В драгунский фантомас чему научила. Конспект урока по литературному чтению ВНЧ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Урок№108 Дата: Литература

Тема: В.Драгунский «Фантомас»

Цели: Познакомить учащихся с произведениями Драгунского, обучать правильному, выразительному чтению целыми словами, учить работать с текстом, подробно излагать прочитанное и услышанное, развивать умение анализировать произведения, развивать речь, память, внимание.

ТСО: выставка книг, портрет писателя, слайды, картинки.

Тип урока: формирование навыков и умений.

Ход урока

    Орг.момент.

Речевая разминка. Чтение скороговорки.

Рыл крот огород,

Подо рвом прорыл проход,

Ровно выровнял проход

На соседний огород.

Лучше умственной зарядки

Нет для взрослых и детей

Кто играет с нами в прядки

Тот становится умней.

Найди зверей которые спрятались в строчках

Промчались летние деньки,

Увянут скоро васильки,

Дышать легко, закат пылает,

Прохладный вечер наступает

Проверка Д/З

    Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы прочитаем рассказ Драгунского.

3. Работа над новым материалом. Вводное слово учителя.

Фантомас – человек фонтом, вымышленный персонаж, гениальный преступник, скрывающий своё лицо, один из самых известных отрицательных персонажей французской литературы и кино. Фантомас создан французскими писателями Марселем Алленом и Пьером Сувестром в 1911 году. Фантомас появляется в 32 романах, написанных ими в соавторстве, и в 11 романах написанных Алленом после смерти соавтора.

Фантомас-мастер перевоплащений, свои преступления он совершает под видом другого человека.

Словарная работа.

    Чтение рассказа учащимися. Первичное закрепление.

Кто главный герой рассказа?

Зачитайте описание внешности учителя.

С кем велась переписка?

Как учитель помог ученику?

5. Физминутка.

6. Повторное чтение рассказа. Работа по вопросам.

К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)

Какие бывают рассказы? (научные и художественные)

Какой это рассказ? (художественный)

Докажите, что художественный? (есть сюжет и художественный вымысел)

Как вы думаете, смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?

А этот рассказ смешной? (да)

Работа в парах.

Это произведение входит в «Денискины рассказы»?

Каким ты представляешь себе Дениску?

7.Подведение итогов урока.

Рассказ, какого писателя мы сегодня читали на уроке?

Что вам показалось особенно интересным? Нарисуй его портрет словами.

Игра на внимание. На доске иллюстрации:

Найди те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назови лишние предметы.

8. Рефлексия.

Выберите и продолжите любое предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал…

На уроке я похвалил бы себя за….

После урока мне захотелось…..

Сегодня я сумел…

9. Домашнее задание. Подготовить пересказ и прочитать другие рассказы Драгунского, рассказать классу.

Урок№108 Дата: Литература
Тема: В.Драгунский «Фантомас»
Цели: Познакомить учащихся с произведениями Драгунского, обучать правильному, выразительному чтению целыми словами, учить работать с текстом, подробно излагать прочитанное и услышанное, развивать умение анализировать произведения, развивать речь, память, внимание.
ТСО: выставка книг, портрет писателя, слайды, картинки.Тип урока: формирование навыков и умений.
Ход урока
Орг.момент.
Речевая разминка. Чтение скороговорки.
Рыл крот огород,
Подо рвом прорыл проход,
Ровно выровнял проход
На соседний огород.
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей
Кто играет с нами в прядки
Тот становится умней.
Найди зверей которые спрятались в строчках
Промчались летние деньки,
Увянут скоро васильки,
Дышать легко, закат пылает,
Прохладный вечер наступает
Проверка Д/ЗСообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы прочитаем рассказ Драгунского.
3. Работа над новым материалом. Вводное слово учителя.
Фантомас – человек фонтом, вымышленный персонаж, гениальный преступник, скрывающий своё лицо, один из самых известных отрицательных персонажей французской литературы и кино. Фантомас создан французскими писателями Марселем Алленом и Пьером Сувестром в 1911 году. Фантомас появляется в 32 романах, написанных ими в соавторстве, и в 11 романах написанных Алленом после смерти соавтора.
Фантомас-мастер перевоплащений, свои преступления он совершает под видом другого человека.
Словарная работа.
Чтение рассказа учащимися. Первичное закрепление.
- Кто главный герой рассказа?
- Зачитайте описание внешности учителя.
- С кем велась переписка?
- Как учитель помог ученику?
5. Физминутка.
6. Повторное чтение рассказа. Работа по вопросам.
- К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)
- Какие бывают рассказы? (научные и художественные)
- Какой это рассказ? (художественный)
- Докажите, что художественный? (есть сюжет и художественный вымысел)
- Как вы думаете, смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?
- А этот рассказ смешной? (да)
Работа в парах.
- От чьего лица повествует автор? Своё мнение обоснуй.
- Это произведение входит в «Денискины рассказы»?
- Каким ты представляешь себе Дениску?
7.Подведение итогов урока.
- Рассказ, какого писателя мы сегодня читали на уроке?
- Что вам показалось особенно интересным? Нарисуй его портрет словами.
Игра на внимание. На доске иллюстрации:
- Найди те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назови лишние предметы.
8. Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение:
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На уроке я похвалил бы себя за….
- После урока мне захотелось…..
- Сегодня я сумел…
9. Домашнее задание. Подготовить пересказ и прочитать другие рассказы Драгунского, рассказать классу.


