Функции вещи в художественном произведении. Старинные меры в художественной литературе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение и рецензирование сочинений (рассказов): «к аким я увидел Пугачева в романе А. С. Пушкина».

2. Работа по карточкам.

Карточка 1.

О каком событии русской истории идет речь в данном отрывке? Как называется это произведение и кто его автор? От чьего лица ведется повествование?

«Не стану описывать нашего похода и окончания войны. с кажу коротко, что бедствие доходило до крайности. Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было всюду прекращено: помещики укрывались по лесам. ш айки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно... Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

(Речь идет о крестьянском бунте 1772–1774 гг. под предводительством Емельяна Пугачева, провозгласившего себя царем Петром III. Отрывок взят из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». О событиях своей жизни рассказывает главный герой – Петр Андреевич Гринев.)

Карточка 2.

Прочитайте сон Гринева. Когда он привиделся герою? Чем интересен этот сон? Зачем А. С. Пушкин включил сон в повествование?

(Этот сон приснился Петруше Гриневу во время степного бурана, когда неожиданный вожатый взялся показать дорогу к жилью. В нем предсказываются будущие грозные события народного бунта, ведь мужик из сна – это вожатый, а в будущем Емельян Пугачев – предводитель казачьего войска, самозваный царь. Именно поэтому он имеет важное значение: он не только опережает исторические события, но и предсказывает будущий характер отношений между молодым офицером и народным вождем.)

Карточка 3.

В связи с чем и кто рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете ее иносказательный смысл? Каким образом отношение к идее сказки характеризует рассказчика и его слушателя?

(Сказку об орле и вороне рассказывает Пугачев по дороге в Белогорскую крепость во время разговора о его делах и безрадостном будущем. Сказка имеет иносказательный смысл: она о двух возможных выборах жизненного пути – тихом, размеренном, небогатом внешними событиями и другом: ярком, насыщенном, но коротком. Символическую роль играют и герои сказки: орел – птица вольная, любящая высоту, простор, птица царственная; ворон – птица мудрая, но прозаичная, земная, некрасивая.

Благодаря этой истории Пугачев и Гринев высказывают свое отношение к жизни. Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь, напоминающий жизнь орла. Гриневу отвратительны разбой и злодейство, не зря он называет бунт бессмысленным и беспощадным; он создан для мирной семейной жизни среди дорогих людей.)

Карточка 4.

Почему Гринев, называя Пугачева самозванцем, разбойником, злодеем, все-таки симпатизирует своему знакомому, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни?

(Гринев не может называть Пугачева иначе, так как бунтарь и офицер императорской армии – враги, кроме того, Гринев помнит расправу над комендантом Белогорской крепости, гибель Василисы Егоровны и другие трагические события. Но человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений; Пугачев не только сохраняет жизнь своему знакомому, но и устраивает его счастье, проявляя при этом благородство и терпимость, уважая Гринева за верность слову и доброту. с импатия юного героя – не только благодарность за благодеяния, а искреннее человеческое чувство, хотя на первых порах (как и во сне) Гринева слегка коробит, что его благодетель – «мужик».)

Карточка 5.

Прочитайте описание. Какими художественными средствами пользуется автор? Какую роль в произведении играет этот отрывок?

«Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»...

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали. «Что же ты не едешь?» – спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, – невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».

(Главное в этом описании – действие, динамика. Состояние природы изменяется мгновенно: ветер, снег, метель, буран, мгла. Пушкин использует очень скромные эпитеты; всего два контрастных цвета: темное небо – снежное море (ранее – белая туча). Метафор всего две: ветер завыл (воет зверь), снежное море (бесконечность снежной движущейся массы, похожей на морскую стихию). Пушкин – мастер пейзажа. Но пейзаж у него не статичный, застывший, а меняющийся, движущийся, как в жизни. Описание бурана в романе имеет несколько значений:

а) композиционное – благодаря бурану герои (Пугачев и Гринев) не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу;

б) аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, разгул мятежа, представляющего, как и буран, угрозу для жизни героя;

в) реалистическое – в степях бураны встречаются и сейчас, таким образом, описание бурана придает рассказу достоверность происходящего на самом деле.)

Карточка 6.

Что называется эпиграфом? Для чего нужны эпиграфы? к акой эпиграф выбирает Пушкин для своего романа «Капитанская дочка»?

(Эпиграф – короткий текст (цитата, изречение, поговорка и т. д.), предпосланный художественному произведению, помещаемый перед текстом. Эпиграф часто выражает основную мысль автора, идею или настроение произведения, содержит авторскую оценку излагаемых событий. «Капитанская дочка» Пушкина предваряется эпиграфом «Береги честь смолоду». Эта пословица не только определяет кодекс поведения молодого человека, но и характеризует героя, поясняет его нравственный выбор в трудные минуты испытаний.)

3. Беседа по вопросам.

– Мы уже отметили, как уверенно Пушкин предварил свой роман эпиграфом «Береги честь смолоду». Вспомните эпиграфы, предпосланные другим главам. Что они представляют собой? п очему?

(Эпиграфами к другим главам «Капитанской дочки» служат строчки народных песен, пословицы и отрывки из произведений писателей XVIII века (Княжнина и Хераскова). Такой подбор эпиграфов не случаен. Он помогает передать колорит эпохи (XVIII в.), создает особый лирический настрой, придает лиричность повествованию, создавая иллюзию авторской оценки рассказа героя. Есть в таком подборе эпиграфов и еще один смысл: в произведениях устного народного творчества сконцентрирован многовековой опыт народа, его представления об идеале, поэтому эпиграфы содержат народную оценку героям и событиям.)

– Как вы считаете, почему повествование о пугачевском бунте называется «Капитанская дочка»? Кто главный герой?

(Действительно, главными героями в романе выступают Петр Гринев и Емельян Пугачев. На фоне грозных событий пугачевского бунта развивается история взаимоотношений Маши – Гринева – Швабрина. Скромная и застенчивая Маша в решающий момент проявляет необыкновенную твердость характера и мужество. Она не хочет венчаться без родительского благословения, готова умереть, но не стать женой нелюбимого; наконец, отстаивая честь и свободу своего жениха, она решается на поездку в столицу к самой царице. Чистота, самоотверженность придают ее образу героический ореол.

Возможно, назвав свое произведение «Капитанская дочка», Пушкин хотел тем самым подчеркнуть, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения. Даже историческое лицо представлено с неожиданной и тем более замечательной стороны: устроителем судьбы врага, который по-человечески ближе, чем сподвижники.)

