Чем блюз отличается от джаза. Чем отличается Джаз от Блюза, в чём разница? Лучше отнестись к новому явлению с молчаливой подозрительностью, так вы точно сойдете за своего: снобизм и приверженность к старому - одна из ярчайших характеристик субкультуры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Инструкция по извлечению и замене батарейки в компьютере.

Важность батарейки на материнской плате нельзя недооценивать. Узнав немного о нюансах ее использования, вы поймете, что это важный элемент для превращения вашего компьютера в полноценную, работоспособную систему.

Батарейка, расположенная на материнской плате, сохраняет все основные настройки BIOS. Даже если ПК выключен и отключен от сети, батарейка работает. Именно поэтому при включении компьютера время и дата всегда остаются актуальными.

Расположена батарейка на материнской плате, обычно внизу в середине. У разных производителей положение может варьироваться, но ее легко узнать. Это такой блестящий белый кружочек диаметром в 2 см. На корпусе аккумулятора имеется маркировка Litium CR2032-3V.

На большинстве персональных компьютеров установлена литиевая батарейка с напряжением 3V. Ее основное назначение – поддержание внутренних часов и сохранение настроек CMOS. Стандартные батарейки для материнской платы нельзя повторно заряжать. Кстати, именно поэтому неправильно называть батарейку для материнской платы аккумулятором, ведь последний можно заряжать. Срок службы варьируется в пределах 3 – 6 лет, стоимость – в пределах 30 – 100 рублей.

Современные производители материнских плат часто не уделяют должного внимания качеству изделия, в том числе батарейке. Поэтому в недорогих моделях они редко работают больше трех лет. Иногда и после года эксплуатации начинают появляться проблемы, выраженные в отставании времени. Связано это с тем, что производители, недавно появившиеся на рынке, стремятся сэкономить на качестве изделий, чтобы снизить цену. А вот компании, которые производят материнские платы 10 и более лет, часто предлагают высокие цены, но и качество материнок, в том числе и батареек, на порядок выше. На это стоит ориентировать при покупке.

Признаки неисправности батарейки

Существует два основных проявления того, что батарейка на материнской плате израсходовала свой ресурс и ее пора заменить:

  • Вы начали замечать, что время постепенно отстает. Сначала это происходит незаметно, но через пару недель разница станет ощутимой;
  • У вас начались проблемы с включением компьютера. Получается войти в систему только при нажатии клавиши F1. Это однозначно значит, что батарейка на материнской плате вышла из строя и необходимо ее как можно скорее заменить.

Но сброс времени и даты – не самое плохое, к чему приводит нерабочая батарейка. Так как на ней сохраняются настройки BIOS, то полностью сбрасываются и они. Если вы тщательно производили настройку, подстраивая систему под себя, то подобный казус станет быстро заметен.

К настройкам БИОС относится множество регулировок по оптимизации работы системы. Это разгон, параметры загрузки, расширение возможностей зарядки устройств через USB, ускорение загрузки ПК, настройка работы кулеров, видеокарты, различных портов, интерфейсов и прочего.

Но даже если вы не производили никаких настроек, это еще не значит, что неисправная батарейка никак не повредит системе. Выход из строя такого важного элемента на материнской плате – процесс весьма непредсказуемый, поэтому с «железом» могут возникнуть любые неприятности.

Может проявиться и другая ситуация. Например, ваш компьютер является сервером. Очевидно, за его состоянием нужно следить особенно тщательно, в том числе и за батарейкой на материнской плате. Едва появятся первые признаки ее разрядки, нужно сразу производить замену. Иначе время будет отставать на всех устройствах в сети. Могут сброситься или некорректно работать и другие настройки БИОСа (это в большей степени касается серверного ПК).

Компьютер может и сам указать, что батарейку следует заменить. Тогда на экране появится одно из окон:

  • «Ошибка контрольной памяти CMOS»;
  • «Ошибка чтения CMOS»;
  • «Ошибка настройки CMOS»;
  • «Неправильная дата и время».

