В помощь школьнику. Шпаргалка: Внесценические персонажи в комедии «Горе от ума

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сен 16 2015

«Горе от ума» - удивительное. В первой четверти XIX века вошло оно в русскую литературу, в культурную и общественную жизнь страны и с тех пор не только не устарело, но привлекает все больше внимания литературоведов и историков. Кроме того, мы нередко начинаем цитировать «Горе от ума», еще не прочитав его. С детства мы относимся к героям , как к своим знакомым. Особенно интересно то, что мы одинаково живо представляем себе и тех героев, которых можем увидеть на сцене, и тех, кто лишь упоминается в комедии, порой - одной фразой. Княгиня Марья Алексевна, Татьяна Юрьевна, французик из Бордо, князь Федор - все они известны читателям как персонажи «Горя от ума». Однако на сцене они не появляются.

В комедии можно насчитать таких персонажей значительно больше, чем бывает обычно в драматургических произведениях. Богатство «Горя от ума» внесценическими персонажами объясняется в первую очередь тем, что Грибоедов создавал свою комедию в тот период, когда на русской сцене господствовал классицизм. Как отмечал В. Г. Белинский, Грибоедов во многом сумел переступить жесткие законы этого художественного метода. В то же время полностью отрешиться от устоявшихся и официально признанных норм классицизма было тогда практически невозможно. Грибоедов строго следовал в своей комедии правилу единства времени и места, входящему в число законов классицизма.

Наверняка это усложняло работу над произведением, в котором важно не только настоящее, но и прошлое героев. В «Горе от ума» дана широкая картина жизни московского общества, хотя не имел возможности показать читателю и зрителю ни Чацкого и Софьи, ни поездки «на поклон» к влиятельным лицам, ни службу Чацкого и Горича, ни собрание в Английском клубе. Принцип единства места мешал Грибоедову вынести действие за рамки дома Фамусовых, то есть показать многие картины жизни московского дворянства. Они оживают в благодаря страстному красноречию Чацкого, а также в словах других героев. Большинство внесценических персонажей лишь упоминается, но говорится о них при этом очень много.

Восклицание Фамусова в конце пьесы: Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна, - сразу же ставит эту женщину на один уровень с такими известными и уважаемыми дамами, как Татьяна Юрьевна. Их характеристику можно найти в нескольких репликах Молчалина. Во-первых: Татьяна Юрьевна рассказывала что-то, Из Петербурга воротясь, С министрами про вашу связь, Потом разрыв… Итак, Татьяна Юрьевна и ей подобные - дамы высшего света не только Москвы, но и Петербурга.

Татьяна Юрьевна - сплетница, как в общем-то почти все женщины ее круга. Эта деталь характеристики тесно связана с сюжетной функцией внесценических персонажей - светских дам в «Горе от ума». Татьяна Юрьевна, Марья Алексевна распространяют информацию, выходящую за рамки единства времени и места. Татьяна Юрьевна через Молчалина передает зрителю весть о неудачной государственной деятельности Чацкого, а княгиня Марья Алексевна разнесет по Москве сплетни о Софье уже после происшедшего на сцене. Светские дамы из числа внесценических персонажей комедии осуществляют своеобразную связь между местом и временем действия и тем, что было, будет или происходит за пределами дома Фамусовых. Во-вторых, Молчалин советует Чацкому: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам… …частенько там Мы покровительство находим, где не метим.

Еще одна деталь характеристики и новая смысловая функция, относящаяся ко многим внесцени-ческим персонажам комедии. Татьяна Юрьевна - влиятельное лицо, на поклон к которому принято ездить в поисках покровительства. Это уже характеристика не одной женщины, а всего московского дворянского общества. Не таланты, не ум, а связи и высокое покровительство решают человеческую копирование запрещено 2005 судьбу. Такая смысловая функция - раскрытие принципов, нравов, отношений светского общества - присуща большинству внесценических персонажей «Горя от ума». Слова Молчалина о Татьяне Юрьевне, о покровительстве вступают в противоречие со взглядами Чацкого еще до того, как разгорается конфликт между героем и обществом.

