Выполнение геометрического орнамента на полосе. Орнаменты и узоры на все случаи жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Повторяющиеся точки и линии, возможно, были первыми изображениями, созданными руками человека. С тех пор прошли тысячелетия, но повторяющиеся рисунки до сих пор украшают нашу одежду, посуду и стены домов. Что же такое орнамент? Как он изменился с течением времен, и как старинные орнаменты и узоры можно использовать в интерьере современного дома? Постараемся рассмотреть наиболее востребованные узоры и орнаменты, возникшие в далекой древности, и до сих пор не утратившие ни актуальности, ни своей завораживающей красоты.


Мозаика с центрическим орнаментом, Brecci by Eidos Glass

Что такое орнамент?

Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента - и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов. Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.

Все бесконечное многообразие придуманных человеком орнаментов легко разделить на 3 основные группы:

  • геометрические орнаменты
  • растительные орнаменты (фитоморфные), представляющие собой различные стилизованные изображения растений
  • меандровые орнаменты в виде непрекращающейся ломанной линии


Мозаика из различных видов орнамента в современном интерьере, Versace Home by Gardenia Orchidea

Отбор наиболее удачных узоров в истории человечества никогда не прекращается. Некоторые орнаменты, придуманные много веков назад, до сих пор активно применяются в дизайне интерьера в различных стилях.

Геометрические орнаменты

Набор базовых элементов в геометрических орнаментах, разумеется, невелик, однако больший интерес представляет возможность их бесконечного сочетания между собой. В современных интерьерах активно используются различные варианты горизонтальных и вертикальных полос, способных существенно влиять на восприятие нами пространства, а также квадраты, ромбы, шевроны и круги.
Говоря о более сложных геометрических орнаментах с богатой историей, особое внимание хочется уделить тартану, который еще иногда называют шотландской клеткой, и четырехлистнику, который, не смотря на называние, относится именно к геометрическим орнаментам.

Тартан


Классический тартан, Tecnofloor Industria Chimica

Узор тартана образуется пересечением горизонтальных и вертикальных линий разных цветов. Таким образом, создается определенная последовательность линий и квадратов, которую принято называть «шотландкой», хотя формально «шотландкой» можно назвать любую ткань в клетку. В старые времена каждый шотландский клан имел собственную оригинальную расцветку тартана, служившую клановым опознавательным знаком. За пределы Шотландии мода на клетчатые ткани распространилась благодаря королеве Виктории, страстной поклоннице культуры этой страны.


Для современного дизайна очень характерна игра с масштабом, так привычную мелкую клетку на обоях может заменить тартан гигантских размеров, обои Wall&Deco

Памятка: тартан традиционно считается «мужским» орнаментом и часто встречается в декоре кабинетов или детских для мальчиков.

Клетка в интерьере создает ощущение устойчивости и помогает упорядочить пространство. Обои и интерьерные ткани с узором тартан чаще всего можно встретить в интерьерах в британском духе или стиле кантри. В классическом кабинете, в теплой деревенской кухне с клетчатыми шторами и скатертью или семейной гостиной тартан поможет создать атмосферу уюта, стабильности и связи поколений.

Четырехлистник


Зеркало в форме четырехлистника с острыми уголками, Pottery Barn

Четырехлистник или трилистник (квадрофолий и трифолий, соответственно) представляют собой геометрический орнамент из частично пересекающих друг друга одинаковых окружностей. Узор могут дополнить дополнительные острые уголки на месте стыка окружностей.

История этого мотива теряется в глубине веков, встретить его можно и в национальных марокканских костюмов, и среди древнехристианской символики, и в средневековой архитектуре. В Европейском искусстве четыхлистник стал особенно популярен во времена Ренессанса, встречаясь в декоре мебели, форме окон и витражей зданий.


Постельное белье с четырехлистником, Gracious Style

Как и другие геометрические орнаменты, четырехлистник приносит в интерьер четкий ритм, однако из-за своих округлых форм, смотрится он более мягко и ненавязчиво. Данный мотив часто можно встретить в интерьерах, стилизованных под исторические стили, например, готику или эпоху Возрождения, однако и в более современных вариациях он также может смотреться органично.