Если вы поняли, что замена батарейки неизбежна, в первую очередь необходимо переписать ее спецификацию, так как это должна быть точно такая же батарейка. Можно даже вынуть ее из материнской платы, в которой она находится, и показать в магазине. Данный вариант предпочтительнее, потому как сегодня имеются похожие аккумуляторы, которые различаются по толщине. Купив тонкую батарейку (даже с точно такой же спецификацией), вы сможете ее установить в материнскую плату, но потребуется ее чем-то прижать, иначе контакт будет неплотным.

Замена батарейки

Данный процесс не слишком сложный, поэтому выполнить замену можно самостоятельно.

Последовательность действий:

  1. Выключите ПК, вытащите розетку (или переключите клавишу на задней панели системного блока, которая находится позади блока питания вверху);
  2. Снимите боковую крышку с системного блока;
  3. Найдите батарейку, нажмите на фиксатор;
  4. Запомните (или запишите) ее номер, точно такую же вам нужно будет купить;
  5. Вставьте новую батарейку широкой частью вверх.

Затем необходимо настроить время и дату, и восстановить настройки БИОСа.

Активация BIOS

Кстати, обычно если замена батарейки укладывается в 5-7 секунд, настройки не сбрасываются. Однако лучше все-таки настройки записать.

Чтобы это сделать, необходимо войти в BIOS. Сам по себе это процесс несложный, однако могут возникнуть проблемы. Обычно вход осуществляется при нажатии на кнопку питания компьютера и последующим нажатием на одну из клавиш на клавиатуре. Традиционно это Del, F2 или Esc. Но сегодня каждый производитель материнской платы или ноутбука имеет собственную комбинацию. Иногда нужно нажимать не одну, а несколько клавиш.

Ниже приведены две таблицы: сочетание клавиш для входа в систему от производителей БИОС, ПК и ноутбуков.

Сохраните эти полезные таблицы. В них собраны самые популярные производители и в случае проблем с BIOS к этим данным можно будет обратиться.

Совершив вход в BIOS, вы сможете легко переписать оттуда все необходимые настройки.

Постоянно следить за состоянием батарейки на материнской плате не обязательно. Но если вы хотите, чтобы устройство не вышло из строя в самый неподходящий момент или сбросились важные настройки, следует произвести замену батарейку сразу же, как появились первые признаки ее неисправности (обычно это отставание времени).

Понять, кто есть кто в джазе, не так уж просто. Направление коммерчески успешно, а потому нередко о «единственном концерте легендарного Васи Пупкина» кричат изо всех щелей, а действительно важные фигуры уходят в тень. Под напором лауреатов «Грэмми» и рекламы с радио «Джаз» легко потерять ориентиры и остаться равнодушным к стилю. Если вы хотите научиться разбираться в такой музыке, а может, даже и полюбить ее, усвойте самое главное правило: никому не доверяйте.

Выносить суждения о новых явлениях нужно с осторожностью или как Юг Панасье - знаменитый музыковед, который провел черту и заклеймил весь джаз после 50-х, назвав его «ненастоящим». В конечном итоге он оказался неправ, но на популярность его книги «История подлинного джаза» это не повлияло.

Лучше отнестись к новому явлению с молчаливой подозрительностью, так вы точно сойдете за своего: снобизм и приверженность к старому - одна из ярчайших характеристик субкультуры.

В разговорах о джазе часто вспоминают Луи Армстронга и Эллу Фицджеральд - казалось бы, тут не ошибешься. Но подобные ремарки и выдают неофита. Это эмблематичные фигуры, и если о Фицджеральд еще можно говорить в подходящем контексте, то Армстронг - это Чарли Чаплин джаза. Вы же не будете беседовать с любителем артхаусного кино о Чарли Чаплине? А если и будете, то уж во всяком случае не в первую очередь. Упоминание обоих прославленных имен возможно в определенных случаях, но, если кроме этих двух тузов у вас в кармане ничего нет, придержите их и дождитесь подходящей ситуации.

Во многих направлениях бывают явления модные и не очень, но в наибольшей степени это свойственно именно джазу. Зрелому хипстеру, привыкшему выискивать редкие и странные вещи, будет непонятно, почему чешский джаз 40-х - это неинтересно. Найти что-то условно «необычное» и козырять своей «глубокой эрудицией» тут не удастся. Чтобы представлять себе стиль в общих чертах, следует перечислить его основные направления начиная с конца XIX века.

