Значение хаджа для мусульман. Смотреть что такое "Хадж" в других словарях

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Исламоведение Кулиев Эльмир Р

§ 5. Хадж - паломничество в Мекку

Мекка - колыбель ислама. Историческим и духовным центром ислама является Досточтимая Мекка. Этот город, расположенный в Центральной Аравии, был основан во времена пророка Ибрахима. Согласно традиции, Аллах одарил Ибрахима сыном, когда он был глубоким старцем. Мальчик, родившийся чудесным образом в ответ на мольбы праведного раба Божия, был наречён Исмаилом. Но в сердце возлюбленного пророка могла уместиться только одна великая любовь - любовь к Богу, и поэтому ему было приказано оставить своего перворождённого сына Исмаила вместе с его матерью Хаджар в аравийской пустыне, где было заложено основание Каабы.

Ибрахим покорился воле Аллаха, будучи уверен в том, что Аллах не даст погибнуть Хаджар и его сыну, которого она ещё не оторвала от груди. Он оставил их на возвышенности, где не было ни воды, ни людей. Когда у Хаджар закончилась вода, а мальчик начал корчиться от жажды, она побежала к ближайшему холму и поднялась на него в надежде увидеть кого-либо. Впоследствии этот холм получил название Сафа. Не увидев никого, она бросилась к соседнему холму, который был назван Марвой. Она пробежала между ними семь раз и вдруг услышала звук. Вблизи от младенца забил источник воды, получивший название Замзам. К воде слетелись птицы, и первыми их заметили люди из племени джурхум. Они поселились возле Замзама и проявили заботу о Хаджар и её сыне. Исмаил вырос в их среде, обучился у них арабскому языку, а потом женился на девушке из этого племени.

Спустя много лет Ибрахим навестил своего сына и передал ему волю Аллаха: им было приказано построить мечеть. Её основание было заложено до Ибрахима, и мечеть была названа Каабой, что означает «куб». Согласно Корану, Кааба - первый храм на земле, предназначенный для служения Аллаху. Существует мнение, что первым её построил пророк Адам. Ибрахим вместе со своим сыном возвёл стены храма, а в один из его углов встроил Чёрный камень - одну из святынь ислама. В ходе строительства он взбирался на кусок скалы, который сохранился по настоящее время и называется «местом Ибрахима» (макам Ибрахим).

На протяжении многовековой истории Кааба неоднократно подвергалась частичному разрушению в результате селевых потоков, реставрировалась и перестраивалась. Сегодня она сохраняет тот вид, какой она имела при Пророке Мухаммаде. Это - каменное строение высотой пятнадцать метров с основанием двенадцать на десять метров. Углы Каабы расположены примерно в направлении сторон света. Чёрный камень, заключённый в серебряное обрамление, вделан в восточный угол и находится на высоте около полутора метров. Дверь в храм находится в северовосточной стене и возвышается над землёй примерно на два метра. У северо-восточной стены построена полукруглая стенка, которая отгораживает место, известное как хиджр. Примыкающая к храму часть хиджра считается собственно Каабой, потому что во времена пророка Ибрахима она входила в состав строения.

Кааба - не шедевр аравийской архитектуры, она не имеет пышного фасада и не украшена барельефами. Её внешний вид - это аккуратно выложенные серые камни, обычно покрытые чёрной парчой, на которой вышиты аяты из Корана (это покрывало называется кисва). Внутреннее убранство храма скромное: там нет ни мебели, ни росписей. Внутри находятся три колонны, висят лампы, расписанные эмалевыми красками, и хранятся дарственные списки Корана. Отсутствие богатого интерьера напоминает о том, что самое главное для верующего - не земная красота и форма, а внутренний мир и содержание. Пустота внутри Каабы указывает на присутствие там незримой духовной силы, которая манит к себе сердца верующих со всех уголков земли.

Согласно традиции, в ответ на мольбу пророка Ибрахима Аллах благословил Каабу и её окрестности, и поэтому в Коране Заповедной мечетью называется весь город. Мусульмане совершают паломничество в Мекку в течение всего года, чтобы соприкоснуться с памятниками духовной истории человечества, обойти вокруг Каабы, пробежать между двумя холмами и помолиться там, где молились величайшие из пророков.

Паломничество в Мекку. В Коране упоминаются два вида паломничества в Мекку: умра и хадж. Эти обряды были хорошо известны до ислама и играли важную роль в экономической и религиозной жизни аравитян. Пророк не отменил их, потому что история паломничества восходила к пророкам Ибрахиму и Исмаилу, но очистил их ритуалы от всевозможных проявлений язычества и многобожия. По мнению большинства учёных, хадж был вменён в обязанность в 6 г. х.

Умра - малое паломничество, которое можно совершать в любое время года. В хадисах подчёркивается превосходство умры, совершённой в рамадане, когда верующие получают возможность совместить тяготы паломничества с постом в течение дня и продолжительными молитвами по ночам.

Хадж начинается в месяце зу-ль-хиджжа, но паломникам разрешается прибыть в Мекку в шаввале или зу-ль-кааде, совершить умру и остаться там до начала хаджа. Такая форма объединения двух обрядов называется прерываемым хаджем (хадж ат-тпаматту).

Обряды паломничества начинаются при вступлении на заповедную территорию (харам) Мекки. В специально отведённых местах, которые называются микатами, паломники облачаются в особую одежду, состоящую из двух кусков белой материи. Одним куском оборачивают тело от пояса до колен (изар), а другой накидывают на плечи (рида). Перед облачением в ритуальное одеяние желательно искупаться, подстричь ногти и умаститься благовониями. Потом паломники вслух выражают намерение совершить одновременно хадж и умру или только один из этих обрядов. С этого момента они находятся в ритуальном состоянии ихрама, когда им запрещается вступать в близость с женой, умащаться благовониями, облачаться в одежду, которая прошита в соответствии с частями тела (рубашка, майка, брюки, плащ и т. п.), надевать головной убор, подстригать ногти и волосы, охотиться на животных и обламывать ветки деревьев. Женщины не надевают ритуальной одежды, но в ихраме им запрещается носить перчатки и вуаль. Вступление вихрам знаменуется произнесением тальбии - особой формулы восхваления Аллаха, которую повторяют да начала обхода вокруг Каабы (во время хаджа - до бросания камешков в День жертвоприношения).

Войдя в Заповедную мечеть, паломники совершают обход вокруг Каабы (таваф). Этот обряд состоит из семи кругов, которые начинаются и заканчиваются на уровне Чёрного камня. После тавафа паломники совершают намаз из двух ракяатов позади «места Ибрахима», пьют воду из источника Замзам и поднимаются на холм Сафа. Повернувшись лицом к Каабе, они обращаются с молитвами к Аллаху, а потом семь раз пробегают между Сафой и Марвой. Подобно матери Исмаила, они ощущают себя людьми, которые близки к погибели и не могут надеяться ни на кого, кроме Аллаха. После пробежки полагается подстричь волосы, и на этом обряды умры завершаются, а паломники освобождаются от ихрама. Исключение составляют только те паломники, которые пригнали с собой жертвенный скот и вступили вихрам с намерением не освобождаться от него вплоть до завершения ритуалов хаджа. Такая форма объединения двух обрядов называется совмещённым хаджем (хаджаль-киран).

