Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев и зодчих. Джорджо вазари жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Джорджо Вазари - один из когорты великих людей эпохи Возрождения, «универсальный солдат» от искусства, которому подчинилась не только живопись, но и архитектура. Вазари оказался талантлив не только в этой сфере, и в наши дни у широкой публики он более известен как автор «Жизнеописаний» - монументального труда, в который попали биографии множества знаменитых и талантливых людей. Точные даты и подробности их жизни нам известны благодаря титанической работе Вазари, который посвятил ей практически всю свою жизнь. Его можно считать основателем искусствоведения, так как именно с его «легкой руки» и началось пристальное, на научной основе, изучение творчества художников, графиков, скульпторов и архитекторов.

Вазари любил представляться выходцем из Ареццо в Тоскане, поэтому за ним закрепилось прозвище Аретино. Там он родился в 1511 году и вырос. В 11 лет он уже стал учиться расписывать церкви, хотя его отец был гончаром. Близость Флоренции, тогдашнего крупного центра искусств и политической жизни, сыграла свою роль, и юный Вазари уже через год стал учиться у великого , Андреа дель Сарто и Бандинелли. Покровительство представителей рода Медичи внезапно закончилось, когда им пришлось бежать из Флоренции, и Вазари вернулся в родной Ареццо. Здесь ему пришлось довольно туго - отец скончался, и художник был вынужден один содержать большую семью.

Именно в Ареццо была заложена основа будущих «Жизнеописаний». Мастер Россо, фактически давший юному Вазари средства к пропитанию и пару дельных советов, стал первым художником, получившим описание своих трудов и достижений в будущей знаменитой книге.

Из-за осады Флоренции в 1529 году Вазари вынужден был бежать и путешествовать по стране в поисках работы и покровителя. Он побывал в Пизе и других местах, а затем встретился с Ипполито Медичи, забравшего его в . Там у него появились первые крупные заказы и была создана картина «Венера и Грации», написанная по заказу Медичи.

С восстановлением власти Медичи во Флоренции Вазари возвращается в этот город, где успешно работает и даже преподает архитектуру и декорирование. В это время он много пишет и возводит декоративные постройки.

Живопись Вазари - это впечатляющий образчик тосканского маньеризма. Он предпочитал многофигурные броские композиции, холодную цветовую гамму, пользовался услугами подмастерий, благодаря чему даже масштабные полотна создавались очень быстро. К чести Вазари, он всегда упоминал имена своих помощников, которые даже сохранились в «Жизнеописаниях».

В архитектуре он преуспел намного меньше, но в ту эпоху титанов сделать это было достаточно сложно. С перестройкой нескольких строений он не справился, а вот возведение новых зданий по своим чертежам показали своеобразное видение пространства и индивидуальность Вазари. К сожалению, как архитектор он известен намного меньше, чем как автор «Жизнеописаний».

Это был труд всей его жизни, который подвергался корректировке и литературной обработке даже после его окончания в 1550 году. В книгу вошли жизнеописания и творчество множества современников Вазари и во многом именно благодаря его литературному подвигу мы так много знаем о жизни и искусстве Италии этого периода.

Джорджо Вазари (прозванный Аретино, 30 июля 1511 года, Ареццо - 27 июня 1574 года, Флоренция) - итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор знаменитых «Жизнеописаний», основоположник современного искусствознания.

Биография Джорджо Вазари

Отец Вазари, Антонио, работал гончаром. Всю жизнь автор «Жизнеописаний» представлялся как «Джорджо Вазари из Ареццо».

Первым учителем Вазари, когда ему ещё не было двенадцати лет, стал французский художник Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо.

В 1524 году он жил во Флоренции, учился у Андреа дель Сарто, Микеланджело и Баччо Бандинелли. Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполито Медичи, которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески.

Его отец умер, и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях. Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством.

Флоренция, где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 году, что заставило Вазари переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков работы.

Когда Карл V в 1531 году восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи. Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор.

В 1537 году Александр Медичи был убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на молодость, Вазари уже приобрёл большую известность и стал получать различные приглашения.

Творчество Мондриана

Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма.

Первая дошедшая до нас картина Вазари - «Погребение Иисуса» (1532 год, дом-музей Вазари в Ареццо). Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились. В собственном жизнеописании он описывал все свои работы в самых мелких подробностях.

Несмотря на то, что Вазари был хорошим художником, в его фигурах встречаются неправильности. Его картины написаны в холодной цветовой гамме.


После многих поездок он в 1540 году работал в Болонье над картиной «Трапеза св. Григория». По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины - портреты современников Вазари, их имена указаны в его книге.

Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа.

Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью.

Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции, начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое.

Самой большой заслугой Вазари считается его монументальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (итал. «Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), который был окончен в 1550 году.

Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568 году. Без ценных сведений, содержащихся в «Жизнеописании…» в истории итальянского искусства был бы большой пробел.

К своему монументальному сочинению о современных ему деятелях искусства, которое Вазари посоветовали написать, он отнёсся очень добросовестно. Когда часть рукописи была готова, он передал её Аннибале Каро, который помог ему своими замечаниями и посоветовал довести работу до конца.

Джорджо Вазари. Автопортрет. 1560-е года. Галерея Уффици, Флоренция. Wikipedia.org

Джорджо Вазари – представитель итальянской школы . Современник и ученик Микеланджело Буонаротти. Придворный мастер семьи Медичи.

Джорджо родился 30 июля 1511 года в городке Ареццо (Итальянская провинция Тоскана). Его отец занимался гончарным делом. Фамилия Вазари произошла от прозвища vasaiо – гончар (итал).

С детства Джорджо Вазари был любознательным, настырным ребенком. Он активно помогал отцу в его мастерской. Любил подолгу рассматривать фрески, украшавшие местный храм.

Будучи старшим ребенком в семье, Джорджо стал рано зарабатывать на жизнь. В возрасте 11 лет он напросился быть подмастерьем у художника-витражиста.

Одаренного мальчика заметил кардинал Пассерини. И отправил его во Флоренцию, в мастерскую знаменитого мастера Андреа дель Сарто. Ни много, ни мало тот дружил с , Микеланджело и .

За несколько лет обучения у гениальных мастеров Вазари получил достойное гуманитарное образование. Дель Сарто дал своему ученику прекрасную школу живописи.

Как говорил впоследствии сам Вазари, его учитель был одарен не меньше, чем Рафаэль или Микеланджело. Но при всем таланте ему не хватило дерзости и амбиций, чтобы достичь вершин славы.

Микеланджело давал в мастерской Сарто уроки архитектуры и скульптуры. Это также не прошло даром для одаренного Джорджо Вазари. Впоследствии он станет и архитектором.

Одно из самых известных его архитектурных творений – коридор Вазари. Он был построен для семейства Медичи, чтобы они могли переходить из одного дворца в другой, не выходя на улицу.


Коридор Вазари. 1565 г. Флоренция

Молодой Вазари, как губка, жадно впитывал все знания, которые встречались на его пути. Он будто чувствовал, что самые яркие представители эпохи неспроста вошли в его жизнь.

Будучи амбициозным и настойчивым, он уже знал, что его жизненный путь будет особенным. Этому еще способствовало то, что подросток стал пользоваться благосклонностью представителей семьи Медичи: Ипполито и Александра.


Джорджо Вазари. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного. 1530-е года. Галерея Уффици, Флоренция. Muzei-Mira.ru

После изгнания Медичи из Флоренции в 1527 году Вазари пришлось вернуться в Ареццо. В это же время умирает отец Вазари. Джорджо становится единственным опекуном и кормильцем младших братьев и сестер.

Он рисует фрески, берет заказы на картины, активно изучает ремесло обработки золота и серебра. В поисках работы и заказов Джорджо Вазари колесит по Италии.

Когда в 1531 году Медичи при помощи Карла V возвращаются во Флоренцию, Вазари приезжает под покровительство герцога Александра, большого ценителя искусства. В это время Джорджо выполняет множество больших многофигурных картин и занимается преподаванием. А ему на этот момент, заметьте, чуть более 20 лет!

Как поговаривали злые языки, в скорости написания картин Вазари большую роль играл не талант художника, а расторопность его учеников.

Мастер лишь давал основные композиционные решения будущего полотна, а все остальное якобы выполняли его подмастерья. Впрочем, услугами учеников в 15-17 веках пользовались многие мастера. И Рафаэль, и , и .

Так или иначе, но количество полотен, оставленных Джорджо Вазари, впечатляет.


Джорджо Вазари. Снятие с креста. 1540-е года. Монастырь Камалдоли, Тоскана. Artita.ru

В 1537 году в результате заговора Александр Медичи погибает от рук заговорщиков. Но Вазари к этому времени уже уверенно стоит на ногах. Он востребован и известен как художник, получает множество заказов из разных городов.

До 1553 года Джорджо Вазари побывал во всех крупнейших городах Италии, включая Рим. Расписывая стены соборов, продавая свои картины и выполняя качественные копии великих художников, Вазари неплохо зарабатывает.


