Внутренний культурный туризм. Культурный туризм и его значение в современном

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и особенности историко-культурного наследия, его основные категории и значение. Туристическое районирование России, рекреационные ресурсы регионов страны. Анализ историко-культурного потенциала Сахалинской области, рекомендации по его развитию.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2013

    Специфика историко-культурного наследия различных туристических регионов Беларуси, примеры оригинальной интерпретации. Принципиальные подходы, общие для всех стран, имеющих ресурсы в области историко-культурного туризма и развитую индустрию туризма.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2016

    Туризм как активный источник поступлений иностранной валюты, влияющий на формирование платежного баланса страны. Знакомство с современным состоянием и стратегиями развития туризма в Тюмени. Общая характеристика историко-культурного потенциала города.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2016

    Значение историко-культурных памятников для развития туризма. Проблема сохранения памятников, их целевого использования в Украине на примере Винницкой области. Анализ формирования и развития культурно-познавательного (архитектурного) туризма в регионе.

    статья , добавлен 27.08.2017

    Специфические особенности и позитивные условия развития познавательного туризма в малых городах России. Анализ и оценка природно-рекреационного и историко-культурного потенциала региона, проектирование программы тура и ее экономическое обоснование.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2011

    Понятие "культурный туризм", его основные характеристики и влияние на развитие региона. Характеристика ресурсов Ижевска для развития культурного туризма. Характеристика туристических ресурсов и тура Сибирского тракта для развития культурного туризма.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2008

    Особенности физико-географического положения Швейцарии, ее историко-культурное наследие. Природные факторы страны как база для развития туризма. Туристское районирование и туристские центры Швейцарии, перспективы развития. Основные потоки туризма.

    дипломная работа , добавлен 11.05.2014

  1. Культурный туризм как сегмент рынка туристского бизнеса

    Курсовая работа >> Маркетинг

    ... : сегментация туристского рынка; культурный туризм как фактор туристской мотивации; культурный туризм на территории города... развитию одного из приоритетных направлений в туризме культурного туризма . Заключение В заключении следует сказать, что...

  2. Культурный туризм в Кош Агачском районе

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Агачского района Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, ... хозяйственной деятельности. Среди объектов культурного туризма , которые будут использованы... этим здесь можно развивать культурный туризм . На территории района очень...

  3. Проблемы и перспективы развития культурного туризма

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    ... культурного туризма Потенциал развития культурного туризма в России Оценка культурных комплексов Критерии оценок объектов культурного туризма в России Развитие культурного туризма ...

  4. Музей как феномен культуры и его роль в деле культурного туризма

    Реферат >> Культура и искусство

    Изолированным локальным культурам приходит глобальный культурный универсализм, и вместе с тем, усиливается... 3) Проанализировать музейную аудиторию и музейный туризм 4) Рассмотреть культурный туризм и новшества музейного дела 5)Рассмотреть Государственную...

  5. В зависимости от преимущественного использования для туризма в качестве базового того или иного культурного ресурса выделяют разнообразные виды культурного туризма, наиболее распространённые из которых представлены на рис. 2.2 и кратко охарактеризованы в табл. 2.3.

    Рис. 2.2.

    Туризм наследия (культурно-исторический) обусловлен выраженным интересом туристов к истории и общечеловеческим культурным ценностям. Такой интерес достаточно сильно связан с образовательным уровнем и культурным капиталом туриста, позволяет ему развивать свои идентификационные признаки представителя «культурного» класса.

    Он реализует традиционное отношение к культуре как средству просвещения и ориентирован на формальное обучение. Поскольку система современного образования поддерживает эту традиционную парадигму культуры, данный вид туризма сохраняет свои позиции во время путешествий в другие места и страны. Но в последние десятилетия туризм наследия потерял свое лидирующее (а прежде и вовсе исключительное) место в системе культурного туризма.

    Туризм наследия, особенно, в своих типичных формах, включая обзорно-ознакомительный туризм, с ярко выраженной базой на ресурсах исторического наследия и экскурсионной формализованной формой познавательной деятельности туриста, имеет определенные проблемы в развитии, которые следует учитывать дестинациям, в которых он является доминирующим.

    • Потребление продуктов культурно-исторического наследия в туризме происходит относительно быстро, в отличие, скажем, от курортных услуг. Если средняя продолжительность пребывания на курорте составляет 10 дней, то даже в наиболее богатых культурным наследием городах, таких как, например, Венеция и Санкт-Петербург, редко превышает 2 дня (в Праге, например, 3-4 дня ), а в небольших культурноисторических дестинациях вообще обычно составляет несколько дневных часов.
    • Достопримечательности культурного наследия, как правило, не генерируют повторных посещений. Замечено, что туризм, базирующийся на историческом наследии, похож на коллекционирование: туристы заранее отмечают места и достопримечательности, которые они «должны» увидеть воочию. Попадание в «коллекцию» туристских впечатлений делает излишним повторный визит, дух коллекционирования влечет к другим местам. Пародокс состоит в том, что чем уникальнее ресурсы наследия, тем меньше шансов стимулировать повторные посещения. Это обусловлено трудно разрешимым противоречием между поддержанием уникальности и связанной с ней известности дестинации и возможностью обновления и расширения предложения продуктов культурного наследия на туристском рынке. Таким образом, дестинации и отдельные достопримечательности культурного наследия могут стать заложниками уникальности, распространяющей «иммунитет» на изменения ожиданий туристов.

    Таблица 2.3

    Особенности различных видов культурного туризма

    туризма

    Временной / Культурный фокус

    Особенности

    Типичные

    Туризм наследия, или культурно- историче ский

    Прошлое/ Высокая культура. Традиционные бытовая и творческая практика

    Реализует интерес к прошлому, к признанным культурным ценностям, находящих выражение в аутентичных «памятниках» (исторических, архитектурных, литературных, художественных) и традициях

    Музеи и центры наследия. Исторические сооружения (замки, крепости и др. здания).

    Культурные ландшафты (ландшафты поселений, садов, парков, мест, ассоциирующихся с историческими личностями или событиями).

    Места археологических раскопок.

    Религиозные центры и сооружения.

    Обзорный (культурно- ознакомительный, или экскурсионный)

    Прошлое, настоящее/ Высокая культура. Традиционные бытовая и творческая практика

    Реализует интерес к знакомству с «чужой» культурой для формирования разнообразной картины мира

    Досто при меч ател ьн ост и

    культурно-исторического

    наследия.

    Местные традиции. Традиционные события

    Арт-туризм

    Настоящее/ Высокая и популярная культура

    Реализует интересы к современным процессам в сфере художественного творчества

    Художественные галереи и выставки.

    Театры и драматические, музыкальные представления.

    Культурно-креативные

    кварталы.

    Фестивали искусств. Музеи и события в сфере современного дизайна и моды.

    Литературные места. Места съемок фильмов

    туризма

    Временной / Культурный фокус

    Особенности

    Типичные

    достопримечательности/ деятельность туриста

    Событийный культурный туризм

    Настоящее и прошлое/ Высокая, популярная, живая культура

    Реализует интерес к уникальным культурным ресурсам, использование которых ограничено жёсткими времен - ными и пространственными рамками

    Фестивали искусств. Региональные и местные празднования (карнавалы, религиозные праздники, празднование памятных дат и тл.)-

    Эстрадные и иные шоу. Премьерные показы. Художественные выставки

    Креативный культурный туризм

    Прошлое, настоящее, будущее/ Высокая, популярная, живая культура

    Реализует интерес к собственному творческому и духовному развитию

    Собственная созидательная деятельность туриста в творческой сфере (рисование, музицирование, литературное творчество, прикладное искусство, фото- и кинотворчество и т.д.) и сфере духовного самосовершенствован ия (обучения различным духовным практикам) в областях культуры, развитие которых составляют отличительную особенность дестинации

    Экокульту рный туризм

    Прошлое, настоящее/ Живая культура

    Реализует интерес в формировании нового культурного опыта в форме деятельного участия в осуществлении традиционного уклада жизни места (сохранившегося, реконструированного или современного)

    Пребывание в местной семье.

    Участие в традиционной досуговой деятельности местного населения. Ведение традиционного уклада жизни на «исторической» ферме

    Временной / Культурный фокус

    Особенности

    Типичные

    достопримечательности/ деятельность туриста

    впечатлений

    Реализует интерес к осмыслению особенностей культуры места и времени через собственный эмпирический опыт , полученный на основе погружения в предложенные обстоятельства

    Культурно-креативные

    кварталы.