Хадж начинается 8 числа месяца зу-ль-хиджжа, когда паломники снова вступают в ихрам и отправляются в долину Мина, чтобы провести там ночь. После восхода солнца 9 зу-ль-хиджжа паломники направляются в долину Арафат (в 22 км от Мекки), где совершается важнейший из обрядов хаджа - стояние у горы Арафат (вукуф). Люди произносят тальбию и поминают Аллаха до заката солнца, после чего отправляются в Муздалифу - долину, расположенную в 9 км от места стояния. Тай они проводят ночь, а на рассвете следующего дня, незадолго до восхода, отправляются в Мину.

10 зу-ль-хиджжа - один из самых напряжённых дней паломничества. Добравшись до Мины, паломники бросают семь камешков в большой столб, олицетворяющий шайтана. Потом они совершают жертвоприношение и бреют голову или подстригают волосы (женщины лишь слегка укорачивают волосы), С этого момента паломникам разрешается всё, что им было запрещено в ихраме, за исключением половой близости. Вернувшись в Мекку, они совершают обход вокруг Каабы и пробежку между Сафой и Марвой. Завершив пробежку, они полностью освобождаются от ихрама, и с них снимаются все ограничения.

Следующие три дня, которые называются днями ташрика (от араб. шаррака - «вялить мясо на солнце»), паломники проводят в долине Мина. После полудня в каждый из этих дней они бросают по семь камешков в каждый из трёх столбов, олицетворяющих шайтана. Если паломник не успел совершить жертвоприношение 10 числа, то ему разрешается совершить его до послеполуденного намаза 13 числа месяца зу-ль-хиджжа. На этом ритуалы хаджа завершаются, и паломники, совершив прощальный обход вокруг Каабы, возвращаются на родину.

Праздник жертвоприношения. Праздник жертвоприношения, или Курбан-байрам, отмечается 10 числа месяца зу-ль-хиджжа. Этот великий день связывает мусульман с монотеистической традицией Ибрахима, который стойко прошёл через испытания и остался верен завету с Аллахом. Как и в праздник разговения, в этот день мусульмане сразу после восхода солнца собираются в мечетях и местах моления, чтобы принять участие в праздничном богослужении, состоящем из двух ракяатов намаза и проповеди.

После праздничного намаза верующие спешат совершить жертвоприношение, которое, однако, можно отложить до 13 зу-ль-хиджжа. Этот обряд пришёл в ислам из времён пророка Ибрахима. Аллах испытал его веру, и он увидел во сне, как приносит в жертву своего первенца Исмаила. Сны пророков были вещими, и Ибрахиму стало ясно, что от него требуется. Он рассказал об этом сыну, и тот смиренно покорился воле Господа. Любящий отец уже собирался принести в жертву сына, когда Аллах остановил его и сообщил, что испытание пройдено. Ибрахиму было велено принести в жертву барана, и с тех пор жертвоприношение является формой поклонения Богу и приближения к Нему.

В Курбан-байрам приносят в жертву овец (не младше шестимесячного возраста), коз (не младше однолеток), коров (не младше двухлеток) и верблюдов (не младше пятилеток). Жертвенное животное не должно иметь физических дефектов, быть дряхлым или больным. Корову, быка или верблюда можно принести в жертву от имени семи семей. Мясо жертвенных животных обычно делят на три части: одну часть раздают беднякам, другую - родственникам и соседям, а третью едят в кругу семьи за праздничным столом.

Смысл жертвоприношения не состоит собственно в заклании животного или пролитии крови. Коран гласит: «Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (сура 22 «Паломничество», аят 37). Это значит, что совершать жертвоприношение следует искренне ради Аллаха. Нельзя приносить в жертву животных ради славы или людской похвалы, для продолжения традиций отцов или в знак почитания кого-либо из усопших. Совершая жертвоприношение, мусульманин жертвует своим имуществом во имя спасения собственной души, вспоминая о том, как был спасён пророк Исмаил. Глядя на умирающее животное, он понимает, что заслуживает гибели за совершённые грехи и проступки, но его покаяния будут приняты, и он будет жить дальше. Он благодарит Аллаха за дарованные ему блага и проявляет заботу о родственниках и нуждающихся.

Паломничество в Медину и Иерусалим. Второй святыней, к которой мусульмане совершают паломничество, является мечеть Пророка в Лучезарной Медине. Её строительство было начато сразу после переселения Пророка Мухаммада в 622 г. Поначалу большая: часть мечети представляла собой открытый двор, а её площадь составляла 1060 квадратных метров. После последнего расширения, продолжавшегося десять лет и завершившегося в апреле 1994 г., застроенная площадь мечети составила 82 тысячи квадратных метров.

Молитва в мечети Пророка считается главной целью паломничества в Медину. Посланник Аллаха сказал: «Намаз в моей мечети в тысячу раз превосходит намаз в любой другой мечети, кроме Заповедной мечети, а намаз в Заповедной мечети во сто раз превосходит намаз в моей мечети».

При посещении Медины обычно посещают и могилу Пророка, чтобы поприветствовать его и помолиться за его благословение, кладбище Баки-эль-Гаркад, на котором похоронены жёны Пророка и многие славные сподвижники, а также место захоронения семидесяти сподвижников, погибших в сражении при Ухуде. К достойным поступкам относится моление в первой построенной мусульманами мечети - мечети Куб?, которая особо отмечена в Коране и названа «мечетью, которая с первого дня была основана на богобоязненности» (сура 9 «Покаяние», аят 108). В хадисе сообщается, что посещение этой мечети и молитва в ней равноценны малому паломничеству в Мекку.

Центральная часть Медины, расположенная между горами Айр на юге и Саур на севере, считается заповедной. С востока и запада она ограничивается двумя лавовыми полями, которые называются харра. Как и в Мекке, здесь запрещается охотиться, рубить деревья, обламывать ветви растений. Однако запреты, касающиеся заповедных земель Медины, не являются такими же категоричными, как в Мекке. Например, если человек преднамеренно убил животное в Мекке, то в качестве искупления он должен совершить жертвоприношение, накормить бедняков или поститься. Если он совершил такой же поступок в Медине, то ему достаточно принести покаяние. Кроме того, в Медине разрешается косить траву или рубить деревья, если в этом есть необходимость, например для кормления скота или изготовления орудий труда.

Третьей святыней, к которой разрешается совершать паломничество, является мечеть Аль-Акса («Удалённая») в Иерусалиме (Эль-Кудсе). Согласно традиции, она была построена через сорок лет после воздвижения Каабы. В эту мечеть был перенесён Пророк Мухаммад во время ночного путешествия, и там он совершил намаз из двух ракяатов. Мечеть Аль-Акса была первой кыблой в истории ислама: мусульмане поворачивались лицом к ней во время молитв в течение тринадцати лет в Мекке и 17 месяцев после Хиджры в Медину.

