Бальтасар Грасиан: афоризмы и биография. Бальтасар грасиан-и-моралес

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
(16010108 ) , Бельмонте-де-Грасиан , Арагон - 6 декабря , Тарасона , Арагон) - испанский прозаик , философ и теоретик литературы, иезуит . Крупнейший представитель литературы барокко .

Биография

Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначили к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании .

Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску - один из культурных центров Арагона , где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе. Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана.

В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона», ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию - на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.

«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» - отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).

В России Грасиана публиковали в период 1742-1792 г. - потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру , в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.

Сочинения

  • «Герой» (1637)
  • «Политик» (1640)
  • «Остроумие, или Искусство Изощренного Ума» (1642)
  • «Благоразумный» (1646)
  • «Карманный оракул, или Наука благоразумия» (фр. «Homme de cour» (Придворный); рус. «Придворный человек») (1647)
  • «Критикон»: Часть I - 1651; Часть II - 1653; Часть III - 1657.
  • «Размышления о причастии» (1655) - единственное произведение, подписанное настоящим именем.
  • Obras completas. Estudio, bibliogr. y notas de A. del Hoyo. Madrid, Aguilar, 1960.
  • Правила Бальтасара Грасиана Как управлять судьбой

Русский перевод

  • Придворной человек. Пер. С. С. Волчкова . Санкт-Петербург, 1741; второе издание - 1760.
  • Ирой Валтазара Грациана с критическими, историческими и нравоучительными примечаниями господина Курбевиля. Москва, в Университетской Типографии у В.Окорокова, 1792 г.
  • Карманный оракул. Критикон. Пер. и комм. Е. М. Лысенко и Л. Е. Пинского. Москва, «Наука», 1984 (серия «Литературные памятники »).
  • Остроумие, или искусство изощренного ума. Пер. Е. Лысенко, стихи с испанского и португальского в переводе П. Грушко. «Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение». Москва, «Искусство», 1977 (серия «История эстетики в памятниках и документах »).
  • Карманный оракул. Пер. Е. М. Лысенко. Москва, «Астрель: Полиграфиздат», 2012 (серия «Philosophy»)/

Напишите отзыв о статье "Грасиан, Бальтасар"

Литература

  • Сергиевская Г. Е. Консептизм как основа схождения двух философских языков: Грасиан и Кеведо //Когнитивные стили коммуникации. Теория и прикладные модели. Симферополь, 2004.C.154-156.

Примечания

Отрывок, характеризующий Грасиан, Бальтасар

Наполеон в Бородинском сражении исполнял свое дело представителя власти так же хорошо, и еще лучше, чем в других сражениях. Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а с своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствованья.