Чацкий с его словами: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей найдется - враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний, Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким И прекрасным, - оказывается враждебным не только немногим представителям общества, что присутствуют на сцене, но и Татьяне Юрьевне, и множеству других внесценических персонажей. Против Чацкого объединяются (не на сцене, а в жизни) высмеянные им дядюшка Софьи, «любитель театра», «тот чахоточный» ненавистник грамоты, «фрейлина Екатерины Первой», княгиня Пульхерия Андревна, «Нестор негодяев знатных» и десятки других представителей светского общества. Они создают ту силу, против которой безуспешно пытается в одиночку выступить Чацкий. Эти персонажи выполняют две основные сюжетные функции: служат поводом и объектом для насмешек Чацкого, помогая читателю ясно увидеть светское общество, и составляют реакционный лагерь, враждебный главному герою. Среди них выделяются три фигуры, сходные по выполняемым функциям с остальными, но наиболее важные.

Это те, кого ставят в пример в фаму-совской Москве: Кузьма Петрович («…богат и на богатой был женат…»), Максим Петрович и Фома Фомич.

Для Чацкого комична выдвижения по службе Максима Петровича, а произведения Фомы Фомича - пример абсолютной глупости. А для Фамусова и ему подобных именно эти люди служат образцом. Благодаря тому, что в комедию введены такие внесценические персонажи, мы начинаем понимать, каковы мерила ценностей в том мире, который возмущает Чацкого.

Противоречие между героем и обществом становится закономерным. Все эти впечатления постепенно накапливаются у читателя и зрителя. Еще не начался бал у Фамусовых, а мы уже находимся в напряженном ожидании взрыва, который произойдет после объявления Чацкого сумасшедшим. Одна из сюжетных функций внесценических персонажей - усиливать и обобщать впечатление, производимое происходящим на сцене.

Целый монолог Чацкого посвящен «французику из Бордо». Сюжетная функция этого персонажа - глубоко возмутить главного , заставить его выступить с горячей речью, перед всем собравшимся у Фамусова обществом. Монолог окончательно отделяет Чацкого от фамусовского лагеря. С этого момента положение главного героя становится трагическим. Смысловая функция «французика из Бордо» полемическая.

Его взгляд на Россию со стороны вызывает у Чацкого мысли о необходимости истребить «нечистый… дух пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам. Этот вопрос обращен к залу, к читателю.

Особое место в комедии занимают Репетилов и целый ряд связанных с ним внесценических персонажей. Барон фон Клоц в министры метил, А я- К нему в зятья… - рассказывает Репетилов. Можно ли больше сказать о себе одной фразой?

Карьеризм, двуличие Ре-петилова несомненны. Внесценические персонажи барон фон Клоц, его жена и дочь помогают нам увидеть истинное лицо мнимого приятеля Чацкого. Вместе с Репетиловым перед нами возникает его общество, не менее опасное для Чацкого, чем фаму-совское: …во-первых, князь Григорий!! Чудак единственный!

нас со смеху морит!.. Другой - Воркулов Евдоким; Ты не слыхал, как он ? о! диво!.. Но если гения прикажете назвать: Удушьев Ипполит Маркелыч!!!..

В журналах можешь ты, однако, отыскать Его отрывок, взгляд и нечто… Этот «секретнейший союз», эти ничтожные люди извращают идеи, которые дороги Чацкому. Грибоедов метко и резко выступает против глупости. Бессмысленное повторение чужих слов, шумиха убивают идею. Этого не может понять глупец Репе-тилов и пока лишь смутно чувствует Чацкий.

Понять это должны мы - читатели и зрители комедии. В «Горе от ума» множество тайных и явных врагов Чацкого, как среди действующих лиц, так и среди внесценических персонажей. Те же, кого можно условно отнести к «лагерю Чацкого», не входят в число присутствующих на сцене. Если бы хоть один из них был действующим лицом комедии, не создалась бы ситуация, которую И. А. Гончаров связал с пословицей «Один в поле не воин».

