Биография "Ian Anderson".

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Автобиография (1968-1982)
написанная Яном Андерсоном для октябрьского
номера "Trouser Press Magazine" (1982).

Перевод Юли Чепелевой.

История моей музыкальной деятельности начинается примерно в то время, когда мне исполнилось 11, тогда мой отец купил мне дешевую испанскую гитару и всячески поощрял меня играть на ней. Я никогда не старался научиться играть так, как ему бы хотелось, и, вероятно, не научился и по сей день (вообще я самостоятельно учился играть на всех инструментах). Я наигрывал мелодию на одной струне, и так было до тех пор, пока мне не исполнилось 15, именно тогда я попытался узнать, что же значат эти таинственные "аккорды", и стал постигать основы музыки, слушая такие команды, как Rolling Stones и Beatles.

Влияние Stones на меня в плане музыки было не столь велико, как сам факт их протеста против популярной концепции "rock" или "pop" музыки. Музыкальный мир был переполнен группами, подобными Herman"s Hermits - дешевыми и коммерческими, такими, которые могли бы иметь успех на Carson show. Даже Beatles имели вид самодовольных пай-мальчиков... по крайней мере это так выглядело в те дни. Казалось особенно смелым брать нечто столь экзотическое, как Американская негритянская музыка, и преобразовывать это в своего рода Британский R&B, как это делали Stones. Этим занимались еще несколько групп, таких как Animals и даже Manfred Mann, только в меньшей степени. Ну а были и настоящие волшебники, подобно Graham Bond Organization с Jack Bruce, Ginger Baker, и Dick Heckstall-Smith, бравшие больше от джаза.

THIS WAS (1968)
Jethro Tull начал развиваться в период бума "purist blues", идея которого состояла в том, чтобы играть городской блюз более обычным, традицоинным способом. Fleetwood Mac, Aynsley Dunbar, и John Mayall довольно серьезно, можно даже сказать - по-миссионерски относились к блюзу. Наша группа была более нестандартной.

Мы были непослушные парни; мы не очень серьезно относились к тому, что играли, хотя это все еще можно было назвать блюзом. Мы в основном играли кантри-блюз, более акустический и мелодичный.

Однако довольно скоро я стал неудовлетворен тем, что мы делали. Я понял, что нашу музыку тяжело играть на сцене и вообще она сильно смахивала на негритянский блюз. Что действительно задевало меня,- это то, что я исполнял что-то, что было, по существу, украдено. И украдена была не только музыка, но и чьи-то эмоции и мысли, как будто мы сами были "черными".

Мы попросили Mick Abrahams оставить группу, в значительной степени из-за его нежелания играть больше чем три ночи в неделю или дальше чем за 200 миль от Luton, а также еще потому что он был очень однообразен как музыкант.

Это все послужило хорошим отправным пунктом для того, чтобы я смог найти свою собственную музыку, полностью далекую от блюза.

STAND UP (1969)
"Christmas Song", записанная сразу после того, как Mick оставил группу, была для меня чем-то вроде крещения огнем. Впервые я сам работал в студии над созданием записи - без продюсера, только я и инженер. Эта песня (одна из моих любимых) для меня имеет большое значение, мне очень сильно хотелось в ней что-то выразить. David Palmer придал ей немного классическое, истинно английское струнное звучание, которое впоследствие сделало его знаменитым.

"Christmas Song" вдохновила меня на написание действительно достойного материала для альбома, который был уже далек от блюза и имел новое звучание. Я отправился на поиски разных эксцентрических инструментов, вроде балалайки в "Fat Man". Поскольку флейта не была основным инструментом, который бы сформировал звучание группы, я где-то в это же время снова купил гитару. Мой "немного странный эксцентрический акустический стиль" - это только то, что я наигрывал при написании песен. Я колебался в выборе инструментов, но в это время на меня повлияли первые несколько альбомов Bob Dylan (которые я сначала не воспринял) и, конечно, английские фолк-исполнители, подобно Roy Harper и Bert Jansch.

BENEFIT (1970)
Мы записали этот альбом после того, как совершили три американских турне и в спешном порядке уехали оттуда. Опыт, который мы там получили, заставил нас вернуться обратно.

В New York"s Fillmore East было все в порядке; это была ситуация "концерта с сидящей аудиторией". Но Fillmore West в San Francisco действительно разочаровал меня. Я не был подготовлен к людям со свернутыми мозгами, теряющим сознание прямо в зале и танцующим вокруг подобного лунатикам. Мне не нравились стробоскопы, все время бьющие в лицо, эта хипповская мишура..., я НЕНАВИДЕЛ хиппи. Любовь и мир, власть цветов, орешки да ягодки - это было подобно ритуалу; и если вы не участвовали в нем, вы были чужими среди них. Правда, люди, видевшие меня носящимся по сцене, думали, что я принимал все наркотики, что есть под солнцем. И независимо от того, сколько раз я вежливо повторял: "нет, спасибо, я не хочу присоединяться к вам", они говорили, "Да ну, парень, давай..." Я не был невежливым и не сердился, я сдерживал себя; их эмоции были эмоциями поколения, к которому я чувствовал отчуждение, что собственно и отразилось на Benefit.