Мечетью Аль-Акса считается комплекс храмовых сооружений общей площадью 114 тысяч квадратных метров, расположенный в юго-восточной части Иерусалима. На территории комплекса расположено около двухсот памятников, важнейшими из которых являются мечети Аль-Кыбли и Куббат-ас-Сахра («Купол скалы»). Соборная мечеть Аль-Кыбли - первое сооружение, воздвигнутое на территории комплекса в эпоху ислама. Она получила такое название, потому что находится в южной части комплекса, ближайшей к кыбле мусульман. Ее легко узнать по тёмному куполу. Некоторые люди ошибочно называют её мечетью Аль-Акса, хотя в действительности она является лишь частью комплекса. Впервые она была построена в период правления Умара бин аль-Хаттаба, в 15 году хиджры (в 636 г.), когда мусульмане покорили Иерусалим. При халифах Абд-аль-Малике бин Марване (685–705) и его сыне аль-Валиде (705–715) она была увеличена и впоследствии несколько раз восстанавливалась после разрушительных землетрясений. Мечеть Куббат-ас-Сахра была построена в годы правления Абд-аль-Малика бин Марвана. Существует мнение, что именно от скалы, над которой был возведён золотой купол, Пророк Мухаммад был вознесён на небеса.

В исламе не принято совершать паломничества к другим мечетям или мавзолеям. Пророк сказал: «Запрягать животных можно только для путешествия к трём мечетям: Заповедной мечети, моей мечети и мечети Аль-Акса».

Из книги Коран [перевод смыслов] автора Мухаммед

Сура 22 Хадж 1. (1). О люди, бойтесь Господа вашего! Ведь сотрясение последнего часа - вещь великая.2. (2). В тот день, как вы его увидите, каждая кормящая забудет того, кого кормила, а каждая обладательница ноши сложит свою ношу. И увидишь ты людей пьяными, но они не пьяны. Но

Из книги Коран [поэтический перевод] автора Мухаммед

Сура 22 Хадж Во Имя милосердного милостивого Бога

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 608: Откуда следует вступать в Мекку? 758 (1575). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что обычно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вступал в Мекку, со стороны Када, проехав через верхний перевал, что в Батхе, а покидал

Из книги Достижение цели (сборник хадисов) автора Мухаммед

Глава 1 Польза паломничества и лица, которые обязаны совершить паломничество в Мекку 693.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Малые паломничества смывают совершенные между

Из книги Великий парадокс, или Два почерка в Коране автора Алескеров Самир

Глава 5 Порядок совершения хаджа и въезда в Мекку 727.Передают, что Джа‘фар ибн Мухаммад, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал со слов своего отца о том, что однажды они пришли к Джабиру ибн ‘Абдуллаху. Он поинтересовался о том, кто пришел навестить

Из книги К пониманию ислама автора Кадри Абдулу Хамиду

Запретная мечеть и хадж Во время жизни Мохаммеда Запретной мечети не было. Ее стены были воздвигнуты в 638 году, спустя шесть лет после смерти пророка. В этот контур попала Кааба и дом собраний курайшитов, где хранилось знамя племени и принимались важнейшие решения. Слово

Из книги Повседневная жизнь паломников в Мекке автора Слиман Зегидур

ГЛАВА 15. ВОЗВРАЩЕНИЕ В МЕККУ НА БЕЛОМ ВЕРБЛЮДЕ

Из книги Ислам автора Курганова У.

Хадж, или паломничество Хадж в Мекку - четвертая обязанность ибадата. Это святой долг для тех, кто может позволить себе это хотя бы раз в жизни. В Мекке стоит маленький домик, построенный пророком Ибрахимом (мир ему!) для поклонения Аллаху. Аллах вознаградил его, назвав

Из книги Хадж в Мекку автора Ханников Александр Александрович

Из книги Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты автора Житенёв Сергей Юрьевич

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Хадж Последняя обязанность мусульманина, которую он должен, если это возможно, выполнить, – это раз в жизни совершить хадж, или паломничество в Мекку, где Мухаммед впервые получил божественное откровение. Если мусульманин не способен совершить паломничество, он может

Из книги автора

Что такое Хадж Ежегодно, в самом начале двенадцатого месяца по мусульманскому лунному календарю, называемому месяцем зу-ль-хиджжа миллионы паломников-мусульман устремляются к Мечети аль-Харам, расположенной в центре Мекки (Саудовская Аравия). Такое паломничество

Из книги автора

Как проходит Хадж Как говорилось ранее Хадж проходит в первой половине месяца зу-ль-хиджжа или в двенадцатый месяц лунного года. Начинается он на девятый день, когда проходит величайший обряд Хаджа. В долине Арафат, собираются все приехавшие паломники. Их количество

Из книги автора

Мусульманский хадж Мусульманские народы, исповедующие исламскую веру и находящиеся под воздействием её культуры, почти четырнадцать веков совершают религиозные путешествия, которые называются «хадж». Согласно мусульманской традиции, хадж является пятым и последним

и Медину теми мусульманами, которые достигли совершеннолетия и имеют физическую и материальную возможности. Слово «хадж» в переводе с арабского означает сильное желание, намерение и посещение того, кого возвеличили. А в нашей религии это означает намерение и посещение высокочтимой Каабы, с целью совершения специальных богослужений связанных с определенными условиями и правилами.

Человек, отрицающий обязательность совершения Хаджа , отходит от Ислама и впадает в неверие. Нельзя откладывать совершение хаджа тому, кто обладает этой возможностью, ведь может случиться так, что подобная возможность ему больше не представится. Кто умрет, не успев совершить Хадж , хотя имел такую возможность, в Судный день предстанет перед Аллахом ослушником, ибо не выполнил свой долг перед Ним.

При наличии шести условий совершение хаджа становится обязательным

1. Достижение совершеннолетия.

2. Исповедание религии Ислам.

3. Здравость рассудка.

4. Быть свободным.

5. Безопасность пути.

6. Материальная и физическая возможность.

Шесть составных частей (арканов) хаджа

1. Намерение вместе с одеванием ихрама (специальной, несшитой одежды, состоящей из двух кусков материи).

2. Пребывание в местности Арафа.

5. Сбривание волос (минимум три волоса).

6. Соблюдение последовательности этих столпов.

Значимость хаджа

Паломничество – наиважнейший ритуал, без которого вера теряет свою полноту. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не сквернословя и не греша при этом, вернется таким же чистым от грехов, как в день своего рождения. Пророк (мир ему и благословение) также отмечал, что шайтан никогда не бывает столь унижен, призираем, опозорен и разгневан, как в день пребывания паломников в местности Арафа, ибо видит тот, как нисходит на людей Милость Аллаха, и прощаются им великие грехи. Сказано, что среди грехов есть такие, которые можно искупить только пребыванием на местности Арафа.

Однажды иблис, проклятый Аллахом, явился к Пророку (мир ему и благословение) в виде странника, стоящего на Арафа, худого, желтого, плаксивого и сгорбленного. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил его:

Отчего ты льёшь слезы, отчего исхудал, отчего изменился лицом, почему сгорбился?

На что иблис ответил:

Из-за множества людей, спешащих сюда, боюсь, что надежды их сбудутся и оттого у меня тоска. От ржания коней на пути к Аллаху, ведь если бы всадники спешили ко мне, было бы лучше. От согласия людей быть послушными Аллаху, если бы покорились они мне, было бы лучше. От слов раба Аллаха, который просил для себя смерть праведника. Горе мне! Он действительно из числа знающих, если способен на такое удивительное действо.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано, что если кто-то покинул свой очаг с целью совершения хаджа или умры и умер в пути, то ему записывается вознаграждение, равное воздаянию за совершение хаджей до наступления Судного дня. Тот же, кто умер в одном из двух Святых городов – Мекке или Медине, в Судный день не будет допрошен, и его введут в Рай.

Совершение благословенного хаджа дороже жизни на этом свете, и для совершающих благословенный хадж только одна награда – Рай.