Регтайм и блюз иногда называют протоджазом, и если первый, будучи не совсем полноценной с современной точки зрения формой, интересен просто как факт истории музыки, то блюз актуален до сих пор.

Регтаймы Скотта Джоплина

И хотя исследователи причиной такого всплеска любви к блюзу в 90-х называют психологическое состояние россиян и тотальное ощущение безнадеги, на деле все может быть куда проще.

Подборка 100 популярных блюзовых песен
Классический буги-вуги

Как и в европейской культуре, у афроамериканцев музыка делилась на светскую и духовную, и если блюз относился к первой группе, то спиричуэл и госпел - ко второй.

Спиричуэлы более строгие, нежели госпелы, они исполняются хором верующих, часто с аккомпанементом в виде хлопков на четные доли такта - важная черта всех стилей джаза и проблема для многих европейских слушателей, которые хлопают невпопад. Музыка Старого Света чаще всего заставляет нас кивать на нечетные доли. В джазе все наоборот. Поэтому если вы не уверены, что чувствуете эти необычные для европейца вторую и четвертую доли, лучше удержаться от хлопков. Или посмотрите, как это делают сами исполнители, а затем попробуйте повторить.

Сцена из фильма «12 лет рабства» с исполнением классического спиричуэла
Современный спиричуэл в исполнении группы Take 6

Госпелы чаще исполнялись одним певцом, в них больше свободы, чем в спиричуэлах, поэтому они стали популярны как концертный жанр.

Классический госпел в исполнении Махалии Джексон
Современный госпел из фильма «Радостный шум»

В 1910-х годах формируется традиционный, или новоорлеанский, джаз . Музыку, из которой он возник, исполняли уличные оркестры, пользовавшиеся тогда большой популярностью. Значение инструментов резко возрастает, важное событие эпохи - появление джаз-бэндов, небольших оркестров из 9–15 человек. Успех негритянских коллективов мотивировал белых американцев, которые создавали так называемые диксиленды .

Традиционный джаз ассоциируется с фильмами об американских бандитах. Это связано с тем, что его расцвет пришелся на времена сухого закона и Великой депрессии. Один из ярких представителей стиля - уже упоминавшийся Луи Армстронг.

Отличительные черты традиционного джаз-бэнда - устойчивое положение банджо, лидирующая позиция трубы и полноценное участие кларнета. Последние два инструмента с течением времени потеснит саксофон, который станет бессменным лидером такого оркестра. По характеру музыки традиционный джаз более статичный.

Джаз-бэнд Джелли Ролла Мортона
Современный диксиленд Marshall’s Dixieland Jazz Band

Что не так с джазом и почему принято говорить, что никто не умеет играть эту музыку?

Все дело в ее африканском происхождении. Несмотря на то, что к середине XX века белые отстояли свое право на этот стиль, до сих пор распространено мнение, что афроамериканцы обладают особым чувством ритма, позволяющим им создавать ощущение раскачивания, которое называется «свинг» (от англ. to swing - «раскачивать»). Спорить с этим рискованно: большинство великих белых пианистов начиная с 1950-х и до наших времен прославилось благодаря своему направлению или интеллектуальным импровизациям, выдающим глубокую музыкальную эрудицию.

Поэтому если в беседе вы упомянули белого джазиста, говорить что-то вроде «как он здорово свингует» не стоит - ведь он свингует либо нормально, либо никак, такой вот обратный расизм.

А само слово «свинг» слишком поистерлось, произносить его лучше в самую последнюю очередь, когда это наверняка уместно.

Каждый джазист обязан уметь исполнять «джазовые стандарты» (главные мелодии, или, иначе, evergreen), которые, однако, делятся на оркестровые и ансамблевые. Например, In the Mood относится скорее к числу первых.

In the Mood. Исполняет оркестр Гленна Миллера

Тогда же появляются знаменитые произведения Джорджа Гершвина , которые считаются и джазовыми, и академическими одновременно. Это «Рапсодия в стиле блюз» (или «Голубая рапсодия»), написанная в 1924 году, и опера «Порги и Бесс» (1935), знаменитая своей арией Summertime. До Гершвина джазовые гармонии использовали такие композиторы, как Чарлз Айвз и Антонин Дворжак (симфония «Из Нового Света»).