Слабость Чацкого в «Горе от ума» оправдана в ~первую очередь тем, что он одинок в противоборстве со светским обществом. Будь на сцене хотя бы один соратник Чацкого - иной была бы и расстановка сил. После «Горя от ума» у нас остается ощущение, что если Чацкий найдет единомышленников, борьба его уже не будет столь безнадежной. Возможные соратники Чацкого незримо присутствуют в комедии: двоюродный брат Скалозуба «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», профессора педагогического института, по словам княгини, «упражняются в расколе и безверье», а ее племянник князь Федор «чинов не хочет знать» и занимается наукой. Появление таких непонятных свету людей показывает, как меняется эпоха, и ослабевают позиции Фамусовых. Очень интересно упоминание о матери Чацкого.

По матери пошел, по Анне Алексевне; Покойница с ума сходила восемь раз, - говорит Фамусов. Конечно, это злая выдумка, но за ней стоит женщины, которая не раз поступала, как ненормальная, с точки зрения света. В обществе Фамусова никогда не посмеют сказать такого о Марье Алексевне или Татьяне Юрьевне. Видимо, необычная матери повлияла на формирование «странного» человека Чацкого.

Комедия «Горе от ума» не замкнута в том временном и пространственном круге, где происходит действие. Через внесценических персонажей она связана с прошлым и будущим, с разными людьми и событиями, она не имеет начала, конца, рамок, как и настоящая жизнь.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» . Литературные сочинения!

В комедии в стихах "Горе от ума" внесценические персонажи играют важную роль. Это уникальное произведение, в котором умело сразу сочетаются элементы романтизма, классицизма и реализма. В ней описывается классическое современников Грибоедова, в котором царит крепостное право. Действие происходит через десять лет после Отечественной войны 1812 года.

Комедия Грибоедова

В комедии Грибоедова "Горе от ума" внесценические персонажи заслуживают отдельного упоминания. В ней содержится едкая и умелая сатира на аристократическое московское общество, которое было в России в первой половине XIX века.

Комедия считается одной из вершин отечественной поэзии и драматургии. А ее афористический стиль послужил тому, что в скором времени она буквально разошлась на цитаты, которые до сих пор остаются знаменитыми.

Сюжет "Горя от ума"

В центре повествования - молодой и успешный дворянин по имени Александр Андреевич Чацкий. В самом начале произведения он возвращается из-за границы, чтобы встретиться со своей возлюбленной Софьей Фамусовой. Молодые люди не виделись три года.

Они росли вместе с самого детства, полюбили друг друга еще в юности. Правда, расстались они не добрыми друзьями. Софья сильно обиделась на Чацкого за то, что он уехал внезапно, толком даже не попрощавшись с ней.

Из-за границы Чацкий возвращается с твердым желанием жениться на Софье. Но вопреки его надеждам девушка встречает его очень холодно. Выясняется, что за время его отсутствия она успела влюбиться в другого. Это Алексей Молчалин, который живет в доме ее отца и работает у него секретарем. Чацкий поначалу никак не может понять, что она в нем нашла. Молчалин кажется ему мелким и ничтожным человеком. К тому же он его презирает за желание угодить всем окружающим и чинопочитание. Осознав, что именно такой человек приглянулся его возлюбленной, он полностью в ней разочаровывается.

На протяжении всей комедии главный герой произносит красочные монологи, с помощью которых обличает столичное общество. Ярким представителем этого общества является отец Софьи - Павел Фамусов. То, что говорит Чацкий, многим категорически не нравится. Поэтому в обществе начинают распространяться слухи о сумасшествии героя. Их из досады начала распускать Софья, а окружающие с удовольствием их подхватили. Пьеса заканчивается тем, что Чацкий принимает решение все оставить и покинуть Москву.

Значение внесценических персонажей

В комедии "Горе от ума" внесценические персонажи позволили Грибоедову стать новатором в своем жанре. Никто из писателей до него не ставил задачи высмеять целый город и его обитателей. В данном случае речь идет о Москве. Поэтому автор выводит на первые роли оно начинает играть одну из главенствующих ролей в комедии.

