Усадьба Чернышевых в Яропольце: фото, как добраться? Специализированная реставрационно-проектная компания.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Недалеко от древнего российского городка Ярополец , что в окрестностях Волоколамска , располагалась усадьба, которую в свое время по праву называли «Русским Версалем » Это бывшее поместье Чернышевых .

Здесь тишина и запустение. Парадный вход в усадьбу обрамлен живописными башнями. Дом полуразрушенный, но поставлена новая крыша - похоже на вялотекущую реставрацию. Окна первого этажа забраны решетками, двери закрыты наглухо. Такие же грустного вида флигеля и служебные постройки виднеются рядом. Зданием можно полюбоваться через забор. Этого вполне достаточно для впечатлений, особенно если путешествуешь с детьми: травмоопасно.

Про Чернышевых и усадьбу

Кто такие Чернышевы? Это интересно, поэтому немножко истории.

Началась его история с конца семнадцатого века, когда в 1684 году царевна Софья пожаловала обширное ярополецкое имение со всеми окрестными селами Петру Дорофеевичу Дорошенко - бывшему украинскому гетману. Петр Дорофеевич прожил в имении последние четырнадцать лет жизни и был похоронен недалеко от своей усадьбы.

После его смерти имение отошло к его сыновьям, которые поделили наследство, и в 1717 году один из наследников мятежного гетмана продал свою половину Григорию Петровичу Чернышеву .

Первый из Чернышевых, Григорий Петрович, удивительная личность. Предки его носили фамилию Чернецкие и были поляками. Григорий служил в денщиках у Петра Первого. Царь его жаловал, особенно за успехи во время шведской кампании. Григорий Петрович стал кавалером ордена святого Андрея Первозванного, сенатором и графом. В 1717 году он купил половину вотчины Ярополец.

У него был сын Захар Григорьевич (1722—1784 гг.), генерал-фельдмаршал, известный полководец, бравший Берлин в 1760 году. Карьера его была еще более блистательной: зачислен в гвардию уже в 13 лет,в 19 лет - капитан, в 20 - посол в Вене, позже - участник войны за австрийское наследство, Семилетней войны с пруссаками, в 36 лет - генерал-поручик. При Екатерине II пожалован в генерал-аншефы, управлял Военной Коллегией, был генерал-губернатором Белоруссии. В 1782 назначен московским главнокомандующим и градоначальником Москвы (получается, один из предшественников Лужкова!) . В соответствии с «Учреждением об управлении губерний Всероссийской империи» создал структуру губернских государственных учреждений, провел подбор чиновников, осмотр зданий присутственных мест, разграничение территорий со смежными с Московской губерниями (Тверской, Смоленской, Владимирской, Рязанской). 4 октября 1782 объявил о торжественной церемонии «открытия Московской губернии». Деятельность Чернышева получила одобрение императрицы, в октябре 1782 она изъявила свое «благоволение за успех в делах». При Чернышеве был произведен ремонт стены Китай города, вдоль Ка-мер-Коллежского вала выстроены 15 застав с караульными помещениями. Построенный Чернышевым дом на Тверской улице был после его смерти выкуплен казной и стал официальной резиденцией высших чинов московской администрации.

Но был и такой момент, когда казалось, что карьера этого замечательного человека резко оборвалась. В 1762 году З.Г.Чернышев неожиданно подал в отставку после того, как увидел, что в "фавор" попали безвестные братья Орловы, а он, как ему показалось, был обойдён вниманием новой императрицы. Впрочем, через два года вновь был принят на службу и обласкан, но благодаря этой отставке возник «Русский Версаль».

Захар Григорьевич - самолюбивый человек, выразил свои неудовлетворённые амбиции в ансамбле создании роскошного дворцово-паркового ансамбля родового майоратного имения.. Привлечены были лучшие архитекторы Баженов, Казаков и их ученики. В резиденции сановного вельможи был выстроен двухэтажный дворец (в стиле раннего классицизма, с мотивами французского рококо), хозяйственные корпуса; в ансамбль так же вошла уже существовавшая церковь с колокольней.

Строительство усадьбы началось в середине восемнадцатого века (в начале 1760-х годов), и какой-то момент переросло в создание представительской резиденции. В ходе строительства между четырнадцатью селами и деревнями были проложены новые прямые дороги, в самом Ярополче построена барская усадьба с дворцом , храмом, служебными постройками , огромным парком. Центром композиции стала большая площадь перед дворцом, обнесенная каменной стеной с пятью воротами. От ворот в разные концы поместья разбегались лучи проспектов.
На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок , на башнях развевались штандарты Чернышевых , над проездом размещался родовой герб. Дуговые аллеи соединяли двухэтажный дворец с двумя каре хозяйственных корпусов. Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма , несвойственном Подмосковной усадьбе , является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филёнок и оконных наличников с гирляндами и лепными замками. Предположительно, автором проекта являлся ведущий мастер неоклассицизм а того времени — Жан-Батист Валлен-Деламот, автор таких известных зданий в Петербурге, как Академия художеств и Гостиный двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева , брата владельца усадьбы.
Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем »

В 1774 году Чернышев добивается от императрицы указа об учреждении в Яропольце майоратного имения . После этого усадьба не подлежит дроблению, продаже или конфискации и передается по наследству старшему в роду. А в 1775 году Екатерина II самолично посетила подмосковную резиденцию Чернышева в связи с чествованием победы русского оружия в войне с Турцией. В честь приезда императрицы на нижней террасе воздвигли обелиск , облицованный цветными мраморами и гранитом. Государыня осталась довольна, заметив, "что если бы Ераполч был ближе к Москве, выбрала бы его себе ".

В 1787 году пожар уничтожает первоначальное убранство усадьбы. На сохранившихся фотографиях можно увидеть более поздние интерьеры дворца. Среди помещений выделялся «Голубой Зал », в котором размещалась портретная галерея Чернышевых . В отличие от других галерей ее составляли не живописные, а исключительно скульптурные изображения. Члены семьи были увековечены в барельефах работы Ж.-Д. Рашетта и мраморных бюстах Ф.И. Шубина.

