В какой цикл входит повесть портрет. Анализ повести Гоголя «Портрет», творческое исследование миссии искусства

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тест на знание содержания повести Н.В.Гоголя “Портрет”

1. Действие повести происходит:
а) в Петербурге; б) в Москве; в) в деревне.

2. Имя главного героя:
а) Андрей Петрович Чартков; б) Алексей Иванович Чиртков; в) Никита Иванович Чертков.

3. В лавочке продавали:
а) картины, писанные маслом б) акварели; в) гравюры.

4. Покупателей было:
а) много; б) немного; в) не было совсем.

5. Чартков впервые увидал портрет:
а) на выставке; б) в монастыре; в) в картинной лавке.

6. Главной деталью портрета было:
а) широкий азиатский; б) пейзажный фон – пламенный полдень; в) глаза старика .

7. Чартков:
а) купил портрет на аукционе; б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
в) сторговался в лавочке за двугривенный.

8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
а) два раза; б) три раза; в) четыре раза.

9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы; б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства, в) на новую квартиру, одежду, развлечения.

10. Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи; б) аристократической дамы; в) портрете дочери аристократической дамы.

11. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет; б) дама – заказчица;
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.

12. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту; б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию
заказчикам; в) благодаря таинственной силе портрета.

13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
а) зависти; б) пьянства; в) скандальной истории.

14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
а) много денег; б) незаконченные великие произведения искусства;
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства

15. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист; б) аристократ, любитель живописи; в) молодой художник.

16. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком; б) купцом; в) актером.

17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство; б) несчастье; в) широкую известность.

18. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых; б) родными ростовщика; в) самим ростовщиком.

19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом; б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.

20. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе; б) уничтожен; в) украден.

Ответы:

Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответ а а а в в в в а в б в б а в в а б в б в

К написанию повести «Портрет» , в которой важную роль также играет элемент мистики. Писатель опубликовал свой труд в сборнике «Арабески».

Многим критикам произведение не понравилось. Белинский считал, что «Портрет» был неудачной попыткой, где талант автора начал падать.

После скандала с премьерой «Ревизора» Гоголь выехал в Италию. Под южным солнцем и под влиянием художника Иванова Николай Васильевич переработал повесть, а затем вновь опубликовал ее в 1841 году.

Писатель внес коррективы в диалоги, сцены, изменил фамилию главного героя. Теперь он звался Чартков, а не Чертков, что вызывало у читателей ассоциации с чертом. Стал другим и финал произведения: фигура ростовщика не исчезает с картины, а пропадает сам портрет.

Повесть состоит из двух частей. Центральное место в каждой из них занимает образ художника . Гоголь показывает две судьбы, два таланта с различным мировоззрением, с противоположным пониманием задач живописи. Герой первой части – молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не имеет средств на покупку холста, красок и даже на еду. Однако Чартков на последние деньги решился купить портрет старика-азиата, потрясенный его «живыми» глазами.

Во второй части произведения мы узнаем историю возникновения роковой картины. Однажды к иконописцу (он известен нам как отец художника Б.) пришел ростовщик и попросил нарисовать портрет. Художник согласился на необычный заказ, поскольку внешность старика произвела на него большое впечатление.

Каждого мастера портрет искушает. Чартков, найдя спрятанные в раме деньги, сначала хочет потратить их на новую студию, кисти и краски, чтобы совершенствовать свой талант. Но вместо этого приобретает ненужные вещи, модную одежду, посещает рестораны. Подсознательно Чартков и раньше завидовал жизни модных художников, хотел богатства, известности. И это желание теперь одержало победу над стремлением к творческому росту. Именно жажда славы заставила Чарткова заказать о себе хвалебную статью.

Поначалу молодой живописец стремится следовать правде жизни, ищет не просто портретное сходство, а старается перенести на полотно душу человека, его характер. Но постепенно он превращается в ремесленника, потакающего вкусам толпы, теряет божественную искру.

Чартков стал знаменит и богат. Его восхваляет публика, известные люди предлагают преподавать в художественной Академии. Он уже свысока поглядывает на молодых живописцев, поучает их. Только увидев новую, по-настоящему талантливую картину, Чартков понимает, что свой талант погубил.

