Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .
Синонимы :
Смотреть что такое "эпигонство" в других словарях:
- (от греческого epigonos рожденный после), в искусстве нетворческое, механическое следование традиционным художественным приемам какого либо направления или стиля; его ходовые образы, мотивы, стилистические обороты используются как носители якобы… … Современная энциклопедия
ЭПИГОНСТВО, эпигонства, мн. нет, ср. (книжн.). Деятельность, работа эпигона. Жалкое эпигонство. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Подражательность, подражательство, приверженность, следование, подражание Словарь русских синонимов. эпигонство сущ., кол во синонимов: 6 автоэпигонство (1) … Словарь синонимов
эпигонство - а, ср. épigone m. Деятельность последователей какого л. художественного, литературного или иного направления, лишенная творческой оригинальности. БАС 1. Жалкое эпигонство. Уш. 1940. Лекс. СИС 1937: эпиго/нство … Исторический словарь галлицизмов русского языка
В искусстве нетворческое, механическое следование традиционным художественным приемам какого либо направления или стиля: его ходовые образы, мотивы, стилистические обороты используются как носители якобы уже готовой поэтичности … Большой Энциклопедический словарь
ЭПИГОНСТВО, а, ср. (книжн.). Подражательная, лишённая творческой оригинальности деятельность в какой н. интеллектуальной сфере. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
- (от греч. epigonoi родившиеся после) англ. epigonis те/feeble imitation; нем. Epigonentum. Нетворческое, механическое следование традиционным художественным приемам к. л. направления или стиля. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Эпигонство - (гр. – родившийся после) – отрицательное духовно нравственное качество личности, состоящее в запоздалой реакции на какие либо события, в развитии тех идей, условия для которых уже изменились. Слово «эпигоны» по гречески обозначало «потомки».… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
А; ср. Книжн. Следование какому л. деятелю или направлению в искусстве, науке, литературе и т.п., лишённое творческой оригинальности. * * * эпигонство в искусстве нетворческое, механическое следование традиционным художественным приёмам какого… … Энциклопедический словарь
Деятельность эпигона, нетворческое следование какому л. деятелю, направлению. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. эпигонство [ … Словарь иностранных слов русского языка
Риторическое и искусствоведческое понятие стиля. Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведения. Содержательная обусловленность такого единства. Элементы формы как носители стиля. Стилеобразующие факторы в их взаимодействии. Стиль как показатель эстетического совершенства произведения. Нормативные стили канонических жанров. Гете об отличии стиля от «простого подражания природе» и манеры. Разграничение понятий «стиль», «поэтика», «оригинальность», «манера», «слог». Использование термина «стиль» применительно к произведению, творчеству писателя, группы писателей (стилевое течение), направлению. Устойчивые признаки стиля.
Стиль как закономерность. Стилевое влияние, стилизация, пародия, эпигонство.
III. Литературный процесс
Литературный процесс в контексте культурно-исторического развития и проблема его периодизации. Национальное своеобразие литературы, обусловленное ее связью с историей общества и национального языка. Международные связи и влияния. Взаимодействие литератур . Литературные традиции и новаторство. Эпохи литературного развития и типы художественного сознания (традиционалистское и индивидуально-творческое).
Понятие художественной системы , творческого метода , литера турного направления и течения . Различная трактовка этих категорий в науке. Художественные системы античности и раннего средневековья. Гуманистическая литература эпохи Возрождения как художественная система. Классицизм, сентиментализм, романтизм - ведущие направления в европейских литературах XVII - XVIII - начала XIX вв. (общая характеристика эстетической программы, творческого метода, системы жанров, стилевых тенденций). Противоборство и преемственность литературных направлений.
А. Пушкин, О. Бальзак, В. Белинский об отличительных свойствах реалистического воспроизведения жизни, о «самодвижении» характеров. Реалистический метод как реализация познавательных возможностей литературы. Его отличие от натурализма. Использование условных форм в реалистической литературе. Литературные течения и направления в XX веке : реализм, модернизм и другие. Понятие литературного авангарда.
Литературный процесс и читатель. Историко-функциональное изучение литературы. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли.
Краткая характеристика некоторых литературоведческих школ (культурно-исторической, компаративизма, формализма, структурализма, вульгарной социологии) и современной ситуации в науке.
2.1. Вопросы для самоконтроля
Литературное произведение: содержание и форма / идея и структура.
Литературное произведение: тематика и проблематика (типы проблематики).
Художественность и целостность произведения. Система, структура и архитектоника произведения.
Пафос художественного творчества и эйдос (смысл, форма) литературного произведения.
Пафос драматизма и комизма.
Произведение как художеств. событие: коллизия и конфликт, виды конфликта.
Хронотоп произведения.
