Уроки рисования для детей воскресной школы. Программа по рисованию

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема: «Крест Господень».

Урок 1–2.

Цели: Формирование представления о Кресте Господнем, как орудии спасения.

Теоретическая часть.

Знакомство с формой православного креста, крестами другой формы.

Изображение православного креста, как центра декоративной композиции к празднику Воздвижения Креста Господня.

Анализ декоративных элементов, которые можно использовать для завершения композиции.

Практическая часть.

1-й урок: Подготовительный рисунок композиции «Крест Господень»

2-й урок: Завершение работы в цвете.

Материалы: Бумага, карандаш, фломастер, акварельные краски (по выбору).

Тема: «Праздничная открытка».

Цели: Развитие кругозора, формирование представлений об истоках славянской культуры (письменности, книгопечатания, шрифта).

Знакомство с плакатной графикой, шрифтовым плакатом.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 3–4. «Буквица» (инициал).

Теоретическая часть.

1) Из истории развития письменности:

История шрифта;

Создатели славянской азбуки св. братья Кирилл и Мефодий.

2) Из истории книгопечатания:

Первые рукописные книги на Руси;

Типография Федорова, первого книгопечатника на Руси.

Анализ формы, орнаментики и цветового решения инициала в рукописных книгах.

Практическая часть.

3-й урок: Выполнение рисунка «буквицы»(инициала) в карандаше.

4-й урок: Орнаментальное решение буквицы, работа в цвете.

Материалы: Бумага, карандаш, линейка, фломастер, акварельные или гуашевые краски (по выбору).

Урок 5. Монограмма.

Теоретическая часть.

Из истории развития письменности.

Виды шрифтов. Старославянская вязь.

Анализ вариантов композиции из нескольких букв.

Практическая работа.

Выполнение рисунка монограммы из первых букв своих имени и фамилии в цвете.

Материал: Бумага, карандаш, фломастер, акварель.

Урок 6. Шрифтовой плакат.

Теоретическая часть.

Из истории плакатной графики.

О композиции шрифтового плаката.

Практическая часть.

Выполнение надписи «С Рождеством Христовым!» церковно-славянским или рубленым шрифтом в цвете.

Материалы: Альбомный лист, карандаш, линейка, фломастеры, гуашь.

Тема: «Православный храм».

Цели: Формирование представлений об архитектуре, ее видах, храмовой архитектуре.

Закрепление знаний по перспективе.

Развитие творческих способностей, пространственных представлений, зрительной памяти.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 7–8. Знакомство с храмовой архитектурой.

Теоретическая часть.

Из истории храмовой архитектуры:

Анализ конструкции и пропорций различных храмовых сооружений.

Из истории нашего храма Рождества Христова.

Анализ конструкции и пропорций нашего храма.

Фронтальная и угловая перспектива куба.

Анализ вариантов композиции рисунка.

Практическая часть.

Выполнение рисунка храма Рождества Христова в карандаше (сбоку, в три четверти или спереди).

Материалы:

Бумага, карандаш, линейка.

Тема: «Красота Божьего мира».

Цели: Формирование эстетического чувства при восприятии живой природы и живописных работ пейзажного жанра.

Развитие репродуктивных навыков и творческих способностей, развитие глазомера, композиционного чувства.

Закрепление навыков в работе красками.

Урок 9. Зимний пейзаж.

Теоретическая часть.

Анализ произведений живописи с зимней тематикой.

Сравнение цветовой гаммы в картинах и природе.

Практическая часть.

Выполнение живописной работы «Зима в лесу» без прорисовки карандашом.

(Под диктовку педагога).

Материалы: Бумага, гуашевые краски, палитра, кисти.

Тема: «Твой небесный покровитель».

Цели: Формирование представлений о небесном покровителе.

Знания о портретном жанре, видах портрета, пропорциях фигуры ангела и деталей его одежды.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 10–11. День Ангела.

Теоретическая часть.

Анализ пропорций фигуры, лица, крыльев, прически, деталей костюма ангела.

Анализ художественных портретов: поплечных, погрудных, поясных и в полный рост.

Анализ вариантов композиции рисунка Ангела (по выбору).

Практическая часть.

9-й урок: Выполнение рисунка Ангела в карандаше.

10-й урок: Цветовое решение рисунка.

