Виды историко культурных туристических ресурсов. Культурный туризм и его развитие в рф

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Демина Светлана Андреевна
Казанский государственный университет культуры и искусств


Аннотация
В данной статье рассматривается культурный туризм как важная составляющая региональной культурной политики и развития общества в целом. Рассмотрены некоторые международные культурные проекты и организации их реализующие. Дана характеристика основным типам культурного туризма и обозначены их потенциал и значение для развития регионов и межкультурного взаимодействия.

CULTURAL TOURISM AS ONE OF THE DIRECTIONS OF THE REGIONAL CULTURAL POLICY AND ITS ROLE IN THE SOCIETY DEVELOPMENT

Demina Svetlana Andreevna
Kazan State University of Culture and Arts


Abstract
This article discusses cultural tourism as an important component of the regional cultural policy and development of society as a whole. Some international cultural projects and organizations realizing it are considered. The main types of cultural tourism are characterized and their potential importance for the development of regions and intercultural interaction are identified.

Библиографическая ссылка на статью:
Демина С.А. Культурный туризм как одно из направлений региональной культурной политики и его роль в развитии общества // Политика, государство и право. 2014. № 4 [Электронный ресурс]..02.2019).

В настоящее время в мировом сообществе ясно прослеживаются процессы глобализации и интернационализации, с одной стороны, и роста конкуренции и насыщения рынка однотипными продуктами, с другой. При этом многие исследователи склоняются к мнению, что в плане культуры «глобализация - это тупиковый путь развития человечества» или, по крайней мере, что глобализация, понимаемая как исчезновение национальных государств и унификация культуры, «еще очень и очень далеко».

Меняющиеся условия находят свое выражение во всех сферах общественной жизни. Так, например, на первый план выходит обеспечение соответствия качества политики в целом актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства . В культурной же политике регионов, помимо данных основополагающих изменений, наблюдается рост туристского предложения в целом и развития культурного туризма в частности.

В связи с этим актуализируется проблема создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке, решение которой возможно посредством привлечения внимания к национальному историко-культурному наследию местности. Данная статья представляет собой попытку выявить наиболее существенные факторы развития культурного туризма и, как следствие, формирования положительной репутации региона на туристском рынке.

Культурный туризм имеет большое значение для эффективной реализации задач культурной политики, так как призван служить утверждению идеалов терпимости в обществе, уважению, принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур мира в целом. Это, безусловно, соответствует целям культурной политики в широком понимании, поскольку взаимодействия государственной власти, негосударственных структур, таких как политические партии, религиозные конфессии, общественные объединения, а также личностей или социальных групп направлены, прежде всего, на культурное развитие общества.

Культурные контакты подобного рода осуществляются в серии межкультурных проектов ЮНЕСКО (UNESCO ) и Всемирной туристской организации ЮНВТО (UNWTO ). Среди них также крупные долгосрочные межрегиональные проекты по созданию культурно – исторических маршрутов, как «Великий шелковый путь» и «Невольничий путь», в первом из которых принимает участие и Россия.

Другой ведущей организацией в области культурного туризма является ИКОМОС (I СОМОS ). Согласно документам этого международного совета, культурный туризм представляет собой «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера, посвященный представлению и разъяснению культурной идеи» . Поэтому основной целью деятельности совета служит поддержка идеи и методики охраны памятников и достопримечательных мест.

Деятельность международных организаций, в частности ЮНЕСКО, ЮНВТО и ИКОМОС, по охране и сохранению культурно-исторических мест фактически базируется на принципах Глобального этического кодекса туризма и Хартии туризма. Согласно данным документам, культурный туризм предполагает знакомство с обычаями местного населения, его традиционной и религиозной деятельностью, священными местами и святынями; художественными, археологическим и культурными ценностями – со всеми сторонами культуры, являющимися частью наследия человечества.

Развитие культурного туризма, по сути, невозможно без культурного наследия, поскольку предполагает использование историко-культурного потенциала стран. Историко-культурные ресурсы включают социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Одним из наиболее важных условий массового развития культурного туризма является определенная концентрация объектов культурного наследия. Другим важным фактором служит привлечение внимания к культурному наследию посредством его разумной и творческой организации. К основным методам оценивания культурных комплексов для туристских целей можно отнести расчет времени, которое необходимо затратить для осмотра тех или иных достопримечательностей, выявление наиболее важных для мировой культуры объектов культурного наследия среди имеющихся на определенной территории и проведение сравнительного анализа различных территорий по степени их перспективности и по величине их потенциала в целом .

Следует также отметить, что представление о ценности культурных комплексов может отличаться у специалистов, занимающихся вопросами сохранения, оцениванияи актуализации культурного наследия и у туристов, знакомящихся с ним. Поскольку для туристов важную роль играет, во-первых, доступность объектов культурного наследия, например, наличие удобных экскурсионных маршрутов удобства экскурсионных маршрутов, а во-вторых, уровень общей культуры и образованности туристов и, безусловно, множество других факторов. Именно поэтому основной целью культурной политики в данной области является не только создание благоприятного имиджа региона как такового, но и формирование стабильного положительного и бережного отношения к конкретным объектам культурного наследия на длительное время .

Итак, основной целью культурного туризма служит знакомство с архитектурой, живописью, музыкой, театром, фольклором, традициями, обычаями, образом и стилем жизни людей – культурой и историей страны. Понятия «культурный туризм», «познавательный туризм» в международном туризме объединены этой целью и относятся, скорее, к традиционным. ЮНЕСКО, например, рассматривает культурный туризм как отдельный вид, учитывающий культуры других народов .

Деятельность международных организаций, в частности ЮНЕСКО, ЮНВТО и ИКОМОС, по охране и сохранению культурно-исторических мест фактически базируется на принципах Глобального этического кодекса туризма. Данный кодекс имеет большое значение для историко-культурного потенциала страны, поскольку рассматривает туризм как фактор индивидуального и коллективного совершенствования (статья 2), фактор устойчивого развития (статья 3), деятельность, выгодную для принимающих стран и сообществ (статья 5).

