Венеция – история возникновения города на воде. Возрождение в венеции

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Образовалась в конце седьмого века в Европе. Столицей был город Венеция. На северо-восточных территориях современной Италии республика не остановилась, образовав колонии в бассейнах Мраморного, Эгейского и Чёрного морей и Адриатики. Существовала до 1797 года.

Республиканское правосудие

Во на пьянцетте заседали министры и совет дожей, там же был суд. секретариат, даже тюрьма. Казнила Венецианская республика всех преступников публично, часто безо всяких объяснений - любой казнённый являлся предателем коллективного интереса.

Разбирательствами - обычно по доносу - занимался тайный Совет десяти. Последний раз горожане видели труп между колоннами на пьянцетте не так давно - в 1752 году, по сию пору существует примета: между колоннами пройти - не к добру.

Впрочем, трупы могут померещиться всюду: и на самом дворце дожей, на верхней его аркаде, где стоят колонны красного цвета, где висели четвертованные останки участников заговора Марино Фальеро, и даже в соборе, на углу которого выставлялись отрубленные головы. Кусок порфира, служивший подставкой под них, до сих пор находится там. Отсюда же провозглашались законы, которые требовала соблюдать Венецианская республика. История её длинна и противоречива.

Уникальное государство

Просуществовавшая с пятого века почти по девятнадцатый, республика имела выборные органы самоуправления и, можно сказать, демократию. В далёком 466 году лагуны объединила это нестареющая идея. Двенадцать представителей были избраны в Совет двенадцати важнейших на те времена островов, составлявших Венецию: Беббе, Градо, Гераклея, Каорле, Торчелло, Иезоло, Риальто, Мурано, Повелья, Маламокко, Большая и Малая Кьоджии.

Венецианская республика вынуждлена была воевать трудно и постоянно: Одоакр, остготы, Восточная Римская империя, неоднократные вторжения лангобардов... Так выявилась необходимость верховного правления. Первого дожа избрали на всю его жизнь, но без передачи своего поста в наследство в 697 году. Это был Паоло Лучио Анафесто - глава Венецианской республики. Хотя первое абсолютно строго документированное избрание произошло только в 727, когда дожем стал Орсеоло.

Сдержки и противовесы

Политическая система Венеции имела исключительно сложную систему управления. Прежде всего, это было нужно для того, чтобы не произошло узурпирование власти.

  • Большой совет: высший орган, избирающий основные советы, магистратов и дожей. Членство ограничено наследственностью под запись в "Золотой книге". Численность в разное время от 400 до тысячи человек.
  • Дож: избран из числа прокураторов Сан-Марко - должность пожизненная. Одиннадцать этапов выборов. Принимать самостоятельные решения не мог, власть ограниченная. Невозможность путешествий и владения собственностью за границей.
  • Малый совет: шесть советников при доже и три члена Совета сорока.
  • Сенат: сто двадцать членов, избранных на год с правом быть переизбранными. Ещё сто сорок членов без права голоса. Руководитель Сената - Коллегия из шестнадцати человек. Совет обсуждал и решал всю внешнюю и внутреннюю политику.
  • Совет сорока: верховный суд республики. Составлялся Большим советом.
  • Совет десяти: практически инквизиция. Особая слежка за дожем. Члены избирались на год Большим советом. Родственность запрещена. Полностью анонимный состав.
  • Другие институты власти: профессиональные гильдии, религиозные братства.

Выбирать и стать избранным мог любой венецианец, но, как всегда и всюду, дожем становился представитель одного из самых богатых семейств. Такие выборы имела не только Венецианская республика. История повторяется постоянно.

Приобретение могущества

Формально город Венеция числился за на короткое время Карл Великий присоединил его к своей, но фактически тут всегда была вольница. Положение безопасное и выгодное. Венецианская республика не только весьма успешно торговала, но и воевала победоносно, особенно на море. В итоге восточный берег Адриатики и большая часть Нижней Италии стали под руку венецианского дожа.

Особенно обогатили торговые связи, и город Венеция стал процветать, распространив влияние на Средний и Ближний Восток. Конкуренты в лице городов-республик Пизы и Генуи не могли тягаться с республикой дожей.

Ограничение прав

Тем не менее внутри государства демократы всерьёз боролись с аристократами. Желанию некоторых превратить республику в наследственную монархию не суждено было сбыться. В 1172 году был созван Большой совет выборных депутатов, который сильно ущемил могущество дожей.

