Выставка картин в париже щукина. Расшифровка как щукин и морозов собирали французскую живопись

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Право входа на выставку тоже еще нужно было заработать. На улице перед центром до последнего, очень дождливого дня, тянулись хвосты.

Выставка стала уникальной даже для российских знатоков живописи, доехавших до Парижа: да, конечно, все эти картины — из Пушкинского и Эрмитажа, но мало кому выпадал шанс видеть их в единой коллекции: разве что тем, кто родился в первой половине прошлого века.

В 1948 году большой знаток наук и культуры товарищ Сталин закрыл Государственный музей нового западного искусства, и с тех пор собрание Щукина разбито на две половины: часть — в Эрмитаже, часть — в Пушкинском.

Внук Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко

«Самые сомнительные картины (с точки зрения идеологии) ушли в Ленинград. Поэтому в Эрмитаже больше Матисса и Пикассо», — говорит щукинский внук Андре-Марк Делок-Фурко, который дал согласие быть моим экскурсоводом.

По залам гигантского архитектурного шедевра FLV мы гуляем за пару недель до закрытия выставки — в этот день организаторы ждут миллионного посетителя.

Всего их было 1 млн 205 тысяч 63 чел. Рекорд для Франции.

И это еще нас не посчитали: помимо меня внук Щукина провел без билетов двух москвичей, влюбленных в импрессионистов.

Авангардисты вышли из дома Щукина

«Выставка Щукина: уроки триумфа» — заголовок передовицы в газете «Монд». Другие французские СМИ были не менее банальны, но и не менее точны в оценках.

127 работ из щукинской коллекции. От символистов, через импрессионистов до русских авангардистов, картины которых Щукин, впрочем, не покупал. К его коллекции организаторы добавили несколько работ Малевича, Родченко, Гончаровой: так показали, что авангардисты «вышли из усадьбы Голицыных» (свой личный дом Щукин в 1908-м открыл для визитов, и художники ходили туда питаться чужим вдохновением ). Худгруппу «Бубновый валет» создали прямо в доме Щукина.

На фото: виртуальный визит по дому Щукина

Что касается «уроков триумфа»…

22 Матисса, 29 Пикассо, 12 Гогенов, 8 Сезаннов, 8 Моне…

Почти все это было куплено в Париже, сто лет отсутствовало и вот опять ненадолго вернулось в Париж.

Организаторы дополняли это богатство другими событиями. Устроили международный симпозиум длиною в жизнь (19-часовое видео доступно в ютюбе фонда)

А внук Щукина уже думает над проектом художественного сериала о дедушке: «Это уже другие масштабы. На первый сезон, десять серий, нужно 80 миллионов евро».

Чтобы покончить с бизнесом, надо напомнить, что щукинские вложения в живопись оказались дальновидными и с этой точки зрения: его коллекцию сейчас оценивают в 8 с лишним миллиардов долларов.

Все это богатство досталось России.

«Дед никогда не жалел о потере, — говорит Делок-Фурко. — Революция забрала у него картины, но он принял это как освобождение. И не страдал ностальгией. В конце концов, быть одним из величайших собирателей ХХ века — не так плохо».

Первым директором Музея нового западного искусства в 1923 году стала старшая дочь Щукина.

Он к тому моменту уже пять лет жил в эмиграции, в Париже. И старался обходить знакомых галеристов стороной: «Только купил несколько картин, чтобы повесить в квартире».

— В Париже у него была новая семья, новая жизнь… Очень комфортная и тихая, потому что деньги остались. Когда появилась на свет моя мать, ему было уже 65. К тому моменту он потерял в России почти все… И когда меня спрашивают, в чем секрет прозорливости деда, который так умел угадывать будущие шедевры, я отвечаю: может быть, для этого нужно прожить беду, потерять двоих сыновей, потерять жену, потерять брата…

Пикассо и Щукин: встреча двух руководителей

Но начинал Щукин, когда до трагедий было далеко. 80-е годы XIX века. В большой семье купцов-старообрядцев Щукиных картины собирают почти все. Сергей Иванович, правда, не коллекционирует, «и поэтому братья немножечко так его дразнят», говорит внук.

(Уже доказано влияние коллекционера Щукина на развитие живописи, теперь, пожалуй, пора проводить симпозиум «Влияние насмешек на формирование художественного вкуса С.И. Щукина». — Ю. С. )

«Его отец в 1884 году купил дворец Трубецких в Москве и подарил ему. И вот в этом доме Сергей Иванович начинает собрание, — говорит Делок-Фурко. — Сначала это для него хобби. К тому же в приличном доме должны быть картины. Младший брат живет в Париже как денди, расслабленно и широко, но у него очень хорошая коллекция импрессионистов. И он советует С.И… Для начала дед купил двух Сезаннов».

Потом в коллекцию попали почти все главные фигуры импрессионизма. Матисс писал для Щукина под заказ — специально для его дома. Жил в щукинской усадьбе. Он же свел Щукина с малоизвестным художником из Барселоны.

— Деду сказали: нужно все-таки, чтобы был один Пикассо в собрании. Ладно. Он купил, привез «Даму с веером» в Москву и не знал, где ее повесить. В итоге повесил в непарадном коридоре… Потом поймал себя на том, что придумывает поводы, чтобы пойти в коридор. Так он понял силу Пикассо и купил у него еще полсотни картин.