Вернувшись после второй озабоченной поездки по линии, Наполеон сказал:
– Шахматы поставлены, игра начнется завтра.
Велев подать себе пуншу и призвав Боссе, он начал с ним разговор о Париже, о некоторых изменениях, которые он намерен был сделать в maison de l"imperatrice [в придворном штате императрицы], удивляя префекта своею памятливостью ко всем мелким подробностям придворных отношений.
Он интересовался пустяками, шутил о любви к путешествиям Боссе и небрежно болтал так, как это делает знаменитый, уверенный и знающий свое дело оператор, в то время как он засучивает рукава и надевает фартук, а больного привязывают к койке: «Дело все в моих руках и в голове, ясно и определенно. Когда надо будет приступить к делу, я сделаю его, как никто другой, а теперь могу шутить, и чем больше я шучу и спокоен, тем больше вы должны быть уверены, спокойны и удивлены моему гению».
Окончив свой второй стакан пунша, Наполеон пошел отдохнуть пред серьезным делом, которое, как ему казалось, предстояло ему назавтра.
Он так интересовался этим предстоящим ему делом, что не мог спать и, несмотря на усилившийся от вечерней сырости насморк, в три часа ночи, громко сморкаясь, вышел в большое отделение палатки. Он спросил о том, не ушли ли русские? Ему отвечали, что неприятельские огни всё на тех же местах. Он одобрительно кивнул головой.
Дежурный адъютант вошел в палатку.
– Eh bien, Rapp, croyez vous, que nous ferons do bonnes affaires aujourd"hui? [Ну, Рапп, как вы думаете: хороши ли будут нынче наши дела?] – обратился он к нему.
– Sans aucun doute, Sire, [Без всякого сомнения, государь,] – отвечал Рапп.
Наполеон посмотрел на него.
– Vous rappelez vous, Sire, ce que vous m"avez fait l"honneur de dire a Smolensk, – сказал Рапп, – le vin est tire, il faut le boire. [Вы помните ли, сударь, те слова, которые вы изволили сказать мне в Смоленске, вино откупорено, надо его пить.]
Наполеон нахмурился и долго молча сидел, опустив голову на руку.
– Cette pauvre armee, – сказал он вдруг, – elle a bien diminue depuis Smolensk. La fortune est une franche courtisane, Rapp; je le disais toujours, et je commence a l"eprouver. Mais la garde, Rapp, la garde est intacte? [Бедная армия! она очень уменьшилась от Смоленска. Фортуна настоящая распутница, Рапп. Я всегда это говорил и начинаю испытывать. Но гвардия, Рапп, гвардия цела?] – вопросительно сказал он.
– Oui, Sire, [Да, государь.] – отвечал Рапп.
Наполеон взял пастильку, положил ее в рот и посмотрел на часы. Спать ему не хотелось, до утра было еще далеко; а чтобы убить время, распоряжений никаких нельзя уже было делать, потому что все были сделаны и приводились теперь в исполнение.
– A t on distribue les biscuits et le riz aux regiments de la garde? [Роздали ли сухари и рис гвардейцам?] – строго спросил Наполеон.
– Oui, Sire. [Да, государь.]
– Mais le riz? [Но рис?]
Рапп отвечал, что он передал приказанья государя о рисе, но Наполеон недовольно покачал головой, как будто он не верил, чтобы приказание его было исполнено. Слуга вошел с пуншем. Наполеон велел подать другой стакан Раппу и молча отпивал глотки из своего.
– У меня нет ни вкуса, ни обоняния, – сказал он, принюхиваясь к стакану. – Этот насморк надоел мне. Они толкуют про медицину. Какая медицина, когда они не могут вылечить насморка? Корвизар дал мне эти пастильки, но они ничего не помогают. Что они могут лечить? Лечить нельзя. Notre corps est une machine a vivre. Il est organise pour cela, c"est sa nature; laissez y la vie a son aise, qu"elle s"y defende elle meme: elle fera plus que si vous la paralysiez en l"encombrant de remedes. Notre corps est comme une montre parfaite qui doit aller un certain temps; l"horloger n"a pas la faculte de l"ouvrir, il ne peut la manier qu"a tatons et les yeux bandes. Notre corps est une machine a vivre, voila tout. [Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нем жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы ей будете мешать лекарствами. Наше тело подобно часам, которые должны идти известное время; часовщик не может открыть их и только ощупью и с завязанными глазами может управлять ими. Наше тело есть машина для жизни. Вот и все.] – И как будто вступив на путь определений, definitions, которые любил Наполеон, он неожиданно сделал новое определение. – Вы знаете ли, Рапп, что такое военное искусство? – спросил он. – Искусство быть сильнее неприятеля в известный момент. Voila tout. [Вот и все.]

Бальтасар Грасиан-и-Моралес - испанский писатель, философ и теоретик литературы, иезуит. Крупнейший представитель литературы барокко.

Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначели к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании. В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена.

В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 30 лет ведёт курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 года начинает читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия). Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску - один из культурных центров Арагона, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе.

В России Грасиана публиковали в период 1742-1792 г. - потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначели к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании.

В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена.

Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску - один из культурных центров Арагона, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе.

Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана.

В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона», ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию - на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.

«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» - отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).

В России Грасиана публиковали в период 1742-1792 г. - потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.

Бальтасар Грасиан - выдающийся испанский писатель 17 века. Он успешно сочетал духовную и мирскую деятельность - был иезуитом и философом одновременно. В наследство он оставил великолепные книги, которые составили антологию и до сих пор являются классическими произведениями эпохи барокко.

Биография

По скудным сведениям, Бальтасар Грасиан родился в 1601 году в Бельмонте, в Испании. Он был сыном бедного сельского врача, и с ранних лет ему была уготовлена судьба священника. Известно, что в 1619 году его дядя помог поступить ему в школу иезуитов Калатаюде и Уэски. После окончания школы Грасиан Бальтасар самостоятельно изучал грамматику и философию в городах Каллатаюда и Херона, в 1623 году ему посчастливилось стать студентом университета Сарагосы, где он посвятил себя изучению теологии.

