Виды групп, структура и их функция. Психология групп

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ежедневно каждый человек, независимо от возраста, предпочтений, интересов, и уровня жизни контактирует с другими людьми на работе, учебе, в среде родственников, друзей, знакомых, а порой и незнакомых людей. Формируются различные отношения, социальные связи, контакты. Люди объединяются в группы по интересам, профессиональной специализации и иным признакам. Так или иначе общение с другими людьми непосредственно влияет на становление личности и определение места конкретного индивида в социальной деятельности. Знание определенных психологических основ формирования коллективов может помочь человеку определиться с выбором своего окружения. Профессионалам-психологам такая информация необходима для создания благоприятных условий в рабочем коллективе, а руководителю поможет эффективно организовать кадровые назначения, контролировать межличностную деятельность работников. Сегодня мы поделимся информацией о том, какие существуют виды малых групп и в чем их особенности.

Что такое малая группа в психологии?

В психологии малой группой принято называть объединение небольшого количества людей, у которых есть единое связующее для всех участников звено, имеются какие-либо общие социальные связи и совместная деятельность. Такие совокупности формируются в каждом коллективе. Виды малых групп в социальной психологии различают по способу формирования: искусственным или естественным путем.

Над вопросом о том, какое же количество участников должно быть в таких небольших объединениях, дискутируют психологи и социологи во всем мире. Одни специалисты утверждают, что для создания малой группы достаточно двух человек. Другие тем временем считают, что виды отношений в малой группе, состоящей из диады (двух человек), совершенно иные, они имеют свои особенности, отличные от признаков небольшого объединения людей. Поэтому сторонники такого предположения доказывают точку зрения о том, что минимальное количество участников в малом коллективе должно составлять 3 человека.

Еще больше споров возникает по поводу максимального количества людей в малых группах. В работах разных исследователей можно обнаружить число 10, 12 и даже 40. В трудах известного психиатра Джекоба Леви Морено, который активно занимался групп, обозначено максимально допустимое количество участников малой группы. По его мнению, оно составляет 50 человек. Но оптимальным считается формирование объединения из 10-12 участников. Отмечено, что в коллективах с большим количеством людей чаще происходят расколы, тем самым образуются новые виды малых групп.

Отличительные признаки

Чтобы определить собрание небольшого количества людей как малую группу, необходимо присутствие определенных отличительных черт:

  1. Регулярные встречи участников.
  2. Формирование единой цели, задач.
  3. Общая деятельность.
  4. Наличие структуры, определение лидера, руководителя.
  5. Определение роли и сферы деятельности каждого участника.
  6. Формирование внутренних межличностных отношений в группе.
  7. Образование правил, традиций, норм внутри малой группы.

Естественное формирование малой группы

Практически всегда в больших коллективах происходит непреднамеренное деление участников на более мелкие по численности объединения. Понятие и виды малых групп, которые образовались естественным путем, определяются с помощью анализа отличительных черт и признаков. Разделяются люди по интересам, предпочтениям, жизненной позиции, и прочему. Такие объединения называются неформальными.

В каждой среде имеются свои особенности деления участников коллектива. Это следует учитывать руководителям и организаторам таких сообществ, так как формирование малых групп влияет на трудоспособность и общую атмосферу в коллективе. Так, например, для организации эффективной учебной деятельности в детском коллективе следует учитывать, что состав неформально созданных малых групп изменяется буквально ежедневно, меняются статусы и роли участников. Такие объединения могут существовать, находясь под руководством взрослого лидера. В среде детей различного возраста руководитель должен завоевать безупречную репутацию.

В профессиональных неформальных коллективах для организации успешной деятельности также должен быть разумный руководитель. Бесконтрольные объединения работников в разные виды малых групп иногда могут негативно отражаться на работе компании. Обобщить людей способно недовольство участников руководством, условиями труда и прочим, что приведет к страйкам, массовым увольнениям. Поэтому в больших компаниях, где уделяется время и выделяются средства на психологию кадров, работает штатный психолог. Одной из задач такого специалиста является выявление объединений работников в коллективе и определение их направленности, деятельности. При правильном подходе такие группы можно использовать для улучшения эффективности работы компании.

Формальная группа

Выделяют формальные виды малых социальных групп. Особенностями такого коллектива является то, что люди объединяются не столько по желанию и предпочтениям, сколько по необходимости, статусу и профессиональной квалификации. К формальным малым группам можно отнести, например, объединение руководящего состава компании.

Одновременно могут образовываться, существовать и взаимодействовать формальные и неформальные виды малых групп в организации. Перед руководителями и психологами стоит задача реализации деятельности таких коллективов в общественных целях, для развития компании.

Функции малых групп

Малые группы выполняют важные функции как в развитии и становлении индивида, так и коллектива в целом. Психологи выделяют следующие функции, которые являются идентичными, независимо от того, какие виды малых социальных групп существуют в конкретном объединении людей:

  1. Социализация личности. Начиная с самого младшего возраста человек учится взаимодействовать с окружающими людьми, формируются предпочтения и взгляды, характер, место в социуме.
  2. Экспрессивная функция заключается в определении конкретного индивида в малой группе, его места в ней. Таким образом формируется уровень самооценки, личностные профессиональные качества, реализовывается необходимость человека в поощрении и одобрении.
  3. Инструментальная функция позволяет индивидууму осуществлять выбранную деятельность.
  4. Функция психологической помощи заключается в оказании поддержки участникам во время преодоления жизненных и профессиональных трудностей. Были проведены исследования, которые показали, что участники малых групп обращаются за помощью к соратникам даже чаще, чем к родственникам. Объяснить такое явление можно тем, что индивид не желает травмировать и нагружать своими проблемами близких людей. В то время как участники небольшого коллектива могут выслушать, дать совет, но не принимать близко к сердцу информацию, оставляя нетронутым личное пространство индивида.