Этот альбом был попыткой увидеть, осталась ли возможность создать что-то новое после тяжелых риффов Led Zeppelin / Mountain sense. Он не содержит сильных вещей. Многие из моих песен того времени не имели ничего общего со мной, потому что я все-таки был недоволен тем, что я делал. Я становился "рок-звездой" и наслаждася этим, но я не был ей. Это было отвратительное время. Я тогда был очень близок к отказу от всего.

AQUALUNG (1971)
В Aqualung есть некоторый юмор, и я думаю, что этот альбом лучше, чем Benefit. Не поймите меня неправильно, просто у меня много любимых песен того периода: "Aqualung", "Locomotive Breath", "Cross-Eyed Mary". Некоторые из акустических песен в Aqualung, подобно "Wond"ring Aloud", все еще очень много значат для меня. Даже Benefit имеет одну или две неплохие вещи. Но я не чувствую себя уверенным относительно полноты содержания этих альбомов или их звучания, что тоже является немаловажным.

Вообще запись альбома в целом дает хороший опыт; и не должна иметь только отрицательные последствия.
В то время мы были непопулярны в Англии, в стороне от моды (а были ли мы вообще когда-нибудь в моде?) Но вот мы начали headlining-турне по Америке. Yes были у нас "на разогреве", и они заставили нас работать в поте лица. У них все было отполировано до блеска; хотя и с перебором в применении тамбуринов... и льющимися отовсюду миром и любовью от Jon Anderson, - но все-таки это была тогда очень сильная группа. Мы также играли с Led Zeppelin и иногда нам удавалось "сделать их", но как писали в прессе - только потому, что Led Zeppelin иногда отменяли свои вечерние концерты, когда они были в плохом настроении. Когда это публиковалось, мы выглядели полными идиотами.

THICK AS A BRICK (1972)
Thick as a Brick стал радостным освобождением от традиции блюза или рок-н-ролла или чего-то в этом роде. Мы думали, что, так как люди теперь начали замечать нас, мы будем выпускать по альбому в год, прежде, чем мы снова скатимся вниз. Именно поэтому это было настолько сверхъестественно: мы вышли в сиянии славы с каким-то смехотворным альбомом со смешной обложкой, полным комплексов, абстрактных и противоречивых идей, - как мы считали, последним альбомом, который мы когда-либо делали, но, так или иначе, ведь надо было что-то делать.

Альбом начался с небольшой акустической песни. Затем мы позволили ему развиваться естественным путем, всем составом делая небольшие импровизированные вставки то здесь, то там:

Тем не менее, я с особой страстью относился к исполнению акустических партий в этом альбоме. Я в свое время был очень разочарован тяжелым рок-н-роллом, и выступлением с подобной музыкой перед аудиторией, которая не хотела слышать что-нибудь другое. Я ведь был не очень силен в этом, и никогда не считал себя исполнителем тяжелой музыки.

К моему изумлению, альбом стал большим хитом. Это поставило нас в затруднительное положение: "хорошо, а что же мы будем делать дальше?"

LIVING IN THE PAST (1972)
На этом этапе группа была очень "ходовой", по крайней мере в Америке. Это всегда возбуждает людей, когда они обнаруживают новую группу. И когда выясняется, что она уже сделала пару записей, они мчатся в магазин и скупают все подряд. Они гордятся: "я нашел эту группу". И люди поступали так относительно нашей музыки, так что это время нам показалось подходящим для того, чтобы издать все записи, не вошедшие в предыдущие альбомы.

A PASSION PLAY (1973)
Этот альбом появился в тяжелый период, когда у нас были некоторые проблемы с налогами. Мы пробовали развивать дальше тему Thick as a Brick, но из этого ничего не вышло, в значительной степени из-за технических проблем работы в зарубежной студии. Надо учесть еще тот факт, что каждый из нас был эмоционально неуравновешен, и подобное чувство перемешивалоcь с растратой денег и попыткой спрятать их в Швейцарских банках, что является в некоторой степени незаконным.

Приблизительно в это время "внезапно" обнаружилось множество поэтов, которые якобы оказали на меня влияние. Единственный, который приходит все время на ум - я даже не могу припомнить, кто именно - всегда поражал меня своей странностью, просто потому, что я всегда думал, что это был всего лишь известный игрок в гольф. Я всегда ненавидел поэзию и никогда не копался в ней.

Само собой, что все мои идеи, мелодии и стихи будут на что-нибудь похожи, но меня действительно не волнует это.
Меня достаточно сильно беспокоит тема плагиата, но не до такой степени, чтобы ударяться в углубленное изучение литературы, поэзии или даже народной музыки.

WARCHILD (1974)
Начиная с этого альбома, мы стали более последовательными как музыканты: не в плане профессионального владения инструментами, а в достижении цельного звучания композиций. Наш ранний материал - очаровательно нестройный и небрежный, несколько сентиментальный, и это придает ему определенное обаяние.

Warchild было приятно записывать, к тому же, этот альбом соответствовал нашим жизненным позициям.

Руководитель струнной секции Patrick Halling был нашим "наставником", он играл в оркестрах и выступал как сессионный исполнитель легкой музыки. Он нашел для нас струнный квартет и проконтролировал, чтобы музыканты исполнили все в лучшем виде, особенно на "Bungle in the Jungle" и "The Third Hoorah". Немногие из подобных музыкантов имеют чувство ритма, и они как правило не отличаются особым уважением к рок-музыкантам. Я не люблю огромные оркестры. Я предпочитаю группы от четырех до двенадцати человек, исполняющих хорошие партии - подобные красивому звучанию "Eleanor Rigby".

