В ф одоевский очень краткая биография. Владимир одоевский интересные факты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Владимир Одоевский происходил из древнего и знатного рода. С одной стороны, он был в родстве и с русскими царями, и с самим Львом Толстым, а с другой, мать его – крепостная крестьянка. Особого значения титулам Одоевский никогда не придавал. Владимир всегда участвовал в общественных кружках, занимался музыкой и литературой.

Жизнь Одоевского условно делится на три периода.

Первый. Московский.

Сирота Владимир воспитывался у дяди. Позже его отдают на обучение в пансион. Огромное значение придавал Владимир влиянию брата.

Первый общественный кружок, где участвовал Одоевский, закрыли по «вине» декабристов. В то время Владимир начинал писать роман, но не завершил это произведение. Зато он много редактирует, в том числе журналы. В тот период Одоевский увлекся мистикой, оккультизмом.

Питерский.

Перебравшись в северную столицу, Одоевский женился. Вместе с женой они открыли популярный литературный салон, где много уделялось внимания и музыке, и даже кулинарии. Увлечение оккультизмом перерастает в интерес к алхимии и магии. Однако дружит Одоевский и со священниками, помогает им.

Он пишет публицистические статьи, издаёт сборник эссе. Также создаёт роман-утопию о 4338 году (одноименный), где предрекает появление Интернет сетей.

Последний. Московский.

Разочарованный в мистицизме, Одоевский поверил в просвещение. Заняв сенаторскую должность и пост директора музея (Румянцевского), ратовал за отмену крепостничества и смягчение цензуры. С другой стороны, призывал запретить ввоз в Россию «вредных» книг.

В последние годы Одоевский много помогал бедным. Даже не оставил наследства жене (детей у них не было).
Владимир Фёдорович запомнился современникам как разносторонний человек. Его интересы иногда противоречили сами себе. И в этом противоречии развивались.

Биография Одоевского для детей 3, 4 класса

В.Ф.Одоевский родился в августе 1803 года в Москве, в семье князя Одоевского и являлся последним представителем рода Рюриковичей. Владимир Федорович считается одним из известных писателей-мыслителей, философом и публицистом. Вообще Одоевский был великим человеком, во время своей жизни он не только писал книги, но и занимался меценатством, был изобретателем музыкальных инструментов, работал с бедными, помогал строить детские дома, больницы.

Свое образование Владимир Одоевский получил в Московском институтском благородном пансионе. Уже во время учебы он занялся вплотную литературой. Первыми его работами были переводы с немецкого языка писем известных философов.

По окончанию учебного заведения Одоевский начал работать в Московском архиве Коллегии иностранных дел, одновременно он стал посещать собрание №Общество любомудрия», где познакомился с такими известными людьми, как Грибоедов, Киреевский, Кюхельбекер.

В 1824-1825 годах совместно с друзьями выпустил альманах «Мнемозина», в который вошли не только работы Одоевского, но и Пушкина, Грибоедова. В те же года Одоевский начал писать роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретина», но к сожалению так этот роман и не был закончен.

В 1826 году Владимир Федорович Одоевский переезжает в Санкт-Петербург и устраивается на службу помощником директора Петербургской императорской канцелярии, а впоследствии становится директором «Румянцевской библиотеки». Во времена жизни в Петербурге Одоевский увлекся алхимией и кулинарией, что сказалось на его творчестве. В это время из-под его пера выходят сказки для детей, утопический роман «4338год», где предсказал появление таких современных технологий как интернет, мобильные телефоны.

В 1840 году Владимир Федорович кардинально меняет свои взгляды на европейскую философию и начинает продвигать в массы знание русской словесности. В это же время он ближе познает законы русской церкви, становится близким другом священника и исследователя церковной музыки Д.В. Разумовского.

В 1861 году Одоевский вернулся в Москву и продолжил свою работу по укоренению русских обычаев в высшем обществе, он был против французского языка в общении, и ввозу иностранных философских книг в Россию.

