Тесты для проверки «остаточных» знаний студентов по курсу «Русское устное народное творчество. Чем отличается миф от сказки? Что делали в праздник Ивана Купалы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

I вариант.

    Сказания, передающие верования древних народов, повествующих о богах и легендарных героях, объясняющие устройство мира, явления природы - это:

а) сказка, б) легенда, в) миф, г) предание.

    Мифы создавались для:

а) собственного развлечения,

б) объяснения устройства мира,

в) зла и коварства,

г) добра и справедливости.

    Фольклор – это:

а) вымысел,

б) одухотворение природы,

в) устное творение народа,

г) затейливость.

    Жанры устного народного творчества:

а) повесть, роман,рассказ,

б) трагедия, комедия,

в) баллада, стихотворение, поэма,

г) сказка, пословица, поговорка.

    Какие формы сказок повествуют об обыденной жизни людей:

а) волшебные,

б) фантастические,

в) о животных,

г) бытовые.

    Какая из особенностей не характерна для волшебной сказки:

а) чудесные события,

б) быт людей,

в) наличие волшебных предметов,

г) любимое число – три.

7. На чём построена любая сказка?

а) на добре, б) на интересных событиях, в) на вымысле, г) на знаниях.

8. Запишите 3 сказки о животных?

9. Легенда – это:

г) произведение УНТ, повествующее о событиях приключенческого или бытового характера с участием волшебных, фантастических сил.

10. Какой из жанров малого фольклора характеризуется как краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль.

а) загадка, б) предание, в) поговорка, г) пословица.

11. Какой тематикой объединены данные пословицы?

«Любишь кататься - люби и саночки возить»,

«Без труда не вынешь рыбку из пруда»,

«Что посеешь, то и пожнёшь».

а) об учении, б) о труде, в) о человеческих взаимоотношениях, г) о родине.

12. Как вы понимаете определение «иносказательный смысл»?

б) прямой смысл.

в) двоякий смысл,

г) непонятный смысл.

13. Поэтическое, замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека-это:

а) устное народное творчество,

б) волшебная сказка,

в) загадка,

г) поговорка.

14. Данное выражение «За двумя зайцами..» является:

а) поговоркой, б) пословицей, в) загадкой, г) прямым вопросом

16. «Как снег на голову…». Что это?

Тест по теме «Миф и фольклор» 5класс.

II вариант.

    Кто такие эллины?

а) боги, б) древние греки, в) создатели мифов, г) учёные.

    Вождь и хозяин древнегреческой мифологии:

а) Геракл, б) Перун, в) Прометей, г) Зевс.

    Миф-это:

а) устный народный рассказ исторического характера,

б) устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо,

в) повторяющееся устойчивое выражение,

г) сказания, передающие верования древних народов, повествующих о богах и легендарных героях, объясняющие устройство мира, явления природы.

    Сказка берёт начало в…:

а) в загадке, б) в мифе, в) пословице, г) в поговорке.

    Наличие присказки, зачина, концовки характерны для:

а) сказки, б) мифа, в) легенды, г) предания.

    К какому виду сказок относится сказка «Белая уточка»?

а) приключенческая,

б) о животных,

в) бытовая,

г) волшебная.

    Нарушение какого-либо запрета или похищение кого-либо - это особенность какой сказки?

а) фантастической,

б) о животных,

в) волшебной,

г) бытовой.

    С помощью какого приёма не может быть построена загадка?

а) олицетворение,

б) сопоставление,

в) прямое сравнение,

г) анализ.

    «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.» Что это?

а) пословица, б) загадка, в) поговорка, г) анекдот.

10. «Как снег на голову…». Что это?

а)поговорка, б) пословица, в) загадка, г) миф.

    Поговорка – это..:

а) краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль,

б) короткий устный рассказ исторического характера,

в) часть суждения, не имеющая вывода, заключения,

г) художественный приём в речи.

    Художественный приём в речи, когда неодушевлённый предмет или явление природы изображаются как живые – это…

а) сопоставление,

б) олицетворение,

в) звукоподражание,

г) загадка.

    Какой тематикой объединены данные пословицы?

«Не зная броду, не суйся в воду»

«Не в свои сани не садись»

а) об учении, б) о труде, в) о человеческих взаимоотношениях, г) о не о своём деле.

14. Как вы понимаете определение «иносказательный смысл»?

а) переносный (тайный) смысл,

б) прямой смысл.

