В научной литературе, посвященной вопросам туризма, нет определения «культурно-познавательный туризм», а встречаются только определения «познавательный туризм», которые не отличаются особым разнообразием, хотя некоторые отличия все-таки имеются. М.Б. Биржаков : «включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко- культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране».
Наиболее лаконичное определение познавательного туризма сформулировала М.В. Ефремова - «этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции расширения кругозора и интеллекта» .
Сравнительный анализ всех приведенных выше определений понятия «познавательный туризм» позволяет заключить, что они не противоречат друг другу, однако лишь только в двух первых определениях предпринята попытка выделения объектов познания туристов.
Однако, на наш взгляд, определение «познавательный туризм» не совсем корректно в силу того, что целью познавательного туризма является знакомство с культурно-историческим наследием принимающей страны, т.е. с туристскими ресурсами, которые представляют собой «совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства, способных вызвать туристский интерес» (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма», 1994 г.). В рамках Всемирной конференции по политике в области культуры были приняты рекомендации по приоритетному развитию культурного туризма во всем мире. В декларациях, принятых в Маниле (1980) и Мехико (1981), отражены принципы сотрудничества в области культуры и туризма. Подчеркивалась необходимость комплексного планирования с целью дальнейшего развития процесса демократизации культуры и туризма, а также сохранения культурного и природного наследия в условиях дальнейшего развития цивилизации.
Культурно-историческое наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества - совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно включает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т.п.
Новым в вышеприведенном определении «культурно-исторического наследия» является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии и религиозные ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т.д. Конвенция но охране мирового природного и культурного достояния (ООН, 1972) отмечала лишь его материальные или физические аспекты. ВТО рекомендовала государствам - членам организации присоединиться к этой Конвенции и руководствоваться ее принципами, а также принципами Хартии культурного туризма, принятой на международном семинаре но туризму в 1976 г. по инициативе Международного совета по памятникам и историческим местам.
На основе этих принципов была предложена следующая классификация использования культурно-исторического наследия :
- ? достояние, в основном представляющее интерес для туристов (фестивали, представления, памятники, районы, преимущественно посещаемые туристами, и т.п.);
- ? достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, места, посещаемые экскурсантами, заповедники и т.д.);
- ? достояние, в основном используемое местным населением (объекты религиозного культа и гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки и пр.).
Таким образом, на наш взгляд, более правильно говорить не о познавательном туризме, а о культурно-познавательном, под которым понимаются поездки людей в целях ознакомления с природными ресурсами и историко-культурным наследием принимающей страны. Целью культурнопознавательного туризма является приобщение к материальным и духовным ценностям различных стран и народов. Культурно-познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте.
Познавая окружающий мир, турист соотносит культуру своего народа с культурой других народов для того, чтобы удостовериться в значимости той культурной традиции, к которой он принадлежит. Он также стремится использовать культурные достижения других народов для улучшения своего уклада жизни. Кроме того, близкое знакомство с культурой других народов позволяет ему лично убедиться в достоверности тех знаний, которые он почерпнул из книг. Для большинства людей смысл жизни заключается не только в достижении определенного материального благополучия и продвижения по профессиональной лестнице, но и в познании мировой культуры, в осознании себя частью глобального человечества, сравнении образа жизни и достигнутого уровня развития материальной культуры своего народа с материальной и духовной культурой других народов. Такое сравнение позволяет человеку осмыслить позитивные и отрицательные особенности своего жизненного уклада, найти возможности для более полного проявления своей индивидуальности.
Приобщение к культурам и достижениям других народов является мощным стимулом развития мировой культуры. Достаточно вспомнить, что развитие арабской культуры в значительной степени опиралось на античное научное наследие, с которым арабы познакомились в ходе завоеваний стран Ближнего Востока и Византии. Знакомство русских послов с архитектурой и культовой жизнью Константинополя сыграло исключительную роль в принятии православного христианства на Руси. Многие известные путешественники оставили ценные описания образа жизни и материальной культуры различных народов, что способствовало развитию более тесных экономических и духовных связей народов.
Получая новые впечатления об известных природных и культурных явлениях, человек удовлетворяет одну из наиболее сильных своих потребностей - потребность в познании.
Культурно-познавательный туризм может быть неспециализированным и специализированным.
Неспециализированный культурно-познавательный туризм дает участникам туров общие представления о культуре и жизненном укладе других народов. По сути - это ознакомительные поездки, которые совершают десятки миллионов людей. Туристов привлекают известные архитектурные памятники, особенности городских ландшафтов, образ жизни наиболее известных мегаполисов. Наибольший интерес у туристов вызывают страны, достигшие высокого уровня культуры и оказавшие существенное влияние на ход мировой истории. Это прежде всего страны Западной Европы, в которых интенсивно развивались экономические и социально-политические отношения, наука и искусство, техника и быт,- Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды, Италия. Миллионы туристов ежегодно знакомятся с достопримечательностями Парижа, Рима, Афин, Каира, Мадрида, Сингапура, Санкт- Петербурга, Рио-де-Жанейро. Это знакомство, как правило, ограничивается наиболее известными памятниками архитектуры, архитектурными ансамблями, крупнейшими музеями, парками, природными ландшафтами, инженерными сооружениями, развлекательными комплексами. Многие из этих достопримечательностей стали своего рода символами стран, в которых они находятся, и даже целых регионов. По результатам социологического опроса, проведенного среди итальянцев, англичан, испанцев и немцев, туристским символом Объединенной Европы является Эйфелева башня (табл. 5.16).