До конца своей жизни Владимир Федорович Одоевский занимался самосовершенствованием. Его интересы охватывали различные стороны жизни.

Биография Одоевского 3 класс, 4 класс для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Денис Васильевич Давыдов

    Родился Денис Давыдов в 1784 году в состоятельной семье. В детстве Давыдов встретил полководца Суворова, который признал в юноше будущего бравого военного и не ошибся

  • Хлебников Велимир

    Велимир Хлебников родом из Калмыкии, родился в многодетной семье в 1885 году. Мать поэта сумела всем своим пятерым отпрыскам дать великолепное образование.

  • Тургенев Иван Сергеевич

    Представитель дворянского класса. Родился в небольшом городе Орёл, но позже переехал жить в столицу. Тургенев представлял собой новатора реализма. По профессии писатель был философом.

  • Екатерина I

    Екатерина I была первой императрицей в России. Она являлась женой Петра Великого. Екатерина имела весьма скромное происхождение и не очень чистую репутацию. Многие историки указывают, что именно в правления этой императрицы

  • Коваль Юрий

    Ю. Коваль родился 09.02.1938 года. Литература в жизни писателя присутствовала с первых его дней. Стихотворения автор начал сочинять еще сидя за школьной скамьей. Также, имел способности к рисованию. Перенимал опыт у скульпторов В. Лемпорта

В. Ф. Одоевский родился в 1803 году, и прожил 66 лет. Князь писал, занимался философией, музыкой, был одним из самых умных и грамотных людей того времени. Учился в благородном пансионе города Москвы. В 1823 г. вместе с поэтом Д. В. Веневитиновым был главным членом общества любителей мудрости, где изучалось немецкое любомудрие и создавалась философия России. Вместе с В.К. Кюхельбекером был издателем альманаха «Мнемозина» в 1824-1825 годах. В.Ф.

Одоевский перебрался жить в Петербург в 1826 году. Он работал при Департаменте духовенства иностранцев, после чего был заместителем начальника Центральной библиотеки. В доме Одоевского были собирания писателей, поэтов, художников и музыкантов, он был духовным центром того времени.

Эти собрания постоянно посещал А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь. После чего Одоевский был также одним из сотрудников пушкинского «Современника».

Среди большого количества произведений Одоевского центральное место имеют его "Русские ночи" - беседа между группой молодых людей на философскую тему. В этот сборник попали рассказы и повести, два из которых очень выделяются: "Бригадир" и "Себастьян Бах". В последнем автор изложил изящно и просто биографию Баха, выразил свое отношение к искусству, а именно к музыке. Изучению основам музыки он посвятил большую и лучшую часть своей жизни.

Краткий рассказ о жизни творчестве Владимира Федоровича Одоевского для 4 класса

Жизнь и творчество Одоевского 4 класс

Родился в августе 1803 года в Москве, русский писатель и музыкальный критик. Владимир является предком Рюриковичей. Его отец руководил Государственным банком в Москве. Любовь к литературе и писательству у мальчика проявилась в раннем детстве, а позже в 1822 году он успешно окончил Московский университет при пансионе.

В 20-е годы Владимир часто посещал собрания русской словесности, где руководителем был Ф. Глинка, а также постоянно ходил на кружок известного переводчика С. Раича. В 1821 году журнал «Вестник Европы» впервые опубликовал перевод статей Одоевского с немецкого языка. Этот год стал началом биографии Владимира Федоровича, как писателя. Позже в том же журнале публикуют «Письма к Лужницкому старцу». Одно из писем очень заинтересовало А. С. Грибоедова, и он лично встретился с писателем. После знакомства они остались друзьями на всю жизнь. В 1823 году Владимир становится руководителем кружка «Общество любомудрия», основным направлением которого стала немецкая философия.

В 1825 году писатель совместно с Кюхельбекером создал альманах «Мнемозина», в котором были напечатаны издания не только их, но и других знаменитых поэтов. Одоевский был поклонником Шеллинга и его философского взгляда на жизнь, и поэтому написал множество статей, которые направлены на осветление проблем в эстетике. Долгое время его увлечением была патристика и проявление большого интереса к исихазму.