III. Сообщение темы и цели урока.

– Какие же они, люди «века минувшего»? о правдан ли эпиграф III главы «Капитанской дочки»: «старинные люди»? Что это значит?

На эти и многие другие вопросы мы и попытаемся ответить на сегодняшнем уроке.

IV. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Итак, «старинные люди»! ч то это значит? И почему из фонвизинского «Недоросля» взял Пушкин эту фразу? Неужели Простакову и Скотинина вспоминает автор «Капитанской дочки»? а может, Стародума и Правдина? Конечно же, выразительны, «говорящи» фамилии, достаточно определенно «представляющие» действующих лиц комедии Фонвизина. «Правдин» в комментариях не нуждается: смысл фамилии исчерпывающе ясен. А вот «Стародум»... Словно он не из века Простаковых, – из давнего, «старинного» времени, впрочем, не очень-то и давнего. Всего-то из петровской, из ломоносовской эпохи! Все тот же XVIII век! Так удачен ли пушкинский эпиграф? Что он вам приоткрыл?

2. Ваше ощущение «белогорского», «старинного» житья? Перечитаем эти страницы (с. 123).

«Никто не встретил меня. Я пошел в сени и отворил дверь в переднюю. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира. Я велел ему доложить обо мне. «Войди, батюшка, – отвечал инвалид, – наши дома».

Не правда ли, трудно удержаться от улыбки? Но улыбка эта сочувственная, полная умиления. Никакого почтения ни к мундиру, который вполне может украсить заплата другого цвета (и так сойдет!), ни к армейской субординации: какой там «доклад»! «Наши дома!» – и все тут! Но нет ли контраста? Конечно же, Иван Игнатьич со своим «допросом» Гриневу, выдержанным в стилистике старого служаки (с. 124: «смею спросить», «зачем изволили перейти из гвардии в гарнизон», «неприличные гвардии офицеру поступки»). Но его тут же перебивает Василиса Егоровна: «Полно врать пустяки...» (с. 124, 1-й абзац) . Но где слова, запечатлевшие «старину», ее добросердечие? «Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною, как бы век знакома» (с. 126, 3-й абзац).

Вот так обхождение! Но кого это «нас»? п онятно, не только Гринева, но и Савельича. Чей голос, чью интонацию вы слышите? Несомненно, не только Гринева, но и Автора. Ведь это он побудил Гринева засесть за воспоминания. А если уж быть совсем точным, то и написал их за него! Его языком! Но и своим тоже! Ощутили ли стиль пушкинской прозы? Не приметили отношения Пушкина к частям речи?

Что и говорить, он предпочитает существительные и глаголы и очень сдержан в употреблении прилагательных.

Пушкин-прозаик ясен и точен в слове и фразе, прост в синтаксисе, предпочитая простое предложение, без особенных усложнений. У кого из прозаиков мы можем заметить это же свойство «пушкинской» прозы?

Да, у Чехова! Но это произойдет значительно позднее. И не без влияния пушкинской прозы.

Но вернемся вновь к пушкинскому роману. Происходят ли в нем перемены, в самом «мире» его, в его интонации?

Действительно, спокойное, равномерное повествование сменяется стремительно ворвавшимися событиями, а с ними – и интонации: тревога, едва ли не смятение и даже «ужас» (мы уже говорили с вами об осаде Пугачевым крепости, взятии ее, казни ее защитников). А как вы считаете, могли ли капитан Миронов, Иван Игнатьич и Василиса Егоровна избежать смерти? Почему же постигла их иная участь – «сгинуть от беглого каторжника», как скажет, заплатив за эти слова жизнью, Василиса Егоровна? Что особенно изумило вас в них? Как написал Пушкин сцену расправы с офицерами Белогорской крепости? Почему столь кратка эта жуткая страница?

Но кто неожиданно вмешался в эту сцену? Да, Савельич! Оказывается, круг «старинных людей» в романе Пушкина не ограничивается обитателями Белогорской крепости: и Савельич среди них – тоже из «старинных людей»!

А есть ли еще «старинные люди»? Да, и Гриневы того же роду-племени: «старинные люди»! п очему? Разве не просится в наш разговор сопоставление старика Гринева с белогорскими офицерами? Конечно же, не только Андрей Петрович Гринев повторил бы непременно подвиг капитана Миронова, но и Петруша Гринев достойно представляет отца своего, верен его наказу: «Служи верно, кому присягнешь...»

И вновь – антитеза. Как вы считаете, а Швабрин тоже из «старинных людей»? о тнюдь: «новейший» в низости и ловкачестве!

А теперь вернемся к III главе, к эпиграфу, но иному.

К чему здесь соседство «солдатской песни» и «старинных людей»?

Что вызывает в памяти «солдатская песня»?

Суворовские страницы отечественной истории, которые вершили «старинные люди», художественный смысл пушкинского романа преодолевает границы сюжета («пугачевщина» и судьба Петруши Гринева) и вбирает в себя испытания России – испытания верности – и образцы лучших ее сограждан, независимо от сословия, к которому они принадлежали: «старинные люди»!

А к кому вы причислите Машу Миронову?

Итак, 2-я часть нашего урока будет посвящена юной героине, именем которой назван роман.

3. Образ Маши Мироновой.

Какова же она, Маша Миронова?

Если ее портрет перенести на рисунок, как бы вы написали ее? (Рассматривание и обсуждение рисунков-портретов Маши Мироновой.)

Давайте вспомним, какое впечатление произвела Маша на Гринева (зачитать, с. 126, 3-й абзац).

«С первого взгляда... не очень понравилась». А вам? м еняется ли отношение Гринева к Маше? Почему?

А как вы встретили застенчивость, стеснительность Маши вплоть даже «до слез» ее?

Зачем нужны нам эти подробности характера героини? Никого не вспомнили? «Закрасневшись, извинилась, / ч то, де, в гости к ним зашла...» Пушкинская царевна! Нужна ли нам эта параллель? Почему так схожи пушкинские героини, причем в абсолютно не похожих произведениях?

Но в пушкинском романе рядом с Машей появится иная героиня, от которой будет зависеть счастье Маши и Гринева, обаятельная придворная дама, в которой мы узнаем... императрицу!

Прежде чем мы вновь обратимся к роману, к любимой героине, перечитаем гениальные строки, давайте заглянем в творческую лабораторию писателя.