Материалы: Бумага, карандаш, фломастер, цветные карандаши, акварель или гуашь по выбору.

Тема: «Праздник Рождества христова».

Цели: Формирование навыков в композиционном решении поздравительной открытки.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 11–12. Праздничная Рождественская открытка.

Теоретическая часть.

Использование знаний и умений в разработке композиции открытки с изображением зимнего фона, храма, ангелов трубящих, праздничной надписи.

Анализ вариантов размещения элементов композиции на листе бумаги.

Анализ цветового решения композиции.

Практическая часть.

Выполнение рисунка открытки в карандаше и цвете.

Использование украшающих элементов (блесток).

Материалы : Бумага, карандаш, акварель или гуашь по выбору, блеск, мишура.

Тема: «Человек – вершина творения Господня».

Цели: Формирование представлений о человеке как вершине Божиего творения.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом.

Урок 13. Фигура человека.

Теоретическая часть.

Закрепление пропорций фигуры человека, фигура человека в движении.

Практическая часть.

Наброски и зарисовки фигуры человека в движении.

Материалы: Бумага, простой карандаш.

Тема: «Защитники земли Русской».

Цели: Формирование представлений о человеке как вершине творения Господня, о героизме как проявлении духовной силы человека, формирование патриотических чувств.

Закрепление пропорций фигуры человека, фигура человека в движении.

Знания из истории Отечества, символики, детелях одежды и снаряжения русского воина.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 14. Праздник «День Защитника Отечества».

Теоретическая часть.

Факты из истории нашей Родины о святых героях: Илье Муромце, Александре Невском, Дмитрии Донском, героях ополчения Минине и Пожарском и др., героях Великой Отечественной войны.

Анализ одежды и вооружения русского воина, обмундирование современных солдат разного рода войск, некоторые виды орудий, транспортных средств (конь, танк, бронетранспортер).

Анализ произведений изобразительного искусства, изображающих богатырей, и на темы гражданской и Великой Отечественной войны.

Анализ вариантов композиции «Защитник Отечества» или «Мой папа (брат) в армии».

Практическая часть:

Выполнить рисунок в цвете фигуры русского богатыря или современного воина с элементами вооружения.

Материалы:

Тема: «Домашний очаг. Семья».

Цели: Формирование понятий о семье, как малой церкви.

Знание особенностей русского деревянного зодчества, интерьера русской избы, дворца.

Знание законов фронтальной перспективы, умение рисовать интерьер во фронтальной перспективе.

Развитие пространственных представлений.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 15. Интерьер – внутренняя часть здания.

Теоретическая часть.

Интерьер русской избы, дворца. Современные интерьеры. Особенности заполнения и оформления интерьера.

Фронтальная перспектива интерьера.

Цвет в интерьере.

Практическая часть.

Рисунок интерьера собственной комнаты (сюжета) во фронтальной перспективе.

Материалы: Бумага, простой карандаш, линейка

Тема: «Праздник Пасхи».

Цели: Формирование благоговейного «пасхального» чувства при вспоминании Воскресения Христова.

Формирование эстетического чувства в выборе композиции поздравительной открытки, ее элементов, цветового решения.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 16–18. Пасхальная открытка.

Теоретическая часть.

О праздновании Пасхи в церкви и дома.

Анализ Пасхальной атрибутики (храм, яички, кулич, пасха, вербочки).

Анализ вариантов композиции открытки с включением интерьера комнаты, атрибутов праздника, ангелов и праздничной надписи.

Практическая часть.

Урок 16: Выполнение рисунка яичка с декоративным орнаментом и буквами Х.В. в цвете.

Урок 17: Выполнение в карандаше композиции рисунка праздничной открытки с включением фронтального интерьера с окном.

Урок 18: Выполнение открытки в цвете.

Материалы: Бумага, карандаш, акварель или гуашь по выбору.

(Программу составила учитель изобразительного искусства

Миненко Ирина Анатольевна)

Рисование.

Рассказывает Мария Масунова-Короткина,
художник, преподаватель рисования в нашей воскресной школе:

В нашей воскресной школе каждую неделю проводятся занятия рисованием для детей от 4-х лет и старше. Время занятий примерно около часа. Как раз столько, сколько нужно мамам и папам что бы принять участие в приходской трапезе и беседе.