Специализированный культурно-познавательный туризм предлагает целенаправленное знакомство с отдельными проявлениями материальной и духовной культуры. Объектами, представляющими интерес для туриста, являются: природные достопримечательности (животный и растительный мир, природные ландшафты); материальные памятники древнего искусства (культовые сооружения, скульптура, фрески); современный уклад жизни народов; современная архитектура и скульптура; градостроительное искусство; музеи и театры.
Туристские символы объединенной европы, %
Таблица 5.16
В настоящее время развитие культурно-познавательного туризма, как и общества в целом, невозможно вне концепции устойчивого развития. На Международной конференции, проведенной в Ванкувере (Канада) в 1990 г. были сформулированы следующие виды положительного воздействия туризма на устойчивое развитие территории (рис. 5.4).
Устойчивое развитие страны или отдельного региона, специализирующегося на культурно-познавательном туризме, предполагает планирование и управление развитием территории, что обеспечивает защиту природной и культурно-исторической среды, улучшение качества жизни местного населения, обеспечение туристам условий пребывания, соответствующих высоким международным стандартам.
Для устойчивого развития территории, специализирующейся на культурно-познавательном туризме, первостепенное значение имеют природные ресурсы и историко-культурное наследие, именно они являются основой успешного развития туристского бизнеса. Данные ресурсы определяют специфику развития туризма в регионе, являются исходным базисом для производства туристского продукта при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики территорий.
Одним из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. На территории России находится 23 объекта из списка всемирного культурного и природного наследия, сформированного под эгидой ЮНЕСКО, в том числе 15 культурных и восемь природных объектов, из них шесть культурных объектов признаны шедеврами человеческого созидательного гения и три объекта - природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности (см. Приложение 1).
Рис. 5.4.
Основу историко-культурного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать но их характеристикам следующим образом:
- ? музеи и музеи-заповедники;
- ? национальные парки;
- ? исторические города и поселения.
Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии культурно-познавательного туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. Практически все зарубежные туристы, а также многие внутренние посещают Москву и Санкт-Петербург, что обусловлено наличием большого количества памятников, представляющих историческую и культурную ценность: Московский Кремль, Эрмитаж, Большой театр, Мариинский театр, Третьяковская галерея и т.п.
В 2013 году Эрмитаж посетило 2,8 млн туристов, 900 тыс. из которых - организованные иностранные путешественники; Русский музей - более
1.1 млн человек. Музеи московского Кремля в 2013 г. приняли 1,7 млн чел., Третьяковская галерея - 1,4 млн чел., московские музеи ежегодно посещает более 5 млн человек.
В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее время существуют более 140 музеев-заповедников и музеев-усадеб). Они организованы на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, событиями, жизнью выдающихся личностей. Большая их часть сконцентрирована на территории Европейской части России. Так, например, более
2.2 млн туристов посетили в 2013 году государственный музей-заповедник «Царское Село» и свыше 1,1 млн гостей - «Павловск», но более всего туристов побывало в музее-заповеднике «Петергоф» - более 4,8 млн туристов. Владимиро-Суздальский музей-заповедник ежегодно посещают около 1,0 млн чел., музей-заповедник Ростовский кремль - около 0,2 млн чел. К числу популярных объектов туризма можно также отнести еще ряд наиболее известных провинциальных музеев-заповедников, расположенных в старинных русских городах, являющихся традиционными центрами туризма. К ним относятся: Новгородский музей-заповедник (0,5 млн посетителей), Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник (0,5 млн посетителей), Александровская Слобода в городе Александров Владимирской области (0,4 млн посетителей), Рязанский музей-заповедник (0,2 млн посетителей).
Центральная Россия также привлекательна своими литературными музеями-заповедниками. Это музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» в Псковской области (163 тыс. посетителей в год), музей-заповедник Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» в Тульской области
(116 тыс. посетителей), музей-заповедник М.Ю. Лермонтова «Тарханы» в Пензенской области (196 тыс. посетителей).
Огромным интересом у зарубежных и отечественных туристов, путешествующих с культурно-познавательной целью, пользуется Русский Север, который известен среди туристов, прежде всего, благодаря музею- заповеднику Кижи в Карелии (158 тыс. посетителей в год), Кирилло- Белозерскому музею-заповеднику (156 тыс. посетителей), Соловецкому музею-заповеднику (39,8 тыс. посетителей).
В центральной части России сохранилось большое количество усадебных комплексов, которые представляют интерес как для туристов, путешествующих с культурно-познавательной целью, так и для инвесторов, вкладывающих финансовые средства в развитие туристской инфраструктуры.
Усадебные комплексы можно разделить на две основные группы: первая - объекты экскурсионного посещения, вторая - усадьбы, которые непосредственно могут быть использованы в целях туризма, нод гостиницы, пансионаты и т.п.
К первой группе относятся усадьбы, принадлежавших знаменитым людям и имеющие статус музеев-усадеб или историко-культурных и природных музеев-заповедников. Например, усадьба А.Н. Островского «Щелыково» (Костромская область), Н.А. Некрасова «Карабиха» (Ярославская область), Ф.И. Тютчева «Мураново» (Московская область), А.С. Грибоедова «Хмелита» (Смоленская область), Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» (Тульская область) и другие.