в) двоякий смысл,

г) непонятный смысл.

    Не имеет назидательного (поучительного) смысла:

а) сказка, б) пословица, в) поговорка.

    Ремарка – это:

а) весёлое драматическое произведение, вызывающее смех,

б) разговор двух или нескольких лиц,

в) перечень действующих лиц,

  • Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
  • Развивать образную память, творческое мышление;
  • Развивать способности владения точным выразительным языком;
  • Воспитывать чувство уважения к русскому наследию, русскому фольклору.

Оформление: плакаты: "Добро пожаловать к нам на праздник", "Устная народная поэзия - это бессмертная поэзия", "Русский фольклор", "Колыбельная", "Игры", "Дразнилки", "Считалки", "пестушки-потешки". Плакаты с изображением праздничных русских нарядов.

При входе в зал дети выбирают заранее подготовленные жетоны (цветок, солнышко). Таким образом дети делятся на 2 команды.

Ход занятия

Мы пришли сюда, чтоб скуку разогнать,
Мы пришли повеселиться, поиграть,
Вместе с вами хором песенки попеть,
На забавы, на потехи посмотреть.

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы продолжаем знакомство с русским народным творчеством или с русским фольклором. Давайте вспомним, что такое русский фольклор? (Сказки, загадки, пословицы, поговорки, игры, пестушки, дразнилки, считалки т.д.).

Сегодня мы с вами проведем игру-викторину "По страницам русского народного фольклора".

Конкурс 1 "Нет, без загадки не прожить".

Что такое загадка? (Это задачка, которую нужно решить.Это поэтическое описание предмета, главных его черт.)

1. С утра на ногах,а куда идут, сами не знают.(башмачки)

2. Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)

3. В жарком лете я стою, шапкой зиму достаю. (гора)

4. Сколь ни езди, ни ходи, тебе конца тут не найти.(земля)

5. Все лето стояли, зимы ожидали, дождались поры, помчались с горы.(санки)

6. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.(сом)

7. Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)

8. Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)

9. На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)

10. Без рук, без ног, а в гору лезет. (тесто)

11. Серое сукно тянется в окно. (сумерки)

12. Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

Кто из вас знает, что такое пословица? (Пословица-это жанр фольклора, краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.)

Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой и образной.

Сейчас мы узнаем, знаете ли вы пословицы.

Конкурс 2. "Усек с полуслова".

Продолжить следующие пословицы и поговорки.

Баба с возу: кобыле легче;

На Бога надейся: сам не плошай;

Каков поп: такой приход;

Один в поле:не воин;

Дома и стены:помогают;

Дом вести:не рукавом трясти;

По одёжке встречают:по уму провожают;

С миру по нитке: голому рубашка;

Не красна изба углами:красна пирогами;

Поздно встанешь:мало сделаешь;

Мир освещается солнцем:а человек знанием.

Конкурс 3. "Знаешь ли ты пословицы?".

Подбери пословицу к тексту.

Игорь проиграл Борису партию в шахматы и, вместо того, чтобы признать себя побежденным, стал горячиться, доказывать, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут).

В школе перегорел предохранитель и свет погас. Один ученик возился минут 10, ничего у него не вышло. Тогда подошел член кружка юных техников и через полминуты свет загорелся. Какая пословица подходит к этому случаю? (дело мастера боится)

Света села делать уроки, но увидела в окно подруг и попросила у своей мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело-гуляй смело. Делу время- потехе час.)

Долго не заходили к Алеше в больницу его новые приятели. Зато друг, с которым Алеша был знаком с самого детства, пришел навестить его в первый же день. Какую пословицу вспомнил Алеша? (Старый друг лучше новых двух).

Конкурс 4 "Бой скороговорок".

Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто - то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет,
Тот очко своей команде непременно принесет.
Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит.
Тот, кто меньше ошибется, то в бою и победит!

  • Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон;
  • Сшила Саша Сашке шляпу;
  • Пекарь Петр пек пироги;
  • Хвала халве;
  • Варвара варила, варила, да не выварила;
  • Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

Выходит бабушка - рассказушка:
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: "Приходи!"
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.

Дети слушают аудиозапись русской народной сказки. (Вариант: под русскую народную мелодию дети слушают сказку бабушки - рассказушки)

Конкурс 5 "Ох, уж эти сказки".

Сказки знают все. А знаете ли их вы, сейчас проверим. Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.