Виды и функции малых групп зависят от выбора задач и целей, направленности общественной деятельности таких объединений.

Классификация малых групп

По каким признакам классифицируется малая группа? Виды малых групп, характеристика их деятельности определяются с помощью анализа определенных показателей.

Точного разделения таких социальных ячеек не существует. Психологами разработаны лишь рекомендации по классификации таких коллективов. Ниже представлена раскрывающая виды малых групп таблица.

Структура

Виды и структура малой группы тесно взаимосвязаны. В зависимости от того, какой образовался вид малого объединения, формируется внутренняя структура сообщества. Она представляет собой внутренние коммуникационные, социальные, эмоциональные и психологические связи между индивидами-участниками. Классифицируют структуру следующим образом:

  1. Социометрический тип основывается на межличностных предпочтениях и антипатиях.
  2. Коммуникативный тип определяется потоком информации внутри группы, способом общения между участниками.
  3. Ролевая структура заключается в распределении положений и вида деятельности между членами малой группы. Так, группа делится на тех, кто принимают решения, и тех, которые выполняют и поддерживают действия.

Взаимоотношения участников малых групп

Проблеме межличностных отношений в кругу небольшой группы людей посвящено много психологических и социальных трудов, исследований, экспериментов. Обобщив знания, можно выделить следующие виды отношений в малой группе: формальные и неформальные. В первом случае сотрудничество четко регламентируется законодательными актами: есть начальник и подчиненные.

Во втором случае все намного сложнее. Тут, благодаря личным качествам, определенный индивид становится группы. Такие отношения ничем не регламентируются, кроме как симпатией других членов малого коллектива. Такая позиция оказывается нередко достаточно неустойчивой: возможно наличие сразу нескольких лидеров, полное отсутствие такового, конкуренция между участниками, нежелание принимать выдвинутую роль и другие проблемы в коммуникации и распределении социальных ролей.

Не стоит недооценивать роль Нередко такие союзы приводят к изменениям в формальных кругах лидеров.

индивида в малой группе?

Каждый человек в обществе, а в коллективе в частности, имеет свой определенный статус. Для того чтобы определить его, необходимо ответить на вопрос: кто есть этот человек? При рождении могут быть присвоены, например, раса и пол. Статус может быть приобретенным или достигнутым, например, доктор или философ.

Определить статус индивида в группе можно с помощью социометрических методов. В учебных учреждениях, организациях работников часто проводятся опросы, в которых задаются вопросы о личных отношениях одних участников группы к другим. Проводятся чаще всего в виде карточек-опросников, или заполняется матрица, где шкалой служит указание уровня симпатии к другому человеку. Например, просят назвать одноклассника, который пользуется наибольшим авторитетом в классе. На основе полученных ответов с помощью специально разработанных ключей определяют неформальных лидеров, исполнителей и другие статусы участников.

При выборе средств и методов психологических исследований в коллективе специалистам крайне важно для достоверности полученных результатов учитывать, какие виды малых групп принимают участие в опросе.

Понятие лидерства в малой группе

Активно проблемой лидерства стали заниматься психологи и ученые еще в начале ХХ века. Почему одни люди могут беспрепятственно руководить другими? Какими необходимо обладать качествами и что нужно для этого делать? К сожалению, до сегодняшнего дня точных ответов на эти вопросы так никто и не дал. Один человек может стать лидером в определенных условиях и в конкретной группе людей, в то время как в другом коллективе он совершенно потеряется и будет выполнять малозаметную роль. Так, например, лидер спортивной команды не всегда может достойно проявить себя в группе интеллектуалов. Поэтому лидер - это, скорее, человек, который правильно взвесил свои возможности, определил цели и пути решения задач в конкретных условиях.

Существуют психологические труды, в которых исследуются необходимые личностные качества лидера. Наиболее популярной является методика «большой пятерки» Р. Хогана, в которой указаны 5 наиболее важных черт человека, претендующего на лидерство в коллективе.

Какова же роль лидера в малой группе людей? Несложно сделать вывод, что руководитель - это человек, который при положительных условиях приводит команду к достижению поставленных целей, а при негативных может не только не достичь желаемых группой результатов, но и полностью разрушить ее как таковую.

Управление малыми группами

С целью упорядочивания, реализации задач и целей, усовершенствования, развития и достижения результатов малой группой необходимо управлять. Каким образом можно это выполнить? Независимо от того, какие сформировались виды малых групп, в социальной психологии принято различать несколько стилей руководства:

  1. Авторитарный стиль заключается в выраженном преимуществе лидера перед другими участниками группы, которые оказываются лишь исполнителями.
  2. Либеральный стиль предполагает коллективную деятельность всех и каждого участника группы.
  3. Демократический стиль заключается в том, что лидер направляет участников на определенные действия, согласовывая и обсуждая процессы с каждым участником.

Подводя итог, можно отметить, что виды малых групп в психологии - понятие неточное, изменяющееся под действием внешних факторов и условий. Но руководителю любого вида коллектива следует внимательно относиться к формированию как формальных, так и неформальных внутренних объединений. Так как такие группы при правильном целенаправленном подходе могут обеспечить развитие всего коллектива, привести к усовершенствованию работы и эффективной реализации задач.

Понятие группы — одно из основных в социальной психологии.

