Учебно-методические материалы и разработки по изо по фгос скачать бесплатно. Методическая разработка по изобразительному искусству Творческая работа по изобразительному искусству

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

СБОРНИК ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Камышлов, 2016

Составитель: Валуева Анастасия Юрьевна студентка 4 курса, специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», сборник творческих заданий по изобразительному искусству как средство развития креативных способностей учащихся 3 класса, – 2016. – 11 с.

Руководитель: Болотова Е.Ю., преподаватель.

Сборник включает в себя творческие задания по изобразительному искусству как средство развития креативных способностей учащихся 3 класса.

© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016

Оглавление

Пояснительная записка

1 класс

Пояснительная записка

Сборник творческих заданий разработан на основе требований ФГОС и способствует развитию креативной личности младшего школьник, а именно творческого мышления.

Данный сборник представляет собой подбор творческих заданий, направленных на развитие креативных способностей. Задания разделены на классы и группу заданий. Каждый блок задания поделен еще в соответствии с уровнем знаний обучающихся.

1. Тренировочные задания;

2. Частично – поисковые задания;

3. Творческие задания

Листая сборник можно увидеть следующие условные знаки:

задания для одаренных детей

задания для детей с ОВЗ

Данный сборник может быть использован педагогами по изобразительному искусству, педагогами дополнительного образования в области изобразительного искусства, во внеурочную деятельность, студентами, родителями.

Материалы сборника могут представить интерес для педагогов начальной школы и студентов педагогических колледжей при прохождении производственных практик

3 класс

    Тема: «Музеи в жизни города»

Изобрази художественный музей России

    Дорисуй

    Изобрази музей, с помощью:

Цветных карандашей Гуашью или акварелью + пальчики

    Создай красочный, выразительный художественный литературный, исторический музей

    Тема: «Картина – особый мир. Картина пейзаж»

Изобразите пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением

    Дорисуй:

    Изобрази:

Зимний пейзаж с помощью акварели Горный пейзаж с помощью гуаши + ватных палочек

    Создай яркий, красочный осенний пейзаж, с помощью акварели, гуаши, ватных палочек, цветных карандашей, фломастеров, мелков и т.д.

    Тема: «Картина – портрет»

Создайте портрет кого либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрета

    Дорисуй

    Изобрази:

Портрет, с помощью восковых мелков Портрет, с помощью гуаши + губки

    Создай портрет или автопортерт, с помощью акварели, гуаши, ножниц, цветной бумаги, кусочки ткани, пластилин и т.д.

    Тема: «Картина – натюрморт»

Создайте натюрморта с ярко выраженным настроением

    Дорисуй

    Изобрази натюрморт

С помощью гуаши С помощью гуаши + ватные палочки

    Создай натюрморт, с помощью акварели, гуаши, ватных палочек, губки и т.д., передавая настроение

    Тема: «Картины исторические и бытовые»

Изобразите сцену из своей повседневной жизни в картинах бытового жанра

    Дорисуй

    Изобрази

Бабушка вяжет носки, с помощью акварели Мама шьет платье с

и гуаши + ватные палочки помощью акварели и гуаши + губка

    Создай сцену из своей повседневной жизни в картинах бытового жанра, с помощью акварели, гуаши, ватных палочек и т.д.

    Тема: «Скульптура в музее и на улице»

Создай фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры

    Создай фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры, с помощью акварели, гуаши, ватных палочек и т.д.

Лекция 2.3.6 Содержание и формы организации внеклассных занятий по изобразительному искусству

1.Общая характеристика внеклассной работы по ИЗО.

Кружок

Факультатив

4.Экскурсии, беседы, лекции

5.Арт-студия

Общая характеристика внеклассной работы по ИЗО.

Внеклассная работа по ИЗО преследует в основном те же цели, что и учебные занятия. Виды и формы внеклассных мероприятий могут быть весьма разнообразными: конкурсы, викторины, творческие мастерские, кружки, студии и др. Особенностью внеклассных занятий является то, что имеются широкие возможности для поиска эффективных методов и средств приобщения учащихся к художественному творчеству.

Традиционные уроки ИЗО могут быть дополнены системой углубленных занятий по одному из видов искусства и разнообразными праздниками, фестивалями, смотрами, конкурсами, олимпиадами искусств, школьными выставками, концертами, спектаклями и т.д. Большой популярностью в последнее время пользуются факультативы и курсы по выбору (эликтивные). Важное место в системе форм организации внеклассных мероприятий занимают коллективные посещения школьниками музеев и выставок искусства с последующим их обсуждением.