MINSTREL IN THE GALLERY (1975)
Когда пришло время для турне с Warchild и этим альбомом, мы должны были найти струнный квартет, который согласился бы с нами поехать.

И тут меня осенила идея привлечь для этой цели женщин, вместо парней, которые могли бы стереть индивидуальность группы.

Мы заполучили четырех уродливейших женщин, которых только смогли найти, и одели их в ужасающие парики и бархатные платья. Конечно, у этих четырех представительниц женского пола было преимущество приблизительно 3 к 1,потому что в любое время по крайней мере у одной из них был так называемый "ее период", и она находилась в паршивом настроении и раздражала других, и так продолжалось постоянно. Особенно, если учесть, что все они считали себя довольно сексуальными; двое из них преследовали меня, но я ни за что не соглашался спать вместе с ними. Менее стойкие члены группы уступили их "ночному обаянию" и потом долго сожалели об этом. Я думаю, что John Evans "имел" каждую из них. Это привело к тому, что в середине турне по Америке прибыли их мужья с намерением убить его. После двух или трех турне мы подумали: "хммм, давайте-ка лучше отдадим синтезатор David Palmer и возьмем его с собой вместо Evans".

Большую часть Minstrel мы записали в Европе в передвижной студии, когда довольно много времени проводили в поездках. Я думаю, что это ощущение постоянной дислокации отразилось на записи, особенно на второй стороне альбома.

TOO OLD TO ROCK "N" ROLL: TOO YOUNG TO DIE! (1976)
Замысел этого альбома начался с идеи театральной постановки; David Palmer всегда хотел сделать что-то в этом роде. Я придумал персонаж, старомодно одетый и несовременный, упорно сопротивляющийся моде и затем внезапно оказывающийся снова на гребне волны. Это были размышления о циклической природе моды, и было немного странно, когда почти сразу после выхода альбома в Англии проявились все те группы, носящие узкие брюки, туфли на каблуках - все то, что носил мой персонаж из альбома.

Как только были написаны музыка и слова, мы оформили их в альбом Jethro Tull, что, вероятно, было не очень хорошей идеей. Не так уж приятно, когда о тебе говорят, что ты "слишком стар для рок-н-ролла". Сколько раз мне задавали вопрос: "Действительно ли Вы слишком стары для рок-н-ролла?", столько же раз я отвечал, что это не автобиографический альбом. Я знал, что мне будут задавать вопросы такого рода, но не ожидал, что это будут делать в каждом интервью в течение следующих пяти лет.

SONGS FROM THE WOOD (1977)
Когда я серьезно увлекся одной женщиной, которая впоследствие стала моей женой, мы решили купить дом в Англии где-нибудь в сельской местности. Мне всегда хотелось это сделать, но только тогда, когда у меня будет женщина, с которой я мог бы все разделять, и в тот момент я как раз почувствовал, что пришло время завести семью. Однако, эти песни были написаны не сидя дома возле счастливого семейного очага, а в такси и самолетах, и в гостиницах по всей Америке. Когда вы сидите в одиночестве, в самом обычном гостиничном номере, вам так не хочется писать что-нибудь об этом. И вы начинаете оценивать свою жизнь - кто вы, где вы живете, окружающих вас людей - и вы пишете песни о том, откуда вы прибыли и куда вы вернетесь.

Я думаю, что единственная песня, которую я написал дома в студии за одну долгую ночь, была "Fires at Midnight", а также "Jack-in-the-Green" , которую я написал за день до того, как мы начали сводить альбом. Я написал ее за час перед отъездом в студию и сам сыграл партии всех инструментов.

HEAVY HORSES (1978)
Этот альбом содержит одну из моих немногих сознательных ссылок на одного из поэтов, а именно на Robert Burns, довольно надоедливого со своими кукурузными полями, но замечательного своим диалектом Шотландских долин. Он написал поэму под названием "Ode to a Mouse" о фермере, который пахал свою землю и случайно разрушил гнездо полевой мыши, и о том, как он приносит извинения этой мыши... с таким изумительным, нежным чувством... Моя интерпретация этой идеи - "One Brown Mouse". Мне нравится некоторая связь этого альбома с Songs from the Wood и Stormwatch. Песни - как бы... "лесные", с небольшими вкраплениями фольклора. Heavy Horses более мрачный и угрюмый, взять те же "Acres Wild" и " Rover", но я думаю, что этот альбом имеет и более сильные песни, по крайней мере, песня с одноименным названием. А дальше...

STORMWATCH (1979)
...завершает трилогию. Здесь еще больше стихии, но в лирике нет деревенских мотивов; она более социально-ориентирована.

В середине работы над Stormwatch John Glascock неожиданно тяжело заболел и затем умер. Это был последний альбом с таким составом группы (Evans, Glascock, Palmer, Martin Barre, и Barriemore Barlow). Я думаю, что в этом альбоме Barrie Barlow играл лучше, чем когда-либо, отчасти потому, что я подыгрывал на бас-гитаре. Нам никогда не удавалось сделать вместе что-то очень хорошее, я никогда не считал его хорошим барабанщиком. Но так как я исполнял партию баса, мы ДОЛЖНЫ БЫЛИ работать вместе, и я думаю, что мы преуспели.