Окончив университет, будущий писатель становится преподавателем риторики и грамматики в колледже Калалютуда. В 1631 году он проходит дополнительное обучение в школе где готовили проповедников и исповедников.

Литературное окружение

В 1636 году Бальтасар Грасиан начал новый этап своей жизни. Он был связан с переездом в город Уэску, который в те времена являлся важнейшим культурным центром провинции Арагон. Переезд был связан с новым назначением - в местном храме Грасиану предстояло служить проповедником. Именно здесь зарождались новые имена в сфере культуры, литературы и искусства, и, возможно, именно под влиянием такой атмосферы Бальтасар Грасиан решился написать свой первый литературный труд.

Трактат "Герой"

Свой первый трактат Грасиан назвал «Герой». Данный литературный труд был написан очень быстро, буквально за год после переезда в Уэску. Неоценимую помощь в написании трактата будущему писателю оказал богатый и влиятельный друг, имевший прекрасную библиотеку. «Герой» - прекрасный образец средневековой дидактической прозы, в котором, как в зеркале, отражаются достоинства и моральные качества, которые должны иметь те, кто стремится получить признание среди своих сверстников. С помощью этой работы Грасиан начинает разрабатывать тему моральной философии. Трактат увидел свет под именем Лоренцо Грасиана, который являлся кузеном Бальтасара, ведь, согласно орденскому уставу, иезуиты не имели права публиковать свои труды, которые не прошли внутреннюю цензуру.

"Карманный оракул"

Наибольшую известность философу принес сборник его собственных цитат и афоризмов, известных под именем «Карманный оракул». В нем приведены афоризмы Бальтасара Грасиана и Моралеса, которые в остроумной форме предлагают собственному читателю быть благоразумным и терпеливым. Например, известны такие сентенции Грасиана, как:

  • "мертвого льва даже зайцы лягают";
  • "к благоприятному случаю ведут долгие дороги времени";
  • "скоро свершается - скоро разрушается";
  • "не следует постоянно острить: вечная потеха - для дела помеха";
  • "не справиться с делом - меньшая беда, нежели не начинать дела вовсе, ведь портится стоячая вода, а не проточная".

Таких коротких нравоучительных рассуждений в книге достаточно много. Бальтасар Грасиан, афоризмы которого были такими живыми и остроумными, быстро стал известным и популярным. На фоне унылой богословской литературы его изречения были тем самым глотком живой воды, которого так не хватало испанскому просвещению. Карманный оракул был очень популярен и в Испании, и за ее пределами - еще при жизни Бальтасара Грасиана небольшое литературное произведение было переведено на многие европейские языки.

Вершина таланта

И сам Грасиан Бальтасар, и его критики заслуженно считали основным произведением этого писателя роман «Карпер». В нем Грасиан показывает собственное видение того, каким должен быть окружающий мир. Литература такого толка была весьма распространена в эпоху поздней античности, и вот, через тысячу лет, Бальтасар решает вернуться к этой форме повествования. Главные герои олицетворяли собой природу и культуру как символы осторожного отражения и спонтанного импульса. В конце повествования делается вывод, что природа несовершенна, и в конце концов культура спасает мир и приводит к бессмертию. Как и другие его произведения, этот роман будет подписан именем другого человека.

Наследие Бальтасара

Последние десять лет своей жизни Грасиан посвятил написанию «Критикона» -объемного труда, рассказывающего о месте человека в современной жизни. Светское творчество приносило автору большую известность и почет, но и сильно настораживало иезуитский орден, руководство которого было недовольно литературным творчеством священника.

В конце своей жизни священник напишет одну единственную вещь, подписанную его собственным именем - Бальтасар Грасиан. Книги, выпущенные ранее, уже вовсю ходили по стране, но формально их авторами являлись другие люди. В трактате «Размышления о причастии» автор на фоне сугубо религиозных размышлений отрекается от собственных литературных произведений. Это следовало сделать, так как терпение руководства ордена иезуитов подходило к концу. Тем не менее вскоре выходит последняя часть «Критикона», несомненно принадлежавшая перу Бальтасара, и автора привлекают к суду.

Его лишают права проповедовать и сочинительствовать, отправляют в захолустный городок, где он живет под жестким присмотром братьев-иезуитов. Такую жизнь Грасиан не смог выдержать - он умирает 6 декабря 1658 г., прожив меньше года после иезуитского суда.



Рассказать друзьям