"Журавль стук - стук носом по тарелке. Стучалстучал - ничего не помогает" (Лиса и журавль)

"Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?" (Теремок)

"Не садись на пенек, не ешь пирожок" (Маша и медведь)

"А лиса сидит и приговаривает:"Битый небитого везет"" (Волк и лиса)

"Зашел Иван Царевич в топкое болото. Смотрит, сидит лягушка:" (Царевна - лягушка)

"Мышка пробежала, хвостиком махнула:"

"Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел:" (Волк и семеро козлят)

"Мужик, я тебя заломаю. Не ломай меня, медведушка:" (Мужик и медведь)

Конкурс 6 "Сочини сказку".

Детям предлагается самим сочинить сказку(любую). Можно это сделать это в качестве домашнего задания. Далее одному из команды предлагается побывать в роли бабушки - рассказушки и рассказать сочиненную сказку. (на этот конкурс отводится 6 минут. Оценивается и сама сказка и качество рассказывания)

Мы продолжаем нашу игру. К нам пришли гости и я хотела бы попросить их встать в круг и сыграть песню из весеннего обряда.(Гости в русских народных костюмах)

Весна - красна, на чем пришла?
На сохе, бороне, на кобыле - вороне.
Ой вы, жаворонки жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье
Первое - коровье, второе - овечье,
Третье - человечье!

Обратите внимание на костюмы наших певцов. В русской одежде преобладают два цвета красный и белый, как символы солнца и света. А когда наступал праздник, тут уже было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним. А как вы думаете, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых? Да, и подтверждением тому была исполненная сейчас песня. Это было детям весело и нетрудно. У детей сложился свой особенный вид народного творчества, под названием детский фольклор.

Как вы думаете, что входит в этот раздел?(считалки, дразнилки, загадки, игры, гляделки, жалелки и т. д.)

Конкурс 7 "Сосчитай - ка".

Какая команда вспомнит больше считалок.

Вот и подошла к концу наша игра - викторина.

Сейчас мы подведем итоги, а пока я хочу, чтобы вы ответили на вопросы:

Узнали ли вы что- то новое?

Эпиграф к нашему занятию "Устная поэзия народа - это бессмертная поэзия". Согласны ли вы с этим? Почему?

Итоги, награждение.

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и понимаем слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы.

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческого; б) латинского; в) английского; г) русского.

а) поэт; б) летописец; в) певец-сказитель; г) народ.

4. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору :

а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) сказка; ж) легенда; з) поговорка.

5. Что такое пословица:

а) образное сочетание слов;

б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;

в) законченное высказывание назидательного содержания.

6. В чём различие пословиц и поговорок:

а) в меткости и образности высказывания;

б) пословица – законченное суждение, поговорка – часть суждения.

7. Сказка (жанровое определение )- это….

а) сказание о богатырях.

б) краткое изречение, содержание правила житейской мудрости.

в) небольшая история фантастического характера.

8. Виды народных сказок :

а) волшебные, бытовые, о животных, растительном мире и о неживой природе;

б) волшебные, реалистические, сентиментальные;

в) волшебные, бытовые, о животных.

9. Композиция народной сказки состоит из:

а) присказка, зачин, основная часть, концовка.

б) зачин, основные события, присказка, концовка.

в) зачин, присказка, концовка

10. Особенности сказок о животных:

а) волшебные силы, помогающие героям.

б) главные герои похожи на людей (разговаривают, одеты, как люди)

в) герои ведут себя естественно как в природе.

11. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки:

а) волшебные; 1) цель сказки – весело и поучительно рассказать о проделках животных,

показать пороки и достоинства;

б) бытовые; 2) задача сказки – испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами;

в) о животных . 3) цель сказки – рассказать о необычном происшествии; действие происходит

в обычной обстановке.

12. Укажите постоянный эпитет:

а) красна девица; б) зеленая трава; в) серое небо.

13. Как называется эта композиционная часть сказки?

а) Стали жить да быть – на славу всем людям;

б) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у царя было три сына.

14. Назовите сказку и определите, к какой группе она относится:

Та тотчас подхватила Ивана- царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась –всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало.

15. Продолжите ряд постоянных эпитетов, встречающихся в сказках о животных:

медведь – неповоротливый; лиса – …… заяц - …… волк -……

16. Назовите малый фольклорный жанр:

а). Ходит сок по лавке, г) Потягунюшки,порастунюшки!

