Валяные картины. Валяние картин из шерсти: оригинальный предмет декора для дома

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Создание картины "Русское поле" (войлок с элементами 3D)


Автор: Семова Юлия Валерьевна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦРТД и Ю Каменского района Пензенской области

Мастер-класс предназначен для педагогов, учащихся и всех любителей работы с шерстью.

Картина создана ученицей, Хромовой Алёной, индивидуальная работа с одарённым ребёнком. Первоисточник, по которому делали картину, взят на просторах Интернета.

Цель: Создание картины из шерсти мокрым способом с элементами 3D.
Задачи:
обучить технологии мокрого валяния шерсти с применением элементов 3D;
развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику рук;
воспитывать эстетические потребности, интерес и уважение к ручному труду, стремление к творческой самореализации.
Материалы: шерсть тонкая, полутонкая, мериносовая (оттенки зелёного, голубого, красного, белый, чёрный и жёлтый).
Оборудование: плёнка пупырчатая, сетка, ножницы, вода, мыло.

Ход работы

Расстилаем на столе клеёнку, готовим мыльный раствор (в посуду наливаем тёплую воду и кладём мыло или наливаем немного жидкого мыла, в основном мы пользуемся детским мылом).
Размер картины в готовом виде будет на 25-30% меньше из-за усадки шерсти. Наша картина 30 на 40 сантиметров в готовом виде.
На пупырчатую плёнку раскладываем шерсть, вытягивая её из гребенной ленты, один слой (вертикально) белый, затем зрительно делим на 3 части, верхнюю застилаем горизонтально белой шерстью, сверху вертикально светлой синей.


Нижнюю часть застилаем горизонтально зелёной шерстью, а средняя делится на 2 части, сверху белая, далее над зелёной - салатовая, тоже горизонтально.


Голубой шерстью намечаем облака на небе.


Добавляем облака белой шерстью. На белую узкую полоску раскладываем жёлтый.


К жёлтой полосе добавляем горизонтальные пряди, на салатовый и зелёный раскладываем "траву" (тонкие прядки разных оттенков зелёного, немного подкрученные сверху).


На столе формируем из красной шерсти лепестки мака, для этого вытянутые недлинные пряди сгибаем.


Формируем цветок.


Добавляем красного цвета от центра к краю лепестков, немного белого, в центр кладём салатовый круг, оттеняем чёрным.


На этом этапе подкладываем кусочки плёнки под лепестки, не дотягивая до центра.


Немного самостоятельной работы, поле расписано цветами по желанию ученицы, появляются ещё объёмные детали. Важно: на объёмный мак добавлены ещё кусочки плёнки и выложены верхние лепестки. Добавляем чёрный вокруг салатового, чтобы получилось сцепление волокон двух слоёв лепестков.


Накрываем сеткой. Далее процесс пропитки тёплым мыльным раствором. Намыливаем плёнку с двух сторон для лучшего скольжения, и начинается первая "притирка" слоёв. Действуем осторожно, сначала лёгкими движениями, чтобы не сдвинуть рисунок.


Когда произошла первоначальная увалка, волокна слегка сцепились, начинаем прорабатывать лепестки, по одному мыльными руками уваливаем.


Вот наша картина видна уже вся, проработаны лепестки у обоих объёмных цветов. Уваляем картину, для этого перевернём её, подложив под лепестки кусочки плёнки, притираем с изнанки, смотрим, где слабые места. Важно: углы не должны быть вытянуты, деформированы. Можно, конечно, подравнять потом, но часть рисунка будет потеряна.


Тщательно прополаскиваем. Важно: температура воды должна быть чуть тёплой, как и при валянии с мылом, если полоскать холодной водой, от разницы температуры картина сядет, то есть уменьшится в размере. Сушим в расправленном виде сначала на полотенце, потом можно досушить на верёвке, аккуратно зацепив прищепками за согнутый край. Сухую можно прогладить, не затрагивая объёмных элементов.
Картина в готовом виде.