Дама с веером. Пикассо

«Но первая встреча у них вышла безрадостной, — улыбается Делок-Фурко. — После нее Пикассо набросал карикатуру на деда».

Причина — в столкновении равновеликих руководителей:

— Это была встреча двух боссов. Один очень богатый… Другой — совсем бедный, но он все-таки начальник этой шайки новой живописи. Сидит на Монмартре со своей группой. Взгляд какой! Они большие, он такой маленький матадор. Позади матадора стоят гиганты: Аполлинер, Брак…. Когда Пикассо было 16 лет, в Барселоне, он уже был начальником. Поэтому у него с Щукиным было равенство.

«Матисс старался поймать взгляд Щукина и ему угодить. А Пикассо совершенно не ждал взгляда Щукина, хотя и гордился тем, что такой известный коллекционер его покупает… Но между ними был только бизнес».

Картины из коллекции Щукина, объединяйтесь!

— А это последнее увлечение Щукина. Дерен. С 1910 по 1914-й он купил четырнадцать Деренов. Анна, куратор выставки (Анна Балдассари, бывший директор музея Пикассо. — Ю. С. ) , у нее такой характер непростой… В общем, она его тут не очень заметно повесила. Он во время войны сотрудничал с немцами, и она не может ему этого простить.

— А это «Таможенник» Руссо, «Муза, вдохновляющая поэта». Тоже у нас в Пушкинском висит, — говорит наша спутница, влюбленная, впрочем, в импрессионистов.

Муза, вдохновляющая поэта (Поэт и муза). Портрет поэта Гийома Аполлинера и художницы Мари Лорансен

— Да? — шутит ее спутник, глядя на расплывшуюся фигуру музы. — То-то поэт неизвестен…

Я тоже смеюсь.

— Это Мари Лорансен, художница, муза Аполлинера. Вообще-то она была худенькая… Когда у Руссо спрашивали, зачем он ее такой изобразил, он отвечал: у такого поэта, как Аполлинер, должна быть большая муза.

Разговоры о том, что у такой коллекции, как щукинская, должен быть свой, отдельный, большой музей, кажется, пока можно прекратить.

— Каждый раз, когда поднимается вопрос о том, чтобы обменяться и собрать в одном музее морозовскую коллекцию, а в другом — щукинскую, и в Москве и в Петербурге говорят: да-да-да, мы согласны! Только мы берем Щукина, — улыбается Делок-Фурко.

Юрий Сафронов, Париж

досье

Щукин Сергей Иванович (1854—1936). Купец, финансист, коллекционер. В 1887 году начал целенаправленно собирать картины современных ему художников: символистов, импрессионистов, фовистов, кубистов... В своем московском доме (в особняке Трубецких в Знаменском переулке) к 1908 году устроил музей современной западной живописи. Коллекция Щукина (наряду с коллекцией И.А. Морозова) стала основой для Государственного музея нового западного искусства, существовавшего в Москве с 1923 до 1948 г.

В 2012 году стало , что в усадьбе Щукиных-Трубецких, которая теперь принадлежит Минобороны, устроили апартаменты для министра А. Сердюкова.

В 2013 году Ирина Антонова, директор ГМИИ им. Пушкина, выступила за воссоздание в особняке Трубецких Музея нового западного искусства, но инициатива поддержки властей и коллег. В итоге министр культуры Мединский сообщил, что передачи коллекции не случится. Вместо этого Минкульт, как смог, создал за большие деньги виртуальный Музей нового западного искусства.

Парижская выставка «Иконы современного искусства — коллекция Щукина» проходила с 22 октября 2016 по 5 марта 2017 г. (продлили на две недели).

Парижская выставка «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина» стала событием европейской жизни

В здании Fondation Louis Vuitton показывают импрессионистов и модернистов из Эрмитажа и Пушкинского

Обычно ученики в таком сравнении проигрывают великим, и русские сезаннисты слабее самого Сезанна. Когда-то устроившая их выставку в Пушкинском музее Ирина Александровна Антонова осталась нынешней недовольна – покраской стен, не всегда логичным соединением работ. Возможно, не все сравнения бесспорно интересны – ну да, «Скрипка» Удальцовой почти воспроизводит аналогичные композиции Пикассо, а «Натурщица» Татлина – только этюд в стиле кубизма. Но дело не в этом, художники русского авангарда пошли дальше Пикассо, взвалив на себя бремя новаторства. И финальная часть выставки – с малевичевским «Черным квадратом», «Зеленой линией» Розановой и «Красным кругом» Ивана Клюна, – ни на кого уже не похожая, утверждает «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина» как выставку не только биографическую, о коллекционере, но и как рассказ о развитии искусства, его неодолимой логике.

Поскольку выставка получилась во славу русского искусства, сказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, она дала на нее столько работ, сколько попросила Анна Балдассари. Что же касается Эрмитажа и ГМИИ им. А. С. Пушкина, то они пожертвовали существенной и популярной частью своих экспозиций. Конечно, фонд компенсировал все расходы, отреставрировал несколько работ, благодаря архивным поискам готовивших выставку сотрудников были уточнены даты покупок Щукиным нескольких вещей. Что важно именно в разговоре о влияниях, пионеры русского авангарда иногда подвирали, называя своими открытиями то, что подглядели у Щукина. Но это все мелочи по сравнению с главным – Сергею Ивановичу Щукину, одареннейшему русскому человеку, отданы почести по заслугам, пусть и с чудовищным опозданием.