Глобальный этический кодекс туризма, состоящий из десяти статьей, провозглашает право на туризм и на свободу туристских путешествий, в частности: рассматривает обязанности участников туристского процесса (статья 6); права работников и предпринимателей туристкой индустрии (статья 9); право на туризм как «возможность напрямую и лично открывать для себя и наслаждаться достопримечательностями нашей планеты» (статья 7).

Согласно Глобальному этическому кодексу, туризм не только использует культурное наследие, но и вносит существенный вклад в его обогащение. Так в статье 4 подчеркивается бережное отношение к объектам культурного наследия «в целях его защиты и сохранения для будущих поколений». Следовательно, культурный туризм в целом способствует сохранению и процветанию традиционных ремесел, культуры и фольклора и противодействует их стандартизации.

Другим нормативно-правовым актом, затаривающим вопросы взаимосвязи культурного наследия и туризма, является одобренная резолюцией I VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской Организации 22 сентября 1985 года Хартия туризма. Согласно статье VI Хартии, культурный туризм предполагает знакомство с обычаями местного населения, его традиционной и религиозной деятельностью, священными местами и святынями; художественными, археологическим и культурными ценностями – со всеми сторонами культуры, являющимися частью наследия человечества.

При формировании положительного и стабильного имиджа культурно-исторических комплексов большое значение имеет и использование специфики различных видов культурного туризма. Так, в зависимости от специфики и уникальности объектов культурного наследия, можно выделить следующие такие типы культурно-познавательного туризма, как культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-религиозный, культурно-археологический, культурно-этнический, культурно-этнографический, культурно-экологический и другие .

Итак, совмещение отдыха с познанием жизни других народов несет в себе большой гуманитарный потенциал, который включает в себя моральные, духовные, интеллектуальные и художественные аспекты жизни человека . Увеличение числа культурных контактов региона, с одной стороны, способствует распространению информации об историко-культурном потенциале и привлечению потенциальных туристов, а с другой стороны, предполагает рост самосознания народа, повышению интереса к культуре в целом.

Таким образом, представленный выше анализ позволяет сделать вывод о том, что потенциал историко-культурного туризма имеет определяющее значение для успешного осуществления культурной политики в целом, поскольку использование специфики различных видов культурного туризма, в частности, этнографического, культурно-этнического, культурно-религиозного, культурно-антропологического, культурно-экологического, способствует реализации межрегиональных проектов и широкому межкультурному взаимодействию.


Библиографический список
  1. Идиатуллин А.В. Современные социокультурные факторы развития системы высшего образования // Современные научные исследования и инновации. – Ноябрь 2013. – № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/11/28253 (дата обращения: 23.02.2014).
  2. Новгородова Е.Е. Основные подходы к определению понятия «коммуникативная компетентность» // Гуманитарные научные исследования. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5393 (дата обращения: 19.02.2014).
  3. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры // Культурное наследие Российского государства. СПб., 1998.
  4. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: Учебное пособие. – Москва: Советский спорт, 2004 – 128с.
  5. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. – Москва: Финансы и статистика, 2004 – 400с.
  6. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник. – Минск: Новое знание, 2004 – 409с.
  7. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. – Москва – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2007 – 512с.
  8. Биржаков М.Б. Введение в туризм (3-е изд.). – Москва – Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2002 – 320с.

В зависимости от преимущественного использования для туризма в качестве базового того или иного культурного ресурса выделяют разнообразные виды культурного туризма, наиболее распространённые из которых представлены на рис. 2.2 и кратко охарактеризованы в табл. 2.3.

Рис. 2.2.

Туризм наследия (культурно-исторический) обусловлен выраженным интересом туристов к истории и общечеловеческим культурным ценностям. Такой интерес достаточно сильно связан с образовательным уровнем и культурным капиталом туриста, позволяет ему развивать свои идентификационные признаки представителя «культурного» класса.

Он реализует традиционное отношение к культуре как средству просвещения и ориентирован на формальное обучение. Поскольку система современного образования поддерживает эту традиционную парадигму культуры, данный вид туризма сохраняет свои позиции во время путешествий в другие места и страны. Но в последние десятилетия туризм наследия потерял свое лидирующее (а прежде и вовсе исключительное) место в системе культурного туризма.

Туризм наследия, особенно, в своих типичных формах, включая обзорно-ознакомительный туризм, с ярко выраженной базой на ресурсах исторического наследия и экскурсионной формализованной формой познавательной деятельности туриста, имеет определенные проблемы в развитии, которые следует учитывать дестинациям, в которых он является доминирующим.

  • Потребление продуктов культурно-исторического наследия в туризме происходит относительно быстро, в отличие, скажем, от курортных услуг. Если средняя продолжительность пребывания на курорте составляет 10 дней, то даже в наиболее богатых культурным наследием городах, таких как, например, Венеция и Санкт-Петербург, редко превышает 2 дня (в Праге, например, 3-4 дня ), а в небольших культурноисторических дестинациях вообще обычно составляет несколько дневных часов.
  • Достопримечательности культурного наследия, как правило, не генерируют повторных посещений. Замечено, что туризм, базирующийся на историческом наследии, похож на коллекционирование: туристы заранее отмечают места и достопримечательности, которые они «должны» увидеть воочию. Попадание в «коллекцию» туристских впечатлений делает излишним повторный визит, дух коллекционирования влечет к другим местам. Пародокс состоит в том, что чем уникальнее ресурсы наследия, тем меньше шансов стимулировать повторные посещения. Это обусловлено трудно разрешимым противоречием между поддержанием уникальности и связанной с ней известности дестинации и возможностью обновления и расширения предложения продуктов культурного наследия на туристском рынке. Таким образом, дестинации и отдельные достопримечательности культурного наследия могут стать заложниками уникальности, распространяющей «иммунитет» на изменения ожиданий туристов.

Таблица 2.3

Особенности различных видов культурного туризма

туризма

Временной / Культурный фокус

Особенности

Типичные

Туризм наследия, или культурно- историче ский

Прошлое/ Высокая культура. Традиционные бытовая и творческая практика

Реализует интерес к прошлому, к признанным культурным ценностям, находящих выражение в аутентичных «памятниках» (исторических, архитектурных, литературных, художественных) и традициях

Музеи и центры наследия. Исторические сооружения (замки, крепости и др. здания).

Культурные ландшафты (ландшафты поселений, садов, парков, мест, ассоциирующихся с историческими личностями или событиями).