    Интерактивные музейные программы.

    Местные праздники и фестивали.

    Исторические реконструкции

    Тематический

    Прошлое, настоящее/ Высокая, популярная, живая культура

    Реализует интерес к знакомству с одним из аспектов исто - рии и культуры дестинации. Находит выражение в развитии культурных маршрутов на региональном, межрегиональном и местном уровне

    Может объединять однотипные и разные по виду культурные ресурсы внутри и вне дестинации, сгруппированные вокруг одной темы

    В связи с продолжением тенденции сокращения доли туристов, имеющих специализированный интерес к изучению наследия, на туристском рынке будет расширяться предложение популяризированных форм туризма наследия и продуктов:

    • - обзорно-ознакомительного туризма, который, несмотря на некоторые сдвиги в пользу погружения в атмосферу живой культуры дестинации, по-прежнему базируется на ресурсах культурно-исторического наследия и «прямолинейном» вербально-визуальном способе передачи информации);
    • - культурных продуктов на базе достопримечательностей, построенных на культурно-историческом материале в развитие явления «постму- зейности».

    Последнее, в частности, особенно ярко ведет к размыванию границ между культурным наследием и современной культурой и проявляется в широком спектре интерпретаций и тематической «упаковке» прошлого для «посильного» и доставляющего, прежде всего, удовольствие современному массовому туристу опыта приобщения к культуре. Отсюда, наблюдается распространение новых типов достопримечательностей на рынке культурного наследия, в большей или меньшей степени обладающих типологическими признаками культурно-исторического туризма - аутентичностью объектов посещения и «классической» формой потребления - изучением.

    Центры наследия получили популярность и широкое распространение в 80-90-е гг. прошлого столетия, представляют собой форму музея, но в отличие от него, они строятся не вокруг коллекций, а вокруг историко-культурных тем (например, Центр наследия шотландского виски). При этом, используются аутентичные объекты, но не как самоценности, а как средства конструирования аутентичности представленного аспекта исторического развития и культуры.

    Другое отличие таких центров от музеев состоит в более активном использовании инновационных технологий формирования впечатлений на основе развития интерактивности через стимулирование эмоций, чувств, памяти, провоцирующих понимание и осмысление данной культурноисторической темы обычными людьми. Третье отличие, которое интересно отметить, состоит в том, что центры наследия часто представляют «обычное» прошлое, связанное с местной ушедшей повседневной культурой. Здесь важным ресурсом формирования впечатлений становится узнавание относительно недавнего прошлого, вызывающее сильную эмоциональную реакцию.

    Эти черты хорошо иллюстрирует, в частности, пример социо- индустриального парка Бимиш в Англии, который воссоздает образ жизни типичного шахтерского городка перед Первой мировой войной. Время здесь застыло на 1913 г. Жилые дома и здания общественного пользования (магазины, школа, почта, церковь и т.д.), транспорт, а также используемые для осуществления разнообразной бытовой и трудовой деятельности предметы - подлинные артефакты того периода. Более того, в городке поддерживается «жизнь» того времени: работают магазины, пекарни, кафе, транспорт, в церкви идет «служба» в присутствии «прихожан» в костюмах начала века, демонстрируются технологии обслуживания (в магазинах, банках), можно купить реальные продукты, произведенные по прежним технологиям (кондитерские изделия), услышать популярную музыку того времени, заглянуть в шахтерский дом и познакомиться с бытом рабочих семей и т. д.

    Центры наследия занимают промежуточное положение между музеями и тематическими парками, базирующимися на ресурсах наследия, и в отличие от последних могут быть включены в список мест, характерных для туризма наследия (рис. 2.3).


    Рис. 2.3. Характеристика новых типов достопримечательностей на базе ю/льтуоно-истооических dccvdcob

    Тематические парки. В период с 1990 по 2000 г. численность посетителей таких парков в мире возросла на 80% , и сегодня они наиболее часто посещаемые и доходные туристские достопримечательности .

    Парки типа «Мир Диснея» включают «мезееподобные» репрезентации наиболее известных мест со всего мира. Другим примером такого тематического парка может служить «Деревня Назарет» в современном городе Назарет в Израиле, создающая атмосферы места и времени, описанных в библии. Она возникла в результате реконструкции близлежащей деревни первого века и симуляции жизни времен Иисуса Христа на основе воспроизведения архитектуры, ландшафта и повседневного стиля жизни жителей, в том числе путем приглашения актеров для исполнения ролей местных жителей, приготовления типичных кушаний и т.п.

    С центрами наследия такие парки связывает тематическое представление культуры и прошлого, а также еще более широкое использование технологий презентации и интерепретации, способных захватывать воображение. Для тематических парков характерным является использование технологии «машины времени», когда с помощью средств воздействия на зрение, слух, ощущения и обоняние посетителей, создается эффект путешествия «назад в прошлое».

    Однако, в отличие от центров наследия они используют неаутентичные , симулятивные ресурсы, и основной их функцией является развлечение , стимулирование удовольствия. Это делает их атрибутом современной популярной культуры.

    Реконструкции исторических событий - инсценировки известных событий, которые обычно «ставятся» в аутентичных и неаутентичных декорациях исторического места, будь то крепость, улицы исторического городского квартала, место военного сражения или центра наследия или тематического парка). Например, в Нарвской крепости в рамках исторического фестиваля «Нарвская баталия» воссоздается известное событие Русско-шведской войны.

    Реконструкции исторических событий могут использоваться как вспомогательный инструмент в рамках музейной практики, «оживляющий» картины прошлого, а могут выступать в качестве самостоятельных культурных достопримечательностей. Для них характерны:

    • - неаутентичность используемых средств;
    • - создание атмосферы события с помощью визуальных, шумовых,

    обонятельных эффектов;

    • - игровой характер получения информации о событии;
    • - в значительной степени, развлекательный характер.

    Интересно выделить категорию самодеятельных реконструкций исторических событий силами членов исторических клубов разных стран, например Бородинской битвы. Для туристов-участников значительный познавательный потенциал реконструкций реализуется в предварительной подготовке «дома» (рис. 2.4).

    Как видно из изложенного выше, одной из заметных тенденций развития туризма наследия становится использование тематической формы его организации, которая приводит к выделению соответствующего вида ту ризма - тематического туризма.


    Рис. 2.4.

    Тематический туризм. Особенностью тематического туризма является фокусирование восприятия туриста на отличительных характеристиках дестинации в рамках знакомства с одним из аспектов ее истории и культуры. Тематический туризм находит выражение в развитии культурных маршрутов . Культурный маршрут представляет собой совокупность материальных и нематериальных элементов исторических и культурных ресурсов, связанных друг с другом темой и концепцией ее раскрытия в ходе специального маршрута движения.

    Такая форма туризма создает следующие условия для его развития:

    • Рост возможности интерпретации достопримечательности в соответствии с интересами посетителей, их культурным багажом. Так, для специализированных культурных туристов тематическая компоновка и интерпретация достопримечательностей позволяет более концентрированно попадать в специальные интересы этой группы туристов (например, «Дворцы и парки Санкт-Петербурга»). В то же время для туристов с общими культурными интересами, совершающими, в частности, обзорно-ознакомительные поездки, тематическое представление культурной специфики дестинации может стать связующим культурным звеном между культурой туриста и незнакомой ему культурой дестинации, облегчить ему интерпретацию культурных особенностей посещаемых мест. Например, тематический маршрут в Греции «Подвиги Геракла» использует тему, знакомую большинству туристов, и это создает у последних значимую связь с посещаемыми местами, которые в противном случае, оставили бы их равнодушными.
    • Расширение предложения продуктов для культурного туризма за пределы традиционной «музейно-соборной» формулы, за счет придания привлекательности других видов наследия, таких как индустриальное, литературное, садово-парковое наследие, гастрономические традиции, мифология и мистика мест и т.д., а также за счет комбинирования разнообразных культурных ресурсов (наследия и современной культуры, музеев и событий и т.д.) под «зонтиком» одной темы. За счет разнообразия турпродуктов можно стимулировать повторные поездки в дести- нацию.
    • Расширение ареала туристских посещений за счет объединения в тематический культурный маршрут достопримечательностей, которые сами по себе не создают достаточной аттрактивности для туристов, культурных достопримечательностей «второго» и «третьего» плана.

