Васнецов аполлинарий михайлович биография. Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

    Аполлинарий Васнецов Портрет работы Виктора Васнецова Имя при рождении: Аполлинарий Михайлович Васнецов Дата рождения: 25 июля (6 августа) 1856 Место рождени … Википедия

    Большая биографическая энциклопедия

    - (1856 1933), рус. художник. Брат В.М.Васнецова. Член Т ва передвижников. Илл. В. к «Песне про... купца Калашникова» «Москва при Иоанне Грозном» помещена в изд. Кушнерева (1891) как полустраничная заставка (итал. карандаш, тушь; ГТГ); историко… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1856 1933), русский живописец и график, театральный художник. Учился у своего брата В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина. Член ТПХВ (с 1899), один из организаторов Союза русских художников (1903). Пейзажист, создал большое числоХудожественная энциклопедия

    Русский живописец и график. Учился у своего брата В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина. Член Товарищества передвижников (с 1899), один из организаторов «Союза… … Большая советская энциклопедия

    Живописец. Родился в 1856 г. Первое руководство в живописи получил у своего брата, Виктора Васнецова. Много работал для иллюстрированных журналов и книг, совершенствовался в Париже, путешествовал в Италии и Германии. К числу наиболее удачных его … Биографический словарь

    - (1856 1933), живописец и график, археолог. Брат В. М. Васнецова. Передвижник. Поэтичные виды старинной Москвы, эпические пейзажи Подмосковья, Урала и др. * * * ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович

    Полотно «Рыбаки» было создано в 1887 году. Рисунок выполнил маслом на холсте великий русский художник Апполинарий Михайлович Васнецов. Мастер славился своими пейзажами, тематическими историческими работами и познаниями в области искусства. Живописи обучался […]

    Пейзаж этот получил вполне заслуженную медаль на выставке, которая проходила за границей. Мы видим таинственную опушку сказочного леса. Всю ее сковал лютый мороз. Вглубь картины уходит путь, который проложили проехавшие по дороге […]

    А.Васнецов был чувственным мастером передачи истинной красоты русской природы. Своими работами он показывал силу и величие родной земли. Его техника уникальна и изображение пропитано реализмом. В картине «После дождя» просматриваются эпические ноты. […]

    На первый взгляд, может показаться, что Васнецов изобразил совершенно непримечательную картину природы. Но именно эта картина стала серьезной заявкой на изображение образа всей родины в целом, мы видим обычный пейзаж русской деревни. […]

    Эта работа была написана Аполлинарием Михайловичем Васнецов в 1926 году. Это последняя картина художника, являющаяся своего рода отражением его внутренних переживаний на закате жизни. Совершенно точно этот шедевр автобиографичного характера. Внимательно вглядываясь […]

    Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933), младший брат художника В. Васнецова, не получив систематического художественного образования, тем не менее был прекрасным пейзажистом. Особенно его интересовали городские пейзажи-реконструкции. Художник не сразу нашел свою дорогу. Мы расскажем о его жизненном и творческом пути.

    Детство Аполлинария

    В семье приходского священника Вятской губернии Михаила Васильевича и его жены Аполлинарии Ивановны родилось 6 детей. Младшим был Аполлинарий, который появился на свет в 1856 году, 25 июля. Село Рябово, где он родился и рос, было окружено хвойными девственными могучими лесами и стояло на речке Рябовке. Характеры двух братьев, будущих художников, были сформированы не только суровой вятской природой, но укладом жизни земляков, которые хранили древние сказания и поверья, старинные былины и песни.

    В семье соседствовали деревенский и городской уклад. Отец старался дать детям образование. Дома много читали вслух, рисовали карандашом и акварелью. Для учебы он направил сыновей в Вятское духовное училище, а затем - в семинарию, которая обладала обширной библиотекой и незаурядными преподавателями. Однако Аполлинарий Васнецов рано стал сиротой. Когда ему было 10 лет, умерла матушка, а в 14 лет он потерял и отца.

    Поддержкой стал брат Виктор, который был на 8 лет старше и в это время находился в Москве. Брат, зная о художественных способностях подростка, посоветовал ему заниматься рисованием. Его учителем стал польский ссыльный художник Эдвиро Андриоли. В 16 лет Аполлинарий закончил духовное училище и переехал в Петербург.