Искушение отца художника Б. было другого рода. В демоническом образе ростовщика его привлекла возможность создать портрет нечистой силы. Это был вызов таланту. Художник чувствовал, что поступает неправильно, но профессиональный интерес заставил его продолжать работу. К счастью, в отличие от Чарткова, иконописец смог вовремя остановиться. Огромным усилием воли ему удалось избавиться от влияния портрета, очистить свою душу. Он завещает сыну найти и уничтожить роковую картину.

Финальная часть повести не добавляет оптимизма. Сошел с ума и погиб Чартков, уничтожив перед этим большое количество своих хороших работ. Но страшный портрет сжечь не удалось. Он был похищен и, возможно, стал искушать новую жертву.

Противопоставление двух судеб талантливых художников закономерно. Гоголь хотел показать, что только путем отказа от мирских благ, от суеты светской жизни художник может создавать настоящие картины, а не ремесленные полотна. Не зря иконописец находит спасение от влияния портрета в монастырских стенах.

В период работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних произведений он подошел к реализму, но еще не до конца осмыслил возможности нового для себя направления. В повести «Портрет» писатель ищет ответ на вопрос: может ли искусство быть предельно точным, зеркально отражать жизнь? Или оно должно изображать действительность художественными средствами, воздействуя на мысли и чувства людей, воспитывать их? Ведь художник во второй части повести слишком приблизился к реальности, сделал глаза ростовщика живыми и впустил зло в этот мир.

Автор несет ответственность за свое творение. Гоголь подчеркивает: только с чистыми помыслами, с добрым сердцем можно создать настоящий шедевр, который способен возвысить душу, озарить ее светом и радостью.

  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

ТЕМА: Н. В. Гоголь «Портрет».

Странное, причудливое, фантастическое в повести.

Предварительная подготовка к уроку

Цели:

    роль реального и фантастического в повести

    познакомить учащихся с темой призвания художника, его назначения, ответственности за свои творения, о важной роли искусства;

    развивать способность анализировать текст, пересказывать сюжет, делать выводы, выражать собственную оценку прочитанного, быстро и грамотно отвечать на вопросы;

    воспитывать в учениках интерес к искусству, дать почувствовать разницу между тем, кто развивает свой талант, и тем, кто заглушает его в угоду общества.

Оборудование: учебник, интерактивная доска (презентация, содержащая портреты писателя и картина А.Иванова «Явление Христа народу».

Тип урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока : дискуссия.

Необходимо показать учащимся, как Н.В. Гоголь изображает постепенное падение Черткова. Очень важно при этом дать представление о художественной детали.

Ход урока

I .Вступительное слово

Учитель : Для начала я хочу провести небольшую викторину. Вы письменно ответите на вопросы, а потом мы обратимся непосредственно к анализу повести Николая Гоголя.

Как фамилия главного героя первой части повести? (Андрей Петрович Чартков)

Где происходит действие? (В Петербурге)

Чей портрет приобретает Чартков и за какую цену? (Портрет старика-ростовщика, за двугривенный).

Что необычного в портрете ростовщика? (Глаза его кажутся живыми).

Что за сюрприз скрывался за рамкой картины? (там были спрятаны деньги).

Какова была дальнейшая судьба Чарткова? (Он растратил вдохновение и умер, снедаемый завистью к талантливым коллегам)

Где происходит действие второй части повести? (На аукционе)

Какой предмет связывает первую и вторую часть повествования? (Портрет ростовщика)

Что фантастическое и что реальное в повести?

Кто рассказал историю портрета? (Сын художника)

Чем заканчивается повесть? (Исчезновением портрета.)

    Работа над новым материалом .

Учитель: Сегодня на уроке к нам пришел гость, это журналист, который следил за историей создания повести и дальнейшей ее судьбой.

Журналист: Эта повесть имела две редакции. Сначала она была опубликована в 1835 году в сборнике «Арабески» и подверглась критике В.Г. Белинского. Критик назвал повесть неудавшейся попыткой фантастики, а вторую ее часть- напрочь лишенной фантастика. Вторая редакция дотирована 1841 годом. Надо заметить, что этой редакции предшествовало наблюдение автора за созданием картины А.Иванова «Явление Хиста народу», выдающегося полотна, которое сейчас мы можем увидеть в Третьяковской галерее. Целый зал музея посвящен эскизам и наброскам, портретам людей, послуживших натурщиками к этой картине. Это была колоссальная работа великого творца, перед которой замирает каждый посетитель музея.