    Культурные маршруты как тематические туристские продукты могут иметь разный масштаб: от местного до международного (например, культурный маршрут «Романское искусство в Европе»).

    Отметим, что тематический туризм может строиться не только на культурно-историческом материале. Более того, многие популярные сегодня направления тематического туризма, такие как индустриальный и гастрономический туризм, органично смешивают наследие и современность, демонстрируя живое продолжение традиций. Кроме того, тематический туризм может строиться как на стационарной, так и событийной составляющей ресурсной базы дестинации. Так, во многих случаях «тематиза- ция» туристского продукта дестинации базируется на праздновании юбилейных дат, связанных с отдельными местами, людьми или событиями. Например, в Нидерландах Национальная туристская организация разработала серию «тематических» лет, связанных с именами известных художников, таких как Ван Гог, Рембрандт. В 2006 году, объявленном годом Рембрандта, Нидерланды посетило около 1 млн иностранных туристов.

    Арт-туризм. На рубеже XX - XXI вв. был впервые отмечен сдвиг туристского интереса от достопримечательностей культурноисторического наследия в сторону арт-туризма - туризма, связанного с доминирующим интересом к текущим процессам в сфере художественного творчества, результатам и процессам современного искусства. Диапазон достопримечательностей, представляющих интерес для туристов с соответствующей мотивацией посещения, весьма широк и включает в себя посещение художественных галерей и выставок, драматических, оперных и балетных спектаклей, поп-концертов, фольклорных фестивалей и уличных представлений, студий художников и мастерских ремесленников, культурно-креативных кварталов и мест, ассоциирующихся с известными литературными произведениями или кинофильмами и т.п.

    Многие из перечисленных достопримечательностей посещаются и туристами общекультурных интересов в рамках обзорно-экскурсионного туризма, однако для арт-туристов характерно стремление участия в культурных акциях, знаменующих «событие» в искусстве, будь то определенная выставка современного искусства или премьера оперного спектакля, или концерт в рамках фестиваля, или арт-ярмарка и аукцион. Для таких туристов событийный характер посещения предоставляет возможность острее почувствовать дух творчества, продемонстрировать уровень своей «культурной квалификации» в качестве знатока и ценителя, разбирающегося в нюансах тех или иных видов искусства, и разделить этот опыт с кругом единомышленников. Таким образом, арт-туризм в значительной мере пересекается и «накладывается» на событийный туризм.

    Например, выставка-ярмарка «Арт-Манеж» в декабре всегда становится главным художественным событием Москвы. На ней представляется широкий диапазон современного искусства, отражающий самые разнообразные художественные взгляды. Имеющая в своей основе задачу организации коммерческого функционирования искусства, она славится отбором высоко качественных художественных продуктов, противопоставленных безбрежному разнообразию предлагаемого сегодня покупателю товара под маркой изобразительного искусства.

    Другой отличительной характеристикой целенаправленных арт- туристов является участие в тематических турах, посвященных отдельным аспектам художественно-творческой жизни дестинации, включая места и достопримечательности, связанные с развитием художественных стилей (скажем, стиль арт-нуво (в привычном нам варианте называемом модерном), в архитектуре, прикладном искусстве, костюме и т. д), литературным и кинотворчеством (реально и ассоциативно), являющихся характерной чертой данной дестинации, элементом ее уникальности . Такая форма позволяет туристам более четко реализовать культурные интересы в художественной сфере и оказаться в кругу таких же заинтересованных потребителей.

    Кроме того, арт-туризм имеет значительные «пересечения» с эко- культурным, креативным видами культурного туризма и туризмом впечатлений.

    Событийный культурный туризм. Многие аналитики оценивают современный этап туризма как «эру специальных событий». Международная ассоцицая фестивалей и событий (The International Festivals and Events Association) оценивает среднюю посещаемость событийной достопримечательности в выходные дни в 222 тыс. человек. Ежегодное число событий продолжительностью от половины до одного дня составляет от 50 тыс. до 60 тыс., а фестивалей продолжительностью 2 дня и более - около 5 тыс.

    Растущее значение событий в туризме связано с двумя основными аспектами его развития: технологическим и имиджевым (рис. 2.5).

    Технологический аспект развития событийного туризма базируется на способности событий:

    • - организовывать свободное время в наиболее привлекательной для современного туриста форме, в высокой степени обладающей развлекательной и интерактивной ценностью, сопровождающейся высокой плотностью живого человеческого общения (high touch) и, как следствие, мощным потенциалом формирования ярких, надолго запоминающихся впечатлений.
    • - «структурировать» досуг, предоставляя «информационный стимул» его организации в пространстве и времени,
    • - «оживлять» стационарные культурные достопримечательности.

    В технологическом аспекте событийный туризм может рассматриваться как сектор отдельных видов культурного туризма, а формирование и использование событий - как инструмент для развития соответствующих видов туризма.

    Имиджевый аспект событий состоит в их способности расширения известности дести наци и и создания или развития имиджа дестинации.

    Широко распространена оценка событий как новых «строителей имиджа», признающая их доминирование над иными характеристиками городов и регионов для наделения его уникальными отличительными чертами, ассоциирующимися с данным событием, и идентификации мест как туристских дестинаций. Так, Канны ассоциируются, прежде всего, со знаменитым кинофестивалем, а Эдинбург, став за последние десятилетия своего рода фестивальной столицей Европы, получил новый имидж центра развития современного искусства, и для значительной части туристов его имидж, основанный на богатом и разнообразном культурноисторическом наследии, ушел на второй план.


    Рис. 2.5.

    Как технологический, так и имиджевый аспекты событийного туризма эффективно создают возможности:

    • Сокращать сезонные колебания туристских прибытий и продливать туристский сезон.
    • Увеличивать число туристов, в том числе за счет повторных посещений. При этом важно, что туристы, участвующие в культурном событии, тратят больше денег, чем обычный турист, чаще останавливаются в гостиницах и иных средствах размещения и характеризуются более длительным сроком пребывания в дестинации

    Культурный событийный туризм охватывает широкий спектр достопримечательностей, в частности:

    • Фестивали искусств и региональные и местные празднования (карнавалы, религиозные праздники, празднование памятных дат, сбора урожая и т.д.).
    • Развлекательно-зрелищные события (эстрадные и иные шоу, церемонии вручения наград).
    • Рекреационные события, направленные на организацию досуговой деятельности, имеющие в своей основе развлекательные цели, и активно использующие игровую форму вовлечения посетителей, (например, конкурсы «знатоков» в той или иной сфере культурного творчества, рисунков на асфальте, своего рода «массовые мастер-классы» по практическому освоению традиционных ремесел, приготовлению традиционных или национальных блюд и т. п.).

    Примеры таких событий многочисленны и весьма разнообразны. К их числу можно, в частности, отнести выставку творческого досуга CREATIVA, проводящуюся в Брюсселе, на которой представлены только экспонаты ручной работы, созданные творческими людьми. CREATIVA отличается от других выставок оригинальностью концепции: «магазин, мастерская, выставка». Изделия можно приобрести, а хозяева, умеющие творчески проводить свободное время, расскажут и покажут, как изготавливают свои маленькие шедевры .

    События в сфере искусства (премьерные показы, художественные выставки и другие культурные события данной сферы).

    Как видно из приведенной типологии событий, туризм, обусловленный проведением событий, хорошо «вписывается» в иные виды культурного туризма.

    С точки зрения туризма важно, что большая часть специальных событий в культурной сфере исторически возникла и организуется в настоящее время для резидентов, именно они являются основными участниками события и доминируют в формировании их доходной составляющей.

    Но именно этот аспект, с другой стороны, создает привлекательную для туристов возможность, смешавшись с жителями, получить аутентичный опыт соприкосновения с местной культурной жизнью, с традиционными ценностями и бытовой практикой.

    Таким образом, участие в культурных событиях предоставляет возможность формирования непосредственных (т.е. базирующихся на собственном эмпирическом опыте участия) впечатлений о культурных особенностях дестинации. Этот факт делает события важным средством туризма впечатлений, сближает последний с событийный туризмом.

