Знаменитые художники третьяковской галереи. Самые загадочные картины третьяковской галереи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Будто затейливые терема из русской сказки стоят в Замоскворечье здания Третьяковской галереи , главный фасад которой оформлен в 1901-1902 годах по проекту художника В. Васнецова. Надпись у входа, выполненная старинной вязью, гласит: «Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Основана П.М. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар г. Москве совместно с завешанным городу собранием С. М. Третьякова».

Очень трудно поверить в то, что такой огромный музей мирового значения начал существовать благодаря усилиям всего лишь одного человека – П.М. Третьякова.

Русская жанровая живопись началась с работ художника П. Федотова, которые и подтолкнули Третьякова к мысли о создании музея. Картины просто поразили его, своей многогранностью, и, в тоже время, простотой. И вот в 1856 году был сделан первый шаг - купил у известного в ту пору академика живописи Н. Шильдера картину «Искушение ». Через некоторое время в коллекцию добавилась еще одна необычайная картина «Стычка с финляндскими контрабандистами », которую написал В. Худяков. Именно с этих двух картин можно считать, что началось собирательство Третьякова. В Москве проходили, так называемые, выставки Общества любителей художеств, откуда и пополнялась постепенно коллекция.

Третьяков начал заводить знакомства с художниками, и мог уже купить картину, которая еще даже не была готова, которая только зачиналась в мастерской художника. Третьяков верил, что российское искусство имеет будущее, и нужно уделять этому вопросу большое количество времени. В письме Третьякова есть такие строки: «Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства, уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то как-то случайно, и что он же потом увеличит собой ряд бездарностей... Я иного мнения, иначе... не собирал бы коллекцию русских картин...».

Судьба была благосклонна к Третьякову. Он женился на племяннице С. Мамонтова, который был меценатом искусств. Третьяков часто бывал у него в гостях в Абрамцеве. Именно здесь, в то время, жили и работали многие выдающиеся русские живописцы - члены знаменитого Абрамцевского художественного кружка.

В 1871 году Третьяков познакомился с Репиным . Способствовала этому первая в мире передвижная выставка. Третьяков хотел донести всю безграничную красоту картин в массы, и был очень увлечен этой идеей.

Непрерывные покупки картин привели Третьякова к тому, что его особняк уже не мог вместить всех произведений собрания. И тогда он решил сделать большую пристройку с фасадом на Лаврушинский переулок (ныне главное здание музея). В 1874 году работы были закончены. Развесив картины в залах, Третьяков объявил об открытии галереи для посетителей. Это была его давняя мечта, и она сбылась!

Но Третьяков не остановился на этом. В 1892 году он передал собрание своих картин и завешанную ему коллекцию брата (в нее входили полотна европейских мастеров, которые позже влились в экспозицию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в дар Москве. Более 3 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, собранные им, стали основой прославленной художественной галереи. Третьяковская галерея - крупнейший музей национального изобразительного искусства .

Галерея была дополнена ее работниками. Теперь там можно найти шедевры таких известных живописцев как Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека и многих других. Из частных коллекций в галерею добавилось более 400 произведений, написанных еще в 18 веке. Мало того, до сих пор пополняется отдел советского искусства. На данный момент более 57 тысяч произведений национального изобразительного искусства входят в бесценную коллекцию Третьяковской галереи.

Ежегодно по ее залам проходят свыше полутора миллионов посетителей. Почти 100 передвижных выставок каждый год отправляются из Лаврушинского переулка по городам страны. Так выполняется ленинский декрет, возложивший на Третьяковскую галерею «общегосударственные просветительные функции» - широко приобщать к искусству народные массы.

Москвичи по праву гордятся своим знаменитым музеем. М. Горький писал: «Третьяковская галерея - это так же хорошо и значительно, как Художественный театр, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве».

О Третьяковской галерее что-нибудь слышал каждый россиянин, ведь это самый известный музей изобразительного искусства в нашей стране. Именно здесь собрана самая богатая коллекция русского искусства от икон XI века до живописи и скульптур начала XXI столетия, и меня этот музей манил с самого детства. Так что и свой первый визит сюда в 10 лет, и последующие посещения я всегда вспоминаю с удовольствием - столько нового я открываю для себя в каждый поход сюда!

