Журнал "чтение детям". Лариса Романовская: «Писатель пишет, чтобы все, что мы пережили, не ушло в космос, а осталось тут, как облако» Л

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ваша новая книга «Удалить эту запись?» написана в форме блога 14-летней девочки Веры. Как вы думаете, почему в этом возрасте у многих подростков возникает потребность вести блог или дневник?

Я точно знаю, что абсолютно любой подросток рано или поздно в том или ином формате, в бумажном или в электронном, но дневник ведет. Без дневника практически не бывает взросления. Я абсолютно точно это знаю, потому что мой сын и моя старшая племянница тоже это делают, причем кто-то из них ведет уже видеоблог. Формат может меняться, а суть остается. У нас могут измениться обстоятельства жизни, могут измениться исторические, социальные, экономические реалии, а вот какие-то подростковые вопросы все равно не меняются. Потому что есть вещи, которые в 13-14 человек должен сам для себя решить. Начиная с глупых вопросов, вроде «кем я стану, когда вырасту?», до вполне практических: «как мне заработать первые деньги?», «как пережить такую вот ситуацию в школе или дома?», «как помириться, не поругаться?», «как постоять за себя?». Иногда для того, чтобы принять какое-то решение, надо про него написать, выговориться перед камерой или набрать текст на клавиатуре, или написать от руки. Мне кажется, это важно.

В принципе, эта повесть ‒ монолог 14-летней девочки. Потом ей исполнится пятнадцать, потом шестнадцать, но мы этого не узнаем, ‒ внутри дневника ей всегда будет четырнадцать. И пока у нас эти дневники существуют где-то, мы в них можем вернуться и либо еще раз прочесть какой-нибудь кусочек, либо вспомнить себя, это тоже очень важно. Если бы у меня не было дневников в школе, я бы во взрослой жизни не смогла так писать.

- Важно ли для писателя получать отклики от читателей? Как на вас влияют отзывы о ваших книгах?

Я очень люблю отзывы на сайте конкурса «Книгуру», в котором я в прошлом году выиграла с книжкой «Удалить эту запись?». Все авторы ждут этих читательских отзывов с нетерпением. На самом деле, это всегда великое счастье. Но всегда немножко страшно. И всегда очень интересно, потому что подготовленные читатели высказывают какое-то аргументированное развернутое мнение - это действительно достойный уровень комментирования. Если я увижу в социальной сети отзыв из серии «посмотрел на обложку, понял, какая она ужасная, страшная, в руки брать противно, в жизни не куплю», я, наверное, расстроюсь. А если увижу отзыв: «ой, эта книжка про меня, я ее читала залпом», я обрадуюсь, но это будет малоинформативный для меня текст.

Мне кажется, что взрослому непросто думать и писать, как подросток. На мой взгляд, вам удалось передать внутренний мир 14-летней девочки очень точно. Использовали ли вы какие-то специальные приемы, чтобы «вжиться в образ» вашей героини? Опирались ли вы на собственный опыт?

‒ Я мама подростка, ‒ правда, у меня мальчик, ему 14. У меня есть старшие племянницы, им 15 и 16, и есть еще племянник помладше. В общем, подростков вокруг меня достаточно много, поэтому какие-то вещи про них я естественно знаю просто из «окружающей среды». А какие-то вещи переживала сама, причем как в достаточно юном возрасте, так и в более серьезном. В этом тексте есть несколько цитат из дневника, который я вела, когда мне было четырнадцать.

- «Проверяете» ли вы каким-то образом, удалось ли вам написать про подростка достоверно? Например, показываете ли выновую книгу какой-то тест-группе читателей до ее публикации?

У меня есть две племянницы, и они обе читали «Удалить эту запись?». Одна племянница ее прочла, и ей понравилось, мы с ней немножко это обсуждали. А другая прочла чуть позже - ей не понравилось. Ей 16 лет, и она сказала мне: «Если бы я хотела пойти и прочесть чужой блог, я пошла бы и прочла чужой блог, зачем ты мне это подсовываешь?» И я ей была благодарна за абсолютную искренность. Я подумала: «Если текст неотличим от живого блога ‒ значит, слава богу, удалось».