После наблюдений за работой художника Н.В. Гоголь и возвратился к своей повести. Автор исключил совсем мистические сцены, в том числе и последнюю, где ростовщик пропадает с портрета, ограничившись пропажей самого портрета. Он изменил фамилию героя с Черткова на менее напоминающую о нечистой силе- Чартков, яснее выписал некоторых второстепенных персонажей. Повесть состоит из двух частей: первая- эта рассказ о загубленном таланте, вторая- история создания портрета.

Что же изменилось в Чарткове? (Он был молод, беден, трудолюбив, полон любви к искусству. По мере того как росло его богатство, он терял трудолюбие, талант, веру в истинное вдохновение, становился алчным и холодным человеком. Самое ужасное, что он возомнил себя мерилом, образцом, стал ставить себя в пример другим. Затем пришло осознание своего ничтожества и творческого бессилия. Это породило зависть в самой ужасной ее форме. Из созидателя, творца Чарткова превратился в разрушителя.

II . Фантастическое в повести. Роль таинственного портрета.

    Перечитайте описание портрета. (Чартков тут же ощутил «какое- то неприятное, непонятное себе чувство».)

    Докажите, что Чартков не в силах сопротивляться портрету (обратите внимание, что в повести часто повторяется слово «неожиданно»: Чартков многое делает неожиданно для самого себя, как бы помимо своей воли). Когда он особенно ясно видит изображенное на портрете лицо? Какую роль играет сон Чарткова?

    Как Гоголю удается перевести фантастическое в реальный план?

    Когда портрет последний раз «является» Чарткову? Объясните причину этого? Почему Чартков велит вынести портрет прочь из мастерской?

(Чартков не в силах сопротивляться портрету: он неожиданно для себя покупает его, не может оторвать от него взгляда, берет деньги и во сне, и наяву. Сон Чарткова выдает его сокровенные мысли, его тайную, подсознательную тягу к золоту. Ему и портрет особенно ясно видится в те минуты, когда он думает о деньгах.

Гоголь незаметно переводит фантастическое в реальный план: таинственный сверток с золотом, который обранил ночью ужасный старик с портрета, оказывается кладом, спрятанным в раме, на которую слишком сильно нажал квартальный.

Портрет является Чарткову в последний раз в конце рассказа, когда тот осознал, что растратил свой талант попусту и велел вынести все созданные им бездарные картины. Сарик на портрете, если можно так выразиться, любуется результатами своего труда. И Чартков, считая портрет в определенной степени виновным в том, что случилось с ним, велит вынести его из мастерской.)

Кто же виноват в том, что случилось с Чартковым? Докажите, что Чартков был всегда склонен к тому, что получил при помощи портрета.

Вспомним слова учителя Чарткова. «Смотри, брат,- говорил ему не раз его профессор, - у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя одно что – нибудь заманит, одно что- нибудь тебе полюбится- ты им занят, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец…

Можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство- пусть их другие набирают деньги».

Вспомним, как в душе Чарткова боролись желание трудиться и желание богато жить, когда он получил в руки большие деньги, и какое из них в конце концов победило.

Вспомним, чем отличался от Чарткова художник, создавший великое произведение искусства, над которым рыдал даже охладевший ко всему Чартков.

Человек должен все решать сам, должен «управлять своей волей» и никого не имеет права винить в том, что случилось с ним.)

Какова же роль фантастического в этой повести?

(Фантастическое дает возможность Гоголю создать ситуацию, которая позволит Чарткову раскрыть то, что лежит глубоко в его душе. Фантастическое придает мрачный, трагический колорит всей повести, делает ее более глубокой, нежели обычное бытовое описание жизни художника. Портрет- это не только таинственный старик на полотне, не только те портреты, которые создал Чартков. Это сам Чартков, что с ним стало.

III .Подведение итогов

Мы узнали историю создания повести, поговорили о ее сюжете, теме и герое этого произведения. Выяснили роль фантастического в повести. Проверили свои знания в результате письменной викторины и продемонстрировали владение текстом.

IV .Анализ и оценка итогов работы.

V . Домашнее задание

Дописать свой финал повести

  1. Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Портрет» Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, худ

    Документ

    Повести Н.В. Гоголя «Портрет » Гоголь назвал свою повесть «Портрет ». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл... человеческой душе. Повесть Н.В.Гоголя «Портрет » состоит из двух... первой и второй частей в «Портрете » Гоголя призвано убедить читателя в том...