Художественное событие: фабула, сюжет, композиция сюжета. Внесюжетные элементы.
Герой литературного произведения: содержание и структура, принципы и приёмы создания характера.
Произведение как акт художественной коммуникации. Художественный текст.
Текст и композиция произведения.
Нарратор и точка зрения.
Художественная речь.
Художественная речь: лексико-морфологическая выразительность.
Художественная речь: иносказательная изобразительность (тропы).
Художественная речь: иносказательная выразительность (фигуры).
Художественная речь: синтаксис.
Художественная речь: фонетика.
Интонационно- ритмический строй художественной речи.
Основные системы стихосложения.
Силлабо-тоническая система стихосложения.
Структура стихотворной строки: метр, икт, неикт, метрический ряд (междуиктовый интервал, словораздел, цезура), анакруза, клаузула, эпикруза, энклитика, проклитика.
Основы теории стихосложения: строфика, фоника стиха.
Жанр литературного произведения.
Стиль литературного произведения.
Литературные репутации: классика, беллетристика, массовая литература.
Принципы изучения художественного текста: описание, анализ, интерпретация.
Герменевтика: понимание, интерпретация, смысл.
Литературоведение как наука.
Литературоведение и критика.
Искусство: сущность и генезис.
Виды искусства и принципы классификации.
Литература как вид искусства. Художественная литература.
Художественный образ.
Художественное произведение как система образов. Классификация литературных образов.
Тенденции художественной образности: жизнеподобие и условность. Первичная и вторичная художественная условность.
Образ и знак. Классификация знаков.
Художественное сознание (типы художественного сознания) и художественное мышление (разновидности художественного мышления).
Художественное мышление: метод и методология творчества.
Художественная система. Историко-литературный процесс: стадии (эпохи) литературного развития (по Ю. Бореву, С. Аверинцеву и М. Гаспарову).
Художественная система: микроэтапы художественного развития (направления, течения, школы …).
Литературный род: сущность, генезис, функция. Межродовые и внеродовые формы.
Клише (в фольклоре и литературе) установленная традицией, застывшая форма (мотив, тема). Например: сказка может начинаться с фразы «жили-были». Клише применяется в традиционных сюжетах, как фольклора, так и литературы (массовая литература, детская литература). Использование клише можно оценивать как положительно, так и отрицательно. Чрезмерное следование клише лишает произведение оригинальности и обесценивает авторский замысел. Положительным в использовании клише является следование стереотипам психологии и облегчение коммуникации.
Штампами называют слова и выражения, которые настолько часто употребляются, что их лексическое значение и экспрессивность от времени потускнели и утратили свою остроту восприятия. Штампами могут быть не только слова, но и выражения, а также предложения, которые когда-то возникли, как новые и свежие понравились носителям языка и были «заношены до дыр» частым употреблением, что в итоге лишились своей первоначальной образности.
Шаблон - общеизвестный, избитый образец, трафарет
Примером тому служат многочисленные романтические поэмы, подражавшие байроновским и пушкинским, которые буквально заполонили западноевропейскую и русскую литературу в 1820–1830 годы.
Большинство рассказов имеет благополучную концовку. Как в волшебной народной сказке, злые силы посрамлены, герой преодолел препятствия. Торжествует добро и справедливость. Сговор или свадьба венчают дело. Разрешение коллизий происходит не в царстве мечты, а на украинском хуторе. Правда, действительность этого хутора меньше всего напоминает быт крепостной Украины. Это романтический поэтический мир. Он также противостоит повседневности, как и сказочные царства Джиннистан или Атлантида у Гофмана. В этот мир органически входит фантастический элемент - черти, ведьмы, русалки, живущие вещи и наделенные странной и страшной силой животные. Но это сходство объясняется лишь романтическим миропониманием, а не использованием гофмановского опыта.
(по-гречески epigonoi - родившийся после)
Нетворческое следование литературным образцам, упрощение, вульгаризация, выхолащивание художественных стилей и индивидуальных манер , механическое заимствование утративших былую оригинальность и содержательность приёмов.
Как понятие с отрицательным оттенком, эпигонство начало восприниматься с момента утверждения эстетики , когда индивидуальная точка зрения видения мира и творческая оригинальность становится одним из основных критериев художественности.
Эпигонство - неотъемлемое свойство литературы любого периода, поскольку «участь всех сильных и энергичных талантов - вести за собой длинный ряд подражателей» (Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин).
Эстетическая вторичность, рабская зависимость от существующих литературных образцов, тиражирование художественных открытий писателей «первого ряда», эксплуатация некогда новаторских приёмов - эти характеристики позволяют сблизить эпигонство с массовой литературой. Примером подобного рода эпигонской литературы являются многочисленные образцы русской романтической поэмы 1830-х годах, полностью зависевшие от поэм Джорджа Гордона Байрона и Александра Сергеевича Пушкина и превратившие индивидуальные особенности их произведений в литературные шаблоны.