Заправляем в рамку без стекла, предварительно картину по краю приклеиваем к картону.

В завершение могу сказать, что процесс создания картины нам понравился, а результат порадовал.
Надеюсь, что мастер-класс будет полезен любителям художественного войлока и тем, кто только присматривается к этому виду творческой работы. Всем спасибо за просмотр!

Эта статья для новичков в живописи шерстью, для всех тех, кто заинтересовался этой техникой, хочет попробовать выкладывать картины из шерсти или уже создает тёплые картины, и вместе с тем нуждается в совете.

Пишу как есть - что в голову приходит, то, что считаю нужным донести до Вас.

  • Рекомендуется выполнять работу не за один сеанс, а за несколько. Пусть потратится несколько дней по 1-2 часа, чем 1 день, за который Вы очень устанете с непривычки. Усталость ведет к неаккуратности в работе. Что часто и наблюдается в первых, "сделанных на бегу" картинах, когда хочется завершить работу здесь и сейчас. Ведь и глаз "замыливается" от усталости, и пропорции берутся неправильно... В итоге картина получается неаккуратной, рисунок часто непропорционален (например, большая кособокая вазочка и букет, выходящий за границы картины, цветочки по первости у всех неестественно крупны - по отношению к емкости, в которой они стоят и т.д.) Понимаю, что сам процесс творчества настолько интересен, настолько захватывает, что уже и не обращаешь ни на что внимания. Но иногда надо делать передышку - чтобы отдохнуть и оценить свою работу трезвым, незамыленным взглядом.
  • Стекло нужно прикладывать к картине очень часто. Так Вы своевременно сможете обнаружить огрехи своей работы и оперативно их исправить. Ведь конечный результат - это картина под стеклом, следовательно, и ориентироваться в процессе работы с шерстью нужно именно на то изображение, которое Вы видите под стеклом. Стекло служит своеобразным индикатором. Приложив его к уже выложенным слоям, Вы увидите, насколько хорошо лежат эти слои шерсти (можно увидеть, например, что слой недостаточно плотный и плохо укрывает рабочую поверхность) или Вы можете посмотреть, как выглядят мелкие детали под стеклом (как правило, со стеклом и без него всё выглядит иначе). Шерсть объемна, когда прижимаешь её стеклом, детали картины "сплющиваются" и увеличиваются за счет этого в размерах. Часто бывает, что кладешь тонкий стебелек, а, приложив стекло, понимаешь, что он получился великоватым для этого цветка и приходится его уменьшать. И самое главное - стекло "убирает" видимый мнимый объем изображаемых предметов (объем самой шерсти), который так хорошо схватывает фотоаппарат и человеческий глаз тоже. И становится видно истинный объем, который Вы сами выражаете цветом (как и в рисунке красками).
  • У каждого предмета на картине есть тени, или блики, или светлые и темные пятна/стороны предмета, по крайней мере, они обязательно должны быть, иначе предмет не будет смотреться объемным. Старайтесь, выкладывая картину, оттенять части предметов подходящим по этому случаю цветом шерсти, создавайте блики на вазах (это же стекло!), пытайтесь всегда оживить картину за счет использования игры света и тени. Читайте литературу и смотрите видео по рисунку и живописи.
  • Картины из шерсти достаточно легко поддаются исправлению. Вы можете "отмотать" процесс назад, поскольку работаете с шерстью и выкладываете её слоями; нужно просто снять часть слоя или убрать те детали, которые у Вас не получились. Вы потеряете немного времени, но приобретете бесценный опыт. Не бойтесь дерзать - у Вас всегда остается шанс всё переделать. Только не переусердствуйте с "переделками", иначе картина потеряет свежесть и легкость, станет "замученной".
  • Если картину отложили, чтобы доделать завтра, или просто отошли куда-то, нужно накрыть её стеклом (под весом стекла она отлежится и осядет, что сделает более комфортной дальнейшую работу с картиной).
  • Сюжеты для первых работ выбирайте самые простые и понятные Вам, и постепенно их усложняйте; либо найдите мастера в Вашем городе, который сможет донести до Вас нюансы техники выкладывания картин из шерсти. Сейчас есть прекрасная возможность учиться рисовать шерстью онлайн - по готовым урокам - видео мастер-классам. И даже консультироваться по скайпу и в соцсетях... Прогресс не стоит на месте). Выбирайте хорошего мастера, учитесь, экспериментируйте, создавайте много работ, рано или поздно количество всегда переходит в качество.