Ко второй группе относятся усадьбы, не представляющие особой исторической ценности и используемые неэффективно или совсем неиспользуемые. Например, усадьба Грузинских-Шорыгиных в деревне Михайловская (Владимирская область), усадьба Воротынских в селе Чернцы (Иановская область), усадьба Шишкиных-Нащокиных (Костромская область) и многие другие. В зоне «Ополья» расположены усадебные села Сима, Варварино, Ратислово и др., в Переславской зоне - села Веськово, Горки, Гагаринская Новоселка, Смоленское. В Тверской области большой интерес представляют усадьбы, в которых, по преданию, гостил А.С. Пушкин (Грузины, Малинники и др.). Наибольшей концентрации усадебные комплексы достигают но мере приближения к Москве. Всего в Центре России имеются десятки таких усадеб, которые можно сохранить и полезно использовать в целях дальнейшего развития культурно-познавательного туризма. Такие старинные усадьбы - при условии реставрации имеющихся памятников - составляют исключительно ценный потенциал для развития культурнопознавательного, сельского, этнографического, экологического туризма, то есть именно таких форм туризма, которые пользуются сейчас повышенным спросом на мировом рынке туристских услуг.
Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки. В настоящее время их насчитывается 40. Во многих из них сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты. Это, прежде всего, такие национальные парки как «Кенозерский» (Архангельская область), «Русский Север» (Вологодская область), «Угра» (Калужская область), «Плещеево озеро» (Ярославская область). В отличие от музеев под открытым небом в национальных парках сохраняются не только отдельные памятники, а вся историко-культурная и природная среда. Так, например, национальный парк «Кенозерский» - это не только ценная лесная территория и озерный край, но и место, где сохранились деревянные церкви и часовни, обетные кресты, деревни с живой традиционной культурой.
Ресурсная база национальных парков позволяет туристам познакомиться с уникальными художественными и культурными ценностями, культурными ландшафтами, природными достопримечательностями, а также с разнообразными культурными мероприятиями (праздниками, фестивалями, концертами).
Особое значение в организации культурно-познавательного туризма играют исторические города и поселения. Исторические города и поселения - это населенные пункты, имеющие архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками истории и культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность.
К настоящему времени большинство исторических городов России находятся в запустении, и, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы, поскольку значительное количество памятников истории и культуры требует целенаправленного финансирования на срочную реставрацию либо хотя бы консервацию. Большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждаются в модернизации или реконструкции в то время как инженерное оборудование, особенно в малых и средних исторических городах, находится на низком уровне, необходимо проведение работ по благоустройству улиц и дорог.
Все исторические города России разделяются на четыре категории по ценности их архитектурно-градостроительного наследия:
- ? Категория I - исторические города международного (мирового) значения, наследие которых имеет признанный международным сообществом уникальный характер и нуждается в принятии особых мер и процедур по его сохранению.
- ? Категория II - исторические города общегосударственного (общенационального) значения, наследие которых имеет выдающийся характер и для его сохранения требуется разработка комплексных программ и специальных проектов по реконструкции и возрождению исторической среды.
- ? Категория III - исторические города регионального значения, наследие которых обосновывает их выделение из общего списка и нуждается в сохранении и использовании его как градостроительного наследия.
- ? Категория IV- прочие исторические города.
Исторические города и тяготеющие к ним сельские поселения в сочетании с окружающей природой рассматриваются как основа историко- культурного потенциала Центра России.
Исторические города центральных областей России относятся к числу наиболее древних. Так, если в целом по стране исторические города, основанные или впервые упоминаемые в письменных источниках до конца XVII века, составляют около 50% от общего списка исторических городов РФ, то из 129-ти исторических городских поселений десяти центральных областей таких городов 95%.
По ценности историко-культурного наследия города Центра России распределяются следующим образом: к категории городов, имеющих наследие особой значимости, относятся 26 (20%), наследие выдающейся ценности - 37 (30%), ценное наследие - 66 (50%) (табл. 5.17).
Таблица 5.17
Группировка исторических городов Центра России по ценности историко-культурного наследия
1 - наследие особой |
2 - наследие |
3 - ценное наследие |
значимости |
выдающейся ценности |
|
Владимирская область |
||
Владимир, Гороховец, Муром, Суздаль |
Александров, Вязники, Юрьев- Польский, Киржач, пгг Боголюбово, пгг Мстера |
Гусь-Хрустальный, Ковров Меленки, Покров, Судогда, пгт Ставрово |
Ивановская область |
||
Иваново, Кинешма, Плес, Шуя, Юрьевец, пгт Лух, пгт Палех, пгт Писцово, пгт Холуй |
Вичуга, Гаврилов Посад, Кохма, Пучеж, Тейково, Фурманов, пгт Лежнево, |
|
Калужская область |
||
Калуга, Боровск |
Козельск |
Малый Ярославец, Медынь, Мещевск, Мосальск, Таруса, Юхнов |
Костромская область |
||
Кострома, Солигалич |
Галич, Макарьев, Нерехта Чухлома, пгт Судиславль |
Буй, Кологрив, пгг Красное- на Волге, пгт Сусанино |
Окончание
1 - наследие особой значимости |
2 - наследие выдающейся ценности |
3 - ценное наследие |
Московская область |
||
Звенигород, Коломна, Можайск, Сергиев Посад |
Верея, Волоколамск, Дмитров, Зарайск, Серпухов |
Балашиха, Бронницы, Егорьевск, Истра, Кашира, Клин, Ногинск, Озеры, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Подольск, Руза, Чехов |
Рязанская область |
||
Рязань, Касимов |
Михаилов, Ряжск, Скопин, Спас-Клепики, Спасск-Рязанский, Шацк |
|
Смоленская область |
||
Смоленск, Вязьма |
Велиж, Демидов, Дорогобуж, Духовгцина, Ельня, Рославль, Сычовка, пгт Красный |
|
Тверская область |
||
Кашин, Осташков, Старица, Торжок |
Тверь, Вышний Волочек, Калязин, Торопец |
Бежецк, Белый, Весьегонск, Зубцов, Красный Холм, Ржев, |
Тульская область |
||
Тула, Белев, Богородицк, |
Алексин, Венев, Плавск, Чекалин, пгт Епифань, пгт Одоев (с. Крапивна) |
|
Ярославская область |
||
Ярославль, Переславль- Залесский, Ростов, Рыбинск, "Гутаев, Углич |
Мышкин, пгг Великое, пгт Борисоглебский |
Гаврилов Ям, Данилов, Любим, Пошехонье- Володарск, (с. Заозерье) |
В соответствии с ценностью историко-культурного наследия каждое из исторических городских поселений Центра России обладает тем или иным потенциалом для развития культурно-познавательного туризма. Возможность реализации имеющегося потенциала непосредственно связана с состоянием исторических городов - их общим обликом, состоянием исторических центров и других зон города, посещаемых туристами.