    Северная столица и возвращение в Вятку

    Брат Виктор подготовил его к поступлению в Академию художеств, познакомил с И. Репиным. Но Аполлинарий Васнецов увлекся геологией, а затем в 1875 году вернулся в Вятку, сдал экзамены в реальное училище и стал «ходить в народ», просвещая его вместе с народниками. Но быстро разочаровался и вернулся к брату в Москву в 1878 году.

    Работа в Москве

    Сначала Аполлинарий Васнецов учился у брата и рисовал для газет и журналов. Затем познакомился с работами И. Репина, И. Шишкина, А. Куинджи, поразился их мастерству и много работал над собой.

    Кружок Саввы Мамонтова

    С 1882 года Аполлинарий Васнецов вместе с братом вошел в круг художников, которые определяли развитие русского искусства (В. Суриков, В. Серов, К. Коровин, В. Поленов, М. Врубель, М. Нестеров). Он написал свой первый значительный пейзаж «Серенький день» в 1883 году. Его приобрел В. Третьяков. Но художник не был доволен собой. Эпические черты, которыми будут сильны картины А. Васнецова, проявляются еще мимолетно в полотнах «Родина» и «Сумерки» (1889 год).

    Сам художник считал, что более всего ему удались «Сумерки», где он изобразил большую одинокую сосну на фоне стремительно покрывающегося ночной мглой неба и одинокого путника. Он виден зрителю только со спины, а в дальней деревушке, куда он направляется, уже появился первый огонек. Дерево нам показывает краткость нашей жизни, над ним пролетели века. Вот тот первый эпический, а не сиюминутный момент, который появился в работе начинающего художника.

    Урал и Сибирь

    Тема девственного, не тронутого рукой человека русского Севера привлекала всех наших художников того времени: К. Коровина, И. Остроухова, И. Левитана, В. Серова, А. Рылова, М. Нестерова. Аполлинарий Васнецов в 1890-1891 годах совершил большую поездку по Уралу и Сибири. Он привез не только эскизы и наброски, но и большие эпические картины «Тайга на Урале. Синяя гора».

    Это произведение просто пугает мощью природы. Древний лес застыл в неопределенном ожидании. Далеко за ним кружат птицы, а еще дальше горизонт замыкает силуэт синей горы. Небо мглистое, бессолнечное. Диагональная композиция привлекает внимание к почти упавшему в озеро замшелому дереву. А рядом стоит засохший ствол, возле которого по контрасту поднялось справа высокое стройное хвойное дерево. Картина выполнена в зловещих, приглушенных, свинцово-серых, темно-зеленых тонах, которые передают сказочное колдовство тайги. Позже, после 1885 года, он напишет после поездки на южный Урал «Каму» - большое полотно, столь же мрачное, могучее и суровое. В нем найдет отображение извечная тема русского пейзажа - река как дорога жизни, которая движется по бесконечным просторам нашей земли.

    Сближение с археологами

    В 1891 году, создавая иллюстрации к юбилейному изданию М. Лермонтова, художник близко знакомится с историками и археологами. После поездки за границу, во Францию, Италию, Германию в 1898 годы, углубляется его интерес к истории Москвы. В 1900 году художника принимают в Комиссию по сохранению московских древних памятников. С 1901 он 17 лет возглавляет пейзажный класс, который вел умерший И. Левитан. В 1906 году такие историки, как В. Ключевский, И. Забелин, единогласно избирают художника действительным членом МАО.

    К этому времени он в 1903 году создал семью с Татьяной Ивановной Одоевцевой.

    Рубеж веков

    В это время художник погружается в театральную атмосферу, создавая декорации для исторических опер, которые активно ставились в Большом театре в Москве, в Мариинском в Петербурге, у С. Мамонтова в Частной опере, у С. Зимина в оперном театре. С его декорациями шли оперы М. Мусоргского («Хованщина»), Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского («Опричник»).

    Новый путь

    Постоянно развиваясь как художник и ученый, историк и археолог, он находит для себя тему, которая определит его место в искусстве. Теперь глубоко, с научным подходом и вместе с тем интересно и живо воссоздает жизнь древней столицы Аполлинарий Васнецов. Москва, сердце России, стала для него неиссякаемым Особенно привлекало его XVII столетие. Он жил в Замоскворечье. Аполлинарий Васнецов Кремль хорошо видел из окон квартиры, в которой жил. Но представлял его совсем другим - каким он был прежде, когда вокруг него кипела и бурлила жизнь простого торгового и крестьянского люда, когда на кремлевской площади, еще белокаменной, производились жестокие казни. По картинам Аполлинария Михайловича можно последовательно проследить все изменения, которые претерпевала наша столица. Это работы ученого, который без ошибок, в соответствии со всеми найденными в его время археологическими находками, представил романтику веков, которые пронеслись над Москвой. Достоверность и романтизм теперь мы видим в его работах, которые можно разделить на две части: графические и живописные полотна.