    Туризм впечатлении возник как реакция на рост числа туристов, которые ощущают потребность в более активном участии в знакомстве с культурными достопримечательностями на основе вовлечения в процесс восприятии и осмысления культурного материала. Им недостаточно «смотреть и слушать», получать готовую информацию «из вторых рук», они ищут возможность самим формировать значение посещаемых достопримечательностей, используя для этого весь арсенал человеческих возможностей эмпирического восприятия окружающей среды, получая удовольствие от самого процесса. Иначе говоря, получение впечатлений представляет собой интерактивный процесс деятельности туриста и воздействия на него, а его результатом является осмысление туристского опыта в определенных контекстах жизни самого туриста, оформленное субъективными реакциями, наполненное удовольствием, символическими значениями и эстетическими оценками. Собственное участие туриста в знакомстве с дестинацией и стимулирование эмоционально-чувственной сферы человека создают возможность конструирования уникального и запоминающегося «события» в жизни туриста

    Выделяют три базовые стратегии формирования впечатлений:

    • Продукто-центричная - связанная с постановкой «спектакля», оказывающего воздействие на эмоционально-чувственную сферу туристов. Здесь туристы играют роль зрителей с разной степенью интерактивности. В Европе, особенно в средиземноморских странах, получили распространение так называемые «свето-звуковые представления», которые включают в себя своего рода радиоспектакль, где актеры на нескольких языках разыгрывают историю, связанную с данным сооружением или местом. Как правило, этот рассказ сопровождается световыми эффектами, фиксирующими внимание и драматизирующими впечатление . Другим примером таких продуктов может служить презентация «Советского бункера» в Вильнюсе, представленная в рамках программы «Литва - культурная столица Европы 2009», использующая технологию «машины времени». Расположенный на глубине 5 метров под землей, этот бункер способен отправить назад во времени - в СССР. Погружаться в то время помогает советская музыка, телевизионные передачи минувших лет. Туристам даже представляется возможность приготовить обед из доступных в те годы продуктов, а также испытать «прелести» допроса КГБ и пройти курс молодого бойца. У этой постановки есть режиссер - лауреат Национальной премии Литвы Ионас Вайткус. Отметим, что у туриста есть выбор: участие в «драме выживания» (2 часа) или обычная экскурсия (40 мин) с разницей в цене почти в 4 раза .
    • Эко-центричная - ориентированная на создание фона для бытовой и деловой (для туристов соответствующей направленности) деятельности туристов, которые какое-то время живут в данном месте, осуществляя обычное потребительское поведение: питаются, отдыхают, развлекаются, покупают, передвигаются. Реализация этой стратегии сопряжена с соответствующим дизайном мест бытовой и деловой инфраструктуры дестинации. Отсюда, их знакомство с культурой дестинации будет складываться в результате посещения ресторанов, увеселительных заведений, общественных зданий (вокзалов), гостиниц, торговых центров, и их архитектура, оформление, музыкальное сопровождение, кухня, стиль обслуживания формируют культурные впечатления. Распространение дизайнерских, арт- и бутик-отелей, ресторанов и кафе; использования площадок торговых центров и аэропортов под организацию художественных выставок; «художественной» подсветки улиц и сооружений городов и насыщения их пространства так называемым «публичным» искусством, включая городскую скульптуру; практика организации уличных представлений свободного доступа и т.д. отражает растущую популярность данной стратегии формирования впечатлений от культурной среды дестинации.
    • Креатив-центричная - ориентированная на реализацию потребностей туристов в творческом самовыражении и духовном развитии на основе их собственной практической деятельности в этих областях.

    В настоящее время отмечается сдвиг от «постановочных» эффектов в пользу более активных практик формирования впечатлений.

    Отличительными чертами туризма впечатлений являются :

    Получение более полного и ценного для туриста представления о дестинации за счет различных форм участия, в том числе за счет погружения в культурную и социальную жизнь местного сообщества;

    • исследование таких аспектов культурной жизни дестинации, которые выходят за рамки программ массового туризма и/или участие в новых формах туристской активности;
    • развитие компетентности туриста в области личных культурных интересов или формирование новых интересов и требуемых для их реализации навыков через обучающие программы;
    • развитие внутреннего духовного мира и получение «духовной подпитки».

    Туризм впечатлений, как видно из подходов к его определению и стратегиям реализации, жестко не связан с разными типами культурных достопримечательностей, и может базироваться на любых из них в разных сочетаниях. Он ориентирован на форму деятельности, фокусируется на интересах и ожиданиях туриста и соответствующих им «удобных» интерпретациях культуры дестинации. Таким образом, туризм впечатлений отражает технологический аспект реализации иных видов культурного туризма, и близок, можно сказать, «вбирает» в себя иные виды культурного туризма, такие как тематический, экокультурный и креативный туризм, которые, в определенной мере, конкретизируют отдельные подходы формирования впечатлений, как они здесь понимаются.

    • Нир"//vww.votpusk ги/рпШ/пе^ а5р°п^= 126705
    • 3* Специалисты предсказывают, что в будущем значительно возрастет число людей,которые будут посвящать посещению таких достопримечательностей весь срок своейпоездки.
    • В США насчитывается порядка 600 тематических парков и им подобных достопримечательностей, в 2005 г. число их посещений составило 335 млн (более половинымирового числа), а доходы - 11,2 млрд долл. США (IAAP - International Association ofAmusement Parks and Attractions: U.S. Amuscment/ThcmeParks & Attractions Industry - Attendances & Revenues, http.Y/www. iaapa.org/modules/MediaNews/index. cfm?fu$eaction=Details&mtid=3&iid=1051 2006). В Великобритании и Германии эти показатели составляли в 2005 г. соответственно 65 млн и 35 млн посещений. ((Promoting Cultural Tourism Through ICT - Part1: Historic Towns and Cultural Tourism in the Experience Economy - Concepts and Requirements //Salzburg Research, eCulture Group, 2007.-http://www.salzburgresearch.at/research/gfx/histurban-study_part-l_cultural-tourism_experiences_srfg_gg_20070531 .pdf)
    • В список культурных маршрутов, поддерживаемых Советом Европы, входят разнообразные тематические продукты, охватывающие как исторические и легендарныеличности в Европе (маршруты, посвященные Моцарту, Дон-Кихоту, например), так инаследие предков европейцев (маршруты, посвященные викингам, кельтам), отдельных национальных, конфессиональных и этнических групп (маршруты, посвященныенаследию европейских евреев, цыганам), архитектурным стилям (например, архитектура военных крепостей в Европе), а также индустриальному наследию, современному искусству, событиям и т.д. (см. сайт Европейского института культурных маршрутов: Ьир:/Лууу.си1и1гс-го1Не5.1и/рНр/Го _т
    • 4> Например, германский крупный туроператор Studiosus издает каталог для специализированных туристов, который выходит 6 раз в год и размещает предложение тематических культурных программ посещений. URL: http://www.kultimer.com
    • Так, согласно исследованиям культурного туризма в рамках проекта ATLAS поданным за 2001 г. доля в туристской активности посещения музеев прекратила рост с1997 г., а разного рода памятников сократилась. С другой стороны, посещение художественных галерей, представлений исполнительского искусства и творческих фестивалей возросла (ATLAS Cultural Tourism Project 2002. - http://wyw.tram-research.com/atlas/previous.htm).
    • В последние 10-15 лет отмечается рост интереса к посещению мест, связанных с популярными сериалами и кинофильмами. Так, посещаемость замка Алнвик в Англииболее чем удвоилось за год с 2001 по 2002 г. после выхода первого фильма о Гарри Потере. Для любителей русской литературы и конкретно Ф.М. Достоевского особой притягательностью пользуются маршруты, связанные с местами действия его романов вПетербурге («Преступление и наказание») и Старой Руссе («Братья Карамазовы»).
    • Опыт личного участия (например, путем вовлечения самого туриста в тематичсски-заданную событием форму деятельности, будь то дегустация традиционных блюд,участие в играх и конкурсах по соответствующей тематике, присоединение к карнавальному шествию), непосредственный и неформальный контакт с местным населением значительно повышает удовлетворенность туриста полученными впечатлениямот поездки.
    • Развитие «высоких технологий» (high tech), приводящих к обезличенности контактов в сфере труда и потребления, опосредованных автоматами и механизмами, и дегуманизации среды жизнедеятельности, повышает ценность живого человеческогообщения (high touch) в условиях объединяющей общим интересом деятельности.
    • Современные технологии раздвигают пространственные и временные рамки распространения соответствующей информации в мировом масштабе, а рост доходов, содной стороны, и развитие низкобюджетного высокоскоростного транспорта, с другой стороны, дают реальную возможность воспользоваться ею. http://www.crea venue, сот/
    • Даже Эдинбургский международный фестиваль (более известный как театральный, хотя последний составляет лишь часть фестивальной программы) - одно из крупнейших и известнейших культурных событий в Европе - характеризуется следующимраспределением аудитории: 39% - жители Эдинбурга, 23% - приезжают из другихчастей Шотландии, 24% - приезжают из остальных частей Великобритании и только14% посетителей - это зарубежные туристы. Причем, по результатам опроса туристовв 2004 г. 62% респондентов отметили, что посещение фестивальных мероприятий было единственной целью поездки, а еще 26% отметили, что это было важной причиной(Promoting Cultural Tourism Through ICT - Part 1: Historic Towns and Cultural Tourismin the Experience Economy - Concepts and Requirements //Salzburg Research, eCulturcGroup, 2007. - http;//www,sal7burgresearch.at/research/gfx/histurban-study part- 1 cultural-tourism experiences, .srfg. gg 2007053.1,pdf). Исследование 21 крупных фестивалей в Канале показало, что только от 5 до15% участников события приехали из-за пределов данной территории (Getz, D. Festivals, Special Events, and Tourism. New York: Van Nostrand Reinhold, 1991).
    • В Римском Форуме ночью представляются картины из истории Рима. Посетителимогут слышать голоса императоров, треск пламени во время знаменитого пожара вРиме и т.д.
    • www.sovietbunker.com - сайт события
    • См. Promoting Cultural Tourism Through ICT - Part 1: Historic Towns and CulturalTourism in the Experience Economy - Concepts and Requirements //Salzburg Research,eCulture Group, 2007. - P. 65. - http://www.salzburgresearch.at/research/gfx/histurban-study_part-1 cultural-tourism_experiences_srfg_gg 20070531 .pdf)