В журнале «Детское чтение для сердца и разума» (ч. VII, M., 1786) был напечатан следующий «Анекдот»:

«Иосиф II, нынешний римский император, прогуливаясь некогда ввечеру по своему обыкновению, увидел девушку, которая заливалась слезами, спросил у нее, о чем она плачет, и узнал, что она дочь одного капитана, который убит на войне, и что она осталась без пропитания со своей матерью, которая при том давно уже лежит больна.

«Для чего же вы не просите помощи у императора?» – спросил он.

Девушка отвечала, что они не имеют покровителя, который бы представил государю о их бедности.

– Я служу при дворе, – сказал монарх, – и могу это для вас сделать. Придите только завтра во дворец и спросите там поручика Б.

В назначенное время девушка пришла во дворец. Как скоро выговорила она имя Б., то отвели ее в комнату, где она увидела того офицера, который вчера говорил с нею, и узнала в нем своего государя. Она пришла вне себя от удивления и страху. Но император, взявши ее за руку, сказал ей весьма ласково: «Вот триста червонных для твоей матери и еще пятьсот за твою к ней нежность и за доверенность ко мне. Сверх того определяю вам 500 талеров ежегодной пенсии».

Какие сцены «Капитанской дочки» напоминает этот анекдот (анекдотом в прежние времена назывался короткий, сжатый рассказ о замечательном, забавном случае)? Некоторые литературоведы полагают, что Пушкин воспользовался им при создании своей повести. В таком случае как он преобразовал анекдот в яркие и впечатляющие сцены?

Кстати, цензор П. А. Корсаков настолько был покорен правдоподобием последних сцен повести, что даже обратился к Пушкину с вопросом: «...существовала ли девица Миронова и действительно ли была у покойной императрицы?»

Если мы пропустим немного текста «Капитанской дочки» и обратимся к героической поездке Марьи Ивановны ко двору Екатерины II, мы увидим, насколько близко эти страницы соприкасаются с незабвенной юностью автора, с тем «местом воспитания», о котором предстоял дружеский разговор вечером того же дня, когда был закончен беловик романа.

Приехав накануне в Царское Село, «на другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева...» Каким дивным воздухом юности, даже почти детства, дышал, видно, Пушкин, переписывая набело эти строки легким своим пером осенью 1836 года. Каким запахом царскосельской осенней прохлады, должно быть, повеяло на него в душном Петербурге, скупо отмеривающем последние глотки воздуха, отпущенного задыхавшемуся поэту. Именно потому, что царскосельские воспоминания нахлынули на него, он пометил беловой автограф романа 19-м октября, вовсе, наверно, не задумываясь о том, что потомки по этой пометке отгадают его настроение».

(«Последний год жизни Пушкина.

Переписка. Воспоминания. Дневники»)

– Прочтите отрывки из стихотворений Пушкина и попробуйте определить, какие впечатления юности поэта отразились в описании царскосельского сада в «Капитанской дочке».

Воспоминания в Царском Селе

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках.

Плывет – и бледными лучами

Предметы осветила вкруг.

Аллеи древних лип открылись пред очами.

Проглянули и холм и луг;

Здесь, вижу, с тополем сплелась младая ива

И отразилася в кристалле зыбких вод;

Царицей средь полей лилея горделива

В роскошной красоте цветет...

В тени густой угрюмых сосен

Воздвигся памятник простой.

О, сколь он для тебя, Кагульский брег, поносен!

И славен родине драгой! 1 (см. Примечание.)

Бессмертны вы вовек, о росски исполины.

В боях воспитаны средь бранных непогод!

О вас, сподвижники, друзья Екатерины,

Пройдет молва из рода в род...

1814 г.

Царское Село

Воспоминание, рисуй передо мной

Волшебные места, где я живу душой...

Веди, веди меня под липовые сени,

Всегда любезные моей свободной лени,

На берег озера, на тихий скат холмов!..

Да вновь увижу я ковры густых лугов

И дряхлый пук дерев, и светлую долину,

И злачных берегов знакомую картину,

И в тихом озере средь блещущих зыбей

Станицу гордую спокойных лебедей.

1823 г.

Воспоминания в Царском Селе

Воспоминаньями смущенный,

Исполнен сладкою тоской.

Сады прекрасные, под сумрак ваш священный

Вхожу с поникшею главой...

В пылу восторгов скоротечных,

В бесплодном вихре суеты,

О, много расточил сокровищ я сердечных

За недоступные мечты.

И долго я блуждал, и часто, утомленный,

Раскаяньем горя, предчувствуя беды,

Я думал о тебе, предел благословенный,

Воображал сии сады.

Воображаю день счастливый,

Когда средь вас возник лицей,

И слышу наших игр я снова шум игривый

И вижу вновь семью друзей.

Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,

Мечтанья смутные в груди моей тая,

Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,

Поэтом забываюсь я.

И въявь я вижу предо мною

Дней прошлых гордые следы.

Еще исполнены великою женою 2 (см. Примечание),

Ее любимые сады

Стоят населены чертогами, вратами,

Столпами, башнями, кумирами богов

И славой мраморной, и медными хвалами

Екатерининских орлов.

Садятся призраки героев

У посвященных им столпов.

Глядите: вот герой, стеснитель ратных строев,

Перун кагульских берегов.

Вот, вот могучий вождь полунощного флага,

Пред кем морей пожар и плавил, и летал.

Вот верный брат его, герой Архипелага,

Вот наваринский Ганнибал 3 (см. Примечание) ...

Выразительное чтение эпизода встречи Маши с императрицей (с. 208–209).

Рассмотрите иллюстрации к роману (С. Герасимов «Гринев и Маша Миронова», 1951 (с. 142), П. Соколов «Капитанская дочка» (с. 210). Опишите портреты героев.

Как вы считаете, с какой стати Маша Миронова и императрица оказались рядом на пушкинских страницах?

V. Подведение итогов урока.

Магия имени: Маша! Что вызывает в памяти это имя? Конечно же, иную Машу – Троекурову!

Случайно ли совпадение имен? Попробуем сопоставить любимых героинь. Кто вам ближе?

Надеюсь, пушкинские «старинные люди» навсегда останутся с вами.