Естественное окружение исторических городов составляют старинные села, деревни, монастырские и усадебные комплексы, располагающиеся в соответствии с системой традиционного расселения, вдоль рек и древних направлений дорог.
Процессы депопуляции, затронувшие страну в целом, в наибольшей степени отразились на сельских районах, население которых сократилось по областям от 3 до 10 раз. Сейчас многих некогда богатых, старинных сел и деревень с каменными храмовыми комплексами, прекрасными образцами народного деревянного зодчества уже нет, а те, что остались, требуют особого внимания не только в силу своей историко-культурной или этнографической ценности, но и как исключительно важный потенциал для развития культурно-познавательного туризма.
Наряду с прославленными и менее известными городами, на территории Центра России сосредоточены сотни старинных сельских поселений. В настоящее время количество сельских поселений, в которых имеются памятники истории и культуры, состоящие на государственной охране, составляет более 1500.
Дошедшие до наших дней типы сел Центра России сложились, в основном, в XVIII-XIX вв., иод влиянием градостроительных преобразований Екатерининской эпохи и, затем, развились и оформились в период активного экономического развития XIX - начала XX вв.
Топонимика свидетельствует о древнейшем происхождении многих сел, особенно в зоне «Ополья»: дохристианские названия Мирславль, Игрищи, Ратницкое, Городище и др. относятся еще к временам существования Ростово-Суздальского княжества. Осью зоне «Ополья» является р. Нерль (Клязьминская), расположено множество живописных старинных сел и деревень, сохранились элементы традиционного жизненного уклада, хорошее состояние окружающей среды, широкие возможности использования местных экологически чистых продуктов садоводства, огородничества, животноводства и пр.
В них имеется богатый потенциал для организации культурно-познавательного туризма, в том числе конных маршрутов (например, по древнейшему пути, связывавшему Ростов и Суздаль (через села Угодичи, Ильинское, Аньково, Игрищи, Мирславль, Нерль и др.).
В северо-восточной части Центра России (Ярославская, Костромская и Ивановская области) преобладает тип богатых торгово-промышленных сел, застройку которых образуют развитые домовладения, состоящие из жилых, торговых, производственных и хозяйственных построек.
Особенный интерес представляют села Шуйской зоны (Дунилово- Горицы, Введенье-Пупки, Васильевское и др.) и приозерные села Ростовской зоны (Поречье-Рыбное, Угодичи). Доминантой всех сел является церковь или храмовый комплекс, состоящий из зимней и летней церквей.
В последние годы мировое сообщество придает особое значение охране памятников нематериальной культуры. Под эгидой ЮНЕСКО введена новая номинация памятников нематериальной культуры. Это - фольклор, народные художественные промыслы, бытовые традиции, ритуалы и т.д.
Из российских объектов в список особо ценных видов нематериального наследия включены устное народное творчество и культурные традиции старообрядцев Забайкалья. Это пока единственный объект подобного рода в нашей стране. Однако Россия имеет большие возможности представительства в этой номинации в связи с сохранностью многих промыслов и производств, фольклорных традиций, других проявлений живой традиционной культуры в различных регионах страны.
Значительный интерес для поездок с культурно-познавательными целями представляет богатая история и культура различных народов, проживающих в Российской Федерации. Этнографический туризм позволяет сформировать представление о национальном многообразии страны, особенностях культуры каждого народа, их национальных традициях, национальной кухне, исторических памятниках. Благодаря разнообразию языковых групп народов, культурных различий даже внутри одной большой нации (например, история и культура поморов или казаков, развивающихся в рамках русского народа) этнографический туризм в Россию также чрезвычайно интересен для зарубежных туристов. В столицах национальных республик, центрах автономий создаются национальные музеи, действуют театральные и концертные коллективы, важную роль играют архитектурные и этнографические музеи под открытым небом.