В 1826 году вступил в членство цензурного комитета и участвовал в нем, как помощник и составитель цензурного устава. Позже перешел на должность библиотекаря, когда комитет переименовали в министерство просвещения. В 1834 году в публикацию вышла сказка Одоевского «Городок в табакерке», которая очень полюбилась русским детям. Так как Владимир был очень трудолюбивый, то в 1846 году ему удалось получить место в Императорской библиотеке и занять место помощника директора, а также стать заведующим Румянцевского музея, находившегося в Санкт-Петербурге. В 1861 году Владимир становится сенатором.

Вплоть до 60 – х годов Одоевский плотно занимается писательской деятельностью и издает детские сказки, которые попадают в учебные хрестоматии. Всю свою жизнь писатель посвятил сближению европейской и российской культур.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Бунина Грамматика любви сочинение

    Иван Алексеевич Бунин является выдающимся писателем, которого волновала тема любви. Множество произведений он посвятил именно вопросам о том: что же значит это возвышенное чувство?

    В одном из таежных поселков жила семья Шадриных. У них был сын Вася. Взрослые занимались, на реке Енисей, промыслом рыбы и охотой. В поисках богатого улова они уплывали далеко, в низовья, и подолгу жили в избушке на берегу

Владимир Федорович Одоевский (краткая биография представлена в этой статье) - журналист, писатель, князь, музыковед, издатель и Один из самых ярких представителей русского романтизма.

Учёба

Одоевский Владимир Федорович, биография которого хорошо известна поклонникам его творчества, родился в Москве в 1803 году. Он стал последним потомком древнего княжеского рода. Мать будущего писателя была крепостной крестьянкой, а отец - дворянином. Он работал директором в Московском отделении Государственного банка. В 1822 году Владимир с отличием окончил Московский благородный пансион, где до него учились Н. Тургенев, П. Чаадаев и В студенческие годы на молодого человека оказали существенное влияние профессора и М. Г. Павлов, исповедовавшие взгляды философов-шеллингианцев.

Первые публикации

Владимир Одоевский, биография которого насыщена интересными событиями, начал публиковаться с 1821 года. Это были не авторские произведения, а переводы с немецкого, но редактор «Вестника Европы» был не против и с удовольствием одобрил их в печать. В 1822-1823 годах там же публикуются «Письма к Лужницкому старику». Одно из писем под названием «Дни досад» привлекло внимание А. С. Грибоедова. Он познакомился с Одоевским и стал его добрым другом до конца жизни. Также Владимир дружил со своим двоюродным братом А. И. Одоевским, который в будущем станет поэтом и декабристом. Вот что Владимир написал о брате в своём студенческом дневнике: «Александр был в моей жизни целой эпохой». Брат пытался убедить его отказаться от «глубокомысленных умозрений какого-то непонятного Шеллинга», но кузен был твёрд и независим в собственных суждениях.

«Общество любомудрия» и «Мнемозина»

В начале 1820-х годов Владимир посещал заседания «Общества любителей русской словесности», которое возглавлял Ф. Глинка, а также вступил в кружок поэта и переводчика С. Е. Раича. Сблизился с И. Киреевским, Д. Веневитиновым и В. Кюхельбекером. С первыми двумя в 1823 году писатель Одоевский, биография которого является примером для подражания, организовал «Общество любомудрия» и стал его председателем. По воспоминаниям одного из членов, в кружке «царила немецкая философия»: её самым вдумчивым и деятельным разъяснителем писатель оставался больше 20 лет.

В 1824-1825 годах Кюхельбекер и Одоевский выпускают альманах «Мнемозина», где, кроме самих издателей, печатаются Н. М. Языков, Е. А. Баратынский, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин и Н. Полевой. Последний потом написал: «В альманахе были необычные, свежие взгляды на словесность и философию… Кто-то смеялся над "Мнемозиной", а кто-то задумывался». Именно «задумываться» и учил Одоевский Владимир Федорович, биография которого была хорошо известна его современникам. Даже известный критик В. Г. Белинский охарактеризовал его этюд «Елладий», как «задумчивую повесть».