С сыном у меня все сложнее, потому что он не любит, когда я пишу про девчонок, считает, что это неинтересно. А когда я пишу про мальчиков, он мне говорит: «Мама, я устал быть твоим прототипом, мне это уже надоело! Мама, не пиши про мальчиков». Поэтому следующая моя книга будет про сушеных сусликов. Говорю абсолютно серьезно.

В книге «Удалить эту запись?» у героини есть собака по имени Марсик, которую Вера очень любит, но в своем блоге она ни разу его не описывает. В книжке нет иллюстраций, и даже на обложке изображен только силуэт собаки. Но в тексте есть указание на очень странную редкую породу «ризенбокс». Что это за удивительная порода, и почему у Веры должна была быть именно такая собака?

Собаки таких пород образуются, когда одна собака ризеншнауцер, а другая боксер, и то, что у них получилось в результате - это ризенбокс. Дело в том, что эта собака по имени Марс, это персонаж с глубокими литературными корнями. В Петербурге есть прозаик Тимур Максютов. И вот лет пять назад я как редактор работала с первым сборником его рассказов, и там у него был рассказ про его собственную собаку породы боксер, и в том числе про то, как у нее однажды появились щенки породы ризенбокс. И мне эти щенки так понравились, что я уже в процессе создания своей книги поняла, что собака Веры должна быть очень необычной такой породы, которой ни у кого другого быть не может. И я, соответственно, одного из щенков собаки Тимура Максютова быстренько выдала моей героине. Потом, уже когда книжка выходила, я у него спросила: «Тимур, ты не против?». Он ответил: «Я горжусь». Так что у нас собака с такой глубокой генеалогией.

Собственно, собака изображена на обложке этой книги не просто так, собака тут ‒ один из ведущих героев текста. Потому что наши звери - они всегда персонажи, они иногда бывают главными действующими лицами, а иногда просто очень важными. И тут с помощью этой собаки решают разные проблемы в жизни, в том числе проблемы взросления и проблемы во взаимоотношениях матери и дочери.

- Как вы считаете, могут ли книги учить нас взрослению, должны ли они предостерегать нас от каких-то ошибок?

Книги вообще не имеют права никого ничему учить. Книга ‒ это что-то вроде «шведского стола». Каждый оттуда берет то, что ему нужно.

После выхода этой книги я как-то выступала перед школьниками. Потом ко мне подошли две девочки, и одна из них рассказала: «Я прочитала вашу книгу, там была собака. Я позвонила маме, сказала: “Мам, давай пока собаку заводить не будем, я к этому не готова”». И вот тут я поняла, что я выиграла, потому что есть какие-то вещи, которые хочешь не хочешь, а совершенно случайно передаешь. То есть вот человек принял какое то решение, достаточно важное для себя, стал старше.

Бывает так, что читатели по-своему интерпретируют книги, делая акценты на чем то, что у автора было только фоном. Как вы думаете, должно ли обязательно совпадать то, что автор вложил в книгу, с тем, что увидел в ней читатель?

Иногда оказывается, что читатель видит в тексте совсем не то, что хотел автор. Читатель видит там то, чего вообще никогда не было. Это такой поиск черной кошки в черной комнате: они не понимают, что там в этой комнате находится ‒ носорог, или крокодил, или кошка.

Когда книжка только вышла, я в рамках конкурса «Книгуру» поехала в Петрозаводск вместе с писателем Шамилем Идиатуллиным. Мы там всячески агитировали детей читать. И в последний день нас привозят в мужской кадетский корпус. Брутальный Шамиль Идиатуллин, журналист издательства «Коммерсантъ», автор вполне взрослых текстов и автор текстов для подростков, с этими мальчиками совершенно спокойно нашел общий язык. А я думаю: «Господи, а меня-то каким…» И тут Шамиль говорит: «Ребят, эта книга про девочку и про то, как у девочек устроены мозги. Прочтите, и вы поймете, как с ними обращаться». А я думаю: «Она, оказывается, еще и про это…» Я не знаю, прочел ли ее хоть один из тех мальчиков, но зато теперь я знаю, про что еще моя книга. Это всегда очень ценно знать. Так после встречи с читателями вдруг выясняется, а про что еще у тебя этот текст написан.

В разговорах с моими друзьями или на уроках литературы мы иногда обсуждаем вопрос, зачем читать книги. А у вас как у писателя я хочу спросить: как вы думаете, зачем писать книги? Что вам дает (а также, возможно, что у вас отнимает) писательство?