Занятия рисованием решают сразу три задачи.

О первой задаче пишет митр. Антоний (Сурожский): У себя мы 38 лет тому назад создали приходскую школу, и она с тех пор растет. Два раза в месяц после Литургии бывает урок; потом детей водят играть в соседний парк, что бы они друг с другом ближе знакомились. Очень важно, что бы они составили семью, которая в будущем будет приходской общиной... Бывают занятия по предметам веры в группах, занятия по рукоделию, спорт, походы. И это создает между детьми отношения, позволяющие им, когда они подрастут и дойдут до возраста, в котором подростки бунтуют против родителей, делиться своими впечатлениями или искать совета и помощи не в школе или на улице, а идти к своим товарищам по лагерю, по воскресной школе, то есть по Церкви, в конечном итоге, - и получать, конечно, совершенно иного рода ответы.

Вторая задача - освободить родителей, что бы они тоже могли учувствовать в приходской жизни, а не только "пасли" своих детей.

И третья, наверное, самая важная задача - развить у детей образное мышление, умение видеть и наблюдать.

Почему именно рисованием, а не другими предметами, чаще всего занимаются с детьми в воскресных школах? Дело в том, что это самый просто и доступный способ развить у детей образное мышление. Ведь одна из задач рисования (независимо от того, кто ты, взрослый художник или ребенок) - изобразить на плоскости трехмерное (объемное) пространство. Это трудно для ребенка, поэтому он, рисуя, обычно не знает, что получится на выходе.
Но рисующие дети по своему развитию отличаются от своих сверстников. Они лучше умеют анализировать и сосредотачиваться. Они учатся наблюдать и видеть предметы и людей не сами по себе, а соотношение этих предметов в пространстве.
Естественно, что рисующим детям приходится обращать внимание на красоту окружающего Божьего мира. Ведь как человек не старался на протяжении многих веков (особенно ХХ века) уничтожить эту красоту, все равно она есть. Я не знаю других, таких приятных и легких способов объяснить маленькому человеку, что в жизни очень важно уметь видеть и наблюдать. Это не значит, что не нужно уметь слушать и общаться, петь или читать… Но все эти умения вместе, наверное, и дают человеку правильную картину мира, в котором есть не только наши мелкие и крупные неприятности, но есть и вещи, которые над нами, которые выше нас. И осознание этого может быть одним из путей, приводящих человека к Богу.
От всех остальных предметов рисование отличается тем, что оно всегда работает на результат. Это очень важно для маленьких детей, потому что они пока еще не понимают, как это можно трудиться и не видеть плодов своего труда. А тут все сразу: поработал 3-4 занятия - и есть успехи. И не просто тебе сказали, что ты молодец, а этот успех можно увидеть и показать другим.
Наверно поэтому практическая психология любит использовать рисование в качестве лекарства от многих неприятностей.
Поэтому все воскресные школы и занимаются с детьми рисованием. Это детям в радость, это им не надоедает, они не устают, ну а о пользе таких занятий я уже сказала.

Есть ли зависимость между тем, что и как ребенок рисует и особенностям и его личности и настроения? Родители разных детей задавали мне примерно такой вопросы. Например, один психолог напугал маму тем, что если рисунок в черных и коричневых тонах (мрачный), значит что-то не в порядке или с ребенком, или в семье. Дорогие мамы и папы, не верьте! Вначале проверьте, как лежат краски у вашего малыша. Понаблюдайте: может он просто не может дотянуться до ярких красок или ему лень это делать? Может быть, не хватает света, а когда рисуешь в темноте, все становится чернее и мрачнее? Можно назвать и много других самых разных бытовых, но никак не психологических причин. Поэтому, пожалуйста, не анализируйте рисунки ваших детей с точки зрения психологии. Это заведомо неверная оценка. Сами психологи говорят, что их критерии не применимы к художникам. А ведь все наши дети художники. Поэтому психоанализ тут просто не применим.
Поясню это еще одним примером. Если сравнить цветовую гамму Рембрандта и Пикассо, то получится, что Пикассо - светлый, радостный и добрейшей души человек, а Рембрандт - мрачный и угрюмый человеконенавистник. Но ведь на самом деле все наоборот. В живописи черным и коричневым цветом можно выражать добро и радость, а красным и желтым испортить настроение.

Пускай дети рисуют, как рисуют.