Отношение к декабристам

В 1825 году биография Одоевского была омрачена таким известным событием, как Он отнёсся к нему с безоговорочным осуждением и грустным пониманием, ведь со многими заговорщиками писатель дружил или был близко знаком. Владимир жёстко осудил николаевскую расправу над товарищами и готовился разделить их участь. Но следственная комиссия не предъявила ему никаких обвинений.

«Русские ночи»

В конце 1820-х годов биография Одоевского ознаменовывается началом работы над главным философским романом его жизни под названием «Русские ночи». Владимир завершит его в 1843 году. А в 1844 году роман выйдет в составе трёх томов сочинений В. Ф. Одоевского. «Русские ночи», по сути, являются приговором немецкой философии от лица российской мысли. Данный вердикт выражался в чрезвычайно последовательном и внешне прихотливом чередовании притч и диалогов: европейская мысль объявлялась неспособной разрешить главные вопросы всемирного бытия и русской жизни в частности.

Вместе с тем в «Русских ночах» содержится исключительно высокая оценка творчества Шеллинга: «Можно сказать, что Шеллинг в начале 19-го века был, как Колумб в 15-м: он открыл человеку доселе неизвестную его часть… душу». Ещё в 1820-х годах, находясь под влиянием Владимир написал несколько статей, посвящённых проблемам эстетики. Но немецкая философия - далеко не единственное увлечение, которое включает в себя духовная биография Одоевского. В 1830 г. писатель ознакомился с идеями новоевропейских мистиков: Баадера, Портриджа, Арндта, Сен-Мартена и др. В дальнейшем Владимир изучал патристику, особо интересуясь традициями исихазма. Многолетние размышления князя о смысле истории, судьбах культуры, прошлом и будущем России и Запада воплотились в его философском романе.

Символизм «Русских ночей»

«Односторонность является ядом нынешнего общества и причиной всех недоумений, смут и жалоб», - писал князь в «Русских ночах». По его мнению, эта универсальная односторонность появилась вследствие рационалистического схематизма, который просто неспособен предложить целостное и полное понимание человека, истории и природы. По Одоевскому, только символическое познание приближает людей к постижению «таинственных сил, связывающих жизнь вещественную и жизнь духовную». Для этого, пишет князь, «естествоиспытатель воспринимает произведения как знаки вещественного мира, поэт - живые знаки собственной души, а историк - живые знаки, внесённые в летописи народов». Мысли писателя о символическом характере познания согласуются с общей традицией европейского романтизма. В частности с теорией Шеллинга в сфере философии искусства и учениями Ф. Шлейермахера и Ф. Шлегеля, которые подчёркивали особую роль познания в герменевтике - искусстве интерпретации и понимания. Владимир считал, что человек в буквальном смысле живёт в мире символов, причём это относится как к природной, так и к культурно-исторической жизни.

Отношение к прогрессу

Биография Одоевского, краткое содержание которой знают все школьники старших классов, не содержит никаких событий, свидетельствующих о неприятии им технического и научного прогресса. То есть писатель не был его противником. На склоне лет князь писал: «То, что именуют судьбами мира, в данную минуту может зависеть от рычага, изобретённого каким-нибудь оборванцем на чердаке в Америке или Европе, посредством которого решаются вопросы, связанные с управлением аэростатами». Также Владимир считал бесспорным фактом то, что «с каждым научным открытием на одно человеческое страдание становится меньше». Однако в общем, несмотря на силу технического прогресса и бурный рост различных общественных благ, западная цивилизация, по мнению писателя, из-за «одностороннего погружения в материальную среду» может дать человеку только иллюзию полной продуктивной жизни. За уход из бытия в мир грёз современной цивилизации, человек рано или поздно будет расплачиваться. А вместе с пробуждением к нему придёт «невыносимая тоска». Вполне логично, если бы на этой фразе завершилась краткая биография Одоевского. Но есть ещё ряд интересных событий в жизни писателя.