Места археологических раскопок.

Религиозные центры и сооружения.

Обзорный (культурно- ознакомительный, или экскурсионный)

Прошлое, настоящее/ Высокая культура. Традиционные бытовая и творческая практика

Реализует интерес к знакомству с «чужой» культурой для формирования разнообразной картины мира

Досто при меч ател ьн ост и

культурно-исторического

наследия.

Местные традиции. Традиционные события

Арт-туризм

Настоящее/ Высокая и популярная культура

Реализует интересы к современным процессам в сфере художественного творчества

Художественные галереи и выставки.

Театры и драматические, музыкальные представления.

Культурно-креативные

кварталы.

Фестивали искусств. Музеи и события в сфере современного дизайна и моды.

Литературные места. Места съемок фильмов

туризма

Временной / Культурный фокус

Особенности

Типичные

достопримечательности/ деятельность туриста

Событийный культурный туризм

Настоящее и прошлое/ Высокая, популярная, живая культура

Реализует интерес к уникальным культурным ресурсам, использование которых ограничено жёсткими времен - ными и пространственными рамками

Фестивали искусств. Региональные и местные празднования (карнавалы, религиозные праздники, празднование памятных дат и тл.)-

Эстрадные и иные шоу. Премьерные показы. Художественные выставки

Креативный культурный туризм

Прошлое, настоящее, будущее/ Высокая, популярная, живая культура

Реализует интерес к собственному творческому и духовному развитию

Собственная созидательная деятельность туриста в творческой сфере (рисование, музицирование, литературное творчество, прикладное искусство, фото- и кинотворчество и т.д.) и сфере духовного самосовершенствован ия (обучения различным духовным практикам) в областях культуры, развитие которых составляют отличительную особенность дестинации

Экокульту рный туризм

Прошлое, настоящее/ Живая культура

Реализует интерес в формировании нового культурного опыта в форме деятельного участия в осуществлении традиционного уклада жизни места (сохранившегося, реконструированного или современного)

Пребывание в местной семье.

Участие в традиционной досуговой деятельности местного населения. Ведение традиционного уклада жизни на «исторической» ферме

Временной / Культурный фокус

Особенности

Типичные

достопримечательности/ деятельность туриста

впечатлений

Реализует интерес к осмыслению особенностей культуры места и времени через собственный эмпирический опыт , полученный на основе погружения в предложенные обстоятельства

Культурно-креативные

кварталы.

Интерактивные музейные программы.

Местные праздники и фестивали.

Исторические реконструкции

Тематический

Прошлое, настоящее/ Высокая, популярная, живая культура

Реализует интерес к знакомству с одним из аспектов исто - рии и культуры дестинации. Находит выражение в развитии культурных маршрутов на региональном, межрегиональном и местном уровне

Может объединять однотипные и разные по виду культурные ресурсы внутри и вне дестинации, сгруппированные вокруг одной темы

В связи с продолжением тенденции сокращения доли туристов, имеющих специализированный интерес к изучению наследия, на туристском рынке будет расширяться предложение популяризированных форм туризма наследия и продуктов:

  • - обзорно-ознакомительного туризма, который, несмотря на некоторые сдвиги в пользу погружения в атмосферу живой культуры дестинации, по-прежнему базируется на ресурсах культурно-исторического наследия и «прямолинейном» вербально-визуальном способе передачи информации);
  • - культурных продуктов на базе достопримечательностей, построенных на культурно-историческом материале в развитие явления «постму- зейности».

Последнее, в частности, особенно ярко ведет к размыванию границ между культурным наследием и современной культурой и проявляется в широком спектре интерпретаций и тематической «упаковке» прошлого для «посильного» и доставляющего, прежде всего, удовольствие современному массовому туристу опыта приобщения к культуре. Отсюда, наблюдается распространение новых типов достопримечательностей на рынке культурного наследия, в большей или меньшей степени обладающих типологическими признаками культурно-исторического туризма - аутентичностью объектов посещения и «классической» формой потребления - изучением.

Центры наследия получили популярность и широкое распространение в 80-90-е гг. прошлого столетия, представляют собой форму музея, но в отличие от него, они строятся не вокруг коллекций, а вокруг историко-культурных тем (например, Центр наследия шотландского виски). При этом, используются аутентичные объекты, но не как самоценности, а как средства конструирования аутентичности представленного аспекта исторического развития и культуры.

Другое отличие таких центров от музеев состоит в более активном использовании инновационных технологий формирования впечатлений на основе развития интерактивности через стимулирование эмоций, чувств, памяти, провоцирующих понимание и осмысление данной культурноисторической темы обычными людьми. Третье отличие, которое интересно отметить, состоит в том, что центры наследия часто представляют «обычное» прошлое, связанное с местной ушедшей повседневной культурой. Здесь важным ресурсом формирования впечатлений становится узнавание относительно недавнего прошлого, вызывающее сильную эмоциональную реакцию.

Эти черты хорошо иллюстрирует, в частности, пример социо- индустриального парка Бимиш в Англии, который воссоздает образ жизни типичного шахтерского городка перед Первой мировой войной. Время здесь застыло на 1913 г. Жилые дома и здания общественного пользования (магазины, школа, почта, церковь и т.д.), транспорт, а также используемые для осуществления разнообразной бытовой и трудовой деятельности предметы - подлинные артефакты того периода. Более того, в городке поддерживается «жизнь» того времени: работают магазины, пекарни, кафе, транспорт, в церкви идет «служба» в присутствии «прихожан» в костюмах начала века, демонстрируются технологии обслуживания (в магазинах, банках), можно купить реальные продукты, произведенные по прежним технологиям (кондитерские изделия), услышать популярную музыку того времени, заглянуть в шахтерский дом и познакомиться с бытом рабочих семей и т. д.

Центры наследия занимают промежуточное положение между музеями и тематическими парками, базирующимися на ресурсах наследия, и в отличие от последних могут быть включены в список мест, характерных для туризма наследия (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Характеристика новых типов достопримечательностей на базе ю/льтуоно-истооических dccvdcob

Тематические парки. В период с 1990 по 2000 г. численность посетителей таких парков в мире возросла на 80% , и сегодня они наиболее часто посещаемые и доходные туристские достопримечательности .