Особое место в мотивации поездок, связанных с посещением памятников истории и архитектуры, занимает институт паломников. Потоки паломников часто пересекаются с культурно-познавательным туризмом, поскольку и паломник, и турист посещают одни и те же объекты, чаще всего - монастыри и святые места. Многие из монастырей являются выдающимися памятниками архитектуры. Это Соловецкий и Валаамский монастыри на Русском Севере, Ипатьевский (около Костромы), Прилуцкий (около Вологды), Пафнутьев-Боровский, Шамординский, Оитина пустынь (Калужская область) Нилова пустынь (на Селигере, в Тверской области) и множество других. Их возрождение сделало эти места привлекательными для самых разнообразных групп населения. При этом важно отметить, что здесь сохраняются не только недвижимые памятники материальной культуры, но и живая традиционная культура, национальные святыни. Важное место в религиозном туризме занимают буддийские дацаны Бурятии, Тувы и Калмыкии, мусульманские святыни на территории республик, где традиционной религией является ислам и т.д.
В то же время следует подчеркнуть, что до настоящего времени в Российской Федерации сохраняется большая неравномерность в географии туристских поездок с культурно-познавательными целями. Ведущую роль в них играют Москва и Санкт-Петербург с их ближайшим дворцовым и усадебным окружением и соседними историческими городами. На музеи и музеи-заповедники Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской области приходится 40% посещений музейных учреждений, а с учетом посещаемости соседних со столичными центрами музейных объектов (во Владимирской, Ярославской, Тульской, Псковской и Новгородской областях) - 47%, то есть почти половина музейных посещений России. За пределами этих ареалов существуют всего лишь отдельные очаги культурно-познавательного туризма, как правило, связанные с музеями-заповедниками (музеями-усадьбами) и в еще более редкой степени - с национальными парками.
География культурно-познавательного туризма в России может и должна быть гораздо обширнее, чем в настоящее время. Ведь вне сферы туризма остаются многие объекты историко-культурного и природного наследия, расположенные в регионах Российской Федерации.
- Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: учеб, пособие. М.:ИД Ось - 89,2003.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Понятие "культурный туризм", его основные характеристики и влияние на развитие региона. Характеристика ресурсов Ижевска для развития культурного туризма. Характеристика туристических ресурсов и тура Сибирского тракта для развития культурного туризма.
дипломная работа , добавлен 04.08.2008
Общее представление и классификация культурного туризма. Факторы, влияющие на его дальнейшее развитие в России. Характеристика объектов культурного наследия. Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоны "Золотое Кольцо Москвы".
дипломная работа , добавлен 14.09.2010
Культурный туризм и его влияние на развитие региона. Роль экскурсионного обслуживания в развитии культурного туризма в Хабаровском крае. Характеристика рекреационных и познавательных ресурсов; паспорт маршрута и сценарий обзорной экскурсии "Время–река".
дипломная работа , добавлен 21.03.2012
Культурный туризм как фактор развития региона, проблемы типологии и его генезис. Исследование теоретического аспекта музыкального фестиваля в системе культурного туризма и применение современных концепций по его совершенствованию в Хабаровском крае.
дипломная работа , добавлен 21.03.2012
Сущность, классификации, мировой опыт и современное состояние событийного туризма в России. Основные направления и перспективы развития туристического отдыха в Ханты-Мансийском автономном округе. Управление в сфере социально-культурного сервиса региона.
курсовая работа , добавлен 24.06.2015
Понятие и виды паломнического и просветительского туризма. Объекты культурного наследия как ресурс для организации религиозного туризма. Анализ деятельности туроператоров внутреннего туризма в Вологде. Использование маршрута в качестве экскурсии-пленэра.
дипломная работа , добавлен 17.06.2017
Культурно-познавательный туризм как ресурс развития исторических городов России. Оценка туристической привлекательности Тульской области. Мероприятия по развитию туризма в Тульской области с помощью турагентства "Ваш отдых", оценка их эффективности.
дипломная работа , добавлен 22.11.2015
История развития туризма. Изучение культуры античного периода. Походы и путешествия в эпоху средневековья. Открытия в XV-XVI веках. Проблемы сохранения объектов культурного наследия в России. Роль туризма в современном мире, многообразие его видов.
дипломная работа , добавлен 20.03.2014
Классификацией туризма называют выделение определенных видов туристической деятельности согласно каким-либо основаниям. Наиболее распространенной классификацией является выделение определенных видов, форм, категорий.
Соответственно, ресурсы культурного туризма можно разделить на две большие группы:
- 1. Собственно культурные достопримечательности - объекты и процессы культуры, которые, согласно современному подходу к культуре охватывают:
- - материальные и нематериальные результаты в традиционных областях культурного производства (архитектура, литература, исполнительские и изобразительное искусства),
- - материальные и нематериальные результаты в инновационных областях культурного производства - культурных индустриях (индустрии моды, кино, масс-медиа, развлечений, графического и веб-дизайна и т.д.)
- - повседневную жизнь населения определенной территории (быт, труд и досуг) как элементы культуры, представляющие сегодня повышенный интерес для ознакомления, познания и понимания.
Имеют территориальное (место исторического события, этнический квартал и т.п.), организационное (музей, театр, фестиваль) и тематическое (отражающее отдельный аспект культурной жизни, производства и творчества, например, литературные места Санкт-Петербурга, история русского балета и т.п.) представление.
Можно систематизировать виды ресурсов культурного туризма данной группы, используя следующие основные критерии.
Время формирования позволяет разделить все ресурсы на два вида:
- - культурное наследие,
- - современная (традиционная инновационная) культура.