Джордж Гершвин. Порги и Бесс. Ария Summertime. В академическом исполнении Марии Каллас
Джордж Гершвин. Порги и Бесс. Ария Summertime. В джазовом исполнении Фрэнка Синатры
Джордж Гершвин. Порги и Бесс. Ария Summertime. Рок-версия. Исполняет Дженис Джоплин
Джордж Гершвин. Рапсодия в стиле блюз. Исполняет Леонард Бернстайн и оркестр под его управлением

Одним из наиболее известных российских композиторов, как и Гершвин, пишущих в джазовом стиле, является Николай Капустин .

Из обоих лагерей на такие эксперименты смотрят косо: джазисты убеждены, что выписанное произведение без импровизации - это уже не джаз «по определению», а академические композиторы считают джазовые средства выразительности слишком тривиальными, чтобы работать с ними всерьез.

Однако классические исполнители с удовольствием играют Капустина и даже пытаются импровизировать, тогда как их «визави» поступают мудрее, не покушаясь на чужую территорию. Академические пианисты, которые выставляют свои импровизации на всеобщее обозрение, давно стали мемом в джазовых кругах.

Начиная с 20-х годов число культовых и знаковых в истории направления фигур растет, и уложить эти многочисленные имена в голове становится все труднее. Однако некоторых можно узнать по характерному тембру или манере исполнения. Одной из таких запоминающихся певиц была Билли Холидей.

All of Me. Исполняет Билли Холидей

В 50-х годах наступает новая эпоха, называемая «модерн-джазом». От нее-то и открещивался упомянутый выше музыковед Юг Панасье. Открывается это направление стилем бибоп : его характерная особенность - высокая скорость и частая смена гармонии, а потому он требует исключительного исполнительского мастерства, которым обладали такие выдающиеся личности, как Чарли Паркер , Диззи Гиллеспи , Телониус Монк и Джон Колтрейн .

Бибоп создавался как элитарный жанр. На джем-сейшн - вечер импровизаций - всегда могли прийти любые музыканты с улицы, поэтому пионеры бибопа ввели быстрые темпы, чтобы избавиться от любителей и слабых профессионалов. Этот снобизм отчасти присущ и поклонникам такой музыки, которые считают любимое направление вершиной развития джаза. К бибопу принято относиться с почтением, даже если ничего в нем не смыслишь.

Giant Steps. Исполняет Джон Колтрейн

Особый шик - восхищаться эпатажной, намеренно грубоватой манерой исполнения Телониуса Монка, который, если верить сплетням, великолепно играл сложные академические произведения, но тщательно это скрывал.

Round Midnight. Исполняет Телониус Монк

К слову, обсуждение сплетен о джазовых исполнителях не считается зазорным - скорее, наоборот, это свидетельствует о глубокой вовлеченности и намекает на большой слушательский стаж. Потому следует знать, что наркозависимость Майлза Дэвиса сказалась на его сценическом поведении, Фрэнк Синатра имел связи с мафией, а в Сан-Франциско есть церковь имени Джона Колтрейна.

Фреска «Танцующие святые» из церкви в Сан-Франциско.

Вместе с бибопом зародился и другой стиль в рамках все того же направления - кул-джаз (cool jazz), который отличают «холодное» звучание, умеренный характер и неспешные темпы. Одним из его основателей стал Лестер Янг , но также в этой нише немало белых музыкантов: Дейв Брубек , Билл Эванс (не путать с Гилом Эвансом ), Стэн Гетц и др.

Take Five. Исполняет ансамбль Дейва Брубека

Если 50-е, невзирая на упреки консерваторов, открыли дорогу экспериментам, то в 60-е они становятся нормой. В это время Билл Эванс записывает два альбома обработок классических произведений с симфоническим оркестром, Стэн Кентон, представитель прогрессив-джаза , создает насыщенные оркестровки, гармонию в которых сравнивают с рахманиновской, а в Бразилии возникает своя, совершенно отличная от других стилей версия джаза - босанова .

Granados. Джазовая обработка произведения «Маха и соловей» испанского композитора Гранадоса. Исполняет Билл Эванс в сопровождении симфонического оркестра
Malaguena. Исполняет оркестр Стэна Кентона
Girl from Ipanema. Исполняют Аструд Жилберту и Стэн Гетц

Любить босанову так же просто, как любить минимализм в современной академической музыке.