Домашнее задание: подготовить исполнение любимой пушкинской страницы «Капитанской дочки» и объяснить свой выбор; составить цитатный план к сочинению по теме «Гринев в Белогорской крепости».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Человек начал творить с момента своего появления. Живопись, скульптура и другие артефакты, возраст которых впечатляет, учёные находят и сегодня. Мы собрали 10 древнейших произведений искусства, найденных в разное время и в разных уголках мира. И можно не сомневаться, что источником вдохновения для древних мастеров были женщины.

1. Доисторическое наскальное искусство - 700 - 300 тыс. лет до н.э.


Древнейшие образцы доисторического наскального искусства, найденные на сегодняшний день, представляют собой одну из форм пиктограмм, называемую археологами "чашечки", на которых иногда вырезаны продольные канавки. Чашечки - это углубления, высеченные на стенах и вершинах скал. При этом они часто упорядоченно складываются в строки и столбцы. Такие наскальные артефакты находили на всех континентах. Некоторые коренные народности в Центральной Австралии используют их до сих пор. Старейший пример подобного искусства можно найти в пещере Бхимбетка в центральной Индии.

2. Скульптуры - 230 000 – 800 000 до н.э


Старейшим скульптурным изображением человека является Венера из Холе-Фельс, которой исполнилось 40 000 лет. Однако, существует намного более древняя статуя, вокруг подлинности которой ведутся бурные споры. Эту статую, обнаруженную на Голанских высотах в Израиле, назвали Венера из Берехат-Рама. Если это на самом деле настоящая скульптура, то она старше неандертальцев и, вероятно, сделана предшественником человека разумного, а именно - Homo erectus. Фигурка была обнаружена между двумя слоями вулканического камня и почвы, радиологический анализ которых показал ошеломляющие цифры - от 233 000 до 800 000 лет. Прения вокруг открытия этой фигурки усилились после того, как в недалеко расположенном Марокко нашли фигурку, названную "Тан-Тан", которой исполнилось от 300 000 до 500 000 лет.

3. Рисунки на скорлупе страусиных яиц - 60 000 до н.э.


Страусиные яйца были важным инструментом во многих ранних культурах, а украшение их скорлупы стало важной формой самовыражения для людей. В 2010 году исследователи из Дипклофа в Южной Африке обнаружили большой тайник, в котором хранились 270 фрагментов страусиных яиц, на которые были нанесены декоративные и символические рисунки. Двумя различными основными мотивами на этих рисунках были заштрихованные полосы и параллельные или сходящиеся линии.

4. Старейшие наскальные рисунки в Европе - 42 300 – 43 500 до н.э.


До недавнего времени думали, что неандертальцы не умели создавать художественные произведения. Это изменилось в 2012 году, когда исследователи, работающие в пещерах Нерха в Малаге, Испания обнаружили рисунки, которые старше знаменитых рисунков в пещере Шове на юго-востоке Франции более чем на 10 000 лет. Шесть рисунков на стенах пещеры были сделаны углем, а радиоуглеродный анализ показал, что они были созданы за 42 300 - 43 500 лет до нашей эры.

5. Старейшие отпечатки рук - 37 900 до н.э.


На стенах пещер Сулавеси в Индонезии были найдены одни из старейших когда-либо созданных рисунков. Им почти 35,5 лет, и они почти такие же древние, как рисунки в пещере Эль-Кастильо (40 800 лет) и наскальные рисунки в пещере Шове (37 000 лет). Но самым оригинальным изображением в Сулавеси являются 12 отпечатков рук, сделанных при помощи охры, которым исполнилось как минимум 39 900 лет.

6. Старейшие фигурки из кости - 30 000 до н.э.


В 2007 году археологи из университета Тюбинген проводили раскопки на плато в земле Баден-Вюртемберг в Германии. Они обнаружили тайник с небольшими вырезанными из кости животными. Костяные статуэтки были сделаны ни много, ни мало - 35 000 лет назад. Еще пять фигурок, вырезанных из бивня мамонта, были обнаружены в пещере Фогельхерд на юго-западе Германии. Среди этих находок были остатки двух фигурок льва, два фрагмента фигурок мамонта, и двое неустановленных животных. Радиоуглеродный анализ и слой породы, в котором они были обнаружены, показывают, что скульптуры из кости были сделаны во время ориньякской культуры, которую связывают с первым появлением современного человека в Европе. Тесты показывают, что фигуркам 30 000 – 36 000 лет.

7. Старейшая керамическая статуэтка - 24 000 – 27 000 до н.э.


Вестоницкая Венера похожа на другие фигурки Венеры, которые находят по всему миру, и представляет из себя 11,3-сантиметровую обнаженную женскую фигуру с большой грудью и широкими бедрами. Это первая известная керамическая скульптура, изготовленная из обожженной глины, и она старше периода, при котором начала массово употребляться обожженная глина для изготовления посуды и статуэток, на 14 000 лет. Фигурка была обнаружена во время раскопок 13 июля 1925 года в Долни Вестонице, Южная Моравия, Чехословакия.

8. Первая пейзажная живопись - 6000 - 8000 до н.э.


Чатал-Хююкская роспись является старейшей из известной в мире пейзажной живописи. Тем не менее, это утверждение оспаривается многими учеными, утверждающими, что это изображение абстрактных форм, а также кожи леопарда. Что это на само деле - не знает никто. В 1963 году археолог ДжеймсМеллаарт проводил раскопки в Чатал_Хююке (современная Турция) - в одном из крупнейших городов каменного века, которые были найдены. Он обнаружил, что одна из многих фресок, используемых для украшения жилища, по его мнению изображает вид на город, с извергающимся рядом вулканом Хасан Даг.Исследование, проведенное в 2013 году, частично подтвердило его теорию о том, что это на самом деле пейзаж. Было обнаружено, что рядом с древним городом в тот период времени было извержение вулкана.

9. Самая ранняя христианская иллюстрированная рукопись - 330-650 н.э.


В средневековые времена и ранее книги были чрезвычайно дефицитным товаром, и считались фактически сокровищами. Христианские книжники украшали обложки книг драгоценными камнями и разрисовывали страницы узорами с каллиграфией. В 2010 году в удаленном монастыре в Эфиопии исследователи обнаружили Евангелие Гаримы. Первоначально думали, что этот христианский манускрипт был написан в 1 100 году, но радиоуглеродный показал, что книга намного старше и датируется 330-650 годами нашей эры. Эта замечательная книга может быть связана со временем аввы Гаримы, основателя монастыря, где была обнаружена книга. Легенда гласит, что он написал Евангелие за один день. Чтобы помочь ему с этой задачей, Бог остановил движение Солнца, пока книга не была закончена.