Парки типа «Мир Диснея» включают «мезееподобные» репрезентации наиболее известных мест со всего мира. Другим примером такого тематического парка может служить «Деревня Назарет» в современном городе Назарет в Израиле, создающая атмосферы места и времени, описанных в библии. Она возникла в результате реконструкции близлежащей деревни первого века и симуляции жизни времен Иисуса Христа на основе воспроизведения архитектуры, ландшафта и повседневного стиля жизни жителей, в том числе путем приглашения актеров для исполнения ролей местных жителей, приготовления типичных кушаний и т.п.

С центрами наследия такие парки связывает тематическое представление культуры и прошлого, а также еще более широкое использование технологий презентации и интерепретации, способных захватывать воображение. Для тематических парков характерным является использование технологии «машины времени», когда с помощью средств воздействия на зрение, слух, ощущения и обоняние посетителей, создается эффект путешествия «назад в прошлое».

Однако, в отличие от центров наследия они используют неаутентичные , симулятивные ресурсы, и основной их функцией является развлечение , стимулирование удовольствия. Это делает их атрибутом современной популярной культуры.

Реконструкции исторических событий - инсценировки известных событий, которые обычно «ставятся» в аутентичных и неаутентичных декорациях исторического места, будь то крепость, улицы исторического городского квартала, место военного сражения или центра наследия или тематического парка). Например, в Нарвской крепости в рамках исторического фестиваля «Нарвская баталия» воссоздается известное событие Русско-шведской войны.

Реконструкции исторических событий могут использоваться как вспомогательный инструмент в рамках музейной практики, «оживляющий» картины прошлого, а могут выступать в качестве самостоятельных культурных достопримечательностей. Для них характерны:

  • - неаутентичность используемых средств;
  • - создание атмосферы события с помощью визуальных, шумовых,

обонятельных эффектов;

  • - игровой характер получения информации о событии;
  • - в значительной степени, развлекательный характер.

Интересно выделить категорию самодеятельных реконструкций исторических событий силами членов исторических клубов разных стран, например Бородинской битвы. Для туристов-участников значительный познавательный потенциал реконструкций реализуется в предварительной подготовке «дома» (рис. 2.4).

Как видно из изложенного выше, одной из заметных тенденций развития туризма наследия становится использование тематической формы его организации, которая приводит к выделению соответствующего вида ту ризма - тематического туризма.


Рис. 2.4.

Тематический туризм. Особенностью тематического туризма является фокусирование восприятия туриста на отличительных характеристиках дестинации в рамках знакомства с одним из аспектов ее истории и культуры. Тематический туризм находит выражение в развитии культурных маршрутов . Культурный маршрут представляет собой совокупность материальных и нематериальных элементов исторических и культурных ресурсов, связанных друг с другом темой и концепцией ее раскрытия в ходе специального маршрута движения.

Такая форма туризма создает следующие условия для его развития:

  • Рост возможности интерпретации достопримечательности в соответствии с интересами посетителей, их культурным багажом. Так, для специализированных культурных туристов тематическая компоновка и интерпретация достопримечательностей позволяет более концентрированно попадать в специальные интересы этой группы туристов (например, «Дворцы и парки Санкт-Петербурга»). В то же время для туристов с общими культурными интересами, совершающими, в частности, обзорно-ознакомительные поездки, тематическое представление культурной специфики дестинации может стать связующим культурным звеном между культурой туриста и незнакомой ему культурой дестинации, облегчить ему интерпретацию культурных особенностей посещаемых мест. Например, тематический маршрут в Греции «Подвиги Геракла» использует тему, знакомую большинству туристов, и это создает у последних значимую связь с посещаемыми местами, которые в противном случае, оставили бы их равнодушными.
  • Расширение предложения продуктов для культурного туризма за пределы традиционной «музейно-соборной» формулы, за счет придания привлекательности других видов наследия, таких как индустриальное, литературное, садово-парковое наследие, гастрономические традиции, мифология и мистика мест и т.д., а также за счет комбинирования разнообразных культурных ресурсов (наследия и современной культуры, музеев и событий и т.д.) под «зонтиком» одной темы. За счет разнообразия турпродуктов можно стимулировать повторные поездки в дести- нацию.
  • Расширение ареала туристских посещений за счет объединения в тематический культурный маршрут достопримечательностей, которые сами по себе не создают достаточной аттрактивности для туристов, культурных достопримечательностей «второго» и «третьего» плана.

Культурные маршруты как тематические туристские продукты могут иметь разный масштаб: от местного до международного (например, культурный маршрут «Романское искусство в Европе»).

Отметим, что тематический туризм может строиться не только на культурно-историческом материале. Более того, многие популярные сегодня направления тематического туризма, такие как индустриальный и гастрономический туризм, органично смешивают наследие и современность, демонстрируя живое продолжение традиций. Кроме того, тематический туризм может строиться как на стационарной, так и событийной составляющей ресурсной базы дестинации. Так, во многих случаях «тематиза- ция» туристского продукта дестинации базируется на праздновании юбилейных дат, связанных с отдельными местами, людьми или событиями. Например, в Нидерландах Национальная туристская организация разработала серию «тематических» лет, связанных с именами известных художников, таких как Ван Гог, Рембрандт. В 2006 году, объявленном годом Рембрандта, Нидерланды посетило около 1 млн иностранных туристов.

Арт-туризм. На рубеже XX - XXI вв. был впервые отмечен сдвиг туристского интереса от достопримечательностей культурноисторического наследия в сторону арт-туризма - туризма, связанного с доминирующим интересом к текущим процессам в сфере художественного творчества, результатам и процессам современного искусства. Диапазон достопримечательностей, представляющих интерес для туристов с соответствующей мотивацией посещения, весьма широк и включает в себя посещение художественных галерей и выставок, драматических, оперных и балетных спектаклей, поп-концертов, фольклорных фестивалей и уличных представлений, студий художников и мастерских ремесленников, культурно-креативных кварталов и мест, ассоциирующихся с известными литературными произведениями или кинофильмами и т.п.