  2. Вопросы для анализа повести Н. В. Гоголя «Портрет»

    Документ

    Вопросы для анализа повести Н.В.Гоголя «Портрет ». Часть I. Чем недоволен... чем смеётся Гоголь , передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери? Почему... и почему ложно в портрете аристократической девушки? Почему в портретах , которые рисует Чартков, ...

  3. В. Г. Белинский об А. С. Пушкине, М. Ю. Лермонтове, Н. Г. Гоголе, Ф. М. Достоевском

    Документ

    Жизни и в высшей степени народным произведением. Н.В.ГОГОЛЬ Гоголь находится в центре внимания В. Г. Белинского начиная... чего может возвышаться талант г. Гоголя

Оборудование урока: портреты Н. В. Гоголя; репродукция А. И. Иванова “Явление Христа народу”, учебники, тетради.

Эпиграф к уроку: “Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл, у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…” А. И. Солженицын

Оформление доски: Портреты Н. В. Гоголя, словарик

Портрет работы неизвестного художника 1820е гг.

Автолитография Э. А. Дмитриева – Мамонова с рисунка 1840–х гг.

Рисунок А. А. Иванова. 1847 г.

Портрет работы Горюнова 1835 г

Портрет работы Ф. Моллера. Рим, 1841 г.

Автолитография А. Г. Венецианова 1834 г.

Модель памятника Н. В. Гоголю Н. А. Андреев 1906 г. Бронза. Гранит.

Памятник Н. В. Гоголю. Н. А. Андреев. 1906 г. Бронза. Гранит.

Памятник Гоголю в Москве. Н. В. Томский 1952 г.

Явление Христа народу. А. А. Иванов 1837-1857 гг.

Словарик:

Антики - гипсовые слепки с античных скульптур.

Психея - в греческой мифологии: олицетворение человеческой души изображалось обычно в виде бабочки или прекрасной девушки.

Вандик (Ван Дейк) Антонис (1599-1641) - голландский живописец, особенно прославившийся портретами.

Ундина - водяной дух, героиня одноименной повести Фридриха ла Мотт Фуке.

Аспазия - возлюбленная афинского государственного деятеля Перикла, отличавшаяся умом, образованностью и красотой.

Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке нам предстоит вновь встретиться с творчеством Н. В. Гоголя, но это будет уже не озорной смех “Вечеров на хуторе близ Диканьки” и не размышления о проблемах национального самосознания, веры и гуманизма, как это было, когда мы работали над повестью “Тарас Бульба”. Нам предстоит проследить, как Н. В. Гоголь решает проблему призвания художника, творца, что думает о роли искусства и его месте в истории человечества.

Давайте, обратим внимание на портреты Гоголя в разные периоды его жизни: в молодости, в зрелые годы. Несмотря на то, что перед нами один и тот же человек, тем не менее, не только возраст обуславливает восприятие внешнего вида, но и подход к изображению человека, самое восприятие личности отличается многообразием и обуславливается творческой индивидуальностью авторов.

С художниками и их творчеством мы встретились на страницах повести, проверим, хорошо ли мы прочли текст, чтобы поразмышлять о роли искусства и назначении художника.

1. Действие повести происходит:

а) в Петербурге;

б) в Москве;

в) в деревне.

2. Имя главного героя:

а) Андрей Петрович Чартков;

б) Алексей Иванович Чиртков;

в) Никита Иванович Чертков.

3. В лавочке продавали:

а) картины, писанные маслом;

б) акварели;

в) гравюры.

4. Покупателей было:

б) немного;

в) не было совсем.

5. Чартков впервые увидал портрет:

а) на выставке;

б) в монастыре;

в) в картинной лавке.

6. Главной деталью портрета было:

а) широкий азиатский;

б) пейзажный фон – пламенный полдень;

в) глаза старика.

7. Чартков:

а) купил портрет на аукционе;

б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;

в) сторговался в лавочке за двугривенный.

8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:

а) два раза;

б) три раза;

в) четыре раза.

9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:

а) на необходимые для художника материалы;

б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства,

в) на новую квартиру, одежду, развлечения.

10. Талант Чарткова еще проявил себя:

а) в изображении Психеи;

б) аристократической дамы;

в) портрете дочери аристократической дамы.

11. Чарткова прославил:

а) таинственный портрет;

б) дама – заказчица;

в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.