Ислам выделяет несколько видов богослужения, среди которых есть явные и скрытые. Скрытое богослужение – это поклонение сердца, например, любовь к Аллаху, искренность, покаяние, упование, страх и надежда на Его Милость. Явное богослужение бывает двух видов: телом и имуществом. Так вот хадж – это универсальное богослужение, ибо он совершается как имуществом, так и телом, а кроме того, у него есть и скрытые стороны, к примеру, чистота намерения.

Хадж отличается от других столпов Ислама тем, что совершается только в определённом месте Земли – Мекке, тогда как исполнять такие столпы Ислама, как намаз, пост, закят можно в любом уголке земного шара.

Всевышний установил правила и законы для Своих рабов таким образом, что человек, совершающий их, получал пользу, как в этой, так и будущей жизни. Священный Коран , рассказывая о хадже, упоминает о пользе и мудрости, заключённых в этом столпе Ислама.

Мудрости хаджа

Теперь мы вкратце упомянем о некоторых моментах паломничества (хаджа), имеющих глубокую и скрытую мудрость.

1. Объединение мусульман. Ислам придаёт особое значение теплоте отношений и дружбе между мусульманами. Аллах создал столпы Ислама способствующими к сплочению и единению мусульман. Например, жители одного квартала имеют возможность встречаться пять раз в день в близлежащей мечети, совершая коллективный намаз. Кроме того, все жители населенного пункта имеют возможность раз в неделю встречаться в мечети на пятничной молитве. А все мусульмане планеты имеют возможность раз в год встречаться на хадже , поэтому хадж является самой большой регулярной конференцией мусульман мира.

2. Оживление настоящего мусульманского братства. Все мусульмане, независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды и ритуалы, просят у Единого для всех Господа, смотрят в одну и ту же сторону, т.е. Кибла.

3. Притяжение всех мусульман, как бы далеко они не находились, к центру исламского мира – Благословенной Мекке, из которой по всему миру распространился свет Единобожия.

4. Проявление равенства между мусульманами. При соблюдении обрядов хаджа исключаются какие-либо привилегии, все находятся на одном уровне. Воистину это то место, которое напоминает о начале рождения человека, когда у него нет преимущества перед кем-либо. Также хадж – это напоминание о Судном дне, когда все станут перед Господом, в страхе перед допросом, где не поможет ни благородство рода, ни имущество, ни положение в обществе.

5. Хадж – это напоминание мусульманам об их благочестивых предках, пророках и посланниках, чтобы верующие смогли проникнуться глубоким вдохновением, и чтобы вера укрепилась в их сердцах. Каждое место, где выполняется обряд хаджа, связано с каким-либо историческим событием. К примеру, перед Каабой паломник представляет образ посланников Аллаха Ибрахима и Исмаила (мир им), которые строили Каабу. Также верующие представляют нашего Пророка (мир ему и благословение), который целовал священный камень «Хаджар уль-Асвад». Холмы Сафа и Марва напоминают паломнику о Хаджар, которая искала воду для своего сына Исмаила (мир ему), а Мина, где кидают камешки, напоминает пророка Исмаила (мир ему), который в этом месте отогнал от себя сатану, кидая в него камни. На Арафе верующий представляет образ Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который, совершая прощальный хадж, завещал верующим: «О люди, ваш Господь Один, и все вы потомство Адама (мир ему), Адам создан из земли и нет преимущества у араба перед неарабом, кроме как в богобоязненности. И после меня не превращайтесь в неверных, которые враждуют друг с другом».

6. Хадж – это воспитание паломника, когда он, находясь в пути и сталкиваясь с трудностями и неудобствами, должен проявить терпение (сабр). На хадже в одном месте встречается большое количество мусульман, и необходимо проявлять скромность, тактичность, уступчивость. Хадж также воспитывает в человеке щедрость, когда он закалывает жертвенное животное на Курбан или когда раздает милостыню неимущим.

Пусть тот, кто желает начать жизнь с чистого листа, приступает к паломничеству с искренним стремлением, а признаком принятия Всевышним хаджа является изменение характера человека в лучшую сторону.

Пусть Всевышний одарит нас Своей Милостью и сделает нас рабами, уходящими из этой жизни с верой! Амин.

В Коране, точнее в 196-м аяте суры «Аль-Бакара» и в 97-м аяте суры «Алю Имран».

И в хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «О люди, поистине Аллах обязал вас совершать хадж. Совершайте его. Кто искренно совершит его, не сквернословя и не греша, очищается от грехов как в день своего рождения. Умра (малое паломничество) до следующей умры является искуплением грехов между ними. Наградой за принятый хадж является только Рай » (Ахмад).

Хадж имеет огромное значение для мусульман как в этом мире, так и в мире вечном. Хадж улучшает физическое состояние человека, воспитывает в нём щедрость, помогает почувствовать равенство всех рабов перед Аллахом, напоминает о Судном дне , укрепляет узы братства между мусульманами и сплачивает их, способствует их единству. Хадж напоминает нам об истории пророков и их сподвижников, предоставляет возможность посещать многие святыни (зияраты) Ислама, очищает сердце и душу человека. Он содержит в себе много других явных и скрытых благ и мудростей. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что тот, кто, имея возможность, не совершил хадж, не будет истинным мусульманином. Поэтому человек, имеющий возможность совершить хадж, должен выучить правила его выполнения и поскорее совершить паломничество.

Паломничество – наиважнейший ритуал, без которого вера теряет свою полноценность. Пророк (мир ему и благословение) также отмечал, что шайтан никогда не бывает столь унижен, презираем, опозорен и разгневан, как в день пребывания паломников в местности Арафа, ибо видит, как нисходит на людей благодать и милость Аллаха и прощаются им грехи. Сказано, что среди грехов есть такие, которые прощаются только пребыванием в местности Арафа.

Однажды проклятый шайтан явился к Пророку (мир ему и благословение) в виде странника, стоящего на Арафе , худого, жёлтого, плаксивого и сгорбленного. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил его:

– Отчего ты льёшь слёзы, отчего исхудал, отчего изменился лицом, почему сгорбился?

На что иблис ответил:

– Из-за множества людей, спешащих сюда. Боюсь, что надежды их сбудутся, и оттого у меня тоска. От ржания коней на пути к Аллаху: если бы всадники спешили ко мне, было бы лучше. От согласия людей быть послушными Аллаху: если бы покорились они мне, было бы лучше. От слов раба Аллаха, который просил для себя кончины праведника. Горе мне! Он действительно из числа знающих, если способен на такое удивительное действо.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано, что, если кто-то покинул свой очаг с целью совершения хаджа или умры и умер в пути, то ему записывается вознаграждение, равное воздаянию за совершение хаджей каждый год до наступления Судного дня. Тот же, кто умер в одном из двух Святых городов – Мекке или Медине, в Судный день не будет допрошен, и его отправят в Рай .

Хадж – это универсальное богослужение, ибо он совершается как имуществом, так и телом.

Хадж отличается от других столпов Ислама тем, что он совершается только в определённое время и в определённом месте земли, тогда как исполнять такие столпы Ислама, как намаз, пост, закят, можно в любом уголке земного шара.

Всевышний Аллах установил правила и законы для Своих рабов таким образом, что человек, совершающий их, получает пользу как в этой, так и в будущей жизни. Священный Коран , рассказывая о хадже, упоминает о пользе и мудрости, заключённых в этом столпе Ислама.