Коллегиальные органы меняли свои названия и численность: республика святого Марка, как часто именовалась Венецианская республика в Средние века, создавала то Совет сорока, то Совет пятисот, и эти органы отбирали властные полномочия, принадлежавшие дожам, они же и регламентировали, и контролировали все действия главного управителя государства. Они же сделали республику олигархической, контролируя выборы.

На этом снимке лев Святого Марка, евангелиста, именем которого назван Собор и действовал Совет десяти, которым по праву гордилась Венецианская республика. Герб перед вами.

Олигархия

Самой используемой государственной программой долгое время была война, и олигархи явились неиссякаемым источником финансирования. Займы сделались принудительными и касались наиболее состоятельной части населения. Невозможно было отказаться или игнорировать постановление, которое вынесла Венецианская республика. История сохранила немало имён тех, кто попытался противиться, и чей конец оказался бесславным. Тем не менее общее народное собрание было постепенно упразднено и распущено. Законодательство работало только во благо аристократии.

После завоевания крестоносцами Константинополя Венеции досталось три восьмых всей территории Византии и весь остров Крит. Таким образом, к концу пятнадцатого века она была богата и не боялась врагов. Среди венецианцев было более людей науки и искусства, чем в любом другом государстве. Процветали и промышленность, и торговля. Народ стремительно богател, поскольку его не душили налогами.

Перемены

Португалия в 1498 году открыла морскую дорогу в Ост-Индию, и город Венеция лишился всех выгод восточной торговли. Османская исперия взяла Константинополь и отняла у венецианцев практически всё, что им принадлежало, даже Албанию и Негропонт, а потом и Кипр, и Кандию. С 1718 года Венецианская республика практически перестала участвовать в мировой торговле.

У неё оставалось около двух с половиной миллионов подданных, живущих в самой Венеции, в Далмации, Истрии и на Ионических островах. А после Французской революции и последняя самостоятельность города была утрачена. Бонапарт объявил республике войну. Никакие переговоры и уступки не подействовали. Венеция сдалась на милость победителя в 1797 году. Территория республики была поделена между Австрией, Францией и Итальянским королевством.

Итоги

Полнокровно просуществовавшая более 1100 лет, завоевавшая территории тысячекратно большие, чем сама, имевшая самый массивный военно-морской флот в Средиземноморье, враждовавшая с турками и Османской империей, Венецианская республика останется в памяти человечества как первое То, что она впоследствии не смогла защитить не только завоёванное, но и свою столицу - тоже урок: война с соседями ничуть не лучше гражданской.

Годах.

На берегах северо-западного залива Адриатического моря жили в древности венеты, от которых страна получила название. Во время переселения народов, когда вождь гуннов Аттила в 452 году разрушил Аквилею и завоевал всю верхнюю Италию до реки По, многие жители Венеции искали убежища на островах в соседних лагунах. С тех пор здесь постепенно возникло несколько городских поселений, как то: Градо, Гераклея, Маламокко, Киоджа. После падения Западной Римской империи Венецианские острова вместе с остальною Италией подпали под владычество Одоакра , потом остготов и наконец - Восточной Римской империи; даже после вторжения лангобардов они оставались еще под властью Византии. В неоднократных войнах с лангобардами постепенно выяснилась необходимость более тесного единения и общего управления. Поэтому духовные и светские вожди населения, вместе со всеми жителями островной группы, избрали в 697 Павла Анафеста (Paoluccio Anafesto) общим верховным главою на всю его жизнь, dux"ом, или дожем. Местопребывание правительства находилось сперва в Гераклее, в 742 году было перенесено в Маламокко и в 810 году на пустынный до тех пор остров Риальто, где после того возник город Венеция.

В 806 году венецианская островная группа была на короткое время присоединена к империи Карла Великого, но уже по миру 812 года возвращена (вместе с Далмацией) Византийской империи.

Вскоре после этого Венеция, умело пользуясь своим выгодным и безопасным положением между Восточною и Западною империями, развила свое благосостояние и сделалась богатым и могущественным торговым городом. Ее флоты победоносно сражались против норманнов и сарацин Нижней Италии, равно как против славянских пиратов на восточном берегу Адриатического моря. К островам в лагунах и прилегающей к ним береговой земле были присоединены земли, завоеванные в Истрии, а прибрежные города Далмации в 997 году добровольно поставили себя под венецианское покровительство.