12. Чартков стал знаменитым:

а) благодаря высокому таланту;

б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам;

в) благодаря таинственной силе портрета.

13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:

а) зависти;

б) пьянства;

в) скандальной истории.

14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:

а) много денег;

б) незаконченные великие произведения искусства;

в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства

15. Историю таинственного портрета рассказал:

а) аукционист;

б) аристократ, любитель живописи;

в) молодой художник.

16. Изображенный на портрете старик был:

а) ростовщиком;

б) купцом;

в) актером.

17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:

а) удачу и богатство;

б) несчастье;

в) широкую известность.

18. Портрет был заказан художнику:

а) церковью, для которой он писал святых;

б) родными ростовщика;

в) самим ростовщиком.

19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:

а) бросил вообще заниматься своим ремеслом;

б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;

в) продолжал писать картины.

20. Портрет в конце концов:

а) был продан на аукционе;

б) уничтожен;

в) украден.

21. Композиция всего произведения:

а) линейная;

б) обратная;

в) рамочная.

В конце I четверти на страницах учебника мы познакомились с “Письмом преподобного оптинского старца иеромонаха Амвросия к превосходительной NN”. Вы помните, что предваряя чтение этого письма, мы познакомились с историей Оптиной Пустыни, куда приезжали за советом и поучением многие известные нам писатели XIX века. Среди них был Н. В. Гоголь. Оптинские старцы целью своего служения богу основывали на подвиге жертвенной любви к людям, на возрождении духовной цельности человека, большое значение в своих проповедях предавая смирению и взгляду на самого себя.

Читая повесть “Портрет”, мы видим, что размышления Гоголя над одной из важнейших для литературы тем – темы ответственности художника за свой труд не лишена влияния Оптиной Пустыни.

Давайте познакомимся поближе с героем повести, обращая пристальное внимание на детали портрета, интерьера, помня о том, что ни одно слово писателя не может быть написано случайно.

Как выглядел Чартков в начале повести? (Старая шинель, нещегольское платье, крепко и сильно заношенный халат.)

Что представляло собой его жилье? (Комната с низкими потолками, в которую приходилось подниматься по лестнице, загаженной и облитой помоями, узкий диванчик с торчащими медными гвоздиками, отсутствие свечей.)

Был ли Чартков талантлив? Найдите подтверждение в тексте. (Молодой Чартков был художник с талантом, его кисть отзывалась наблюдательностью, занятый своей работой, мог забыть и питье, и пищу, и весь свет).

В толковом словаре слово “талант” трактуется следующим образом: “Выдающиеся природные способности, высокая степень одаренности”. В дневнике М. М. Пришвина есть такая запись: “Талант похож на аванс, который нужно отработать, и чем больше талант, тем, значит, больше к нему труда. Вот почему бездарные и ловкие люди обыкновенно больше зарабатывают, чем талантливые. По тому же самому часто слышишь сказку о “загубленных талантах”. Такие таланты опускаются, потому что не могут работать. Талант называется даром, потому что даровитому и сильному человеку сама работа доставляет наслаждение”.

Кто или что погубило талант Чарткова? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим: внешние или внутренние обстоятельства сыграли определенную роль в забвении дарования молодого художника.

Для этого составим сравнительную таблицу, обращая внимание на детали. Используем для этого материал 283-285, 296-298 страниц учебника.

Внешние препятствия для развития творчества

“последний двугривенный”

нестерпимо холодная гостиная”

“мастерская с мерзнущими окнами”

“оборванный диван”

“не на что купить кисти и краски”

“нечем платить за квартиру”

Брань хозяина квартиры

  • Оценка профессора:
  • нетерпеливость;
  • увлеченность чем-нибудь одним;
  • нет хороших “ремесленных” навыков художника;
  • погоня за модой;
  • предпочтение светской жизни, а не ремеслу.
Собственное желание Чарткова:
  • “хотелось кутнуть, щегольнуть, показать свою молодость”;
  • досада от чужого денежного успеха;
  • желание бросить все и закутить с горя на зло всему;
  • деньги, даже воображаемые, способны заворожить, а вид живых денег способен довести почти до безумия

Внезапно появившиеся деньги

Голос рассудка Голос чувств
  • появилась возможность работать;
  • есть деньги на содержание и обеспечение
  • “во власти все, на что смотрит завистливыми глазами”;
  • желание “одеться, разговеться, нанять новую квартиру”;
  • отправился в театр, кондитерскую и прочее;
  • купил нечаянно лорнет, бездну всяких галстуков;
  • более ежели нужно завил локоны;
  • катался в карете без причины;
  • объелся без меры конфектами;
  • в новой квартире все, что получше поставил на видное место, что похуже в угол;
  • желание непреоборимое схватить славу за хвост ;
  • заказал статью о себе; читал с тайным удовольствием.

