"Ты, волна моя, волна? Ты гуллива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!" И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
Далеко в море вода синяя- синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит. В сказке Г, Х. Андерсена «Русалочка» дом главного героя – море. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
В другой сказке Андерсена «Гадкий утёнок» для главного героя вода также играет большую роль в судьбе. И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедем, который, увидев его, тоже поплыли к нему… Вода спасла его, так как благодаря отражению в озере он увидел не Гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Это спасло ему жизнь. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
А вот пример из литовского фольклора. В сказка «Ель- королева ужей» главная героя выходит замуж за ужа и спускается в его жилище – подводный замок. Только здесь она была по- настоящему счастлива. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
«Гостите не дольше девяти дней, а на десятый возвращайтесь! Выходи на берег с детьми без провожатых и покличь меня: Если жив ты, муж мой верный, Брызнут волны белой пеной, Если помер пеной красной...» ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
А из сказки Петра Ершова «Конек- Горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым героя –Ивана. Вот конек хвостом махнул, В те котлы мордой макнул, На Ивана дважды прыснул, Громким посвистом присвистнул. На конька Иван взглянул И в котел тотчас нырнул, Тут в другой, там в третий тоже, И такой он стал пригожий, Что ни в сказке не сказать, Ни пером не написать! Вот он в платье нарядился, Царь-девице поклонился, Осмотрелся, подбодрясь, С важным видом, будто князь. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк», вода помогает воскресить главного героя. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану –царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван- царевич ожил. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
Из «Сказки о волшебной водице» узнаем, что вода может мирить людей. «И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А всё потому, что как только старик начнёт кричать, старуха сейчас за волшебную водицу. Вот сила–то в ней какая! ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
И в заключении можно сказать, что тема воды в народных сказках, авторских сказках занимает огромное место. Она живое существо, которое положительным героям помогает, а отрицательных героев, соответственно, наказывает. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
Источники информации. an/ an/ ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
Самая обычная вода является универсальным растворителем, поэтому она стала основой жизни. Как известно, человек на 70% состоит из воды, и от ее количества в организме зависит самочувствие.
И разумеется, очень многое определяется тем, какие вещества растворены в воде. В одних случаях вода может стать живой, в других — мертвой.
Волшебные источники
Наши предки приписывали природным родникам чудесные свойства. Источники красоты и молодости бьют из земли рядом с Изборском — древнерусской крепостью неподалеку от Новгорода. А если вы побываете в Крыму, на горе Мангуп, то экскурсовод предложит вам выпить воды из местных источников мудрости и красоты.
И подобных источников и родников — каждый с похожей историей — великое множество во всех частях света. Здесь нет ничего странного. Просто люди, вне зависимости от того, где и когда они жили, одинаково обожествляли воду, справедливо считая ее основой жизни. А болезни и смерть подстерегали древнего человека повсюду: в неизбежных стычках с соседями, в войнах с кочевыми племенами, на охоте и в труде.
Даже такое радостное событие, как рождение ребенка, слишком часто заканчивалось смертью младенца и матери. Но человек не склонялся покорно перед тайной смерти и не сидел сложа руки. Сама природа, так часто приносившая смерть, стала для него источником жизни.
Человек изучал лекарственные свойства трав, дикого меда, воды из различных источников. Он наблюдал за тем, к каким ручьям и родникам идут животные, чтобы исцелиться. Эти родники казались ему волшебными, наделенными могущественной силой. Он обожествлял их, складывал о них сказки.
Древние греки называли нимф, покровительствующих источникам, наядами.
Наяды были дочерями Зевса. Бесчисленные наяды входили в свиту многих богов: своего отца Зевса, считавшегося еще и покровителем дождя, бога океана Посейдона, богини плодородия Деметры, богини красоты Афродиты, бога искусства Аполлона. Они обладали способностью даровать изобилие, плодородие и здоровье, покровительствовали бракам.