Многие из перечисленных достопримечательностей посещаются и туристами общекультурных интересов в рамках обзорно-экскурсионного туризма, однако для арт-туристов характерно стремление участия в культурных акциях, знаменующих «событие» в искусстве, будь то определенная выставка современного искусства или премьера оперного спектакля, или концерт в рамках фестиваля, или арт-ярмарка и аукцион. Для таких туристов событийный характер посещения предоставляет возможность острее почувствовать дух творчества, продемонстрировать уровень своей «культурной квалификации» в качестве знатока и ценителя, разбирающегося в нюансах тех или иных видов искусства, и разделить этот опыт с кругом единомышленников. Таким образом, арт-туризм в значительной мере пересекается и «накладывается» на событийный туризм.

Например, выставка-ярмарка «Арт-Манеж» в декабре всегда становится главным художественным событием Москвы. На ней представляется широкий диапазон современного искусства, отражающий самые разнообразные художественные взгляды. Имеющая в своей основе задачу организации коммерческого функционирования искусства, она славится отбором высоко качественных художественных продуктов, противопоставленных безбрежному разнообразию предлагаемого сегодня покупателю товара под маркой изобразительного искусства.

Другой отличительной характеристикой целенаправленных арт- туристов является участие в тематических турах, посвященных отдельным аспектам художественно-творческой жизни дестинации, включая места и достопримечательности, связанные с развитием художественных стилей (скажем, стиль арт-нуво (в привычном нам варианте называемом модерном), в архитектуре, прикладном искусстве, костюме и т. д), литературным и кинотворчеством (реально и ассоциативно), являющихся характерной чертой данной дестинации, элементом ее уникальности . Такая форма позволяет туристам более четко реализовать культурные интересы в художественной сфере и оказаться в кругу таких же заинтересованных потребителей.

Кроме того, арт-туризм имеет значительные «пересечения» с эко- культурным, креативным видами культурного туризма и туризмом впечатлений.

Событийный культурный туризм. Многие аналитики оценивают современный этап туризма как «эру специальных событий». Международная ассоцицая фестивалей и событий (The International Festivals and Events Association) оценивает среднюю посещаемость событийной достопримечательности в выходные дни в 222 тыс. человек. Ежегодное число событий продолжительностью от половины до одного дня составляет от 50 тыс. до 60 тыс., а фестивалей продолжительностью 2 дня и более - около 5 тыс.

Растущее значение событий в туризме связано с двумя основными аспектами его развития: технологическим и имиджевым (рис. 2.5).

Технологический аспект развития событийного туризма базируется на способности событий:

  • - организовывать свободное время в наиболее привлекательной для современного туриста форме, в высокой степени обладающей развлекательной и интерактивной ценностью, сопровождающейся высокой плотностью живого человеческого общения (high touch) и, как следствие, мощным потенциалом формирования ярких, надолго запоминающихся впечатлений.
  • - «структурировать» досуг, предоставляя «информационный стимул» его организации в пространстве и времени,
  • - «оживлять» стационарные культурные достопримечательности.

В технологическом аспекте событийный туризм может рассматриваться как сектор отдельных видов культурного туризма, а формирование и использование событий - как инструмент для развития соответствующих видов туризма.

Имиджевый аспект событий состоит в их способности расширения известности дести наци и и создания или развития имиджа дестинации.

Широко распространена оценка событий как новых «строителей имиджа», признающая их доминирование над иными характеристиками городов и регионов для наделения его уникальными отличительными чертами, ассоциирующимися с данным событием, и идентификации мест как туристских дестинаций. Так, Канны ассоциируются, прежде всего, со знаменитым кинофестивалем, а Эдинбург, став за последние десятилетия своего рода фестивальной столицей Европы, получил новый имидж центра развития современного искусства, и для значительной части туристов его имидж, основанный на богатом и разнообразном культурноисторическом наследии, ушел на второй план.


Рис. 2.5.

Как технологический, так и имиджевый аспекты событийного туризма эффективно создают возможности:

  • Сокращать сезонные колебания туристских прибытий и продливать туристский сезон.
  • Увеличивать число туристов, в том числе за счет повторных посещений. При этом важно, что туристы, участвующие в культурном событии, тратят больше денег, чем обычный турист, чаще останавливаются в гостиницах и иных средствах размещения и характеризуются более длительным сроком пребывания в дестинации

Культурный событийный туризм охватывает широкий спектр достопримечательностей, в частности:

  • Фестивали искусств и региональные и местные празднования (карнавалы, религиозные праздники, празднование памятных дат, сбора урожая и т.д.).
  • Развлекательно-зрелищные события (эстрадные и иные шоу, церемонии вручения наград).
  • Рекреационные события, направленные на организацию досуговой деятельности, имеющие в своей основе развлекательные цели, и активно использующие игровую форму вовлечения посетителей, (например, конкурсы «знатоков» в той или иной сфере культурного творчества, рисунков на асфальте, своего рода «массовые мастер-классы» по практическому освоению традиционных ремесел, приготовлению традиционных или национальных блюд и т. п.).

Примеры таких событий многочисленны и весьма разнообразны. К их числу можно, в частности, отнести выставку творческого досуга CREATIVA, проводящуюся в Брюсселе, на которой представлены только экспонаты ручной работы, созданные творческими людьми. CREATIVA отличается от других выставок оригинальностью концепции: «магазин, мастерская, выставка». Изделия можно приобрести, а хозяева, умеющие творчески проводить свободное время, расскажут и покажут, как изготавливают свои маленькие шедевры .

События в сфере искусства (премьерные показы, художественные выставки и другие культурные события данной сферы).

Как видно из приведенной типологии событий, туризм, обусловленный проведением событий, хорошо «вписывается» в иные виды культурного туризма.

С точки зрения туризма важно, что большая часть специальных событий в культурной сфере исторически возникла и организуется в настоящее время для резидентов, именно они являются основными участниками события и доминируют в формировании их доходной составляющей.

Но именно этот аспект, с другой стороны, создает привлекательную для туристов возможность, смешавшись с жителями, получить аутентичный опыт соприкосновения с местной культурной жизнью, с традиционными ценностями и бытовой практикой.

Таким образом, участие в культурных событиях предоставляет возможность формирования непосредственных (т.е. базирующихся на собственном эмпирическом опыте участия) впечатлений о культурных особенностях дестинации. Этот факт делает события важным средством туризма впечатлений, сближает последний с событийный туризмом.