Полемика

Биография Одоевского, краткое содержание которой есть во многих литературных энциклопедиях, насчитывает много полемик как со слявянофилами, так и с западниками. В этом нет ничего удивительного, ведь Владимир всегда отстаивал свои философские и общественные взгляды. В 1845 году в письме к А. С. Хомякову (лидеру славянофилов) князь писал: «Моя судьба очень странная: вы считаете меня западным прогрессистом, а петербуржцы - отъявленным старовером-мистиком. Эти факты меня радуют, так как служат признаком того, что я нахожусь на пути к истине».

События до «Русских ночей»

До издания романа «Русские ночи» биография Одоевского, краткое содержание которой вы сейчас читаете, ознаменовалась рядом творческих свершений. В 1833 году были опубликованы «Пёстрые сказки», собранные Иринеем Гомозейкою (этой словесной маской Владимир пользовался до конца жизни), которые впечатлили Н. В. Гоголя и предвосхитили тональность и образность его «Портрета», «Невского проспекта» и «Носа». В 1834 году вышла в свет сказка «Городок в табакерке», ставшая лучшим произведением во всей мировой словесности. Она на равных конкурировала с андерсеновскими рассказами и быстро полюбилась русским детям. Появились романтические повести, самая яркая из которых - «Последний квартет Бетховена». Она вышла в альманахе «Северные цветы» в 1831 году.

Публикации раздела Литература

24 строчки Александра Одоевского

П оэт и декабрист, драгун и разжалованный солдат - эта фигура литературной России пушкинских времен весьма любопытна, хотя и почти позабыта сегодня. Вспоминаем вместе с Софьей Багдасаровой.

Александр Одоевский. Акварель Н. Бестужева. 1833

Кто такой Одоевский

В день декабрьского восстания 1825 года это был молодой офицер из княжеского рода Рюриковичей, сын генерала - героя войны 1812 года. Красивый и богатый, талантливый и холостой, со звонким детским смехом и живой речью, постоянно бодрый и веселый. Основной чертой его характера была жизнерадостность.

В тайное общество он попал через дружбу с Рылеевым и Бестужевым. В роковой день заговора, как выяснило следствие, ничего такого Одоевский не сделал: находившись в состоянии умственного смятения, он просто бегал с пистолетом по площади, разговаривая с солдатами.

На допросах бедный 22-летний юноша показывал (впрочем, не совсем искренно, но очень испуганно), что членом тайного общества себя не считал, полагая всю эту историю шалостью и ребячеством. В крепости он сходил с ума.

«Он бегал, как запертый львенок в своей клетке, скакал через кровать или стул, говорил громко стихи и пел романсы. <...> Этот-то пыл физической деятельности и был причиною, что даже терпение брата Николая разбилось при попытках передать ему нашу азбуку. Едва брат начинал стучать ему азбуку, он тотчас отвечал таким неистовым набатом, колотя руками и ногами в стену, что брат в страхе отскакивал, чтоб не обнаружить нашего намерения».

М.А. Бестужев

Приговор был не слишком суровым - ему дали восемь лет каторги с последующим поселением в Сибири . На каторге и поселении он пробыл с 1827 по 1837 год. Потом по приказу царя поселение заменили службой на Кавказском фронте рядовым.

Там Одоевский, постаревший и облысевший, но не потерявший темперамента и нежных душевных порывов, хохочущий до исступления и пытавшийся обогнать в джигитовке казаков, провел два года. Его сослуживцами оказались Лермонтов и Лев Пушкин, прочитавший ему на память все стихи старшего брата. Умер он в 36-летнем возрасте от малярийной лихорадки в форте Лазаревском (в районе современного Сочи), могилу его вскоре разорили горцы, взявшие форт. Лермонтов посвятил его памяти трогательное стихотворение, где называл его «мой милый Саша!».

За что его помнят

В советское время, когда из образа декабристов был сделан культ, в честь него любили называть улицы: еще бы, один из блестящей плеяды поэтов-мучеников царского режима! Пожалуй, самая запоминающаяся строчка Одоевского - из его стихотворного ответа на послание А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд»:

Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.