Французский коллекционер и меценат Бернар Арно открыл в принадлежащем ему футуристическом музее в Париже — Fondation Louis Vuitton — долгожданную выставку «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина». Соорганизаторами грандиозной выставки выступили Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, произведения также предоставили Государственная Третьяковская галерея и ряд других музеев. Всего в выставке участвует около 130 работ из собрания Сергея Щукина , плюс 30 работ русского авангарда, плюс специально сделанная к выставке видеоинсталляция Питера Гринуэя и Саскии Боддеке .

Впервые после того, как знаменитая частная коллекция была экспроприирована большевиками и сначала слита с другой знаменитой коллекцией — Ивана Морозова , а потом раздергана по двум музеям — ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажем, у публики появилась возможность увидеть ее если не целиком, то достаточно полно, чтобы оценить легендарную смелость Сергея Щукина, первым начавшего покупать радикальное французское искусство: Пабло Пикассо , Анри Матисса , Поля Гогена . И не просто для личного пользования или чтобы спрятать в швейцарских загашниках, но покупать для того, чтобы выставлять в своем доме на обозрение всем желающим.

Фото предоставлено Министерством культуры РФ

Образ дома коллекционера — то, на чем держится выставка. Зрителям предлагается совершить воображаемую экскурсию по его особняку. Первыми такую экскурсию совершили сам хозяин музея Бернар Арно , министр культуры РФ Владимир Мединский , передавший организаторам выставки поздравления и благодарность от президента РФ Владимира Путина (он должен был открывать выставку вместе с Франсуа Олландом , но визит первых лиц не состоялся по известным политическим причинам), наши знаменитые музейщики Ирина Антонова , Марина Лошак , Михаил Пиотровский , Зельфира Трегулова , архитектор Фрэнк Гери , построивший здание музея, внук Щукина Андре-Марк Делок-Фурко и исследователь биографии коллекционера Наталья Семенова , много сделавшие для того, чтобы эта выставка осуществилась. Художников в этой компании представлял живущий в Париже патриарх советского нонконформизма Оскар Рабин , несмотря на очень преклонный возраст внимательно осмотревший все залы.

В гостях у Сергея Щукина

Прежде чем встретить сами шедевры, зрители видят перед каждым большим тематическим залом стену с подобием черно-белой фрески — увеличенными архивными фотографиями щукинского дома в Москве, под завязку забитого искусством. Что точно соответствует выражению критика Якова Тугендхольда , писавшего о посещении особняка Щукина: «Картины висят так близко, что кажутся одной большой фреской или иконостасом».

Фото предоставлено Министерством культуры РФ

Куратор Анна Балдассари не стала буквально реконструировать модную 100 лет назад «шпалерную» развеску, дав картинам достаточно «воздуха», как положено по нынешним санитарно-эстетическим нормам. Тем не менее на первом по смыслу, нижнем этаже (а грандиозная выставка заняла все четыре этажа музея) воспроизведены арочные своды, которые были в вестибюле щукинского дома.

Здесь показано, с чего начинал Щукин, — этот зал получил название «Первая коллекция». Это самые разные направления конца XIX века: прерафаэлиты (псевдоготическая шпалера Эдварда Берн-Джонса ), английские художники Джеймс Патерсон , Фрэнк Уильям Брэнгвин — сегодня почти забытые, а когда-то модные, Фриц Таулов , Пьер Пюви де Шаванн и затесавшийся в их компанию Густав Курбе . Тут становится понятно, что у коллекционера не сразу появилось прославившее его чутье, что сперва он долго «пристреливался», чтобы потом научиться снайперски выбирать те вещи, которые обессмертили его коллекционерский талант. «Сначала он даже покупал Сурикова и Похитонова , но быстро понял, что это не его, и больше никогда к русским художникам не возвращался», — рассказывает старший научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Алексей Петухов .

В чутье Щукина можно убедиться в ударных, ключевых залах выставки, сконцентрированных вокруг нескольких главных имен коллекции. Это «Розовая гостиная. Анри Матисс», «Кабинет Пикассо», «Большой иконостас» (цикл работ Гогена плюс Ван Гог ). Именно в этих больших залах, показывающих великих художников во всей их мощи и так, как они висели у Щукина, французское название выставки «Иконы нового искусства» кажется как нельзя кстати: да, это те образы, которым сегодня поклоняется весь мир.

Эти залы перемежаются другими, где картины собраны по жанрам: два зала с пейзажами (импрессионистическими и кубистическими), несколько с портретами, — в таком отборе, по замыслу куратора, более наглядно развитие самой живописи, смена стилей и приемов, отличавшаяся особой бурностью на рубеже XIX-ХХ веков.

Русские голоса

Наконец, сложная структура выставки включает еще одну тему, остающуюся актуальной и сегодня. Помимо самой коллекции Щукина, куратор Анна Балдассари решила поместить в экспозицию работы русских авангардистов, которые вдохновлялись увиденным в его общедоступном, открытом с 1911 года частном музее. Несколько залов показывают диалог русских художников с их французскими коллегами: Малевич висит рядом с Матиссом, Татлин соседствует с Пикассо и Браком . Особо впечатляет зал-часовня, или капелла, с открывающейся ломаной стеклянной крышей. Здесь «Черный квадрат» (авторское повторение Казимира Малевича 1929 года) и «Зеленая полоса» Ольги Розановой , произведения Александра Родченко — беспредметные работы, в которых наше искусство уже оторвалось от своих французских учителей и вышло к новым рубежам. «Там, где остановился Пикассо, они пошли дальше, — говорит гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, — поэтому нам так важно было показать русский авангард в его радикальной версии. Это важный аргумент в вечных спорах о вторичности русского искусства».