Благодаря своему ненавязчивому и «нейтральному» звучанию бразильский джаз попал в лифты и холлы отелей в качестве фоновой музыки, хотя это и не умаляет значения стиля как такового. Утверждать, что вы любите босанову, стоит, только если вы действительно неплохо знаете ее представителей.

Важный поворот наметился в популярном оркестровом стиле - симфоджазе . В 40-х припудренный академическим симфоническим звучанием джаз становится модным явлением и эталоном золотой середины между двумя стилями с совершенно различным бэкграундом.

Luck Be a Lady. Исполняет Фрэнк Синатра с симфоджазовым оркестром

В 60-х звучание симфоджазового оркестра потеряло новизну, что повлекло за собой эксперименты с гармонией Стэна Кентона, обработки Билла Эванса и тематические альбомы Гила Эванса, такие как Sketches of Spain и Miles Ahead.

Sketches of Spain. Исполняет Майлз Дэвис в сопровождении оркестра Гила Эванса

Эксперименты в симфоджазовом поле актуальны до сих пор, наиболее интересными проектами последних лет в этой нише стали оркестры Metropole Orkest , The Сinematic Orchestra и Snarky Puppy .

Breathe. Исполняет The Сinematic Orchestra
Gretel. Исполняют Snarky Puppy и Metropole Orkest (премия «Грэмми», 2014 год)

Традиции бибопа и кул-джаза слились в таком направлении, как хард-боп , улучшенной версии бибопа, хотя на слух отличить одно от другого довольно непросто. Выдающимися исполнителями в этом стиле считаются The Jazz Messengers , Сонни Роллинз , Арт Блэйки и некоторые другие музыканты, первоначально игравшие бибоп.

Hard Bop. Исполняет оркестр The Jazz Messengers
Moanin’. Исполняют Арт Блэйки и The Jazz Messengers

Насыщенные импровизации в быстрых темпах требовали изобретательности, что привело к поискам в области лада . Так родился модальный джаз . Его часто выделяют как самостоятельный стиль, хотя подобные импровизации встречаются и в других жанрах. Наиболее популярным модальным произведением стала композиция «So What?» Майлза Дэвиса.

So What? Исполняет Майлз Дэвис

Пока великоумные джазисты выдумывали, как еще сильнее усложнить и без того сложную музыку, незрячие авторы и исполнители Рэй Чарльз и шли дорогой сердца, соединяя в своем творчестве джаз, соул, госпел и ритм-н-блюз.

Fingertips. Исполняет Стиви Уандер
What’d I Say. Исполняет Рэй Чарльз

В это же время громко заявляют о себе джазовые органисты, исполняющие музыку на электрооргане Хаммонда .

Джимми Смит

В середине 60-х появляется соул-джаз, который совместил в себе демократизм соула с интеллектуализмом бибопа, однако исторически его принято связывать с последним, умалчивая о значении первого. Наиболее популярной фигурой соул-джаза стал Рэмси Льюис .

The ‘In’ Crowd. Исполняет трио Рэмси Льюиса

Если с начала 50-х разделение джаза на две ветви только чувствовалось, то в 70-х об этом уже можно было говорить как о неопровержимом факте. Вершиной элитарного направления стал

Разница есть, и немалая, ох какая немалая!
Блюз нам рассказывает о том, что происходило с человеком, о его переживаниях (не зря же жанр назван blue, по-английски это не только "синий", но и "угрюмость", "печаль"), в общем, о нелегкой жизни. Так как зародился он среди негров, работающих на хлопковых плантациях, то и проблемы в песнях описываются соответствующие. Блюзмен-исполнитель ведет душевный диалог с аудиторией, и если он делает это правильно, то аудитория начинает ему сопереживать и делить его ощущения.

Помогают блюзмену в этом музыкальные инструменты, в основном, конечно же, гитара, потому что это гораздо более "вокальный" инструмент, нежели, скажем, фортепиано (хотя солирующие блюзмены-клавишники тоже существуют, но их гораздо меньше) или контрабас/бас-гитара, т.к. на гитаре есть такие ништяки, как вибрато (легко догадаться, что это вибрация взятой ноты, что увеличивает ее продолжительность), бенды (от bend; струна, взятая на определенном ладу, подтягивается вверх, плавно повышая частоту ноты. Звук можно сравнить с криком или плачем) и легато (плавный переход от ноты к другой ноте на этой же струне). Все эти техники увеличивают вариации фразировки и позволяют заставить гитару плакать, рычать, визжать - в общем, добавляют эмоциональности.