Спустя год после пожара, в 1788 году над галереями-переходами к основному объему надстраивается второй этаж, а флигелям пристраиваются, башни с винтовыми лестницами.
Следующее изменение облика усадьбы, согласно хроникам, происходит в конце первой половины XIX века - 1830-1840 годах пристраиваются дугообразные переходы, связывающие дворец со служебными корпусами.

Одна из сестер внучатого племянника фельдмаршала , причастному к декабристскому движению З. Г. Чернышева (1798 - 1826), Софья, вышла замуж за действительного статского советника Ивана Кругликова, которому решением правительственного Сената в январе 1832 года было предоставлено право принять фамилию и герб рода графов Чернышевых. С этого момента Ярополецкое имение числиться за Чернышевыми-Кругликовыми. В июле 1847 года скончалась С.Г. Чернышева. И.Г. Чернышев-Кругликов ходатайствовал об утверждении неделимого имения его супруги за их малолетним сыном Ипполитом. Вскоре, в ноябре 1847 года умирает и сам Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. По достижении совершеннолетия Ипполит становится владельцем и распорядителем всего недвижимого имущества. Деловая переписка с Ипполитом Ивановичем подтверждает его управление имением почти до конца XIX века. Затем Софья Кругликова выходит замуж за Безобразова и до 1917 года усадьбой владели Чернышевы-Безобразовы.




Мебель из усадьбы Чернышева




Судьба внутреннего убранства и коллекций. Все ценные предметы из усадьбы Чернышевых, как и из других усадеб Подмосковья, были вывезены и переданы в Государственный художественно-исторический музей, созданный в 1920г. на территории закрытого Ново-Иерусалимского монастыря. Позднее он стал называться опытно-показательный краеведческий музеем Московской области. Такой как бы музейный колхоз. В декабре 1941 года, в ходе боев под Москвой, саперы дивизии "Райх" взорвали "Новый Иерусалим". При взрывах и пожарах погибла вся музейная экспозиция и большая часть музейных коллекций в фондохранилищах.
Судьба усадьбы. В период с 1920 г. по 1928 г. здесь была сельская больница, а потом - санаторий им. Павлика Морозова. Во время войны усадьба была сильно разрушена, и поэтому больше никак не использовалась. За одним исключением: в 1953 г. на территории усадьбы проходили съемки кинофильма "На графских развалинах".


Про парк и окрес тности

За усадьбой к пруду спускается парк. Только ради него стоило сюда приехать! Широкие аллеи, древнего вида липы, прекрасные разного размера и в разной степени заросшие пруды, протекающая через сад река лама, дальний сосновый лес… В центре парка возвышается гранитный обелиск в честь визита императрицы Екатерины II в 1775 году. (Аналоги: Архангельское, Кусково). Наиболее хоженая тропа с асфальта в парк проходит так, что усадебный дом остается по правую руку.

Постепенно спускаясь по склону, вы услышите усиливающийся звук падающей воды. Откуда же здесь, в парке XVIII века, на совершенно равнинной, тихой речке Ламе мог взяться водопад? Он рукотворный. О нем пойдет речь в другом посте.

Мы решили провести в окрестностях Волоколамска. 100 с лишним километров машинка перенесла довольно бодро, в потоке к ней относились уважительно (или снисходительно), а расход топлива превзошел самые смелые мои ожидания:)

Усадьба Гончаровых в Яропольце - наша первая остановка. Это единственная восстановленная и поддерживаемая в приличном состоянии усадьба в этих краях.
Сейчас все эти здания принадлежат МАИ (Московскому Авиационному институту), а в самой усадьбе открыт дом отдыха со странным ценообразованием: 600 рублей за номер без удобств и 1500 за номер с удобствами. Зато кормят аж трижды в день.

На территории усадьбы живет какое-то нереальное количество котов:

Несмотря на то, что усадьба не заброшена, ходить никуда нельзя - все либо заперто, либо выгонит бдительная вахтерша.
Поэтому едем дальше, буквально в 300 метрах от усадьбы Гончаровых находится усадьба Чернышевых с очень необычной историей. Когда-то родовое имение генерал-губернатора Захара Чернышево считалось богатейшим в Подмосковье и его нередко называли "русским Версалем".
Формально, усадьба, находящаяся на балансе того же МАИ, охраняется, но на деле все ограничивается листком бумаги:

Увы, сейчас от былого величия мало, что осталось - усадьба разорена и находится в запустении. Этому способствовали и революция, и период Великой Отечественной Войны, и, в немалой степени, современное время.

В зияющие проемы вставлены решетки и железные двери, но на большее сил не хватило:

Известно, что Захар Чернышев был сторонником масонских идей, а также страстным поклонником театра. Поэтому, через дорогу от усадьбы он выстроил театр, где крестьяне ставили спектакли. Архитектурный проект здания в стиле переходном от барокко к классицизму приписывают Валлен-Деламоту, первому в России профессору в области архитектуры.

Уже позднее, после смерти Чернышева, его супруга перестроила театр в православную церковь, которая впоследствии стала их фамильным склепом. Церковь, прямо скажем, далека от архитектурных канонов православия:

Внутри даже с учетом многолетнего разрушения и разграбления - фантастически красиво:

Усыпальницу генерал-губернатора вандалы тоже не пощадили - отломали все, что смогли и даже залезли в нее. Скоты:

Говорят, во время Великой Отечественной войны в церковь попал немецкий снаряд, пробил пол, но не взорвался:

За церковью-театром находится колокольня, видимо, построенная уже позже. Сейчас вместо купола ее венчает водонапорный бак:

Такое запустение, конечно, приводит в уныние. Неравнодушные граждане пририсовали к формально висящей табличке "Охраняется государством" кроваво-красный вопросительный знак. Другие надписи неравнодушных граждан показывать нельзя из соображений цензуры:

Возвращаемся в усадьбу. За ней, в былые времена был разбит многоуровневый парк.