Интересно, что работы русского авангарда приехали не только из Третьяковки и ведущих региональных музеев, но и из музея маленького города Слободской рядом с Вяткой, где оказалась очень интересная коллекция этого периода.

Тему соперничества русских и французов обостряет видеоинсталляция Питера Гринуэя и Саскии Боддеке, сделанная специально к выставке. Часть героев перекочевала в нее из проекта «Золотой век русского авангарда» тех же авторов, показанного несколько лет назад в Москве. Но добавились два новых персонажа — азартный Сергей Щукин, которого в молодом актере можно узнать по наклеенным седым усам щеточкой, и Анри Матисс. С ним у Щукина вышел знаменитый казус: коллекционер сначала заказал ему панно «Танец», потом испугался его откровенности (в доме барышни!) и отказался, а потом передумал и заказал еще и панно «Музыка». Русские художники с экрана упрекают коллекционера: почему он их не покупает? что за буржуазный вкус! А он в это время общается с Матиссом. Фильм кончается тем, что Матисс говорит Щукину: «А ведь мы оказались правы». И Щукин ему отвечает со счастливой улыбкой: «Да, мы были правы».

Этот месседж очень уместен и сейчас, когда современным коллекционерам, если они любят западных художников, приходится слышать упреки в непатриотичности. Но кто знает, какое влияние их частные музеи могут оказать на развитие нашего искусства в будущем?

22 октября 2016 года в фонде Louis Vuitton в Париже открылась выставка «Шедевры нового искусства. Собрание С.И. Щукина» (Icônes de l’art moderne. Collection Chtchoukine) которая продлится до 20 февраля 2017 года (куратор - французский искусствовед Анн Бальдассари). На выставке собрано 130 произведений из коллекции Щукина, хранящихся в ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственном Эрмитаже, - Моне, Дега, Ренуар, Ваг Гог, Гоген, Матисс, Пикассо, словом, действительно главные шедевры и гордость обоих музеев. Их сопровождают 30 работ мастеров русского авангарда (Ларионов, Розанова, Попова, Малевич, Татлин, Родченко) из различных музеев мира, в том числе из Третьяковской галереи, - эти работы должны продемонстрировать, как собрание Щукина повлияло на кубофутуризм, супрематизм и конструктивизм. Елена Шарнова, искусствовед, руководитель бакалавриата «История искусств» Высшей школы экономики и один из авторов каталога-резоне французской живописи ГМИИ им. А.С. Пушкина специально для «Артгида» сформулировала свое мнение об этой выставке.

Анри Матисс. Мастерская художника (Розовая мастерская). 1911. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

По мнению директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, показ собрания Щукина в Париже — это «пророссийский триумф »: мы показываем миру великую коллекцию, к тому же воссозданную после ее . Представитель фонда Louis Vuitton Жан-Поль Клавери сказал, что выставка коллекции Щукина — «восхитительный подарок, который нам сделала Россия». Но почему Россия должна делать подарки фонду Louis Vuitton и даже Французской Республике? Тот же Клавери сравнил значение коллекции Щукина для России с «Джокондой» для Франции, что, на мой взгляд, вполне справедливо. Однако французы свою «Джоконду» никому не дарят и рассуждают совершенно разумно: «Хотите ее увидеть — приезжайте к нам». Поэтому в Лувре десять миллионов посетителей в год. А мы почему-то должны отдавать лучшую часть нашего национального достояния, чтобы приносить доходы фонду Louis Vuitton. У владельца LVMH Бернара Арно и так доходы неплохие. Как следует из его интервью «Коммерсанту» , Арно «ответил немедленным согласием» на предложение организовать эту выставку и тут же сравнил картины из щукинской коллекции с продукцией принадлежащих ему модных марок Dior и Louis Vuitton: оказывается, в них (т. е. в чемоданах и проч.) тоже есть «сочетание острой современности и традиции». Кто бы спорил, чемоданы и правда классные, но, в отличие от великих картин, поношенный чемодан можно заменить на новый.

Я уже сходила в опустевшие залы Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков в Москве. Почти рыдала, не увидев «Розовой мастерской» Матисса и поздней «Горы Св. Виктории» Сезанна. Лучшая часть собраний наших музеев на четыре месяца покидает пределы моей страны и будет недоступна для посетителей ГМИИ и Эрмитажа. Когда великий американский коллекционер Генри Клэй Фрик, который по уровню не уступает Сергею Ивановичу Щукину, начинал формировать свою коллекцию, он сказал примерно следующее: «Сейчас американцы едут в Европу, чтобы знакомиться с сокровищами европейского искусства. Я хочу сделать так, чтобы им для этого не нужно было пересекать океан и чтобы европейцы ехали в Америку, чтобы увидеть сокровища европейского искусства». И он (и еще несколько поколений великих американских коллекционеров) этого добился. Если вы не видели позднего Эль Греко или Вермера из американских коллекций — считайте, что вы не видели этих художников. Та же история с Матиссом, Пикассо, Ренуаром, Сезанном из российских музеев. Если французы жаждут увидеть шедевры своих национальных гениев — пусть приезжают в Россию.

