маленького зверька? (Хорь, рассказ «Хорь и Килиныч»)
15. Кто свою собаку именовал словом, означающим название профессии? (Помещик Полутыкин звал свою собаку Астроном. Рассказ «Хорь и Калиныч»)
16. Какого героя назвали именем насекомого? (Крестьянина Касьяна прозвали Блохой». Рассказ «Касьян с Красивой Мечи»)
17. Какой помещик, узнав, что телега с поваром завалилась и что повару придавило живот, «испугался не на шутку и тотчас велел спросить: целы ли у него руки? Получив же утвердительный ответ, тотчас успокоился»? (Аркадий Павлович Пеночкин
)
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ГЕРОЕВ РОМАНА «ОТЦЫ И ДЕТИ»?
ЧЕЙ ЭТО ПОРТРЕТ?
1.
«...боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль». (Отец Николая Петровича Кирсанова)
2. «...барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах... мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата». (Николай Петрович Кирсанов
)
3.
«...человек высокого роста в длинном балахоне с кистями... обнаженная красная рука... ленивый, но мужественный голос», лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум... Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». (Евгений Васильевич Базаров
)
4. «...человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его желчное, но
без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик... изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов». (Павел Петрович Кирсанов
)
5. «Это была» молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и яркая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах. Она несла большую чашку какао и, поставив ее... вся застыдилась: горячая кровь разлилась алою волной под тонкою кожицей ее миловидного лица. Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что она имела право прийти». (Феничка, жена Николая Петровича при втором браке)
6. Он вечно суетился и спешил; с утра надевал тесный вицмундир и чрезвычайно тугой галстук, недоедал и недопивал, все распоряжался». (Губернатор города
)
7. «...человек небольшого роста, в славянофильской венгерке... Тревожное и тупое напряжение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». (Сын откупщика Ситников)
8. «На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках, с кружевной косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте...» (Авдотья Никитишна Кукшина
)
9. «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из - под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметной улыбкой. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».
(Помещица Анна Сергеевна Одинцова
)
10. «...девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами... она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух». (Катя, сестра Одинцовой
)
11. «...потертый и проворный старичок, с выцветшими желтыми волосами, выветренным, красным лицом и крошечными слезинками в съеженных глазах, неожиданно предстал перед Базаровым в своей коротенькой чуйке из толстого серо-сиреневого сукна, подпоясанный ременным обрывочком, и в дегтярных сапогах». (Тимофеич, приказчик отца Базарова)
12. «...высокий худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца». (Василий Иванович Базаров
)
13. «...кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке». (Арина Васильевна, его жена
)
КТО ИЗ ГЕРОЕВ «ЗАПИСОК ОХОТНИКА»...-
1.
... «сватался за всех богатых невест в губернии и, - получив отказ от руки и от дому, с сокрушенным сердцем доверял свое горе всем друзьям и знакомым»? (Помещик Полутыкин. «Хорь и Калиныч»)
2.
...так приготовлял пищу, что «мясо... отзывалось рыбой, рыба -грибами, макароны - порохом; зато ни одна морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции»? (повар французской кухни помещика Полутыкина)
3. ...принес своему другу пучок земляники, так как ничего иного подарить не мог: был беден? (крестьянин Калиныч своему другу Хорю. «Хорь и Калиныч»)
4. ...рассказывает о том, что около плотины леший водится и что однажды барашек, подобранный на могиле утопленника, вдруг заговорил человеческим голосом? (Мальчик Илюша. «Бежин луг»)
5.
...«без хворостинки в руке, ночью, нимало не колеблясь, поскакал один на волка»? (Мальчик Павлуша. «Бежин луг
»)
6. ...утверждал, что ось у телеги сломалась только потому, что навстречу покойника несли?
(кучер, который вез автора рассказа «Касьян с Красивой Мечи»)
7. ...считался образованным и культурным человеком, но спокойно, не повышая тона, отдавал приказание выпороть того или иного слугу, называя это «неприятностями деревенской жизни»? (Помещик Пеночкин. «Бурмистр»)
8. ...«не одной землей промышляет: и лошадьми промышляет, и скотом, и дегтем, и маслом, и пенькой, и чем-чем... Умен, больно умен, и богат же, бестия. Да вот чем плох - дерется. Зверь - не человек; сказано: собака, пес, как есть, пес»? (Софрон. «Бурмистр»)
9.