Джорджо Вазари. Деталь фрески “Рождение Венеры”. 1550 г. Палаццо Веккьо, Флоренция. Artchive.ru

В 1547 году он отстроил роскошный особняк на своей родине – в Ареццо, в здании которого в настоящее время расположен музей Джорджо Вазари.

Картины Джорджо Вазари выполнены в стиле маньеризма, возникшего на основе позднего Возрождения.


Джорджо Вазари. Персей и Андромеда. 1572 г. Палаццо Веккьо, Флоренция. Wikiart.org

Маньеризм отличается особой вычурностью и постановочностью сюжета, неестественными и артистичными положениями действующих лиц. Большей частью картины Вазари посвящены библейским и античным сюжетам.

Вазари в России

Несмотря на огромное наследие Вазари, в России его работ очень мало. “Собственным Вазари” могут похвастаться лишь два русских музея.

Картина “Триумф Вакха”, относящаяся к 1560-м годам, находится в в Саратове.

Джорджо Вазари. Триумф Вакха. Около 1560 г. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Она была отобрана по разрешению Александра III из запасников Эрмитажа А.П. Боголюбовым (основателем Саратовского музея).

До недавнего времени под сомнением было подлинное авторство картины. Но последние исследования, проведенные искусствоведами, доказали, что “Триумф Вакха” действительно принадлежит кисти Джорджо Вазари.

Конечно, принятая Вазари схема биографии нередко стесняет свободу автора, в особенности в тех случаях, когда он стремится втиснуть в нее объемистый каталог произведений того или другого художника, включая в него анализ отдельных произведений; конечно, он отводит место и таким мастерам, о которых без него история и не вспомнила бы, и, наоборот, лишь бегло касается таких художников и не замечает таких памятников, которые с тех пор завоевали себе всеобщее признание, и все же мы имеем в лице Вазари замечательного портретиста, не уступающего в своих биографиях великим итальянским художникам-портретистам от Пизанелло до Тинторетто. Здесь и Паоло Учелло, фанатик, одержимый страстью к перспективе, и Перуджино, расчетливый и честолюбивый циник, и Пьеро ди Козимо, чудаковатый и нелюдимый оригинал, и Содома, изысканный эстет и прожигатель жизни, и Якопо Сансовино, старик, излучающий обаяние вечной молодости, и многие, многие другие, которых читатель никогда не забудет. Ибо в портретах Вазари все проникнуто той же безграничной любовью к человеку и тем же неослабным вниманием к малейшему его проявлению, которые мы так любим и ценим в произведениях его моделей. И прав был один из лучших знатоков итальянского искусства (Беренсон), спрашивавший себя, «не принадлежат ли „Жизнеописания“ Вазари как таковые и сами по себе к величайшим творениям тосканского гения?».

С первых же страниц читатель замечает, что плавное течение жизнеописания или портретной новеллы на каждом шагу прерывается сухими и подчас очень длинными перечислениями произведений героя, лишь кое-где оживляемыми более или менее краткими описаниями, которые сплошь да рядом разрастаются в замечательные по меткости и точности анализы, свидетельствующие о зрелом суждении художника-профессионала, обладающего острым и испытанным критическим чутьем. Все это говорит о том, что рядом с Вазари – биографом и новеллистом, стоит другой Вазари – историк и критик. Даже неискушенному человеку, не говоря о специалисте, бросается в глаза непримиримый конфликт между художником-портретистом и ученым-исследователем. Действительно, всякий раз, как ученый наталкивается на противоречивые факты или просто на отсутствие таковых, он смело и охотно уступает место художнику. За эту непоследовательность критиковать нашего автора нетрудно, и давно стало общим местом снисходительно прощать ему его легкомыслие, «вранье», неточности, тенденциозность и прочие грехи. Однако при этом обычно забывают, насколько для историка XVI века еще были зыбки границы между вымыслом и реальным фактом, между устным преданием и подлинным документом, между художественным правдоподобием и вероятностью научной гипотезы, между историей как наукой и историей как назиданием. Так, например, Вазари, в особенности в биографиях древних художников, для которых он не располагал достаточным количеством источников, смело фантазирует в угоду художественному правдоподобию задуманного им портрета: оказывается, что многие гениальные художники, выходцы из народа, бывали в детстве пастушками, рисовавшими своих овец или коз на камнях; на основании стилистического анализа, а чаще просто по случайному внешнему сходству один мастер провозглашается учеником другого, хотя они в действительности никогда не встречались, или группа памятников приписывается никогда не существовавшему художнику; за отсутствием документальных данных для датировки произведений мастера, находящихся в разных городах, изобретается вымышленный маршрут этого художника, переезжающего из одного города в другой; ради эффектных концовок кончины героев объясняются всеми видами болезней, несчастных случаев и насильственной смерти.