Хотите научиться рисовать шерстью по моим урокам? Узнайте подробности о моем курсе по живописи шерстью на этой странице

С уважением,

Александра

Копирование и распространение фотографий и текста возможно только с указанием автора и активной ссылки на оригинальную статью.

Изделия из шерсти выполненные в технике мокрого или сухого валяния в последнее время пользуются все большей и большей популярностью, так как шерсть – это уникальный натуральный материал, который никак не получается назвать заурядным. Он не только прекрасно смотрится, но в умелых руках становится весьма податливым, так как обладает валкоспособностью.

Такая способность дает шерстяным волокнам возможность переплетаться между собой, а затем соединяться, принимая необходимую форму, и сокращаться при любом механическом воздействии.

Шерстяные волокна бывают натуральные и синтетические всевозможной расцветки.

Талантливые мастера создают из шерсти завораживающие произведения искусства, оригинальные игрушки, поделки, украшения и аксессуары на все случаи жизни.

Мы же предлагаем вам попробовать применить шерсть для оформления картины. В данном мастер-классе вы сможете ознакомиться с основами этого творчества.

Не думайте, что если вы не умеете рисовать, то это не для вас. Эскиз для вашей первой картины из шерсти можно распечатать на принтере и перевести на заготовку.

Как сделать картину

Для такой работы вы можете выбрать как сухую технику валяния шерсти, так и мокрую. Учтите, сухая даст более объемный вариант, мокрая, наоборот – сделает картину плоской. В нашем мастер-классе картина с цветами будет выполнена сначала в сухой технике, но окончательно будет оформлена в мокрой.

Для валяния шерсти вам потребуются специальные иглы и инструменты. Также дешевле будет купить сразу набор разноцветных волокон шерсти, а не покупать каждый цвет в отдельности. На одну картину потребуется совсем немного этого материала. Главное, запаситесь большим количеством белой шерсти, так как она станет холстом нашей картины.

Для работы в технике мокрого валяния шерсти обязательно потребуется вода, обычное мыло, пупырчатая пленка, небольшой резиновый коврик или любой материал, который удобно будет скрутить в рулон вместе с рисунком.

Рисуем шерстью

Прежде всего, вам необходимо проработать холст для картины, на который потом будут наноситься волокна шерсти. Холст должен быть плотным. Сразу же стоит определиться с размерами и формой (круг, квадрат или прямоугольник) будущего изделия.

Начните укладывать волокна белой шерсти крест на крест, обозначив края холста. Положив несколько слоев волокон, попробуйте соединить их иглой для валяния. Для этого нужно совершать глубокие колющие движения по шерсти, но не перпендикулярно полу, а, как бы в сторону. Закончив валяние первого слоя шерсти, положите второй слой волокон основы для холста и повторите процедуру.


После завершения работы над холстом наступает самое интересное – нанесение рисунка. Выше мы уже упоминали о возможности работы с принтом. Но работаем мы сейчас не в технике нунофелтинг, поэтому всем, кто не может похвастаться умением рисовать, стоит выбрать несложные композиции и жанры, к примеру – рисование простых цветов. Также желательно иметь перед собой картинку для срисовывания.

На крайний случай можно перевести рисунок переводной бумагой на основу, только перед этим ее необходимо дополнительно свалять и проследить, чтобы поверхность была ровной и законченной.