Будучи владычицей Адриатического моря, Венеция в действительности пользовалась полною независимостью; но, во внимание к торговым интересам, она еще долгое время сохраняла кажущуюся политическую связь с Византийской империей. Во время Крестовых походов Венеция достигла высокой степени процветания и распространила свои торговые связи, несмотря на конкуренцию Пизы и Генуи, на весь Восток. Внутри республики неоднократно возникала борьба между демократической и аристократической партией; некоторые заявляли даже желание превратить пожизненное правление дожей в наследственную монархию. После одного восстания, в котором погиб дож Витале Микиель, в 1172 году учрежден был Большой совет, состоявший из выборных нотаблей (Nobili), который с тех пор сделался высшею властью и сильно ограничивал могущество дожей и синьории (правительственной коллегии из шести советников). Созываемое прежде общее народное собрание стало с тех пор созываться лишь в исключительных случаях и в 1423 году было совершенно отменено. Под господством аристократии были выработаны законодательство В. и ее административное устройство.

Могущество республики достигло высшей степени, когда дож Энрико Дандоло при содействии французских крестоносцев завоевал в 1204 году Константинополь и при разделе между союзниками приобрел на долю Венеции три восьмых Византийской империи и остров Кандию. Венеция не могла, однако, помешать падению в 1261 году Латинской империи, а византийские императоры после того предоставили генуэзцам такие широкие права в Константинополе, что венецианцы были оттеснены на задний план. Кроме того, с 1256 г. началась продолжительная война между Венцией и Генуей, веденная с переменным счастьем. Аристократическо-олигархическое устройство Венеции в 1297 году стало еще более замкнутым, вследствие уничтожения дожем Пиетро Градениго Большого совета, и превращения избиравшейся до тех пор ежегодно синьории в наследственную коллегию, в состав которой входили записанные в Золотую книгу фамилии нобилей.

Последовавшее после заговора Тьеполо в 1310 году учреждение Совета Десяти, которому вверено было с обширными полномочиями полицейское управление, дополнило эту аристократическую систему. С тех пор Золотая книга открывалась лишь в редких случаях (1379, 1646, 1684-1699, 1769), и только небольшое число фамилий занесено в разряд нобилей. Дож Марино Фальери за свой заговор против аристократии в 1355 г. заплатил жизнью. Перемена, происшедшая в сношениях с Левантом, побудила республику обратить главное свое внимание на Италию, особенно после того, как соперница Венеции Генуя после 130-летней борьбы была побеждена в 1381 году Венецианские владения на материке (Terra ferma) все более расширялись. Виченца, Верона, Бассано, Фельтре, Беллуно и Падуя со своими территориями были присоединены в 1404-1405 годах, Фриуль - в 1421 году, Брешия и Бергамо - в 1428 году и Крема - в 1448 году, и около того же времени окончено было завоевание Ионических островов. Наконец, вдова последнего кипрского короля Катарина Корнаро в 1489 году уступила республике остров Кипр.

В конце XV века Венеция была богата, могущественна, внушала страх своим врагам, и в ее населении научное и художественное образование было распространено более, чем в среде других наций. Торговля и промышленность процветали. Налоги были незначительны, и правление имело мягкий характер, когда дело не касалось политических преступлений, для преследования которых назначены были в 1539 году три государственных инквизитора. Но затем наступили перемены, которых никакое благоразумие отвратить не могло. Португалец Васко да Гама открыл в 1498 году морской путь в Ост-Индию, и Венеция с течением времени лишилась выгод ост-индской торговли. Османы сделались властелинами Константинополя и мало-помалу отняли у венецианцев владения, принадлежавшие им в Архипелаге и Морее, равно как Албанию и Негропонт. Опытная в ведении государственных дел республика лишь с небольшими относительно потерями избавилась от опасности, которою грозила ей основанная папою Юлием II лига, поставившая ее на короткое время почти на край гибели; эта борьба дала новый толчок ее могуществу и влиянию. В церковной распре с папою Павлом V, в которой монах Павел Сарпи защищал дело Венеции (с 1607), республика отстояла свои права против иерархических притязаний. Заговор против независимости республики, затеянный в Венеции в 1618 году испанским посланником маркизом Бедемаром, был вовремя открыт и подавлен кровавым образом. С другой стороны, турки отняли у Венеции в 1671 году остров Кипр , а в 1669 году, после 24-летней войны, и Кандию. Последние крепости на этом острове были потеряны Венецией лишь в 1715 году. Морея в 1687 году была вновь завоевана и по Кардовицкому миру 1699 года уступлена турками, но в 1718, по Пассаровицкому миру, была им возвращена. С этого времени республика почти перестала принимать участие во всемирной торговле. Она довольствовалась сохранением своего устаревшего государственного строя и удержанием за собою, при соблюдении строжайшего нейтралитета, остальных своих владений (Венеции, Истрии, Далмации и Ионических островов), в которых было до 2½ млн. подданных.