Сейчас с трудом можно угадать очертания ухоженного некогда парка:

За много веков деревья выросли, причудливо изгибаясь:

Усадьбу как единый комплекс создал сын Григория Чернышева, о котором я упомянул в .

Граф Захар Григорьевич Чернышев во всех отношениях был личностью выдающейся. Военную карьеру, как тогда практиковалось, начал в Гвардии с тринадцати лет, принимал участие и командовал войсками в ходе многих военных кампаний, руководил взятием Берлина в 1760 году (и взял его) во время войны за австрийское наследство. Как гражданский администратор, был Президентом Военной Коллегии, Наместником престола в двух губерниях Белоруссии после её присоединения к России, губернатором Москвы и Московской губернии. На этих постах он успешно внедрял новые для того времени управленческие и административные технологии. Короче, граф был в фаворе, милостями и наградами Русских самодержцев не обделен. Тем не менее, по-военному прямолинейный, он дважды уходил в отставку с государственной службы. Первое прошение об отставке было в знак протеста против возвышения «безродных» братьев Орловых. Вопреки ожиданиям графа Чернышева, который собирался только «попугать», прошение было принято Екатериной II. Вторая отставка была вызвана служебными трениями с другим фаворитом - графом Потемкиным.

Вот именно во времена этого вынужденного бездействия, правда, непродолжительного, закладывались идеи и проводились основные работы по созданию усадебного комплекса в Яропольце. И именно здесь нашел отражение мятежный дух графа.

Помотавшись в военных походах по Европам, многое повидав, да еще и имея колоссальный административный опыт, граф Захар Григорьевич умел мыслить масштабно. Поэтому проект устройства своего ярополецкого имения создал грандиозный. Комплекс включал в себя, помимо центральной усадьбы, все четырнадцать деревень имения, объединенных системой дорог, парковую зону, в которую входил и прилегающий участок реки Ламы, а так же храмовый комплекс. Но, пожалуй, самое поразительное то, что проект был реализован! О его оценке современниками красноречиво говорит закрепившееся за центральной усадьбой название Русский Версаль.

Русский Версаль - это название происходит от того, что за основу был взят архитектурный стиль раннего классицизма с мотивами французского рококо господского дома и хозяйственных построек центральной усадьбы, элементы декора, структура усадебного парка, характерные для настоящего Версаля. Соответствовало названию и внутреннее убранство господского дома, состоящее, в том числе и из многочисленных трофеев, прихваченных графом Чернышевым во время военных кампаний. Бунтарские замашки графа Чернышева проявились в масонских символах, щедро представленных в декоре как господского дворца, так и Казанской православной церкви. Непосредственное строительство усадьбы в Яропольце по разным источникам приписывают Баженову, Казакову, Жан-Батисту Валлен-Деламоту. И, скорее всего, все они приложили здесь свою руку на разных этапах создания комплекса…

Думаю, излишне говорить, что от всего усадебного комплекса Ярополец Чернышевых сейчас мало осталось: господский дом со следами вяло текущего ремонта (не реставрации, а именно ремонта), запущенный усадебный парк, да грандиозный остов храма Казанской иконы Божьей матери…

Господский дом усадьбы Ярополец Чернышевых в состоянии неспнешного восстановления


Одни из пяти ворот центральной усадьбы (боковые) , через которые мы прошли на территорию после попытки перелезть ограду и слов сторожихи, бабушки-божьего одуванчика, что нормальные люди ползуются воротами


Вид на господский дом усадьбы со стороны парка


Есть в графском парке Стелла в ознаменование визита в усадьбу Ярополец Чернышевых Екатерины II


Храм Казанской иконы Божьей Матери в Яропольце


Есть мнение, что символ Всевидящего ока в равной степени является как масонским, так и христианским...

После 1917 года во дворце усадьбы была устроена больница, а потом дом отдыха имени Павлика Морозова, поэтому хоть как-то усадьба поддерживалась в приемлемом состоянии. Полностью разорен дворец был в октябре 1941 года во время немецкой оккупации. Художественные ценности, собранные графом Чернышевым в ярополецком дворце, после революции в основном перевезены в Новый Иерусалим, где был организован народный музей, который, в свою очередь так же был уничтожен гитлеровцами. Но некоторые немногочисленные ценности сохранились в других музеях.

Усадьба Ярополец Чернышевых расположена в километре от усадьбы Ярополец Гончаровых и разительное отличие их состояния просто режет глаза. Поэтому во времена, когда я там имел место быть, маёвцы на обывательском уровне частенько сокрушались по поводу того, что усадьбу Чернышевых тоже не передают в ведение МАИ. Но вот сейчас, просматривая материалы, я обнаружил информацию о том, что обе усадьбы находятся на балансе института… Выходит, у МАИ силенок не хватило поднять обе… Правда, видно, что какие-то работы по восстановлению ведутся, но сейчас, похоже, именно та стадия, когда невольно думаешь о том, что лучше бы оставили, как было.

Я видел усадьбу тогда же, лет двадцать назад, в один из приездов на базу отдыха института. Очень сожалею, что не довелось заснять виденное: первичный осмотр проводился в сумерках, а следующий день, как это бывает, внес свои коррективы в планы: кажется, мы что-то отмечали. Тогда замок производил действительно сильное впечатление. Он еще не был обнесен глухим железным забором и сквозь железную решетку ограды в темных зимних сумерках угадывались контуры действительно грандиозного, но сильно обветшавшего дворца. Кстати, здесь снимался фильм «На графских развалинах».