Растительные орнаменты

Испокон веков мир природы служил главным источником творческого вдохновения, так что новые стилизации листьев, цветов, плодов, деревьев, животных и птиц появляются в дизайне чуть ли не каждый день. Тем ни менее, некоторые из придуманных несколько тысяч лет назад орнаментов оказались настолько удачными, что до сих пор органично дополняют наши интерьеры. Вот уж точно: «Все новое - это хорошо забытое старое».


Интерьерная ткань с узором пейсли, Decobel

Один из самых популярных и, при этом, самых древних растительных орнаментов. Также можно часто встретить и другое его название: индийский или турецкий огурец. В его основе лежит каплевидный завиток под названием «бута», первые изображения которого появились еще в древнем Вавилоне. В Европу пестрые индийские ткани с замысловатым узором в виде запятой попали примерно в XVII веке, однако пик их популярности пришелся на время повального увлечения экзотическими восточными мотивами в XIX веке. В этот период аналоги индийских тканей стали широко производится и в Европе, в чем особенно отличился шотландский городок Пейсли.


Современная стилизайия «индийского огурца» в виде фанерной ширмы, LZF

Узор пейсли повсеместно встречается в коллекциях обоев и интерьерных тканей современных производителей. Яркий «индийский огурец» можно встретить практически в любом восточном интерьере: марокканском, индийском и т.п. Более сдержанный и монохромный вариант узора вполне подойдет для нейтрального декора современного интерьера, в котором хочется создать более уютную и теплую атмосферу.

Дамаск


Дамаск в классическом интерьере, обои Coordonne

Дамаск - это сложный растительный орнамент в виде пышного цветка, обрамленного хитросплетением листьев, расположенный вертикальными полосами. Считается, что появился этот узор в столице Сирии, Дамаске, еще в Средние века, со временем распространившись по всему миру.


Дамаск в современном интерьере, Architects Paper ® , a brand of A.S. Création Tapeten

В наши дни дамаск можно встретить, как в традиционных классических интерьерах, так и в гламурных гостиных и спальнях, оставленных лаконичной современной мебелью. Для первого варианта хорошо подойдут неяркие фактурные обои с шелкографией, во втором уместен более контрастный, например, черно-белый вариант или ярко выраженная бархатная фактура узора. Не менее часто встречается этот узор и в декоре керамической плитки.


Сочетание орнаментов: меандр выступает в качестве окантовки для растительных мотивов, Versace Home by Gardenia Orchidea

Меандр представляет собой фризовый орнамент, образованный непрерывной, изогнутой под прямым углом линией. Это, возможно, одни из древнейших декоративных узоров, известный еще со времен неолита, однако, наибольшее распространение получивший в искусстве Древней Греции. Меандр украшает не только античную керамику, мозаику и рельефы, но и является, например, фирменным знаком марки Givenchy.


Плафон бра с бордюром из меандра, Versace Home by Gardenia Orchidea

В наши дни меандр чаще всего можно встретить в классических интерьерах в виде бордюра или краевого элемента. Окантовка ковра, бордюр на обоях или мозаичное полотно с таким орнаментом смотрится одновременно строго и элегантно, задавая пространству четкий ритм и упорядоченность. На фоне меандра одинаково органично будет выглядеть и минималистичная современная мебель, и классические предметы обстановке в стиле ампир или неоклассицизм.

Памятка: обратите внимание, как разнообразно применение орнамента. Подчас мы даже не замечаем, что они окружают нас повсюду: от узора на обоях, до декора посуды, светильников, ковров или пастельного белья.

Орнамент - это универсальный язык искусства и дизайна, который не устаревает, не выходит из моды и радует глаз во все времена. Разумеется, применять его надо с умом, учитывая общую стилистику интерьера, его и помнить, что более двух разновидностей орнамента в одном помещении применять специалисты не рекомендуют.

В переводе с латинского языка слово «орнамент» означает украшение.