Это - один из альбомов, которые мне действительно нравится, особенно "Elegy", написанная David Palmer. Здесь я исполнял партию на solid silver флейте, потому что хотел добиться наилучшего звучания, которого только смог бы. Я никогда не думал о себе непосредственно как о мастере игры на флейте, хотя я люблю на ней играть. У меня есть много этих дешевых, противных флейт, сделанных известным американским производителем, который к тому же не позволяет мне покупать их оптом. Они не очень хороши, но я купил их достаточное количество в то время, когда имел обыкновение ломать их чаще, чем я это делаю сейчас, и у меня с тех пор еще немного оставалось.

"A" (1980)
"A" был записан Jethro Tull по требованию компании звукозаписи и против моего желания; первоначально он был задуман как мой сольный альбом. "A" продолжил то, что было начато в Stormwatch. Но этот альбом был в гораздо большей степени электронный и злободневный. В нем отразилось то, что я слушал по радио, то, о чем я читал в утренних газетах; я писал о текущем дне и репетировал с теми случайными людьми, которые на тот день составляли мою группу.

Альбом был записан очень быстро в ужасающей атмосфере, среди людей, играющих вместе и одновременно оспаривающих способности друг друга. Но мне все это нравилось. Не понравилось мне только заканчивать его и сводить, потому что я был озабочен одним - можно ли это назвать альбомом Jethro Tull. Хотя, фактически, запиcывать "A" было здорово.

THE BROADSWORD AND THE BEAST (1982)
Мы попытались вернуть некий романтический элемент сказки, который отсутствовал в последнем альбоме (или двух), но так, чтобы он не был слишком причудливым или эльфо-подобным. Этот альбом - удачный баланс между различными вещами, которые я исполнил за эти годы.

Каждый альбом, который мы сейчас выпускаем, может стать последним. (Я говорил это, начиная со времен Benefit, не так ли?) Мы записали приблизительно 20 песен и дали продюсеру Paul Samwell-Smith и компании звукозаписи большую свободу в выборе песен. Заключительное решение должно было оставаться за мной, но я не хотел слишком уж настаивать на своем мнении в составлении альбома, который, как предполагалось, должен был переопределить то, чем Jethro Tull был и чем он стал.

А напротив нас сидит уникальный музыкант, удивительный флейтист, перевернувший представление многих людей о роке и о том, каким он может быть. Когда слышишь его голос в телефонной трубке, он выдает умного собеседника и внимательного слушателя. Встреча с Сумасшедшим Флейтистом доказала: Иэн Андерсон - еще и невероятно открытый и артистичный человек. По словам организатора концерта - Александра Чепарухина - это один из немногих музыкантов, с которым было приятно общаться и работать, планируя нынешние концерты Jethro Tull в Москве. Иэн артистичен и обладает прекрасным чувством юмора; отвечая на вопросы, которые явно набили ему за много лет оскомину, он старался разнообразить диалог, вставляя в ответы веселые истории и подыгрывая себе на флейте.
Вашему вниманию предлагается транскрипт пресс-конференции музыканта...

Иэн, Вы являетесь автором практически всего музыкального материала группы Jethro Tull. В то же время, один из лучших альбомов группы - "Thick As A Brick" - написан 11-летним вундеркиндом. Часть источников утверждает, что это - не более чем шутка. Проясните ситуацию.

Jan Anderson : - Начнем с того, что ему было 12 лет. Примерно 50 процентов слушателей поверили, что этот человек существует на самом деле. Вторая половина поняла, что я просто так немножко поиграл. На самом деле, "Thick As A Brick" - это была такая сатира на концептуальный альбом. Никто и не предполагал, что это было серьезно. Но примерно половина людей поверила. И перед этими людьми я хотел бы сегодня извиниться.

Jan Anderson : - Мы начнем с хита группы Doors , продолжим песнями Led Zeppelin ... На самом деле, это будет такой коллаж из преимущественно очень старых вещей, однако мы сыграем несколько песен с нового альбома.

Звуки.Ru : - Мы уже знаем, что на концерте Вы будете играть "Aqualang" , но будете ли вы исполнять Teacher? Это довольно редкая вещь...

Jan Anderson : - Мы никогда не исполняем эту вещь на концертах. Дело в нашем менеджере, который основал свою группу: он убежден, что мы написали эту песню о нем. На самом деле, эта песня - не о нем, но это породило несколько неприятную и деликатную ситуацию между нами. Тем не менее, я готов напеть ее специально для Вас (напевает ).

Ваш первый альбом вышел с опечаткой Jetro Toe - Вы подавали в суд?

Jan Anderson : - Нет, потому что тираж был отозван, и продано было всего, может быть, 200 копий этого сингла. Я думаю, это они нарочно так ошиблись, решили подшутить над нами: это было самое начало нашей карьеры. Эта пластинка - мечта коллекционеров.

30 лет назад Вы написали композицию "Too Old To Rock-N-Roll, Too Young To Die" . Уже тогда вы понимали, что средний возраст рокера меньше, чем возраст обычного человека. Что вы сейчас думаете о возрастном цензе в рок-музыке, и считаете ли вы роком то, что играете сейчас?