Сегодня коллекции галереи разместились в двух зданиях: основная экспозиция, посвященная искусству старых мастеров, находится в особняке в Лаврушинском переулке, а коллекция XX века представлена в здании на Крымском валу. Мне кажется, побывать хотя бы на одной из экспозиций Третьяковки каждому гостю столицы строго обязательно, ведь это одна из главнейших достопримечательностей в Москве.

Как добраться в Третьяковскую галерею

Здание в Лаврушинском переулке

Историческое здание музея в Лаврушинском переулке так хорошо известно москвичам, что в свое время даже дало название ближайшей станции метро «Третьяковская» Калужско-Рижской линии (на карте ниже обозначена цифрой 1 ). От метро по Климентовскому и Большому Толмачевскому переулкам можно дойти до галереи пешком всего за 7-9 минут.

Ч то можно увидеть в одном из главных музеев Москвы, имея в распоряжении всего лишь час? Краткий путеводитель по залам Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

В Третьяковской галерее у картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

Правильная локация

Для начала точно определитесь с адресом: Третьяковская галерея - крупный музей, у которого есть много зданий и филиалов. Главное здание, где находится коллекция русского искусства до начала XX века, располагается по адресу Лаврушинский переулок, 10; в соседнем доме - Инженерном корпусе - проходят временные выставки, читают лекции. Чтобы увидеть искусство ХХ–ХХI веков, придется отправиться в совсем другой район Москвы, на Крымский Вал, 10. Не перепутайте! Множество других филиалов, включая Дом Васнецова и мастерскую Голубкиной, разбросаны по всей столице.

Первый этаж

Второй этаж

Правильное время

Часы работы и выходные дни, конечно, можно уточнить на сайте. Но также не забудьте проверить, не идут ли сейчас школьные каникулы (осенние или весенние, про зимние-то забыть трудно). В дни каникул залы музея могут быть полны шумными школьными экскурсиями. Что хорошо - в главном здании Третьяковки в Лаврушинском переулке крайне редко проходят ажиотажные выставки (для них нет места), поэтому очереди в стиле «на Серова » можно не бояться.

Запастись картой

Поскольку вы ограничены во времени, то вычеркиваем наслаждение от бесцельной прогулки по анфиладам залов. Необходимо четко наметить цель и проложить к ней маршрут. Помимо бумажных путеводителей, можно воспользоваться схемой залов на сайте музея или использовать технологию виртуального музея .

В Третьяковской галерее. Перед картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

Запастись списком шедевров

Решите, искусство какого именно периода вам интереснее всего: в этом здании Третьяковки собрана практически вся история, от Крещения Руси до Революции. Можно потратить целый час на Серова, или на передвижников, или на Серебряный век.

Если же хочется быстро посмотреть на главные шедевры, то вот примерный список обязательного. Список короткий, потому что шедевры рассеяны по двум этажам и разным залам, на переходы по которым как раз уйдет час, ведь наверняка по пути вы будете отвлекаться на всяческую красоту.

Первый этаж: «Троица» Рублева (зал № 59)

Одна из главных русских икон находится в конце анфилады залов иконописи, в зале Андрея Рублева. Кстати, другая святыня - Владимирская икона Божией Матери - находится тоже в Лаврушинском переулке, но в другом здании, в действующей церкви Святого Николая в Толмачах , которая примыкает к Инженерному корпусу с торца.

Первый этаж: «Девочка с персиками» (зал № 40)

Знаменитый портрет кисти Серова выставлен в залах, посвященных искусству Серебряного века на том же первом этаже, где и иконопись. Еще на этом этаже - залы Левитана , Поленова и Нестерова, так что понять логику расположения экспозиции достаточно трудно. Серову в галерее отведено целых два зала.

Второй этаж: «Явление Христа народу» (зал № 10)

Шедевр Александра Иванова висит в собственном зале среди посвященных ему многочисленных эскизов. Экскурсоводы предупреждают: осторожно, это одна из тех картин, перед которыми в этом музее особенно часто падают в обморок.

Второй этаж: «Утро в сосновом лесу» (зал № 25)

Пейзаж с медвежатами можно найти в зале, посвященном творчеству Шишкина . Не пропустите – полотно не такое уж и крупное. Кстати, только в музее можно оценить настоящий масштаб произведений, которые мы привыкли видеть на экранах и в книгах.