Орнамент - это особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. В далеком прошлом орнаменты несли в себе символический и магический смысл. Древний человек «зашифровывал» в орнаменте свои представления об устройстве мира. Например, круг обозначал солнце, квадрат - землю, треугольник - горы, спираль - развитие, движение. Сначала орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов. Эти изображения как бы оберегали своих обладателей от различных несчастий. Постепенно эти знаки-символы превратились в узоры, которыми стали украшать разные изделия. Именно из орнамента появилась пиктография, из которой потом родилась письменность.

Кто же придумывал эти узоры?

Откуда древние мастера их «срисовывали»?

У кого-нибудь есть какие-то догадки по этому вопросу?

Слайд №2,3

– Конечно, помогала древним художникам сама природа. Дело в том, что древние люди были очень наблюдательными и умели разглядеть красивые узоры в окружавших их растениях, окраске животных, птиц и насекомых. А потом переносили увиденное на свои изделия. На глиняную посуду узоры наносились различными палочками, на каменные вещи – костяными или каменными орудиями труда. Дело это было непростое, в процессе работы детали узоров как бы упрощались. Так постепенно рождался орнамент.

Слайд № 4

Раньше на Руси вместо слова орнамент говорили «узорочье».

Сейчас орнаментом называют узор, в котором повторяется одинаковый рисунок.

Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и головного убора. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока. Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок. Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой. Орнамент на краю одежды назывался оберегом.

Слайд № 5

– В самых древних орнаментах повторяются простые линии, точки, треугольники, круги, квадраты. Такие орнаменты называют геометрическими .

Слайд № 6

Сейчас художники используют для создания орнамента разные мотивы. Растительные мотивы - это стилизованные листья, цветы, плоды

Слайд № 7

Ж ивотные мотивы - это стилизованные фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

Слайд № 8

Что изображается на смешанном орнаменте?

Слайд № 9

Проверим себя.

Дарья Свибович
План-конспект урока по изобразительному искусству: «Орнамент в полосе»

План-конспект урока по изобразительному искусству

Вид деятельности : изображение на плоскости .

Учебная проблема : композиция.

Тема урока : «Орнамент в полосе »

Цель урока : создание орнамента в полосе с использованием растительных элементов, и с последующим цветовым решением узора.

Задачи :

1. обучающая : предоставить учащимся сведения о ритме, композиции в полосе , равновесии главного и деталей; прививать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции с формой изделия, навыки прослеживания ритма в свободном узоре; учить находить верное цветовое сочетание.

2. развивающая : развивать изобразительные навыки , творческие способности, мышление, чувство цвета, зрительную память.

3. воспитывающая : воспитывать у учащихся колористические умения и навыки, эстетический вкус.

Оборудование для учителя :

1. книги, иллюстрации с использованием орнаментов , растительных элементов, стилизованных растений и цветов.

Оборудование для учащихся :

2. кисти тонкие и толстые.

3. лист бумаги.

4. баночка для воды.

5. карандаш и стерка.

План урока :

1. организационный момент (2-3 мин.)

2. объяснение нового материала (13 мин.)

3. практическая часть (25 мин.)

4. подведение итогов (5 мин.)

Ход урока:

I. Организационный момент : приветствие учащихся, эмоциональный настрой коллектива, проверка степени готовности к уроку , назначение дежурных, проверка отсутствующих.

II. Объяснение нового материала :

Ребята, давайте вспомним, что такое орнамент ?

(Узор. Это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния).

Как вы считаете, для чего нужен орнамент ?

(Чтобы украшать им вещи. Так они становятся красивее) .

Показ мультимедийной презентации и беседа.

Какие бывают орнаменты ?

(растительные и геометрические)

Орнамент можно располагать в круге, в квадрате, в полосе .

Орнаментом украшают посуду , одежду и многое другое. Например, платки и косынки, сумки, стены и окна домов, и всевозможную домашнюю утварь, (попутно объясняется детям слово «утварь» - означает изделия ручного труда. Исходя из этого значения, к утвари относят посуду- емкости, предназначенные для напитков и пищи, приготовления еды и, в традициях народного творчества, для украшения стола и интерьера, всевозможные шкатулки, украшения. Поэтому утварь - традиционный предмет народных промыслов и художественных ремесел.)