Развитию интереса и любви к изобразительному искусству способствует и выступление приглашенных в школу художников, посещения художественных выставок, мастерских художников.

Как известно, для нормальной работы кружка необходим кабинет или мастерская изобразительного искусства с комплексами методических пособий, таблиц и натурного фонда.

2. Кружок - наиболее распространенный вид внеклассной работы.

Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий.

Но кружковые занятия имеют свои особенности:

1.Это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью.

2. Структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.


Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т.д.

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее количество учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т.д., при организации различных оформительских работ в своем классе, отряде, звене.

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование рисовальных материалов, и метод работы.

  • 5. Восприятие произведений искусства. Анализ произведений искусства. Значение искусства в жизни человека. Крупнейшие художественные музеи.
  • 6.Краткий обзор методов преподавания изобразительного искусства.Обучение рисованию в древности и в эпоху средневековья. Вклад художников Возрождения в методику преподавания изобразительного искусства.
  • 7. Обучение рисованию в учебных заведениях России в 18-19 веках.
  • 8. Совершенствование методов преподавания рисования в советской школе. Передовой педагогический опыт художников-педагогов и его роль в художественном воспитании детей.
  • 11. Художественное воспитание школьников. Цель, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
  • 12.Сравнительный анализ программ по изобразительному искусству (авторы в.С. Кузин, б.М. Неменский, б.П. Юсов и др.), структура и основные разделы программы. Виды, содержание программ, тематизм.
  • 14. Принципы планирования занятий. Календарное тематическое, иллюстрированное планирование по изобразительному искусству в 1-4 классах
  • 15. Особенности планирования уроков изобразительного искусства в 1 классе.
  • 16. Планирование уроков изобразительного искусства во 2-ом классе.
  • 17. Планирование урока изобразительного искусства в 3 классе
  • 1. Объясните значение слова.
  • 2. Кроссворд “Угадай ключевое слово”.
  • 1. Игра-пантомима “Живые скульптуры”.
  • 2. Игра «Лучший экскурсовод».
  • 22. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству. Организация работы факультативов по изобразительному искусству. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 1. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству.
  • 2. Организация работы факультативов по изобразительному искусству.
  • 3. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 23. Диагностика индивидуальных психологических особенностей учащихся. Методика проведения изо – тестов и контрольных заданий.
  • 24. Развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов. Дифференциация и индивидуализация обучения изобразительному искусству.
  • 25.Оборудование занятий по изобразительному искусству. Художественные техники и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства в начальных классах
  • 26. Психологические и возрастные особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детских, учебных и творческих работ»
  • 27. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства в 1 – 4 классах. "Альбом учителя".Технологии педагогического рисования. Методика педагогического рисования.
  • 28. Демонстрации, выполняемые учителем на уроках художественного труда. Методика показа.
  • 30. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика обучения учащихся 1-4 классов в системе терминов и понятий по изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе.
  • 1. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству.

    Внеклассные занятия привлекают разнообразием своих форм и видов все больше учащихся. Нередко выявляются художественно-одаренные дети.

    Виды внеклассной работы по ИЗО для учащихся начальных классов :

      рисование с натуры, по памяти и по представлению; выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм; выполнение декоративных композиций (сюжетно-тематический натюрморт, орнамент); выполнение декоративных композиций-импровизаций; моделирование и художественное конструирование изделий из бумаги (бумагопластика); лепка;художественная роспись; аппликация; работа с тканью; -работа с природными материалами.

    Основными формами внеклассной работы по изобразительному искусству с детьми являются кружки, факультативные занятия, беседы, доклады, кинофильмы, домашнее рисование, рисование учащихся по ИЗО, выставки.

    Кружок – Наиболее распространенный вид внеклассной работе по изобразительному искусству. Занятия в кружках являются как бы продолжением классных занятий. Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов и т.д.

    Факультативные занятия дают широкие возможности для эстетического воспитания школьников. Эти занятия должны вызывать интерес учащихся к занятиям живописью, рисунком, гравюрой, керамикой, к изучению истории искусств. Факультативные занятия носят ярко выраженный проблемный характер. Они рассчитаны на активность и самостоятельность учащихся в восприятии материала, в выполнении заданий.

    Экскурсии углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками. Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

    Беседы. Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал.

    Лекции, доклады. Л екция значительно отличается от обычных лекций высшей школы: она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с небольшими паузами, которые заполняются собеседованием. Лекция применяется в том случае, когда надо дать обобщенный материал о целой эпохе, направлении в искусстве, о жанре, о технике и технологии материалов (в живописи, графике, керамике, чеканке по металлу).