Второй этаж: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (зал № 31)

Картина Репина находится в зале, посвященном творчеству этого художника. Это еще одна картина, оказывающая сильное влияние на психику. Поэтому, чтобы прийти себя, обязательно загляните в музейный магазин на нулевом этаже, рядом с кассами. В Третьяковской галерее он хорош: репродукции, открытки, блокноты, магниты и, конечно, каталоги.

Третьяковская галерея обладает одним из самых крупных мировых собраний русского изобразительного искусства. Основой коллекции Третьяковки стали произведения русского искусства из собрания московского промышленника Павла Михайловича Третьякова (1832-1898). Датой основания музея считают 1856 год, когда Третьяков приобрел картины художников В.Г. Худякова и Н.Г. Шильдера. В планы мецената практически с самого начала формирования коллекции входило передать ее городу. В 1860 г., в своем завещании, Павел Михайлович говорил: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

Во второй половине 1850-х гг. Третьяковым были куплены работы таких мастеров, как А.К. Саврасов, Ф.А. Бруни, К. А. Трутовский. В 1860-е гг. коллекция пополнилась произведениями В.Г. Перова, М.П. Клодта, К.Д. Флавицкого и целого ряда других авторов.

Музей впервые был открыт для широкой публики в 1867 г. Тогда в коллекцию входили около 1200 картин, 470 рисунков и 10 скульптур работы русских мастеров, а также 84 картины кистей иностранных художников. В дар городу Москве Павел Михайлович Третьяков официально передал коллекцию в 1892 г.

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Открытие музея состоялось 15 августа 1893 г. Первым зданием, где были выставлены все работы, входившие в экспозицию, был дом в Лаврушинском переулке, приобретенный семьей Третьяковых еще в 1851 г. Расширение собраний музея вызывало необходимость пристройки новых помещений и «поглощения» соседних зданий для нужд галереи. В процессе реконструкции 1902-1904 гг. у Третьяковки появился оригинальный фасад по эскизам В.М. Васнецова, до сих пор остающийся ее «визитной карточкой». В 1918 г. Третьяковка была объявлена государственной собственностью, за первые же годы Советской России коллекция галереи существенно расширилась, в основном за счет многочисленных поступлений предметов искусства из национализированных частных коллекций со всей страны. К 100-летнему юбилею Третьяковки, в 1956 году, в музее было зарегистрировано более 35000 единиц хранения.

Сейчас в главном («историческом») здании Третьяковки в Лаврушинском переулке собрана коллекция русского искусства периода с XI до начала XX в. Кроме работ уже упомянутых мастеров живописи, здесь можно увидеть шедевры И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, И.И. Левитана, В.А. Серова, М.А. Врубеля и многих других прославленных художников. Отдельный зал посвящен легендарному полотну «Явление Христа народу» кисти А.А. Иванова. Здесь также имеется богатейшее собрание русских икон XI-XVII веков.

Как добраться до музея : ст. м. «Третьяковская», «Полянка», 5-10 минут пешком до Лаврушинского пер., д. 10. Время работы: вторник, среда, суббота и воскресенье: 10-00-18-00 (кассы и вход в галерею до 17-00); четверг и пятница: 10-00-21-00 (кассы и вход в галерею до 20-00). Понедельник – выходной. Цены на билеты : взрослые - 360 руб., школьники и студенты – 220 руб.

Третьяковка на Крымском валу

Помещения Третьяковки на Крымском валу отведены для широкомасштабной постоянной экспозиции «Искусство XX века». Стоимость билетов одинаковая с главным зданием в Лаврушинском пер. Часы работы: с 10.00 до 19.30. Здесь также проходят обычно несколько крупных тематических выставок. Большой многоэтажный павильон, ориентированный на набережную Москва-реки, был построен в конце 70-х гг. ХХ в. Здесь собраны работы нескольких десятков прославленных русских художников и скульпторов XX века, в том числе А.Н. Бенуа, З.Е. Серебряковой, П.П. Кончаловского, И.Э. Грабаря, А.А. Дейнеки, А.А. Пластова, М.С. Сарьяна, Т.Н. Яблонской и многих других. Много интересного в этом павильоне найдут как поклонники реалистической живописи (в том числе и соцреализма), так и любители авангарда. В залах музея можно увидеть один из вариантов знаменитого «Черного квадрата» Малевича, ряд скульптурных работ мастеров-авангардистов, инсталляции, фото- и видеоотчеты о творческих акциях и хепенингах.