10. Самая старая картина, написанная маслом, - 7 век н.э.


В 2008 году в бамианском пещерном монастыре в Афганистане ученые обнаружили самую древнюю в мире картину, написанную маслом. Начиная с 2003 года, ученые из Японии, Европы и США работают, чтобы сохранить как можно больше произведений искусства в монастыре Бамиан, полуразрушенном талибами. В лабиринте пещер были обнаружены стены, исписанные фресками и картинами, которые изображают Будду и прочих персонажей мифологии. Исследователи полагают, что изучение данных изображений позволит получить неоценимую информацию о культурном обмене вдоль между разными частями света на Шёлковом пути.

Стоит отметить, что сегодня среди мирных пасторалей, благородных портретов и прочих произведений искусства, которые вызывают только положительные эмоции, есть полотна странные и шокирующие, такие как .

Своеобразие древнерусской литературы в изображении героя , в отличие от знакомой нам русской классики, тоже характеризует ее особенности. В ней не встречаются привычные образы, как в литературе XIX—XX веков. У средневекового писателя свое художественное видение человека и особые способы его изображения.

Воспроизведение человека в древней литературе, как и в новой, зависит от стиля и жанра произведения. Но, в отличие от новой литературы, жанры и стили в древней литературе тоже своеобразны. Без их понимания нельзя представить себе художественное своеобразие памятников Древней Руси.

Академик Д.С. Лихачев определил стили литературы Древней Руси: стиль монументального историзма (XI-XIII века), эпический стиль в литературе (XI-XIII века), экспрессивно-эмоциональный стиль (конец XIV-XV века), стиль психологического умиротворения (XV век). 1 Он рассмотрел художественное видение человека в древней литературе. В соответствии с его суждениями мы и излагаем материал.

В соотношении со стилями и жанрами воспроизводится в памятниках древней литературы герой, складываются и создаются идеалы. Монументальный стиль XI-XIII веков представлен в летописях, воинских повестях и повестях о княжеских преступлениях. Изображение идеального героя было связано с феодальным устройством и с кругом общественно-социальных понятий, с представлениями о чести, правах и долге феодала, с его обязанностями перед государством.

Идеальным героем в летописи выступал князь. Он создавался летописцем в «монументальном величии», как на мозаиках и фресках XI-XIII веков. Летописца интересовал официальный образ князя, его значительные поступки как исторического деятеля, а человеческие качества оставались за пределами внимания.

Идеальный образ героя создавался в соответствии с определенными канонами 2: перечислялись достоинства и добродетели князя, которые должны были вызвать поклонение (могуч, независим, красив лицом, храбр, искусен в ратном деле, мужествен, врагов сокрушитель, хранитель государства).

Парадность и торжественность, свойственная монументальному стилю, отличала повествование об идеальном герое. Д.С. Лихачев пишет: «И в литературе, и в живописи перед нами несомненно искусство монументальное. Это искусство, способное воплотить героизм личности, понятия чести, славы, могущества князя, сословные различия в положении людей» 3 .

Князь представлен в ореоле власти и славы. Это государственный деятель и воин. Бесстрашие в бою, презрение к смерти — одна из черт идеального героя. Он впереди своего войска, бесстрашно бросается в схватку и выходит на поединок с врагом. Князь в летописи олицетворяет могущество и достоинство страны. Идеал князя в литературе XI-XIII веков выражал патриотические чувства летописца, воплощал любовь к отчизне, к русской земле. Князь служит Руси, готов умереть за нее. Он призван стеречь Русскую землю, как пишут летописи, «за крестьян и за Русскую землю голову свою сложить, трудиться за свою отчизну». Патриотизм был не только долгом, но и убеждением русских князей, действующие лица были историческими деятелями, а не плодом художественного вымысла автора.

В таких произведениях древнерусской литературы, как жития, прославляется и подвижничество, подвиг служения отечеству, святость и «светлость» жизни русских святых. В их образах соединились пример самоотвержения, страстное служение идее, выразились народные идеалы духовной красоты русского человека (Феодосий Печерский, Сергий Радонежский и др.). В повествованиях о святых их величие, их идеальность передается на экспрессивно-эмоциональном фоне, который и создает экспрессивно-эмоциональный стиль литературы конца XIV-XV веков. Это особенно проявляется в житийной литературе, возвышающей жизнь святого до высокого подвига, до идеала. В древней литературе святой называется «воином Христовым». Он подвижник, главное в нем - его подвиг, который он совершает как воин. Например, Епифаний Премудрый называет Стефана Пермского «мужественным храбром», т.е. богатырем. Возвышен и героичен образ Сергия Радонежского.

В литературе XI-XIII веков проявляется и эпический стиль в изображении героев. Он особенно ощутим в тех произведениях, которые связаны с устным народным творчеством. Как и в фольклоре, действующие лица летописи и повести характеризуются «по одному крупному деянию» («Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем»). И в «Слове», и в «Повести» — коллективный герой, народный герой — защитник родины. Он отличается силой и мужеством. На него авторы переносят и подвиги его дружины (Буй-Тур Всеволод, Святослав, Евпатий Коловрат). Образ героя соединяется с дружиной и вырастает в богатыря - это собирательный образ.

Древняя литература создала героические характеры женщин. Это образы жен, матерей, провожающих своих близких в воинские походы и битвы с врагами, вдов, оплакивающих погибших. С любовью и теплотой пишет Владимир Мономах о вдове убитого сына, подобной голубке на сухом дереве. Прекрасен образ жены рязанского князя Федора Евпраксии, бросившейся со стены вместе с грудным младенцем («Повесть о разорении Рязани Батыем»).

Идеал женщины Древней Руси, выражающийся в служении близким, любви к родине, презрении к врагу, воплощен в летописях, воинских повестях, «Слове о полку Игореве». Образ Ярославны, верной, любящей женщины, создан в песенно-фольклорной традиции.

Гимн верности и любви, нравственный идеал древней литературы представлены в образе мудрой девы Февронии («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Здесь проявляется «психологическая умиротворенность», эмоциональная созерцательность автора, рисующего образ русской женщины. Героиня - высокий нравственный идеал, животворящая сила ее любви не может разлучить Февронию с избранником даже в смерти.