Приложенные файлы

  • Познакомить с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа В.Ю. Драгунского “…Бы”.
  • Продолжить работу по формированию навыка чтения, умению пользоваться выразительными средствами языка.
  • Формировать умение выделять главное, доказывать, делать выводы.
  • Развивать умение выражать своё отношение к герою, оценивать его поступки и определять отношение к нему окружающих и автора.
  • Развивать фантазию, составлять небольшие творческие рассказы.
  • Воспитывать почтение, уважение к родителям.
  • Оборудование: Выставка книг, запись текста на аудио кассете, карточки со словами, записи на доске.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. А чтобы всё у нас получилось, давайте будем вместе размышлять, фантазировать и читать.

    2. Беседа. Знакомство с терминами – юмор, сатира.

    Я не зря попросила вас улыбнуться друг другу в начале урока.

    Когда люди улыбаются? - Подберите синонимы к слову юмор. (Смех)

    Какой бывает смех? (Добрый, высмеивающий, злой). – А улыбка? (Добрая злорадная). - Так и многие произведения, Некоторые вызывают добрую улыбку – это юмористические произведения , а некоторые – злой смех – это сатирические произведения.

    Подберите однокоренные слова к словам юмористические и сатирические, чтобы они обозначали предмет. (Юмор, сатира)

    Вывод: Значит, юмор – это добрый смех, а сатира – злой, высмеивающий смех.

    Например, вы упали, а все засмеялись, вам больно, а всем смешно. На уроке вы не можете решить задачу, а все смеются. Какой это смех? (Злой)

    На какое произведение похожи эти истории? (Сатирические)

    Я.Н.Юрьевна заплетём косички и будем бегать по коридору, прыгать, скакать, чтобы вас развеселить.

    Смешно вам будет над нами?

    Какой это смех? (И добрый и злой т.к. кто – то осуждает)

    На какое произведение похож этот рассказ? (Юмористическое и сатирическое)

    Многие писатели в своих рассказах описывают смешные случаи из жизни.

    Назовите писателей, которые пишут такие рассказы? (Н. Носов, В. Драгунский?)

    3. Сообщение темы урока.

    Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы “Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”, познакомимся с новым рассказом В. Драгунского. (На доске написана общая тема, фамилия автора без названия рассказа)

    А) Беседа.

    Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году в Нью-Йорке, он писал не только юмористические рассказы, но и фельетоны. Кто слышал такое слово и сможет объяснить? Фельетон – это смешной рассказ с юмором или сатирой.

    А любите фантазировать, придумывать рассказы, мечтать?

    Составление мини-рассказов.

    Я вам предлагаю помечтать о взрослой жизни. Начните свой рассказ со слов: если бы я был взрослый, то …

    4. Изучение нового материала.

    А теперь давайте прочитаем, о чём мечтал мальчик из рассказа В.Ю. Драгунского “… Бы”. (Пишу название на доске)

    А) Словарная работа и упражнения для развития правильного беглого чтения.

    Б) Первичное восприятие текста. Чтение со звуковым ориентиром.