Эпигонскими могут быть сочинения и писателей первого ряда: эпигонскими были первые произведения Оноре де Бальзака (трагедия «Кромвель», написанная в подражание Пьеру Корнелю и Жану Расину), Николая Васильевича Гоголя (поэма «Ганс Кюхельгартен»), Николая Алексеевича Некрасова (лирический сборник «Мечты и звуки»), Бернард Шоу (до обращения к драматургии писавшего тусклые социально-бытовые романы) и другие.
|
|
Эпигонство (от греч. epigonos - родившийся после) непредумышленное (или полуосознанное), происходящее спонтанно, нетворческое подражание. Разумеется, между ним и подражанием художественным, по законам диалектики, не может быть абсолютно четкой границы. Неудачная попытка «приемно» использовать в своем творчестве литературные темы, образы или стилистику предшественника, будет закономерно воспринята читателями как обыкновенное эпигонство. Однако можно наметить несколько наиболее характерных различий «приемного» и «механического», эпигонского подражания.
Сознательно парафразирующий художник внутренне убежден в нормальности и целесообразности того, что он использует в своих целях какие-то литературные мотивы - даже когда расхожие эстетические предрассудки пытаются учить его противоположному.
Так поступал Пушкин, парафразируя Байрона в «южных» поэмах, так поступал Блок, черпая для своей драмы «Роза и крест» из средневековой французской литературы и бретонского фольклора, так поступали поэты французского Парнаса, преломляя в своих произведениях античные мифологические сюжеты... Эпигонское же подражание осуществляется пассивно, как бы помимо воли автора. Причем эпигон, напротив, очень стыдится похожести своего творения на «образец» или «переклички» своего почерка с чужим стилем. Он боится и упреков в подражании, будучи внутренне убежден, что «подражать грешно»...
При творческом подражании всегда налицо переработка чужого, подчинение его собственной творческой личности.
Эпигонское подражание имеет обратный характер. Эпигон не «спорит», не «борется» с поэтикой того литературного авторитета, которому следует. Он просто воспроизводит внешние черты этой поэтики в упрошенном виде. Эпигонское подражание может проявляться также в невнятном копировании тех или иных клишированных (либо в творческой практике конкретного автора, либо в какой-то поэтической традиции), изношенных приемов, рассматриваемых подражателем как «само собой разумеющиеся» черты «истинной» поэзии. Так могут воспроизводиться определенные типы рифм, ритмика, синтаксис, метафорика и т.д.
Художественное подражание всегда преследует какие-то творческие цели, например, оно может быть, парадоксальным образом, средством «отталкивания» от стиля какого-то близкого по духу поэта. Эпигонское подражание, напротив, всегда бесцельно. Оно не от высокого мастерства, а от неумения, не от внутренней свободы, а от внутренней скованности.
Творческий парафразис всегда заметен (так сказать, выделен курсивом) именно потому, что он должен как-то «работать» в произведении, выполнять определенную функцию как прием. Эпигонство обычно отличается невыраженностью, «размытостью». Оно стремится уйти в тень, стушеваться. Малозаметность факта эпигонства -одна из причин «живучести» в литературе этого типа подражания. Эпигон использует те сюжетные, композиционные, стилевые и т.д. средства, которые наиболее «привычны» уху и глазу современных читателей и критиков. В силу этого «приемное» подражание бывает объектом критики, пожалуй, чаще, чем эпигонское именно оно заметно, и факт его «бросается в глаза».
В творчестве эпигона всегда резко ослаблено (или даже отсутствует) личностное начало, внешне довольно гладкое, оно грешит самым главным: безликостью, бесцветностью, обыкновенностью, из-за которой не у всякого критика «подымается рука» ругать эпигонские произведения.
Эпигон, как правило, творит в русле литературной моды, ориентируясь на наиболее популярных в данный момент художников и на литературные течения, доминирующие на сегодняшний день.
В свете этого ясно, почему в 30-40-е годы XIX в. было так много эпигонов Пушкина и Жуковского, в 60-е - Некрасова, а в конце века - Надсона. Основное средство «профилактики» эпигонства, по-видимому, расширение и углубление личной культурной эрудиции, систематическая начитанность, постоянная «тренировка» в чтении «хороших и разных» поэтов прошлого и настоящего, тренировка в умении угадывать: в чем же состоит и чем достигнуто их отличие? Далее, опасность «впасть в эпигонство» тем меньше, чем больше «допущено» в созданное произведение собственной личности, чем яснее автор понимает свои цели. Чем более он уверен в своей способности ответить перед собой самим и читателем за каждый примененный прием, за каждое произнесенное слово.