Я до сих пор старательно обходил вопрос о приусадебных церквях, надеясь посвятить этому отдельный рассказ, но сейчас пару слов сказать придется. И вот в связи с чем.
Последнее время я с некоторым чувством раздражения отношусь к нытью тех, кто причитает письменно или устно по поводу утраты, разрушения, несохранения будь то самодержавие, социализм, духовные или материальные объекты, занимается обличением, как правило, безадресно или в адрес каких-то абстрактных властных структур. Уверен, что среди этих людей есть авторитетные, объективные специалисты, которые занимаются этим профессионально. Но большинство - дилетанты, оседлавшие этого конька исключительно как дань моде. А после осмотра Казанской церкви усадьбы Ярополец Чернышевых это раздражение переросло в чувство бессильной ярости. Это каким же лицемером и бескультурным выродком нужно быть, чтобы свои воззвания к сохранению культуры выцарапывать на стенах храма, писать краской на мраморном надгробье творца этого шедевра! Я сначала хотел поместить фотографии с этими надписями здесь как упрек всем псевдоборцам, а потом представил, как этот козел с гордостью показывает друзьям на фото и рассказывает, о своем вкладе в дело борьбы за справедливость. Поэтому эти вклады я затер. Хотя, в сети они уже многократно увековечены, к сожалению.

Между тем, Казанская церковь в Яропольце исправно функционировала со дня своего открытия до начала шестидесятых годов прошлого века, когда скончался последний настоятель храма. После этого за бесхозностью, так как РПЦ не озаботилась прислать нового, храм использовался как склад пиломатериалов и для других хозяйственных нужд, пока не был передан в ведение МАИ. В семидесятые годы проводились некоторые реставрационные работы, которые скорее можно назвать консервационными: обновлена крыша, укреплены перекрытия. В 1990 году церковь Иконы Казанской Божьей Матери передали РПЦ, но никаких работ по восстановлению не ведется, хотя у храма есть настоятель . Могу предположить, что храм не восстанавливается РПЦ в силу ненадобности, поскольку рядом, на территории усадьбы Ярополец Гончаровых, уже есть один действующий, давно отремонтированный, хоть и не такой огромный. Зато и содержать его легче. А практицизма и здравого смысла даже в духовной сфере пока никто не отменял.

Анна ★★★☆☆

(24-09-2018)

С учётом предыдущих отзывов ничего не изменилось. Церковь в лесах и огорожена глухим забором, но реставрация вряд ли идёт полным ходом. Бродит некий сторож, но он говорит, что он охраняет не церковь, а усадьбу напротив, а сторож церкви вообще-то есть, но неизвестно где и когда появится. Под забором можно проползти на пузе в щель, если не видят местные мальчишки, которые ревниво замещают сторожа по собственной инициативе. Внутрь церкви не попасть. Единственное, что можно, - заглянуть в щель и сфотографировать, ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

просунув фотоаппарат сквозь решётку.

Константин ★★★☆☆

(18-04-2018)

Центральная часть усадьбы и церковь окружены глухим забором. В парке запустение. На церкви ведутся какие-то работы, стоят леса. Согласно плакату - противоаварийные работы.

Наталья ★★★★★

(30-08-2016)

Грустно из-за состояния строений, но выглядят они даже сейчас очень величественно.
Очень любопытно!

Osen ★★★★★

(3-05-2016)

Ездили 7 марта.Усадебный дом за забором, подойти к нему невозможно. Церковь напротив великолепна, хотя тоже обнесена забором,но поближе подойти все же можно. Это обязательно стоит увидеть!Рекомендую.

Екатерина ★★★★★

(5-10-2015)

Были проездом в октябре 2015 г. Через дырку в заборе попали на территорию. Очень впечатляет. Внутрь храма также залезли. Словами не передать какое количество разнообразных звуков там внутри. Ребенок со словами "приведения" выскочил обратно. Я прошла дальше, но не намного. Уж очень жутко и страшно было от всех этих завываний. Но даже в разрушенном состоянии собор великолепен.

Сейчас вся эта красота находится за забором, но пройти на территорию и в храм и в усадьбу можно. Главное аккуратно. Особенно в храме. то и дело что то отваливается, да и колонны внутри,боюсь, скоро завалятся все почти. Так что пока есть возможность, стоит посетить это место. Очень красиво.

Очень люблю бывать "на графских развалинах" (там снимался одноименный фильм, детский детектив 1958 года). К многочисленным комментариям добавлю, что история с театром, по-видимому, легенда. Во-первых, содержать такой монументальный театр было бы не по силам даже графам Чернышевым. Во-вторых, кто бы в него ходил в такой глуши? Архитектурное решение Казанского храма объясняется тем, что одна половина его планировалась как усыпальница графского рода, а вторая - как собственно церковь.
Как нам стало известно, руины замка Чернышевых также находятся на балансе МАИ. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Поэтому скорой реставрации его ожидать не стоит - вузу такое не под силу.

По тем остаткам, которые сейчас возможно лицезреть, однозначно можно сказать, что эта усадьба была одной из самых величественных в Подмосковье, местный Версаль.
Церковь великолепна даже в нынешнем состоянии. Очень, очень жаль, что ситуация столь плачевна.
Следует совместить посещение Яропольца с Иосифо-Волоцким монастырем. Объекты находятся недалеко.

Очень величественные развалины. Все за забором. Но к храму можно подойти с южной стороны. Внутрь залезть можно только через окно в алтарной части: рисковать не стали - вероятность получить по голове упавшим камнем с потолка очень велика. Жаль, что скоро смотреть будет не на что. Храм до 1966 года действовал. 50 лет хватило для приличного руинирования.

Историю с театром озвучивают, обычно, и в музее. В прошлом годе еще слыхал.Но слишком много противоречий.
Поэтому на том, что сейчас есть и остановимся!. Дыра,
как и раньше, сзади у колокольни. Можно залезть и в храм,со времени последнего посещения упала одна колонна внутри,делайте выводы!Внутри красиво и жутко!Но впечатляет, однозначно.Под усыпальницей Чернышева,в западной части (прислоненная пирамида к стене!), кто то копался!Но барельефы на цоколе хорошо видны! Стоит там побыть, некоторое время, одному и без шума.Если есть воображение, получите массу удовольствия!!! Что бы не привлечь внимание сторожа,
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

он в "основном" здании живет, не ставьте машины перед
забором.Нужно просочиться сразу сзади, тогда будет
больше времени!Здание с курдонером, тоже огорожено
забором, внутри пустота и куча строительных материалов
(сейчас больше!). Вход в парк свободный(к обелиску),
на пруду появились даже лавочки, да и пляжик чистый!
Против "ворот" под аркой(боковых), высится старое дерево,утверждают -около 300 ему яко бы,но старое-однозначно! А у обелиска очень "пьяный" лесок,ну очень странный- в глаза бросается!