С чего стоит начать в разрисовывании композиции картины шерстью? Как ни странно, в этом мастерстве многие шаги перекликаются с классической живописью. Как и в живописи, работать вам предстоит от светлого к темному или от темного к светлому, от больших элементов к деталям и акцентам.


Неважно, что вы переносите шерстью, пейзаж или натюрморт, начинайте с самых больших участков. К примеру, в натюрморте (если это цветы), сразу проработайте однотонным цветом лепестки, листья цветов. Если есть ваза, заполните шерстью ее. В случае с пейзажем – проработайте однотонными цветами небо, участки деревьев, воды и так далее.

После этого переходите к проработке теней и света. К примеру, в цветочке красного оттенка, можно обозначить переходы тонов от сердцевинки к концам лепестков, делая сердцевинку более темной, а концы более светлыми. Данный материал будто создан для этих целей. Так, тонкий клочок волокна сам по себе рассоединяется на десятки ворсинок, которые, ложась поверх более темного цвета, создают интересный эффект, словно жилки на лепестках или листьях.

После проработки теней и светлых участков шерстью остается только добавить детали на картине: свалять контуры, веточки, мелкие детали и так далее.

Если вы работали в сухой технике, то на данном этапе ваша работа может считаться оконченной. В мокрой же технике предстоит еще один этап.

Нужно намочите мыло и хорошо намылить им шерсть, пока она полностью не промокнет. Далее, положите вашу картину на резиновый коврик, а сверху покройте ее пупырчатой пленкой и сверните все в рулон. Пять - семь минут покатайте его как скалку, а потом разверните и повторите намыливание. Снова сверните и покатайте. В результате все волокна шерсти должны соединиться.

Вам останется только ополоснуть картину под проточной теплой водой и высушить, разложив на ровной поверхности.

Потом можете вставлять картину в рамку и вешать на стену. Подобная картина из шерсти станет чудесным дополнением любого интерьера.

Для изготовления картины понадобятся:

  • кляймерная рама (она состоит из оргалита (ДВП), стекла, кляймеров-зажимов);
  • шерсть (гребенная лента) разных цветов — для этой работы достаточно 6 цветов: белый, синий, голубой, желтый, коричневый, темно-зеленый;
  • ножницы,
  • пинцет (для выкладывания мелких деталей переднего плана),
  • флизелин или фланель — что найдете (в качестве подложки).

«Разбираем раму. Кляймеры откладываем в сторону (они понадобятся в самом конце работы. На оргалит (ДВП) накладываем подложку — флизелин. Он призван «удерживать» на себе волокна шерсти. Рабочая поверхность готова!


На подготовленную поверхность выкладываем сливер (неокрашенную, невыбеленную шерсть), равномерно заполняя всю площадь в любом направлении. При этом вытягиваем волокна из шерстяной ленты в виде широких тонких прядей (как показано на фото Шаг 3)

Этот этап необходим для формирования слоя-основы картины, а также для того, чтобы «почувствовать» шерсть (в последних своих работах, я не использую сливер, сразу выкладываю цветную шерсть)


Этот метод работы с шерстью называется «вытягиванием». Действительно, получается, что мы вытягиваем из гребенной ленты, которую держим в одной руке, пальцами другой руки волокна шерсти, образующие тонкие пряди.

Чтобы было нагляднее, показываю на темной шерсти.

Выложив рабочую поверхность слоем сливера, приступаем к формированию заднего плана картины. При этом используем другой метод работы с шерстью — «щипание» (см. шаг 5)


Метод «щипания» шерсти реализуется так: берем в одну руку гребенную ленту нужного нам цвета, при этом берется именно СГИБ ленты (см. фото); пальцами другой руки мы частыми быстрыми движениями щипаем поверхностные волоски ленты. В руках образуется пушистый комочек, который мы и выкладываем на рабочую поверхность.


Го лубой и синей шерстью мы формируем задний план (фон) картины. Применяем также метод щипания.