...любит играть в карты, «но только с людьми звания низшего... Когда же ему случится играть с губернатором или с каким-нибудь чиновным лицом, - удивительная в нем происходит перемена: и улыбается-то он, и головой кивает, и в глаза-то им глядит... Даже проигрывает и не жалуется»? (Хвалынский. «Два помещика»)
10 ...«человек предобрый», хлебосол, а с крестьянами поступал, по его словам, «по-старому» и, услышав, как наказывают Васю-буфетчика, с удовольствием вторит ударам розги: «Чюк-чюки-чюк! Чюки-чюк!»? (Мардарий Стегунов. «Два помещика»)
11.
...по капризной барской воле перебывал во множестве всяких должностей и, наконец, стал рыболовом на реке, где нет рыбы? (Крепостной крестьянин Сучок. «Льгов».
Использованы рисунки участников Российского фестиваля детского художественного творчества – «И.С.Тургенев великий русский писатель». 190-летию со дня рождения И.С.Тургенева.
Женские образы в романах И.С.Тургенева "Отцы и дети" и
И.А.Гончарова "Обломов"
И.С Тургенев и И.А.Гончаров стремились показать в своих романах разные образы русских женщин своего времени.
В романе "Отцы и дети" Тургенев показал нам три основных женских образа: образ Анны Сергеевны Одинцовой, образ Катерины Сергеевны Локтевой и образ Фенечки. Тургенев описывает Анну Сергеевну и Катерину Сергеевну совсем противоположными. Анна Сергеевна кокетлива, очень опытна в отношениях с мужчинами, разговорчива. А Катерина Сергеевна робка, молчалива, "беспрестанно краснеет и быстро переводит дух". Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами. Даже во внешнем облике автор показывает их противоположность, непохожесть друг на друга.
Анна Сергеевна очень красива, стройна, у нее достойная осанка. "Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица." Нельзя сказать, что Катя была красавицей, но "она очень много улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чутьчуть сжатые плечи..." Анна Сергеевна никого не любила. И хотя Базаров нравился ей своей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, понимала, что признание в любви неизбежно, и ждала его, довольная собой. А для Базарова, наверное, существовала не любовь, а только страсть и роскошное тело Анны Сергеевны. Хотя Аркадий сначала был влюблен в Анну Сергеевну, скорее, даже не в нее, а в ее красоту, он выбрал Катю. Я думаю, что это случилось потому, что Катерина более близка к природе, естественна, добра, нежна, проста. С ней легко и приятно общаться. А Анна Сергеевна ведет себя гордо, даже высокомерно и заставляет всех, общающихся с ней чувствовать себя не очень уютно.
В своем романе Тургенев также рисует образ Фенечки. Она была "беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухленькими губками и нежными ручками". Фенечка могла дать Николаю Петровичу любовь, доброту, заботу, уважение, которых он, несомненно, заслуживал, будучи человеком добрым и порядочным. В свою очередь, Николай Петрович дал Фенечке надежную защиту, уважение, любовь.
В романе И.А.Гончарова "Обломов" показаны только два основных женских образа, тоже противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской и образ Агафьи Пшеницыной. Их внешность так же противоположна, как и облики Анны Сергеевны и Катерины
Сергеевны в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети". Ольга Сергеевна "не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом". Агафья Пшеницына "была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию".
Ольга Ильинская пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным, как Штольц. Но душа Обломова не лежала к той жизни, которую ему предлагала Ольга. И Ольга поняла это: "Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты спрячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего - не знаю!" Поэтому она бросила Обломова и нашла свое счастье в Штольце. Обломов тоже нашел свое тихое, спокойное счастье в Агафье Пшеницыной. Только она способна дать ему спокойствие, любовь, понимание. Агафья Пшеницына уважает в Обломове ленивого, изнеженного барина, от чего в свое время пытались избавиться Ольга и Штольц.
Мне кажется, что у Агафьи Пшеницыной, Фенечки, Катерины
Сергеевны много общего. Они не стремятся к любви, как к сверхцели, не добиваются ее любыми способами, а ждут, когда она придет сама. Когда к ним наконец-то приходит любовь, они выходят замуж и становятся прекрасными женами и матерями. Ольга Ильинская стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но все же находит человека, который подходит ей.
Я считаю, что И.А.Гончаров и И.С.Тургенев очень удачно показывают нам разные женские образы, разные характеры. И хотя у каждой женщины своя жизнь, свои переживания, их объединяет любовь и желание быть счастливыми.
Задачи и тесты по теме "Женские образы в романах И.С.Тургенева Отцы и дети и И.А.Гончарова Обломов"
- Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку
Уроков: 1 Заданий: 7
- Склонение имён прилагательных женского рода - Имя прилагательное как часть речи 4 класс