    В России термин туризм определяется Федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. как "временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью".

    Туризм - наилучший способ знакомства с культурой и историей других государств и регионов. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма, которые несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и историей страны обогащает духовный мир человека.

    Культура и история являются фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

    Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых, но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы.

    Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного и исторического наследия, среди которых можно выделить:

    Памятники археологии;

    Культовую и гражданскую архитектуру;

    Памятники ландшафтной архитектуры;

    Малые и большие исторические города;

    Сельские поселения;

    Музеи, театры, выставочные залы;

    Социокультурную инфраструктуру;

    Объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

    Технические комплексы и сооружения.

    Особенности истории и культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура современная и прежних веков является одним из основных элементов туристского интереса.

    Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, истории народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

    Развитие историко-культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

    Уровень историко-культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального историко-культурного наследия.

    Объекты наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. Но в истории и культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными историческими и культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

    Оценка историко-культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:

    1. ранжированием их месту в мировой и отечественной культуре;

    2. необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

    Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности историко-культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к историческим объектам определяется модой.

    Важной характеристикой историко-культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура. Вместе с тем ряд объектов, например, ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание историко-культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный период.

    Несмотря на то, что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его истории и культуре в расчете на привлечение потенциальных туристов.


    Введение

    2.2 Анализ развития культурно-исторического туризма в Иркутске

    Глава 3. Проблемы и перспективы развития культурно-исторического туризма в Иркутске

    Заключение

    Список литературы

    Приложение

    Введение


    По данным экспертов Всемирной туристской организации, культурно-исторический туризм сегодня составляет от 18 до 25 процентов въездного турпотока, и эта доля будет расти в будущем, хотя, данный вид туризма не может быть массовым как в силу специфики туристских мотиваций, национальных моделей досуга и распределения свободного дохода, так и в силу ограниченности возможностей широкого доступа туристских потоков к объектам культуры и культурного наследия. Развитие культурно-исторического туризма базируется на использовании потенциала этнокультур и культурного наследия стран и регионов. Как отмечается в программной работе Всемирной туристской организации "Культурное наследие и развитие туризма", "одним из столпов индустрии туризма стало присущее всему человечеству желание увидеть и познать культурную самобытность различных частей света. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю. В международном туризме культурное наследие стимулирует уважение и понимание других культур и, как следствие, способствует миру и взаимопониманию".

    В теории и практике мирового туризма в последние десятилетия наиболее пристальное внимание получает именно культурно-исторический туризм. Хотя, в русскоязычной литературе отсутствуют систематизированные публикации по культурно-историческому туризму, не говоря уже об учебной литературе. Зарубежные публикации многочисленны, но носят в значительной степени исследовательский и дискуссионный характер. Тем более актуальной является задача систематизации имеющихся теоретических подходов и практического опыта развития культурно-исторического туризма с целью отражения его комплексной природы и многофункционального назначения, а также с целью формирования инструментария управления процессами разработки, распределения и продвижения культурно-исторических продуктов для туризма.

    Исходя из всего выше указанного, считаем тему нашей курсовой работы актуальной, практически и теоретически значимой.

    Цель курсовой работы - изучение историко-культурных ресурсов города Иркутска.

    Задачи курсовой работы:

    Провести анализ особенностей возникновения культурно-исторического туризма;

    Выявить сущность культурно-исторического туризма;

    Раскрыть тему культурно-исторического и природного наследия в туризме;

    Дать характеристику культурно-исторического потенциала г. Иркутска;

    Проанализировать использование культурно-исторического наследия Иркутска на примере "130 квартала";

    Рассмотреть проблемы и перспективы развития культурно-исторического туризма.

    Объект курсовой работы - культурно-историческое пространство как один из объектов туристической деятельности.

    Предмет курсовой работы - историко-культурные ресурсы города Иркутска.

    Методологической основой курсовой работы являются идеи таких авторов как: Постникова Т., Поблинкова А., Мельник Е.А., Марков А., Герасимова Л.Н., Дурович А., Белых Е., Балабанов И.Т., Долженко Г.П., Берт К.

    Структура курсовой работы соответствует поставленной цели, выдвинутым задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

    историческое культурное туризм иркутск

    Глава 1. Теоретический аспект организации культурно-исторического туризма


    1.1 Возникновение культурно-исторического туризма


    Культурно-исторический туризм появился на стыке культуры и туризма, двух сфер, которые до недавнего времени не рассматривались в общем контексте экономических ресурсов и факторов устойчивого развития региона. Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

    Путешествия с целью ознакомления с культурой и природой других стран существовали еще в древнем мире. Так, еще в Древнем Египте при фараонах XI династии более чем за 2000 лет до нашей эры неоднократно снаряжались экспедиции, совершались путешествия в другие страны. Если в первобытном обществе человек имел лишь некоторые географические представления о территориях, то в период рабовладения уже существовала определенная систематизация географических открытий. Наиболее рискованные и технически оснащенные путешествия в античные времена совершались финикийцами. На больших, прочных торговых кораблях они прокладывали пути в неведомые земли. Маршруты путешествий пролегали в Средиземноморском бассейне вдоль берегов Европы и Африки. Потомки древних финикийцев, карфагеняне, также смело осваивали незнакомые территории. Одним из карфагенских путешественников был некий Ганон, посланный в 505 г. до н.э. для открытия и колонизации новых территорий на западном берегу Африки. Несомненно, путешествия древних цивилизаций носили первоначально не познавательный, а сугубо утилитарный характер. Тем не менее исторические источники свидетельствуют о том, что уже в VI в. до н.э. древние греки и древние римляне совершали поездки в Египет, куда их привлекали история, культура, необычная природа, великолепные архитектурные сооружения.

    В Римской империи к I в. до н.э. сформировался определенный слой людей из числа патрициев, имевших материальные возможности путешествовать с познавательно-развлекательными целями. Такие поездки также стали причиной строительства дорог и гостиниц для отдыха путешественников. Также распространены были путешествия римлян в Грецию для получения углубленного образования, так как там находились ведущие философские и риторические школы. Таким образом, в античные времена основными мотивами путешествий были познание мира и образование. Уже в I в. до н.э. появились элементы организованного обслуживания путешественников (временное проживание, питание, транспорт, проводники, переводчики), ставшие впоследствии основой современного туристского обслуживания. Территориальная возможность путешествий в первых веках нашей эры значительно расширилась благодаря завоеваниям и открытиям земель путешественниками из стран с более высокой цивилизацией.