Форма существования культурной достопримечательности (постоянная или временная) обусловливает временные параметры использования культурной достопримечательности в туристской практике:
- - стационарные культурные достопримечательности (продукты и процессы), «привязанные» к определённой территории физически (здания и сооружения, городская архитектура, историческое место), организационно (театр, библиотека, музей, художественный институт - организации, реализующие культурные процессы, формирующие территориальную инфраструктуру культуры) или субъектно (повседневная бытовая культурная практика),
- - культурные события (культурно-исторические и художественно-исполнительские, а также социально-культурные (гей-парад) события), чье основное отличие как раз и состоит во временном характере существования.
Культурный базис достопримечательности разделяет культурные ресурсы на следующие категории:
- - материальная культура (артефакты) - материальные атрибуты творческой, производственной и бытовой деятельности (орудия труда, предметы быта, одежда, жилище, произведения искусства и т. д.),
- - нематериальная культура - творческая практика (в т. ч. исполнительские искусства, массовые зрелища, художественные традиции, мифология и т.п.), е? процессы и нематериальные продукты,
- - живая культура - традиционное народное творчество (фольклор) и бытовая практика, в т. ч. воспроизведение традиционного образа жизни.
Уровень культуры, который дифференцирует культурные объекты по сложности восприятия широкими массами населения. Здесь выделяются:
- - высокая культура (искусство) - жанры и отдельные (лучшие) образцы культуры, требующие знания сложных культурных кодов для расшифровки; носят элитарный характер;
- - популярная/массовая культура (которая, помимо доступности понимания, характеризуется индустриальными формами производства и распределения и/или относительно низким художественным уровнем).
К массовой культуре можно отнести, в частности, историко-развлекательные центры, которые широко распространены на Западе.
Этот вид туризма стал настолько популярным, что мы можем говорить о появлении различных видов культурного туризма:
Исторический туризм -- этот вид культурного туризма, характеризуется максимальным вниманием со стороны туриста к историческим местам, музеям, памятникам военной культуры (мест битв, сражений, крепости и оборонные стены), историческим развалинам, изучением социально- экономических особенностей страны.
Архитектурный туризм -- дворцовые ансамбли, культовые храмы и сооружения.
Малые архитектурные формы -- ознакомление с арками, зданиями, арками, башнями, мавзолеями.
Гидротехнические сооружения -- каналы, плотины, дамбы, гидроэлектростанции.
Портово -- промышленная архитектура -- для любителей морской тематики и достижений для её развития.
Рекреационная архитектура.
Туризм парков культуры - преимущественно исследование искусственных ландшафтов (промышленных, транспортных, оздоровительно - спортивных).
Туризм городской среды -- панорама красивых городов, живописная застройка, ландшафтная организация.
Музыкальные и танцевальные фестивали -- замечательный вид туризма, буйство красок, карнавалы, танцы, песни, состязания на звание лучшего танцора, школы танцев, певца или королевы ночи. Сногсшибательные фейерверки, лазерное шоу и другие специальные эффекты. Незабываемые впечатления гарантированы.
Сельский туризм -- полная релаксация, уход от мирской суеты, свежий воздух, умопомрачительные пейзажи, запах травы и цветов.
Туризм искусств и литературы -- известные дома -- музеи писателей, художественные театры и галереи.
2. Практики потребления культурных благ туристами.
Туристская практика представляет собой характерную деятельность туриста (включая специфические нормы и ожидания) в отношении посещаемой дестинации или культурной достопримечательности, проявляющую его компетентность и навыки как в сфере культуры, так и в сфере туризма. Это - культурный ресурс, лежащий на стороне потребителя - туриста.
Туризм наследия (культурно-исторический) обусловлен выраженным интересом туристов к истории и общечеловеческим культурным ценностям. Такой интерес достаточно сильно связан с образовательным уровнем и культурным капиталом туриста, позволяет ему развивать свои идентификационные признаки представителя «культурного» класса.
Он реализует традиционное отношение к культуре как средству просвещения и ориентирован на формальное обучение. Поскольку система современного образования поддерживает эту традиционную парадигму культуры, данный вид туризма сохраняет свои позиции во время путешествий в другие места и страны. Но в последние десятилетия туризм наследия потерял свое лидирующее (а прежде и вовсе исключительное) место в системе культурного туризма.
Потребление продуктов культурно-исторического наследия в туризме происходит относительно быстро, в отличие, скажем, от курортных услуг. Если средняя продолжительность пребывания на курорте составляет 10 дней, то даже в наиболее богатых культурным наследием городах, таких как, например, Венеция и Санкт-Петербург, редко превышает 2 дня (в Праге, например, 3-4 дня), а в небольших культурно-исторических дестинациях вообще обычно составляет несколько дневных часов.
В основу культурно-исторического туризма положен исторический и культурный потенциал страны, который включает в себя: социальную и культурную среду с имеющимися обычаями, традициями особенности хозяйственной и бытовой деятельности.
В абсолютно любой местности имеется минимальный набор ресурсов для осуществления познавательного туризма. Однако для его развития в массовом масштабе необходима определенная совокупность объектов исторического и культурного наследия. Среди таких объектов выделяют:
- - археологические памятники;
- - гражданская и культовая архитектура;
- - памятники ландшафтной архитектуры;
- - исторические города;
- - исторические сельские поселения;
- - театры музеи, выставки и пр.;
- - объекты этнографии, народные ремесла и промыслы, прикладное искусство;
- - технические сооружения и комплексы.