Jan Anderson : - Я не думаю, что Jethro Tull - рок-группа, в том смысле, в каком рок-группами считаются Rolling Stones и Motorhead . Наша музыка - это вводящая людей в заблуждение смесь различных жанров. Она вводит в заблуждение всех - особенно журналистов. Но это и хорошо, потому что это и меня самого вводит в заблуждение.

В таком случае, как бы Вы сами охарактеризовали стиль, в котором играет группа?

Jan Anderson : - Это фолк-рок, арт-рок, прогрессив-рок, классик-рок, никогда-не-умирающий-рок... понимаете, люди называют это роком, но я-то - акустический музыкант: я играю на флейте и мандолине, на акустической гитаре... а сзади меня стоят громкие ребята с гитарами и барабанами, которые играют рок. И на самом деле, наша музыка - смесь акустической музыки с роком. И вообще основное влияние на меня оказали фольклорные культуры многих стран. В этой связи, следующий возможный вопрос - повлияет ли на меня музыка, которую я услышу здесь, в России. И ответ - наверное, да. Но, наверно, не в ближайшее время, потому что я только что закончил писать музыку для нашего следующего альбома. Однако у меня есть хорошая пьеса, которая посвящена вашему политику Борису Ельцину - "Boris Dancing" . О, прекрасный Борис: он танцевал так потому, что у него было три ноги!

Jan Anderson : - Да, совершенно верно, это североамериканская пума, большая дикая кошка. Но это - леди-пума, самка.Она не такая большая и страшная, как самец пумы. Так что предел моего бесстрашия - это леди-пума или что-нибудь поменьше. От всего, что больше по размеру, я стараюсь держаться в стороне. На самом деле, это была не моя пума - я посещал питомник, в котором содержались дикие кошки, попавшие туда в результате незаконной транспортировки, либо содержания нелегально в неволе, а также были доставлены из притонов по нелегальной торговле шкурами и шерстью. Я это делаю в рамках своей благотворительной программы. У нас такая ситуация: Элтон Джон , к примеру, заботится обо всех, у кого СПИД, Стинг - о тропических лесах... а я вот забочусь о маленьких кисках. Это ничего не говорит о том, хороший я человек, или плохой: это говорит о том, что я - немного странный.

Все мы любим пластинки Jethro Tull, но у Вас ведь совершенно великолепные сольные записи - Вы планируете выпустить новый диск?

Jan Anderson : - Да, я только что записал 12 песен с нового альбома. Мне еще нужно записать парочку - не на следующей неделе, а через недельку-другую. Потом я должен буду все это смикшировать - и готово. Мы также недавно записали новый альбом Jethro Tull, и в мае я буду заниматься его микшированием. Выход обоих альбомов намечен на сентябрь-ноябрь этого года.

Есть такая легенда, что когда-то в Ваши юные годы, когда Вы уходили из дома, отец подарил вам свою старую вещь - кажется, это было пальто. Оно сохранилось?

Jan Anderson : - Это была старая куртка. Потеряна, к сожалению. В 1969 году, когда мы играли в Чикаго, она таинственно исчезла. Кажется, ее cпер Роберт Плант. Мы тогда разогревали Led Zeppelin - и вот в их-то гримерке это и произошло. Я был очень-очень зол, потому что это была единственная вещь, которая досталась мне от отца, - да к тому же, зима была очень холодной. Не то, чтобы это был именно Роберт Плант.. возможно, кто-то из его тех. персонала.

Какой самый непостижимый и желанный для Вас инструмент?

Jan Anderson : - Я полагаю, таким инструментом можно назвать очень старую гитару с нейлоновыми струнами. У меня дома есть коллекция гитар Мартинз середины девятнадцатого века. У меня много этих гитар дома, но я никогда на них не играл, потому что у них очень деликатный, очень классический звук. Но я начал использовать одну из них два месяца назад - на своем сольном альбоме. И сейчас фирма Мартин решила выпустить ограниченным тиражом - 200 гитар - копию такой гитары, одна из которых у меня имеется. Эти гитары будут точными копиями гитары, произведенной в 1880 году. Так что если здесь есть примерно 200 человек, у которых найдется примерно по 6 тысяч долларов за гитару - пожалуйста, передайте ваши имена мне, а я передам их фирме Мартин. Но я за свою платить не намерен.

В проходе появляется армянский фанат Jethro Tull. Он выражает восторг по поводу того, что видит своего кумира: "это - просто мечта!" На что Андерсон с легкостью парирует: "Это не мечта, это - галлюцинация". Пожать руку Иэну не удаcтся - у музыканта провреждена кисть, и приходится использовать вместо этого локоть, стукаясь им с другом. "Эскимосы трутся носами, Элтон Джон трется... ну, я не буду говорть, чем"...а я вот стукаюсь локтями, - говорит Андерсон, и продолжает:

Jan Anderson : - Как-то я встретил Элтона Джона на рождественской вечеринке у Стинга. Я не уверен, но мне кажется, что я не гомик. И когда Элтон сказал "привет", я решил не рисковать. Ведь я увидел, как он обнимает незнакомых мужиков и целует их в губы... Поэтому для Элтона я изменил своей обычной привычке, и, подойдя к нему, сказал (демонстрирует далеко протянутую кисть и очень далеко отклоняется): "О, привет, Элтон! Очень рад Вас видеть" . Кстати, дружок Элтона - весьма приятный человек.