Подводя итог нашим наблюдениям, сравним, наконец, его мысли вслух, когда Чартков был молод (обращаемся к тексту стр. 286), и его же несобственно-прямую речь после увиденной на выставке картины (текст стр. 311-312).

Итак, все это помогает нам многое понять в характере героя: он талантлив, в нем есть вкус к учебе, труду, но одновременно жажда славы, мгновенного успеха побеждает.

Теперь проанализируем эпизод создания портрета молодой аристократки, обращая внимание на детали. Все вопросы к этому эпизоду записаны на доске.

  • Как изображен Гоголем процесс работы над портретом?
  • Что нарушает работу художника?
  • Как относится к претензиям заказчика?
  • Что примиряет его с ними?
  • Почему Гоголь так подробно описал первый портрет, а об остальных творениях художника упомянул только вскользь?

Чартков не был знатоком человеческой природы, ему не дана возможность выразить внутренний мир изображаемой им девушки, он видит только внешнее. Он увлекается, но его работа постоянно нарушается репликами, нетерпеливостью клиентки, претензиями аристократической дамы, на которые он фактически не возражает, а идет на поводу их желаний. Приглашение бывать, прийти на следующей неделе обедать, а затем восхищение Психеей, которой были переданы черты юной особы и последовавшие вслед за тем улыбки, деньги, комплементы, искреннее пожатие руки, приглашение на обеды – совершенно примеряют Чарткова с ними. Остальные творения не могут в полной мере называться творениями, потому кисть его хладела и тупела. Его портреты стали похожи на тот хлам, который он когда-то рассматривал в картинной лавочке из Щукинского двора. Обратимся опять к тексту. Сравним суждения молодого Чарткова (стр. 281) с тем, что произошло с ним самим. (“Тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусства, тогда как ей место среди низких ремесел”).

Итак, на выставке в Академии художеств он увидел картину художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант. Примером такого подвижничества является художник Александр Иванов, много лет писавший свое грандиозное полотно “Явление Христа народу”. В большой картине, ставшей делом жизни художника Иванова, тема нравственного преобразования и озарения человека и человеческого развернулась во всей широте и наглядности. Момент появления Христа перед людьми, принимающими крещение от Иоанна, был связан с представлением художника с началом дня человеческого. Для показа этого момента Иванову понадобилось прибегнуть к необычайному разнообразию персонажей, к глубокому их психологическому анализу, к воссозданию сцены как живой, словно происходящей на глазах у зрителя. Замысел художника и его реализация - монументальны. Композиция имеет симметричный характер, она замкнута, расположение фигур барельефно, фигурный план тяготеет к неглубокому пространственному развороту. Эти особенности композиции входят в противоречие с тем опытом освоения пространства, который был добыт художником в пейзажных этюдах. В результате изменения мировоззрения Иванова картина осталась незаконченной, и многие проблемы, поставленные в ней, - неразрешимыми. Вместе с тем она явилась великим опытом как для самого художника, так и для мастеров последующих поколений.

Гоголь, близко знавший Иванова, говорил о картине: “Где мог найти он образ того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины – представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу? Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображаемым? Постигнуть мыслью? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображение. Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращение к Христу, не изобразить ему того на полотне. Иванов молил Бога о ниспослании к нему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить им же внушенную мысль…”

Что почувствовал Чартков, когда почувствовал, что потерял свой талант? (Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства…”)

Зависть – один из смертных грехов. Когда адское намерение в результате это чувство родилось в его душе? (Чтение текста стр. 313-314).

Таким образом, мы подошли к проблеме противостояния ремесла и искусства. Искусство принято отражать высшую реальность. Когда “ясно даже непосвященным, какая незримая пропасть существует между созданием и простой копией природы”.

Сложную задачу поставил перед собой писатель. Рассмотрим, каким образом она получает свое решение в повести.

Вспомним историю расставания (краткий пересказ одним учеником).