На определенных этапах развития личности одной из ведущих была потребность в принадлежности к группе. В то же время в процессе развития групповой сплоченности группа вступает в конфликт с индивидуальностью, выступая для нее как тормозящий момент в развитии.

Изучая вопрос о роли группы в развитии личности, важно подчеркнуть, что на определенных этапах группа является необходимым условием развития личности. А. Маслоу и ряд других авторов подчеркивают, что в подростковом и юношеском возрасте потребность в принадлежности к группе — одна из ведущих в развитии личности .

Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп, человек, скажем, одновременно может заниматься туристской деятельностью, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять при этом функции матери или отца семейства. В каждой из групп человек занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволит им ожидать от него определенного поведения.

Человек может быть одновременно членом нескольких групп, и степень его участия в группе различна. Это свойство группы подчинять себе личность, "поглощать" ее, подчеркивал известный польский исследователь Я. Щепаньский. Он считал, что такие группы, как ордена, некоторые политические группы, военные и пр., почти целиком поглощают личность членов, оставляя им очень малую личную сферу, либо подчиняют себе также и их роли, исполняемые в других группах. Но чаще всего принадлежность к группе охватывает только некоторые черты личности, и только определенный объем всей жизненной активности человека растрачивается в рамках одной группы.

Группа представляет собой относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Обязательными элементами любой группы являются цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда.

Можно выделить несколько основных признаков социальной группы. Первый признак — наличие интегральных психологических характеристик, включающих общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, установки, которые формируются по мере развития группы.

Интегральные характеристики обусловливаются особым состоянием, возникающим при взаимодействии людей. Единодушие членов группы в значительной степени определяется общественным мнением.

Мнения конкретных людей могут существенно расходиться с общественным мнением. Социальный контроль существует в каждой группе, и он также обусловливает формирование и развитие интегральных психологических черт группы.

Второй признак социальной группы — наличие свойств группы как единого целого. Социальная группа имеет композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции, социальный контроль.

Композиция представляет собой совокупность свойств группы, важных качеств ее целостности. К ним могут относиться численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы. Структура группы рассматривается с позиции функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также на основе межличностных отношений в ней.

При анализе группы необходимо дать характеристику состояния формальных и неформальных отношений ее членов. Неформальные отношения определяются чувствами, которые участники взаимодействия испытывают друг к другу, а формальные — обязанностями и правами членов группы, обусловленными деятельностью и целью группы.

К групповым процессам относятся динамические, меняющиеся показатели группы. В группе важную роль играют психологические и организационные процессы сплочения: лидерство и руководство. Различаются уровни развития группы, например, стадии развития коллектива. Любые изменения в социальной группе, ее деятельность, общение, отношения членов группы — являются групповыми процессами. Третьим признаком социальной группы выступает способность людей к согласованным действиям. Это основной признак, поскольку именно единство обеспечивает необходимую общность действий членов группы. Степень согласованности действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, лидера группы.

Еще один признак группы — осознание людьми принадлежности к группе, который лежит в основе самоопределения личности.

Важным признаком группы является наличие группового давления, которое заставляет человека строить свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Результатом такого давления может быть конформизм — осознанное внешнее согласие с мнением группы при внутреннем расхождении с ним. Конформизм как морально-политическое явление есть осознанное изменение собственных оценок под давлением мнения группы. Исследования американского психолога С. Аша показали, что три четверти людей хотя бы однажды показали конформизм, а его стабильное проявление наблюдалось в 37% случаев.

Еще одним признаком группы выступает установление определенных отношений между ее членами.

Для построения типологии групп используют такие признаки, как количество человек в группе, общественный статус, уровень группы. По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по характеру взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства.

По количеству человек выделяют большие группы, малые и микрогруппы . Микрогруппы включают в себя три или два человека. Несмотря на малое количество членов, данные группы все же обладают определенными характеристиками социальной группы. В них преобладают неформальные отношения. К основным признакам этих групп можно отнести чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.

Малая группа — основная социальная среда человека. В ней лично знают друг друга. Все наиболее существенные социальные группы в жизни человека — малые группы. Малую группу часто обозначают как первичную. Она в наибольшей степени влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется ценностями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает как референтная, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, определяющим нормы. Группа при этом представляет собой источник социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные функции: нормативную и сравнительную. Референтная группа может выступать лишь как воображаемая общность. Но она все равно способна определять особенности его поведения. Некоторые социальные группы могут обладать временной референтностью, которая затем проходит.

Группы могут быть также условными или реальными.

Условные группы людей объединяются по определенному признаку, выделенному исследователем (возраст, пол, профессия и др.). Реальные группы — это группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени и связанные между собой определенными объективными взаимоотношениями.

Одним из важнейших оснований для классификации групп выступает характер организации, регулирующий взаимодействие членов группы. По этому основанию выделяются следующие реальные контактные группы: номинальная, ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив.

Номинальные группы (конгломераты) — это неорганизованные или случайно организованные группы. Сюда относятся: зрители в театре и кино, случайные члены экскурсионных групп и т. д. Объединение в группы добровольное, временное и определяется сходством интересов.

Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация — группа, отличающаяся реально и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Межличностные отношения и общение в ней носят прежде всего сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнению конкретной задачи в том или ином виде деятельности.

Корпорация — это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки. В этом случае у группы появляется корпоративный дух, который проявляется в противопоставлении группы другим группам, в стремлении осуществлять свои групповые цели.

Динамика группы и коллектива

Высшей формой организованной группы считается коллектив. Коллектив — это группа людей, представляющая собой часть общества, объединенную совместной деятельностью, подчиненную целям этого общества. С этой точки зрения можно рассматривать и коллектив туристской фирмы.