Поль Сезанн. Гора Св. Виктории, вид со стороны Лов (Пейзаж в Эксе). Около 1906. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Совсем не убеждают красивые слова о том, что мы таким образом воссоздаем коллекцию Щукина. Я не вижу в этой выставке ни особой новизны, ни научного смысла. Почему выставку делает иностранный куратор и в чем оригинальность ее концепции? Почему ее кураторами не стали, например, Альберт Костеневич и Алексей Петухов, хранители коллекции Щукина в Эрмитаже и ГМИИ? Почему музейщики соглашаются на сотрудничество с дамой, которая сделала провальную выставку Picasso et les maitres в Париже и была в результате скандала?

Выставка не вносит ничего нового в изучение коллекции по сравнению с выставкой «Морозов и Щукин — русские коллекционеры», которая прошла в 1993 году сначала в музее Фолькванг в Эссене (и она шла на правительственном уровне), а потом в Эрмитаже и Пушкинском музее. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно: это не была экспозиция на экспорт, с самого начала речь шла именно о равноценном показе выставки в Германии и двух российских музеях. Выставка 1993 года существенно изменила наше представление о коллекции и художниках, которые в нее входят, что соответственно отразилось в экспозиции и Эрмитажа, и Пушкинского музея. Например, мы впервые увидели «Историю Психеи» Мориса Дени. Раньше Эрмитаж не показывал ее в постоянной экспозиции, к символизму и группе «Наби» относились с некоторым пренебрежением. На эту выставку прислали «Ночное кафе в Арле» Ван Гога, «Портрет мадам Сезанн» Сезанна из коллекции Морозова, которые в 1933 году были проданы в США. И вот эта выставка действительно стала прорывом. Что принципиально нового предлагает нынешняя выставка в Париже? Показать Щукина отдельно от Морозова? Но в 1993 году картины из двух коллекций были достаточно четко разделены, да еще была возможность сравнить вкусы двух московских собирателей. А идея сопоставить русский авангард с французскими художниками вообще-то впервые прозвучала на выставке «Москва — Париж», а это 1980 год, и потом была многократно разыграна в целом ряде ярких выставочных проектов (например, «Поль Гоген. Взгляд из России» в 1989 году), так что выдавать идею сопоставления Пикассо с Татлиным за новое слово — просто несерьезно.

Что касается воссоздания коллекции, то все равно оно неполное — целиком коллекцию воссоздать невозможно. Хорошо, что Наталья Семенова нашла два десятка работ, о которых ранее не было известно, что они из щукинской коллекции. Но из этого не следует, что надо тащить 130 шедевров из России во Францию — подобные открытия можно представить в новой публикации или в докладе на научной конференции. Выставка воспринимается не как исследовательский проект, а как очередная коммерческая выставка шедевров, на которую будут ходить туристы. Отличие только в цене — $8 млрд страховки не зря фигурируют во всех пресс-релизах. Вполне вероятно, что в историю она войдет как один из самых дорогих выставочных проектов. В результате и отечественный зритель, и туристы, которые приезжают в Москву и Петербург (а их не так много, в отличие от Парижа), в течение четырех месяцев будут этих шедевров лишены. Зачем?

Христиан Корнелиус Крон. Портрет С.И. Щукина. 1915. Холст, масло. Государственный Эрмитаж

Выражалось еще мнение, что мы в долгу перед Щукиным и его потомками, так как его коллекция была национализирована во время революции и, стало быть, это награбленное искусство, а воссоединение коллекции — это в какой-то мере искупление вины за эту национализацию. Однако это все спекуляции на тему истории: «Что было бы, если…» Что было бы, если бы не разразилась Первая мировая война? Тогда бы Щукин купил то и другое, а может, и не купил бы?! Почему современные отечественные искусствоведы должны расплачиваться за действия советской власти? Национализация коллекций и раздел ГМНЗИ — свершившийся факт, безусловно, трагический. Но я, например, не меньше расстраиваюсь из-за продаж из Эрмитажа при Николае I. Однако что ж теперь переживать, что если бы не эти продажи, то у нас была бы картина Шардена «Девочка с воланом»? Есть замечательная яркая жизнь коллекции Щукина в советских музеях, она есть! Есть героическое спасение коллекции, которая была разделена между двумя музеями, и эти части уже давно неотделимы от Пушкинского музея и Эрмитажа. Я не вижу ничего страшного, что коллекция разделена между Москвой и Петербургом. Часть стала составляющей московского контекста, другая часть — питерской культуры. Были великие люди, которые хранили, изучали, защищали эту коллекцию, когда ее нельзя было выставлять: Антонина Николаевна Изергина, Татьяна Алексеевна Боровая, Александра Андреевна Демская, которая рассылала письма «на деревню дедушке», пытаясь найти потомков Щукина еще в 1960-е годы, когда не всякий советский человек мог отважиться на переписку с капиталистической страной. Это люди, которые изучали коллекцию в том виде, в каком она бытовала после 1917 года. Не бывает так, чтобы коллекции оставались неизменными на протяжении всей истории их бытования. Я знаю только одну такую — это коллекция английской королевы. Да и то при Карле I Кромвель успел похулиганить, и часть собрания английских королей была распродана. Это естественная жизнь любой коллекции: их, увы, часто распродают наследники. Мы же не знаем, что бы сделали наследники Щукина, если бы не произошла революция 1917 года. Можно гарантировать, что коллекция не была бы распродана? Могло быть так, могло быть иначе, и плакать на тему «какая плохая была советская власть» бесполезно. Лучшая и бóльшая часть картин осталась в России, входит в состав двух музеев мирового уровня, не самая плохая судьба для коллекции.