Автор перенес на страницы произведения прототипы хорошо знакомых ему людей, которые были его современниками. Им он дает говорящие фамилии, например Молчалин, Репетилов или Тугоуховские. При этом он сохранил основные черты, характеры и типы персонажей.

Основные занятия, которым они посвящают свою жизнь, - это участие в балах, игра в карты, сплетни и пустоголосое веселье. Все это - элементы праздной и беззаботной жизни. Они ненавидят просвещение, им претит общение с образованной молодежью. Работают они только для того, чтобы получать чины и звания. Главное в их среде - это мундир и звание, а человека оценивают только по количеству крепостных душ.

Дом Фамусова

В "Горе от ума" роль внесценических персонажей велика. С их помощью автор живо и ярко рисует для нас картину обитателей фамусовского дома, которая соответствует московскому обществу 10-20-х годов XIX века. Только в миниатюре.

При этом Грибоедов не гнушается нарушить классическое (место, времени и действия). Он расширяет пространство дома Фамусова именно с помощью внесценических персонажей. "Горе от ума" - комедия, в которой показана вся картина нравов грибоедовской Москвы.

Московское общество

В список внесценических можно внести большое количество героев, олицетворяющих так называемый минувший век. Как правило, это князья и княгини, которых в доме Фамусова почитают за образец. Очень высоко ценится общение с ними.

Например, для самого Фамусова таким образцом для подражания является почтенный камергер Кузьма Петрович. А также еще один его товарищ Максим Петрович. Всех их отличает услужливость и готовность прогнуться в любой нужный момент.

Идеал Молчалина

Отдельно стоит упомянуть об идеале еще одного персонажа комедии Молчалина, возлюбленного Софьи. Он искренне считает своим образцом для подражания Татьяну Юрьевну, которая дает самые богатые и пышные балы в округе. На ее примере можно дать характеристику внесценических персонажей "Горя от ума". Это знатность, богатство и чинопочитание.

Когда Молчалин узнает, что Чацкий с ней незнаком, то действительно удивляется и поражается. Для удобства можно собрать в таблицу внесценических персонажей "Горя от ума". В этом случае там найдется место и Фоме Фомичу. Он известен тем, что был начальником отделенья сразу при трех министрах. Все это говорит о его феноменальной уживчивости при любой власти, умении приспособиться к любым окружающим условиям.

К представителям фамусовского общества стоит также отнести Хворовых, Дрянских, Скачковых, Варланских. Все они быстро принимают на веру новость о безумстве Чацкого. Для окружающих это известные люди, чьи фамилии много о чем говорят, они имеют вес в обществе, на них ориентируются, стремятся им подражать и соответствовать.

Когда главный герой задает риторический вопрос: "А судьи кто?", оказывается, что именно они и являются судьями столичного фамусовского общества.

Помещики

Внесценическими персонажами в комедии "Горе от ума" стоит считать и помещиков-крепостников, которые кичатся только тем, как с легкостью выменивают слуг на борзых щенков.

Есть среди них и тип помещиков-театралов, которые организуют в своих имениях крепостной балет. Но после представления все равно распродают матерей и их детей поодиночке, нисколько не заботясь о целостности семьи.

Внимательный читатель найдет в комедии и яркую пародию на членов тайного общества. Очевидно, имеются в виду будущие декабристы, которые выйдут на Сенатскую площадь только спустя три года. Среди персонажей комедии Грибоедова это Левой и Боринька, Евдоким Воркулов, Ипполит Удушьев. У них тоже весьма говорящие фамилии, которые дают представление о том, что они собой представляют.

Таким образом, можно признать, что в своей комедии Грибоедов изобразил московское общество во всем его многообразии. Со всеми недостатками и достоинствами, великолепием и непросвещенностью. Такое большое количество внесценических персонажей в произведении помогает автору подчеркнуть типичных особ, наиболее полно изобразить картину жизни Москвы в 10-20-х годах XIX столетия.