Также в блюзе используется особая гамма - блюзовая гамма, в которой есть особая нота - блюзовая нота. Суть в том, что блюзовая нота создает особое напряжение, добавляет "перца" в соло, что не позволяет слушателю заскучать. Да и вообще, если быть честным, на блюзовой гамме строятся 95% блюзовых соло (поэтому для неискушенного слушателя блюзовые композиции кажутся довольно похожими).

Есть, конечно, и веселый, быстрый, энергичный блюз, но его чаще причисляют к рок-н-роллу (пример - тот же Чак Берри).

Теперь перейдем к джазу. Вообще джаз сам по себе гораздо более обширный жанр, нежели блюз. И я имею в виду НАМНОГО БОЛЕЕ - серьезно, это как сравнивать слона и бабочку.

Некоторые направления джаза преследуют ту же цель, что и блюз (есть даже такое понятие, как urban blues, или джазовый блюз, т.е. блюз, аранжированный джазовыми музыкантами под их инструменты. Хотя про "ту же цель" я немного загнул - это для джазового блюза необязательно, он характерен использованием блюзовой гаммы), а в других (фри-джаз, экспериментал, например) исполнитель хочет, чтобы слушатель заценил фантазию и экспериментальность исполнителя.

Но, я думаю, что вопрос скорее об отличиях более традиционных форм джаза, таких как свинг, боп, кул, соул, госпел и т.д. Так вот, отличий много: во-первых, в джазе в центре внимания не один исполнитель, а весь бэнд (или солирующие его члены во время своих соло). И крутым инструментом считается, в отличие от блюза, не гитара, а духовые или фортепиано (иногда бас, но это уже частные случаи в виде Пола Чемберса, Чарльза Мингуса, Пасториуса и нашего современника Маркуса Миллера). Во-вторых, блюзовая гамма если и используется, то уж явно не доминирует. До того, как Майлз Дэвис придумал модальный джаз, джазовые музыканты использовали в своей игре в основном аккорды и арпеджио, а после Дэвиса подавляющее большинство начало думать гаммами вместо аккордов. В-третьих, джаз все-таки либо рассказывает романтические истории, либо выступает в роли танцевальной музыки, либо ублажает уши слушателя сложными гармониями. А, ну еще смуз и эйсид джаз (ну знаете, "музыка для лифтов" и то, что играет в Старбаксе), но о них никто не любит вспоминать.

В общем, вот такие вот дела. Я знаю, что текст вышел довольно обширный, но и сама тема не такая уж и простая. :)

После того как Христофор Колумб открыл новый континент и там поселились европейцы, к берегам Америки всё чаще следовали корабли торговцев живым товаром.

Изнурённые тяжёлой работой, тоскующие по родине и страдающие от жестокого отношения надзирателей, невольники находили утешение в музыке. Постепенно необычными мелодиями и ритмами заинтересовались американцы и европейцы. Так появился джаз. Что такое джаз, и в чём его особенности, рассмотрим в данной статье.

Особенности музыкального направления

К джазу относится музыка афроамериканского происхождения, в основе которой - импровизация (свинг) и особая ритмическая конструкция (синкопа). В отличие от других направлений, где один человек пишет музыку, а другой исполняет, джазовые музыканты выступают одновременно и композиторами.

Мелодия создаётся спонтанно, периоды сочинительства, исполнения разделены минимальным промежутком времени. Так получается джаз. оркестра? Это умение музыкантов подстроиться друг под друга. При этом каждый импровизирует своё.

Результаты спонтанных сочинений сохраняются в нотной записи (Т. Коулер, Г. Арлен «Счастлив целый день», Д. Эллингтон «Разве ты не знаешь, что я люблю?» и т.д.).

С течением времени африканская музыка синтезировалась с европейской. Появлялись мелодии, сочетающие пластику, ритмичность, мелодичность и гармонию звуков (CHEATHAM Doc, Blues In My Heart, CARTER James, Centerpiece и т.д.).