Туризм впечатлении возник как реакция на рост числа туристов, которые ощущают потребность в более активном участии в знакомстве с культурными достопримечательностями на основе вовлечения в процесс восприятии и осмысления культурного материала. Им недостаточно «смотреть и слушать», получать готовую информацию «из вторых рук», они ищут возможность самим формировать значение посещаемых достопримечательностей, используя для этого весь арсенал человеческих возможностей эмпирического восприятия окружающей среды, получая удовольствие от самого процесса. Иначе говоря, получение впечатлений представляет собой интерактивный процесс деятельности туриста и воздействия на него, а его результатом является осмысление туристского опыта в определенных контекстах жизни самого туриста, оформленное субъективными реакциями, наполненное удовольствием, символическими значениями и эстетическими оценками. Собственное участие туриста в знакомстве с дестинацией и стимулирование эмоционально-чувственной сферы человека создают возможность конструирования уникального и запоминающегося «события» в жизни туриста

Выделяют три базовые стратегии формирования впечатлений:

  • Продукто-центричная - связанная с постановкой «спектакля», оказывающего воздействие на эмоционально-чувственную сферу туристов. Здесь туристы играют роль зрителей с разной степенью интерактивности. В Европе, особенно в средиземноморских странах, получили распространение так называемые «свето-звуковые представления», которые включают в себя своего рода радиоспектакль, где актеры на нескольких языках разыгрывают историю, связанную с данным сооружением или местом. Как правило, этот рассказ сопровождается световыми эффектами, фиксирующими внимание и драматизирующими впечатление . Другим примером таких продуктов может служить презентация «Советского бункера» в Вильнюсе, представленная в рамках программы «Литва - культурная столица Европы 2009», использующая технологию «машины времени». Расположенный на глубине 5 метров под землей, этот бункер способен отправить назад во времени - в СССР. Погружаться в то время помогает советская музыка, телевизионные передачи минувших лет. Туристам даже представляется возможность приготовить обед из доступных в те годы продуктов, а также испытать «прелести» допроса КГБ и пройти курс молодого бойца. У этой постановки есть режиссер - лауреат Национальной премии Литвы Ионас Вайткус. Отметим, что у туриста есть выбор: участие в «драме выживания» (2 часа) или обычная экскурсия (40 мин) с разницей в цене почти в 4 раза .
  • Эко-центричная - ориентированная на создание фона для бытовой и деловой (для туристов соответствующей направленности) деятельности туристов, которые какое-то время живут в данном месте, осуществляя обычное потребительское поведение: питаются, отдыхают, развлекаются, покупают, передвигаются. Реализация этой стратегии сопряжена с соответствующим дизайном мест бытовой и деловой инфраструктуры дестинации. Отсюда, их знакомство с культурой дестинации будет складываться в результате посещения ресторанов, увеселительных заведений, общественных зданий (вокзалов), гостиниц, торговых центров, и их архитектура, оформление, музыкальное сопровождение, кухня, стиль обслуживания формируют культурные впечатления. Распространение дизайнерских, арт- и бутик-отелей, ресторанов и кафе; использования площадок торговых центров и аэропортов под организацию художественных выставок; «художественной» подсветки улиц и сооружений городов и насыщения их пространства так называемым «публичным» искусством, включая городскую скульптуру; практика организации уличных представлений свободного доступа и т.д. отражает растущую популярность данной стратегии формирования впечатлений от культурной среды дестинации.
  • Креатив-центричная - ориентированная на реализацию потребностей туристов в творческом самовыражении и духовном развитии на основе их собственной практической деятельности в этих областях.

В настоящее время отмечается сдвиг от «постановочных» эффектов в пользу более активных практик формирования впечатлений.

Отличительными чертами туризма впечатлений являются :

Получение более полного и ценного для туриста представления о дестинации за счет различных форм участия, в том числе за счет погружения в культурную и социальную жизнь местного сообщества;

  • исследование таких аспектов культурной жизни дестинации, которые выходят за рамки программ массового туризма и/или участие в новых формах туристской активности;
  • развитие компетентности туриста в области личных культурных интересов или формирование новых интересов и требуемых для их реализации навыков через обучающие программы;
  • развитие внутреннего духовного мира и получение «духовной подпитки».

Туризм впечатлений, как видно из подходов к его определению и стратегиям реализации, жестко не связан с разными типами культурных достопримечательностей, и может базироваться на любых из них в разных сочетаниях. Он ориентирован на форму деятельности, фокусируется на интересах и ожиданиях туриста и соответствующих им «удобных» интерпретациях культуры дестинации. Таким образом, туризм впечатлений отражает технологический аспект реализации иных видов культурного туризма, и близок, можно сказать, «вбирает» в себя иные виды культурного туризма, такие как тематический, экокультурный и креативный туризм, которые, в определенной мере, конкретизируют отдельные подходы формирования впечатлений, как они здесь понимаются.