Некоторые мудрости паломничества

1. Объединение мусульман . Ислам придаёт особое значение тёплым, дружеским отношениям между мусульманами. Предписания Ислама способствуют сплочению и единению мусульман. Например, жители одного квартала встречаются пять раз в день в близлежащей мечети, совершая там обязательный коллективный намаз. Жителям каждого населённого пункта предписано раз в неделю собраться в мечети на пятничной молитве. А все мусульмане планеты имеют возможность раз в год встречаться на хадже. Хадж является самой большой регулярной конференцией мусульман мира.

2. Оживление настоящего мусульманского братства . Все мусульмане, независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды и ритуалы, просят у Господа – Единого для всех, обращаются в одну и ту же сторону, т. е. в сторону Каабы.

3. Притяжение всех мусульман , как бы далеко они ни находились, к центру исламского мира – Благословенной Мекке , из которой по всему миру распространился свет религии Аллаха.

4. Проявление равенства между мусульманами . При соблюдении обрядов хаджа исключаются какие-либо привилегии: господин и слуга, министр и рабочий – все находятся на одном уровне. Воистину здесь то место, которое напоминает о равенстве всех людей перед Аллахом. Также хадж – это напоминание о Судном дне, когда все встанут перед Господом без одежды, в страхе перед допросом, где не поможет ни благородство рода, ни имущество, ни положение в обществе.

5. Хадж – это напоминание мусульманам об их благочестивых предках – пророках и посланниках, чтобы верующие смогли проникнуться глубоким вдохновением и чтобы вера укрепилась в их сердцах. Каждое место, где выполняется обряд хаджа, связано с каким-либо историческим событием.

Прежде всего вспомним первого человека на земле – Адама (мир ему), который впервые босиком, прикрытый одной только накидкой, совершал семикратное обхождение Каабы. Перед Каабой паломник представляет образ посланников Аллаха Ибрахима (мир ему) и Исмаила (мир ему), которые заново строили Каабу после Всемирного потопа.

Также верующие представляют Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который помогал при реставрации Каабы, совершал обход вокруг неё, целовал священный камень «Аль-Хаджар аль-асвад». Холмы Сафа и Марва напоминают паломнику о Хаджар, которая искала воду для своего сына и будущего Пророка Исмаила (мир ему).

Будучи в Мина, где кидают камешки, он вспоминает о Пророке Ибрахиме (мир ему) , который в этом месте отогнал от себя сатану, кидая в него камни, и Пророка Исмаила (мир ему), которого отец вёл оттуда для принесения в жертву. Стояние на горе Арафа напоминает о первой встрече наших прародителей Адама (мир ему) и Хавы на этой горе, и потому в некоторых источниках её называют горой встреч и ожидания.

На Арафе верующий представляет образ Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который, совершая прощальный хадж, завещал верующим: « О люди, ваш Господь Один, и все вы – потомство Адама, Адам создан из земли, и нет преимущества у араба перед неарабом, кроме как в богобоязненности. И после меня не уподобляйтесь неверным, которые враждуют друг с другом… ».

6. Хадж – это воспитание паломника , когда он, находясь в пути и сталкиваясь с разными трудностями и неудобствами, должен проявить терпение (сабру). На хадже в одном месте встречается большое количество мусульман, и здесь необходимо проявлять стойкость в преодолении трудностей, скромность, тактичность, уступчивость. Хадж также воспитывает в человеке щедрость, когда он закалывает жертвенное животное в день Курбан-байрама или когда раздаёт милостыню неимущим.

Условия обязательности совершения хаджа

При наличии шести следующих условий совершение хаджа становится обязательным для каждого человека:

1. Достижение совершеннолетия .

2. Исповедование религии Ислам .

3. Здравость рассудка .

4. Личная свобода .

5. Безопасность пути .

6. Материальная и физическая возможность .

Возможность рассматривается двояко: наличие транспорта и средства, необходимые для проживания и содержания за период хаджа и нахождения в пути. Женщине дополнительно необходим сопровождающий близкий родственник (махрам). Если паломник имеет иждивенцев, то он должен оставить им средства, достаточные до его возвращения. Тот, кто по состоянию здоровья не может совершить хадж, но имеет для этого материальную возможность, должен уполномочить другого человека совершить хадж за себя.

Основные составляющие (арканы) хаджа

При изучении порядка и норм паломничества необходимо обратить особое внимание на его основные составляющие (арканы), без выполнения которых хадж не является действительным.

Хадж состоит из шести следующих обязательных составных частей:

1. Намерение вместе с надеванием ихрама (специальной несшитой одежды, состоящей из двух кусков материи).

2. Пребывание в местности Арафа девятого числа месяца зуль-хиджа.

3. Таваф – обход вокруг Каабы.

4. Хождение (саю) между холмами Сафа и Марва .

5. Стрижка или сбривание волос (как минимум необходимо удалить три волоса).

6. Соблюдение последовательности выполнения в большинстве арканов .

Необходимые действия (ваджибы) хаджа

Нужно обратить особое внимание и на ваджибы хаджа. Они также являются обязательными для исполнения, но если пропустили что-либо из них, то хадж не нарушается, но при этом обязательно выплатить за это штраф.

Хадж имеет пять необходимых действий:

1. Вступление в хадж в Микате (место вступления в хадж. Паломники, прибывающие с России, обычно вступают в хадж в микате, называемом Зуль-Хулайфа. Это недалеко от Медины . Это место также называется Абару Али).

2. Проведение ночи в местности Муздалифа .

3. Проведение ночей в дни ташрика (после праздника жертвоприношений) в долине Мина.

4. Бросание камушков (в определённом месте).

5. Совершение прощального тавафа вокруг Каабы .

Если не совершить хотя бы один из вышеперечисленных пяти пунктов, то этот человек на хадже должен выплатить штраф.

Деяния, запрещённые для вступившего в хадж

Также очень важным является знание запретных и дозволенных действий во время хаджа. После вступления в хадж или умру до их завершения паломникам запрещается:

1. Совокупление с женой и прелюдия, предшествующая этому.

2. Совершение обряда бракосочетания (для себя или для других).

3. Использование благовоний (благовония, которыми надушился паломник перед вступлением в хадж, не повредят действительности хаджа).

4. Соприкосновение любых жиров или масел с волосами лица или головы.

5. Удаление хоть одного волоса с любой части тела (если волосы упали сами, то это не берётся в расчёт).

6. Состригание даже малой части ногтя (удалить отломанный и мешающий ноготь разрешается).

7. Мужчинам – ношение сшитой одежды и обуви с закрытой передней или задней частью, покрытие головы головным убором или чем-либо другим. Женщинам – укрытие лица и кистей рук.

8. Охота на территории Харама, а также повреждение растительности на территории Харама.

Преднамеренное совершение перечисленных выше деяний без уважительных с точки зрения Шариата причин является грехом, и поэтому нужно в этом покаяться и выплатить штраф. После бросания камушков и удаления волос все запреты снимаются, кроме близости с женой. А это дозволяется только после полного завершения хаджа, т. е. после выполнения всех арканов.

Разновидности штрафа на хадже

Существует пять разновидностей штрафа на хадже:

1. За несоблюдение необходимых действий – штраф – жертвоприношение барана; если на это нет возможности, то необходимо соблюдать пост в течение десяти дней (три дня на хадже, семь на родине).

