Выставка «гастроли. Гастроли

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

С 19 февраля по 9 мая в Мультимедиа Арт Музее пройдет большая выставка «Гастроли. Музей Людвига — Собрание Русского музея в МАММ». В экспозицию войдут работы Пикассо, Уорхола, Кунса, Раушенберга, Бойса, Олденбурга, Герхарда Рихтера, Кабакова, Булатова и других всемирно известных художников XX века.

На выставке представят 38 произведений всемирно известных художников ХХ века: Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Джеффа Кунса, Роберта Раушенберга, Йозефа Бойса, Класа Олденбурга, Джонатана Борофски, Джеймса Розенквиста, Герхарда Рихтера, Йорга Иммендорфа, Джаспера Джонса, Сая Твомбли, Тома Вессельмана, Ансельма Кифера, Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Дмитрия Пригова, Михаила Рогинского, Игоря Макаревича, Виктора Пивоварова, Сергея Мироненко, Николая Овчинникова, Эдуарда Штейнберга, Инспекции «Медицинская Герменевтика» (Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман, Павел Пепперштейн), Игоря Ганиковского, Ивана Чуйкова и других.

В 1994 году легендарные коллекционеры Петер и Ирене Людвиг подарили Русскому музею собрание произведений выдающихся художников второй половины ХХ века. Этот дар стал основой постоянной экспозиции «Музей Людвига в Русском музее», который открылся для публики 10 марта 1995 года в залах Мраморного дворца.

Согласно договоренностям, новая институция получила особый статус «музея в музее». Экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» на сегодняшний день является единственным в России крупным собранием произведений современного актуального искусства с послевоенного времени до начала XXI века. В коллекцию музея Людвига вошли также работы звезд российского современного искусства.


По условиям договора с супругами Людвиг собрание «Музея Людвига в Русском музее» продолжает постоянно пополняться. Новые работы поступают в коллекцию двумя путями — это дары зарубежных и отечественных художников (или их наследников), участвующих в интенсивно развивающейся выставочной программе «Музея Людвига в Русском музее», а также приобретения, в основном обеспеченные средствами фонда Людвига. Сегодня в состав собрания входят произведения 150 авторов.

Коллекция, собранная супругами Людвиг, включает прекрасные образцы античности, средневековья, барокко и рококо, искусства доколумбовой Америки, Африки, Китая и Индии, но наибольшую известность она получила благодаря произведениям художников-авангардистов, работам Пабло Пикассо, объектам американского поп-арта (с которого и началось собрание современного искусства Людвига) и произведениям немецкого неоэкспрессионизма.

В 1976 году Петер и Ирена Людвиг впервые подарили 300 произведений из своей коллекции городу Кельну, открыв в нем первый музей Людвига. Сегодня работы из собрания семьи Людвиг представлены во многих мировых музеях и фондах, носящих их имя. Благодаря безупречному вкусу, тонкому чутью, интересу к современному искусству, бесстрашию и умению оценить творческие перспективы художника задолго до того, как он получил всеобщее признание, супруги Людвиг создали впечатляющую коллекцию и способствовали продвижению современного искусства, в том числе творчества русских авангардистов и нон-конформистов, на мировой художественной сцене.


Перечень работ, переданных в дар Русскому музею, был определен семьей Людвиг совместно с представителями музея. Коллекция, предназначенная для Русского музея, отражает основные художественные направления и стратегии, знакомя зрителя со знаковыми произведениями поп-арта («Руины» Роя Лихтенштейна, «Портрет П. Людвига» Энди Уорхола, «Банановое мороженое на дегустации» Класа Ольденбурга и др.) и гиперреализма («Закусочная» Ральфа Гоингса), немецкого неоэкспрессионизма («Бутылка и орел» Георга Базелица, «Стиль: Эвридика» Маркуса Люперца, «Стулья» Йорга Иммендорфа, «Большой железный кулак Германии» Ансельма Кифера) и концептуального искусства («Сад» Ильи Кабакова, работы Сергея Мироненко, группы «Медгерменевтика»).