  • Нир"//vww.votpusk ги/рпШ/пе^ а5р°п^= 126705
  • 3* Специалисты предсказывают, что в будущем значительно возрастет число людей,которые будут посвящать посещению таких достопримечательностей весь срок своейпоездки.
  • В США насчитывается порядка 600 тематических парков и им подобных достопримечательностей, в 2005 г. число их посещений составило 335 млн (более половинымирового числа), а доходы - 11,2 млрд долл. США (IAAP - International Association ofAmusement Parks and Attractions: U.S. Amuscment/ThcmeParks & Attractions Industry - Attendances & Revenues, http.Y/www. iaapa.org/modules/MediaNews/index. cfm?fu$eaction=Details&mtid=3&iid=1051 2006). В Великобритании и Германии эти показатели составляли в 2005 г. соответственно 65 млн и 35 млн посещений. ((Promoting Cultural Tourism Through ICT - Part1: Historic Towns and Cultural Tourism in the Experience Economy - Concepts and Requirements //Salzburg Research, eCulture Group, 2007.-http://www.salzburgresearch.at/research/gfx/histurban-study_part-l_cultural-tourism_experiences_srfg_gg_20070531 .pdf)
  • В список культурных маршрутов, поддерживаемых Советом Европы, входят разнообразные тематические продукты, охватывающие как исторические и легендарныеличности в Европе (маршруты, посвященные Моцарту, Дон-Кихоту, например), так инаследие предков европейцев (маршруты, посвященные викингам, кельтам), отдельных национальных, конфессиональных и этнических групп (маршруты, посвященныенаследию европейских евреев, цыганам), архитектурным стилям (например, архитектура военных крепостей в Европе), а также индустриальному наследию, современному искусству, событиям и т.д. (см. сайт Европейского института культурных маршрутов: Ьир:/Лууу.си1и1гс-го1Не5.1и/рНр/Го _т
  • 4> Например, германский крупный туроператор Studiosus издает каталог для специализированных туристов, который выходит 6 раз в год и размещает предложение тематических культурных программ посещений. URL: http://www.kultimer.com
  • Так, согласно исследованиям культурного туризма в рамках проекта ATLAS поданным за 2001 г. доля в туристской активности посещения музеев прекратила рост с1997 г., а разного рода памятников сократилась. С другой стороны, посещение художественных галерей, представлений исполнительского искусства и творческих фестивалей возросла (ATLAS Cultural Tourism Project 2002. - http://wyw.tram-research.com/atlas/previous.htm).
  • В последние 10-15 лет отмечается рост интереса к посещению мест, связанных с популярными сериалами и кинофильмами. Так, посещаемость замка Алнвик в Англииболее чем удвоилось за год с 2001 по 2002 г. после выхода первого фильма о Гарри Потере. Для любителей русской литературы и конкретно Ф.М. Достоевского особой притягательностью пользуются маршруты, связанные с местами действия его романов вПетербурге («Преступление и наказание») и Старой Руссе («Братья Карамазовы»).
  • Опыт личного участия (например, путем вовлечения самого туриста в тематичсски-заданную событием форму деятельности, будь то дегустация традиционных блюд,участие в играх и конкурсах по соответствующей тематике, присоединение к карнавальному шествию), непосредственный и неформальный контакт с местным населением значительно повышает удовлетворенность туриста полученными впечатлениямот поездки.
  • Развитие «высоких технологий» (high tech), приводящих к обезличенности контактов в сфере труда и потребления, опосредованных автоматами и механизмами, и дегуманизации среды жизнедеятельности, повышает ценность живого человеческогообщения (high touch) в условиях объединяющей общим интересом деятельности.
  • Современные технологии раздвигают пространственные и временные рамки распространения соответствующей информации в мировом масштабе, а рост доходов, содной стороны, и развитие низкобюджетного высокоскоростного транспорта, с другой стороны, дают реальную возможность воспользоваться ею. http://www.crea venue, сот/
  • Даже Эдинбургский международный фестиваль (более известный как театральный, хотя последний составляет лишь часть фестивальной программы) - одно из крупнейших и известнейших культурных событий в Европе - характеризуется следующимраспределением аудитории: 39% - жители Эдинбурга, 23% - приезжают из другихчастей Шотландии, 24% - приезжают из остальных частей Великобритании и только14% посетителей - это зарубежные туристы. Причем, по результатам опроса туристовв 2004 г. 62% респондентов отметили, что посещение фестивальных мероприятий было единственной целью поездки, а еще 26% отметили, что это было важной причиной(Promoting Cultural Tourism Through ICT - Part 1: Historic Towns and Cultural Tourismin the Experience Economy - Concepts and Requirements //Salzburg Research, eCulturcGroup, 2007. - http;//www,sal7burgresearch.at/research/gfx/histurban-study part- 1 cultural-tourism experiences, .srfg. gg 2007053.1,pdf). Исследование 21 крупных фестивалей в Канале показало, что только от 5 до15% участников события приехали из-за пределов данной территории (Getz, D. Festivals, Special Events, and Tourism. New York: Van Nostrand Reinhold, 1991).
  • В Римском Форуме ночью представляются картины из истории Рима. Посетителимогут слышать голоса императоров, треск пламени во время знаменитого пожара вРиме и т.д.
  • www.sovietbunker.com - сайт события
  • См. Promoting Cultural Tourism Through ICT - Part 1: Historic Towns and CulturalTourism in the Experience Economy - Concepts and Requirements //Salzburg Research,eCulture Group, 2007. - P. 65. - http://www.salzburgresearch.at/research/gfx/histurban-study_part-1 cultural-tourism_experiences_srfg_gg 20070531 .pdf)

Историко-культурный потенциал страны - совокупная способность, включающая всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности привлекать туристские потоки в данный регион.

На основе историко-культурных ресурсов давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация историко-культурных ресурсов:

ü памятники археологии;

ü культовая и гражданская архитектура;

ü памятники ландшафтной архитектуры;

ü малые и большие исторические города;

ü сельские поселения;

ü музеи, театры, выставочные залы и др.;

ü социо-культурная инфраструктура

ü объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства, технические комплексы и сооружения.

Историко-культурный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого турист узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа, об исторических событиях, посещает исторические памятники, места, сооружения. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков из разных стран.

Уровень историко-культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на международном туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального историко-культурного наследия.

Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период.

Культурно-исторические объекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные – совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.



Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурного туризма. В зависимости от их основных признаков историко- культурные ресурсы подразделяются на шесть основных видов:

1. культурные, интерес к произведениям изобразительного и других видов искусства, к фольклору, народному промыслу, посещение фестивалей.

2. исторические, интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории.

3. археологические, интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок.

4. религиозные ресурсы, интерес к религии, посещение культовых сооружений, мест паломничества, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами.

5. Этнографические – интерес к культуре народа, объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, языку, костюму, этническому творчеству.

6. Экологический вид – памятники ландшафтной архитектуры.

Культурные ресурсы - к ним относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства, а также события, связанные с развитием культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей государства. Составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества – совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования достояние. В основном посещают туристы фестивали, представления, театры, памятники и музеи.



Народные промыслы исторически относятся к древнейшим видам искусства. Некоторые виды художественных промыслов зародились в церковном искусстве и в дворянской помещичьей культуре. В крестьянском быту берут свое начало ручное узорное вязание, ткачество и вышивка.В городах зародились те виды народных промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское черненое серебро. В помещичьих мастерских развились особо изысканные виды вышивки – мастерская белая гладь или нижегородские гипюры.