А.С. Грибоедов принадлежал к тому поколению молодых русских дворян, для которых важнейшими в жизни стали вопросы общественно-политические. Оппозиционные настроения, дух свободолюбия, желание перемен в государстве привели многих людей из этого поколения в тайные политические общества, а затем – к восстанию…

В комедии конфликт Чацкого и общества вырастает постепенно из его личного любовного конфликта (поэтому можно говорить, что конфликт двойственный: и личный и общественный). Сам Грибоедов оценивал двойственность конфликта своей комедии следующим образом: "Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку… И этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим" (письмо Грибоедова к П.А. Катенину, 1825 г.).

Чацкому противостоит не только Фамусов – это и Молчалин, и полковник Скалозуб, и отчасти Софья, и множество гостей в доме Фамусова. Чацкий же отстаивает свою позицию в одиночку. Грибоедов вводит в пьесу большое число эпизодических лиц и внесценических персонажей. Они оттеняют и дополняют черты главных героев. Вместе взятые, они создают полную и яркую картину московского дворянского общества.

По большей части, такие персонажи появляются в пьесе на балу у Фамусова. Лишь полковника Скалозуб и горничную Софьи Лизу мы встречаем раньше. Они, вероятно, больше всех других повлияли на ход событий. Скалозуб, например, являет собой тип военного, недалекого, но самоуверенного и агрессивного. Его появление осложняет и любовный, и общественный конфликт. Лиза – служанка, без нее невозможно представить как возникновение, так и развязку любовной интриги. И вместе с тем она иронична, остроумна, дает точные характеристики разным героям. С помощью ее образа Грибоедов подчеркивает противостояние дворянства и крепостных:

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь.

Вообще, второстепенные персонажи выполняют три основные функции: показывают уровень понятий о жизни в обществе, современном Грибоедову; подчеркивают духовное одиночество Чацкого; выполняют важную сюжетную роль – распространяют слух о сумасшествии Чацкого.

Итак, бал у Фамусова. Первыми из гостей приезжает чета Горичей. Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович – типичная московская семья, в которой мужчина со временем становится "мужем-мальчиком", "мужем-слугой". Грибоедов проводит тонкую параллель между ним и Молчалиным: Горич говорит Чацкому, что сейчас заучивает на флейте "Амольный" дуэт; Молчалин и Софья в начале пьесы за сценой играют дуэтом на фортепьяно и на флейте. Софья воспитана в фамусовском духе, и ей нужен такой же "муж-слуга".

Также на бал приезжает семейство Тугоуховских. Образ княгини помогает понять характер Фамусова – они приверженцы браков по расчету; княгиня на балу сразу же обращает внимание на холостого Чацкого, но, узнав, что он небогат, теряет к нему интерес.

Со схожими целями прибывают графини Хрюмины. Графиня-внучка никак не может найти себе достойного жениха и поэтому постоянно озлоблена. К тому же, в ее лице Грибоедов высмеивает пристрастие ко всему иностранному.

Чуть ли не самым порочным из гостей является Антон Антонович Загорецкий – "отъявленный мошенник, плут" даже по определению гостей. Чтобы завоевать расположение нужных ему людей, он готов на любые нечестные меры, готов услужить. Он – образ будущего Молчалина.

Очень ярко нарисован образ барыни Хлестовой – в своем роде, небезызвестная Салтычиха. Проводится стойкая параллель между ней и "Нестором негодяев знатных" из монолога Чацкого – то же пренебрежение и жестокость по отношению к крепостным.

У некоторых гостей Фамусова даже нет имен – это господин N и господин D, активно участвовавшие в распространении слуха о сумасшествии Чацкого. С их помощью Грибоедов показывает, что дворянское общество совсем не брезгует таким низким занятием, как передача сплетен.

Последним на бал является Репетилов – образ яркий и необходимый в комедии. Он его "секретнейшим союзом" и "тайными собраниями по четвергам" выступает как никчемный болтун, для которого передовые идеи не более чем модное увлечение.

Многочисленны в комедии также и внесценические персонажи – те, которых мы не видим непосредственно в комедии, но о которых кто-либо из героев упоминает при определенной ситуации. Внесценических персонажей можно разделить на условные группы, в зависимости от того, кто и с какой целью о них упоминает.