Кроме того, коллекция демонстрирует развитие новейших тенденций, видов и жанров, методов и технологий в современном искусстве: «Человек в пространстве Y 2589394» Джонатана Борофски — живопись, написанная на холсте нетрадиционной формы, «Моника» Тома Вессельмана — монументальный рисунок из стали, выполненный при помощи лазера, «Шкаф Ильи» Игоря Макаревича — ассамбляж, объединяющий реальные бытовые вещи (так называемые «найденные объекты» — found objects) и живопись.

Произведения из «Музея Людвига в Русском музее» постоянно принимают участие в крупных международных проектах по всему миру. В 2014 году Русский музей организовал масштабный показ этого собрания в Бразилии: выставка в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро вышла на второе место в мире по посещаемости: за два месяца ее посмотрело 530 088 человек, а всего в трех городах страны выставку посетило более одного миллиона зрителей. В феврале 2018 года коллекция «Музея Людвига в Русском музее» приезжает в Мультимедиа Арт Музей, Москва, где будет демонстрироваться до начала мая 2018 года.

После почти двухлетнего перерыва петербуржцы снова смогут увидеть американский поп-арт, неоэкспрессионизм и европейский авангард начала ХХ века: в Мраморном дворце открылась обновленная экспозиция известного немецкого коллекционера Петера Людвига. Теперь на Миллионной улице представлен весь свет искусства второй половины ХХ века: Пикассо, Уорхол, Бойс и многие другие.

«Бумага» рассказывает, почему сегодня собрать такую коллекцию практически невозможно и что помимо легенд поп-арта и неоэкспрессионизма можно найти на выставке, а также вспоминает, почему Музей Людвига оказался в Петербурге, а не в Москве.

Том Вессельман «Рисунок из стали с фруктами, цветами и Моникой» (1986)

Петер Людвиг - немецкий промышленник и меценат, прославившийся не только своим успешным кондитерским делом, но и деятельностью по возрождению Германии после Второй мировой. Он начинал как коллекционер работ Пабло Пикассо, достиг в своем собирательстве определенных высот, а потом, расширив круг своих интересов, добрался даже до советского авангарда и официального искусства.

Так называемых Музеев Людвига в мире больше десяти: они есть в Европе, Азии и даже на Кубе. Коллекционеру хотелось видеть отделение своего музея и в России, для этого Людвиг затеял неприлично долгие переговоры с Москвой, но спустя десять лет обсуждений в столичном помещении было отказано.

Русский музей тогда только получил Мраморный дворец, но после переговоров (двухнедельных, если верить замдиректора Евгении Петровой) Петер Людвиг приехал в Петербург, посетил Мраморный дворец и дал свое согласие на размещение музея на Миллионной улице.

Экспозиция начиналась с 13 работ, таков был первый дар Людвига. Картины приехали в Россию 20 лет назад, так что нынешнее открытие - юбилей. После своеобразного знакомства - первой выставки - доставили еще несколько десятков картин современных художников. Согласно уговору между меценатом и петербургским музеем коллекция должна все время находиться в динамике - дополняться (как за счет даров от художников, так и благодаря покупкам на средства из Фонда Людвига), поэтому за два десятилетия Музею Людвига в Петербурге удалось разрастись до примерно 160 произведений.

Стараниями Музея Людвига в городе выставляют американский поп-арт: Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна и Роберта Раушенберга; неоэкспрессионизм: Жана-Мишеля Баския и Джаспера Джонса; немецкое искусство: Йозефа Бойса, Маркуса Люперца, Ансельма Кифера, а также Пабло Пикассо и Илью Кабакова.

Александр Боровский , заведующий отделом новейших течений Русского музея:

Проще сделать 15 выставок современных художников, чем заново переделать выставку признанных мастеров. Это чистый разговор вещей, в который трудно вмешиваться, поэтому мы решили сделать проект as it is - без всяких концепций, но сохраняя какую-то хронологию и разделение на страны. И, по-моему, благодаря такому подходу завязались совершенно новые диалоги, сюжеты и переклички. С великими вещами можно работать всю жизнь, даст бог, мы еще много раз будем переделывать эту экспозицию.