В войнах, возникших вследствие Французской революции, Венеция утратила свою самостоятельность. Когда Бонапарт в 1797 году вторгся в Штирию, в тылу у него восстало против французов сельское население Терра фермы. Вследствие этого, по заключении предварительных мирных условий с Австрией, Бонапарт объявил республике войну. Тщетно пыталась она уступчивостью и переменою конституции склонить победителя на милость. Последний дож, Луиджи Манин, и Большой совет принуждены были 12 мая 1797 года подписать свое отречение. Затем, 16 мая, город Венеция был без сопротивления занят французами.

Венеция – город на севере Италии, территориально занимающий группу островов. Климат в Венеции умеренный, сходный с климатом Крыма, лето здесь жаркое, а зима мягкая.

История Венеции полна взлетов и падений. Сегодня мы узнаем как возник город на воде.

Название города происходит от племени венетов, населявшие территорию северного побережья Адриатического моря во времена . Эта территория была захвачена римлянами и названа Аквилеей. Позже Аквилея стала административным центром провинции Венетия. В 402 году провинция была разорена вестготами. По легенде Венеция была основана жителями провинции, которые спасались от готов 25 марта 421 года. Заселение началось с островов Риальто и продолжилось во время упадка Римской империи. Основным источником доходов жителей островов были ловля рыбы, добыча соли и каботажное плавание.

  • Советуем почитать:

Пока племена гуннов, лангобардов и остготов разоряли города Западной Римской империи, Венеция, благодаря обособленному положению и тому, что жители научились строить дома на сваях и жить на воде, избежала участи материковых городов. Вторжение воинствующих варваров привело к переселению на острова состоятельных жителей материка.

Результатом этого стал быстрый рост торговли и транспортировки товаров, так как сбежавшая знать вкладывала средства именно в эти отрасли.

В VI веке у Венеции был самый сильный флот на Адриатике, который оказал поддержку императору Юстиниану в войне Восточной Римской империи с остготами. В благодарность Византия предоставила Венеции свою защиту и торговые привилегии. Первого дожа венецианцы избрали в 697 году. Более чем за 1000 лет в Венеции было у власти 117 дожей.

Благодаря своему уникальному расположению Венеция была торгово-транспортным узлом, через который в Европу шелк, рис, кофе и пряности, стоившие в то время дороже золота.

Средневековье и торговля

Грамотная политика дожа Пьетро Орсеоло II, морганистические браки, помощь Византии, оказанная Венецией против сарацин, еще более увеличили привилегии венецианских купцов. Данная Византией «золотая булла» уменьшала в два раза пошлину с венецианских кораблей, приходящих в Константинополь. Во времена крестовых походов Венеция приумножила свои богатства за счет займов крестоносцам и фрахтов кораблей. С переменным успехом на протяжении почти двух веков Венеция вела войны с Генуей, в основе которых лежало торговое соперничество. В XII веке в Венеции открываются первые банки. Венецианские мореходы первые начали страховать свой груз.

В XII-XIII веках на верфях Венеции начали строить большие корабли водоизмещением до 200 тонн.

Для увеличения своей экономической мощи Венецианская республика присоединяла себе материковые территории, называемые терраферма. В 1494 году венецианцем Лукой Пачолли была систематически описана двойная бухгалтерия, успешно применяемая и в современном мире.

Упадок

С XV века, когда совершались великие географические открытия, Венеция сдала свои позиции Португалии, Испании, Голландии и Англии. К XVIII веку Венеция утратила свое былое могущество, большая часть материковых владений перешли к Австрии. Но сам город лучился великолепием. В этот период широкое распространение в Венеции получили азартные игры и проституция.