Давайте подумаем, какой прием использует автор, чтобы более выпукло, ярко, быстро обнажить человеческую сущность того же Чарткова. (Фантастику).

С какой целью он использует прием фантастики?

Побуждая заново всмотреться в жизнь кажущуюся благополучной лишь потому, что она привычна, Гоголь изображает ее в преувеличенно резком виде, так чтобы эта привлекательная обыденность в своей недоброй порочной сути ярко бросилась в глаза всем. Высокий идеал и норма жизни здесь изображается по принципу контраста, что является собой и чем ей надлежит быть. Привлечение внимания к общественному злу, которое как зло люди уже не воспринимают, Гоголь считал своей прямой задачей. Ведь чтобы вылечить общую болезнь, надо ее назвать.

Домашнее задание. Письменно ответить на вопросы:

  1. Может ли искусство очистительно и благотворно повлиять на людей?
  2. Что вы думаете о роли искусства?
  3. Каково его назначение в жизни общества?

Индивидуальное задание (2 человека): подготовить рассказ о художнике написавшем картину, выставленную в Академии, и о художнике, нарисовавшем портрет ростовщика.

Тема: Проблема ответственности человека за свою судьбу.(3 урок)

Цель: учить пересказывать с сохранением основных стилевых особенностей текста и выражать собственную оценку прочитанного. Высказывать и обосновывать свое отношение к прочитанному. Характеризовать и оценивать героев произведения, объясняя обусловленность их поведения жизненными обстоятельствами, влиянием общественной среды и выявлять особенности их внутреннего мира.

Оборудование: текст, рабочая тетрадь.

Эпиграф к уроку: “Усилие есть необходимое условие нравственного существования”

Л. И. Толстой.

Урок начать с выступления учащихся (развернутый ответ на вопрос о роли искусства в жизни общества, дать возможность высказаться как можно большему числу учащихся).

Подводя итог вашим выступлениям, следует сказать, что лишь искусство возвращает человеку утраченную им душевную гармонию в мире, раздираемом противоречиями, отравленном властью бездушного чистогана и меркантильностью.

Какой путь может выбрать художник? (В процессе беседы сделать краткие записи в рабочей тетради).

I тип. Судьба Чарткова (предпочтение творчеству, приносящему духовное удовлетворение, ремеслу, приносившему деньги).

Рассказ ученика о художнике, написавшем картину, выставленную в Академии художеств.

Рассказ ученика о художнике, нарисовавшем ростовщика.

III тип.Добро существует наряду со злом. Пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы отобразить духовный мир, надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит человека. Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Художник служит не своему тщеславию, и даже не таланту. Он служит Богу.

Вывод по уроку.

Итак, перед человеком всегда встает определенный выбор – выбор судьбы. Бывает, что выбирая, человек ошибается и снова его мучает выбор – что делать дальше: осознать свою ошибку и исправить ее – это добрый путь; или понимать, что ошибаешься, но гордыня не позволяет исправиться, тогда падение окончательно – это злой выбор, безнравственный. Истинное искусство служит Добру.

Домашнее задание. По группам. Ответить на вопросы:

1 группа. Почему нарушается хронология повествования?

2 группа. В первой редакции повести финал был таким: после рассказа об истории страшного портрета изображение ростовщика у всех на глазах исчезает с полотна. Во второй редакции портрет во время рассказа крадут. В чем смысл такого финала?

3. группа. Можем ли мы причислить “Портрет” к произведениям романтического направления? Доказать свою точку зрения.

Очень интересен и поучителен - приходит понимание того, какую смысловую нагрузку выполняет центральный образ - художник Чартков. Данный персонаж - индикатор конфликта между настоящим искусством и искусством коммерческим, заведомо оплаченным, сытым, принципиально повернутым к жизни большинства порядочных людей. Гибельные метаморфозы, вызванные Портретом и произошедшие с талантливым человеком, аллегорически показаны в произведении.

Петербуржский живописец-жанрист Чартков пишет хорошие картины, но прозябает на Васильевском острове в бедности. Он не покладая рук развивается как художник. В его картинах просматриваются мазки нелицеприятной правды. Последнее вызывает раздражение у платежеспособных граждан. (В период работы над "Потретом" Гоголь находился в Италии, временно покинув Россию из-за травли "Ревизора"). Но он упорно идет к своей цели.