Во-первых, это те, кого Чацкий упоминает в качестве примера безнравственной жизни в монологе "А судьи кто?..". Во-вторых, Фамусов и его гости приводят примеры эталонов похвальной жизни, с точки зрения московского общества, они являются образцами для подражания и главными судьями – Кузьма Петрович, Максим Петрович, влиятельные московские дамы Ирина Власьевна, Лукерья Алексеевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андревна, и, наконец, Марья Алексевна, мнения которой так боится Фамусов в своем финальном монологе.

Далее стоит выделить персонажей, которых упоминает Репетилов, – круг его приятелей, которые, по его мнению, авторитетны в некоем "секретнейшем союзе", но читатель понимает, что реальной пользы обществу они принести не могут. Один из них "примечателен" тем, что "сквозь зубы говорит", другой – тем, что поет, а Ипполит Маркелыч Удушьев – "гений", поскольку написал в журнале "отрывок, взгляд в ничто". Эти люди опошляют и принижают идеи нового поколения и этим подчеркивают одиночество Чацкого не только среди более старших дворян, но и среди его ровесников.

И только два внесценических персонажа – двоюродный брат Скалозуба и племянник княгини Тугоуховской – могут быть названы людьми, которых можно считать потенциальными единомышленниками Чацкого. Мы не знаем их образ мыслей, но уже одно то, что в фамусовском обществе о них упоминают как о странных людях, говорит об их принадлежности к поколению Чацкого и самого Грибоедова. Так, например, говорит Скалозуб о своем двоюродном брате:

Но крепко набрался каких-то новых правил.

Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

А княгиня Тугоуховская о своем племяннике отзывается:

Нет, в Петербурге институт

Педагогический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и безверьи

Профессоры!! – у них учился наш родня,

И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.

От женщин бегает, и даже от меня!

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,

Князь Федор, мой племянник.

Получается, что внесценические персонажи, также как и второстепенные, позволяют автору не только полнее и многограннее раскрыть характеры основных героев. Помимо этого, они как бы дополняют ряды либо общества Фамусова, либо сторонников мировоззрения Чацкого, представляют одну из противоборствующих сторон; с их помощью конфликт из локального, происходящего в одном доме, становится общественным, действие "переносится" даже в Петербург (там учился племянник княгини Тугоуховской). То есть Грибоедов хотел показать, что конфликт, родившийся в доме Фамусова, не единичен и не случаен; такова ситуация по всей России – грядет новое поколение, жаждущее нового мира.

Тема 10. Роль внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Повторяя эту тему, необходимо сказать выпускникам, что есть темы, в формулировках которых использованы термины, поэтому в первую очередь вполне возможно дать им необходимое толкование. Итак, внесценические персонажи - это персонажи, не участвующие в действии, их образы создаются в монологах и диалогах действующих лиц. При этом одному такому персонажу может быть посвящён отдельный маленький “сюжет” (Максим Петрович), о другом будет говориться особо значительно (Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексевна), третий просто упомянут (буфетчик Петруша). Важно при этом подчеркнуть, что “истолкование” термина лучше всего провести на конкретном литературном материале, тем самым исподволь “войти в тему”. Далее сочинение может строиться по следующему плану:

1. В пьесе много внесценических персонажей, они введены с тем, чтобы “раздвинуть” рамки комедии, создать “и картину нравов, и галерею живых типов” (И.Гончаров).

2. Внесценические персонажи делятся на группы:

  • внесценические персонажи, наглядно рисующие нравственные идеалы и принципы “фамусовского общества” (Максим Петрович, Фома Фомич, безымянные персонажи из монологов Чацкого);
  • внесценические персонажи, расширяющие представление о быте и нравах дворянской Москвы (здесь упоминаем Татьяну Юрьевну, княгиню Марью Алексевну, анализируем монологи Фамусова “Петрушка, вечно ты с обновкой”, диалог Чацкого с Молчалиным, монолог Чацкого “В той комнате незначащая встреча”);
  • внесценические персонажи, близкие Чацкому и “показывающие” неслучайность, типичность такого характера и поведения (брат Скалозуба, племянник Тугоуховской князь Фёдор);
  • внесценические персонажи, “снижающие” образ Чацкого, позволяющие не отождествлять автора и его героя, заставляющие вспомнить о неоднозначном отношении Грибоедова к декабристам (“Я сказал им, что они дураки”). Здесь, безусловно, следует проанализировать монолог Репетилова.