В демократической литературе XVII века (бытовые, сатирические повести) происходит открытие человеческой личности. В это время резко изменяется герой и его изображение. Литература предшествующих веков не знала вымышленного героя. Все действующие лица произведений были историческими (князья, священники, святые). Они существовали в русской истории. Теперь в литературе появляется обычный человек: селянин, мужик, купеческий сын, порвавший со своей семьей и пустившийся на поиски своего места. Это вымышленные герои, безвестные, не примечательные, не имеющие отношения к истории жизни России, но близкие читателю. Герой стал безымянным, особенно это относится к героям из демократической среды. В произведениях их называют: «бедный», «богатый», «крестьянский сын», «девица», «купец некий».

Герой демократической литературы отличается от идеального героя XI-XIII веков. Он не занимает никакого официального положения: ни князь, ни официальное церковное лицо. Художественные средства его изображения иные: герой снижен, будничен. Он лишен всего, что возвышало действующих лиц в литературе XI-XIII веков. Это человек, страдающий от холода, голода, общественной несправедливости. В отличие от парадных одежд монументальных образов князей, он одет в «гуньку кабацкую». Он потерял связь с родными, друзьями, затерян среди нищеты, лишен родительского благословения — человек опустившийся, и, все-таки, по мысли автора, нуждающийся в сочувствии. «Впервые в русской литературе с такой силой и проникновенностью была раскрыта внутренняя жизнь человека, с таким драматизмом рисовалась судьба падшего человека» 4 . И в этом обращении к теме «маленького человека» проявляется начало начал русской литературы, ее гуманистический характер. Изображение простого человека в литературе XVII века означало «гибель средневекового нормативного идеала» и постепенный выход литературы на новый путь изображения героя, опирающийся на действительность. 5

Ореол мученичества, служение идее, образ «мученика за веру» вновь поднимается в литературе XVII века в «Житии протопопа Аввакума». Литература Древней Руси снова поднялась до монументализма, до общечеловеческих и мировых тем, но на совершенно иной основе. Могущество личности самой по себе, вне официального положения, могущество человека, лишенного всего, ввергнутого в земляную яму, человека, у которого вырезали язык, отнимают возможность писать и сноситься с внешним миром, у которого гниет тело, которого заедают вши, которому грозят самые страшные пытки и смерть на костре, — это могущество выступило в произведениях Аввакума с потрясающей силой и совершенно затмило собой внешнее всевластие официального положения феодалов. 6

Так претерпевают изменения образ героя древней литературы и художественные способы его изображения.

Связь характеристик героев с их деяниями в обоих случаях самая непосредственная. Иное, допустим, в некрологической характеристике Всеволода Ярославича: "Сий бо благоверный князь Всеволод бе издетьска боголюбив, любя правду, набдя убогыя, въздая честь епископом и през-витером, излиха же любяше черноризци и подаяше требованье им. Бе же и сам въздержася от пьянства и от похоти..." и т. д. Ничто в этой характеристике не вытекает из приводимых о нем в летописи фактов. Характеристика Всеволода Ярославича выполняет здесь чисто этикетную функцию: это условное надгробное слово, отмечающее его христианские качества в момент, когда об этих христианских качествах и необходимо было вспомнить.

Следовательно, еще отличие эпического стиля в изображении людей от господствующего средневекового монументализма заключается в том, что многоликость героя, выступающего каждый раз в новом подобающем ему обличий, в эпическом стиле отсутствует: здесь герой тесно связан с одним или несколькими своими подвигами, характеристика его едина, неизменна, прикреплена к герою. Характеристика героя - как бы его герб; она кратка и необычайно выразительна, как щит Вещего Олега на вратах Царьграда.

В целом эпический стиль в изображении людей стадиально предшествует монументальному, как предшествует устное творчество народа письменности. Но с появлением письменности устное творчество не исчезает; также не исчезает и воздействие на литературу этого эпического стиля в изображении героев. Оно проявляется в тех произведениях, которые связаны с устным народным творчеством.

В самом деле, кое-что всё же в обрисовке действующих лиц летописи позволяет предполагать родство с фольклором.

К народному творчеству, очевидно, восходят в летописи и других произведениях литературы характеристики действующих лиц по их какому-либо одному крупному деянию. Так охарактеризован, например, в Киево-Печер-ском патерике князь Африкан: "Князь Африкан, брат Якуна Слепаго, иже отбеже от златыа луды, биася полком по Ярославе с Лютым Мьстиславом" .

Перед нами как бы напоминание о всем известном подвиге, деянии или случае. Так характеризуются, в частности, и некоторые из действующих лиц "Слова о полку Игореве": "...храброму Мстиславу, иже зарѣ за Реде-дюпредъ пълкыкасожьокыми"; "...до ныняшняго Игоря, иже истягнуумь крѣ постию своею и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половѣ цькую за землю Руськую".

Замечательно, что в летописи этим способом представляются читателю многие из знаменитых половецких ханов: "...Концаку, иже снесе Сулу, пешь ходя, котел носянаплечеву" ; "...Севенча Боняковича... иже бяшетьрекл: "хощю сечи в Золотая ворота, яко же и отець мой"" ; "... Алтунопу, иже словяше мужьством" .

Народный характер имеют и общие характеристики жителей какой-либо местности. Киевляне называли новгородцев "плотниками" . Ростовцы, суздальцы и муромцы говорят о владимирцах: "...то суть наши холопи каменьници" . Владимирцы отмечали в новгородцах их "гордость" . Вслед за этими народными характеристиками и летописец говорит о переяславцах, что они "дерзи суще" .

К этим же характеристикам примыкает и характеристика курян - "сведомых кметей" в "Слове о полку Игореве". Все эти характеристики интересны тем, что они передаются летописцем как всем известные, как народное мнение и как "слава" о тех или иных жителях. Во всех них чувствуется опора на реальную народную молву.

Характеристика "курян" в "Слове о полку Игореве" по своим принципам художественного обобщения совпадает с характеристикой "воинства рязанского" в "Повести о разорении Рязани Батыем" - тех "удальцов и резвецов" рязанских, из которых "един бьяшеся с тысящей, а два со тмою" . И в "Слове" и в "Повести" перед нами характеристика воинства, в которой ни слова не говорится о феодальной верности воинов своему князю, но всё направлено только на то, чтобы выявить воинские добродетели бойцов - защитников родины.