В этом же павильоне располагается и , имеющий несколько десятков постоянно действующих галерей, регулярно проводящий выставки, концерты и другие мероприятия. На территории рядом со зданием расположен парк «Музеон», известный собранием памятников советской эпохи, в т.ч. памятником Дзержинскому, в 1991 г. демонтированном с Лубянки, памятниками И.В. Сталину, В.И. Ленину, Я.М. Свердлову, Л.И. Брежневу и другими символами советской эпохи.

Здания галереи на Крымском валу и в Лаврушинском переулке - наиболее крупные и популярные у публики подразделения объединения «Государственная Третьяковская галерея». Кроме них для посетителей также доступны Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, Культурный центр в Толмачах, Инженерный корпус, музей-мастерская А.С. Голубкиной. Последние три объекта в данное время находятся на реконструкции и посетителей не принимают.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть картины «Девочка с персиками», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Утро в сосновом лесу» и многие другие произведения русского изобразительного искусства, знакомые даже всем далеким от живописи людям по конфетным оберткам и интернет-мемам.

сайт покопался в коллекции художественного музея и выбрал 10 картин с интересной историей. Надеемся, они вдохновят вас на поход в Третьяковскую галерею.

«Апофеоз войны» Василий Верещагин

Картина была написана в 1871 году под впечатлением военных действий в Туркестане, поразивших очевидцев своей жестокостью. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда жестокий полководец приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.

«Неравный брак» Василий Пукирев

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. Юная невеста-бесприданница против воли выходит замуж за старого чиновника. По одной из версий, на картине - любовная драма самого художника. Прототипом в образе невесты изображена несостоявшаяся невеста Василия Пукирева. А в образе шафера, изображенного у края картины за невестой, с руками сложенными на груди, - сам художник.

«Боярыня Морозова» Василий Суриков

Гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Картина посвящена Морозовой Феодосии Прокопиевне - сподвижнице духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 она тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев-Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме.

На картине изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. Рядом с Морозовой - ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине - странник, в лице которого читаются черты художника.

«Не ждали» Илья Репин

На второй картине, написанной в 1884–1888 годах, изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Мальчик и женщина за фортепьяно (видимо, его жена) рады, девочка смотрит настороженно, горничная - недоверчиво, в сгорбленной фигуре матери на переднем плане чувствуется глубокое душевное потрясение.

В настоящее время обе картины являются частью собрания Третьяковской галереи.

«Троица» Андрей Рублев

Третьяковская галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI–XVII веков, включающим произведения Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева. В 60 зале галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон - «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.

«Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, и который защищает икону от любых внешних воздействий.

«Неизвестная» Иван Крамской

Место действия картины сомнений не вызывает - это Невский проспект в Петербурге, Аничков мост. А вот образ женщины до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках Крамской не оставил упоминаний о личности неизвестной. Критики соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, назывались имена известных дам света. Существует также версия, что на картине изображена дочь художника, София Ивановна Крамская.

В советское время «Неизвестная» Крамского стала почти что русской Сикстинской мадонной - идеалом неземной красоты и духовности. И висела в каждом приличном советском доме.

«Богатыри» Виктор Васнецов

Почти двадцать лет писал Васнецов эту картину. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

В былинах Добрыня всегда молод, как и Алеша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника. Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого Васнецов ранее запечатлел на одном из этюдов.

К слову сказать, Илья Муромец не сказочный персонаж, а историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Состарившись и закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1188 году.

«Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин

Картина «Купание красного коня», поразившая современников своей монументальностью и судьбоносностью, принесла художнику Кузьме Петрову-Водкину мировую известность. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик. Для создания образа подростка, сидящего на коне верхом, художник использовал черты своего ученика - художника Сергея Калмыкова: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. ...В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной».

«Царевна-Лебедь» Михаил Врубель

Картина была написана в 1900 году на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. «Все певицы, поют, как птицы, а Надя - как человек!» - говорил о ней Врубель.



Рассказать друзьям