У нас почему-то есть иллюзия, что в России полно музеев современного искусства. Но такой музей просто нельзя делать без западного контекста - получится самодельная псевдовенецианская биеннале в худшем варианте. Музей современного искусства требует фона, переклички с золотым запасом европейского искусства. И ни один наш собиратель сегодня не способен сделать то, что делал Людвиг: наша выставка, к примеру, открывается Пикассо, примерным аналогом того, что недавно ушло с аукциона за сотни миллионов долларов. Это неподъемные цены. Но дело не только в деньгах, но и в самой комбинации этих имен - западные музеи постоянно просят работы из нашего собрания Людвига.

Обновленная экспозиция призвана впечатлить с первого зала: работает та самая комбинация имен, известных самой широкой аудитории. Несколько залов отдано исключительно под русское искусство - есть, например, зал Ильи Кабакова («Сад», 1978 год). А в последнем зале, вместе с «Херувимами » страстного любителя китча Джеффа Кунса, проигрывается петербургский видеоарт. Зрители смогут увидеть работы самых известных городских художников жанра: Ольгу Тобрелутс, Татьяну Ахметгалиеву, Машу Годованную, Глюклю и других. Во дворе к статуе Александра III и его коню с отрубленным хвостом присоединились работы современных мастеров. Прямо напротив царя, например, теперь располагается «Первый всадник» AES+F - китайская девочка на тираннозавре.

Пять хитов Музея Людвига
в Петербурге

Энди Уорхол «Портрет Петера Людвига» (1980)

Выставка открывается работой самого популярного из поп-артистов - Энди Уорхола, изображающая мецената и промышленника собственной персоной. Уорхол создал (как создал - напечатал) портрет в своей разработанной технике - фотография и яркие краски.

В экспозицию среди прочих вошли произведения Джеффа Кунса, Джаспера Джонса, Георга Базелица, Ансельма Кифера и ряда других арт-звезд современности.

Имена выдающихся коллекционеров и меценатов нередко остаются в истории наравне с именами художников, которым они покровительствуют. Легендой стало собрание немецкой четы Петера и Ирены Людвиг — возможно, крупнейшая частная коллекция в мире, в которую наряду с современным искусством вошли образцы Античности, Средневековья, барокко, рококо, искусства доколумбовой Америки. В конце 1970-х семейная пара подарила часть своего собрания городу Кельну, где был основан первый Музей Людвига. Впоследствии аналогичные музеи возникли в ряде других немецких городов, в Вене и нескольких странах Восточной Европы. В 1994 году Людвиги передали в дар Русскому музею собрание всемирно известных художников второй половины XX века, которое годом позже в качестве постоянной экспозиции открылось для публики в залах Мраморного дворца.

Сегодня 38 произведений из этой коллекции, имеющей статус «музея в музее», можно видеть в Москве совсем в другом антураже — минималистичном, наполненном воздухом пространстве МАММ. Экспозиция, в которую вошли не самые характерные для представленных художников произведения, выстраивает определенные стилевые и тематические диалоги между ними. Так, неожиданная перекличка возникает между полотном Пабло Пикассо «Большие головы» и совместной работой Жан-Мишеля Баскии и Энди Уорхола. В обоих случаях — отсылки к африканской архаике, но если Пикассо она интересна прежде всего своей художественной экспрессией, то для Баскии, американца с гаитянскими и пуэрто-риканскими корнями, это в большей степени элементы культурной и исторической идентичности. Эти две работы в свою очередь вступают в диалог с бронзовой статуэткой Йозефа Бойса «Женщина-зверь», которая вызывает ассоциации с европейской языческой древностью.