«Красные рыбы» Анри Матисса из коллекции С.И. Щукина и смотритель в Галерее стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: Екатерина Алленова/Артгид

Наконец, есть проблема, о которой сегодня не принято говорить: и в Москве, и в Петербурге залы Эрмитажа и Пушкинского музея с импрессионистами и постимпрессионистами не сказать чтобы ломились от посетителей. Русская публика туда, как правило, не заглядывает. В залы с картинами из щукинского собрания ходят преимущественно иностранцы. Я помню очередь на новую экспозицию импрессионистов, которая открылась в ГМИИ в 1974 году, и до сих пор могу эту экспозицию нарисовать в подробностях, настолько четко были расставлены все акценты. Кто-нибудь сейчас видел очередь в Галерею стран искусства Европы и Америки XIX-XX веков или в здание Генштаба, где экспонируется петербургская часть собрания ГМНЗИ? Не говоря уже про здание Третьяковской галереи на Крымском Валу, где вообще слышно, как сопят смотрители в пустых залах русского авангарда, который мы постоянно возим на Запад наравне с коллекциями Щукина и Морозова.

В зале Матисса на выставке «Шедевры нового искусства. Собрание С.И Щукина» в фонде Louis Vuitton, Париж MARTIN BUREAU / AFP

В фонде Louis Vuitton в Париже 22 октября открывается выставка «Шедевры нового искусства. Собрание С.И. Щукина » (Icônes de l’art moderne. La collection Chtchoukine). Впервые за долгие годы в одном музее воссоединены шедевры, собранные московским купцом Сергеем Ивановичем Щукиным, национализированные большевиками и поделенные между ГМИИ имени Пушкина и Эрмитажем. Журналиста RFI Ксению Гулиа по залам выставки в преддверии ее открытия провели внук Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко и искусствовед, автор биографических книг о Щукине Наталья Семенова.

Коллекция как предвидение

«Андре-Марк вам сейчас провел экскурсию, как сам Сергей Иванович», - замечает Наталья Семенова. Дело в том, что текстильный магнат Сергей Щукин, со страстью собиравший самые передовые на то время шедевры, с неменьшей страстью рассказывал о них гостям своего особняка на Знаменке . Он проводил экскурсии в залах особняка, стены которых были увешаны полотнами Гогена, Матисса, Пикассо - художников, которых не ценили тогда и на родине, что уж говорить о Москве.

«Русский авангард был взращен на коллекции Щукина, - отмечает Наталья Семенова в зале с сезанновским „Пьеро и Арлекином“. - Русские не были тогда обделены. Поездка в Париж могла длиться две недели, месяц, два, может, три. А приезжая в Москву, они могли хоть каждое воскресенье ходить к Сергею Ивановичу. А потом уже и три раза в неделю. Из первых рук они получали самое последнее - то, что не получал никто».

Покупая картины в Париже, московский торговец текстилем демонстрировал исключительную восприимчивость ко всему новому и необычному. Он делал выбор рискованный, новаторский, а главное - свой собственный. Щукин, обвиненный некоторыми современниками в «самодурстве» и разбрасывании деньгами, собрал коллекцию мирового значения и настолько же опередил вкусы своего века, насколько и предрек вкусы века грядущего.

Андре-Марк объясняет это чутье на грани дара предвидения своего деда постоянной работой, «текстильным глазом», тем, что он всегда был окружен коллекционерами. «Это талант, это искусство», - не соглашается Наталья Семенова.


Андре-Марк Делок-Фурко и Наталья Семенова на выставке «Шедевры нового искусства» в фонде Louis Vuitton, Париж, 19 октября 2016 г. Ксения Гулиа/RFI

После революции коллекция купца была конфискована ленинским декретом, а в 1948 году после расформирования Музея нового западного искусства шедевры поделили между собой Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина и Эрмитаж. Сам Щукин в 1908 году завещал все картины Третьяковской галерее. Однако в эмиграции от желания подарить коллекцию Москве он отказался и переписал завещание на детей.

Внук Щукина Андре-Марк Делок-Фурко своего деда не застал: Сергей Щукин умер в 1936 году, а Андре-Марк появился на свет в 1942-м. А о масштабе и ценности коллекции деда, которую сегодня оценивают в миллиарды долларов, узнал только в возрасте 50 лет.

«В семье ничего об этом не говорили, - рассказывает Андре-Марк. - Это было типа табу. Как будто это было унесено ветром - другая жизнь, другой период.
Я сам увидел коллекцию, когда возможно стало свободно приехать в Россию. Раньше не было особых поводов: я работал в другой области. И поэтому до перестройки я в России только два дня был случайно, но ничего не знал. Я открыл для себя коллекцию, когда мне уже было 50 лет. Я понял, какой это был уровень».