    Большая часть средневековых путешествий была связана с передвижением паломников к святым местам. Материальная культура античности рассматривалась церковью как греховное наследие, подлежащее забвению и разрушению. В XV в. в Риме уже почти никто не помнил о сохранившихся скульптурных и архитектурных памятниках античных времен. Культура и быт средневековья были пронизаны религиозным духом, поэтому ценность имели лишь путешествия, осуществлявшиеся с духовными целями. После завоевания Палестины мусульманами паломничество христиан резко сократилось. Таким образом, в средние века, как европейцами, так и жителями азиатских стран совершалось множество путешествий с целью посещения неизвестных земель. В результате было освоено множество территорий, проложены новые пути. Характер путешествий изменился, хотя некоторые из мотивов остались прежними (обучение, познание нового, деловые поездки). Особую актуальность в странах Европы приобрели паломничество к христианским святыням и путешествия с образовательной целью.

    К концу XVIII в. благодаря смелым экспедициям путешественников многих стран были открыты и исследованы большая часть земной поверхности, моря и океаны, проложены важнейшие морские пути, связывающие материки между собой. Со второй половины XVIII в. Франция становится центром просвещения. В Париж постоянно приезжали иностранцы и провинциальные французы разных сословий с целью получения образования. В XVIII - начале XIX в. среди молодых людей европейских стран получили распространение "гран-туры" по крупным городам Европы с познавательной целью и для приобретения определенного престижа. Владельцы частных воспитательных пансионов зачастую включали в программу обучения путешествие по Европе для совершенствования в языках и приобретения жизненного опыта.

    Наибольшее число путешествий в XVIII в. совершалось жителями Англии. Основные направления туристских потоков Европы были связаны с Италией и Швейцарией. Туристские ресурсы, привлекавшие путешественников в эти страны, были разными: в Италии - памятники античности и средневековья, в Швейцарии - сказочная природа. Обе страны по тем временам предоставляли туристам услуги высокого уровня. С течением времени получают все большее распространение путешествия с познавательной целью для осмотра произведений искусства. К середине XIX в. контингент туристов расширился за счет интеллигенции и студентов, располагавших определенным достатком. Вторая половина XIX в. характеризуется началом развития массового туризма для всех сословий. Изобретение Фултоном парохода (1807 г.) и Стефенсоном паровоза (1814 г.), совершенствование почтовой связи и дорожно-транспортных коммуникаций дали возможность удешевить и ускорить путешествия, сделать их более комфортными и безопасными. Переселение европейцев в Америку также способствовало развитию массового международного туризма. В результате научно-технического прогресса увеличивалась производительность труда, а борьба трудящихся за социальные права привела к повышению их благосостояния и появлению свободного времени (выходные дни, оплачиваемые отпуска), что способствовало еще большему развитию туризма с познавательными целями. Это дало возможность включиться в туризм людям среднего класса. Таким образом, начиная с XVIII в. появляется постоянный спрос на путешествия. Поездки с туристскими целями совершались как внутри стран, так и за их пределами. При этом основными целями путешествий являлись: образование, интерес к достопримечательностям культуры, оздоровление, мода. Формируются международные туристские центры: Франция, Италии, Швейцария, морские курорты.

    Начало XX в. связано с возникновением и развитием разных видов транспорта. Создание в 1769 г. немецкими изобретателями Г. Даймлером и К. Бенцем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания дало человечеству быстрый и комфортный способ передвижения. Уже в первой половине XX в. автомобили и автобусы в европейских странах и США становятся распространенным видом транспорта. В 1903 г. в Америке братья Райт изобретают самолет, в то же время появляются первые самолеты в Европе. Исходя из тенденций развития туризма за период 50-90-х гг., сделанного Всемирной туристской организацией, можно выделить следующие причины, определившие основные направления в истории развития международного туризма:

    Е гг. - период восстановления послевоенной Европы и Юго-Восточной Азии, развития авто - и авиатранспорта, начала систематизации сбора данных по туризму в мировом масштабе;

    Е гг. - период устоявшихся тенденций к миру и стабильности в большей части государств, разрешения социально-политических конфликтов, поисков новых форм взаимоотношений стран социалистической и капиталистической направленности, начала неуклонного развития туристских контактов этих стран;

    Е гг. - период высоких технологий индустрии туризма, развития крупных транснациональных корпораций, гостиничных цепей и предприятий питания в странах с благоприятной для развития туризма обстановкой.

    Таким образом, развитию культурно-исторического туризма XX в. способствовали политические, экономические, технические, культурологические и социальные факторы (как внутренние, так и внешние). Интенсивное развитие туризма отмечалось в странах с благоприятной внутренней и внешней политикой, устойчивым экономическим потенциалом, достаточным уровнем культуры и социальной поддержки граждан.


    1.2 Сущность культурно-исторического туризма


    Культурно-исторический туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

    В ряде регионов России культурно-исторический туризм успел активно войти в туристический оборот и не последнюю роль в этом процессе сыграли учреждения культуры, особенно музеи (опыт Карелии, Татарстана, Пермского края и других территорий).

    Главными мотивами путешествий туриста является познание, интерес к другой, неизвестной или привлекательной культуре, а также выход за пределы своей среды обитания и нахождение в другой культурной среде, что несет в себе значительные рекреационные (восстановительные) функции. Таким образом, туризм, наряду с такими важными функциями, как рекреационная, реализует потребности человека в познании нового, саморазвитии.

    Потенциал культурно-исторического туризма огромен и может быть успешно реализован с помощью сферы культуры, которая сосредотачивает уникальное культурно-историческое наследие конкретной территории. Таким образом, туризм дает культуре технологии и более эффективные способы реализации социально-культурных и просветительско-образовательных функций, а культура туризму - содержание. Культура является проводником уникального и многообразного контекста, наполняет туризм интеллектуальным и творческим процессом (продуктом), создавая условия для появления дифференцированного туристического предложения.

    Культурно-исторический туризм играет важную роль в повышении просветительного и образовательного уровня личности и конкретных социальных групп. Например, в таких аспектах как экология, толерантность, формирование эстетических и этических норм восприятия окружающего природного и поликультурного социального мира. Это подчеркивает необходимость развития внутреннего туризма.

    Культурно-исторический туризм основан на неослабевающем интересе к огромному познавательному потенциалу края, области, включающему многочисленные памятники истории, архитектуры, литературы, археологии, а также малые исторические города и сельские поселения с включением в программу пребывания туристов участия в праздниках, фестивалях, народных гуляниях и др.

    Культурно-исторический туризм объединяет в себе широкий спектр потребительской туристской деятельности, формирующей понимание отличительных характеристик отдельной дестинации, будь то культурно-историческое наследие, современное искусство, повседневный стиль жизни, а также бизнес-практики, обеспечивающей доступность и интерпретацию культуры дестинации.

    Выделение культурно-исторического туризма как специфического сектора в системе туризма проводится по трем направлениям:

    Характер деятельности туриста, состоящий в получении нового опыта и впечатлений для удовлетворения культурных потребностей. Данный признак формирует концептуальное отличие культурного туризма от других видов туристской деятельности.

    Мотивация туристов, вовлеченных в культурный туризм. Данный признак характеризует масштабы и структуру спроса туристов в сфере культурного туризма.

    Характеристика предложения - особых туристских ресурсов, вовлекаемых в процесс удовлетворения спроса в сфере культурного туризма.

    Характеризуя культурно-исторический туризм по названным признакам, можно дать его развернутое определение, соответствующее современному пониманию культурно-исторического туризма, аккумулирующее ряд наиболее известных подходов:

    Культурно-исторический туризм - это перемещение индивидов за пределы их постоянного места проживания, мотивированное полностью или частично интересом посещения культурных достопримечательностей, включая культурные события, музеи и исторические места, художественные галереи и музыкальные и драматические театры, концертные площадки и места традиционного времяпрепровождения местного населения, отражающие историческое наследие, современное художественное творчество и исполнительские искусства, традиционные ценности, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов, с целью получения новой информации, опыта и впечатлений для удовлетворения их культурных потребностей. Резюмируя в нескольких словах, культурно-исторический туризм можно описать как вид туризма, где культура является базисом:

    формирования туристской привлекательности дестинации;

    мотивации туристской деятельности;

    производимых и потребляемых туристских благ.

    Культурно-исторический туризм приобрел важное значение по целому ряду причин:

    Оказывает позитивное экономическое и социальное воздействие на развитие дестинации.

    Служит средством установления и усиления позитивного имиджа дестинации.

    Поддерживает сохранение культурного наследия.

    Облегчает установление взаимопонимания между людьми в разных странах и регионах.

    Способствует развитию культуры и туризма.