Направления

Выделяют более тридцати направлений джаза. Рассмотрим некоторые из них.

1. Блюз. В переводе с английского слово означает «грусть», «меланхолия». Изначально блюзом называлась сольная лирическая песня афроамериканцев. Джаз-блюз - это двенадцатитактовый период, соответствующий трёхстрочной стихотворной форме. Блюзовые композиции исполняются в медленном темпе, в текстах прослеживается некоторая недосказанность. блюза - Гертруда Ма Рейни, Бесси Смит и др.

2. Рэгтайм. Буквальный перевод названия стиля - разорванное время. На языке музыкальных терминов «рэг» обозначает звуки, дополнительные между долями такта. Направление появилось в США, после того как за океаном увлеклись произведениями Ф. Шуберта, Ф. Шопена и Ф. Листа. Музыку европейских композиторов исполняли в стиле джаз. Позже появились оригинальные композиции. Рэгтайм характерен для творчества С. Джоплина, Д. Скотта, Д. Лэмба и др.

3. Буги-вуги. Стиль появился в начале прошлого века. Владельцам недорогих кафе требовались музыканты, чтобы играть джаз. Что такое музыкальное сопровождение предполагает наличие оркестра, разумелось само собой, но приглашать большое количество музыкантов было накладно. Звучание разных инструментов компенсировали пианисты, создавая многочисленные ритмические композиции. Буги отличает:

  • импровизация;
  • виртуозная техника;
  • особый аккомпанемент: левая рука исполняет моторную остинантную конфигурацию, интервал между басом и мелодией - две-три октавы;
  • непрерывный ритм;
  • исключение педали.

Буги-вуги играли Ромео Нельсон, Артур Монтана Тэйлор, Чарлз Эвери и др.

Легенды стиля

Джаз популярен во многих странах мира. Везде есть свои звёзды, которых окружает армия поклонников, но некоторые имена стали настоящей легендой. Их знают и любят по всему К таким музыкантам, в частности, относится Луи Армстронг.

Неизвестно, как сложилась бы судьба мальчика из бедного негритянского квартала, если бы Луи не попал в исправительный лагерь. Здесь будущую звезду записали в духовой оркестр, правда, коллектив играл не джаз. и как его исполняют, юноша открыл для себя значительно позже. Мировую известность Армстронг приобрёл благодаря старанию и настойчивости.

Основательницей джазового пения считают Билли Холидей (настоящее имя Элеонора Фейган). Пика популярности певица достигла в 50-е годы прошлого века, когда сменила сцены ночных клубов на театральные подмостки.

Непросто складывалась жизнь и у обладательницы диапазона в три октавы Эллы Фицджеральд. После смерти матери девушка сбежала из дома и вела не слишком благопристойный образ жизни. Стартом карьеры певицы стало выступление на музыкальном конкурсе Amateur Nights.

Всемирную известность имеет Джордж Гершвин. Композитор создавал джазовые произведения на основе классической музыки. Неожиданная манера исполнения покорила слушателей и коллег. Концерты неизменно сопровождались овациями. Наиболее известные работы Д. Гершвина - «Рапсодия в блюзовых тонах» (в соавторстве с Фредом Грофом), оперы «Порги и Бесс», «Американец в Париже».

Также популярными джазовыми исполнителями были и остаются Дженис Джоплин, Рэй Чарльз, Сара Вон, Майлс Девис и др.

Джаз в СССР

Появление этого музыкального направления в Советском Союзе связано с именем поэта, переводчика и театрала Валентина Парнаха. Первый концерт джаз-банда под руководством виртуоза состоялся в 1922 году. Позже А. Цфасман, Л. Утёсов, Я. Скоморовский сформировали направление театрального джаза, сочетающего инструментальное исполнение и оперетту. Для популяризации джазовой музыки много сделали Э. Рознер, О. Лундстрем.

В 40-е годы прошлого века джаз подвергался широкой критике как явление буржуазной культуры. В 50-60-х годах нападки на исполнителей прекратились. Джазовые ансамбли создавались как в РСФСР, так и в других союзных республиках.

Сегодня джаз беспрепятственно исполняется на концертных площадках и в клубах.



Рассказать друзьям