К числу характеристик, определяющих уровень развития группы или коллектива, можно отнести следующие: совместимость, сплоченность, сработанность, направленность, самоорганизованность.

Совместимость — это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимальную удовлетворенность партнеров друг другом при достаточно высоких энергетических затратах и значительной взаимной идентификации. Различают психофизиологическую и социально-психологическую совместимость.

Сработанность — это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимально возможную успешность (в совместной работе) при минимальных энергетических затратах (на деятельность, взаимодействие) на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной работой и высокого взаимопонимания. Сработанность — результат взаимодействия конкретных людей в конкретной деятельности. В туристской группе тоже существует сработанность, которая проявляется в момент каких-либо совместных усилий: борьба с течением при гребле, преодоление горных хребтов в связке и т. д.

Сплоченность — это характеристика единства, взаимосвязанности индивидов. Она предстает как динамическая характеристика развития внутри групповых связей, которые нужно изучать на трех уровнях: эмоциональной привлекательности, ценностно-ориентационного единства, устойчивости к деструктивным (разрушающим) воздействиям.

Группы также рассматривают по их отношению к обществу: позитивному — просоциальные, либо негативному — асоциальные. Любой коллектив — это хорошо организованная просоциальная группа, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным (например, хорошо организованная группа преступников). Социальная группа обусловлена взаимодействием двух тенденций — интеграции и дифференциации. Интеграция направлена на противодействие конфликтам и ситуациям, которые угрожают существованию группы как единого целого. Дифференциация — на специализацию взаимосвязей членов группы, основанную на различии их ролей. Поэтому функционирование и развитие группы носит противоречивый характер. Последовательное изменение группы возможно как от низкого к более высокому уровню развития, так и, наоборот — от высокого уровня развития до простой ассоциации.

Важное социально-психологическое явление в жизни группы — лидерство, проявляющееся в преимущественном воздействии одного члена группы (или коллектива) на других. Выделяют следующие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя. Велика роль лидера в туристской группе. Очень важно, чтобы руководитель группы (официальное лицо) был лидером. Это влияет на степень и уровень сплоченности группы, психологический климат в ней, взаимоотношения в группе людей разного возраста, пола, профессии, национальности и т. д.

Во многих исследованиях делались попытки выявить качества личности, свойственные лидеру. По-видимому, установление между человеком и группой людей тех или иных отношений власти зависит от внешних обстоятельств, а иногда и просто от случая. Очень часто такие отношения связаны со способностью человека, имеющего доступ к определенным ресурсам или обладающего определенными качествами, обратить на себя внимание в тот момент, когда группе потребуется руководство ее деятельностью.

Властные отношения в группе в значительной степени обусловлены теми социально-психологическими ролями, которые должны выполнять члены группы.

Роли — это ожидаемое поведение, система прав и обязанностей, вытекающих из объективных потребностей общества. Роль матери в современном обществе связана с любовью и заботой по отношению к детям. Детей балуют, отдают им все самое лучшее. Но никто не ожидает таких действий от начальника на работе. Его социальная роль иная.

Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно. Обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями и характером образования. В процессе социализации ребенок приобретает качества, нужные для ролей, предполагающих власть или, наоборот, требующих подчинения. Известны пять типов социальной власти, которые с раннего возраста испытывает на себе каждый: власть вознаграждения, принуждения, эксперта, авторитета и власть закона.

Важнейшая проблема психологии — развитие социальной группы. Эта проблема часто решается в связи с уровнем развития коллективности. В любой группе отношения развиваются в двух аспектах — коллективизма и индивидуализма.

Коллективизм предполагает приоритет общественного над индивидуальным, а индивидуализм абсолютизирует позиции отдельного индивида.

Идея коллективизма была разработана в отечественной науке А. С. Макаренко. Развитие коллектива зависит от динамики деятельности и отношений, согласованности действий, единства требований к членам коллектива.

Первая стадия развития коллектива характеризуется предъявлением требований только со стороны его руководителя. Это довольно низкий уровень группового сплочения. Люди еще не готовы к общим действиям и групповые нормы пока еще не выработаны.

Вторая стадия вызвана развитием социальных отношений. Формируются групповые нормы и действия. Все большее количество людей способны к согласованным действиям. Требования руководителя поддерживаются наиболее активными членами группы. Создается социальный актив, лидерство.

На третьей стадии в коллективе достигнута согласованность действий всех членов группы. Групповые нормы и действия выработаны. Ожидания, нормы и санкции становятся общими для всех членов коллектива. Социальный контроль со стороны лидера снижается.

Но третья стадия не означает застоя в коллективе. Коллектив защищается от застоя новыми способами деятельности, идеями развития, предложенными его членами, существованием так называемых зон неуправляемости, и новыми целями коллектива в соответствии с развивающимися потребностями людей.

В коллективе формируются явления, свойственные только совместной жизни людей. Одно из них социальная фасилитация — социальное облегчение эффективности деятельности и саморазвития каждого члена коллектива. Обучение в группе намного эффективнее, чем индивидуальное. Но отношения в группе должны быть доброжелательными.

Социальная ингибиция означает, что деятельность и развитие членов коллектива блокируются неблагоприятным влиянием слаборазвитой группы.

Теория коллектива, основные идеи которой были заложены Макаренко, развиты в работах таких известных отечественных педагогов и психологов, как Л. И. Новикова, Т. Е. Конникова, Т. Н. Мальковская, И. П. Иванов, В. А. Караковский, А. В. Петровский, Р. С. Немов. Она может иметь самое широкое применение не только в педагогике, но также во всех сферах управления, в бизнесе, семейной жизни во всех случаях, где функционируют социальные группы.

Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

42. Структура малой группы

42. Структура малой группы

Под структурой группы понимается совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.

В социальной психологии имеются различные подходы к пониманию структуры малой группы.

Социометрическая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержениях, известных по результатам социометрического теста Д. Морено . Социометрическая структура группы строится на эмоциональных отношениях симпатиях и антипатиях, феноменах межличностной привлекательности и популярности.

Основные характеристики социометрической структуры малой группы:

1) характеристики социометрического статуса членов группы – положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений;

2) характеристики взаимных, эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы;

3) наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними;

4) социометрическая сплоченность группы – отношение числа взаимных выборов и отвержений к числу максимально возможных.

Структура межличностных выборов и отвержений в группе представленная графически называется групповой социограммой .

Коммуникативная структура малой группы – это совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков циркулирующих в группе.

Основные характеристики коммуникативной структуры группы:

1) положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации);

2) частота и устойчивость коммуникативных связей в группе;

3) тип коммуникативных связей между членами группы:

а) централизованные – все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, играющего ключевую роль в организации обмена информации и взаимодействия (фронтальная, радиальная, иерархическая);

б) децентрализованные – отличаются коммуникативным равенством всех участников (круговая, цепная, полная).

Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.

При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются:

1) роли, связанные с решением задач:

а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;

б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;

в) координатор – координирует деятельность членов группы;

г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям;

д) оценщик – оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;

е) погонщик – стимулирует группу;

2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:

а) вдохновитель – поддерживает начинания других;

б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;

в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;

г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы;

д) ведомый – пассивно следует за группой.

Анализ ролевой структуры малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия.

Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния.

Слагаемые структуры социальной власти:

1) роли властвующих – выражаются в директивном воздействии на статус и поведение подчиненных;

2) роли подчиненных – выражаются в повиновении и зависят от ролей властвующих.

Основной характеристикой структуры социальной власти и влияния формальной группы является официально закрепленная система связей, лежащая в основе руководства группой, неофициальной группы – феномен лидерства.

Из книги Секс в семье и на работе автора Литвак Михаил Ефимович

7.2. Структура рабочей группы На рис. 6, который заимствован мною у Э. Берна, показано, что рабочая группа имеет большую наружную границу. Что такое большая наружная граница? Это класс, где проходят занятия, помещение, где расположена клиника, забор, который не позволяет

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора

ЛЕКЦИЯ № 11. Проблематика малой группы в социальной психологии Малая группа – немногочисленная по составу группа, участники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения

автора Мельникова Надежда Анатольевна

26. Методы оценки межличностных отношений в малой группе Выделяют три основных направления в исследовании малых групп:1) социометрическое;2) социологическое;3) школа «групповой динамики». Американский психолог Д. Морено, рассматриваясовокупность эмоциональных

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины - наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными

Из книги Психологический климат туристской группы автора Линчевский Эдгар Эмильевич

Из книги Психология управления: учебное пособие автора Антонова Наталья

Ролевая структура туристской группы Любая совместная деятельность требует разделения функций между участниками.Существует двоякое распределение ролей в туристской группе. Прежде всего, различают роли, обеспечивающие жизнедеятельность группы и достижение ею основных

Из книги Технология ведения тренинга: Теория и практика автора Фопель Клаус

4.3. Управление малой группой в организации

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег

2.4. УСЛОВИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ Чтобы реалистично оценивать шансы конкретного участника на успех и помогать ему в случае необходимости, ведущий должен иметь представление о важнейших факторах социальной структуры своей группы. Тогда он

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

Из книги Социальная психология автора Овсянникова Елена Александровна

55. Эффективные способы управления малой группой Современные способы управления базируются на различных теориях мотивации Условно все эти способы можно разделить на материальную и нематериальную стимуляцию.Способы материальной стимуляции:1) оплаты труда по

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

2.2. Определение малой группы и ее границы В словаре по психологии малая группа определяется как: относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами.Ясное на первый взгляд определение на самом деле может

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег

2.3. Динамические процессы в малой группе Исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой «статики» группы: определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально-психологического анализа является

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Группа – это общность людей, объединенных на основании некоторых общих признаков, относящихся к осущетсвляемой или совместной деятельности.

Группы бывают:

Большими (могут быть стихийными и устойчивыми) и малыми, от двух человек и более

Условными и реальными.

Реальные группы делят на: * малые и большие, * официальные и не официальные, * устойчивые и ситуативные, * организованные и стихийные, * контактные и неконтактные

Малой групп - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав) , структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы.

Структура группы:

  1. Формально-иерархическая (пирамида)
  2. Социометрический подход Морено – неформальная структура

Выделяют: альфа-члены (звезды), бета-члены (эксперты), гамма-члены (рядовые), пэ-члены (оппозиция), омега-члены (изгои).