Это их восприятие мира, их личное отношение с ним. И очень важно помнить, что мы со своим взрослым восприятием можем помешать ребенку, если начнем говорить ему, что он рисует неправильно и непохоже. Рисовать "похоже", он просто не умеет (этому долго надо учится), а как правильно, порой мы и сами не знаем. Поэтому, пока у детей есть желание рисовать, надо предоставить им эту возможность. Сейчас они это делают с радостью, а пройдет какое-то время, они станут взрослее и все больше и больше начнут обращать внимание на реакцию окружающих людей и подстраиваться под то, "что другие скажут". И тогда ребенок перестает рисовать, он говорит, что не умеет, боится, ему становится неинтересно. Это происходит со всем детьми, и ничего тут не поделаешь. Начинается подростковый возраст с другими интересами и проблемами. Начинается взросление. И тут уже нет места детскому рисованию с вечными "принцессами, машинами-танками" и сказочными персонажами. Это значит - детство закончилось.

Группы Д-2 и Н-1.

Педагог : Соболева Мария Львовна

Программа предмета по выбору:
Художественно-изобразительный кружок

Художественное образование — один из важнейших способов развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала.

Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника — создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Занятия художественным творчеством в Воскресной школе тесно связаны с уроками Закона Божия и церковным календарем. Так же предлагаются темы близкие детям 5−8 лет (например: зимний пейзаж, домашние питомцы).

Цель предмета

Развитие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве, предоставление свободы для художественно-творческого решения общей учебной задачи.

Задачи

  1. Закрепление материала, изученного на вероучительных предметах.
  2. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
  3. Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.
  4. Формирование на занятиях эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и сотоварищества, постепенное втягивание детей в осознание темы, совместный диалог, рассуждения и т. д.
  5. Установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой), привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).
  6. Использование метода оформления интерьера класса работами детей, оформление выставок.
  7. Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д. ).
  8. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.

Тематическое планирование

  1. Моя семья
  2. Осенние цветы. Рисуем астры.
  3. Осенний пейзаж. Аппликация из цветной бумаги
  4. Покров Пресвятой Богородицы. Декоративное рисование. Украшаем узорами платок
  5. Животный мир. Работа с бумагой
  6. Натюрморт — фрукты
  7. Домашние любимцы. Лепим из пластилина
  8. Рождество: Ангелы явившиеся пастухам. Работа с бумагой.
  9. Домашние животные
  10. Волхвы. Аппликация
  11. Святки, катание на санях
  12. Гирлянда из снежинок
  13. Елочные украшения к Рождеству
  14. Рисуем пейзаж Рождественская ночь
  15. Снежинки (декоративное рисование).
  16. Крест Декоративное рисование
  17. Рисуем крупой. Зимний пейзаж
  18. Тема доброты — портрет доброго человека
  19. Сретение Господне Птенцы голубиные, аппликация с использованием шерсти.
  20. Дружба — портрет моего друга
  21. Наш храм. Рисуем красками
  22. Открытка подарок для папы
  23. Открытка подарок для мамы
  24. Первые весенние цветы
  25. Пасхальные узоры (роспись яиц)
  26. Пасхальная открытка.
  27. Пасхальный подарок (коллективная работа)
  28. Обобщающее занятие

Литература

  1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1 — 4 кл. /Скребцова М. А. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Дрезнина М. Г. «Каждый ребёнок — художник». М., 2002
  3. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
  4. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа «. М., 2006
  5. Шалина Л. С. Уроки для самых маленьких /Л. С. Шалина //Юный художник. — 1991. — № 6. — с. 45.

Согласовано Утверждаю

_________________ ________________________

Настоятель храма Директор воскресной

Рождества Христова учебно-воспитательной группы

с.Иловай - Рождественское храма Рождества Христова

протоиерей Сергий Баев с. Иловай - Рождественское

«__»__________2015 года Мещерякова Екатерина Юрьевна

«__»__________2015 года

Рабочая программа

дополнительного образования

«Изобразительное искусство»

(начальная ступень)

п. Первомайский

Пояснительная записка

Искусство – Божий дар людям. Оно соединяет нас с Богом тогда, когда мы стремимся постигать его духовным взором: в Боге, истине и красоте. Красота и гармония мира, переданная художником в произведении, заостряет внимание человека, заставляет задуматься о Творце мироздания в его целостности и многообразии.