Продолжаем рисовать фон. Высветляем с помощью белой шерсти середину картины, создаем что-то типа дымки.


Методом вытягивания формируем пряди, из которых складываем сугробы. Используем белую и голубую шерсть.


Белой шерстью определяем место для луны. Это будет ореол света, исходящий от неё.


Добавляем кое-где прядки желтой шерсти, чтобы свет луны был теплым. Саму луну формируем путем настригания белой шерсти. Т.е. берем прядь шерсти и стрижем её достаточно тонко, чтобы длина волосков была 2-3мм. И получившийся пух укладываем пинцетом на картину, образуя круг.


Белой шерстью рисуем деревья вдали. При этом стрижем шерсть прямо на картину, пинцетом поправляем, то, что легло «не правильно».


Заполняем горизонт лесом из белых заснеженных деревьев, как описано в шаге 11.


Сделаем картину «теплее», добавив желтой шерсти на снег.


Коричневой шерстью нарисуем остов дома (можно «настричь» коричневую шерсть или скатать прядь шерсти в комочек и уложить на поверхность). Желтой шерстью нарисуем окно. Белая шерсть поможет придать нашему дому законченный вид — нарисуем снежную крышу и сугроб у основания дома.


Соединяем в одну толстую прядь шерсть темно-зеленого, синего и коричневого цвета, затем стрижем эту прядь на картину, формируя елку. (неоднородный цвет елки предпочтительнее — выглядит естественнее).


Белой шерстью нарисуем снег на елке, используем тот же прием, что и в предыдущем шаге.


Коричневой шерстью рисуем стволы деревьев. Для этого вытягиваем тонкие длинные пряди и слегка скручиваем их. Таким же образом рисуем веточки.

Белой шерстью сделаем блики на деревьях.

Стрижем белую шерсть и укладываем пушинки на веточки деревьев. Я пыталась изобразить молодые сосны, припорошенные снегом.В

Слева от луны нарисуем пару деревцев. Стволы и ветки формируем путем скручивания тонких прядей коричневой шерсти, можно чуть добавить белой (блик).

Белой шерстью нарисуем снежные ветки. Шерсть лучше стричь прямо на картину, формируя пинцетом нужную форму.

Желтой шерстью сделаем «лунную дорожку» на снегу, она должна быть достаточно «размытой», а также сделаем чуть желтее луну, одну сторону елки и крону сосен.
Синей шерстью сделаем тень от елки как показано на фото.

Готовую картину накрываем стеклом (обязательно перед этим стекло нужно очистить, я, например, пользуюсь салфетками для чистки дисплеев). Зажимаем кляймерами

стекло и оргалит с шерстяной картиной между ними, обрезаем лишнюю шерсть, выступающую по краям.
Готовую картину можно оформить в багет.

А это, собственно, картина уже под стеклом (она как-то ярче под ним проявляется):


  • Если у Вас небогатый выбор шерсти по цвету — это не проблема. Шерсть одного цвета при смешивании с шерстью другого цвета, как и краски, образует оттенки разной степени однородности. Оперируя полученными при смешивании основных цветов оттенками, можно создать удивительную картину. Мне, например, очень нравятся контрастные вещи. Имея в наличии шерсть всего лишь 2-х цветов можно создать полноценную картину (к примеру, темно-синей и белой шерсти достаточно, чтобы «нарисовать» шикарный ночной пейзаж). Как говорит моя мама: «Голь на выдумки хитра» (о чьей-либо изобретательности, в особенности при стесненных средствах)
  • Не старайтесь в точности скопировать изображение (фото), используйте его только как образец и источник вдохновения. У Вас ведь имеется свое индивидуальное видение этого сюжета?! Вы, как творец, как создатель, имеете право расставить свои акценты в этом сюжете (добавить или убрать какие-то детали на переднем плане, немного или полностью изменить фон (задний план) картины, выбрав цвета и оттенки шерсти наиболее подходящие в этом случае)
  • Чтобы ускорить естественное сваливание шерсти полезно периодически в процессе выкладывания картиныВ аккуратно прихлопыватьВ её ладонью для скрепления слоев между собой.
  • Для картин с темным фоном (темно-синий, черный, коричневый и пр.) в качестве подложки удобно брать черный флизелин. В таком случае можно начать выкладывать картину не со сливера, а сразу с цветной шерсти нужного Вам тёмного цвета. Таким образом, экономится много сил и времени, а также самого материала (шерсти).