И все же, несмотря на такое беззастенчивое легкомыслие, нельзя не поражаться той смелости и тому упорству, с какими Вазари нащупывает методы научного исследования. Это дается ему не сразу. В этом отношении весьма показательна огромная разница между первым изданием 1550 года и вторым, выпущенным им восемнадцать лет спустя.

Прежде всего второе издание охватывает значительно большее количество фактического материала. Первое издание заканчивалось биографией Микеланджело, который для Вазари был вершиной и завершителем всего процесса становления нового, реалистического искусства. Во втором – автор добавил тридцать четыре новых очерка, посвященных его современникам и озаглавленных им «Описание творений» того или иного мастера или группы мастеров, включая подробную автобиографию. Значительно обогатился также круг упоминаемых и описываемых памятников, ибо автор в процессе подготовки второго издания совершил несколько больших путешествий по всей Италии для того, чтобы рассмотреть на месте те памятники, о которых он в первом издании писал лишь понаслышке, или для того, чтобы освежить свое впечатление от уже виденных им произведений. Значительно пополнился также и список привлекаемых источников. Если автор в первом издании ограничивается очень немногими известными нам сочинениями по истории итальянского искусства, как то: «Комментарии» Гиберти, анонимная биография Брунеллеско, путеводитель Альберти и так называемая «Книга Антонио Билли», не говоря о некотором количестве приводимых надписей, эпитафий и т. п., то во втором издании он широко использует историков, в особенности хроники флорентинских летописцев братьев Виллани, и многие другие подлинные документы, как, например, монастырские и цеховые книги, в которые заносились контракты и расходы, связанные со строительными и художественными заказами, а также и другие историко-художественные документы, возникшие за пределами Флоренции и Рима, как, например, трактат Филарете для Милана, записки Микьеля для Венеции, хроника Скардеоне для Падуи и др. Правда, цитирует он эти источники весьма вольно и часто небрежно. Все же можно наблюдать пробуждение критического отношения к источнику, поскольку, например, автор, цитируя устную традицию, чаще считает своим долгом это оговаривать в таких выражениях, как «я слышал», «мне говорили», то есть как будто начинает понимать, что устная традиция имеет меньшую степень достоверности, чем любой подлинный документ.

Как бы то ни было, составленный Вазари критический инвентарь всей художественной продукции Италии за два столетия является грандиозной работой, источником такой огромной ценности, что этого одного было бы достаточно, чтобы заслужить ему вечную признательность грядущих поколений. Конечно, Вазари не мог единолично справиться с такой задачей. Он никогда и не скрывал, что пользовался сотрудничеством очень многих друзей и знакомых, ученых-специалистов или просто доброхотов в качестве консультантов и корреспондентов в различных городах Италии. Особенно многим был он обязан своему ближайшему другу – флорентинскому канонику дон Винченцо Боргини, ученому секретарю только что основанной Флорентинской академии художеств, опытному литератору, который, по-видимому, был его постоянным редактором. И тем не менее создание «Жизнеописаний» трудно назвать иначе, как героическим подвигом трудолюбия и научного энтузиазма, особенно если принять во внимание всю творческую и административную нагрузку Вазари, заваленного живописными и архитектурными заказами и в то же время исполнявшего обязанности постоянного личного консультанта по делам искусств при особе великого герцога Козимо I, консультанта, принимавшего непосредственное и активное участие в создании и руководстве Академии художеств.

Однако не в собирании материала главная заслуга Вазари. Основоположником истории искусств как науки сделался он потому, что первый применил стилистический анализ как метод художественной критики и научного исследования, а с другой стороны, потому, что он первым же попытался осмыслить все многообразие сменяющих друг друга художественных форм и направлений как закономерное развитие, как эволюцию определенных творческих принципов, установление которых позволяет ему различать и объединять отдельные разрозненные явления в области искусства. Вазари прекрасно понимает, что одних хронологических и топографических координат недостаточно для правильного понимания реального процесса развития, что для такого понимания необходимы различение и обобщение определенных внутренних признаков, специфичных только для данного явления, то есть в данном случае только для искусства. Таким признаком и служит стиль, или, как он выражается, «манера», эпохи, школы, мастера, которая не что иное, как совокупность технических приемов, тех или иных изобразительных и выразительных средств. Поэтому Вазари широко пользуется стилистическим анализом не только для атрибуции и для установления подлинности в случаях отсутствия другого свидетельства, но и для познания сущности смены одной «манеры» другой или эволюции в пределах данной манеры.



Рассказать друзьям