Все изменил случай. Однажды на Щукинском дворе Чартков видит изображение мужчины-азиата с поразительно написанными (просто живыми) глазами. И покупает за последние деньги этот портрет. Произведение Гоголя далее повествует о последовавших таинственных метаморфозах личности Чарткова. Ему начали сниться страшные сны, где неизменно присутствовал старик, написанный на портрете. Даже завесив эти удивительные глаза на ночь, художник наутро обнаруживает сорванное покрывало. Однажды ему приснилось, как старик, пошевелившись, вылез из рамы и принялся пересчитывать свои деньги, упакованные в мешочки. Писатель незаметно спрятал один из мешков с надписью «тысяча червонцев» за раму портрета.

(Как вы, дорогие читатели понимаете, анализ повести Гоголя «Портрет» определяет ее жанр как мистическую повесть, повесть-аллегорию). Проснулся Чартков от стука в дверь. Хозяин доходного дома, заручившись поддержкой квартального, пришел выгонять его за неуплату. Квартальный, забирая написанные портреты в учет квартплаты, случайно взялся за раму портрета старика - внезапно на пол свалился мешок, увиденный во сне Чартковым. Обнаруженные деньги позволяют художнику не только расплатиться, но и начать новую жизнь. Он снимает дорогое жилье на Невском, обновляет свой гардероб, дает объявления о приеме заказов.

Первой заказчицей оказывается состоятельная дама, заказавшая портрет своей дочери. Чартков берется за работу, но она не ладится. Задумаемся, что нам подскажет на этом этапе анализ повести Гоголя «Портрет»? Что-то внутри художника изменилось. Если говорить предельно кратко - пропал талант. Слегка изменив свой более ранний портрет Психеи, он все-таки выполняет работу. Внезапно ему везет, его картины входят в моду. Заказы идут один за другим. Чартков теперь состоятелен, приглашаем. Однако его новые полотна, не отмеченные талантом, удивляют восторгавшихся им ранее знатоков искусства. Творческий кризис сопровождается кризисом личностным, теперь он - скряга и брюзга. Однажды его приглашают в Академию Художеств на презентацию полотна старого друга.

Стоящего перед талантливой картиной Чарткова охватывает потрясение. Анализ повести Гоголя «Портрет» в этом символическом эпизоде показывает: автор сводит лицом к лицу настоящее искусство и его антагониста. Сперва Чартков желает вернуть себе способность творить, но не может. Закрывшись в мастерской и работая без сна, он ощущает бессилие своей кисти. Окончательное осознание утраченного таланта лишает его рассудка. сочтены. Чертков лихорадочно начинает скупать доступные талантливые картины. Когда же его находят дома умершим от чахотки и нервного истощения, то обнаруживают, что все выкупленное он уничтожал. Все, кроме портрета.

Однако Гоголь на этом не заканчивает свою повесть.

Уже после смерти Чарткова на петербургском аукционе возникает портрет азиата. Цена на него быстро возрастает в четыре раза. Молодой художник Б из Коломны заявляет, что имеет особое право на покупку. И рассказывает историю о человеке, изображенном на полотне - великане-азиате, дававшем ссуды. Кредиты были выгодны, но их неизменно сопровождала фатальная судьба заемщиков. Так, приближенный к Двору вельможа, взяв кредит, впал в немилость императрицы, потерял рассудок и погиб. Молодого помещика, взявшего ссуду для свадьбы, постигла полная деформация личности: буйство, покушение на жизнь невесты, и, наконец, самоубийство.

Портрет написал отец художника Б по заказу азиата. Заказывая свое изображение, тот объяснил замысел. Написанный необыкновенный портрет будет стареть, а ростовщик останется жить вечно. Уже начав работу, отец художника Б испугался, ведь получалось изображение духа тьмы. После прерывания работы зловещий заказчик скончался. Портрет выпросил приятель художника, но не задержалось полотно, несущее беды, и у него. С тех пор страшный портрет появляется то там, то здесь…

Конец рассказа - в духе американских триллеров. Увлеченные рассказом художника Б слушатели внезапно замечают что страшный портрет украден с аукциона. Литературоведческий анализ повести Гоголя «Портрет» указывает на неслучайность и логическую обусловленность такого сюжетного поворота. Ведь проблема, затронутая классиком - вечна.

Актуальны ли идеи «Портрета» сегодня? Несомненно. Проблема роли и значимости сегодня действительно важна. Как не хватает сейчас «лучей света», освещающих «темное царство»!



Рассказать друзьям