1 мая 1797 года Наполеоном была объявлена война Венеции. Большой совет принял решение выполнить все требования, 12 мая дож Людовико Манин отрекся от престола.

Впервые за более чем тысячу лет Венеция утратила независимость.

Экономика города была подорвана французской континентальной блокадой. Но прошло время, в 1869 году был открыт Суэцкий канал, в Венеции построили новый порт, и город стал популярным местом для начала путешествия на Восток. Развивается туристический бизнес, в Венеции проводятся ежегодные международные художественные выставки, с 1932 года проводится международный кинофестиваль «Золотой лев».

Эпоха Возрождения дала миру большое число по настоящему талантливых художников, скульпторов и архитекторов. И гуляя по Венеции, посещая ее палаццо и церкви везде можно любоваться их творениями. Этим материалом с краткими заметками для памяти о некоторых из художников венецианской школы, найденных на просторах интернета, я заканчиваю обзор нашего путешествия в Венецию.

Считается, что период расцвета искусств, называемый эпохой Возрождения или Ренессансом, берет свое начало со второй половины XIII века. Но я не буду замахиваться на полный обзор, а ограничусь информацией о некоторых венецианских мастерах, произведения которых упомянуты в моих отчетах.

Беллини Джентиле (1429-1507).

Джентиле Беллини (Gentile Bellini) венецианский художник и скульптором. Беллини известная творческая фамилия, его отец Якопо Беллини и брат Джованни Беллини так же были художниками. Кроме того, что родился в Венеции, других сведений о юности и ранних этапах творчества художника не сохранилось.

В 1466 году Джентиле Беллини заканчивал роспись Скуолы Сан-Марко, начатую его отцом. Первая известная его самостоятельная работа - роспись створок органа собора Сан-Марко, датирована 1465 годом. В 1474 году он приступил к работе над большими монументальными полотнами во Дворце дожей. К сожалению они погибли в пожаре 1577 года.

С 1479 по 1451 работал в Стамбуле в качестве придворного живописца Султана Мехмеда II, создал серию картин, в которых попробовал соединить эстетику итальянского Ренессанса с традициями восточного искусства. После возвращения на родину художник продолжил создание жанрово-исторических полотен с видами Венеции, в том числе и в соавторстве с другими мастерами.

Отдавая должное несомненному таланту и влиятельности живописца, специалисты Лондонской Национальной Галереи, считают, что он заметно уступает своему брату Джованни Беллини.

Отдавая должное несомненному таланту и влиятельности живописца, специалисты Лондонской Национальной Галереи, считают, что он заметно уступает своему брату Джованни Беллини.

Беллини Джованни (1430-1516).

Джованни Беллини (Giovanni Bellini) стал признанным мастером при жизни, имел множество престижных заказов, однако его творческая судьба, равно как и судьба его важнейших произведений, плохо документирована и датировка большинства картин приблизительна.

К раннему периоду творчества художника относят несколько Мадонн, одна из них «Греческая мадонна» из Галереи Брера (Милан) украшала Дворец дожей, а в Милан попала "благодаря" Наполеону. Другая тема его творчества - Оплакивание Христа или Пьета, прочтение художником этой сцены стало прототипом целой серии картин с полуфигурой мёртвого Христа, возвышающейся над саркофагом.

Между 1460 и 1464 годами Джовани Беллинион участвовал в создании алтарей для церкви Санта-Мария делла Карита. Его работы «Триптих св. Лаврентия», «Триптих св. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества» сейчас находятся в Галерее Академии, Венеция. Следующее крупное произведение мастера - полиптих Святого Винченцо Феррера в соборе Санти Джованни э Паоло, состоящий из девяти картин.

С течением времени, к 1470-м годам, живопись Беллини делается менее драматичной, но более мягкой и трогательной. Это отразилось в росписи алтаря из Пезаро сценами «Коронование Марии». Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Святого Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Следующей крупной работой художника является триптих с Мадонной и святыми Николаем и Петром в соборе Санта Мария деи Фрари.

1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» для церкви Сан Пьетро Мартире на Мурано. Исследователи считают ее поворотным пунктом в творчестве Беллини, первым опытом мастера в области тональной живописи, которая станет основой творчества Джорджоне и других позднейших венецианских мастеров.


Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Екатерины и св. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями.

Джованни Беллини писал и портреты, их немногочислены, но значительны по своим результатам.

Джорджоне (1476-1510).

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (Giorgio Barbarelli da Castelfranco), более известный как Джорджоне (Giorgione) еще один известный представитель венецианской школы живописи родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции.

Творческий путь его оказался очень коротким - в 1493 перебрался в Венецию, став учеником Джованни Беллини. В 1497 появилась его первая самостоятельная работа - «Христос, несущий Крест», в 1504 исполнил в родном городе Кастельфранко алтарный образ «Мадонна Кастельфранко», единственную картину для церуви. В 1507-1508 привлекался к фресковым росписям Немецкого подворья. Умер в октябре-ноябре 1510 года во время эпидемии чумы.

С самых ранних произведений мастера проявляется главная особенность искусства Джорджоне - поэтическое представление о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил, присутствие которых раскрывается не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворённости.

Джорджоне большое внимание уделял пейзажу, который не просто являлся фоном для фигур на переднем плане, а играл важную роль в передаче глубины пространства и создании впечатления от картины. В поздних произведениях Джорджоне полностью определилась главная тема творчества художника - гармоничное единство человека и природы.

Художественно наследие Джорджоне оказало большое влияние на многих итальянских художников, некоторые незаконченные произведения Джорджоне были дописаны после его смерти Тицианом.

Якопо Сансовино (1486-1570).

Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino) - скульптор и архитектор эпохи Возрождения. Родился во Флоренции, работал в Риме, внёс огромный вклад в архитектуру Венеции.

В 1527 году Сансовино покинул Рим, намереваясь отправится во Францию, но задержался в Венеции. Здесь его взял в оборот Тициан, а подряд на восстановление главного купола базилики Сан-Марко заставил его отказаться от своих планов. Вскоре Сансовино становится главным архитектором Венецианской республики.

Сансовино внёс огромный вклад в архитектуру Венеции. Под его руководством были построены здание библиотеки Библиотека Марчиана на площади Святого Марка, Лоджетта, Церковь Сан-Джиминьяно, Церковь Сан-Франческо делла Винья, Церковь Сан-Джулиано, Фасад Палаццо Корнер на Большом Канале, Надгробие дожа Франческо Веньера в церкви Сан-Сальвадор.


Как скульптор, Сансовино изваял статую Марса и Нептуна, установленные на парадной лестнице Дворца дожей. Умер Сансовино в ноябре 1570 года в Венеции.

Тициан (1490-1576).

Тициа́н Вече́ллио (Tiziano Vecellio) - итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль.

Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

Этот мастер заслуживает много больше чем несколько строк в этой статье. Но у меня есть оправдание. Во первых, я пишу в первую очередь о художниках именно Венецианских, а Тициан - явление не только итальянского, но и мирового масштаба. Во-вторых, я пишу о венецианских художниках достойных, но имена которых может быть даже и не слишком известны широкому кругу, а про Тициана знают все, про него написано много.


А совсем его не упомянуть было бы как-то странно. Картины я выбрал наугад, просто мне понравились.

Андреа Палладио (1508-1580).

Андреа Палладио (Andrea Palladio), настоящее имя Андреа ди Пьетро - венецианский архитектор позднего Возрождения. Основоположник направления "палладианство", как ранней стадии классицизма. В основе его стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Древнего Рима. Вероятно, архитектор оказавший наибольшее влияние в истории архитектуры.

Родился в Падуе, в 1524 году перебрался в Виченцу, работал резчиком, скульптором. Как архитектор работал по всему региону. Познакомился со многими выдающимися памятниками римской античной и ренессансной архитектуры во время поездок в Верону (1538-1540), Венецию (1538-1539), Рим (1541-1548; 1550-1554) и другие города. Опыт и творческие принципы Палладио сложились как в результате изучения Витрувия, так и изучения архитектуры и трактатов архитекторов XV века. С 1558 года Паладио работает главным образом в Венеции.