Художник, прежде чем начнет изображать листья и травы , веточки и цветы, придумывает композицию, и только потом эту схему заполняет конкретными природными элементами.

Теперь для вашего рассмотрения предлагаются всевозможные растительные элементы, стилизованные растения и цветы, которые после продумывания композиции, компонуются на заданном формате.

III. Практическая часть :

Целью вашего практического задания и будет являться составление орнамента в полосе с использованием растительных элементов и с последующим цветовым решением.

Давайте еще раз повторим с вами основные ключевые моменты выполнения орнамента : ваш лист бумаги должен иметь форму полосы (отмеряем линейкой от каждого угла листа 6 см., и проводим 2 линии) ; далее, делим нашу полосу на равные части ; затем, вы продумываете композицию; далее эту схему вы заполняете придуманными вами растительными элементами. При затруднении в придумывании данных элементов можете обратиться к наглядным пособиям. Затем приступаем к росписи, которую я посоветую вам начать с перекрывания листа или определенных его частей легкой прозрачной краской, не забывая о том, что должно соблюдаться и цветовое равновесие.

Подождите, пока ваш рисунок высохнет полностью. Далее переходите к росписи более мелких деталей. Перед тем как дети приступят к раскрашиванию, обращаю их внимание на то, что необходимо соблюдать цвет геометрических фигур - соблюдение цветового ритма.

На работу вам отводится 25 минут. Приступайте (учитель наблюдает за работой детей, помогает при возникновении трудностей).

Желаю вам творческой удачи!

IV. Подведение итогов :

Устраивается просмотр (дети раскладывают свои работы на парте, проводится анализ рисунков, выставляются оценки).

Орнаментом называется ряд повторяющихся изображений на плоскости, где основой служит выбранный ритм.

Орнамент представляет собой самый упорядоченный, почти математически точный вид композиционного построения. Он в первую очередь подчиняется законам гармонии и пропорций. В орнаменте можно наблюдать все виды симметрии, о которых уже шла речь выше. В арсенал традиционных приемов построения орнаментальной композиции включены зеркальные отражения, вращения, переносы, сетки.

Орнамент представляет собой чередование тождественно повторяющихся частей. Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется раппортом (от французского слова rapport — возвращение). Повторение раппорта по горизонтали и вертикали образует раппортную сетку.

Узор может быть плоским и объемным. Плоский узор создается посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путем взаимопроникновения этих форм.

Плоский узор может неоднократно повторяться. Такое повторение узора называется мотивом, или раппортом.

Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орнамента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до соседнего мотива (группы).

По характеру чередования раппортов все орнаментальные композиции подразделяются следующим образом.

1. Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. При этом мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется «прямой полосой», или полосным орнаментом. В некоторых случаях раппорт повторяется по кривому контуру, называясь при этом «каймой». В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и костюме чаще всего ленточный орнамент имеет горизонтальное направление. При его построении в основу композиции закладываются различные виды симметрии: зеркальная симметрия, симметрия переноса (когда элементы переносятся по прямой на расстояние, имеющее постоянную длину). Можно сказать, что это самый распространенный вид орнаментального построения. Ленточный орнамент показан на рис. 1.

Повторяющиеся одинаковые по величине элементы (рис. 2 , а ) создают монотонность и однообразие ритма, чередующиеся элементы (рис. 2 , б )рождают более «живую» композицию с нарастающим или волнообразным ритмом.

Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть различными по величине, т. е. построены на контрасте форм (большой, средней, малой) с различным их движением. Контрастность помогает выявить образную характеристику применяемых форм.


Контраст может проявляться и в распределении черно-белых пятен тона, когда усиливаются одни пятна и ослабляются другие.

Последовательность рисования полосного орнамента показана на рис. 3.

2. Центрический орнамент — основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центральной точки по лучам, заполняя всю поверхность, ограниченную окружностью, и при вращении полностью совмещаются. Наиболее характерный пример центрического орнамента — розетка, представляющая собой мотив распустившегося цветка. Это очень древний вид орнаментального построения, известный еще в Древнем Египте и наибольшую популярность получивший в готическом искусстве. На рис. 4 изображена «готическая роза», представляющая собой яркий пример центрического орнамента, который часто встречается в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве и не очень характерен для костюма. Последовательность рисования композиционно-замкнутого орнамента показана на рис. 5.