А дремота по избе, Роток-говорунюшки,

Ищет-поищет деточку мою, Руки-хватунюшки

Где найдет.тут и спать укладет Ноги-ходунюшки

б) Ленка- пенка д) Шли сорок мышей

Голая коленка Несли сорок грошей,

Пошла через мостик Две поплоше

Потеряла хвостик Несли по два гроша.

в) А у нас во дворе е) Зимою греет,

Поросенок рылся Весною тлеет,

И нечаянно хвостом Летом умирает,

К небу прицепился. Зимой оживает

17. Назовите малый фольклорный жанр по данному определению:

а) Жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу нужно найти ответ.

б) Мудрое изречение, в котором заключен опыт всего народа.

в) Песни, под которые укачивают младенца.

г) Ритмические фразы или стихи, в которых повторяются одни и те же звуки.

е) Шутливые стишки, которыми родители сопровождают первые игры с ребенком.

ж) Образные выражения, точно описывающие какую- либо ситуацию или свойство человеческого

характера, не имеющие завершенности.

18. Перечислите волшебные предметы, встречающиеся в русских народных сказках:

________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

19. С какими злыми силами борются герои волшебных сказок?

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

20. Вставьте в текст пропущенные слова:

В __________ царстве, в ________________ государстве жил – ________ богатый купец,

именитый человек. Было у того купца _______ дочери, все ________ _____________ писаные.

Вот собирается тот купец по своим торговым делам за море, за___________ земель, в _________

царство, в ___________________ государство.

Подивилася она такому чуду_____________ , диву____________ , порадовалась своему цветочку аленькому, заветному и пошла назад в палаты свои дворцовые.

И прошло тому немало времени: скоро ____________ сказывается, да не скоро ________ делается.

И поздравили жениха с невестою, и все слуги верные, бояре великие и кавалеры ратные, и стали

жить да _____________. И там я _______ , ___________ пил. Вот и _______________ конец.

Вопросы и задания ко всей теме Фольклор Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повество­вания, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былин­ного героя от героев исторической песни? Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вы­мышленных происшествиях с историче­скими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, на­родные песни используют обычные для былин приемы: повторы (“Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою…”), по­стоянные эпитеты (красное золото), вос­клицания-обращения (“Ой вы гой еси…” или “Ах ты гой еси…”).

Былинный герой-богатырь создан на­родной фантазией. Читатель не пытается связать его облик и судьбу с конкретным историческим лицом. В исторических песнях герои всегда подлинные. Тут воз­можны некоторые вольности и неточнос­ти, но все равно в основе исторической песни лежат события с реальными участ­никами.

Изложите сюжет выбранной вами историче­ской песни. Какое событие стало в ней централь­ным,

кульминационным? Как вы это определили?

Песня “Правеж” рассказывает о спра­ведливом суде Ивана Грозного; песня “Петра I узнают в шведском городе” опи­сывает “разведку” царя в столице враж­дебного ему государства.

Можно пересказать каждую из них, обя­зательно используя приемы, характерные для фольклорного произведения. “Пра­веж” воспроизводит лишь один эпизод, а в песне о Петре I более заниматель­ная для пересказа история: есть завяз­ка - описание сборов для тайной поезд­ки в чужие земли, сами странствия по “Стекольному государству”, узнавание царя, успешное его бегство от преследова­телей.

Все эти этапы нужно передать как мож­но ближе к тексту песни. Кульминация - успешная разведка Петра I: “Не купчинушка по городу гуляет”. Здесь использо­ван характерный для фольклора оборот - отрицательное сравнение.

Подготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).

Для выразительного чтения можно под­готовить не всю песню, а один из ее фраг­ментов.

Часто для подготовки выразительного чтения используют фрагмент, изображаю­щий бегство Петра I от преследователей.

Можно начать со слов: “Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь…” - и до кон­ца песни.

В этом небольшом фрагменте не только рассказ о событиях, но и включенные в этот рассказ обращения: Петра к крестья­нину, к матросам и солдатам на судне и “погони” к царю. Весь эпизод должен чи­таться стремительно, а обращения рассе­кают его на части и при этом только уси­ливают темп повествования.