В наши дни об этом поэте потихоньку забывают. Поразительно, но современники Одоевского тоже практически не знали, что он поэт. До декабрьского восстания он успел напечатать только две критические статьи, при его жизни в прессе появилось только одно стихотворение - «Сен-Бернар», и то без ведома автора. Только почти полвека спустя после смерти Одоевского, в 1883 году, декабрист барон Розен впервые собрал стихотворения своего покойного друга и напечатал их отдельной книгой.

Тогда критики, например Нестор Котляревский, писали, что, если б эти стихи были напечатаны в свое время, они бы заняли законное место в ряду тех искренних и неэффектных лирических стихотворений, какие писали другие авторы пушкинской эпохи.

Одоевский как ребус

Но самое любопытное в фигуре Одоевского - это запутанность наследия. Он не только почти не оставил напечатанных текстов - от него не осталось и автографов. Нашли только 24 строчки в паре писем да одно позднее стихотворение.

Александр Одоевский. 1824

Принципом Одоевского было отрицание самолюбия. Он никогда не записывал своих стихотворений - сочинял их наизусть и читал вслух друзьям, прекрасно импровизируя. Одоевский был как Гомер: признавал только устное творчество. Почти все сохранившиеся стихи Одоевского, кроме упомянутых выше автографов, были запомнены и записаны его друзьями (в том числе декабристами М.А. Бестужевым, П.А. Мухановым, И.И. Пущиным).

А если еще вспомнить, что сочинялись эти стихи (и хранились их списки) в суровых условиях сибирской каторги, то история становится еще запутанней. Кстати, при подготовке советского издания стихов Одоевского очень пригодились копии, нашедшиеся в секретных архивах Третьего отделения.

Розен попал на Кавказ в том же 1837 году и, наткнувшись на мечтательного поэта в Пятигорске, заставил его прочитать имевшиеся списки стихов и поправить в них ошибки. И даже в этом случае в его издание 1883 года попало множество непроверенных стихотворений из других источников. Поэтому советские литературоведы со временем отклонили авторство Одоевского у многих из них.

Что читать у Одоевского

Как бы ни хвалили критики 1880-х годов после выхода сборника Одоевского - этого вновь нашедшегося поэта золотого века русской литературы, великим современникам он, разумеется, уступает. Однако лучшие его произведения достаточно любопытны («Как я давно поэзию оставил», «Как недвижимы волны гор», «Тебя уж нет»).

Сосланный Одоевский называл свои стихи «песнями из гроба». Поражает его дума «Бал мертвецов», которую он сочинил, когда карету с арестантами провозили из крепости в ссылку мимо великолепно освещенного дворца Кочубеев, где веселилось все светское общество.

А в большой и в целом скучноватой поэме «Василько», которая посвящена ослеплению древнерусского князя, но написана под влиянием западноевропейского романтизма и похожа на рифмованного Вальтера Скотта, есть эффектная мистическая сцена. Главный злодей спускается в пещеру и общается с волхвами и ведьмами.

Хор жрецов

Грудных младенцев, непричастных
Греху отцов,
Несите, ведьмы и русалки,
Пред лик богов!
Мы на костре сожжем начатки
От их волос.
Чтоб сын славян богам славянским
Во славу рос.

Три ведьмы

Мы змеею зашипели
И как вихорь понеслись;
С визгом в теремы влетели
И детей из колыбели
Мы схватили и взвились
.

Русский писатель, журналист, издатель, музыковед, Владимир Федорович Одоевский, был рожден 11 августа 1803 года (по некоторым сведениям, 1804-го) в Москве. Он был последним представителем старинного княжеского рода Одоевских. Отец писателя долгое время пребывал на должности директора Московского отделения Государственного банка, мать - крепостная крестьянка.