Про картины маслом слышали все. Ещё мы знаем, что можно рисовать карандашами, гуашью, акварелью, даже углём. А что вы знаете о картинах шерстью? Мы вам расскажем – это очень модный вид рукоделия, один из подвидов валяния. Вы не пробовали? Тогда давайте попробуем вместе!

Итак, посмотрим, что входит в набор. Всё, что понадобится: подложка и набор разноцветных волокон шерсти, а также пинцет. От вас – только ножницы и свободное время. И желание творить, конечно же.

Начинать проще всего с картин из шерсти для детей, но можно взять и любой другой мотив, лишь бы нравилась, и хотелось творить. Если вы готовы, начнём наш мастер-класс.

Создание картины из шерсти своими руками

Валяние из шерсти любой картины начинается с фона. Внимательно посмотрите на схему и выкладывайте фон сверху вниз. Пряди должны быть лёгкими, полупрозрачными, не слишком большими. Сначала выкладывайте пинцетом края фона, потом серединку.

Готово? Можно приступать к основному мотиву картины. Картины шерстью для начинающих обычно содержат крупные мотивы с небольшим количеством цветов. Возьмите для начала основной цвет и выложите с его помощью контуры главной фигуры. Сверяясь со схемой, заполните контуры шерстью нужных цветов.

Теперь с помощью дополнительных цветов «нарисуйте» тонкими, чуть скрученными прядками шерсти контуры внутренних фигур – лапки и носики, серединки цветов и прожилки листьев. Не торопитесь, сверяйтесь с прозрачным трафаретом и схемой. Техника картин из шерсти требует аккуратности и усидчивости.

Постепенно, не торопясь, продолжайте «раскрашивать» вашу картинку с помощью тонких цветных прядок. Пряди лучше укладывать вдоль «прорисованных» линий. Если понадобится, подправляйте пинцетом. Если пряди слишком длинные, пользуйтесь ножницами.

Вы помните, что начинаем мы с заднего плана? Постепенно продвигаясь к переднему плану картинки, выкладывайте мелкие её детали, пользуясь скручиванием и скатыванием. Замечаете? Картина из шерсти своими руками уже начинает приобретать те черты, которые задуманы дизайнером – ваша картинка всё больше похожа на оригинал с обложки!

Если главная фигура стала слишком объёмной, не стесняйтесь немножко примять шерсть. Чтобы ничего не съехало, накройте её вначале трафаретом – он не цепляет шерсть, в отличие от ваших рук.

Ну как, закончили? Ещё вот там подправить, а здесь немного побольше положить шерсти… Но в общем, картина почти готова. Накройте её трафаретом и ножницами обрежьте торчащие по краям кончики шерстяных прядок.

Теперь остаётся только вставить картину в рамку, и всё – у вас в доме получился чудесный маленький шедевр!

Видео с мастер-классом по созданию картины шерстью

Обратили внимание? Хотя техника «шерстяных картин» напоминает валяние из шерсти, картины пропускают завершающий этап – собственно валяние. Это очень хороший вариант для тех, кто по каким-то причинам никак не решается приступить к технике валяния – вы можете потренироваться красиво выкладывать шерсть, пользуясь схемами. Валяние картин из сухой шерсти для начинающих может как раз стать отправной точкой для тех, кто планирует попробовать технику мокрого валяния. Ведь именно умение создать картину является основной сложностью – а остальное уже дело техники.



Рассказать друзьям