Каждый год группа дает много концертов, и среди коллекционеров гуляет куча бутлегов c этих концертов. Как вы относитесь к ним?

Jan Anderson : - С бутлегами у меня никогда не было проблем - даже дома у меня хранится парочка таких записей, в том числе и с того памятного концерта в Чикаго, когда у меня украли куртку. С бутлегами у меня проблем нет - зато с пиратами у меня отвратительные отношения: это, если вы в курсе, те, кто производит незаконный выпуск официально записанных альбомов. Во-первых, за пиратскую запись никто не получает денег. Композитор - не получает денег, издатель не получает денег, лейбл, имеющий официальные права на выпуск альбома, не получает денег... то есть денег мы все не получаем, но мы хорошие парни, потому что налоги-то платим. И получается, что пираты обкрадывают не только нас, но и тех, кто учится в школах, лечится в больницах и вообще получает пользу от государства. Таким образом, пиратские записи наносят вред вам и вашим детям. Так что покупайте альбомы у тех людей, которые являются честными гражданами, и платят налоги. Это - конец сегодняшнего урока.

Кого из современных поп-исполнителей последнего десятилетия Вы бы выделили?

Jan Anderson : - Если бы вы спросили меня об этом в 60-х годах, когда я был тинейджером, я бы почесал голову и ответил: "да я, в общем-то, никого и не знаю". Сейчас мне - 55 лет, и я до сих пор не могу ответить на этот вопрос. Я никогда не любил поп-музыку. Я рос на черном американском блюзе, на кельтской фолк-музыке, на классике, джазе... так что я не тот человек, которого стоит об этом спрашивать.

Если бы Вам вдруг надоела та музыка, которой вы сейчас занимаетесь - что бы вы предпочли: совсем бросить занятия музыкой, или стать ди-джеем?

Jan Anderson : - Я думаю, я бы стал политиком, потому что мне кажется, что я это сделаю лучше, чем это делают Тони Блэр и Джордж Буш. И я, наш барабанщик, который сейчас летит из Америки, - оба испытвапем стыд за участие наших стран в войне.

Меня зовут Генри Шеппард. Мой отец, мой дед и я росли на Вашей музыке. Но в Ваших новых альбомах используется много электроники. Вам не стыдно за них? Мы просто откладываем их всторонку и никогда не слушаем.

Jan Anderson : - В современной музыке произошли два очень важных исторических изменения. Первый произошел в 50-х и 60-х годах, когда появились электрогитары, полностью изменившие лицо поп- и рок-музыки. Это были годы, когда родились гитары "Fender Stratocaster" и "Gibson". А для клавишных это, конечно, был Hammond-орган. В течение последующих лет это были те инструменты, на которых играли все музыканты поголовно. В 81-92-х годах родилась новая революция - появились новые инструменты: компьютеры и продвинутые синтезаторы, с их сэмплерами и секвенсорами. Перед нами стоял очень простой выбор: либо мы осваиваем новые технологии и развиваемся, либо отвергаем их остаемся в прошлом. И нам казалось, что очень важно - понять эту технологию и попробовать использовать ее в нашей музыке. И - да, мы облажались. Но все-таки мы используем эту технологию и далее. Секвенсоры, компьютеры, цифровая запись - это часть моей повседневной работы. Но мы научились использовать новые технологии в серьезной и ответственной манере, и сейчас Jethro Tull работает, преимущественно, со старомодными инструментами. Но наши записи проходят компьютерную обработку. И сейчас, если мой барабанщик играет вперед на десять милисекунд, я всегда могу "вернуть" его назад. Но это - наш с вами секрет. Пожалуйста, не говорите ему об этолм, а то он будет голодать неделю. Что, в принципе, ему бы не повредило...

Ваш последний студийный альбом выходил под логотипом J.Tull . И потом, в интервью немецкому журналу, Вы обмолвились, что невозможно было придумать более идиотского названия для группы, чем имя изобретателя автоматической сеялки. Вы действительно так думаете?

Jan Anderson : - Вы знаете, я очень плохо изучал историю, и не знал, что наш агент назвал группу в честь средневекового изобретателя сеялки. Та часть, которая TULL, - мне нравится, это сильное название, это имя плохого парня из следующей бондианы, или межпланетного бойца в следующей серии "Звездных войн". Но JETHRO - звучит как имя деревенского дурачка. Jethro is bad, Tull is good. Но группа называется так - ничего не поделаешь.

Изучаете ли вы культуру и музыку стран, которые вы посещаете?

Jan Anderson : - Прежде всего, я изучаю карты. Преимущество компьютерной эры состоит в том, что я могу посмотреть на компьютере все: названия улиц, отелей, ресторанов и клубов. После того как все спланировано, я иду и покупаю путеводитель. таким образом, я знаю названия трех лучших индийских ресторанов в Москве. Но поскольку они не являются нашими спонсорами, я вам их не назову.

Вас считают неординарным и несколько даже странным человеком. Это - продуманный образ, или импровизация, как и визит в Москву?