    Живопись

    На картине «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» изображается волнение и суета посадских людей, которыми характеризовался период Смуты. На полотне «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVI I века» Москва сурова и лирична одновременно.

    Грандиозная картина, которая показывает ясный зимний день с карнавалом, с группой скоморохов, воссоздана в картине «Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века». Яркий, радостный колорит демонстрирует зимний город с замерзшей рекой.

    Совсем другой, страшный Кремль, около которого боятся ходить люди, переносит зрителя в мрачное средневековье. К Константино-Елененской башне Кремля во времена Ивана IV пристроили пыточный застенок, а замученных людей потом просто выбрасывали. На картине «Московский застенок. Конец XVI века» только родственники бродят по заснеженной площади, ища своих близких.

    Эрудиция живописца

    Художник Аполлинарий Васнецов для написания картин глубоко изучал исторические источники: летописи, миниатюры, гравюры. Он много читал описаний Московии, оставленных путешественниками с Запада, внимательно рассматривал старинные планы Москвы, принимал участие в раскопках, делал доклады. Ему требовалось как можно достовернее изобразить быт и проникнуть в ту непростую и зачастую непонятную жизнь, которая от нас отделена многими столетиями. Творческое воображение и фантазия художника помогали делать непростые иллюстрации к научным фактам, сохранять точность и подлинность, объемно изображать давно ушедшее время, начиная с основания Москвы Юрием Долгоруким, искусно рисовать как деревянные, так и каменные стены Кремля.

    Московский Кремль

    Не единожды писал Аполлинарий Васнецов московский Кремль. Первая каменная крепость была сложена при князе Дмитрии Ивановиче, когда полностью заменили деревянные стены, которые были поставлены из вековых дубов при князе Иване Калите. Строение обветшало, Русь укреплялась, не боясь монголов. Из каменоломен под Москвой, как предполагал историк И. Забелин, камень привозили по реке на судах, а зимой - на санях. Башни и стены строились много лет. После этого Москву стали называть белокаменной.

    Необычайно красивым предстает пред нами белокаменный Кремль с соборами в Чудовом и Воскресенским монастырях.

    Судя по постройкам, это последний Кремль, который сооружали при Иване III. Уже имеется Спасская Башня с часами, уже построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор). Но красные стены Кремля, его башен и соборов, залил дивный ирреальный бело-сиреневый свет, возможно, утренний или вечерний, так как под стенами суетятся люди. Нежнейшие оттенки сиренево-белого света, который падает с неба, покрыли дымкой дали и четко обрисовывают стройную белоснежную красавицу Беклемишевскую и низкую, более темную трехэтажную Петровскую башни. Зелень башенных шатров повторяется в зеленых лужайках внутри Кремля, и ею отсвечивает каменная кладка, которая спускается вниз. Восхищает и поражает колористическое мастерство живописца до такой степени, что уже мало обращаешь внимание на совершенную композицию, настолько она органична.

    Музей Аполлинария Васнецова

    Мемориальный музей-квартира был создан усилиями сына и невестки художника. Он находится в центре Москвы, в Фурмановском переулке, д. 6, где Аполлинарий Михайлович прожил последние 30 лет своей жизни. Три комнаты - кабинет, мастерская и гостиная - знакомят с личными вещами художника. В мастерской на мольберте стоит последняя завершенная работа мастера.

    Отдельное место занимает экспозиция, посвященная работам живописца и ученого. Третьяковская галерея, в состав которой входит этот музей, нашла возможность разместить экспозицию в двух квартирах на третьем этаже. Более тысячи графических работ и двухсот полотен экспонируются в этом уютном компактном музее, где можно познакомиться как с ранними произведениями художника, так и с более поздними картинами. Всего в музее имеется девять тысяч единиц хранения.