  1. С позиции власти

Законная (лигитимная)

Незаконная (нелигитимная)

* харизматичная власть

* власть эксперта (знания)

) власть, основанная на наказании

) власть, основанная на поощрении

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

Социальные классы;

Различные этнические группы;

Профессиональные группы;

Возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Функции групп:

  1. Защитная
  2. Социальной идентичности (идентификации)
  3. Самооценивания
  4. Необходимость подчиняться групповым нормам и лидеру.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Становление психологии как науки

В научном употреблении термин психология появился впервые в в.. психология это наука о психике и психических явлениях.. основных класса психических явлений психические процессы психичсекие состояния психические свойства личности..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Становление психологии как науки
4 этапа выделяют. 1 этап: Психология как наука о душе - > наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Нач. – около 2 тыс. лет тому назад. 2 основн

Роль и место психологии в системе современных наук
Психология и философия. Философско-психологичсекие проблемы: проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природа высших форм человеческого мышлени

Основные отрасли психологичсекой науки
Отличие отраслей – комплекс проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Делят: Фундаментальные (общие) – имеют общее значение для понимания различных и

Человек, как объект научного познания
Ананьев выделял в системе человеказнания 4 основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Индивид – это человек как единичное природное существо, представител

Понятие о психике. Основные этапы развития психики
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляци

Основные методы психологичсеких исследований
Объективны Субъективные Субъективные методы – основываются на самооценке или самоотчете испытуемых, а также мнении исследователей. -

Физиологические основы психики человека. Связь психики и мозга
Нервная система человека состоит из двух отделов: центрального и переферического. ЦНС состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг – из переднего, среднего и заднего мозга.

Развитие психики животных. Концепция Леонтьева-Фабри
В отечественной психологии давно утвердилось мнение, что поведение животных по своей сути является инстинктивным поведение. Инстинктивное поведение – это видовое поведение, одинаково направленное у

Психомоторика. Писхофизиологичсекие основы организации движений
Деятельность – это очень сложное и многоаспективное явление. Данное явление существует благодаря единству психических и физиологических процессов. Связь различных психических явлений с дви

Структура и механизмы неосознаваемых психических явлений
Неосознаваемый процессы – это процессы или явления, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. 3 класса: 1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий

Психофизиологическая проблема в психологии
Между психикой и мозгом существует определенная взаимосвязь. Как соотносятся физиологические и психические процессы? Р.Декартом, считавшим, что в головном мозге имеется шишковидная железа,

Общая характеристика и основные положения теории деятельности
Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х – нач. 30 хх г. 20 в. Леонтьев. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Иерархи

Понятие об ощущении и ее физиологической основе. Виды ощущений
Ощущение – это психический познавательный процесс, чувственное отображение объективной реальности. Суть – отражение отдельных свойств предмета. Физиологическая основа – деятельнос

Свойства
Качество – характеризующая основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощушений. Интенсивность

Восприятие. Свойства и виды восприятия. Особенности восприятия пространства, времени и движения
Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Основным

Развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе
Теплов: 2-4 месяца – признаки предметного восприятия 5-6 мес. – фиксация взора на предмете, которым оперирует Запорожец: при переходе от преддошкольного к дошколь­ному возрасту по

Представление, виды, функции
Представление - это психический процесс отражения предме­тов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе пре

Общая характеристика внимания. Свойства внимания
Внимание – это направленость и сосредоточенность писхической деятельности на чем-либо определенном. Направленость – избирательный характер и сохранение деятельности на каком то промежутке

Свойства
Устойчивость (способность определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте) Переключаемость (сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой) Отвл

Общие понятия о памяти. Виды памяти
Память – это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Виды. По характеру психической активности: Блонский Двигательн

Речь. Виды и функции речи. Формирование речи у детей
Речь – это процесс общения людей по средствам языка. Язык – это система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Мышление как высший психический процесс. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе
Мышление – это высший познавательный психический процесс; порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Особенности протекания:

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления. Понятие интеллект
Интеллект: (в широком смысле) – глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; (в узком) – обобщенная характеристика умс

Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей
Способности: совокупность всевозможных психических процессов и состояний; 2. высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений навыков, обеспечивающих успешно

Общая характеристика воображения. Виды воображения
Воображение – это психический процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображение протекает в нер

Общая характеристика сознания. Основные свойства и механизмы
Сознание – это высший уровень психичсекого отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. С практической точки з

Деятельность. Общая характеристика деятельности. Роль деятельности в развитии психики человека
Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Побудительная причина – мотив (совокупность внешних и внутренних условий вызывающих активность субъекта и орпеделяющих

Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента
(Теплов) Темперамент – характерная для данного человека совокупность психических обусловленностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и с

Понятие личности. Развитие личности

Общие понятия о характере. Формирование характера
Характер – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Главная

Типология акцентуаций характера и личности
Характер – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Личность

Современные психологичсекие теории личности в зарубежной психологии
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравстве

Современные теории личности в отечественной психологии
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определ

Методы исследования личности в психологии
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравстве

Я-концепция личности и самосознание личности
Понятие Я – концепция родилось в середине XIX века в русле феноменалистической (гуманистической) психологии, представители которой (А. Маслоу, К Роджерс и др.) стремились к рассмотрению целостного

Периодизация возратсного развития человека. Механизмы психического развития
Развитие – (Петровский, Ярошевский) – это закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени. - (Давыдов) последовательные, в целом необратимые количественные и качестве

Особенности психичсекого развития раннего детства
Раннее детство делится на два периода: 1 – Младенчество (от рождения до 1 года). Ведущая деятельность – общение со взрослыми. Новообразования в личностной сфере. 2 – Раннее детств

Особенности психического развития периода дошкольного детства
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Ведущая деятельность – ролевая игра. Новообразования в личностной сфере. Период активного освоения социального пространства. Особенности:

Особенности психичсекого развития школьного периода
Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет). Ведущая деятельность – учебная. Новообразования в познавательной сфере. Главное изменение – это новая система требований. Умение мо

Особенности подросткового возраста
Выделяют два этапа: 1- Подростковый возраст (от 11-12 до 15-16). Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Новообразование в личнсотной сфере. 2- Юношеский (от 15-16 до 17-1

Акмеологический период развития. Период взрослости
Взрослый имеет словесно-логическое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи и др. Отдельные показатели этих функций колеблются, однако существенн

Герентогенез. Особенности периода герентогенеза
Период геронтогенеза - это поздний период человеческой жизни. В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года); старческий возраст - 75-90 лет; до

Общие понятия о направленности. Потребности и мотивы личности
Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность всегда социально обусловленна и формир

Эмоции и особеннсоти их проявления
Эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающих личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Характеристика – субъективизм.