Jan Anderson : - Что видите - то и имеете. На самом деле, я - хороший политик. Я знаю, что "обойти" вопрос неудобный вопрос достаточно легко. На вопрос об электронной музыке ведь проще всего ответить: "да пошел ты!" Но я также знаю, что хороший политик также может быть и честным человеком, и я стараюсь быть честен. Надеюсь, что то, что вы видите - это я и есть. Я не думаю, что я странен, но, безусловно, я не соответствую образу звезды рок-н-ролла.
Я каждое утро встаю в 7 утра. Настоящая рок-звезда в это время только ложится спать. Я пью свою вторую чашку декофеинированного кофе в 7.30. А настоящий рок-музыкант отрубается после дозы кокаина или героина, находясь на грани жизни и смерти - это обычная рок-н-ролльная жизнь. Но я не играю в гольф, я не рыбачу... я, на самом деле, очень скучный человек. Я, пожалуй, самый скучный человек из тех, что играют музыку, потому что я просто ее играю. И музыка - это моя работа, мое хобби, моя страсть. И я почему-то не думаю, что мне нужно жить в стиле рок-н-ролла. Так что в основном я, конечно, фальшивый. Я - хуже, чем фальшивый "Роллекс". Если вы увидите моего сына (он настраивает нашу аппаратуру), то вы увидите у него на руке огромный фальшивый "Роллекс". так вот, когда он собирался в Москву, он меня спрашивал: "Может, оставить часы дома? Украдут ведь!" Я ему говорю: "Ты что, это же фальшивый Ролелкс!" А он на это: "Да, но он же выглядит ТАК натурально!" Так что если увидите у него на руке часы - имейте в виду: фальшивка.

В Вашей музыке отчетливо прослеживаются сказочные мотивы. С кем из сказочных персонажей Вы себя ассоциируете?

Jan Anderson : - Не то, чтобы я верю в сказки или готов себя с ними ассоциировать, но у меня огромный интерес к сказкам и мифологии. Они оказывают огромное влияние на нашу культуру на протяжении веков. Важно признавать историю, извлекать из нее уроки. Кстати, мне было очень интересно узнать, что Кришна, к примеру, играл на флейте, стоя на одной ноге. Об этом я узнал в Бомбее, когда один журналист с гневом спросил меня, почему я высмеиваю их религию. Я сначала не понял, в чем дело, говорю - "объясните". И он мне показал изображение Кришны, играющего стоящего на одной ноге с флейтой. Я не смог ответить ничего, кроме "это - странное совпадение". Но самое интересное, что после этого я нашел изображения североамериканских богов, которые тоже стояли на одной ноге! То есть эти ребята делали то же, что делаю я, пять тысяч лет назад! Наверно, EMI Records были бы очень расстроены, что им не удалось подписать с ними контракт... Но у всех этих богов-флейтистов есть одно общее качество: они играли на флейте как на инструменте соблазнения, чтобы завлекать молоденьких девушек. Кришна в этой области был особенно успешен. Со мной это не очень хорошо работает, хотя у меня еще есть время.

Известно, что при работе над одним из ваших альбомов вы сменили студию, и высказывали недовольство записью, отказавшись от гонораров...

Jan Anderson : - На самом деле, это была неплохая музыка, но технические стандарты студии не позволяли нам нормально это записать. Однако мы все-таки издали запись, чтобы удовлетворить самых чокнутых фанатов. Я тогда решил, что все авторские гонорары отдам на благотворительность. Таким образом, кошечки благодарят вас за то, что вы купили этот альбом... если, конечно это - не пиратская запись.

Правда ли то, что в благодарность за то, что Вы приняли участие в записи альбома Blackmore"s Night , Ричи Блэкмор подарил Вам пистолет, и если это правда - есть ли у Вас объяснение этого странного подарка?

Jan Anderson : - Обычно, когда я принимаю участие в чьих-нибудь записях, я делаю это не из-за денег а потому, что уважаю музыкантов, - вне зависимости от того, молодые это музыканты, или известные. Я просто люблю музыку. И Ричи это знал. Вместо денег он решил сделать мне подарок. Но у ричи очень странное чувство юмора. Он знал, что если он пошлет мне пистолет, я буду арестован за нелегальное хранение огнестрельного оружия. Но он не был в курсе, что я - зарегистрированный продавец оружия, и имею право импортировать его откуда угодно. Так что я получил пистолет, поблагодарил Ричи - и этот пистолет у меня все еще где-то заперт. Но моя карьера стрелка в Англии закончена, потому что ужесточились законы. Правда, я и так никогда не стрелял по животным - я стреляю по мишеням. Мне это занятие кажется расслабляющим и одновременно дисциплинирующим. Однако сейчас единственная стрельба, которая мне доступна, - это стрельба фотокамерой.

В декабре 68 года с вами играл на гитаре c Тони Йоми . Как он попал в первый состав Jethro Tull, и мог бы он стать членом группы?

Jan Anderson : - Тони Йоми уже тогда играл с музыкантами, которые позже стали называть себя Black Sabbath . Он приходил к нам в студию, где мы устраивали что-то вроде джема, и мы действительно обсуждали его возможное участие в качестве гитариста Jethro Tull. Однако его стиль игры на гитаре и наш стиль были несочетаемы. Но когда мы нуждались в гитаристе, мы пригласили Тони, потому что он был нашим другом. Так что он играл с нами буквально один раз. Я думаю, что он сделал правильный выбор, пойдя в Black Sabbath, потому что это - очень важная группа. И после огромного коммерческого успеха Оззи Осборна в "Семейке Осборнов" на MTV все, думаю, осознали, насколько важной была группа Black Sabbath и ее послание в мир... Как-то роковый магазин "Терран" попросил меня вручить премию за вклад в развитие музыки - и я был чрезвычайно рад вручить эту премию Тони. использовал эту возможность, чтобы покопаться в его шевелюре, проверив ее на натуральность. А то, может, она у него - как у Ричи Блэкмора... Но я убедился, что это - натуральные волосы, что меня очень сильно огорчило.