Культурно - исторический туризм является самым лучшим способом ознакомления с иными культурами. Данный вид туризма способствует развитию личности, развитию знаний и творческого потенциала. Культурно-исторический туризм помогает совмещать отдых с изучением жизни других людей, культур, историй и т.д. Именно это является причиной того, что множество людей проводят свой отпуск в путешествиях.
В настоящее время выделяют отдельные виды культурно-исторического туризма:
- 1. Культурный туризм, то есть посещение объектов культуры определенного народа, города, страны и т.д.
- 2. Исторический туризм, то есть посещение туристами объектов исторического наследия. При этом успешным фактором развития данного вида туризма является наличие в регионе исторических мест, достопримечательностей, объектов истории. Цель данного вида туризма - ознакомление с историей города, региона, страны.
Именно историческое наследие региона является его культурным потенциалом. Большинство популярных туристических направлений предполагает посещение культурных и исторических мест в регионе. Посещение таких мест является очень сильным побудительным мотивом для туристов, что способствует развитию туристической отрасли.
Для продвижения историко-культурного потенциала региона нужно проводить всевозможные фестивали и иные культурные массовые мероприятия, которые являются традиционными для конкретного региона и могут быть интересны туристам.
Во многих регионах присутствуют такие исторические территории, которые являются уникальными. К ним относятся древние города, исторические территории, усадьбы, парки, архитектурные памятники и пр. Они так же должны становиться объектами туристической отрасли.
При этом необходимо учитывать и сочетать исторически определенные формы деятельности народа и инновационные подходы к организации туризма. При этом инновационная составляющая должна быть только дополнением к традиционной.
Выделяют четыре принципа культурно-исторического туризма:
- 1) активное содействие в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного;
- 2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
- 3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
- 4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.
Культурно-исторический туризм имеет целый ряд аспектов влияния на развитие региона, в том числе:
Социально-культурные аспекты.
Сохранение и развитие исторических городов взаимосвязаны с включенностью той или иной страны в мировой процесс модернизации, урбанизации в глобальном масштабе, с развитием средств СМИ, мирового рынка, транспорта и пр. Все это влияет на формирование современной массовой культуры, к которой, несомненно, относится и туризм, способствующий унификации как региональной, так и этнической культуры, особенно в крупных городах мира.
Как реакция на этот процесс в последнее десятилетие происходило противоположное движение -- ориентация на возврат к прошлому, к осмыслению и сохранению культурной идентичности. В таком контексте культурно-исторический туризм играет важную роль в осмыслении собственной идентичности, в возрождении локальных традиций. А если народные традиции разрушены, то возникают их новые образцы, чаще всего имитирующие исторические элементы культуры, ранее имеющие определенный смысл и значение.
Культурно-исторический туризм имеет познавательное и образовательное значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов или реконструкции жилища улучшения инфраструктуры поселений и территорий. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стане и мире. В социальной сфере туризм так же решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения.
В связи с продолжением тенденции сокращения доли туристов, имеющих специализированный интерес к изучению наследия, на туристском рынке будет расширяться предложение популяризированных форм туризма наследия и продуктов:
- - обзорно-ознакомительного туризма, который, несмотря на некоторые сдвиги в пользу погружения в атмосферу живой культуры дестинации, по-прежнему базируется на ресурсах культурно-исторического наследия и «прямолинейном» вербально-визуальном способе передачи информации);
- - культурных продуктов на базе достопримечательностей, построенных на культурно-историческом материале в развитие явления «постмузейности».
Последнее, в частности, особенно ярко ведет к размыванию границ между культурным наследием и современной культурой и проявляется в широком спектре интерпретаций и тематической «упаковке» прошлого для «посильного» и доставляющего, прежде всего, удовольствие современному массовому туристу опыта приобщения к культуре. Отсюда, наблюдается распространение новых типов достопримечательностей на рынке культурного наследия, в большей или меньшей степени обладающих типологическими признаками культурно-исторического туризма - аутентичностью объектов посещения и «классической» формой потребления - изучением.
Культурный туризм - это путешествие, которое осуществляется для знакомства с духовными и материальными объектами культуры. Культурный туризм является ведущей суботраслью туризма. Постепенно он приобретает новые функции. В настоящее время культурный туризм рассматривается как важный механизм взаимодействия различных народов.
Давно выделился и стал самостоятельным такой вид ту-ризма, как культурно-исторический, или познавательный. Культурно-исторический туризм - это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны.
Основой культурно-исторического туризма яв-ляется историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, осо-бенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Мини-мальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:
* памятники археологии;
* культовую и гражданскую архитектуру;
* памятники ландшафтной архитектуры;
* малые и большие исторические города;
* сельские поселения;
* музеи, театры, выставочные залы и др.;
* социокультурную инфраструктуру;
* объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
* технические комплексы и сооружения. Квартальнов В.А.
www.culturalmanagement.ru
Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образует один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.
Культурно-исторический туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение культурно-исторического туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать культурно-исторический туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.
Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.
Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.
Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практиче-ски не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами.
Культурно-исторический туризм подразделяется на:
- культурные (особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогаще-нию, расширению кругозора. Культура является одним из ос-новных элементов туристского интереса).
- исторические (культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив.
Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские ор-ганизации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности).