    Ниже приведены интересные факты о художнике:

    • Сохранилась карта за 1885-1886 годы, на которой Васнецовым отмечено около ста пунктов, где он писал этюды в разных местах России.
    • На исторические сюжеты он создал свыше 125 полотен.
    • Чтобы изучить Москву, в 1900 году А. Васнецов поднялся над ней на воздушном шаре и сделал зарисовки столицы с птичьего полета.
    • В 1931 году был единственным художником, который публично выступил против сноса храма Христа Спасителя.
    Мастера исторической живописи Ляхова Кристина Александровна

    Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933)

    Аполлинарий Михайлович Васнецов

    В отличие от своего знаменитого брата, Виктора Васнецова, Аполлинарий Васнецов гораздо больше времени и внимания уделял пейзажу. И если старшего брата привлекали человеческие образы (богатыри, полководцы, князья, витязи, боярышни), то младший преуспел в области исторического пейзажа.

    Русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в селе Рябово Вятской губернии. Первым его учителем стал брат, В. М. Васнецов, а затем уроки живописи и рисунка художник получил у мастера Эльвиро Андриолли, расписывавшего в Вятке новый собор. Живя вместе со старшим братом в Петербурге, Аполлинарий увлекся идеями народничества и, вернувшись в Вятскую губернию, некоторое время работал учителем в одной из сельских школ.

    Выросший в северном селе, Васнецов с детства любил и понимал природу, ставшую главной темой его творчества. Художник писал: «Природа, окружавшая меня в детстве, воспитала во мне пейзажиста. Местность моей родины, с. Рябово, была живописна и разнообразна».

    При создании пейзажей молодой художник пользовался советами своего земляка, знаменитого живописца И. И. Шишкина. Позднее он обращался за консультациями к таким известным мастерам, как И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов.

    Ранние произведения Васнецова, отразившие впечатления художника от поездок по стране (в 1880–1890-х годах он побывал на Украине, в Крыму, на Кавказе, путешествовал по Уралу), передают его увлечение монументальными, обобщенными образами природы («Родина», 1886; «Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895 - все в Третьяковской галерее, Москва).

    Поэтическое восприятие природы отразилось в зрелых работах мастера - таких, как пронизанное тонким лиризмом полотно «Лесное озеро» (1902, Третьяковская галерея, Москва). Умение чувствовать и понимать красоту природы сказалось и в произведениях Васнецова с исторической тематикой.

    В 1897 году Аполлинарий занимался созданием эскизов декораций к опере М. П. Мусоргского «Хованщина». В этих работах («Красная площадь», «Стрелецкая слобода», «Скит» - все в Третьяковской галерее, Москва), очень точно передающих стилистику музыкального произведения, Древняя Русь предстала именно такой, какой видел ее знаменитый композитор.

    А. М. Васнецов. «Новгородский торг», издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913

    Возможно, именно вступление к опере Мусоргского («Рассвет на Москве-реке») и навеяло замысел исторической картины Васнецова «Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот» (1900, Третьяковская галерея, Москва). Удивительно точно художник воссоздает облик города, величественную красоту древнего Кремля, башен, колокольни Ивана Великого, торжественно возвышающихся над низкими деревянными домами горожан. Лунный свет, падающий на ночной город и спокойную гладь воды, придает изображению поэтический вид.

    Заинтересовавшись историей, Васнецов начал изучать все, что относится к прошлому России. Он познакомился с документами, археологическими открытиями, сделанными на территории Московской Руси, изучал старинную утварь, исторические костюмы XVII столетия.

    Картины Васнецова очень достоверно и в то же время эмоционально и лирично отражают облик старинной Москвы. Название картины точно передает место действия: «Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века» (1900, Русский музей, Санкт-Петербург), «Москворецкий мост и Водяные ворота» (1900, Третьяковская галерея, Москва). На многих своих исторических картинах мастер изобразил и людей, живших в ту эпоху. Человеческие фигуры - не просто дополнение к пейзажу, его украшение. Герои полотен Васнецова живут своей жизнью, занимаются обычными, будничными делами.

    А. М. Васнецов. «Монастырь в Московской Руси», издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913

    Не менее выразительны акварели и иллюстрации Васнецова. Они еще более наглядно, чем картины, передают контраст между белокаменными кремлевскими постройками и деревянным московским зодчеством: «Книжные лавки на Спасском мосту», «Площадь Ивана Великого в Кремле» (1903, Исторический музей, Москва).

    В 1900-х годах Аполлинарий Васнецов вместе с другими художниками принял участие в создании «Картин по русской истории» издательства И. Кнебеля. Одна из композиций серии, получившая название «Новгородский торг», изображает торговую площадь в Великом Новгороде в эпоху его могущества. Художник показал храм Иоанна Предтечи на Опоках (в его подвалах бережно хранились самые важные документы Новгородской республики, городская казна, ценные товары), торговые лавки и склады, расположенные по краям площади.