    О степени важности культурно-исторического туризма и его базовой составляющей - культурного наследия - свидетельствуют, в частности, оценки культурного наследия в контексте туризма как "итальянского "General Motors"; "нефтяной индустрии Франции"; а в 2002 г. Король Испании Ху-ан-Карлос 1 признал его "привлекательной формулой для обеспечения качества и эффективности туризма".


    1.3 Культурно-историческое и природное наследие в туризме


    Культурное, историческое и природное наследие принято делить на следующие категории:

    Достояние, используемое в основном туристами (фестивали, представления, памятники и т.д.).

    Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудио пленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа. Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.

    Достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, заповедники и пр.).

    Достояние, используемое в основном местным населением (гражданские сооружения, культовые объекты, кинотеатры, библиотеки и др.). Литературные памятники региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых туристских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают силой создавать впечатление о стране и ее культуре. Доказано, что наличие или отсутствие определенного рода литературы в стране указывает на состояние ее культурной и политической систем. В развлекательные программы для туристов целесообразно включать литературные вечера, тем более что некоторые гостиницы располагают прекрасно оборудованными библиотеками.

    Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами - сильнейший побудительный туристский мотив. Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские организации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности. Исходя из этого, возникает проблема туристского природопользования, в которой концентрируются все аспекты, связанные с загрязнением, восстановлением и охраной природных комплексов от пагубного влияния туристов и туристской инфраструктуры. Однако туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой, что вызывает необходимость управления развитием туризма и его четкого планирования. Следовательно, необходима своевременная и всесторонняя оценка последствий туризма, разработка туристической политики, которые позволили бы предупреждать разрушительное воздействие туризма и извлекать максимальную выгоду, увеличивать его положительное воздействие, которое включает: охрану и реставрацию исторических памятников, создание национальных парков и заповедников, сохранение лесов, освоение культурного наследия.

    В последние годы во всем мире наблюдаются тенденции пересмотра отношения к природному и культурному наследию. Из некогда преимущественно декоративного элемента жизни общества наследие все более зримо трансформируется в базовую ценность современной цивилизации. Специалисты различных отраслей знания все чаще признают, что именно наследию принадлежит решающая роль в обеспечении устойчивого развития - не имеющего аналогов концепта выживания человечества. Несомненно, что возможность выполнения наследием этой беспрецедентной по степени ответственности исторической миссии напрямую зависит от его состояния. Осознание этого факта порождает все более активную работу международного сообщества по обеспечению гарантированной сохранности наследия. Некоторая активизация деятельности в этом направлении отмечается и в России. Однако в большинстве случаев она ограничивается лишь не подкрепленными практическими делами декларациями. С течением времени такое положение дел постепенно начинает входить в противоречие с долгосрочными национальными интересами страны. К счастью, эта ситуация может быть кардинально изменена к лучшему в случае, если в России будут адекватно определены, четко обозначены и последовательно осуществлены принципиальные положения национальной политики в области охраны наследия. Далее излагаются основные концептуальные подходы к разработке и осуществлению такой политики.

    Россия с ее огромными пространствами и древней самобытной историей ее многочисленных народов обладает значительным потенциалом природного и культурного наследия, которое может быть подразделено на материальное и тесно связанное с ним духовное наследие. Культурное наследие современной России материализовано, прежде всего, приблизительно в 85 тыс. недвижимых памятниках истории и культуры, а природное - во множестве особо охраняемых природных территорий - 100 природных заповедниках, 35 национальных парках, сотнях природных заказников, тысячах памятников природы, 90 ботанических садах и дендрологических парков, а также в значительном числе других категорий охраняемых территорий.

    Как уже упоминалось ранее, памятники природы, истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира. Они поддерживают природное и культурное многообразие планеты и вносят существенный вклад в устойчивое развитие страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет ответственность российского государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.

    Глава 2. Использование культурно-исторического наследия Иркутска в туризме


    2.1 Современное состояние культурно-исторического наследия Иркутске


    Иркутск - крупный город в Восточной Сибири, административный центр Иркутской области. Основан в 1661 г. Расположен в долине реки Ангары, в месте впадения двух её притоков - Иркута и Ушаковки, у Транссибирской магистрали, в 55 км от уникального природного комплекса, объекта Всемирного наследия - озера Байкал. Иркутск - торговый, культурный и научный центр Восточной Сибири, в котором проживают более 600 тысяч жителей. Туристский потенциал Иркутска основывается на совокупности факторов:

    наличие инфраструктуры (экономическая, культурная, кадровая, туристская).

    выгодное для развития туристской отрасли географическое расположение (находится на пересечении транспортных путей из Европы в страны Юго-Восточной Азии и обратно, является наиболее крупным городом, расположенным вблизи озера Байкал, на Транссибирской железнодорожной магистрали. В Иркутске представлены все виды транспорта);

    широкий спектр туристских ресурсов Иркутска (познавательных, культурно-исторических, рекреационных) создает огромные возможности для позиционирования его как города привлекательного для различных групп российских и иностранных туристов, посещающих Иркутск с различными целями;

    высокая деловая активность.

    В соответствии с Генеральным планом города Иркутска к особо охраняемым природным территориям местного значения относятся лесной массив курорта "Ангара", городской лесопарк на Синюшиной горе, роща (городской лесопарк) микрорайона Ново Мельниково, экологический дендропарк в Академгородке. К памятникам природы относятся Кайская реликтовая роща, Ботанический сад ИРГТУ и Глазковское кладбище. К формируемым рекреационным территориям отнесены поймы рек Ангары, Иркута, Ушаковки. В качестве основных рекреационных территорий для горожан и гостей города предлагаются о-ва Юность, Конный, Шишиловский, территория "Теплых озер" нижнего бьефа плотины Иркутской ГЭС с перспективой создания здесь городского гидропарка, прибрежные территории Иркутска-II, а также крупная рекреационная зона, находящаяся практически в центре города - полуостров Кировский.

    Объекты культурно-исторического туризма Иркутска

    Основные и наиболее популярные памятники культурно-исторического наследия:

    .Собор Богоявления, ул. Нижняя Набережная, 2;

    2.Харлампиевская церковь, ул.5-ой Армии, 59;

    .Троицкая церковь, ул.5-ой Армии, 8;

    .Польский костел, ул. Сухэ-Батора, 1;

    .Синагога, ул.К. Либкнехта, 23;

    .Спасская церковь, ул. Сухэ-Батора, 2;

    .Владимирская церковь, ул. Декабрьских Событий, 3;

    .Знаменский монастырь, ул. Ангарская, 14;

    .Мечеть, ул.К. Либкнехта, 86;

    .Церковь во имя иконы Казанской божьей матери, ул. Баррикад, 34;

    .Покровская церковь, ул.Р. Штаба, 29;

    .Спасо-Преображенская церковь, ул. Волконского, 1;

    .Князе-Владимирская церковь, ул. Каштаковская, 52;

    .Православная Старообрядческая община во имя Покрова Божией матери, ул. Баррикад, 109;

    .Михайло-Архангельская церковь по ул. Образцова;

    .Сад Томсона по ул.Р. Люксембург;

    .Роща Кайская (с комплексом курорта "Ангара") по ул. Маяковского;

    .Роща "Звездочка", ул. ул. Звездинская, Гоголя, Чернышевского;

    .Парк Парижской Коммуны (Глазковский некрополь), ул. ул. Маяковского, Боткина, 2-ая Железнодорожная;

    .Комплекс Петропавловской полковой церкви, ул. ул. Гоголя, - Терешковой;

    .Комплекс Николо-Иннокентьевской церкви, ул. Профсоюзная;

    .Кресто-Воздвиженская церковь по ул. Коммунаров;

    .Входо-Иерусалимская церковь по ул. Борцов Революции;

    .Усадьба Сукачева, ул. Советская.

    Ресурсы событийного культурно-исторического туризма в Иркутске

    Иркутск - город богатейшей культуры, в основе которой многовековая история традиций. Здесь испокон веку в мире и согласии жили люди разных национальностей и вероисповеданий. Все национальные и религиозные праздники стали всеобщими народными. Иркутяне одинаково радостно встречают православное и католическое рождество, и дружно празднуют бурятский Сагаалган - Новый год по лунному календарю. Вместе идут к Вечному огню поклониться солдатам Великой Отечественной войны и отмечают День родного города, задолго готовятся к торжественным традиционным Дням духовности и культуры.