«Если считать скульптуры, в его коллекции было 276 предметов, - продолжает Андре-Марк. - Это относительно мало. Есть много коллекционеров, у которых гораздо больше предметов. Но это не про количество, а про качество. Ни у кого нет 120–130 картин самых великих художников самого лучшего периода истории живописи и самого лучшего периода творчества этих самых художников».

Сергею Щукину удалось собрать полсотни полотен Пикассо, 37 - Матисса, 16 - Гогена. В общей сложности 256 картин, а в Париж привезли почти половину. Выставка не зря проходит в частном фонде Louis Vuitton: ни один из французских государственных музеев не смог бы оплатить такую страховку.


Фонд Louis Vuitton в XVI округе Парижа ALAIN JOCARD / AFP

Коллекция как подвиг

В среду выставка, занимающая целых четыре этажа фонда Louis Vuitton, закрыта для публики. Еще ведутся последние подготовительные работы, ездит спецтехника, для сотрудников охраны проводят экскурсию. По залам в одиночестве бродит Роман Полански.

«Разве мы могли в 90-м году, когда я привезла эти черно-белые фотографии (коллекции Щукина в его особняке на Знаменке - RFI) , это представить?» - задается вопросом Наталья Семенова.

«Мы встретились 25 лет назад в Москве, в перестройку у памятника Пушкину на одноименной площади, - продолжает Андре-Марк Делок-Фурко. - Наташа стала мне объяснять, кто такой был Щукин. Ведь не было архивов, я ничего особенно не знал о моем деде, кроме того факта, что он был великим коллекционером».

Но открытия, по словам Андре-Марка и Натальи, продолжаются до сих пор.


Андре-Марк Делок-Фурко показывает фрагмент фотографии из московского особняка Щукина с неизвестным портретом женщины Ксения Гулиа/RFI

«Вот, посмотрите, - указывает Андре-Марк на размытый фрагмент черно-белой фотографии во всю стену. - Это портрет женщины. Мы везде копали с Наташей (Семеновой - RFI) : он не значится нигде - ни в архивах, ни в списках щукинской коллекции. Сегодня мы знаем все картины из его собрания, даже две картины, которые оказались в Баку (после расформирования Музея нового западного искусства в 1948 году - RFI) . Все нашли. Но одну картину видно на фотографии коллекции в особняке, а ее нигде нет. И вдруг моя жена говорит: „Но она же у нас!“ Мы, конечно, не на 100% уверены, но у нас есть картина, происхождение которой мы совершенно никогда не знали. Она всегда была в парижской квартире у бабушки. На этом портрете очень красивая женщина, и нет никакой подписи. Это можно объяснить только тем, что это была какая-то семейная драгоценность».

Пабло Пикассо «Женщина с веером» (1909 год)

На выставке представлена и первая купленная Щукиным картина Пабло Пикассо - «Женщина с веером» 1909 года. Эта покупка положила начало всемирной известности Пикассо. Непростые отношения Щукина с этим полотном рассказывают не только о его чутье коллекционера, но об открытости и готовности к самовоспитанию - то, за что Александр Бенуа назвал его собирательство не простой прихотью и баловством, а подвигом.

«Он повесил эту картину в темном коридоре, который вел из парадных комнат в столовую, где он каждый день ел, - рассказывает Наталья Семенова. - Он шел каждый день в столовую и, проходя мимо, одним глазом на нее смотрел. Он говорил, что когда смотрел на нее, у него было ощущение битого стекла во рту - такая она была ломаная и так диссонировала со всем собранием. А потом через несколько месяцев в один прекрасный день на нее взглянул и понял, что она сильная и мощная, и что без нее больше не может жить. И с тех пор, как говорил Щукин, „Пикассо овладел мною, словно гипноз или магия“».


Анри Матисс «Танец»

«С картиной жить надо, чтобы понять ее… Иного художника несколько лет не признаешь. Потом открываются глаза», - говорил Щукин. Коллекционер упорно «тренировал» вкус этой внутренней борьбой также, как тренировал характер - гимнастикой и строгим вегетарианством. Именно поэтому лестницу дома купца первой гильдии из семьи старообрядцев украсили скандальные по тогдашним меркам панно с обнаженными. Прославленные матиссовские «Танец» и «Музыка» московской публике, обремененной многочисленными табу, казались, конечно, откровенным издевательством.

Щукин, заказавший их художнику для оформления лестницы, отказывался от них, потом брал свои слова обратно, просил прощения за слабость и буржуазные предрассудки. Эти два полотна на выставке в фонде Louis Vuitton блистают своим отсутствием. «„Танец” вывозной, но он уже был на (прошлогодней выставке в фонде Louis Vuitton - RFI) Les clés d’une passion, второй раз никто не повезет такую картину сюда, - объясняет Наталья Семенова. - А „Музыка“ вообще нетранспортабельна. А одно панно без другого и через полгода опять везти в Париж - это нереально».

Анри Матисс «Красные рыбы» («Золотые рыбки»)

Именно зал Матисса Андре-Марк называет сердцем выставки. «Если с Пикассо он был под гипнозом, то здесь без всякого гипноза - любовь и праздник жизни», - говорит Наталья Семенова. Здесь - знаменитые «Красные рыбки», которые, как рассказывает искусствовед, уже после революции Матисс попросил у Щукина, чтобы выставить в Нью-Йорке, получил разрешение, но было уже поздно.