    Этот рассказ смешной? Когда было смешно? А грустный или весёлый?

    Кому грустно, кому весело, почему?

    Значит, сочетание юмора и сатиры существует в произведениях и в реальной жизни.

    Физкультминутка для глаз

    В) Анализ и разбор текста.

    1. Выборочное чтение.

    О чём мечтал мальчик?

    Зачитайте. (Всё вокруг на свете было бы устроено наоборот. Дети были бы во всех делах главными и взрослые должны были их во всём слушаться)

    У вас бывают такие мечты? (Все дети мечтают быть взрослыми, потому что считают, что взрослые главные)

    Зачем он хотел быть взрослым? (Главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им)

    Докажите словами текста и зачитайте слова на стр. 48 вверху. Я бы показал бы, почём фунт лиха .

    Найдите отрывки, в которых говорится, как бы разговаривал мальчик с мамой, папой и бабушкой, попробуйте передать голосом интонацию.

    Зачитайте. (Дети зачитывают только слова мальчика)

    Смешно разговаривает мальчик с родителями? Какой смех добрый или злой? (И добрый, т.к. такая нелепая интересная мечта и злой)

    Почему мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал? (Взрослые с ним так разговаривают в его семье, он научился у них)

    2. Чтение по ролям. Инсценирование.

    Найдите отрывок, в котором описывается разговор мальчика с мамой. Давайте попробуем себя в роли артистов и инсценируем эпизод.

    Сколько героев нам надо?

    Вы должны изобразить мимику, интонацию, силу голоса, действия.

    Остальные готовят рецензию.

    3. Беседа.

    Умеют ли родители вести себя, как дети? Почему? (Значит, они устали и о них надо заботиться, им нужна и ваша помощь, у них много забот, несут ответственность за вас, хотят, чтобы вы вели себя правильно, беспокоятся о вас, переживают)

    Какие слова из текста, ставшие пословицей, доказывают, что родители хотят, чтобы вы вели себя правильно? (Когда я ем, то глух и нем)

    Прочитайте в конце текста, какие слова говорит мальчик о маме. (Вошла мама самая настоящая, живая)

    Как мальчик относится к своей маме? (Он любит её, радуется, когда она рядом, а то, что он придумал, то всё было не настоящее)

    Имеем мы право обижаться на своих родителей? (Нет, ведь чтобы они не говорили, они любят нас и желают только добра)

    2008 год объявлен годом семьи. Наше государство хочет помочь семьям, чтобы они жили ещё лучше, чтобы в семье все помогали друг другу, заботились друг о друге.

    Как мы должны относиться к родителям? (Чтить, прощать, уважать).

    Берегите друг друга,
    Добротой согревайте,
    Берегите друг друга,
    Обижать не давайте.
    Берегите друг друга,
    Суету позабудьте
    И в минуту досуга
    Рядом с другом побудьте.
    Берегите друг друга
    Без притворства и лести,
    Берегите друг друга:
    Ненадолго мы вместе

    Что значит быть хорошим сыном, дочерью? (Правильно вести себя)

    Как вы относитесь к мальчику?

    Оценивание.

    6. Рефлексия.

    Что вы поняли, прочитав рассказ?

    Изменится ваше отношение к родителям?

    7. Домашнее задание.

    Поднимите руки, кто умеет красиво рисовать?

    Вы дома готовите рисунок к тексту и небольшой рассказ о том, что изобразили. А остальные составляют рассказ на выбор о маме, мальчике или папе.

    ФАНТОМАС

    Вот это картина так картина! Это да! От этой картины можно совсем с ума сойти, точно вам говорю. Ведь если простую картину смотришь, так никакого впечатления.
    А "Фантомас" - другое дело! Во-первых, тайна! Во-вторых, маска! В-третьих, приключения и драки! И в четвертых, просто интересно, и все!
    И конечно, все мальчишки, как эту картину посмотрели, все стали играть в Фантомасов. Тут главное - остроумные записки писать и подсовывать в самые неожиданные места. Получается очень здорово. Все, кто такую фантомасовскую записку получает, сразу начинают бояться и дрожать. И даже старухи, которые раньше у подъезда просиживали всю свою сознательную жизнь, сидят все больше дома. Спать ложатся просто с курами. Да оно и понятно. Сами подумайте: разве у такой старушки будет хорошее настроение, если она утром прочла у своего почтового ящика такую веселую записочку:

    Бириги сваю плету! Она ща как подзарвется!