2. Если паломник удалил одновременно три или больше волос или ногтей, надушился благовониями, намеренно покрыл голову, надел сшитую одежду, умастил маслом волосы головы или бороды, поцеловал жену до кидания камешков в день Курбан-байрама, то ему следует покаяться и выбрать одно из трёх следующих искупительных процедур: зарезать барана, соблюдать пост в течение трёх дней или дать шестерым беднякам три саа (то есть семь с половиной килограммов пшеницы).

За один удалённый волос или ноготь следует выплатить штраф – один мудд (около 650 г) пшеницы. За два волоса или два ногтя – два мудда.

3. За убийство дичи, рубку дерева – штраф – равноценный дичи или дереву.

4. За близость с женой. Если паломник до бросания камешков в день праздника жертвоприношений и стрижки волос сознательно совокупится с женой, то его хадж полностью портится. Тем не менее, ему следует совершить обряды этого хаджа до конца, а затем его необходимо возместить в следующем году. Помимо этого в качестве штрафа он должен зарезать верблюда, это возлагается на мужа.

5. За прерывание хаджа – штраф – жертвоприношение барана.

Этика посещения святыни Посланника Аллаха (мир ему и благословение)

Посещение могилы Пророка (мир ему и благословение) для паломника является очень важной сунной и одним из лучших деяний, которые приближают его к Аллаху. В этом согласились имамы всех четырёх мазхабов, ибо об этом свидетельствуют и хадисы.

Отправляющимся в Медину желательно больше благословлять Пророка (мир ему и благословение), по приближении к Медине рекомендуется совершить полное омовение, постричь ногти, удалить волосы, надеть чистую одежду и надушиться (если человек уже не находится в ихраме). По возможности желательно идти в Медину пешком. Идти тоже нужно со смиренностью, умилённо, с печалью, что не смогли увидеть Пророка (мир ему и благословение) живым, дабы иметь надежду увидеть его в Вечной жизни.

По приближении к мечети нужно обновить покаяние, раздать милостыню, ибо есть повеление Всевышнего раздать милостыню перед посещением Пророка (мир ему и благословение). У ворот мечети следует немного задержаться, сердцем прося разрешения войти. Вступать в мечеть нужно с правой ноги. Затем следует совершить там намаз приветствия (тахийя). После намаза с хузуром, т. е. всё время помня об Аллахе, подходят к могиле Пророка (мир ему и благословение), и, встав перед ним, опустив голову и закрыв глаза, следует тихо поприветствовать Пророка (мир ему и благословение), будто сам он стоит перед вами.

Также приветствуют Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах. Далее, поворачиваясь в сторону Киблы, читают дуа и обращаются к Аллаху, прося наделить нас заступничеством Пророка (мир ему и благословение). И просят у Пророка (мир ему и благословение) заступиться за нас в Судный день.

После этого совершают зиярат на кладбище Баки и читают покойным там мольбу.

Пусть тот, кто желает начать жизнь с чистого листа, приступает к паломничеству с искренним намерением, а главным признаком принятия Всевышним хаджа является изменение характера человека в лучшую сторону после его совершения.

Примечание

Неисполнение этого основополагающего минимума требований Ислама свидетельствует о слабости веры человека. Те, кто не соблюдают этот минимум, будут очень строго наказаны в Вечной жизни, если не покаются, не возместят пропущенные обязанности и не будут прощены Всевышним Аллахом. Тот, кто отрицает необходимость соблюдения обязательных предписаний Аллаха или одного из столпов Ислама, становится неверующим.

Помимо вышеназванных пяти столпов, в Исламе имеется и множество других предписаний, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Например: почитание родителей, поддержание тёплых отношений с родственниками, соблюдение обязанностей и правил приличия по отношению к соседям, проявление уважения к старшим по возрасту, проявление милосердия и сострадания к младшим и т. п.

Существуют и запреты Ислама. Например, запрет на совершение таких тяжких грехов, как убийство человека, прелюбодеяние, воровство, употребление спиртных напитков, наркотиков, ростовщичество, сплетни, злословие, наговор, зависть, вражда, причинение вреда окружающим языком или же физически, притеснение слабых, присвоение или употребление чужого имущества и т. п. От таких деяний человеку необходимо отдаляться, а также покаяться в ранее совершённых, ибо, если Всевышний Аллах не простит его, то его ожидает суровое и невыносимое наказание в вечной жизни. Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! Аминь!

Величина вознаграждения, предназначенного для мусульманина за исполнение этих предписаний, зависит от количества этих деяний, искренности, тщательности и усердия, проявляемых при их выполнении.

Хадж ‑ паломничество мусульман в Мекку к мечети

Масджид аль‑Харам, считающееся в исламе пятым "столпом веры". Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название "зу‑ль‑хиджжа" ‑ "обладающий паломничеством". Корень "хаджжа", имеющий древнесемитское происхождение и означающий "обходить вокруг", приобрел в арабском языке значение "отправляться в паломничество".

Хадж отмечает три знаменательных события в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила и жизнь Пророка Мухаммеда как пример смирения и покорности Всевышнему.

Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. После этого он получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму.

Духовное значение хаджа заключается в том, что он совершается добровольно и индивидуально ради поклонения Единому Богу. Во время хаджа паломники становятся "гостями Аллаха" в Его Доме, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо пять раз в день во время молитвы. Покидая на время свой дом, и перенося тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение.

Основные обряды хаджа были установлены Пророком Мухаммедом во время "прощального паломничества", которое он совершил в 632 году - в девятом году хиджры. Закон шариата определяет следующие условия, необходимые для совершения хаджа. Человек должен:

1. Достичь совершеннолетия.

2. Пребывать в ясном уме.

3. Быть свободным.

4. Иметь достаточно средств, чтобы обеспечить свое паломничество и содержание семьи, оставшейся дома.

5. Обладать достаточным физическим здоровьем.

6. Суметь обеспечить свою безопасность в пути.

7. Выехать в путь заблаговременно, чтобы приступить к выполнению обрядов хаджа в установленный срок (к седьмому дню месяца зу‑ль‑хиджжа).

Во время совершения хаджа мусульманин обязан: облачиться в особое одеяние ‑ ихрам; совершить первый обход вокруг Каабы ‑ таваф ат‑тахийа; совершить молитвенное предстояние на горе Арафат ‑ вукуф; и совершить второй, "прощальный" обход вокруг Каабы (таваф аль‑вада) по возвращении из долины Арафат.

Ихрам означает "посвящение" и является особым состоянием духовной чистоты, для пребывания в котором совершается полное омовение тела, облачение в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам. После совершения полного омовения (гусль) женщины надевают просторные белые одеяния и покрывают голову платком таким образом, что видимыми остаются только лицо, кисти рук и ступни ног. Мужчины одевают два простых белых покрывала: одно закрывает ноги от бедер до колен, а другое накидывается на левое плечо. Эти одеяния символизируют чистоту помыслов паломников и их равенство перед Всевышним.

При совершении хаджа (пребывая в состоянии ихрама) запрещается заниматься торговлей и делами, относящимся к мирской жизни; вступать в половые связи, а также свататься или вступать в брак; гневаться и обижать кого‑либо; причинять вред всему живому (убивать животных и насекомых, рвать траву и срывать листья и ветки с деревьев и т.д.); бриться, стричь волосы и ногти, использовать благовония, надевать украшения и курить. Нарушение этих запретов делает хадж недействительным.