В зале Матисса представлен и триптих с «Розовой мастерской» посредине и двумя углами. Андре-Марк замечает, что здесь, также, как и в Пушкинском, он представлен неверно. В середине должен быть «Разговор», который привезти в Париж было невозможно. «Посредине Матисс разговаривает с женой Амели, а справа и слева - углы мастерской. Картина создана по принципу старинных церковных триптихов. Советские это не любили. И уже в Музее нового западного искусства с самого начала (в 1919 году - RFI) убрали „Разговор“ и поставили именно эту „Мастерскую“, иначе для них это было слишком религиозно. И как я говорил Анне (Балдассари - куратору выставки - RFI): „Ты восстановила коммунистический триптих“».

Не доволен Андре-Марк и залом Гогена, а точнее тем, как в нем расположили картины. В особняке Щукина 16 приобретенных им полотен Гогена висели одно подле другого - в виде величественного иконостаса со «Сбором плодов» в середине. В фонде Louis Vuitton 11 картин Гогена из коллекции Щукина развешаны вдоль стен на уровне глаз самым что ни на есть привычным образом. Дело в том, что организаторы беспокоились за сохранность картин: разместить их в виде иконостаса не совсем безопасно, учитывая, что в залах ожидают много посетителей.

Коллекция и справедливость

«Я всегда имел хорошие отношения с (генеральным директором Эрмитажа - RFI) Михаилом Борисовичем Пиотровским, не говоря уже об (бывшем директоре ГМИИ им. Пушкина - RFI) Ирине Антоновой, которой я подарил в 2004 году последние работы, которые Щукин купил, уже живя в Париже», - говорит Андре-Марк. Впрочем, внук коллекционера неоднократно подавал иски против Пушкинского музея и Эрмитажа, когда картины из коллекции его деда вывозили за рубеж, и требовал компенсации.

«Суды - это были акции, чтобы упомянуть имя Щукина, - рассказывает теперь Андре-Марк. - Мы были против спонсорства больших сигаретных брендов, как было в США. Мы были против эксплуатации „Танца“ как рекламы. В Риме были бумажные мешки с „Танцем“. Мы всегда считали, что картины должны быть в музеях. Никакое частное лицо не может эксплуатировать и вообще иметь такую коллекцию. И Сергей Иванович так думал. Эти картины попали куда нужно. Потом можно говорить о процессе этого „попадания“. Но это другое. Это не имеет никакого отношения к музеям. Музеи хранят имущество, которое им дает государство. Это не их личные картины, это картины государства. Они делают работу, которая нужна, очень хорошую, которая нам позволяет сегодня организовать эту выставку».


Наталья Семенова и Андре-Марк Делок-Фурко на выставке «Шедевры нового искусства» в фонде Louis Vuitton, Париж, 19 октября 2016 г. Ксения Гулиа/RFI

Наталья Семенова считает, что выставка в фонде Louis Vuitton - важнее денежной компенсации. «Я думаю, что Андре-Марк должен быть удовлетворен не тем, что его пригласили в русское посольство и дали ему русский паспорт или вручили медаль имени Пушкина. А тем, что французы в итоге благодаря поддержке российских властей смогли сделать эту выставку. Я всегда говорила, что наследники Щукина были ущемлены. Все восхваляли Матисса и Пикассо, но эти два художника были обязаны просто своим существованием Щукину. Почему наследники Пикассо и Матисса могут приезжать на все выставки и жить прекрасной жизнью? Мы сейчас не говорим о деньгах. Но я считаю, что эта выставка - больше, чем любая моральная компенсация».

Сам Андре-Марк мечтает, чтобы конфискованная большевиками и поделенная между Москвой и Петербургом коллекция его деда воссоединилась не только на несколько месяцев парижской выставки. Но, по его словам, пока это невозможно: «Если я сделаю такое предложение, Марина Лошак (директор ГМИИ им. Пушкина - RFI) скажет: „Отлично, очень хорошая идея, но, конечно, Щукина в Москву“. А Пиотровский скажет: „Ну, естественно, Щукин должен быть в Петербурге“».


Анри Матисс «Разговор»

По его словам, на сегодняшний день представляются возможными только обмены между музеями, чтобы, например, триптих Матисса с «Разговором» выставлялся в том виде, в котором его задумал художник, а не так, как его изменили после революции. «То же самое с Гогенами. Большинство щукинских Гогенов в Пушкинском в Москве. Интереснее было бы передать пять-шесть щукинских Гогенов из Эрмитажа в Москву. А Пушкинский отправил бы замечательные морозовские Гогены в Эрмитаж», - приводит другой пример Андре-Марк.

А на вопрос о том, были ли в адрес его семьи принесены извинения со стороны России, Андре-Марк отвечает так: «У каждого народа свой темперамент и свое настроение, свое расположение духа. Я все-таки русский, у меня куча друзей-россиян, я их люблю, часто туда приезжаю, у меня квартира в Петербурге. Но концепт извинения в настроение этой державы в настоящее время не совсем вписывается».

Выставка «Шедевры нового искусства. Собрание С.И. Щукина» пройдет в фонде Louis Vuitton с 22 октября 2016 по 20 февраля 2017 года. Стоимость билета - 16 евро. Для студентов, посетителей до 26 лет, художников и безработных предусмотрены скидки.



Рассказать друзьям