    Проекты Иркутской области вышли в финал Всероссийского конкурса событийного туризма "RUSSIAN open EVENT expo 2013". Всего свои проекты представили 79 регионов. Приангарье направило на отбор сразу пять мероприятий по номинациям в области культуры, народных традиций, спортивных событий и экстрима, эко - и этнотуризма, инновационных событийных проектов. В результате все проекты Приангарья попали в финальную презентацию. А победителями стали проекты спортивной направленности "Хрустальная нерпа", "Ёрдымская верста" - г. Иркутск.

    Основой культурно-исторического туризма на территории города является экскурсионный туризм. Наличие проработанных экскурсионных маршрутов является визитной карточкой серьезного туристского центра. Так, например, в городе Иркутске разрабатывается туристский экскурсионный маршрут "Зеленая линия", "Радуга".

    Перечислим виды экскурсионных маршрутов в городе Иркутске. .

    Экскурсия по городу Иркутск. Программа экскурсии: Сквер им. Кирова, Польский костел, Вечный огонь, храм Спаса Нерукотворного, Богоявленский собор, Нижняя набережная. Знаменский монастырь. Место расстрела адмирала Колчака. Могила известного путешественника Григория Шелихова, захоронения жен декабристов. Центральная улица Карла Маркса, театр им. Охлопкова, памятник известному иркутскому драматургу Александру Вампилову, памятник Александру III на набережной Ангары, 130-й квартал. Выезд в поселок Листвянка. Посещение обзорной площадки на Байкале. Обед. Посещение Свято-Никольской церкви. Центральный пирс. Свободное время 1,5 часа. В это время вы можете прогуляться вдоль берега, посетить знаменитый рыбно-сувенирный рынок, прокатиться на теплоходе по Байкалу (за дополнительную плату). Посадка в автобус. Отправление в Иркутск. Прибытие в Иркутск к гостинице "Ангара".

    Обзорная экскурсия по Иркутску. Экскурсия длится около 3-х часов. Включает посещение исторического центра города Иркутска, несколько храмов. В программу экскурсии можно включить посещение Музея Декабристов и Краеведческого музея. Такую экскурсию удобно заказывать в день прибытия в город или в день отъезда. Например, если вы прибываете в город утром и вам предстоит поездка на Байкал, то сначала можно съездить на экскурсию по городу, а затем уже отправиться в путь. Популярна такая экскурсия у тех, кому предстоит провести день в Иркутске, будь то командировка или ожидание завтрашнего рейса. В стоимость включены услуги гида (русский или английский язык) и аренда автотранспорта. За дополнительную плату можно приобрести билеты в музеи.

    Экскурсия по храмам города Иркутска. Город Иркутск очень богат храмами и церквями. Многие из них имеют удивительную историю. Экскурсия займет 3 часа. Вы обязательно посетите церковь, где венчался Адмирал Колчак, а так же храм, где хранятся мощи Иннокентия Иркутского. Эта экскурсия отнимает немного времени и удобна в начале или конце поездки. В стоимость включены услуги гида (русский или английский язык) и аренда автотранспорта.

    Однодневные экскурсии из Иркутска и для проживающих в поселке Листвянка. Одной из важных составляющих повышения эффективности городского туризма является формирование календаря событий, способных привлекать туристов. События создают информационный повод для продвижения города как туристского центра и имеют высокий потенциал повышения туристского интереса для привлечения дополнительных туристских потоков, особенно вне пика туристских прибытий.

    Если у путешественников время посещения города ограничено туристические фирмы могут предложить посещение какого-либо объекта на вкус и интерес туриста:

    ·Вечный огонь.

    ·Памятник Петру и Февронии Муромским.

    ·Польский костел. Спасская церковь. Собор Богоявления.

    ·Памятник первопроходцам.

    ·Московские ворота.

    ·Сквер им. Кирова. Лингвистический университет.

    ·Городская дума.

    ·Площадь труда. Первый телеграф.

    ·Иркутск - исторический архитектурный памятник. Особняки купцов.

    ·130-й квартал.

    ·Посещение музея Декабристов.

    ·Памятник женам Декабристов.

    ·Знаменский женский монастырь.

    ·Место расстрела Колчака, памятник Колчаку.

    ·Ул. Карла Маркса. Памятник туристу.

    ·Драматический театр имени Охлопкова.

    ·Прогулка по набережной реки Ангары. Памятник Александру III. Белый дом. Театр. Университет.

    ·Посещение Иркутского Нерпинария.

    ·Краеведческий музей.

    ·Музея истории города Иркутска.

    ·Усадьба В.П. Сукачева.

    ·Др.

    Основной формой организации туристических маршрутов по городу на данный момент является автомобильно-пешая экскурсия.

    Приведем некоторые примеры ежегодных событий, которые привлекают туристов в город Иркутск (табл.1)


    Таблица 1

    События, привлекающие туристов в г. Иркутск

    НазваниеКраткое описаниеКРЕЩЕНИЕ19 января стало для многих иркутян радостной потребностью окунуться в обжигающе холодную воду иордани, прорубленной во льду Ершовского залива или самого Байкала. Вода освящена, целебна, горожане набирают из купели крещенскую благословенную воду и лечатся ею при всяких хворях. САГААЛГАНФевраль - месяц прихода Нового года по лунному календарю - у бурят он называется САГААЛГАН. Все обряды этого древнего народного праздника несут в себе глубокий смысл: надо совершать как можно больше благодеяний, наполнить душу светлыми помыслами. ЗИМНИАДАуже ставший традиционным фестиваль зимних спортивных игр и туристских мероприятий. Открывается 23 февраля на льду Иркутского залива возле ледокола "Ангара". В день открытия проходят игры по минифутболу, хоккею, волейболу. Зимниада длится до конца марта и включает множество интересных соревнований: переход через Байкал, марафоны на коньках, лыжах, собачьих упряжках. МАСЛЕНИЦАМасленичная неделя длится с последнего воскресенья февраля до первого воскресенья марта. Лихо, с сибирским задором, щедростью, ходить в гости на блины, дарить подарки, гулять от души принято в эту праздничную неделю. Однако самое многолюдное празднование языческой Масленицы проводится в этнографическом музее "Тальцы". Тут и взятие снежного городка, и веселые скоморохи, и перетягивание каната. Всем заправляет Театр народной драмы. Сожжение соломенной Масленицы служит знаком прощания с холодной зимой. В полевой кухне заваривается гречневая каша, ну и конечно сто грамм "наркомовских" для фронтовиков Великой Отечественной - и начинаются воспоминания со слезами на глазах. ДЕНЬ ГОРОДАПразднуется в первое воскресение июня. Мероприятия проходят сразу на нескольких площадках - у Спасской церкви, у стадиона "Труд", на острове "Юность", на набережной. Обычно в этот день от памятника Александру III проходит праздничное шествие по бульвару Гагарина "По главной улице с оркестром". На сквере Кирова организуется ярмарка изделий мастеров прикладного творчества. Яркие и праздничные концерты национально-культурных центров, творческих коллективов, театрализованные представления не оставят без внимания ни одного горожанина и гостя праздника. А вечером на острове "Юность" небо расцветает салютом - День города завершается фестивалем фейерверков. И чем почтеннее возраст города, тем интереснее и значительнее его дни рождения. СУРХАРБАНБурятский культурно-этнический летний праздник, где соревнуются в стрельбе из лука, бурятской борьбе, скачках, исполняют народные песни, водят хороводы "ехор", угощаются национальной бурятской кухней. ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИМ. ВАМПИЛОВАПроходит традиционно в августе. В театрах города показывают спектакли лучшие театры России. ДЕНЬ БАЙКАЛА26 августа. Проводятся экологические акции, культурные программы, лекции, митинги в защиту Байкала. ДНИ ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ1-8 октября. Традиционные эти дни, отмеченные культурными программами, концертами, новыми театральными спектаклями. Вручаются премии за достижения в культурных проектах. Начинается на площади трех церквей, крестного хода и торжественной литургии в Богоявленском соборе.

    До 2012 года действовала муниципальная целевая программа "Содействие развитию туризма в городе Иркутске на 2009 - 2012 годы". По итогам действия программы в городе создан и работает Координационный совет по туризму при мэре города Иркутска. В 2012 году специалисты городского комитета по экономике приняли участие в международных выставках: "Байкалтур-2012", "МИТТ-2012" (г. Москва) и еще в 14 международных туристских выставках. В течение 4 лет выпущено 62 тыс. экземпляров информационных туристских материалов о городе Иркутск.



Рассказать друзьям