Эмоциональный стресс. Механизмы стресса
Селье Стресс – это неспецефический ответ организма на предъявляемые ему внешние и внутренние требования. Стадии стресса: 1. Фаза тревоги или мобилизации – непосредственная реакция

Воля. Физиологические основы воли. Современные теории воли
Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступко

Адаптации человека и функциональные состояния организма
Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Бернар – постоянство внутренней среды. -> Кэннон – гомеостаз. Гомеостаз – это подвижное равновесное со

Основные этапы становления человека как субъекта труда
Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Климова: 1. Допрофессиональное развитие: * Стадия предыгры (от рождения д

Психологическое сопровождение профессиональной деятельности человека. Профориентация. Профотбор. Психологическое сопровождение деятельности
1. Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio - род занятий и фр. orientation - установка) - система мер, направленных на оказание помо

Функции общения. Виды общения
Общение – это процесс установления, развития и поддержания контакта между людьми. Функции общения: Позновательная (человек усваивает знания и ранее накопленный опыт)

Личностные и межличностные конфликты
Конфликт - «борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей сопе

Структура группы. Психологическая совместимость в группе
Группа – это общность людей, объединенных на основании некоторых общих признаков, относящихся к осущетсвляемой или совместной деятельности. Структура группы: 1. Формально-иерархич

Основные методы психологии
Психодиагностические (направленные на сбор информации) - Объективные методы (тесты интеллекта, эксперименты) - Субъективные (наблюдение, опрос, личностные тесты, направ

Психодиагностика. Основные принципы психодиагностики

Психадиагностика познавательной сферы
Психодиагностика понимается двояко: 1. В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагн

Психодиагностика личности
Психодиагностика понимается двояко: 1. В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагн

Психологичсекое консультирование. Основные принципы. Виды психологического консультирования
Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности

Психотерапия. Основные направления психотерапии
Психотерапия является формальным процессом взаимодействия между двумя группами, каждая из которых обычно состоит из одного человека, но в которых может быть двое или больше участников, преследующим

Психологичсекая коррекция. Принципы и методы психокоррекции
Психологическая коррекция (Психокоррекция) - один из видов психологической помощи (среди других - психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленна

Родители
Диагностика детско-родительских отношений 2. Коррекционно-развивающая работа Дошкольники: - формирование навков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего д

Родители
Детско-родительские собрания в старших классах Образ.процесс-определении образовательного процесса подчеркивается, что на всем его протяжении основной задачей о

Разнообразие групп лучше всего подтверждает, что группы - это активные психологические субъекты социальной реальности. Но с другой стороны, разнотипность групп затрудняет саму возможность выделить в них нечто общее, чтобы дать определение группы.

  • 1. Наличие структуры;
  • 2. Наличие организации;
  • 3. Активное взаимодействие членов группы;
  • 4. Осознание себя членами группы как единого целого, как «Мы» в отличие от всех остальных людей, которые воспринимаются как «Они».

Таким образом, группа возникает всякий раз, когда, по крайней мере, два человека начинают взаимодействовать друг с другом, выполняя каждый свою роль и соблюдая определенные нормы и правила. Иными словами, группа появляется тогда, когда взаимодействие людей приводит к формированию групповой структуры. Причем не обязательно, чтобы люди находились в тесном, непосредственном взаимодействии. Они могут находиться на большом расстоянии друг от друга, редко, а может быть и никогда не видится друг с другом и, тем не менее, образовывать группу.

Следовательно, любая совокупность людей может превратиться в группу. Справедливо и обратное. Здесь многое зависит от продолжительности, долговременности действия тех факторов, которые приводят к возникновению той или иной группы .

Таким образом, группа - это объединение, сложившееся из двух или более человек, которые с определенной мерой активности взаимодействуют друг с другом.

Структура группы является системой групповых ролей, норм и взаимоотношений членов группы между собой.

Ролевое разделение, как только что было сказано, является характеристикой групповой структуры.

В зависимости от того, какой является группа - формальной или неформальной - ролевое разделение также происходит либо целенаправленно, либо спонтанно. В формальных группах, как правило, роли определяются и предписываются конкретным людям заранее. Типичным в этом отношении является назначение официального руководителя (лидера). Но в любой формальной группе параллельно идет самопроизвольное ролевое распределение. Так, довольно часто наряду с формальным руководителем в группе появляется неформальный лидер, обладающий, тем не менее, даже большим, чем формальный руководитель, влиянием.

По мнению исследователей, людям, как, впрочем, и почти всем приматам, свойственна тенденция организовываться на основе статусных различий и статусной иерархии.

Дж. Бергер, С. Розенхольц и Дж. Зелдич разработали в этой связи модель, названную теория статусных характеристик, для объяснения того, как возникают статусные различия. Согласно данной теории основанием для неравенства статусов являются те различия, которые имеются у индивидов - членов группы. Авторы полагают, что люди видят и оценивают различия, имеющиеся между ними, и на этом основании создают друг о друге представления. Поэтому статусной может стать любая характеристика человека, отличающая его от других . Так, например, в развитых странах высокий уровень интеллекта, профессионализм и научные достижения являются основанием для высокого статуса в университетах, в то время как в отечественных вузах таким основанием, по нашему мнению, очень часто оказываются бесхребетность, лживость, льстивость, угодничество и т.д.