В 1822 году Одоевский с успехом окончил Московский университетский благородный пансион, в котором некогда получили образование Петр Чаадаев и Николай Тургенев. В годы студенчества на его мировоззрение повлияли профессоры и философы-шеллингианцы И. И. Давыдов и М. Г. Павлов.

С 1826 года Владимир Федорович стал членом цензурного комитета министерства внутренних дел, и принимал непосредственное участие в составлении нового цензурного устава 1828 года. С момента, когда комитет был переведен в состав министерства народного просвещения, занял должность библиотекаря.

Следует отметить, что, будучи просвещенным и трудолюбивым человеком, самоотдача Одоевского постепенно была оценена. Так, в 1846 году он занял пост помощника директора Императорской публичной библиотеки и заведующего Румянцевским музеем, находившимся на то время в Санкт-Петербурге. А с 1861 года Одоевский был назначен на должность сенатора.

Характерно, что писательская биография Одоевского В.Ф. началась в 1821 году с публикации переводов с немецкого языка в журнале «Вестник Европы». В этом же журнале в период с 1822 по 1823 год он опубликовал «Письма к Лужницкому старцу». Так, одно из писем под названием «Дни досад», характеризующееся негодующим настроением, привлекло внимание А. С. Грибоедова, который вскоре лично познакомился с ним и до конца своих дней оставался его близким другом.

В начале 20-х годов 19 века Одоевского можно было часто встретить на собраниях Вольного общества любителей российской словесности, которым руководил Ф. Глинка. К тому же он регулярно посещал кружок переводчика и поэта С. Раича, являющегося членом Союза благоденствия. В эти же годы Одоевский подружился с В. Кюхельбекером и Д. Веневитиновым, с которым в 1823 году организовал кружок «Общество любомудрия», при этом став его председателем. Следует отметить, что кружок основывался на немецкой философии, а главным ее «проповедником» более двадцати лет оставался Одоевский.

В 1825 году Одоевский и Кюхельбекер совместными усилиями издают альманах «Мнемозина», где печатаются не только сами издатели, но и А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Е. А. Баратынский и другие. Один из участников издания Н. Полевой заметил, что в «Мнемозине» были на то время еще неизвестные взгляды на философию и словесность, посему многие смеялись над альманахом, но вместе с тем многие и задумывались. А ведь Одоевский учил именно задумываться. Более того, его некогда опубликованный в альманахе этюд о светских нравах «Елладий» был охарактеризован В. Г. Белинским как «задумчивая повесть».

В конце 20-х - начале 30-х годов Одоевский с прежним энтузиазмом продолжал исполнять свои служебные обязанности, прибавлять новые знания, а также вырабатывать мировоззрение и опыт в ключе художественной словесности. Доказательством этому послужил его роман-философия «Русские ночи», который Одоевский завершил в 1843 году и издал в 1844 году в одном из трех томов «Сочинений князя В. Ф. Одоевского». Этот роман по большому счету представлял не что иное, как приговор немецкой философии, вынесенный русской мыслью. Основой романа было убеждение в том, что европейская мысль абсолютно не способна разрешить самые важные проблемы, как русской жизни, так и всемирного бытия в целом.

Но вместе с тем роман Одоевского «Русские ночи» дает достаточно высокую оценку творчеству Шеллинга, что вполне очевидно. Ведь в 20-х годах писатель, будучи искренним поклонником философских взглядов Шеллинга, написал целый ряд статей, направленных на осветление проблем эстетики.

Тем не менее, нельзя сказать, что духовная биография Одоевского В.Ф. состоит только лишь из увлечений шеллингианством. Так, в 30-е годы он находился под влиянием мыслей новоевропейских мистиков, таких как Сен-Мартен, Арндт, Портридж, Баадер и другие. Кроме того, некоторое время он всерьез увлекался патристикой, проявляя особый интерес к традициям исихазма. Поэтому роман «Русские ночи» является результатом многолетних размышлений автора о судьбе культуры, смысле истории и будущем Запада и России.