Характерные явления обнаруживаются в XII-XIII вв. в тех же памятниках при создании образа народного героя, образа защитника родины. Этот герой гиперболизируется в своей силе и мужестве, он как бы вырастает в размерах, его не могут одолеть враги. Однако понятие гиперболы может быть здесь применено с большими ограничениями. Впечатление гиперболы достигается тем, что на этого героя переносятся подвиги его дружины. Так. например, Всеволод Буй Тур в "Слове о полку Игореве" прыщет на врагов стрелами, гремит о шлемы мечами харалужными, и шлемы аварские "поскепаны" его калеными саблями.

Само собой разумеется, что Всеволод прыщет на врагов стрелами своей дружины, сражается ее мечами и ее саблями: у самого Всеволода мог быть только один меч или сабля. То же перенесение подвигов дружины на князя видим мы в "Слове" и в других случаях. Святослав Киевский "притрепал" коварство половцев "своими сильными плъкы и харалужными мечи"; Всеволод Суздальский может "Донъ шеломы выльяти"-не одним свом шлемом, а многими, конечно, шлемами его воинов.

Так же точно создается и образ Евпатия Коловрата в "Повести о разорении Рязани Батыем". На Евпатия переносятся подвиги его воинов и их боевые качества. Он как бы соединяет в себе черты всего русского воинства. Он без милости сечет полки Батыевы так, что татары стали "яко пияны или неистовы" . Когда мечи Евпатия притуплялись, он брал татарские мечи и сек ими. Опять-таки характерно это множественное число: "...яко и мечи притупишася, и емля татарскыа мечи и сечаша их" . Не может быть сомнения в том, что, говоря о Евпатии, автор имел в виду не одного его, но всю его дружину. Вот почему дальше говорится: "...татарове мняше, яко мертви восташа". Речь идет именно о мертвых, о многих воскресших бойцах. Вот почему и дальше без всякого перехода говорится о полке Евпатия: полк Евпатия и сам Евпатий объединены. Благодаря этому Евпатий вырастает до богатырских размеров: он "исполин силою", убить его удается татарам только с помощью "тмочисленных пороков"- стенобитных машин .

Смерть Евпатия - это своеобразное рождение первого богатыря в русской литературе. Мы ясно видим, как соединяет в себе образ Евпатия качества его дружины. Силен не богатырь - сильно воинство, которое он собой воплощает. Художественное обобщение идет по пути создания собирательного образа героя, воплощающего в себе качества всех русских воинов. Этим путем шло развитие образа былинного богатыря, который со временем стал один, без войска воевать за Русскую землю против огромной рати врагов. Путь этот пока еще не проторенный и лишь слабо намеченный, в дальнейшем приведет к литературным обобщениям нового, более совершенного характера. Этот путь, как мы ясно видели и в других случаях, был связан с нарушением узкоклассового, феодального литературного стереотипа в изображении людей. Эти нарушения были особенно часты в изображении женщины. Женщина не занимала обычно своего места в иерархической лестнице феодальных отношений. Княгиней, княжной, боярыней, боярышней или купчихой она была по мужу или отцу. И это вносило ослабление в определенность ее классовой характеристики.

Произведения древней русской литературы отразили немногие черты характера женщины древней Руси. В больших государственных заботах древнерусским писателям нечасто приходилось обращать свой взор к дочерям, женам и матерям героев русской истории. Однако краткие и немногие строки русских светских произведений почти всегда с сочувствием и уважением пишут о женщинах. "Злая жена", столь типичная для аскетической церковной литературы,- редкий гость в произведениях литературы светской: в летописи, в повестях воинских, посольских, исторических. Да и в тех случаях, когда она появляется в светских произведениях, как, например, в "Молении" Даниила Заточника, она лишена всякой женственности: она "ротаста", "челюстаста", "старообразна". Юные же женщины - привлекательны без исключения. С какой трогательностью пишет Владимир Мономах в письме к Олегу Святославичу о вдове убитого Олегом своего сына Изяслава; летописец вспоминает мать юного брата Мономаха, Ростислава, безвременно погибшего в Стугне. Мать Ростислава оплакивала его в Киеве, и летописец сочувствует ее горю: "И плакася по немь мати его и вси людье пожалиша си по немь повелику, уности его ради" .

Знает древнерусская литература и героические образы русских женщин. Княгиня Мария - дочь погибшего в Орде черниговского князя Михаила и вдова замученного татарами ростовского князя Василька - немало потрудилась, чтобы увековечить память обоих. По ее указанию (а может быть, и при ее непосредственном участии) было составлено житие ее отца Михаила Черниговского и написаны трогательные строки о ее муже Васильке в Ростовской летописи .

Трогателен и прекрасен в "Повести о разорении Рязани Батыем" образ жены рязанского князя Федора - Евпраксии. Ее муж пожертвовал жизнью, защищая в стане Батыя ее честь. Услышав о смерти мужа, Евпраксия "абие ринуся из превысокого храма своего с сыном своим со князем Иваном на среду земли, и заразися до смерти" .

Скупая во всем, что касается личных чувств своих действующих лиц, русская летопись отмечает всё же, что суздальскому князю Всеволоду Большое Гнездо было "жаль" своей "милой дочери" Верхославы . Всеволод дал "по ней многое множьство, бес числа злата и серебра", богато одарил сватов и, отпустив ее с великою честью, провожал ее до трех станов. "И плакася по ней отець и мати: занеже бе мила има и млада" . Не забыта летописцем и та безвестная женщина, которая, приняв ослепленного князя Василька -Ростиславича Теребовольского за умершего, оплакала его и выстирала его окровавленную рубашку.

Описывая смерть волынского князя Владимира Васильковича, летописец не преминул упомянуть о любви его к жене -"милой Ольге". Это была четвертая дочь брянского князя Романа, но была она ему "всех милее". Роман отдал "милую свою дочерь" за Владимира Васильковича, "посла с нею сына своего старейшего Михаила и бояр много" . Впоследствии ее навещает брат ее Олег . С ее помощью на смертном одре Владимир Василькович улаживает свои государственные дела, причем называет ее "княгини моа мила Олго". Владимир и Ольга были бездетны. Предсмертные заботы Владимира направлены "а то, чтобы устроить судьбу ее и их приемной дочери - Изяславы, "иже миловах ю аки свою дщерь родимую" . Владимир Василькович разрешает своей жене поступить после его смерти, как ей вздумается - жить так или идти в черницы: "Мне не воставши смотрить, что кто иметь чинити по моемь животе" , - говорит он.