    Тут уж у самой храброй старушки всякое настроение пропадет, и она сидит целый день на кухне, стережет свою плиту и пять раз в день Мосгаз по телефону вызывает. Это очень смешно. Тут прямо животики надорвешь, когда девчонка из Мосгаза целый день туда-сюда по двору шныряет и все кричит:
    - Опять Фантомас разбушевался! У, чтоб вам пропасть!..
    И тут все ребята пересмеиваются и подмигивают Друг другу, и неизвестно откуда с молниеносной быстротой появляются новые фантомасочные записочки, у каждого жильца своя. Например:

    Ни выходи ночю на двор. Убю!

    Все про тебя знаим. Боись сваей жены!

    А то просто так:

    Закажи свой партрет! В белых тапочках.

    И хотя это все часто было не смешно и даже просто глупо, все равно у нас во дворе стало как-то потише. Все стали пораньше ложиться спать, а участковый милиционер товарищ Пархомов стал почаще показываться у нас. Он объяснял нам, что наша игра - это игра без всякой цели, без смысла, просто чепуха какая-то, что, наоборот, та игра хороша, где есть людям польза - например, волейбол или городки, потому что "они развивают глазомер и силу удара", а наши записки ничего не развивают, и никому не нужны, и показывают нашу непроходимую дурость.
    - Лучше бы за одеждой своей последили, - говорил товарищ Пархомов. - Вот. Ботинки! - И он показал на Мишкины пыльные ботинки. - Школьник с вечера должен хорошо вычистить их!
    И так продолжалось очень долго, и мы стали понемногу отдыхать от своего Фантомаса и подумали, что теперь уже все. Наигрались! Но не тут-то было! Вдруг у нас разбушевался еще один Фантомас, да как! Просто ужас! А дело в том, что у нас в подъезде живет один старый учитель, он давно на пенсии, он длинный и худущий, все равно как кол из школьного журнала, и палку носит такую же - видно, себе под рост подобрал, к лицу. И мы, конечно, сейчас же его прозвали Кол Единицыч, но потом для скорости стали величать просто Колом.
    И вот однажды спускаюсь я с лестницы и вижу на его почтовом ящике рваненькую, кривую записку. Читаю:

    Кол, а Кол!
    фкалю ф тибя укол!

    В этом листке были красным карандашом исправлены все ошибки, и в конце стиха стояла большая красная единица. И аккуратная, четкая приписка:

    Кому бы ты ни писал, нельзя писать на таком грязном, облезлом обрывке
    бумаги. И еще: советую повнимательней заняться грамматикой.

    Через два дня на двери нашего Кола висел чистый тетрадный листок. На листе коротко и энергично было написано:

    Плевал я на громатику!

    Ну, Фантомас проклятый, вот это разбушевался! Хоть еще одну серию начинай снимать. Просто стыд. Одно было приятно: Фантомасова записка была сплошь исчеркана красным карандашом и внизу стояла двойка. Тем же, что и в первый раз, ясным почерком было приписано:

    Бумага значительно чище. Хвалю. Совет: кроме заучивания грамматических
    правил, развивай в себе еще и зрительную память, память глаза, тогда не
    будешь писать "громатика". Ведь в прошлом письме я уже употребил это
    слово. "Грам-мати-ка", Надо запомнить.

    И так началась у них длинная переписка. Долгое время Фантомас писал нашему Колу чуть не каждый день, но Кол был к нему беспощаден. Кол ставил Фантомасу за самые пустяковые ошибочки свою вечную железную двойку, и конца этому не предвиделось.
    Но однажды в классе Раиса Ивановна задала нам проверочный диктант. Трудная была штука. Мы все кряхтели и пыхтели, когда писали диктант. Там были подобраны самые трудные слова со всего света. Например, там под конец было такое выраженьице: "Мы добрались до счастливого конца". Этим выражением все ребята были совсем ошарашены. Я написал: "Мы добрались до щасливого конца", а Петька Горбушкин написал "до щесливого конца", а Соколова Нюра исхитрилась и выдала в свет свежее написание. Она написала: "Мы добрались до щисливыва конца". И Раиса Ивановна сказала:
    - Эх вы, горе-писаки, один Миша Слонов написал что-то приличное, а вас всех и видеть не хочу! Идите! Гуляйте! А завтра начнем все сначала.
    И мы разошлись по домам. И я чуть не треснул от зависти, когда на следующий день увидел на дверях Кола большой белоснежный лист бумаги и на нем красивую надпись:

    Спасибо тебе, Кол! У меня по русскому тройка! Первый раз в жизни. Ура!
    Уважающий тебя Фантомас!