Рис. 1. Виды ленточных орнаментов

Рис. 2. Повторяющиеся (а) и чередующиеся (б) элементы в орнаменте

Рис. 3. Последовательность рисования полосного орнамента: а — стилизованные элементы для создания орнамента; б — пример компоновки орнамента в полосе

Рис. 4. Виды центрических орнаментов

Рис. 5. Композиционно-замкнутый орнамент

Рис. 6.Виды сетчатых орнаментов Рис. 7. Построение сетчатого орнамента

3. Сетчатый орнамент — повторяющийся раппорт заполняет всю декорируемую поверхность, развиваясь в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Ячейка такой раппортной сетки может иметь разнообразную форму — в виде квадрата, прямоугольника, правильного треугольника (равностороннего), ромба, параллелограмма, правильного пяти- и шестиугольника и т. д. Этот вид орнамента часто используется в архитектуре при орнаментации полов, стен, потолков, а также в костюме при оформлении текстильных изделий — практически все рисунки ткани представляют собой сетчатые орнаменты. На рис. 6 показаны примеры сетчатых орнаментов. Сетчатые орнаменты часто называются раппортными композициями. Последовательность рисования сетчатого орнамента показана на рис. 7.

В основу орнаментальных построений закладываются простые или сложные, но всегда хорошо прорисованные, точно найденные мотивы. Чаще всего эти мотивы изображаются не натуралистично, а стилизованно, т. е. они претерпевают видоизменение, переработку, художественное обобщение элементов с целью выявления их декоративных качеств.

Организующим началом любой орнаментальной композиции является ритм. Ритмическая повторяемость в орнаменте мотивов, их наклонов, пространственных поворотов, просветов между ними и других элементов является важнейшей характеристикой орнамента.

Постепенные плавные или более резкие скачкообразные переходы от малых форм к большим, от близких к далеким, от простых к сложным, от светлого к темному и т. п. называются ритмическим движением. Будучи всегда непрерывным, оно в орнаментальной композиции распространяется на различные характеристики: размеры элементов, расстояние между ними, их наклоны и повороты, цвет и светлотные отношения.

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова

Санкт-Петербурга


Проектирование урока изобразительного искусства раздела «Орнамент».

Тема: «Орнамент. Рисование геометрического орнамента в полосе».
Тип урока: практикум.

УМК «Школа России».

1 класс, урок 45 минут.

Чекмезова Мария Леонидовна

Санкт-Петербург


1. Методы обучения:

1. Рассказ с использованием наглядных пособий (пассивный метод).
2. Беседа (активный метод).
3. Демонстрация.
4. Инструктирование (смешанное).
5. Практическая работа.

2. Средства обучения:

1. Презентация;
2. Наглядный материал (платок, посуда, игрушки);
3. Готовый нарисованный геометрический орнамент;
4. Подготовленные геометрические фигуры.

3. Материалы, инструменты, приспособления для учащихся:

1. Белая бумага, формат А4;
2. Простой карандаш;
3. Гуашь;
4. Кисточка для краски;
5. Стакан для воды;

4. Предварительная подготовка:

1. Составить презентацию;
2. Вырезать из картона фигуры.

5. План урока с учётом времени:

1. Организационный момент: 1 мин.
2. Объявление темы и постановка цели урока: 2 мин.
3. Объяснение нового материала: 8 мин.
4. Анализ рисунка: 5 мин.
5. План работы: 1 мин.
6. Практическая работа: 20 мин.
7. Выставка работ: 3 мин.
8. Уборка рабочего места: 1 мин.
9. Подведение итогов, рефлексия: 2 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку!

2. Объявление темы и постановка цели урока:

Посмотрите, что изменилось в нашем классе? Что вы видите интересного?

Появились разные предметы, красиво раскрашенные.