Вы сказали, что очень уважительно относитесь к классической музыке, однако много лет назад Вы сделали очень неожиданный ход, записав версию Баха для God Rest . Что это было - дань уважения, или такая усмешка?

Jan Anderson : - И то, и другое. На самом деле, если ты ответственен и обладаешь чувством музыки, ты можешь это с легкостью совмещать. Я могу играть это традиционно (берет флейту и исполняет)... а можно джазу подбавить (показывает)... а можно и так... (аплодисменты в зале). Думаю, что Бах, который был величайшим из мировых импровизаторов, одобрил бы мою версию. Мне хочется так думать. Но, возможно, я и неправ.

Пионер и король флейты в рок-музыке, современный менестрель, имеющий привычку играть на одной ноге и бессменный лидер культовой команды "Jethro Tull " – вот какие эпитеты первым делом приходят в голову при упоминании имени Яна Андерсона. Все это конечно верно, но, пожалуй, к оглашенному списку стоит добавить умение музыканта играть и на множестве других инструментов, обладание хорошо узнаваемым голосом, и помимо ведения дел группы выпуск сольных альбомов и пребывание в гостях у других артистов. Младший из трех детей в семье Андерсонов, Ян родился в Данфермлайне 10 августа 1947 года. Среднюю школу он заканчивал в Эдинбурге, а в 1959-м вместе с семьей переехал в Блэкпул, где перед тем как заняться музыкой посещал местную школу искусств. Трудовую жизнь Ян начал еще подростком – сначала он работал помощником продавца в магазине "Lewis", а затем разносил газеты.

По утверждению музыканта, как раз второй период и повлиял на его желание собрать свою команду, поскольку во время ланч-брейков он любил почитывать "Melody Maker" и "New Musical Express". Первая группа у Андерсона появилась в 1963 году – это был соул-блюз-бэнд "The Blades", в котором он пел и играл на губной гармошке. Как и многие другие сверстники, Ян пробовал освоить и электрогитару, но, поняв, что второго Клэптона из него не выйдет, отставил затею и поменял этот инструмент на флейту.

Всего через несколько недель практики он обнаружил, что может хорошо играть на ней как рок, так и блюз, а спустя еще несколько месяцев его успехи на новом поприще оказались запечатлены на первом джетроталл овском альбоме "This Was". Кстати, гитару Ян не забросил, и впоследствии просто предпочитал использовать акустический вариант, также постепенно вводя в свой музыкальный арсенал и другие инструменты: саксофон, мандолину, клавишные и т.д. Интересно, что фирменная стойка появилась у него случайно: хотя на первых порах он делал ее для баланса между микрофоном и гармоникой, какой-то журналист написал, что тот, стоя на одной ноге, играет на флейте. Ян решил взять слова незадачливого писаки на вооружение, и, не без труда попрактиковавшись, создал такой знакомый до боли всем образ. Свой первый сольник Андерсон планировал выпустить еще в 1980 году, однако по просьбе лейбла для предотвращения падения продаж альбом "A" вышел под маркой "Jethro Tull ".

Автономный дебют музыканта состоялся на несколько лет позже, когда в содружестве с клавишником "Eurythmics " Питером-Джоном Ветессе был записан диск "Walk Into Light", отличавшийся от прог-фолкового андерсоновского прошлого обилием восьмидесятнической синтетики (которой, кстати, грешили и "талловские " работы того же периода).

Куда более серьезным получился у Яна второй сольник – на чисто инструментальном "Divinities - Twelve Dances With God" доминировала классика, смешанная с различными народными мотивами (индийскими, кельтскими, испанскими, африканскими). Работа очень порадовала джетро фанов, а в классических чартах "Billboard" ей досталось первое место. Диск "The Secret Language Of Birds" также оказался акустическим и в нем опять использовалась этника, но вместе с тем на этом альбоме Андерсон вернулся к песенному формату. Со временем разница между сольниками Яна и дисками его основной группы стала незаметна, и в 2003 году критики поставили в один ряд автономный "Rupi"s Dance" и "талловский " "Christmas Album". Спустя пару лет музыкант соединил обе стороны своего творчества в концертной программе "Ian Anderson Plays The Orchestral Jethro Tull", которую записал вместе оркестром "Neue Philharmonie Frankfurt".

Имена "Ian Anderson" и "Jethro Tull " вместе находились и на следующей пластинке, однако сиквел к семидесятническому шедевру "Thick As Brick" все же больше позиционировался как сольник. И хотя "Thick As A Brick 2" отметился во многих чартах, до коммерческого успеха оригинала ему было далековато. Так или иначе, музыкант решил продолжать придерживаться концептуальной линии и пару лет спустя выпустил еще один по семидесятнически прогрессивный альбом "Homo Erraticus".

Last update 21.04.14

Рассказать друзьям