Орфические гимны воспевают наяд как целительниц. Считалось, что купание в воде определенных источников дает исцеление от болезней. Особняком стояла одна из наяд — Мента, которая носила прозвище Кокитида: она была связана с водой царства мертвых и считалась возлюбленной Аида. Другие наяды могли очистить от грехов и даже обладали способностью даровать бессмертие.
Русские сказки донесли до нас историю о живой и мертвой воде. Название «живая вода» говорит само за себя, но и мертвая вода, оказывается, обладает целительной силой. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
Добыть такую воду нелегко. Героям приходится отправляться на ее поиски за тридевять земель. Иногда она течет с рук и ног девицы-богатырки, которую нельзя победить, но можно обхитрить и добыть драгоценную влагу. Иногда ее источник бьет из земли в чудесном саду на краю света, где растут яблони с молодильными плодами. Иногда ее приносит вещий ворон. Иногда героя приводит к источнику Баба-яга.
Как видите, фольклор, связанный с целительной водой, многообразен и весьма распространен среди народов. И закрадывается подозрение, что наши предки знали о воде нечто такое, чего пока не знаем мы.
Водное целительство
В сказках живую и мертвую воду получают в награду за храбрость, смекалку или доброе сердце. Однако стоит заглянуть в Интернет, и сразу убедишься, что сегодня все гораздо проще. Достаточно заплатить тысячу рублей, и по почте пришлют чудо-приборчик, который превратит простую водопроводную воду в волшебную!
Произойдет это чудо в результате электролиза. Если вы в детстве не валяли дурака на уроках химии, то помните, что при электролизе вода распадается на водород и кислород, которые благополучно растворяются в атмосфере.
В результате количество воды в емкости уменьшится (правда, при электролизе в домашних условиях уменьшение заметить трудно), но никакими целебными свойствами вода от этого обладать не станет. Единственный, кому эта покупка пойдет на пользу, — продавец, ведь он станет богаче на тысячу рублей.
Есть и более дешевые способы превратить воду в живую. Например, один профессор с говорящей фамилией Неумывайкин рекомендует с экрана телевизора пить от болезней талую воду, потому что «птички прилетают на север, пьют талую воду и несут яйца, а если не дать им полететь на север, то они и яйца нести не смогут».
Еще один рецепт от профессора: перелить воду сорок раз из сосуда в сосуд, чтобы она «освободилась от лишней информации». К сожалению, сколько ни переливай воду из пустого в порожнее, целительные свойства она от этого не приобретет.
Зато продажа подобных рецептов и приборов — бизнес практически беспроигрышный.
Люди привыкли доверять тому, что рекомендуется под девизом «Рецепты народной медицины», но для того, чтобы лечиться травами, нужно обладать хотя бы начальными познаниями в ботанике и фармакологии, а то ведь можно и отравиться ненароком. А вода своя, знакомая, простая — от нее хуже не будет.
Но гораздо опаснее, когда народные целители начинают лечить водой буквально от всего, а пациенты теряют драгоценное время, запуская свои болезни. Поэтому к рецептам народных целителей надо относиться осторожно и всегда помнить, что они способны дать лишь общие оздоровительные рекомендации, а с конкретным недомоганием следует все-таки обратиться к дипломированному врачу.
Память воды
Лечебные свойства гипотетической живой воды сегодня связывают с теорией, которая гласит, что вода имеет память. Теорию отстаивают сторонники гомеопатии — альтернативной медицины, разрешенной к массовому применению. Любой из нас хоть раз лечился гомеопатическими средствами, многим они реально помогают, поэтому к ней принято относиться всерьез.
О существовании у воды памяти впервые заявил французский иммунолог Жак Бенвенист. В1983 году он получил приглашение от гомеопата Бернара Протвина принять участие в изучении воздействия антител (особых белков, вызывающих иммунный ответ организма) в минимальных концентрациях.
Бенвенист, относившийся к гомеопатии со скептицизмом, согласился и решил опровергнуть ее теоретические основы с помощью серии экспериментов. Согласно известным законам химии, реакция организма на препарат должна снижаться по мере снижения его концентрации в растворе, а при достижении нулевой отметки прекратиться вообще.