Историко–архитектурные - это архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты. Среди них Московский Кремль и Красная площадь, церковь Вознесения в Коломенском, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, исторические памятники Новгорода, все белокаменные памятники архитектуры Владимира и Суздаля.

Археологические ресурсы – это памятники археологии являются не только целевыми местами работы специалистов, но и интересными местами для массовых туристов. К объектам археологии относятся памятники человеческой цивилизации и социально-экономической культуры, древние города, развалины древних городов, памятники военной культуры: крепости, оборонные стены и валы, места битв и сражений и т.п. Археологические раскопки являются музеями «под открытым небом», имеют большую ценность для познания эволюции человеческой культуры, и поэтому обладают большим преимуществом для привлечения туристов. Такие памятники человеческой культуры представляют собой высокую историко-культурную ценность.

Религиозные ресурсы - это культовые объекты, чаще всего - монастыри и святые места. Многие из монастырей являются выдающимися памятниками архитектуры. Это Соловецкий и Валаамский монастыри на Русском Севере, Ипатьевский (Кострома), Прилуцкий (около Вологды), Пафнутьев-Боровский, Шамординский, Оптина пустынь (Калужская область), Нилова пустынь (на Селигере, в Тверской области) и множество других. Их возрождение сделало эти места привлекательными для самых разнообразных групп населения. Важное место в религиозном туризме занимают буддийские дацаны Бурятии, Тувы и Калмыкии, мусульманские святыни на территории республик, где традиционной религией является ислам. Верующие люди, которые посещают святые места, поклоняются местным святым, могут принимать участие в богослужениях. При этом экскурсантов знакомят с историей монастыря, со священнослужителями, прославившими обитель своими деяниями, с архитектурой и другими художественными достоинствами данного культурного комплекса.

Этнографические ресурсы - это этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности. Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым.

Экологические ресурсы - создание памятников ландшафтной архитектуры. Места, расположенные в окружении живописного ландшафта или с которых открываются великолепные виды, могут обратить эти вещи в капитал, если их будут сознательно охранять и развивать. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших памятников культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников культуры и истории рукотворного, природного и традиционного ландшафтов, которые также рассматриваются как непреходящие исторические ценности, национальное достояние.

Представленные типы историко-культурного туризма формируют ядро культуры туристических центров. Данные тенденции диверсификации культурного туризма демонстрируют расширение спектра мотиваций в рамках культурного туризма и специализацию интересов путешественников по различным аспектам культур и культурного наследия посещаемых ими территорий.

Под культурным туризмом подразумевают путешествия с целью знакомства с материальными и духовными объектами культуры, участия в событиях культурной жизни. Вместе они воздействуют на духовную сферу человека, его систему ценностей, знания, влияют на общественное поведение, так или иначе, сказываются и на поведении как экономического субъекта.

В России термин «туризм» определяется федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. как «временные выезды граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью».

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Культурный туризм - это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны.

Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

  • · памятники археологии;
  • · культовую и гражданскую архитектуру;
  • · памятники ландшафтной архитектуры;
  • · малые и большие исторические города;
  • · сельские поселения;
  • · музеи, театры, выставочные залы и др.;
  • · социокультурную инфраструктуру;
  • · объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
  • · технические комплексы и сооружения.

Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образует один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

Культурный туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение культурного туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать культурный туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период.

Несмотря на то, что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Потому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.

Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.

Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах (в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.

Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и элементы национального изобразительного искусства.

Музыка и танцы. Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудиопленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.

Этнические танцы - характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой национальный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развлекательных программ.

Народные промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры - хорошая память о стране. Все виды сувенирной продукции, а также другие необходимые туристу товары (туристское снаряжение, пляжные аксессуары) должны быть доступны, и продаваться в удобно расположенных магазинах и других торговых точках. Мотивы покупки и свободной траты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассортименте, пользующемся особым спросом у туристов. В некоторых туристских центрах создаются специальные магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей. Эта форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной достопримечательностью региона и вызывает немалый интерес у туристов.

История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив.

Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские организации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности.

Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.

Культурный туризм не только приносит доходы региону, но и дает местному населению основание гордиться своим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма.

Успешное развитие туризма, а следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, направленных на сохранение культурных, исторических и природных ресурсов местности. Реализация программы по использованию историко-культурного и природного потенциала региона в целях туризма решит одну из важнейших его проблем проблему сезонного колебания спроса - путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, которые предполагают использование элементов культуры.

Сегодня для развития культурного туризма необходим поиск и внутренних резервов с целью модернизации и ремонта, в первую очередь, инфраструктуры исторических поселений, их памятников, зданий путем выпуска акций, займов, привлечения инвесторов и пр. Необходима разработка законодательных норм по туризму, формирования системы управления, в том числе путем создания специального Фонда культурного туризма в рамках исторического региона с целью развития городской среды.

Развитие культурного туризма, как на региональном, так и на международном уровне должно соотноситься в будущем с разными типами исторических городов и сел с различными социокультурными и экономико-управленческими аспектами. Такой подход к поселениям, как и к природным территориям, позволяет выявить наиболее значимые и разнообразные варианты туристических маршрутов. Социокультурная типология населенных мест, исходя из их функциональных особенностей, различного образа жизни, может иметь следующие варианты:

  • · сельскохозяйственные;
  • · торговые;
  • · курортные;
  • · военные;
  • · поселения при монастырях и монастыри;
  • · поселения с компактным проживанием этнических групп.

Такие города и села в сочетании с природной средой, наличием памятников истории и культуры, дают основания к многоплановому развитию регионального и международного культурного туризма. При таком подходе возможно решение не целевых установок и интересов социальных групп туристов, что приведет к обогащению их профессионального и повседневного опыта, к развитию туризма в исторических городах и селах, а, следовательно, и решит часть экономических проблем поселений.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что культурный туризм действительно может явиться ресурсом регионального развития, так как имеет ряд очень важных характеристик, влияющих на мотивацию людей к путешествию в ту или иную точку мира. А также культурный туризм имеет большие перспективы для развития на всех уровнях, как на международном, так и на региональном.



Рассказать друзьям