Правильно. Вы видите: платок, игрушки, посуду. А чем же они так привлекательны?

Рисунком, узором.

Молодцы. Сегодня мы узнаем, что такое орнамент, его виды и научимся рисовать геометрический орнамент в полосе.

3.Объяснение нового материала:

Рассказ сопровождается показом слайдов:



Давайте посмотрим на эти рисунки. Что вы видите?

Рисунки, узоры.

Из каких элементов состоят узоры?

Из листочков, линий, ромбов, кругов, квадратов.

А как они расположены?

Они повторяются.

Все четыре рисунка на слайде - это орнаменты.

Попробуем сформулировать определение.

Орнамент – это узор, из деталей, которые повторяются.

Итак, орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.








Орнамент используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Сегодня я познакомлю вас с двумя видами орнамента.

Посмотрите на следующий слайд.
Что вы видите?

Орнамент.

Из каких элементов он состоит?

Из листиков.

Правильно. А листья – это у нас часть чего?

Растения.

Значит, этот вид орнамента называется – растительным, он состоит из листьев, цветов, плодов.


Посмотрите, это тоже орнамент.

Чем он отличается от растительного орнамента?

Он без растений.

Верно. А из каких элементов он состоит?

Из геометрических фигур.

Молодцы! Какие геометрические фигуры вы видите?

Круг, треугольник, овал.

Какой мы сделаем вывод? Как называется этот орнамент?

Геометрический!

Итак, орнамент, состоящий из геометрических фигур, точек и линий, называется геометрическим.

4.Анализ рисунка :

Сегодня я для вас приготовила вот такой рисунок. Посмотрите. Как мы можем его назвать?

Орнамент.

Из чего он состоит?

Из геометрических фигур.

Из каких?

Круг и квадрат, треугольник.

А в чём находятся эти фигуры?

В полоске.

В чём особенность этого рисунка?

Фигуры повторяются.

Сделаем вывод, что это геометрический орнамент. Где его можно встретить?

На одежде, посуде и т.д.

Сегодня вы научитесь рисовать геометрический орнамент в полосе. В будущем, вы сможете использовать такой орнамент для украшения своих поделок из бумаги, вышить такой узор на ткани, расписать какой-нибудь предмет.

5. План работы над рисунком :

Посмотрите на доску и прочитайте план нашей с вами работы.

а) Составление рисунка орнамента из геометрических фигур;

в) Раскрашивание орнамента красками.

6. Практическая работа:

1) Возьмите лист бумаги. Положите лист горизонтально, сложим его пополам для этого потянем нижний край лист к верхнему - соединим, прогладим линию сгиба от центра к краям (показ учителем приема работы). Получилась основа вашего орнамента, полоса.

2) Давайте рассмотрим все виды геометрических фигур, которые вы можете использовать в составлении орнамента? Посмотрите на примеры: (можно развесить на доске или показать на компьютере).




Можно использовать разные линии, полукруг, прямоугольник и т.д

Какие условия должны соблюдаться в составлении орнамента?

Повторение и чередование элементов.

Обратите внимание, что орнамент должен располагаться в полосе!

Молодцы! Теперь, чтобы нам потренироваться, мы поиграем в игру. Разделитесь на три команды. Каждая команда должна составить из вырезанных фигур орнамент в полосе, на доске. Вам даётся 1 минута. Начали!

Давайте проверим. Какие вы молодцы! Посмотрите, все орнаменты верно составлены?

Нет! У второй команды все фигуры разные, они не повторяются.

3) Теперь каждый самостоятельно должен придумать и нарисовать геометрический орнамент в полосе.

4) Все понравились? Молодцы! Теперь возьмите краски и кисточки и раскрасьте свои орнаменты.

Обращаю ваше внимание на то, что в вашей работе должны быть соблюдены правила орнамента, элементы не должны быть огромными, или наоборот слишком мелкими, диаметр круга не более 2 см, ширина квадрата не более 4 см, раскрасьте орнамент яркими цветами, не забудьте раскрасить фон.

7. Выставка работ учащихся:

Давайте развесим наши работы на доске!