Satriani ★★★☆☆

(28-04-2014)

Были в апреле 2014, усадьба и церковь огорожены высоким забором с замком, однако следов реставрации замечено не было. Будьте внимательны все, кто хочет посетить!

Были осенью 2013 года, удалось попасть и в церковь и в усадьбу, церковь - вне всяких похвал, особенно удивительно, что ее внутренние колонны сделаны из дерева (сверху облицовка) и до сих пор без ухода не развалились, к примеру тот же замок Храповицкого сделанный из камня и построенные около 100 лет назад выглядит более хлипковато. В усадьбе, для любителей развалин смотреть особо нечего - самое интересное там, так это подвал с низкими сводами (попасть можно как снаружи в подвал так и в дырку в полу). ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Интерес представляет обелиск в парке и сам парк с завезенными туда деревьями, зимой без листвы очень красивое, но грустное зрелище.

Можно представить, как усадьба выглядела в старые времена, ощутить размах и роскошь построек.
Церковь уникальна, вторую похожую не сыскать, хотя бы потому, что изначально планировался вовсе не храм, а театр -оттого нестандартность архитектуры и внутренней планировки.
Поезжайте - не пожалеете! Удачного путешествия!

точка указана НЕ ВЕРНО, усадьба немного дальше по дороге, мимо не проедете..
-------
проникнуть не составляет труда по инструкции ниже.
в хране есть дыра в подвал, там правда 1 комната и больше ничего, другой проход заывален
--------
в самой усадьбе смотреть нечего, видимо она тоже будет санаторием, внетри новые стены и видно, что разбиты на комнаты, старого вообще ничего не осталось, так что нет смысла даже зализать во внутрь (вход слева через последнее окно)
да и сторожига следит за залезающими! :)
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

-------
стоит после неё спустится вних на старую ГЭС, тк она не действующая то очень красиво смотрится перелив между верхним и нижним озерами (водопад метра 3-4 высотой полукруглый)
снаружи можно еще пару фоток сделать...

Билан ★★★★★

(30-07-2013)

Посетили усадьбу и храм 28.07.13. И там и там вокруг железный забор, но на территорию храма можно попасть через дырку в заборе сзади. А в сам храм через окно спереди. Внутри очень впечатляющие виды, некоторые части пола, колонн и лепнина неплохо сохранились. На территорию усадьбы можно попасть через пристройку и дыру в заборе(справа если смотреть с дороги) либо через ворота, со стороны ГЭС. Однако там живет тетка-охранница, но если с ней хорошо поговорить, и объяснить что бы ломать ничего не собираетесь...продолжение src="/jpg/plus.gif">

а только пофоткаете, она вас не только пропустит но и расскажет много интересного.

Усадьба производит впечатление. Если бы была отреставрирована - безо всякого сомнения это была бы самая значительная усадьба Подмосковья. Очень жаль, что все в упадке. Расположена близко от усадьбы Гончаровых, можно без проблем пешком пройти от одной к другой (можно через парк, а можно по дороге. Со стороны дороги забор глухой, и это портит весь вид. Зимой не проблема, можно залезть на сугроб и сделать фото. Со стороны парка забор решетчатый, подойти можно довольно близко к усадьбе и рассмотреть детали. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Сторожей не обнаружено. Сейчас от усадьбы до обелиска накатана отличная горка для детей и взрослых. Церковь напротив производит тоже очень сильное впечатление - необычная архитектура, большой размер - очень горько видеть, что она разрушается, состояние ужасное - местами детали фасада обвалились, на крыше растут березы. Сзади возле колокольни забора нет, пройти можно, но мы не стали - не хотелось получить кирпичом по голове, рассудили, что без каски на территорию соваться не стоит

Елена ★★★★★

(30-11-2012)

Удивительное место: с озера вид на саму усадьбу загадочный и прекрасный. Посаженные ранее липы (сад с обелиском) создают фантастическую атмосферу. Хорошо бы восстановить данного места - пусть и для нужд жителей Яропольца. Церковь великолепная (но увы процветает вандализм). Странно, что данная церковь в таком состоянии и нет прихода, т.к. я читала, что данный храм в советское время не закрывался и никто его в советское время не ломал.

Сегодня ездили в Ярополец в надежде посмотреть усадьбу,но к сожалению.и усадьба и церковь обнесена высоким забором за которым только верх зданий можно увидеть.Встретили компанию пытавшуюся внутрь попасть,но как они сказали,"бешеная бабка,никого не пускает".Ну а мы уж не стали нервировать сторожиху,ограничились тем что видно сдороги было.Будем надеятся,что всё-таки отреставрируют усадьбу и мы увидим всю красоту.Там ведь действительно есть на что посмотреть.

Развалины живописнейшие и уныния лично я не испытываю.
Дело в том, что помню прекрасно эти места еще с 79-го года - так с тех пор сильней не разрушилось ничего. Значит, еще сто лет простоит. А там, глядишь, научатся потомки реставрировать:)

Андрей ★★★☆☆

(29-08-2011)

Были 28.08.2011. Унылое зрелище. Может быть раньше было и красиво, но сейчас...... Все огорожено железным забором. Теоретически туда попасть можно, но если вы не хотите, чтобы на вас накричала злая женщина (то ли сторож, то ли еще кто то) возьмите экскурсовода в городском музее. Музей в центре города напротив бюста Ленина и Крупской.

Поставил 3, чтобы быть нейтральным. Изначально поехали в усадьбу Гончаровых (она по идее как рядом). Ту мы сразу нашли, а вот до этой так и не дошли. Хотя местные сказали куда и сколько топать. В итоге долшли до какого-то забора, но за ним вообще полное уныние. Искать в конечном счете эту усадьбу больше не стали, только прогулялись по лесу вдоль речки. Об этой подробнее в отзыве про усадьбу Гончаровых.