Прибыв в Мекку к седьмому дню месяца зу‑ль‑хиджжа, паломники совершают поклонение Каабе - обряд "малого паломничества", называемого умра. Согласно мусульманскому преданию, "черный камень" Кааба ‑ это белый яхонт из рая, который был дарован Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Глыба стала черной из за грехов и порочности людей.

Завершив обход Каабы, паломники приступают к совершению обряда сай - бегу между холмами Сафа и Марва. Они поднимаются на холм Сафа, поворачиваются лицом к Каабе и обращаются к Аллаху с молитвой о милости и просьбой защитить их от несчастий. Затем паломники спускаются с этого холма до столба, установленного у его подножия, и бегут до другого столба, стоящего у холма Марва, и поднимаются на этот холм. Там они вновь поворачиваются лицом к Каабе и совершают молитву, после чего возвращаются к Сафе. Бег между этими холмами повторяется семикратно. После этого паломники направляются к священному колодцу Замзам и дважды берут из него воду: сначала ее пьют, а затем обливают тело с головы до ног.

На следующий день (восьмой день зу‑ль‑хиджжа) паломники запасаются водой и отправляются через небольшие, вытянутые с запада на восток долины Мина и Муздалифа к горе Арафат, расположенной в 25 км от Мекки. По причине необходимости запасаться водой перед дорогой этот день получил название йаум ат‑тарвийа ‑ "день напоения".

Ночь с восьмого на девятое зу‑ль‑хиджжа паломники проводят в долине Мина, а на девятый день совершается центральный обряд хаджа - стояние у горы Арафат (вукуф). Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь (хутбу) и свершают молитву, обращенную к Аллаху: "Здесь я служу Тебе, Господи!". Эта молитва читается многократно и громким голосом.

После захода солнца паломники бегом возвращаются в долину Муздалифа (этот обряд носит название ифада), где совершают общую молитву перед ярко освещенной мечетью. Здесь же паломники проводят всю ночь ‑ она считается ночью поста и молитвы не только для совершающих хадж, но и для мусульман всего мира.

Рано утром 10‑го зу‑ль‑хиджжа паломники, совершив молитву, вновь направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль‑акаба), символизирующий Иблиса (сатану), который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. Далее следует обряд жертвоприношения. 10‑е зу‑ль‑хиджжа является днем самого главного канонического праздника ислама ‑ Ид аль‑адха (праздника жертвоприношения), отмечаемого мусульманами во всем мире. Жертвоприношение животного должен совершить в день праздника каждый паломник. По традиции, в жертву могут быть принесены:верблюд не моложе пяти лет, бык или коза не моложе одного года и овца не моложе семи месяцев. Часть принесенного в жертву животного съедается самими паломниками, а часть отдается неимущим. В тот же день начинается Курбан байрам. Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и сбривают бороды. Женщины отрезают прядь волос. Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина. После этого паломники возвращаются в Мекку для выполнения последнего обхода Каабы (таваф аль‑вада). В это время стены Каабы уже покрыты новым покрывалом (кисвой).

В течение трех дней, с 11‑го по 13‑е зу‑ль‑хиджжа паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба (джамрат аль‑ула, джамрат аль‑вуста и джамрат аль‑акаба).

Все обряды хаджа оканчиваются 14‑го зу‑ль‑хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи.

Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о Пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (Джабаль ан Нур), у вершины которой расположена пещера, где Пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана. Затем паломники отправляются в Медину, чтобы поклониться гробнице Пророка и могилам его ближайших сподвижников ‑ праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования меккканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.

Возвращаясь домой, паломник (хаджи) надевает зеленую чалму и длинную белую одежду (галабея), что символизирует совершение хаджа.

Родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу, которая сопровождается праздничным угощением.

Многие мусульмане по возможности повторяют хадж и даже совершают его многократно .

В последние годы в каждый сезон паломничества Мекку, Медину и обрядовые маршруты в предместьях святой исламской столицы посещают более двух миллионов человек.

В 2009 году обряды хаджа совершили, по сведениям саудовской печати, более 2,3 млн мусульман.

Ежегодные доходы Саудовской Аравии от организации паломничества к святыням ислама превышают 30 млрд долларов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