Программа «Изобразительное искусство» составлена на основе программы общеобразовательной школы, с учетом особенностей и традиций христианской православной веры.

Художественное образование – один из важнейших способов развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала.

Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Изучение программы по изобразительному искусству направлено на овладение элементарными навыками художественного письма, получение знаний о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира, что способствует не только художественно-эстетическому образованию, но и духовно-нравственному развитию ребенка. Хочется отметить духовно-нравственную направленность , так как помогает формированию личности ребенка средствами духовного искусства.

Рассчитана программа на один года обучения в объѐме 28 часов.

Программа «Изобразительное искусство» направлена на достижение следующих целей и задач.

Цель : развитие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве, предоставление свободы для художественно-творческого решения общей учебной задачи.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    Закрепление материала, изученного на вероучительных предметах.

    Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.

    Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.

    Формирование на занятиях эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и сотоварищества, постепенное втягивание детей в осознание темы, совместный диалог, рассуждения и т.д.

    Установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой), привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).

    Использование метода оформления интерьера класса работами детей, оформление выставок.

    Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).

    Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.

Занятия изобразительным искусством помогают формированию нравственности и познания христианской культуры, укреплению веры в Бога, умению увидеть и познать красоту окружающего мира как творения Божия, приобщить к миру искусства, познакомить с произведениями живописи и иконописи, художниками и иконописцами. Занятия тесно связаны с уроками Закона Божия и церковным календарем.

При организации учебно-познавательной деятельности по изобразительному искусству уместно использовать различные методы работы: словесные; наглядные; практические; проблемно-поисковые.

Занятия по изобразительному искусству сопровождаются беседами о любви, сострадании, уважении и милосердии к людям, помощи больным, слабым, заботы о ближнем, о добре и зле.

Наряду с учебными занятиями программой предусмотрены выставки, праздники (Рождество, Пасха и др.), конкурсы, в ходе которых дети имеют возможность получить дополнительные знания о народных традициях.

При освоении программы «Изобразительное искусство» должны быть достигнуты следующие результаты обучения и воспитания.

Предметные результаты.

Воспитанники должны знать:

    основы цветоведения, композиции;

    ведущие элементы изобразительной грамоты: линия, штрих, тон в рисунке и в живописи;

    понятия: линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

    отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства.

Воспитанники должны уметь:

    передавать настроение в работе;

    передавать на бумаге форму и объем предметов, соотносить их в пространстве и в соответствии с этим – изменять размеры;

    выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

    владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал.

Личностные результаты:

    проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

    проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

    проявлять способность к эстетической и нравственной оценке произведений искусства,

    оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

    творчески откликаться на события окружающей жизни;

    умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов, отведенное на изучение темы

Теоретических

Практических

Введение. «Наш удивительный мир»

Создание человека. Рисунок «Бабочка».

Рождество Богородицы. Рисунок осеннего пейзажа акварелью.

Покров Пресвятой Богородицы. Декоративное рисование. Украшаем узорами платок.

Закон Божий и дела людей. Рисунок «Добрые дела людей».

Библейские персонажи. Рисование положительных персонажей.

Слово – дар Божий человеку.

Вводится Дева во храм. Рисунок зимнего пейзажа акварелью.

Ангел и ангельский мир. Изготовление ёлочной игрушки «Ангел».

. Рисование натюрморта.

Рождество Христово. Рисунок- пейзаж «Рождественская ночь»

От Рождества до Крещения Господня. Зимний пейзаж «У реки».

Сретение Господне. Рисунок маленького птенчика.

Прощеное воскресение.

Евангельские п ритчи. Рисунок на тему одной из притч.

Благовещение Пресвятой Владычицы. Рисунок «Первые весенние цветы»

Вход Господень в Иерусалим. Рисование веточки вербы

Пасха – великий праздник. Пасхальные узоры. Роспись яиц.

Храмы. Фрески.

«День славянской культуры и письменности». Рисунок буквы.

Основное содержание программы

    «Наш удивительный мир» (1 час)

Теория. Бог в природе. Что сделал непостижимый Бог, чтобы явить Себя людям .

Практическая часть. Рисунок мира по представлению.