В Венеции Палладио по заказам Церкви выполнил несколько проектов и построил ряд церквей - Сан-Пьетро ин Кастелло, клуатр церкви Санта Мария делла Карита (сейчас Музеи Академии), фасад церквей Сан-Франческо делла Винья, Сан-Джорджо Маджоре, Иль Реденторе, Санта-Мария делла Презентационе, Санта-Лючия. Фасады современных ему церквей Палладио разрабатывал по примеру древнеримских храмов. Влияние храмов, в плане обычно имеющих форму креста, позже стало его визитной карточкой.

В городе и окрестностях Палладио строил палаццо и виллы. Спроектированное Палладио всегда учитывает особенности окружающей обстановки, строение со всех сторон должно выглядеть одинаково хорошо. Кроме того архитектура Палладио предусматривает портики или лоджии, дающие хозяевам созерцать свои земли или окрестности.


Для раннего Палладио характерны особые окна, которые в его честь обычно называют палладианскими. Они состоят из трёх просветов: большого центрального просвета с аркой сверху и двух маленьких боковых просветов, отделённых от центрального пилястрами.

В 1570 году Палладио издал свои "Четыре книги об архитектуре", которые оказали большое влияние на многих архитекторов по всей Европе.

Пальма Младший (1544-1628).

Джакомо Пальма Младший (Palma il Giovine) извествный венецианский художник при значительно развитой технике, уже не имел таланта своих предшественников. Первоначально работал под влиянием Тинторетто, затем в течение восьми лет изучал в Риме Рафаэля, Микеланджело и Караваджо.

Тем не менее он венецианский художник и его картины украшают палаццо и храмы Венеции, есть они в частных коллекциях и в музеях мира. Лучшими его работами считаются «Христос на руках Пресвятой Девы» и «Апостолы у гроба Девы Марии».

Тьеполо (1696-1770).

Джова́нни Батти́ста Тье́поло (Giovanni Battista Tiepolo) жил и творил уже в иную эпоху, но так же оставил след в культуре Венеции. Тьеполо крупнейший художник итальянского рококо, специализирующийся на создании фресок и гравюр, пожалуй последний из плеяды великих представителей венецианской школы.

Тьеполо родился в марте 1696 года в Венеции, в семье далекой от творчества. Его отцом был шкипер, человек простого происхождения. Ему удалось учиться живописи, искусствоведы отмечают, что наиболее сильное влияние на него оказали мастера Возрождения, в частности Паоло Веронезе и Джованни Беллини.
В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ - картину «Принесение Исаака в жертву».

С 1726 года по 1728 год Тьеполо работал по заказу аристократа из Удине, расписывая фресками капеллу и дворец. Эта работа принесла ему известность и новые заказы, сделав модным живописцем. В последующие годы он много работал в Венеции, а также в Милане и Бергамо.

К 1750 году к венецианскому живописцу пришла общеевропейская известность, и он создал свою центральную европейскую работу - роспись фресками Вюрцбургской резиденции. По возвращении в Италию, Тьеполо был избран президентом Падуанской академии.

Завершал свою карьеру Тьеполо в Испании, куда в 1761 году был приглашен королем Карлом III. Тьеполо скончался в Мадриде в марте 1770 года.

А я завершаю цикл статей о Венеции, ее достопримечательностях и художественных произведений. Очень надеюсь, что в ближайшем обозримом будущем я вновь побываю в Венеции, воспользуюсь своими заметками и с лихвой наверстаю, то что не успел сделать в эту поездку.

Венецианское Возрождение представляет собой обособленную своеобразную часть общеитальянского Возрождения. Оно здесь началось позже, но продлилось гораздо дольше. Роль античных традиций в Венеции была наименьшей, а связь с последующим развитием европейской живописи — наиболее прямой. В Венеции господствовала живопись, которая характеризовалась яркими, насыщенными и радостными цветами.

Эпоха Высокого Возрождения (на итальянском языке звучит как » Чинквеченто») в Венеции заняла почти весь XVI век. Многие выдающиеся художники писали в свободной и жизнерадостной манере Венецианского Возрождения.

Художник Джованни Беллини стал представителем переходного периода от Раннего Возрождения к Высокому. Его перу принадлежит известная картина » Озерная Мадонна » — прекрасное живописное произведение, воплощающее грезы о золотом веке или земном рае.

Ученик Джованни Беллини, художник Джорджоне считается первым мастером Высокого Возрождения в Венеции. Его полотно » Спящая Венера » — одно из самых поэтичных изображений обнаженного тела в мировом искусстве. Это произведение является еще одним воплощением мечты о простодушных, счастливых и невинных людях, которые живут в полной гармонии с природой.