-культурно-исторические ( основаны на впечатлениях, в результате знакомства или изучения и познания чужой или своей собственной культуры и культурных артефактов). «География туризма» А.Н.Романов, Г.А.Соакянц.-М.: «Советский спорт», 2002,стр.14
Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.
Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к ту-ристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенден-цией выставлять на известных курортах (в помещениях гости-ниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.
История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объ-ектов может предопределить успешное развитие туризма в ре-гионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив. Квартальнов В.А.
Культурный или познавательный туризм. - Режим доступа: http:// www.culturalmanagement.ru
Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские ор-ганизации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности.
Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.
Религия. Паломничество - древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мотивация происходит либо из предписаний религии, либо из религиозных устремлений и убеждений человека. Индустрия и бизнес. Уровень индустриального развития региона является серьезным мотивом для привлечении определенной категории туристов, особенно иностранных, интере-сующихся состоянием экономики другой страны, промышленностью, производимой продукцией и т. п.
Образование. Высокий уровень образования увеличивает стремление человека к знаниям. Влияние людей друг на друга формирует общемировой стиль жизни, воздействующий на развитие туризма. Жители одной страны, как правило, проявляют интерес к системе образования другой страны. Поэтому учреждения образования (колледжи, университеты и др.) могут стать существенными привлекательными элементами культуры на туристском рынке. Всемирно известные университеты давно стали туристскими достопримеча-тельностями и самостоятельными объектами туристского по-каза. Помимо этого система образования является особенно-стью туристского потенциала и может успешно использоваться как элемент привлечения туристских потоков, в частности как основа обучающего туризма. Возможность получения пре-стижного образования привлекает студентов из разных регио-нов, что укрепляет сложившийся и устойчивый сегмент потребительского рынка.
Получила развитие тенденция использования учреждений образования в туристских целях: организация и проведение конференций, деловых встреч, семинаров на базе колледжей, университетов и других учебных заведений.
Памятники истории, культуры и природы являются на-циональным достоянием страны. Освоение территории для туристских целей требует бережного подхода по принципу: «Сохрани - восстанови - не навреди».
Многие регионы богаты такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и др. Они не должны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальных территорий следует сочетать традици-онные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы.
Каждый регион обладает уникальным наследием. Для определения базы, необходимой для развития культурного туризма в регионе, следует ответить на вопросы: «Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относи-тельно других территорий?» и «Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?».
Выделяют четыре принципа культурного-исторического туризма:
1) активное содействие в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного;
2) подчеркивание и выделение уникальности наследия ме-стности относительно других регионов;
3) создание у местного населения чувства гордости и от-ветственности за уникальное наследие;
4) разработка программы развития туризма на основе ис-пользования уникального наследия местности.
Культурно-исторический туризм не только приносит доходы региону, но дает мест-ному населению основание гордиться своим уникальным на-следием и предоставляет возможности делиться им с туриста-ми. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма.
Культурно-исторический туризм имеет целый ряд аспектов влияния на развитие региона, в том числе:
· Социально-культурные аспекты.
Сохранение и развитие исторических городов взаимосвязаны с включенностью той или иной страны в мировой процесс модернизации, урбанизации в глобальном масштабе, с развитием средств СМИ, мирового рынка, транспорта и пр. Все это влияет на формирование современной массовой культуры, к которой, несомненно, относится и туризм, способствующий унификации как региональной, так и этнической культуры, особенно в крупных городах мира.
Как реакция на этот процесс в последнее десятилетие происходило противоположное движение -- ориентация на возврат к прошлому, к осмыслению и сохранению культурной идентичности. В таком контексте культурно-исторический туризм играет важную роль в осмыслении собственной идентичности, в возрождении локальных традиций. А если народные традиции разрушены, то возникают их новые образцы, чаще всего имитирующие исторические элементы культуры, ранее имеющие определенный смысл и значение.
Культурно-исторический туризм имеет познавательное и образовательное значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов или реконструкции жилища улучшения инфраструктуры поселений и территорий. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стане и мире. В социальной сфере туризм так же решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения.
· Экономические аспекты.
· Природно-ландшафтные аспекты.
· Градостроительные и архитектурные аспекты.
· Организационно-управленческие аспекты. Квартальнов В.А.
Культурный или познавательный туризм. - Режим доступа: http:// www.culturalmanagement.ru
Культурный туризм как сегмент рынка туристского бизнеса
Курсовая работа >> Маркетинг... : сегментация туристского рынка; культурный туризм как фактор туристской мотивации; культурный туризм на территории города... развитию одного из приоритетных направлений в туризме – культурного туризма . Заключение В заключении следует сказать, что...
Культурный туризм в Кош Агачском районе
Реферат >> Физкультура и спортАгачского района Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, ... хозяйственной деятельности. Среди объектов культурного туризма , которые будут использованы... этим здесь можно развивать культурный туризм . На территории района очень...
Проблемы и перспективы развития культурного туризма
Дипломная работа >> Физкультура и спорт... культурного туризма Потенциал развития культурного туризма в России Оценка культурных комплексов Критерии оценок объектов культурного туризма в России Развитие культурного туризма ...
Музей как феномен культуры и его роль в деле культурного туризма
Реферат >> Культура и искусствоИзолированным локальным культурам приходит глобальный культурный универсализм, и вместе с тем, усиливается... 3) Проанализировать музейную аудиторию и музейный туризм 4) Рассмотреть культурный туризм и новшества музейного дела 5)Рассмотреть Государственную...
-