    Создание человека (1 час)

Теория. Человек – венец творения. Душа человека. Жизнь первых людей в Раю. Забота людей о живой природе и всем мире.

Практическая часть. Рисунок «Бабочка». Райский сад на крыльях бабочки с одной стороны, осень – с другой.

    Рождество Богородицы (1 час)

Теория. Предание о рождении Девы Марии. Богородичные иконы. Разнообразие цветовых оттенков.

Практическая часть. Рисунок осеннего пейзажа акварелью.

    Покров Пресвятой Богородицы (1 час)

Теория. История праздника Покров Пресвятой Богородицы.

Практическая часть. Декоративное рисование. Украшаем узорами платок.

    Закон Божий и дела людей (1 час)

Теория. Дарование Закона. Как жить по заповедям Божиим?

Практическая часть. Рисунок «Добрые дела людей»

    Библейские персонажи (2 часа)

Теория. Жизнь людей после грехопадения. Положительные и отрицательные персонажи Библии.

Практическая часть. Рисование положительных персонажей.

    Слово – дар Божий человеку (2 часа)

Теория. О молитве. Слово Божие и слово человеческое .

Практическая часть. Оформление краткой молитвы орнаментом по древнерусским мотивам.

    Вводится Дева во храм (1 час)

Теория. Пресвятая Богородица как предначалие Нового Завета. Рассказ о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Практическая часть. Рисунок зимнего пейзажа акварелью.

    Ангел и ангельский мир (2 часа)

Теория. Кто такие Ангелы-хранители? Значение цвета в православии.

Практическая часть. Изготовление ёлочной игрушки «Ангел».

    (2 часа)

Теория. Пост - это труд, но труд радостный. Виды поста.

Практическая часть. Рисование натюрморта.

    Рождество Христово (2 часа)

Теория. Рождество как живописный сюжет. Рождество Христово в русской живописи.

Практическая часть. Рисунок- пейзаж «Рождественская ночь»

    От Рождества до Крещения Господня (2 часа)

Теория. Святки. История празднования Святок на Руси. Крещение Господа в Иордане. Крещенская вода и ее чудесные свойства.

Практическая часть. Зимний пейзаж «У реки»

    Сретение Господне (1 час)

Теория. История праздника. Народные обычаи и приметы на Сретенье. Цветовая гамма.

Практическая часть. Рисунок маленького птенчика.

    Прощеное воскресение (1 час)

Теория. Прощеное воскресение – как мост, ведущий к Великому посту. Масленица. Предметный ряд в натюрморте как выражение смыслового начала.

Практическая часть. Рисование натюрморта «Блинная трапеза»

    Евангельские п ритчи (2 часа)

Теория. Что такое притча. Композиционные приёмы в выделение главного и второстепенного.

Практическая часть. Рисунок на тему одной из притч.

    Благовещение Пресвятой Богородицы(1 час)

Теория. Благовещение - один из самых распространенных сюжетов русского иконописания.

Практическая часть. Рисунок «Первые весенние цветы»

    Вход Господень в Иерусалим (1 час)

Теория. Вербное воскресенье. Смысл праздника. Разнообразие оттенков в окружающей действительности.

Практическая часть . Рисование веточки вербы

    Пасха – великий праздник (2 часа)

Теория. Праздников праздник и торжество из торжеств . История праздника. Разнообразие форм предметов окружающей действительности. Зависимость размещения узора от формы предмета.

Практическая часть . Пасхальные узоры. Роспись яиц.

    Храмы. Фрески (1 час)

Теория. Понятие храма. Значение храма в православии. Архитектура и символика храма.

Практическая часть. Графическое решение архитектурного облика храма.

    День славянской культуры и письменности (1 час)

Теория. Учителя словенские Кирилл и Мефодий. Славянский язык – богослужебный язык Церкви. Декоративность цветового решения в композиции.

Практическая часть. Рисунок буквы.

В работе используются различные нетрадиционные техники рисования.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности:

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Информационное и материально-техническое

обеспечение учебно-воспитательного процесса

Для успешного преподавания необходимы определенные условия:

    наличие учебного кабинета, учебной доски;

    наличие необходимых технических средств: компьютер, медиапроектор;

    наличие учебных пособий: иллюстрированный материал , репродукции икон и картин художников;

    видеозаписи, диски;

    инструменты и материалы: цветные и простые карандаши, кисти, ножницы, клей, акварельные краски, пастель, гуашевые краски, восковые мелки, бумага акварельная, цветная бумага, картон.