3. Основные функции внесценических персонажей: создать фон, образ эпохи и тем самым расширить художественное пространство и время комедии (дом Фамусова - Москва - Россия; “век минувший” - “век нынешний”); дать дополнительную характеристику тех главных героев, которые о них рассказывают (не будем забывать, что «Горе от ума» - это и комедия характеров); провести параллели с теми героями, которые действуют на сцене (падает Чацкий - падает Максим Петрович, страстно обличает Чацкий - “шумят” герои монолога Репетилова). Введение многочисленных внесценических персонажей - новаторство Грибоедова-драматурга, который, “расширяя сцену, населяя её народом действующих лиц… расширил и границы самого искусства” (П.Вяземский). На этом можно закончить, а можно… и по-другому.

4. В заключение приводим цитату из статьи известного критика Юрия Айхенвальда, который вступил в своеобразный спор с Гончаровым: “…Она [комедия] - не только общественная сатира и картина нравов. Ведь нравы меняются… «Горе от ума» потому простёрло свою художественную силу далеко за исторические пределы своей эпохи, оно и теперь сохранило свежесть и красоту, что даёт не только бытовую, временную страницу, но и… хранит своеобразное отражение вечных типов литературы”. Комментарием-ответом на вопрос, кого из внесценических персонажей можно отнести к вечным типам, заканчиваем работу.

1. «Неговорящие» и говорящие имена персонажей.

2. Два жизненных подхода к действительности.

3. «Подводное» течение в пьесе.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» наполнена как сценическими, так и внесценическими персонажами. Каждая из этих групп образуют особую атмосферу восприятия той действительности, что представлена в пьесе. Внесценические персонажи хоть и не присутствуют в произведении формально, однако они достаточно четко и ясно формируют картину жизни, что описывает Грибоедов. Одно простое упоминание известной личности меняет не только настроение людей, но и их отношение к окружающей действительности.

Сценические же персонажи в данном случае имеют ряд преимуществ. Они не только словесно, но и наглядно демонстрируют свое отношение к той или иной жизненной ситуации. Даже одно имя много говорит в описании облика героя. Например, Молчалин, Скалозуб. При этом заметим, что отрицательные персонажи наделены говорящими именами. В то время как «нейтрально-положительные» мало что скажут нам о характере его носителя. Внесценические персонажи называются по имени и отчеству. Такое определение не говорит читателям ничего об этих «отсутствующих» героях. Однако сценическим персонажам они внушают страх и благоговение. В этом проявляется мастерство Грибоедова-драматурга, сумевшего в одном «неговорящем» имени расставить важные акценты. И они настолько правильно попали в цель, что стали крылатыми. Например, теперь не только грибоедовским героям, но и нам важно, что скажет Марья Алексевна.

Наиболее ярким представителем внесценических персонажей является Максим Петрович, дядя Фамусова. Он явля­ет собой «пример» для подражания многим поколениям. Как выслужиться, как быть пожалованным высочайшей улыбкой, как услышать приветливое слово? На все эти вопросы может ответить Максим Петрович. «На куртаге ему случилось обступиться; / Упал, да так, что чуть затылка не пришиб... / Был высочайшею пожалован улыбкой; / Изволили смеяться; как же он?.. / Упал вдругорядь - уж нарочно». Вот так один случай изменяет многое в судьбе людей. Человек выслужился, не пожалев затылка, и теперь в «чины выводит», «пенсии дает». Но подобное раболепство вызывает негодование Чацкого. Он не приемлет такого способа повышения по службе: «Прямой был век покорности и страха, / Все под личиною усердия к царю».