Необходимо отметить также, что статусные характеристики могут быть как конкретными, так и диффузными. Конкретные характеристики напрямую связаны с теми задачами, которые решает группа. Так, например, если группа выполняет тяжелую физическую работу, то те ее члены, которые обладают большей физической силой, могут иметь в ней высокий статус, т.е. пользоваться в ней уважением и авторитетом.

Диффузные характеристики напрямую не замыкаются на задаче, но, тем не менее, также могут предопределять статус. К таким характеристикам относятся пол, национальность, возраст и т.д. Если, допустим, компания мужчин и женщин выехала в лес на отдых, то распределение ролей, а, следовательно и статус каждого, скорее всего будут зависеть от гендерных стереотипов. Так, например, мужчины, как само собой разумеющееся займутся постановкой палаток, костром и другими «мужскими» делами. А женщины, соответственно, «женскими» - приготовлением пищи, устройством быта и т.п.

Любая группа, даже состоящая из двух человек, предполагает наличие в ней, по крайней мере, двух ролей - ведущего (лидера) и ведомого.

По мере становления группы наряду с процессом формирования ролей и возникновения статусов идет и другой процесс - нормообразование. Групповые нормы играют в жизни ту же роль, что и всеобщие социальные нормы в жизни общества. Причем первые в значительной мере являются отражением вторых.

Нормы группы выступают, с одной стороны, правилами поведения для членов группы, а с другой - выражают их коллективное мировоззрение.

Отсутствие или несоблюдение норм, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия, т.е. состояние безнормности, приводит к хаосу и распаду. Для человекаважно быть уверенным в предсказуемости всего происходящего вокруг. Ведь это дает каждому ощущение стабильности и надежности мира. Цель нормообразования как раз в том и состоит, чтобы закрепить, стабилизировать состояние как группы в целом, так и каждого ее члена.

Д. Картрайт и А. Зандер выделяют четыре основные функции групповых норм, полагая, что в целом они способствуют самосохранению группы. Нормы:

  • 1. Помогают группе достичь стоящей перед ней цели.
  • 2. Поддерживают жизнедеятельность группы, служат ее сохранению.
  • 3. Создают свою социальную реальность.
  • 4. Определяют способы взаимоотношений с социальным окружением.

Взаимоотношения в группе могут предопределяться либо личными симпатиями и антипатиями членов группы, либо предписаниями и правилами. Второй вариант более характерен для формальных групп.

Предписанные схемы взаимодействия в группах Марджори Шоу называет системой коммуникации. По существу, речь идет о том, как, по каким принципам распространяется в группе информация, какую направленность имеют информационные потоки. От этого зависит успешность или неуспешность группы. Исследовавший эту проблему Х. Левитт выделил пять наиболее типичных внутригрупповых систем коммуникации.

Приведенные схемы коммуникации делятся на два вида: централизованные и децентрализованные. Так, например, «колесо» является наиболее централизованной системой коммуникации. Периферийные члены группы здесь имеют возможность взаимодействовать только с человеком, находящимся в центре. Таким образом, они лишены возможности общаться напрямую. Индивид, находящийся в центре «колеса» обладает всей полнотой контроля - ведь к нему стекается вся информация. Он может делиться ею с периферийными членами, а может и не делиться .

Система «игрек» также жестко централизованная, да еще к тому же иерархическая, т.е. более сложная. В нее могут быть включены сотни, а то и тысячи человек. Такая система коммуникационной сети типична для многих государственных, например силовых, структур. Как и в «колесе», лидирующее положение в «игреке» обеспечивается местоположением человека (или организационного звена) в иерархии. Чем ближе он находится к вершине, тем большей информацией, а значит и властью, обладает.

Более простая система - «цепь», так же относится к разряду централизованных. Главное положение здесь будет занимать человек, замыкающий цепочку.

Система «круг» препятствует появлению доминирующего лица или организационного звена. В группах, где существуют коммуникационные системы «круг» или «перекрестная», которые дают возможность любому члену группы взаимодействовать с любым другим, положение в системе коммуникации не обеспечивает индивиду возможности для доминирования. Здесь все имеют в равной мере доступ к информации. Поэтому в таких системах лидирующие позиции предопределяются не местом в системе, а личностными качествами, умениями, профессионализмом людей, входящих в группу. Другими словами, в децентрализованных системах существует власть авторитета, в то время как в централизованных - авторитет власти.

Центральные позиции в «колесе», «цепи», «игреке» приносят удовлетворение тем людям, которые их занимают. В то же время периферийные позиции людей не удовлетворяют.

Децентрализованные системы дают всем членам группы одинаковые возможности для участия в совместных делах и для контроля. Поэтому членство в таких группах приносит людям больше удовлетворения.

Централизованные системы («колесо», «цепь», «игрек») будут более эффективными, если группа выполняет относительно простые задачи. В этом случае централизация позволяет сделать меньше ошибок и быстрее достичь цели.

Однако когда задача усложняется, тогда централизованная система теряет свои преимущества. Направление всей информации через одного человека, занимающего центральную позицию, отнимает много времени и не дает проявлять инициативу остальным членам группы. При решении сложных задач централизованное взаимодействие становится громоздким и неповоротливым.

Для решения сложных (структурированных, имеющих несколько вариантов решения, многоступенчатых, беспрецедентных и т.д.) задач лучше подходят группы с децентрализованными системами коммуникации .



Рассказать друзьям