Учебная литература для педагога

    Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1 – 4 кл. /Скребцова М. А.. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

    Шалина Л. С. Уроки для самых маленьких /Л. С. Шалина //Юный художник. – 1991. - № 6. – с. 45.

    Виноградова Г. Уроки рисования с натуры: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1980.

Учебная литература для воспитанников и родителей

    Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. – СПб., 2005.

    Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002

    Барило О.С. Православие для детей. – Кострома, 2002.

    Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1977.

Форма контроля и оценки достижений воспитанников

Приоритетную роль в оценке результатов по программе «Изобразительное искусство» выполняют такие формы контроля и оценки, как представление творческих работ на выставках к праздникам, а также участие в различных конкурсах.

В программу обучения входит:
-живопись (техника работы с красками);
-рисунок (техника работы с карандашом);
-прикладное творчество (поделки ручной работы).

Специальная программа обучения позволит легко развить навыки рисования и мелкой моторики, творческие способности и креативное мышление ребенка. Программа формирует интерес к творчеству.
Она развивает воображение, фантазию, эмоциональную отзывчивость.
Гармонизирует ребенка (перевозбужденного – может успокоить, заторможенного – «разбудить»).
Помогает тренировать внимание, память, мышление как таковое, а также, трудолюбие и самостоятельность.
Формирует навыки изобразительной деятельности.

На каждом уроке мы узнаем что-то новое, разгадываем загадки, беседуем. ТАЛАНТ ЕСТЬ В КАЖДОМ РЕБЁНКЕ! ГЛАВНОЕ — ЕГО ПРАВИЛЬНО РАЗВИТЬ!

Очень часто после урока я слышу от родителей: “Не может быть! Дома мой ребенок ТАК не рисует! Да он же не умеет! Это Вы за него нарисовали)))” НЕТ! Я не рисовала. Просто когда ко мне на урок приходят маленькие ученики — я вижу в них взрослого человека, абсолютно талантливого, я искренне ВЕРЮ в их способности, а самое главное никогда не забываю, что КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК УМЕЕТ РИСОВАТЬ. Надо только немного помочь ему раскрыться.

Ругать или не ругать ребенка за неудачу? За то, что у него что-то не получилось? ХВАЛИТЬ!!! Мы ругаем, потому-что они не оправдывают НАШИ ожидания. Вполне вероятно, что ребенок приложил ВСЕ СВОИ усилия, а у него просто не получилось…. А мы сразу думаем, что не старался и начинаем ругать. В итоге отбиваем полностью желание продолжать делать что-либо дальше. И вырабатываем боязнь делать ошибки. К ошибкам ребенка надо подходить по другому!!! Не нужно выплескивать свое негодование, свою усталость после тяжелого рабочего дня, злясь на неоправданное ожидание!!! Что же нужно делать? Нужно сначала отметить все ЛУЧШЕЕ в данной работе, что сделал ребенок. Не может быть, что ВСЁ плохо. Обязательно есть что-то хорошее. И Вы, как опытный и взрослый человек должны это увидеть и показать, похвалить ребенка. И вообще, малыш видит, то что он изобразил, совсем не так как мы. Здесь не может быть никаких штампов. Наоборот, в маленьком художнике нужно развивать индивидуальность, а не так, если рисуем что-то,то у всех должно быть все одинаково. Каждый человек, даже самый маленький имеет право выражать свои мысли по-своему.

В нашей изостудии мы стараемся следовать именно этому.

А самое главное- никогда не занимайтесь с малышом творчеством, если у вас нет настроения. Дети эмоционально очень восприимчивы: ребенок не будет рисовать, если не чувствует вашей увлеченности. Одна девочка очень часто напевает во время рисования, выражая тем самым полет своей души. Да и некоторые родители тоже не могут усидеть, стремятся внести свои поправки в рисунки детей, особенно папы. На открытии воскресной школы состоялась наша первая выставка работ. С 7 по 14 октября рисунки детей находились на выставке в детском саду № 25 г. Липецка. В настоящее время планируются новые выставки. Посмотрите наши работы – двух одинаковых у нас нет!!!



Рассказать друзьям