‒ Написать текст ‒ это как занозу глубокую вынуть. Пишут, чтобы был смысл жизни. Чтобы все, что мы пережили, не ушло в космос, а осталось тут, как облако. Чтобы мы могли утешить следующее поколение: ребята, не бойтесь, весь ужас, который с вами происходит, это норма.

Беседу вела Мария Дорофеева

_______________________________________

Мария Дорофеева, обладатель диплома «Книжный эксперт XXI века», член детской редакции «Папмамбука», 16 лет, г. Симферополь

Книги Ларисы Романовской

Мы продолжаем знакомить вас с произведениями, вошедшими в короткий список премии "Книгуру-2016".

Сегодня мы прочитали для вас повесть, написанную специально для девочек-подростков (а также их родителей), "Удалить эту запись?" Ларисы Романовской.

Эта повесть написана в формате блога-дневника, который на протяжении учебного года ведет 14-летняя Вера. В нем она описывает события, которые происходят в её жизни, делится переживаниями, размышляет о жизни. Удивителен охват тем, который затронут в повести: дружба, первая влюбленность, проблемы в семье, ГИА и др.

Лариса Романовская

"Росла благополучным, нервным, толстым и очень счастливым ребенком. Года в четыре мама научила меня читать и писать, и с тех пор я только этим и занимаюсь. Тогда же начала придумывать в тайне от всех несуществующие продолжения любимых книг — про Незнайку и про Мэри Поппинс. Спустя двадцать лет я узнала, что сочинять такие истории совсем не стыдно и это называется фикрайтерство, а сами истории — фанфики."

С 1993 года регулярно публиковала стихи в "Пионерской правде", затем начала сотрудничать с московскими СМИ в качестве журналиста и в 2002 году закончила Литературный институт имени Горького (специальность - "поэзия").

В 2011 году ее фантастический роман "Московские сторожевые" вошла в шорт-лист литературной премии "Рукопись года".

"Удалить эту запись?"

Для кого

Для детей от 13 лет

Темы

Дружба, учителя, ГИА, взаимоотношения с родителями, неполная семья, интернет, первая влюбленность, смерть домашнего животного, насилие в семье, суицид.

Сюжет

На протяжении учебного года 14-летняя Вера ведет личный блог-дневник, куда заносит события своей жизни, свои переживания и размышления.

Дневник действительно очень личный и очень "девочковый", в нём Вера пишет и про свою бывшую первую школьную любовь (иронично спрашивая сама у себя "Как я могла в него влюбиться?!"), и про подругу Лилю и её непростые отношения с отцом, про нелюбимую учительницу английского языка и про прессинг под названием "ГИА" и еще про многое, многое другое.

Иногда от собственных мыслей ей становится стыдно или неловко перед самой собой, и она пытается удалить ту или иную запись в дневнике. Всякий раз решение разное: нужно ли это оставлять для себя (как напоминание, воспоминание) или нет.

Что понравилось

1. Несмотря на то, что в повести затронуты очень непростые темы, на них нет чрезмерной фиксации, это
не выглядит как "чернуха". Напротив, по прочтении остается очень светлое чувство.

2. Главная героиня размышляет и совершает поступки соответственно своему возрасту.

Что не понравилось

Не совсем понятно, какой блог с фото УЗИ и где могла опубликовать мама Веры в интернете 15 лет тому назад, а её дочь затем найти это.

Оценка

  • Теги:
  • Книги для детей и родителей
  • подросток

Л. Романовская. Удалить эту запись?

Издательствоо: Самокат

Целевая аудитория: подростки старше 12 лет

Вере четырнадцать, она ненавидит школу, учительницу английского, а ещё когда ей напоминают про ГИА. Вера ведет блог про то, о чем хотелось бы помнить и о чем мечтает забыть. Всё, что случилось однажды, остается не только в памяти, но и в записях. Что происходит с лучшей подругой Лилькой? И почему в самый сложный момент мама обращается за помощью к тому человеку, которого Вера терпеть не может? Всё это вместе - год жизни, год, когда закончился девятый класс.

Книга вышла в серии «Встречное движение» для подростков.