    Кинофильмы. Тема кинофильма по изобразительному искусству должна соответствовать учебной программе. При выборе фильма учитывается возраст учащихся. Просмотр каждого фильма сопровождается специальной беседой. Кинофильмы могут быть посвящены также технике изобразительного искусства.

    Домашнее рисование учащихся. Особенно сложной формой внеклассного руководства является наблюдение за домашней работой учащихся. Педагогу необходимо регулярно просматривать, кроме домашних заданий, еще и рисунки учащихся, выполненные ими по собственной инициативе. Это даст ему возможность сохранить творческий подход школьников к работе, направлять ее и оберегать от влияния дурного вкуса, фотографичности, натурализма.

    Выставки. Участие в выставке, выступление с докладом на вечере искусства, право написать объявление о предстоящем конкурсе на лучший детский рисунок - все-это является эффективным средством поощрения детей, пробуждает интерес к искусству, художественным занятиям.

    УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

    Рабочая тетрадь для работ по изобразительному искусству 1-4 класс\ авт.-сост. Е.В. Буянова.

    Тетрадь для самостоятельных работ составлена в соответствии с требованиями программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.:В2сб.\Под ред. В.В. Воронковой.-М.:Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2013.-сб.1,-304с.

    Предложенные задания помогут учащимся 1-4 классов закрепить и проверить знания по изобразительному искусству, а учителю позволяет сформировать у обучающихся умения самостоятельно ориентироваться в задании, формировать выводы,

    Предназначена учителям курса «ИЗО», педагогам специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов.

    ВВЕДЕНИЕ

    Предлагаемая рабочая тетрадь представляет собой практическое пособие для учителя. Предназначена для индивидуальной работы обучающихся по курсу «Изобразительное искусство» в сопровождении и под руководством учителя.

    Рабочая тетрадь содержит упражнения, вопросы и задания составленные по принципу доступности и предназначенные для самостоятельного поиска ответов учащимися ориентированием их на конкретный учебный материал.

    Предложенный материал значительно облегчит процесс обучения, поможет закрепить изученное, научить последовательно и системно делать выводы, обобщать, социально адаптироваться, сформировать устойчивый интерес к предмету.

    Учитель может использовать рабочую тетрадь для проверки знаний, умений и навыков.

    1.Художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

    (методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)

    Рисование сюжетное по замыслу

    «Посмотрим в окошко»

    Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.
    Предварительная работа. Экскурсия по школе с остановками возле всех окон и рассматриванием «видов» через видоискатель - картонные или деревянные рамки (пустые) разной формы и величины. Рассматривание иллюстраций в детских книжках, изобра­жающих разные домики с окошками, например: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Козлятки и волк», «Три поросёнка».
    Чтение чистоговорки Г. Лагздынь с договариванием детьми строчек из одинаковых слогов:
    На-на-на-на-на-на-на!
    Смотрит кто-то из окна!
    Не-не-не-не-не-не-не!
    Кто же там торчит в окне
    Ни-ни-ни-ни-ни-ни-ни!
    Эй, цветок не урони!
    Но-но-но-но-но-но-но!
    Мы отправились в кино!
    Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну!
    Тучи спрятали луну.
    Ны-ны-ны-ны-ны-ны-ны!
    Как темно-то без луны!
    На-на-на-на-на-на-на!
    Машет мама из окна!
    Материалы, инструменты, оборудо­вание. Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, цветные карандаши.

    Содержание занятия.
    Учитель читает детям рассказ «Окно»
    - На этой стене - окно, а на той стене - рама с картиной. Окно - тоже рама с картиной.
    Картина за окном больше, потому что там двор, за двором - огород, за ним -дорога, за дорогой - поле с зелёной тра­вой, а сверху - голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака.
    И на картине тоже есть небо и облако. Всё время это облачко стоит на одном месте.
    В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и машет мне рукой.
    Через раму картины ничего не видно.
    Самая лучшая рама с картиной - наше окно. Всё в нём живое: и куры, и наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно.
    Выполнение детьми практического задания.