Кира ★★★★☆

(5-07-2010)

Усадебный дворец со стороны дороги обнесен глухим забором. Вроде ведутся реставрационные работы.
Но вот со стороны "парка" по-моему можно подобраться, там заборчик "прозрачный".

Парк замечательный, долго гуляли, у пруда можно хорошо посидеть.
Церковь очень интересная, в правой ее части усыпальница, правда через окно ее плохо видно -
"В апсиде усыпальницы ещё сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева. Это плоская пристенная пирамида, высотой около 4 метров, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами. На цоколе, как на пьедестале покоится база (нижняя часть) колонны, на которую был водружён чёрный мраморный саркофаг."

На мой взгляд, этот объект представляет гораздо больший интерес, чем усадьба Гончаровых, которая привлекает лишь тем, что там бывал Наше Всё.
За усадьбой замечательный парк, а перед правым крылом главного здания стоит мраморная ванна (точнее, половина). Достаточно интересный экспонат!
Церковь, хоть и разрушена и, похоже, не восстанавливается (на 07.09.08), представляет собой редкий для Москвы и области образец архитектуры, более свойственный для северной столицы.

Были 6.09.2008. Сама усадьба - все те же руины и запустение. Напротив церковь Казанской божьей матери - увы! почти разрушена.

Стоит пойти за усадьбу пройти по парку, подивиться на заросший парк (см. фото) и выйти на остатки одной из первых электростанций: рукотворный водопад редкое зрелище в Подмосковье.

Алексей ★★★★★

(28-12-2006)

Был в ноябре 2006 года. В усадьбе идут работы по восстановлению. Сделали перекрытия из железных балок, в окна поставили решетки. На территории постоянно живет сторож. Очень интересно, что там будет через годик.

Саша ★★★★★

(28-12-2005)

Сейчас в усадьбе Гончаровых открыта Казанская церковь - не побоюсь этого слова, шедевр архитектуры конца XVIII века.
А еще близ усадеб, которые стоят почти друг напротив друга, находится ярополецкая плотина, сооруженная на реке Ламе в 1980-х для сохранения прекрасного леса на этих землях. Это место настолько красиво, что туда специально приезжают новобрачные.
Ярополец - место уникальное. Вы ощутите это,когда пройдетесь неторопливо по булыжным дорожкам, хранящим легкие шаги Александра Сергеевича...

По решёткам в первом этаже "дворца", сравнительно новой кровле и начатой было кирпичной ограде по колено можно догадаться, что во время оно планировалось это всё отреставрировать. Но не сложилось. На церкви, кстати, действительно очень редкой для православных храмов (алтарь-то должен быть на восток от входа) конструкции даже есть проржавевшая доска "памятник архитектуры. Охраняется государством". Пыльно. С потолка осыпается штукатурка. В двух местах провалились подклеты. Дети с шумом бегают по кафельному полу. Мерзость запустения. И парк тоже заброшен.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

В путеводителе сказано, что на территории регулярного парка, окружающего дворец, сохранился обелиск, поставленный в память о посещении усадьбы Екатериной II в 1775году (мы не видели). Даже сейчас, в развалинах, просматривается грандиозность сооружения, действительно размах, с которым когда-то все было здесь построено. Напротив усадьбы – такая же по размахам, величественная Казанская церковь. По оригинальности композиции я пока не встречал ничего более интересного.Два объема, предела, перекрытые высокими куполами, украшенные орнаментами. Между ними общий притвор с колоннами и изящным портиком. Кажется это тоже дворец, театр – а не просто церковь. Над портиком еще можно разглядеть герб владельцев усадьбы – храм когда-то был родовой усыпальницей

  • по 7 на страницу
  • по 25 на страницу

Согласно археологическим данным, небольшой населенный пункт Ярополец, который насчитывает около полутора тысяч жителей, возник примерно тысячу лет назад. В летописях «Книги ключей Волоколамского монастыря», датируемых 1551 годом, его название упоминается как Ерополчь.

Общая информация

Казалось бы, это ничем не примечательное селение, расположенное в пятнадцати километрах от Волоколамска на территории Московской области, не должно было интересовать историков и туристов. Но на самом деле нет. Оказывается, с этим местом связано невероятное количество переплетений судеб замечательных людей и событий. Впервые оно упоминается в летописях, датируемых 1135 годом. Тогда на правом берегу Ламы был укрепленный пункт князя Ярополка - сына Владимира Мономаха, воевавшего с Новгородом. Некоторые специалисты считают, что именно от него и пошло название села, хотя версий по этому вопросу достаточно много.
Долгое время уездный Ярополец принадлежал Иосифо-Волоцкому монастырю. Впоследствии его выкупил Иван Грозный, сделав любимым местом для царской охоты.

Находящийся в двадцати верстах от Волоколамск на реке Ламе Ярополец в семнадцатом веке являлся и собственностью царя Алексея Михайловича. Согласно документам, здесь была государева вотчинная контора и небольшой зверинец при имении. Согласно преданиям, самодержец часто приезжал сюда и очень любил это место. Впоследствии, уже в годы правления государя Петра Великого, имение было подарено гетману Петру Дорошенко. Произошло это в 1684 году. Именно здесь он в 1698 году умер и был похоронен.

Достопримечательности

С селом Яропольцем связываются также имена Натальи Гончаровой и А. С. Пушкина. Здесь находилась фамильная усадьба тещи великого поэта, куда, по свидетельствам историков, он приезжал несколько раз в гости. И после революции Ярополец не был предан забвению. В начале двадцатого столетия местные крестьяне собственными силами выстроили здесь на реке Ламе гидроэлектростанцию. Сюда приезжал В. Ленин, претворявший в то время в жизнь свой план ГОЭЛРО. Его сопровождала Н. Крупская и некоторые соратники по партии. Интересно, что выстроенная неграмотными крестьянами ГЭС и сегодня находится в рабочем состоянии.