В Государственном Музее Эрмитаже находится картина » Юдифь» , которая тоже принадлежит кисти Джорджоне. Это произведение стало ярким примером достижения объемного изображения не только с помощью светотени, но и использованием приема градации света.

Джорджоне » Юдифь»

Самым типичным художником Венеции можно считать Паоло Веронезе. Его масштабные, многофигурные композиции посвящены изображению пышных обедов в венецианских палаццо с музыкантами, шутами и собаками. В них нет ничего религиозного. » Тайная вечеря» — это изображение красоты мира в бесхитростных земных проявлениях и восхищение совершенством прекрасной плоти.


Паоло Веронезе » Тайная вечеря»

Творчество Тициана

Эволюция венецианской живописи Чинквеченто отразилась в творчество Тициана, который сначала работал совместно с Джорджоне и был близок ему. Это отразилось в творческой манере живописца в произведениях » Любовь небесная и Любовь земная», » Флора». Женские образы Тициана — это сама природа, сияющая вечной красотой.

— король живописцев. Ему принадлежат многочисленные открытия в области живописи, среди которых можно назвать богатство колорита, цветную лепку, оригинальные формы и использование нюансов красок. Вклад Тициана в искусство Венецианского Возрождения огромен, он оказал большое влияние на мастерство живописцев последующего периода.

Поздний Тициан уже близок к художественному языку Веласкеса и Рембранта: соотношения тонов, пятна, динамичность мазка, фактура красочной поверхности. Венецианцы и Тициан заменили господство линии преимуществами цветового массива.

Тициан Вечеллио » Автопортрет» (около 1567 года)

Живописная техника Тицина поражает и в наши дни, потому что представляет собой месиво из красок. В руках художника краски были своего рода глиной, из которой живописец лепил свои произведения. Известно, что к концу жизни Тициан писал свои полотна с помощью пальцев. так что данное сравнение является более чем уместным.

Тициан » Динарий кесаря» (около 1516 года)

Картины Тициана Вечеллио

Среди живописных произведений Тициана можно назвать следующие:

  • » Ассунта»

  • » Вакх и Ариадна»
  • » Венера Урбинская»
  • » Портрет папы Павла III»

  • » Портрет Лавинии»
  • » Венера перед зеркалом»
  • » Кающаяся Магдалина»
  • » Святой Себастьян»

Живописность и чувство о бъемной формы у Тициана находятся в полном равновесии. Его фигуры полны ощущения жизни и движения. Новизна композиционного приема, необычный колорит, свободные мазки являются отличительной особенностью живописи Тициана. В его творчестве воплотились лучшие черты Венецианской школы эпохи Возрождения.

Характерные черты живописи Венецианского Возрождения

Последний корифей венецианского Чинквеченто — это художник Тинторетто. Известны его картины » Битва архангела Михаила с сатаной» и » Тайная вечеря». Изобразительное искусство воплотило Ренессансное представление об идеале, веру в могущество разума, мечту о прекрасном, сильном человеке, гармонично развитой личности.


Якопо Тинторетто » Битва архангела Михаила с сатаной» (1590 год)
Якопо Тинторетто » Распятие»

Художественные произведения создавались на традиционные религиозно — мифологические сюжеты. Благодаря этому современность возводилась в ранг вечности, таким образом утверждая богоподобность реального человека. Основными принципами изображения в этот период стали подражание природе и реальность персонажей. Картина — это своего рода окно в мир, потому что художник изображает на ней то, что видел в реальности.


Якопо Тинторетто » Тайная вечеря»

Искусство живописи опиралось на достижения различных наук. Живописцы успешно осваивали перспективное изображение. В этот период творчество стало персональным. Все большее развитие получают произведения станкового искусства.


Якопо Тинторетто » Рай»

В живописи складывается жанровая система, которая включает в себя следующие жанры:

  • религиозно — мифологический;
  • исторический;
  • бытовой пейзаж;
  • портрет.

В этот период также появляется гравюра, и важную роль играет рисунок. Произведения искусства ценятся сами по себе, как художественное явление. Одним из самых главных ощущений при их восприятии становится наслаждение. Качественные репродукции картин эпохи Венецианского Возрождения станут прекрасным дополнением интерьера в .



Рассказать друзьям