    Здесь вели свой торг русские и заморские купцы. Рядом с храмом Иоанна Предтечи стояли весы, служившие эталоном для всех новгородских земель. На заднем плане картины автор изобразил детинец - огражденную центральную часть города с боярскими теремами и собором Св. Софии, куда от площади через реку Волхов вел деревянный мост.

    Интересна и композиция «Монастырь в Московской Руси», также выполненная для издательства И. Кнебеля. Васнецов знакомит зрителей с историей создания на Руси монастырей, ведущих начало от маленьких скитов, выстроенных монахами-отшельниками на севере и востоке Московского государства.

    К отшельникам присоединялись монахи и послушники, а вместо небольшой часовни строился красивый деревянный храм с колокольней. Монахи жили собственным трудом, они сеяли и обрабатывали землю, несли знания и давали советы мирскому населению, завоевывая уважение окружающих.

    Со временем князья отдавали монахам в пользование земли, крестьян, и таким образом из маленького скита монастырь превращался в большое феодальное владение.

    Художник прекрасно знал историю Древнерусского государства. В 1901 году вышла в свет книга «История русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря, в которой была напечатана статья Аполлинария Васнецова «Облик старой Москвы». В ней рассказывалось не только об архитектуре, но и о жизни городского населения.

    В 1901 году Васнецова пригласили преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник играл активную роль в организации выставок «36 художников», являлся учредителем Союза русских художников. С 1918 года живописец стоял во главе Комиссии по изучению старой Москвы.

    Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

    Из книги Фантики автора Генис Александр Александрович

    Русская троица Васнецов Виктор ВаснецовБогатыри.1881–1898Холст, масло. 295,3 х 446 смГосударственная Третьяковская галерея,МоскваБудь я конем, картина “Три богатыря” была бы мне иконой. Кони у Васнецова вышли лучше людей. Первые занимают на холсте больше места, чем вторые, и

    Из книги Мастера и шедевры. Том 2 автора Долгополов Игорь Викторович

    Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

    Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

    Из книги Русские живописцы автора Сергеев Анатолий Анатольевич

    Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

    Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

    Из книги автора

    Виктор Васнецов 1848-1926 В 1858 году десятилетний Виктор Васнецов, сын сельского священника, отправился на учебу в Вятское духовное училище. Его деды и прадеды были священнослужителями, старший брат, также посвятил свою жизнь служению Богу.«Будущая ваша жизнь принадлежит и

    Из книги автора

    Михаил Врубель 1856-1910 Валентин Серов говорил о Врубеле: «Вот художник, который, как никто, может делать все одинаково хорошо: картину, декорацию, иллюстрацию к книге». Девочка на фоне персидского ковра«Девочка на фоне персидского ковра» написана совсем молодым художником

    Из книги автора

    Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) В 1867 году, оставив Вятскую духовную семинарию, Васнецов приехал в Петербург поступать в Академию художеств. На экзамене ему предложили сделать рисунок с гипсовой модели. Юноша быстро справился с заданием, но усмешку одного из

    Из книги автора

    Франц Алексеевич Рубо (1856–1928) В преддверии столетней годовщины Бородинской битвы, ставшей переломным моментом Отечественной войны 1812 года, художник-баталист Франц Рубо начал работу над грандиозной панорамой «Бородинская битва». Тогда же был создан и специальный

    Из книги автора

    Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) Едва ли не самый лучший портрет великого русского певца Ф. И. Шаляпина был создан Кустодиевым. Тяжело больной художник писал его, сидя в кресле, и холст приходилось все время наклонять, чтобы мастер мог достать до него кистью. Кустодиев

    Из книги автора

    Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) Аленушка Васнецов вольно интерпретирует сказку о сестре Аленушке и братце Иванушке, создавая собирательный сказочно-поэтический образ. Одинокая грустная крестьянская девочка в цветастом сарафане присела на камень, склонила голову

    Из книги автора

    Врубель Михаил Александрович (1856–1910) Царевна-лебедь Эта картина – сценический портрет Н. Забелы в роли Царевны-Лебедь в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Павою она проплывает мимо нас по сумрачному морю и, обернувшись, бросает тревожный прощальный

    Из книги автора

    Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927) Портрет Ф. И. Шаляпина Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, – вспоминал Шаляпин. – Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии



Рассказать друзьям