). Это один из пяти столпов Ислама, совершение которого стало необходимой обязанностью мусульман (фардом) с 9 года хиджры. Об этом говорится в кораническом аяте: «Поистине, первый дом, который установлен для людей, - тот, который в Бекке, - благословенным и в руководство для миров! Там - ясные знамения для людей - место Ибрахима, и тот, кто вошел в него, безопасен. А у Аллаха - на людях обязательство хаджа к дому, - для тех, кто в состоянии совершить путь к нему. А кто не верует … то ведь Аллах - богат, превыше миров! » (3: 96-97). История хаджа восходит к древнейшей монотеистической традиции, которую основал Ибрахим (Авраам) и его сын Исмаил. Однако спустя некоторое время их потомки стали язычниками, наполнили Каабу идолами и извратили изначальную сущность хаджа. После сокрушения идолов пророком Мухаммадом, первоначальное значение хаджа было восстановлено и этот обычай снова стал монотеистическим, каким он был во времена Ибрахима и Исмаила. Каждый здоровый, совершеннолетний и свободный мусульманин, имеющий необходимые для поездки средства, обязан совершить хадж в месяце Зульхиджа хотя бы один раз в своей жизни. Материально нуждающиеся люди, дети, а также душевнобольные освобождаются от совершения хаджа. В случае, если материально обеспеченный человек по каким-то объективным причинам не может выехать в хадж, то ему позволяется отправить туда, вместо себя, другого человека, оплатив все необходимые для этого расходы. Женщины могут отправляться в паломничество только в сопровождении своего ближайшего родственника мужского пола, за которого она не может выйти замуж (например, брата, дяди или мужа). Совершать хадж позволительно ежегодно в месяцы Шавваль, Зулькада и Зульхиджа (до 10 числа этого месяца). Паломничество вне этого срока является не хаджем, а умрой.
Различают следующие виды хаджа:
1. Хадж аль-ифрад. Паломник намеревается совершить только хадж.
2. Хадж ат-таматту. Совершается после малого паломничества (умры). После завершения умры, паломник выходит из ихрама, но домой не возвращается. 8-го Зульхиджа он снова облачается в ихрам и совершает большое паломничество (хадж). Этот вид хаджа является наиболее предпочтительным.
3. Хадж аль-киран. Паломник намеревается совершить одновременно и умру и хадж. До наступления дней хаджа он совершает в качестве умры обход Каабы (таваф) и хождение (сай) между холмами Сафа и Марва (См. Сафа и Марва). После этого, не выходя из ихрама, уже в дни хаджа повторяет эти ритуалы.
Специальную одежду - ихрам паломники одевают сразу по прибытии на границу священной территории (микат) с намерением совершения хаджа (См. Микат). Ихрам представляет собой два куска непрошитой материи: изара, которым опоясываются вокруг пояса; и рида, которую накидывают на туловище. После облачения в ихрам паломнику запрещается совершать некоторые действия, например: вступать в половую связь заключать брак, совершать греховные поступки, носить шитую одежду, бриться, стричь волосы, охотиться, рубить деревья. После вхождения в ихрам паломники вступают на священную территорию громко повторяя специальную молитву-талбию (См. Талбия). Женщины повторяют эту молитву шепотом. После прибытия в Мекку паломники должны совершить полное омовение (См. Гусл) и подготовиться к обходу Каабы. Семикратный обход Каабы (См. Таваф) является обязательным условием хаджа. Этот обряд совершается в состоянии ритуальной чистоты (См. Вуду и Гусл). До тавафа паломник должен оголить правое плечо. Обход начинается со стороны Черного камня (См. Хаджар аль-Асвад). В начале каждого тавафа желательно поцеловать Черный камень. Во время обхода разрешается читать аяты Корана. После завершения ритуала желательно совершить намаз из двух ракатов в Макам аль-Ибрахиме (См. Макам аль-Ибрахим), а также выпить воду из источника Замзам, который находится на территории мекканской мечети (См. Замзам). После обхода Каабы, паломники совершают семикратный бег между холмами Сафа и Марва. Бег необходимо начинать от холма Сафа. Те паломники, которые не совершают этот ритуал, должны в качестве искупления зарезать жертвенное животное. При совершении малого паломничества - умры, паломнику, после бега, необходимо постричь волосы. На этом малое паломничество заканчивается. На 8 день месяца Зульхиджа, который называется «тарвия», паломники отправляются в долину Мина (См. Мина). Это действие является очень желательным (сунной), но не обязательным. В дороге они поминают Аллаха, взывают к Нему и произносят «талбию». В этой долине они совершают полуденную, послеполуденную, вечернюю и ночную молитвы, и остаются там на ночь. Эти молитвы совершаются в сокращенном виде. На 9-й день месяца Зульхиджа, в Мине необходимо совершить утреннюю молитву и не выходить из долины до восхода солнца. Девятый день месяца Зульхиджа называется «Арафа». В этот день паломники отправляются в местность Арафат. По пути они поминают Аллаха и произносят «талбию». Это действие является обязательным элементом хаджа. Время стояния там наступает в полдень 9 дня месяца Зульхиджа, и продолжается до рассвета 10 дня этого месяца. Для паломника достаточно простоять лишь часть этого времени либо днем, либо вечером. После заката солнца, паломники, произнося «талбию», медленным шагом устремляются в долину Муздалифа (См. Муздалифа). Это деяние является желательным (сунной). Там они совершают вечернюю и ночную молитву вместе и остаются до утра, совершая молитвы. Десятый день месяца Зульхиджа является днем праздника жертвоприношения (тюркс. Курбан-байрам) (См. Идайн). Жертвенное животное не должно иметь явных недостатков и не должно быть старым. В жертву можно приносить верблюда, корову, либо овцу (См. Удхия). Верблюда и корову можно купить на семерых паломников поровну. В этот же день паломники совершают символический акт побивания камнями шайтана (дьявола). Для этого в большой столб (джамрат аль-кубра), символизирующий шайтана, они бросают по 7 камешков. После этого паломники выходят их ихрама. С этого времени им разрешается совершение всех запретных на период хаджа дел, за исключением интимных отношений со своими женами. Это называется первым освобождением. Выйдя из ихрама они одевают обычную одежду и отправляются в мекканскую мечеть Масджид аль-Харам и совершают там таваф. После этого тавафа им разрешается иметь интимные отношения с женами. Это называется вторым освобождением. Следующим обрядом хаджа является ночевка в долине Мина на протяжении 3 дней с 11 по 13 Зульхиджа. 11 числа, после полудня паломники забрасывают камешками 3 столба, символизирующие шайтана. Вначале забрасывается малый столб (джамрат ас-сугра), затем средний - джамрат аль-вуста, и, наконец, большой - джамрат аль-кубра. Окончив все обряды в долине Мина, паломники-мужчины должны постричь волосы. Женщины лишь несколько укорачивают их. Последним обрядом хаджа является прощальный семикратный обход (таваф) Каабы - таваф аль-вада. Он обязателен для всех паломников. После этого тавафа обряд хаджа считается законченным. До и после хаджа считается сунной (богоугодным деянием) посетить город Медину, где находится могила пророка Мухаммада. Этот город мусульмане часто называют Мадинат аль-Мунаввара - Медина Лучезарная (См. Медина). В мечеть пророка нужно войти в состоянии ритуальной чистоты и совершить в ней 2-х ракатный намаз. После совершения намаза паломники подходят к могиле пророка Мухаммада и приветствуют его. После этого мусульмане-сунниты подходят к могилам Праведных халифов Абу Бакра и Омара, и также приветствуют их. Помимо посещения мечети пророка считается Богоугодным деянием посещение мечетей Куба и Киблатайн, а также кладбища Баки, где похоронены многие сподвижники пророка, видные деятели раннего периода исламской истории.
Таким образом, хадж совершается в следующей последовательности:
- Вхождение в ихрам в микате, совершение 2 ракатного намаза, принятие намерения о совершении хаджа, произнесение мольбы и тальбии.
- Въезд в Мекку, вхождение в Масджид аль-Харам в состоянии ритуальной чистоты, приветствие Хаджар аль-Асвада, совершение тавафа и намаза в Макам Ибрахиме, питье воды из источника Замзам.
- Совершение сая между холмами Сафа и Марва, прибытие в Мину 8-го Зульхиджа, Прибытие на Арафат 9-го Зульхиджа, поездка в Муздалифу после захода солнца, провождение там ночи и собирание там 70 камешков. Затем, 10-го Зульхиджа, совершив в Муздалифе утренний намаз нужно возвратиться в Мину и закидать там камешками столб «джамра». После этого совершается жертвоприношение.
- После совершения жертвоприношения постригаются волосы. Затем паломники возвращаются в Мекку и совершают таваф. С 11 по 13 Зульхиджа паломники пребывают в Мине и закидывают камешками столбы «джамра». После этого они опять возвращаются в Мекку, совершают в Масджид аль-Хараме прощальный таваф и двухракатный намаз, а затем отправляются в Медину.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Синонимы :

Смотреть что такое "Хадж" в других словарях:

    Хадж, а, ем … Русское словесное ударение

    хадж - хадж/ … Морфемно-орфографический словарь

    - [арабск.] паломничество в Мекку к мусульманским святыням, считающееся у мусульман подвигом благочестия. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ХАДЖ араб. hadsch, hadschdscha, идти вперед. Странствование магометан в Мекку на поклонение гробу … Словарь иностранных слов русского языка

    А; м. [араб.] только ед. Паломничество в Мекку (считается религиозным долгом каждого мусульманина). Совершить х. * * * хадж хаджж (араб.), паломничество мусульман в Мекку (к храму Кааба) для совершения жертвоприношения в праздник курбан байрам. * … Энциклопедический словарь

    ХАДЖ, хаджа, мн. нет, муж. (араб. hagg) (рел.). У мусульман паломничество в Мекку, считающееся подвигом благочестия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Паломничество, хаджж Словарь русских синонимов. хадж сущ., кол во синонимов: 2 паломничество (6) … Словарь синонимов

    - (араб.) паломничество мусульман в Мекку (к храму Кааба) для совершения жертвоприношения в праздник курбан байрам … Большой Энциклопедический словарь

    М. Паломничество правоверных мусульман в Мекку (к храму Кааба), в Медину (к гробу Мухаммеда), считающееся подвигом благочестия, которое хотя бы один раз в жизни должен совершить каждый истинный мусульманин. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой



Рассказать друзьям