В Великую Отечественную в районе села Ярополец проходили сильные бои за Волоколамское направление, которое открывало путь на Москву. Многочисленные укрепления, ДОТы и братская могила, в которой похоронены державшие оборону кремлевские курсанты, сохранились до сих пор.

Сегодня сюда организуются экскурсионные туры. Больше всего посетителей интересуют имение Гончаровых и усадьба Чернышевых в Яропольце. Фото, описание, историю и многие интересные факты, связанные с ней, мы представим в данной статье.

Оба этих культурных памятника неразрывно связаны и переплетены с историей государства Российского. Имение Гончаровых более или менее сохранилось. Сегодня в нем расположен ведомственный дом отдыха московского авиационного института. Но вот заброшенная усадьба Чернышевых оставляет самые тяжелые впечатления. Именно о ней и попробуем рассказать подробно. Ведь с именами многих известных людей связана сегодня заброшенная усадьба Чернышевых в Подмосковье.

Как добраться из Москвы

До этого удивительного исторического места можно легко доехать в любую погоду. Где находится усадьба Чернышевых в Яропольце, знает каждый местный житель. Тем, кто собирается осматривать достопримечательности этого городка самостоятельно, можно с сесть на электричку в направлении Волоколамска. Она отправляется каждый день в восемь утра. Доехав до Волоколамска, нужно пересесть на автобус 28-го маршрута на Лотошино. Он в Яропольце останавливается в двух местах. Вторая остановка находится на перекрестке трех дорог. Она ближе к территории усадьбы графов Чернышевых. На перекрестке нужно сориентироваться следующим образом: по одной дороге автобус приезжает, по другой уезжает, а идти нужно по третьей. Несколько минут пешком по сельской дороге - и можно выйти к имению Гончаровых.

А прямо через дорогу от него находится самая усадьба Чернышевых. В Яропольце как добраться до нее, покажут даже маленькие дети. Когда-то ее называли помпезно - «русским Версалем». Но сегодня перед глазами открывается совершенно другая картина. Все находится в страшном запустении - и парк, и строения. И, тем не менее, главное, чем знаменит Ярополец - усадьба Чернышевых. Как добраться обратно в Волоколамск, можно посмотреть на расписании пригородных автобусов на остановке рядом с воротами когда-то невероятно красивого «русского Версаля». В Яропольце, расположенном на высоком берегу Ламы, можно погулять и изучить окрестности. Обязательно стоит посмотреть на заброшенную Казанскую церковь, пройти к плотине ГЭС, увидеть часовню рядом с могилой гетмана Дорошенко, посетить местный музей и просто погулять по живописным местам этого небольшого городка. А затем в 15:45 на автобусе можно вернуться назад в Волокаламск.

О Чернышевых и их усадьбе

Тем, кто приезжает в Ярополец на экскурсию, гиды рассказывают о владельцах «русского Версаля», об их нелегкой судьбе и, конечно, об их фамильном гнезде. Первого из Чернышевых - Григория Петровича - считают удивительной личностью. Его предки известны под фамилией Чернецкие. Они были поляками. Сам же Григорий был денщиком Петра Первого. Государь его особенно жаловал за успехи, достигнутые в годы шведской кампании. Григорию Петровичу было присвоено звание кавалера ордена св. Андрея Первозванного, он стал графом и сенатором. А в 1717 году ему разрешено было приобрести половину вотчины Ярополец, ту часть, где сегодня находится усадьба Чернышевых.

Его сын Захар Григорьевич, известный полководец, генерал-фельдмаршал, брал в 1760 году Берлин. Его карьера была намного блистательней, чем у отца: в тринадцать лет он зачислен в гвардию, в девятнадцать стал капитаном, в двадцать - послом в Вене, позже участвовал в войне за австрийское наследство и в Семилетней с пруссаками. В тридцать шесть лет он уже был генералом-поручиком. При Екатерине Второй управлял Военной Коллегией, стал губернатором Белоруссии, а в 1782-м - главнокомандующим и градоначальником Москвы. Его дом на Тверской после смерти был выкуплен казной и впоследствии стал официальной резиденцией высшего эшелона городской администрации. Другая его собственность, усадьба Александрино (Чернышева дача) в черте Санкт-Петербурга, впоследствии перешла Шереметьеву.

Карьера этого замечательного деятеля очень резко оборвалась. В 1762 году, после попадания в фавориты неизвестных до того братьев Орловых, Захар Григорьевич неожиданно подал в отставку. Ему показалось, что новая императрица обошла его вниманием. И хотя его спустя два года снова приняли на службу и приблизили ко двору, именно во время этой кратковременной отставки и была построена усадьба Чернышевых в Подмосковье и доведена до того вида, что ее стали называть «русским Версалем».

Строительство

Захар Григорьевич был человеком весьма самолюбивым. Свои неудовлетворенные амбиции, не реализованные во время прихода на трон Екатерины Второй, он перенес на создание роскошного дворцового паркового ансамбля на месте своего родового имения. К работе были привлечены самые талантливые архитекторы того времени, такие как Баженов и Казаков со своими лучшими учениками. Усадьба Чернышевых в Яропольце - это была резиденция сановного вельможи. В ансамбль входили двухэтажный дворец, выстроенный в стиле раннего классицизма и имеющий некоторые мотивы французского рококо, несколько хозяйственных корпусов и тогда уже существовавшая Казанская церковь с колокольней.

Описание и фото

Своим внутренним убранством усадьба Захара Чернышева полностью соответствовала ее помпезной архитектуре. В частности, во дворце особого внимания заслуживали парадный зал и «галерея предков» в нем с портретными барельефами на стенах. Прямо на берегу Чернышев приказал разбить великолепный парк, построить оранжереи, которые он также украсил барельефами. Их основная часть была привезена из Крымской Кафы. На территории усадьбы был воздвигнут в честь Екатерины II храм, были также театр, мечеть с двумя минаретами. Последняя была сооружена в ознаменование победоносного мира, заключенного с Турцией в 1774 году. Весь ансамбль был обнесен оградой из камня.