В своих «Русских ночах» Одоевский утверждал, что односторонность - это бич общества, который является причиной всех жалоб и недоумений. В его понимании односторонность является следствием рационалистического схематизма, не способного предоставить полное представление о природе, истории и человеке. По его мнению, только символическое познание может приблизить к истине. Подобные взгляды Одоевского о характере символического познания присущи традициям европейского романтизма, а именно для теории символа Шеллинга и учений Шлегеля и Шлейермахера о роли познания герменевтики, так называемого, искусства понимания и интерпретации. Одоевский уверен, что человек буквально окружен символами, причем это касается не только культурно-исторической сферы, но и природной.

По убеждениям Одоевского, символична сущность и самого человека. Как он утверждал, в человеке имеют место три стихии: одна из них верующая, вторая познающая и третья - эстетическая. Именно эти стихии образуют единство и гармонию, как в человеческой душе, так и во всем человеческом обществе. К огромному сожалению Одоевского, в современной цивилизации он этого не видел. Но вместе с тем он считал, что США частично олицетворяет возможное будущее человечества, и с тревогой писал о том, что близится время вещественной выгоды и полного забвения искренних душевных порывов.

Но нельзя смело утверждать, что Одоевский упорно не принимал научный и технический прогресс. К тому же, он был уверен в том, что с каждым научным открытием на одну причину человеческих страданий становится меньше. Однако, несмотря на бесконечное и стремительное развитие благ цивилизации и технического прогресса, цивилизация Запада из-за своей односторонности, способна предоставить лишь иллюзию полноценности жизни. А за бегство от реальности человечеству рано или поздно придется расплачиваться.

Будучи ярым представителем подобных общественных и философских взглядов, Одоевскому нередко приходилось полемизировать с представителями западной философии и славянофилами, при этом оставаясь убежденным в истинности своих взглядов.

Кроме романа «Русские ночи» одним из известнейших творческих свершений Одоевского были «Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою», изданные в 1833 году. Они произвели неизгладимое впечатление на Н. В. Гоголя, превосходя его повести «Нос», «Невский проспект» и «Портрет».

В альманахе «Северные цветы» за 1831 год была опубликована романтическая повесть Одоевского «Последний квартет Бетховена», которая получила положительную оценку Н. Гоголя и поэтессы К. Павловой.

Будучи сотрудником журнала «Современник», Одоевский выпустил светские повести «Княжна Мими» (1834) и «Княжна Зизи» (1835), продолжающие линию «метафизической сатиры».

Еще при жизни А. С. Пушкина, Одоевский взял на себя ответственность по изданию второй книги «Современника», а после смерти самого поэта выпускал их вплоть до седьмой. Следует отметить, что «Современник» продержался благодаря лишь Одоевскому.

Тем временем писатель продолжает заниматься написанием детских сказок, а изданные в 1838 году «Сказки и повести для детей дедушки Иринея» входят в состав детских хрестоматий.

Подобный успех ободряет Одоевского и вместе с тем вдохновляет на создание «народного журнала», а именно сборника «Сельское чтение». Таким образом, в период с 1843 по 1848 год были опубликованы четыре книги, переизданные до 1864 года одиннадцать раз. Как справедливо заметил Белинский, Одоевский создал целый вид литературы для простонародья. В статьях сборника писатель в лице дяди, а потом дедушки, Иринея рассматривал важнейшие и сложнейшие для решения вопросы простым понятным для простого человека языком, которым искренне восхищался В. Даль.

30-е годы в творческой жизни Одоевского ознаменовались выходом пьесы «Хорошее жалованье» (1838), описывающей пьесы из быта чиновников.

В 60-х годах писатель начинает заниматься исторической и теоретической ипостасями «исконной великоросской музыки», и как результат, публикует свои работы «К вопросу о древнерусском песнопении» (1861) и «Русская, и так называемая общая музыка» (1867). С этих пор многие начинают его считать поборником официозной народности. А сам Одоевский уверен, что жизнь народа невозможна без духовного и физического сближения с другими народами. Ведь в действительности Одоевский и был всю жизнь посвящен сближению российской культуры и европейской.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Одоевского Владимира Федоровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.



Рассказать друзьям