Глоссарий:

  • Сравните текст одной из исторических песен с былиной Какие элементы
  • изложите сюжет выбранной вами исторической песни
  • Золотая карета
  • Художественные особенности русских былин
  • правеж песня сюжет

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Сопоставьте стихотворения И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, Е. М. Винокурова. Какие чувства выразили поэты, обратившись к былинным моти­вам и сюжетам? Почему эти чувства столь...
  2. Какое из стихотворений произвело на вас наиболее сильное впечатление? Почему? Прочи­тайте стихотворение наизусть. Каждый выбирает стихотворение по своему вкусу. Часто это “Стансы” Пушки­на и “Вечерний...

Вариант 1

  1. Дайте определение фольклора.
  1. К жанрам фольклора относится:

А. Былина Б. Рассказ В. Частушка Г. Роман

  1. Дайте определение былине.
  1. Главными героями былин являются:

А. Вольга Б. Алёша Попович В. Иван – царевич Г. Илья Муромец

  1. К художественным приемам былины относятся:

А. Постоянные эпитеты Б. Метафора В. Гипербола Г. Мораль

  1. Какой художественный прием былины используется в следующих строках:

С горы на гору конь поскакивает,

С холма на холм добрый конь попрыгивает.

Он ведь реки-то, озера меж ног пропускал,

Он синие моря-то кругом обскакивал…

  1. Дайте определение жанра сказки.
  1. Какие из перечисленных персонажей являются героями народных сказок:

А. Кай Б. Кощей Бессмертный В. Аленушка Г. Дюймовочка

  1. Какое первое задание своим сыновьям дал царь в сказке «Царевна - лягушка»
  1. Кто не является героем сказки «Царевна - лягушка»:

А. Василиса Премудрая Б. Синдбад В. Царь Г. Кощей Бессмертный

  1. Дайте определение пословицы.
  1. Распределите предложенные пословицы и поговорки в две группы «Слово», «Трудолюбие и лень»: Терпение и труд все перетрут. Не везде сила, где уменье, а где и терпенье. Слово не воробей, выпустишь - не поймаешь. Сказанное словцо - серебро, несказанное - золото. В мелких словах и большое дело утопить можно. Золото познаётся в огне, а человек - в труде. Коня узнают в езде, а человека - в труде.
  1. Отгадайте загадку и дайте определение этого жанра:

Толст, морщинист, два клыка

Он похож на старика.

Он на льду лежит - и что ж?

Не мёрзнет толстокожий...

Сначала как солнце - оранжево-яркий.
Становится пухом - пушистым и мягким.
Как облачко белый, и лишь дуновенье,
Развеется сразу в одно лишь мгновенье

  1. Перечислите признаки пьесы.

Итоговый тест по литературе за 1 четверть.

Вариант 2

1. Дайте определение фольклора.

2. К жанрам фольклора относится:

А. Стихотворение Б. Народная драма В. Сказка Г. Очерк

3. Дайте определение былине.

4. Главными героями былин являются:

А. Вольга Б. Иван – царевич В. Добрыня Никитич Г. Илья Муромец

5. К художественным приемам былины относятся:

А. Троекратные повторы Б. Ирония В. Гипербола Г. Олицетворение

6. Какой художественный прием былины используется в следующих строках:

Как в сторону махнет – так тут улица,

А в другую отмахнет - переулочек

А. Постоянный эпитет Б. Зачин В. Троекратный повтор Г. Гипербола

7. Дайте определение жанра сказки.

8. Какие из перечисленных персонажей являются героями народных сказок:

А. Снежная Королева Б. Кощей Бессмертный В. Василиса Премудрая Г. Белоснежка

9. Какое второе задание своим сыновьям дал царь в сказке «Царевна - лягушка»

А. сшить скатерть Б. испечь хлеб В. Приехать на пир Г. Соткать ковер

10. Кто не является героем сказки «Царевна - лягушка»:

А. Василиса Премудрая Б. Иван-царевич В. Царь Г. Морозка

11. Дайте определение песни.

12. Распределите предложенные пословицы и поговорки в две группы «Слово», «Трудолюбие и лень»: Терпение и труд все перетрут. Не везде сила, где уменье, а где и терпенье. Слово не воробей, выпустишь - не поймаешь. Сказанное словцо - серебро, несказанное - золото. В мелких словах и большое дело утопить можно. Золото познаётся в огне, а человек - в труде. Коня узнают в езде, а человека - в труде.

13. Отгадайте загадку и дайте определение этого жанра:

Первый слог простой предлог.
Слог второй звериный рот.
Если слово ты прочтёшь
Быстро в бездну упадёшь!

Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни черненьких галчат

14. Перечислите признаки пьесы.




Рассказать друзьям