Давайте внимательно посмотрим на ваши работы, какая вам нравится больше всего? Чем?

Нравится работа ученика N , она яркая!

Посмотрите, все работы выполнены правильно? Везде ли соблюдены правила орнамента?

На работе ученицы M рисунок не повторяется.

8.Убока рабочего места:

Ребята, наведите порядок на своих рабочих местах.

9. Итоги урока, рефлексия:

Довольны ли вы своей работой? Чему вы сегодня научились? Что узнали для себя нового? Получилось ли то, что вы хотели? На что следует обратить внимание? Что получилось особенно удачно? Можете ли вы сами назвать свои ошибки? С каким настроением вы работали? Хочется ли вам сделать ещё что-нибудь подобное?

Все сегодня отлично постарались! Молодцы!

КАРТА УРОКА

«Орнамент. Рисование геометрического орнамента в полосе».

Цель:

Познакомить с понятием «орнамент», учить составлять композицию геометрического орнамента в полосе.

Конкретизация главной дидактической цели по уровням познавательной деятельности (задачи урока) в когнитивной (образовательной) области.

Уровни познавательной деятельности

Задания, выполнение которых
решает поставленные задачи

Знать

1.Что такое орнамент, виды орнамента: растительный и геометрический.

2.Знать из чего состоит и как рисовать геометрический орнамент в полосе.

4. Как составить орнамент.

1.Слушание учителя, просмотр презентации.

2. Беседа.

4.По инструкции учителя нарисовать свой орнамент.

Понимать

1.Чем отличаются виды орнамента.

Где можно увидеть орнамент, для чего его используют сейчас и раньше. Где можно использовать его в будущем.

1.Слушание учителя, презентация.

2. Беседа.

Применять

1.Нарисовать свой геометрический орнамент.

2.Н аходить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы .

3. Составление орнамента в команде.

4. Применять правила орнамента в практической работе.

1.Выполнение практического задания.

2. Беседа.

3. Игра.

Анализировать

1.Из чего состоит изделие, из каких предметов.

1.Анализ изделия учителя.

Синтезировать

1.Способность совместить все навыки составления геометрического орнамента воедино.

Составление орнамента, придумывание орнамента, раскрашивание орнамента, представление своей работы на выставке.

Оценивать

1.Правильно ли выполнено задание у себя и других.

2.Где допущены ошибки.

Выставка и обсуждение работ.


Самоанализ проекта урока изобразительного искусства

Критерии анализа

Анализ

баллы

Связь темы урока с разделом методики преподавания изобразительного искусства в начальных классах

Тема связана с разделом методикой изобразительного искусств «Орнамент», так как предполагает проектирование урока по изучению понятия «орнамент» и исполнению рисунка с геометрическим орнаментом.

Реализация деятельностного подхода

На уроке осуществляется деятельностный подход на примере таких заданий, как составление, придумывание и раскрашивание геометрического орнамента на этапе практической работы. И на примере таких вопросов, как анализ готового рисунка, на этапе анализа рисунка учителя и анализа рисунков одноклассников.

Отбор методических приёмов на каждом этапе урока обучения в соответствии со спецификой учебного предмета и УМК

На этапе постановки цели использовался приём поиска, он способствует развитию мышления. На этапе анализа изделия используется приём пошагового разделения изделия, это способствует тому, что дети учатся видеть не только целое, но и разделять предмет на части, видеть его состав. Этап составления орнамента, способствует развитию пространственного мышления. На этапе практической работы, приём индивидуальной работы, способствующий проявлению личности ребёнка и его персональных предпочтений. На этапе выставки работ, приём коллективного обсуждения, активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Учтены следующие особенности УМК «Школа России»: р ебенок должен шаг за шагом открывать многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющих всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связь искусства с жизнью человека , роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса ;

Выбор форм организации продуктивной деятельности

На уроке осуществлялась совместная продуктивная деятельность: способность обсуждать и оценивать свою работу и работу других; индивидуальная деятельность: формировалась способность выразить свою фантазию в составлении орнамента, в выборе цветов.


Общее количество баллов: максимально – 4 б. фактически - ________



Рассказать друзьям