Абстракция Ансельма Кифера «Большой железный кулак Германии» (1979) — метафора искореженной двумя мировыми войнами земли. Политический пароль вильгельмовской империи, вынесенный в название картины, противопоставлен образу разрушенного, перевернутого мира. «Ты не можешь просто написать пейзаж, по которому прошли танки, — говорил Кифер, — ты должен что-то сделать с ним... Художник должен найти архетипические образы, которые представят зрителю новую ситуацию».

Написанная практически в то же время, в 1977-1978 годах, картина Маркуса Люперца «Стиль: Эвридика», казалось бы, ничем не напоминает о танках и разрушении, ее палитра абстрактных плоскостей не наводит на мысли о трагедии и катастрофе. Но эта работа посвящена смерти, хотя очевидно другой — ненасильственной, естественной, безболезненной.

В этом же зале — портрет самого Петера Людвига работы Энди Уорхола, поп-артовский коллаж Роберта Раушенберга по мотивам Энгра, китчевые деревянные херувимы Джеффа Кунса и «бедное искусство» Микеланджело Пистолетто с типичным для него мотивом зеркала, в котором отражаются зрители и окружающее пространство.

Джефф Кунс. Херувимы. Композиция из двух погрудных фигур. Часть 1. 1991

Роберт Раушенберг. Турецкие бани (по Энгру). 1967

Российское современное искусство представлено такими именами, как Игорь Макаревич, Илья Кабаков, Эрик Булатов, Дмитрий Пригов.

Инсталляция «Сад» Ильи Кабакова строится на одном из излюбленных приемов концептуального искусства — объединении изображения и текста, в результате чего различия между ними стираются. Живописный, полуабстрактный сад соседствует здесь с подробным описанием самого полотна и выдуманными комментариями воображаемых зрителей к картине — порой точными и емкими, а порой вовсе не имеющими к ней отношения. В инсталляции текст почти теряет содержательное значение, а воспринимается как визуальный элемент, предназначенный для рассматривания, а не чтения.

Младший современник Кабакова художник и поэт Дмитрий Пригов еще больше размывает границы между текстом и изображением (вспомним его знаменитые стихограммы). В композиции «Квадрат Малевича», которая представляет собой панно из газетных листов «Правды» с расплывающимися черными кляксами и красным супрематическим кругом, от иконы русского авангарда остается лишь размытый частотой использования словесный образ, практически лишенный содержания — так же как его лишена советская пропагандистская риторика.

Триптих еще одного московского концептуалиста Игоря Макаревича состоит из портретов трех его коллег по цеху: Ивана Чуйкова, Ильи Кабакова и Эрика Булатова, где каждый из художников изображен на некоем «найденном объекте», отсылающем к его творчеству. Так, первый портрет написан на деревянном окне, что было визитной карточкой Ивана Чуйкова. Кабаков изображен в шкафу — столь же характерном предмете его инсталляций. Булатов — на деревянной форме на фоне ящика — таким образом Макаревич обыгрывает живописные эксперименты Эрика Булатова с глубиной пространства.

Игорь Макаревич

Также в экспозицию вошли работы Михаила Рогинского, Николая Овчинникова, Эдуарда Штейнберга, арт-группы «Медицинская герменевтика» и других российских художников. Хотя зарубежное и отечественное искусство представлено в разных залах (за исключением нескольких работ в холле первого этажа), они не противопоставлены, а, наоборот, дополняют друг друга, складываясь в сложносочиненную картину искусства второй половины XX века.

Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Джеффа Кунса, Роберта Раушенберга, Йозефа Бойса, Класа Олденбурга, Джонатана Борофски, Джеймса Розенквиста, Герхарда Рихтера, Йорга Иммендорфа, Джаспера Джонса, Сая Твомбли, Тома Вессельмана, Ансельма Кифера, Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Дмитрия Пригова, Михаила Рогинского, Игоря Макаревича, Виктора Пивоварова, Сергея Мироненко, Николая Овчинникова, Эдуарда Штейнберга, Инспекции «Медицинская Герменевтика» (Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман, Павел Пепперштейн), Игоря Ганиковского, Ивана Чуйкова и др.