    2.Говорящие цвета.
    Вопросы и задания.
    Вспомни, какие «говорящие» цвета ты уже знаешь? Покажи их на палитре и подбери подходящие предметы (картинки): лимонный - лимон... А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и подбери на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы. (Фиолетовый или иначе - сливовый.) Как ты думаешь, слово «малиновый» произошло от слова «малина» или наоборот? Как лучше сказать про лимон - жёлтый или лимонный? А как точнее? Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Жёлтый цвет - чистый, без примесей, а лимонный получается, если жёлтый слегка смешан с зеленым; жёлтый - тёплый, а лимонный - холодноватый.) Какие ещё «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать «вкусными»? Нарисуй «вкусные» картинки.

    3.Игра-упражнение «Цвета радуги»

    Прочти внимательно стихотворение Т. Белозерова «На радуге»:

    Не во сне, а наяву – что же здесь такого?

    Я на радуге живу, в домике лиловом.

    Выбегаю поутру в бежевых сапожках,

    Ем в сиреневом бору алую морошку.

    С листьев падает роса в темно-синей чаще,

    Филин желтые глаза на меня таращит.

    Там, где свищут соловьи в закоулках бора,

    Пробираются ручьи к розовым озерам,

    Машет белка за кустом фиолетовым хвостом,

    Белорыбицы плывут под вишневый мостик…

    Я на радуге живу, приходите в гости!

    Какие цвета упоминаются в стихотворении? выбери эти цвета.

    4.Упражнение «Угадай и нарисуй деревья»

    Попробуй отгадать загадки о деревьях и нарисовать эти деревья:

    В белом сарафане стала на поляне,

    Летели синицы, сели на косицы.

    Что же это за девица: ни швея, ни мастерица,

    Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

    Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,

    Но в отличие от ёлки опадают те иголки.

    лиственница

    5.«Инопланетяне»

    Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

    Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

    6.«Разноцветная лесенка»

    Вариант 1

    Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек.

    Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

    7.Раскрась правую половину елки с игрушками так же, как раскрашена левая.

    8. Найди на картинке максимальное количество фруктов и ягод круглой формы.

    9.Задания – опознание изображений.

    10. Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

    11. Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

    12. Попробуйте нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.

    13.«Дорисуй картинку» . В этом задании нужно придумать, на что похож рисунок, дорисовать его и раскрасить по-своему.

    14. Диктант

    У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный. Всё ходит по цепи кругом

    15. Раскрась рисунки согласно времени года.

    17.Упражнение: «Слушаем и рисуем»

    Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

    Матрешек будем рисовать:

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Всех больше первая матрешка:

    Зеленый сарафан, кокошник.

    За ней сестра - вторая,

    В жёлтом платье выступает.

    Третья меньше второй:

    Сарафанчик голубой.

    У четвертой матрешки

    Рост поменьше немножко,

    Сарафанчик синий,

    Яркий и красивый.

    Пятая матрешка -

    В красненькой одежке.

    Всех запомнить постарайся,

    За рисунок принимайся!

    18.Упражнение: «Нарисуй по рассказу»

    Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

    В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

    19. Основные цвета

    Характеристика цвета

    Инамова Шохсанам Зафарбековна
    Учебное заведение: школа № 34 города Намангана
    Краткое описание работы: Урок расчитан на 45 минут для четвёртого класса. Целью урока является не только научить рисовать подводных жителей, но и дать короткую информацию о мифах и легендах, ознакомить с подводными жителями, с местом обитания подводных жителей. Развить мышление учащихся, наблюдательность, умение делать выводы, рисовать изображение рыб и других обитателей использовав геометрические фигуры.Научить просто так восхищаться красотой окружающей нас природы,любить и беречь природу.Привить интерес к изобразительному искусству.

    Сергазина Бибигуль Жусуповна
    Учебное заведение: КГУ "ПДЦСО" акимата СКО г.Петропавловск
    Краткое описание работы: Учить детей рисовать нетрадиционными способами, учить дополнять изображение деталями (рисование методом оттиска, рисованием пальчиками). Закреплять умения детей рассказывать стихотворение по опорной схеме. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать

    Хамантова Галина Юрьевна
    Учебное заведение: МБУДО "Полазненская детская школа искусств"
    Краткое описание работы: В работе раскрывается тема взаимодействия творческих коллективов преподавателей и учителей изо на уровень самообразования, приведены планы и формы работы творческого объединения преподавателей художественных дисциплин "Вдохновение" с 2014 года

    Зайцева Лилия Николаевна
    Учебное заведение: МБОУ ООШ №12
    Краткое описание работы: На первом уроке нового учебного года мы обратимся к теме под названием «Пейзаж нашей Родины. Мой любимый город Муром.» У каждого из вас есть уголки природы, местечки, где вам приходилось бывать и которые остались в ваших воспоминаниях.



    Рассказать друзьям