    Литературное чтение 4-4-4

    Дата: «___»___________ 20___г Класс: 4- «___»

    Тема урока :ВНЧ. В. Драгунский. Фантомас

    Цель урока : продолжить знакомить учащихся с творчеством В. Драгунского; развивать навыки выразительного чтения; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; прививать интерес к предмету; воспитывать трудолюбие, старательность.

    Планируемые результаты:

    предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно; воспринимать на слух прочитанное;

    личностные: проявлять нравственные качества (доброта, чуткость, внимание, любовь к ближнему);

    системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, находить средства выразительности; давать оценку действиям героев произведения.

    Материальное обеспечение урока: портрет писателя, выставка книг по теме раздела, предметные картинки по теме урока.

    Межпредметные связи: с познанием мира, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, математикой.

    Ход урока

    Ι. Организационный момент. Речевая разминка.

    «Причина» – какое удобное слово!

    Оно выручает лентяя любого.

    Оно объясняет,

    Оно покрывает,

    Оно от стыда и позора спасает.

    Не сделал,

    Причину найдешь –

    И дыши глубоко!

    С совестью мир,

    Не запятнана честь…

    Чего-то там нет,

    Но причина-то есть!

    Ребята, ребята,

    Вы завтра – мужчины.

    Не надо причин!

    Не ищите причины! (В.Викторов)

    Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.

    Прочитайте медленно.

    Прочитайте с ускорением.

    Прочитайте выразительно.

    ΙΙ. Сообщение темы и цели урока.

    –Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл?

    –Сегодня мы прочитаем рассказы В.Ю. Драгунского, которые помогут избавиться от других недостатков.

    ΙΙΙ. Работа над новым материалом.

    Чтение рассказа учащимися. Работа над содержанием рассказа.

    От чьего имени ведется рассказ? Почему?

    Почему он не выучил уроки?

    К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение?

    Помогают ли герою подсказки друзей?

    ΙV. Физкультминутка

    «Видят глазки всё вокруг»
    Глазки видят всё вокруг,
    Обведу я ими круг.
    Глазком видеть всё дано –
    Где окно, а где кино.
    Обведу я ими круг,
    Погляжу на мир вокруг.

    V. Продолжение работы по теме урока.

    Вводное слово учителя.

    Фантома́с (фр. Fantômas, человек-фантом– вымышленный персонаж, гениальный преступник, скрывающий свое лицо, один из наиболее известных отрицательных персонажей французской литературы и кино. Фантомассоздан французскими писателями Марселем Алленом и Пьером Сувестром в 1911 году. Фантомас появляется в 32 романах, написанных Алленом и Сувестром в соавторстве, и в 11 романах, написанных Алленом после смерти соавтора.

    Фантомас - мастер перевоплощений, свои преступления он совершает под видом другого человека.

    Чтение рассказа В. Драгунского. Работа над содержанием рассказа.

    Кто главный герой рассказа?

    Зачитайте описание внешности учителя.

    С кем велась переписка?

    Как учитель помог ученику?

    VΙ. Подведение итогов урока.

    Чему учились на уроке?

    С творчеством, какого писателя ознакомились сегодня на уроке?

    Понравились ли вам его рассказы?

    VΙΙ. Рефлексия.

    Выберите и продолжите любое предложение.

    На сегодняшнем уроке я узнал…

    На уроке я похвалил бы себя за …

    После урока мне захотелось…

    Сегодня я сумел…

    VΙΙΙ. Информация о домашнем задании.

    Ви́кторЮ́зефовичДрагу́нский (1913 -1972) - русскийсоветский писатель, автор повестей и рассказов, из которых наибольшую популярность приобрёл цикл «Денискины рассказы», ставший классикой советской детской литературы.



    Рассказать друзьям