Широта замысла и то, насколько мастерски была выстроена усадьба Чернышевых в сочетании с цельностью всего художественного ансамбля, в то время дали повод называть ее «русским Версалем».

Этот дворцово-парковый комплекс, созданный в середине восемнадцатого столетия, считался самым красивым в Подмосковье. Рассказывают, что когда в 1775 году сюда с официальным визитом приезжала сама Екатерина Вторая, ее встречали с огромным размахом. Били пушки и гремели салюты, повсюду стояли накрытые столы. Императрица провела в усадьбе всего два дня, хотя говорила, что осталась бы на всю жизнь.

Внутреннее убранство

Такое название ансамбля было обусловлено тем, что в его основе лежит ранний классицизм, переплетенный с французского рококо как в господском доме, так и в хозяйственных постройках. Элементы декора, много изящной лепнины с орнаментом, структура парка - все это характерно для настоящего Версаля. Названию соответствовало и внутреннее убранство господских покоев, в том числе состоящее и из многочисленных дорогих трофеев, привезенных графом из военных кампаний. Явно бунтарские замашки Чернышева проявлялись и в масонских символах, которые были щедро представлены как в декоре дворца, в частности лепниной, колоннами и рисунком орнамента, так и во внутреннем убранстве Казанской православной церкви, входящей в ансамбль. Говорят, что, помимо Казакова и Баженова, над усадьбой работал также Жан-Батист Валлен-Деламот. Скорее всего, эти знаменитые зодчие приложили свою талантливую руку на разных стадиях создания этого уникального комплекса.

Казанская церковь

В усадебном ансамбле она занимает особое место. - двухкупольная, что совершенно нехарактерно для тогдашней России. Построена она в 1798 году. И сегодня ее внешний вид, несмотря на то плачевное состояние, в котором пребывает вся усадьба Чернышевых в Яропольце, напоминает о былом великолепии храма.

Зал внутри церкви, оформленный по периметру полуколоннами, перекрыт зеркальным огромным сводом. Из его центра свешивается цепь, которая когда-то держала роскошную люстру. Стены и полуколонны, каркас алтарной преграды, имеющий золотые колонны, лепка с орнаментом под куполами, белоснежный свод, стены, на которых отсутствует роспись, статуи святых в нишах - все это выглядело в свое время невероятно торжественно.

Про парк и его окрестности

К пруду за усадьбой спускается парк. Многие приезжают сюда, в маленький городок в Московской области, чтобы посмотреть именно на него. Широкие аллеи и старые липы, прекрасные деревья других видов и разных размеров, заросшие прудики, река Лама, протекающая через сад, в дальнем уголке… Все это настолько красиво и продумано, что невольно заставляет задуматься о том, насколько была прекрасна в свое время вся усадьба Чернышевых в Яропольце. Фото, которые увозят с собой туристы сегодня, не передают и десятой доли того, как выглядел парк в эпоху своей былой роскоши.

В центре его возвышается гранитный обелиск, поставленный в память о визите в усадьбу императрицы Екатерины Второй в 1775 году. Его аналоги можно увидеть также в Архангельском и Кусково.

Постепенно спускаясь вниз по склону, можно услышать понемногу усиливающийся грохот падающей воды. И действительно, здесь, в парке восемнадцатого века на практически равнинной спокойной реке Ламе, есть рукотворный водопад. Его создали в 1918 году, когда драмкружок, организованный в Яропольце, решил для местных жителей поставить пьесу Островского. Но возникла проблема с освещением. Артисты отказались играть при свете лучины. И тут местному агроному, весьма продвинутому человеку, пришла в голову идея построить маленькую электрическую станцию. Крестьянам настолько понравилась эта мысль, что они использовали водяную мельницу для электрификации села.

Усадебные постройки сегодня

Парадный вход, обрамленный некогда живописными башнями, так же как и сам дворец, полуразрушены. На окнах первого этажа отсутствуют решетки, двери наглухо закрыты. Такая же грустная картина наблюдается и во флигеле, и в служебных постройках. Наследники владели этим усадебным комплексом до 1917 года, а дальше началась революция, вслед на ней - национализация и разорение. В результате наступило полное забвение. Сегодня заброшенная усадьба Чернышевых в Подмосковье требует срочной реконструкции, причем комплексной. Больше пятидесяти лет назад она переведена на баланс МАИ, денег у которого хватило только на то, чтобы разработать проект реставрации.

Парадные ворота, имеющие круглые башни, закрыты высоким металлическим забором. Сегодня образец красоты и изящества - усадьба Чернышевых в Яропольце - переживает непростые времена. Еге белоснежные фасады, сплошь украшенные изысканной лепниной, медленно осыпаются.

Страницы сложной истории

«Русский Версаль» после революции стал постепенно разрушаться. В период с 1920 по 1928 годы на его территории располагалась сельская больница, а затем - санаторий имени П. Морозова. Практически все ценные предметы, в том числе и трофеи, привезенные графом Чернышевым, из усадьбы были вывезены. Большинство из них было передано в художественно-исторический музей, функционирующий на территории закрытого в 1920 году Ново-Иерусалимского монастыря. Позднее его переименовали в краеведческий музей. В декабре 1941 года, во время боев в направлении Волоколамска, саперами из дивизии «Райха» «Новый Иерусалим» был взорван. Во время пожара была уничтожена практически вся музейная экспозиция, в том числе и коллекции, спрятанные в фондохранилищах. Вообще, во время войны усадьба Чернышевых в Яропольце была разрушена, и поэтому ее больше не использовали, правда, за единственным исключением. В 1953 году на ее территории проходили съемки художественного фильма «На графских развалинах».

Казанская церковь - часть усадебного ансамбля - исправно функционировала с момента своего открытия вплоть до шестидесятых годов прошлого столетия. Но после смерти последнего настоятеля храм закрылся. После этого здесь был склад пиломатериалов. Церковь использовалась и для других нужд, пока не была передана МАИ. В семидесятых годах прошлого века здесь были проведены небольшие реставрационные работы, обновлена крыша и укреплены перекрытия.



Рассказать друзьям