Однако, к удивлению ученого, удалось зарегистрировать совершенно иной эффект: эффективность препарата то падала, то повышалась, но главное — не исчезла полностью при полной очистке раствора от антител. Обескураженный Бенвенист тем не менее подготовил научную статью, которую после небольшой дискуссии опубликовали.
Тогда и возникла гипотеза, гласящая, что вода сохраняет память о веществах, которые в ней некогда были, и может стать живой или мертвой в зависимости от этого.
Поскольку гипотеза покушалась на фундаментальные основы химии, ее сразу же попробовали опровергнуть новой серией экспериментов, но они дали неоднозначный результат: в одних случаях удавалось выявить эффект памяти, в других — нет.
К группе Жака Бенвениста присоединился нобелевский лауреат Брайан Джозефсон. Была даже учреждена премия в миллион долларов, которую получит исследователь, однозначно доказавший существование памяти у воды.
Пока что такой чистый эксперимент провести не удалось. Но попытки продолжаются, и не исключено, что в будущем мы все-таки сможем исцелять живой и мертвой водой наши раны и болезни.
Елена ПЕРВУШИНА
С самых давних времен люди догадывались, что самое распространённое вещество на Земле - вода играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни на планете. И что это не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы мифов и сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека. Но пожалуй, только в русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть.
Дети с самого раннего детства любят слушать и читать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой» и «мёртвой» воде. Но не все могут объяснить её удивительные свойства.
В каких же русских народных сказках встречается «живая» и «мёртвая» вода, и как проявляется её волшебная сила?
Сказка- ложь, да в ней намёк...
«Сказка - ложь, да в ней намёк…» - говорится в старой поучительной присказке, которую можно признать истинной, если вспомнить русский народный фольклор, разделяющий воду на «живую» и «мёртвую» и приписывающий этим двум жидкостям противоположные свойства.Сказка на Руси всегда являлась набором важной бытовой информации, положительные герои были наделены хорошими, нужными для жизни качествами, отрицательные же открыто вбирали в себя негативные. Поэтому разделение воды на «живую» и «мёртвую» в народных преданиях не могло возникнуть на пустом месте.
А значит, ещё много веков назад люди открыли для себя уникальные свойства, позволяющие либо «даровать жизнь», либо «убивать». Также в сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека.
Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств. Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия – свидетельства первых шагов лечебной магии.
Живая вода, также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и, вместе с тем, составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию А.Н.Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога – громовника.
Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более. Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
По А.Н.Афанасьеву, мертвая вода - это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери- земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая вода находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны- носы – железные.
По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз – вихрь, гром, град и вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой или богатырской воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающей красоту, здоровье и счастье.
Русские народные сказки, где говорится о «живой» и «мёртвой» воде:
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»«Иван и чудо - юдо»
«Иван - мужицкий сын»
«Марья Моревна»
«Царевич Иван - Горох»
«Иван - царевич и Серый волк»
«Медное, серебряное и золотое царство»
В русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду.
Не все знали, где эта вода находится, только колдуны, мудрые старцы, серый волк, ворон, орёл или сокол…Трудно её было достать, далеко за ней приходилось путешествовать. Но стоила вода этого.
Если полить на кровавые раны «мёртвой» водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого надо было поливать «живой» водой, тогда «мёртвые» герои оживали. Без «мертвой» воды из - за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть. Это мы можем увидеть на примере конкретных сказок.
Так, в русской сказке « О молодильных яблоках и живой воде»: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…»
Из сказки «Марья Моревна». …Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез. В то самое время у зятьев Ивана - царевича серебро почернело. - Ах, - говорят они, - видно, беда приключилась! Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон - за мертвою. Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно. Ворон брызнул мертвою водою - тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою - Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит: - Ах, как я долго спал!»
«Иван- царевич и Серый волк». Лежит Иван - царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком: - Ты лети - ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану - царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван - царевич ожил. - Ох, крепко же я спал!
Чудеса, да и только!