Лариса Романовская окончила Литературный институт им. Горького, но работала по десяти совершенно другим специальностям. Как и главная героиня повести, ненавидела английский язык в школе и была уверена, что никогда в жизни не станет его учить (но всё-таки выучила).

Лариса автор фантастического цикла романов «Московские сторожевые» (шорт-лист премии «Рукопись года»), а также повести для детей «Самая младшая» (шорт-лист премии «Книгуру»). За проникновенную и искреннюю повесть «Удалить эту запись получила третье место в литературном конкурсе «Книгуру» в 2016 году.

Новая повесть Ларисы Романовской «Удалить эту запись» ориентирована на девочек-подростков от 12-13 лет. Это третья детская повесть писательницы. До этого она опубликовала две детские повести «Самая младшая» и «Витька-Винтик» и цикл романов в жанре «женское фэнтези » «Московские сторожевые». Кроме художественной прозы Лариса Романовская пишет статьи для журналов и поэзию. В 2016 году повесть «Удалить эту запись» заняла третье место на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру».

Главная героиня повести, четырнадцатилетняя Вера, пишет в интернете блог, в котором описывает всё, что её волнует и беспокоит. Вся повесть Ларисы Романовской написана в виде интернет-блога Веры. Читатель знакомится с содержанием блога, узнаёт мысли, желания, планы девочки, решает вместе с ней её проблемы, погружается в её внутренний мир. А проблем у девочки-подростка много. Однажды Вера решили принять участие во флешмобе «100 дней счастья» и задумалась: «А много ли в её жизни счастья?». У неё проблемы с парнем, она ненавидит учительницу по английскому языку, и всё время врёт: выдумывает какие-то нереалистичные истории о себе, а зачем и сама не понимает. Целый год мы будем следить за блогом Веры, становится свидетелями её побед и поражений, успехов и неудач. Девятый класс окажется для Веры важным переходным периодом жизни. В десятый класс перейдёт уже совершенно другая девушка. Перед нашими глазами пройдёт её взросление, изменение желаний и приоритетов, взглядов на жизнь. Изменится всё: разрушится её давняя дружба с лучшей подругой Лилькой, возникнет взаимопонимание с мамой, Вера, неожиданно полюбит английский язык и свою «ненавистную» учительницу ВМ (Веру Мироновну). Из капризной девочки-подростка вырастет уверенная в себе юная девушка. Это трудное преодоление подросткового возраста и составляет основное содержание повести Ларисы Романовской. Повесть написана искренне и это ей еще один лишний плюс.

Признаюсь честно, вчитываться в повесть Ларисы Романовской мне было трудно. Не привык я к чтению интернет- блогов. Я всё время спотыкался об рубленые фразы, странные сокращения, интернетовский жаргон, смайлики и т. д. Но затем вчитался, искренность писательницы, её смелые попытки разобраться в сложной и противоречивой душе подростка все-таки очаровали меня. Думаю, что для юных читателей, для которых интернет-культура давно стала частью их жизни, повесть в виде интернетовского чата или блога вызовет интерес, чтение её для них не составит труда. Всё-таки новое поколение выросло на интернете. В этом есть свои плюсы и минусы, но это неотъемлемая часть жизни современных детей. Блоговое мышление, интернет-чаты- всё это элементы современного существования, которые очень важны в жизни детей, просто отмахнуться от них уже нельзя. Многие из подростков ведут активную жизнь в интернете, создают личные текстовые и видеоблоги, для них это стало необходимостью. Если их бабушки и дедушки вели личные дневники, то современные подростки ведут вместо дневников интернет-блоги. Часто мы недоумеваем, почему ради необычного селфи и лайков в интернете дети совершают безумные поступки, почему им так важно анонимное внимание аудитории интернета? На это может быть только один ответ. Виртуальная реальность, реальность интернета для современных детей не менее важная и настоящая, чем для нас окружающий мир. Об этом можно спорить, это можно осуждать, этим можно возмущаться, но это часть жизни наших детей и с ней нужно смириться.

Повесть Ларисы Романовской «Удалить эту запись» вышла в издании «Самокат» в серии «Встречное движение». Книга в твердой красочной обложке, напечатана на качественной белой бумаге, печать офсетная. Иллюстраций в книге нет. Граффити на обложке Ксении Туренко.



Рассказать друзьям