Два жизненных подхода к получению чинов описывает в пьесе Грибоедов. Внесценический персонаж «заменяет» собой реально действующее лицо. Можно так говорить о Максиме Петровиче потому, что упоминание о нем вызывает реакцию Чацкого. Используя данный конфликт, мы отчетливо видим несовместимость двух миров Фамусова и Чацкого. Заметим, что и другие внесценические персонажи в основном на стороне Фамусовых. Они создают еще более колоритную обстановку того места, куда попадает Чацкий. Й тем самым данные персонажи оттеняют сценических героев пьесы.

Еще один внесценический персонаж появляется, когда речь заходит о науках и образовании. Этим персонажем является двоюродный брат Скалозуба, для которого науки вдруг стали важнее всех чинов, которые так ценит общество Фамусова. Так о нем говорит Сергей Сергеич Скалозуб: «Но крепко набрался каких-то новых правил. / Чин следовал ему: он службу вдруг оставил. / В деревне книги стал читать».

До появления этого персонажа о «пользе» наук говорил только Фамусов: «Все умудрились не по летам, / А пуще дочери, да сами добряки. / Дались нам эти языки». Да и чтение книг вызывает у Фамусова лишь хороший сон. Вот и вся польза от учения. Мир, в который вернулся Чацкий, никак не изменился. Недаром он говорит, что «дома новы, а предрассудки стары». Время принесло новые веяния и настроения, интерес к научным дисциплинам. Но этого ничего не надо уже отжившему старому обществу Фамусовых. Они не принимают во внимание то, что жизнь не стоит на месте, она диктует свои законы. И введение Грибоедовым внесценического персонажа, даже не имеющего в данном эпизоде имени (лишь обозначение родства со Скалозубом), говорит о том, что многие сталкиваются с вопросами о пользе знаний. Драматургом не выведен на сцену этот персонаж, но он имеет в пьесе право голоса. Тем самым Грибоедов «расширяет» количество участников комедии за счет такого пополнения действующих лиц.

Еще одна линия появляется в пьесе в связи с внесцениче- скими персонажами. Этот персонаж снова вводит Фамусов, но уже в конце пьесы: «Моя судьба еще ли не плачевна? / Ах! Боже мой! Что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!» Эти слова звучат заключительным аккордом комедии. Поистине такая концовка оправдывает обозначение жанра - комедия. И действительно, невольно появляется улыбка, когда вспомнишь конец пьесы. Чацкий бежит из этого старого-нового мира. Отец хочет отправить Софию подальше от Москвы: «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Но это остается в стороне, когда Фамусов начинает задумывается о том, что скажет обо всем этом Марья Алексевна.

В подобной концовке снова подтверждается мысль, связанная и с образом Максима Петровича. Очень важно, какой чин занимает человек, и поэтому не менее важно, что о тебе думают окружающие. Сильйые мира сего могут «обделить», когда необходимо, своим вниманием. Любое отклонение от нормы пугает их, инакомыслящий будет наказан и никогда не достигнет в этом мире высот. Поэтому в тогдашней России завидного будущего не предвидится.

Вот так, используя внесценических персонажей, Грибоедов в виде «подводного течения» вносит в пьесу самые актуальные вопросы того времени. И эти голоса создают многоголосый хор мнений о той действительности, что описывается в пьесе. Подобные персонажи не только открывают спор по тому или иному вопросу, но и являются завершением беседы (образ Марьи Алексевны). С помощью внесцени

Ческих персонажей драматург в произведении оттеняет и сценических. То есть Максим Петрович и другие являются не только поводом для беседы, но и помогают раскрыть такие интересные фигуры, как Чацкий, Фамусов и др. Упоминание того или иного родственника или друга открывает поле для высказывания мнений о том или ином событии.

Внесценические персонажи очень гармонично вписываются в полотно пьесы. «В картине, где нет ни одного белого пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука, - зритель и читатель чувствуют себя и теперь, в нашу эпоху, среди живых людей», - так писал об этой пьесе И. А. Гончаров в своем знаменитом критическом этюде «Мильон терзаний». Хочется согласиться с критиком, что без самых незначительных и внесценических персонажей картина была бы неполной. Все они помогают драматургу воссоздать действительность, что окружала его на каждом шагу.



Рассказать друзьям