В 1994 году легендарные коллекционеры Петер и Ирене Людвиг подарили Русскому музею собрание произведений выдающихся художников второй половины ХХ века. Этот дар стал основой постоянной экспозиции «Музей Людвига в Русском музее», который открылся для публики 10 марта 1995 года в залах Мраморного дворца. Согласно договоренностям, новая институция получила особый статус «музея в музее». Экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» на сегодняшний день является единственным в России крупным собранием произведений современного актуального искусства с послевоенного времени до начала XXI века. В коллекцию музея Людвига вошли также работы звезд российского современного искусства.

По условиям договора с супругами Людвиг собрание «Музея Людвига в Русском музее» продолжает постоянно пополняться. Новые работы поступают в коллекцию двумя путями – это дары зарубежных и отечественных художников (или их наследников), участвующих в интенсивно развивающейся выставочной программе «Музея Людвига в Русском музее», а также приобретения, в основном обеспеченные средствами фонда Людвига. Сегодня в состав собрания входят произведения 150 авторов.

Коллекция, собранная супругами Людвиг, включает прекрасные образцы античности, средневековья, барокко и рококо, искусства доколумбовой Америки, Африки, Китая и Индии, но наибольшую известность она получила благодаря произведениям художников-авангардистов, работам Пабло Пикассо, объектам американского поп-арта (с которого и началось собрание современного искусства Людвига) и произведениям немецкого неоэкспрессионизма.

В 1976 году Петер и Ирена Людвиг впервые подарили 300 произведений из своей коллекции городу Кельну, открыв в нем первый музей Людвига. Сегодня работы из собрания семьи Людвиг представлены во многих мировых музеях и фондах, носящих их имя. Благодаря безупречному вкусу, тонкому чутью, интересу к современному искусству, бесстрашию и умению оценить творческие перспективы художника задолго до того, как он получил всеобщее признание, супруги Людвиг создали впечатляющую коллекцию и способствовали продвижению современного искусства, в том числе творчества русских авангардистов и нон-конформистов, на мировой художественной сцене.

Перечень работ, переданных в дар Русскому музею, был определен семьей Людвиг совместно с представителями музея. Коллекция, предназначенная для Русского музея, отражает основные художественные направления и стратегии, знакомя зрителя со знаковыми произведениями поп-арта («Руины» Роя Лихтенштейна, «Портрет П. Людвига» Энди Уорхола, «Банановое мороженое на дегустации» Класа Ольденбурга и др.) и гиперреализма («Закусочная» Ральфа Гоингса), немецкого неоэкспрессионизма («Бутылка и орел» Георга Базелица, «Стиль: Эвридика» Маркуса Люперца, «Стулья» Йорга Иммендорфа, «Большой железный кулак Германии» Ансельма Кифера) и концептуального искусства («Сад» Ильи Кабакова, работы Сергея Мироненко, группы «Медгерменевтика»).

Кроме того, коллекция демонстрирует развитие новейших тенденций, видов и жанров, методов и технологий в современном искусстве: «Человек в пространстве Y 2589394» Джонатана Борофски - живопись, написанная на холсте нетрадиционной формы, «Моника» Тома Вессельмана - монументальный рисунок из стали, выполненный при помощи лазера, «Шкаф Ильи» Игоря Макаревича - ассамбляж, объединяющий реальные бытовые вещи (так называемые «найденные объекты» – found objects) и живопись.

Произведения из «Музея Людвига в Русском музее» постоянно принимают участие в крупных международных проектах по всему миру. В 2014 году Русский музей организовал масштабный показ этого собрания в Бразилии: выставка в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро вышла на второе место в мире по посещаемости: за два месяца ее посмотрело 530 088 человек, а всего в трех городах страны выставку посетило более одного миллиона зрителей. В феврале 2018 года коллекция «Музея Людвига в Русском музее» приезжает в Мультимедиа Арт Музей, Москва, где будет демонстрироваться до начала мая 2018 года.



Рассказать друзьям