Нежный, задумчивый облик женщины-матери донесли до нас и произведения русской живописи XII в. В них воплощена забота женщины, ее любовь к умершему сыну.

Сохранился рассказ о том, какое впечатление у зрителей оставляли эти произведения. Гордый князь Андрей Юрьевич Боголюбский, никогда ни перед кем не склонявший головы, смелый воин, всегда первым бросавшийся в битве на врагов, был поражен изображением Владимирской богоматери. "Сказание о чудесах Владимирской иконы" говорит о том глубоком впечатлении, которое произвела на Андрея Боголюбского икона Владимирской богоматери. Увидев ее впервые, он пал перед нею на колени - "припаде на земли" . Впоследствии все свои победы над врагами сам он и его летописец приписывали помощи этой иконы.

Во всех этих немногих упоминаниях женщина неизменно выступает в обаянии нежной заботливости, проникновенного понимания государственных тревог своих мужей и братьев. Дочь, мать или жена - она всегда помогает своему отцу, сыну или мужу, скорбит о нем, оплакивает его после смерти и никогда не склоняет его при жизни к трусости или самосохранению ценой позора. Смерть в бою с врагами она воспринимает как должное и оплакивает своих сыновей, мужей или отцов без тени упрека, без следа недовольства, как воинов и патриотов, выполнивших свой долг, не ужасаясь и не осуждая их поведения, а с тихою ласкою и с похвалой их мужеству, их доблести. Любовь к мужу, отцу или сыну не притупляет их любви к родине, ненависти к врагам, уверенности в правоте дела любимого человека.

Русские женщины "Слова о полку Игореве" воплощают в себе те же черты, которые хотя и скудно, но достаточно отчетливо донесли до нас летописи и воинские повести XII-XIII вв. Мы можем с уверенностью представить себе идеал женщины древней Руси XII-XIII вв., который будет одинаков и в летописи, и в воинских повестях, и в "Слове о полку Игореве"; только в "Слове о полку Игореве" образ скромной, заботливой, верной и любящей женщины, достойной жены своего героя-мужа, выступает с еще большей отчетливостью и большим обаянием. Идеал женщины XII-XIII вв. заключает в себе мало классовых черт. Класс феодалов не выработал собственного идеала женщины, резко отличного от народного. Женщина и в среде феодалов была предана своим заботам жены, матери, вдовы, дочери. Большие государственные обязанности не были ее уделом. И именно это способствовало сближению женских образов - феодальных и народных. Вот почему Ярославна в "Слове о полку Игореве" представлена в образе лирической, песенной русской женщины - Ярославны.

Эпический стиль в изображении людей ни разу не охватывает литературное произведение полностью. Даже в "Слове о полку Игореве" этот эпический стиль соединен со стилем средневекового монументализма. Как мы уже видели, элементы эпического стиля явственно ощущаются только в начальной части Повести временных лет, впоследствии - в образах женщин. Он сказывается в Ипатьевской летописи (характеристика Романа Галицкого), в "Слове о погибели Русской земли", в Житии Александра Невского (в характеристике шести храбрецов Александра Невского), в "Повести о разорении Рязани Батыем" и в некоторых других произведениях. Такая эпизодичность в проявлениях этого стиля вполне понятна: стиль этот в основном выразился только в устном народном творчестве, а в литературе он отражался время от времени под воздействием последнего. Поскольку же устное народное творчество киевского периода известно нам в скудных остатках среди произведений письменных, многие особенности этого стиля остаются для нас все же не ясными.

В изобразительном искусстве эпический стиль почти не отразился. Это и понятно: изобразительное искусство было гораздо более "дорогим", чем литература, но и в изобразительное искусство все же проникали отдельные элементы эпического стиля через непосредственных выпол-нителей воли заказчиков-феодалов. Вот что пишет по этому поводу М. В. Алпатов: "До нас не дошло искусство, которое создавалось в Киеве народом для себя. Смердам приходилось жить в курных избах полуземляночного типа. Но они слагали песни о героях, голос протеста простого люда звучал в городах на вече. У людей труда были свои идеалы жизни и свои понятия красоты. Руками этих людей создавались киевские здания с их пышным убранством. Вот почему и во многих великокняжеских памятниках чувствуются отголоски народных художественных представлений" .

Главы: "Народное поэтическое творчество времени расцвета древнерусского раннефеодального государства (X-XI вв.)" и "Народное поэтическое творчество в годы феодальной раздробленности Руси - до татаро-монгольского нашествия (XII - начало XII в.)". в кн.: "Русское народное поэтическое творчество", т. I, М-Л., 1953.

Повести о Николе Заразском- Труды Отдела древнерусской литературы (ОДРЛ) Института русской литературы Академии наук СССР, т. VII, 1949, стр. 290-291.

Повести о Николе Заразском- Труды Отдела древнерусской литературы (ОДРЛ) Института русской литературы Академии наук СССР, т. VII, 1949, стр. 293.

Повести о Николе Заразском- Труды Отдела древнерусской литературы (ОДРЛ) Института русской литературы Академии наук СССР, т. VII, 1949, стр. 294.

Повесть временных лет, т. I, стр. 144.

Благодаря тому что портрет князя всегда был обращен к зрителю и написан для зрителя, в нем легко проглядывали те черты, которые больше всего были дороги именно для того зрителя, который выступал в роли заказчика произведения. В своде ростовской княгини Марии в характеристике ее покойного мужа - ростовского князя Василька Константиновича - ясно ощущается не только похвала, но и выражение горести утраты: "Бе же Василко лицем красен, очима светел и грозен, хоробр паче меры на ловех, сердцемь легок, до бояр ласков, никто же бо от бояр, кто ему служил и хлеб его ел, и чашю пил, и дары имал,- тог никако же у иного князя можаше быти за любовь его; излише же слугы свои любляше. Мужьство же и ум в нем живяше, правда же и истина с ним ходяста. Бе бо всему хытр и гораздо умея, и по-седе в доброденьствии на отни столе и дедни" (Лаврентъевская летопись, под 1237 г., стр. 467). Этот лирический портрет, в котором внешним чертам князя придано такое большое значение, может сравниться только с портретом волынского князя Владимира Васильковича, составленным волынским летописцем, также особенно внимательным к судьбам вдовы этого князя - "милой" Ольги. Волынский: ростовский летописцы - оба писали для вдов своих князей, оба в какой-то мере, отразили их чувства. "Сий же блаюверный князь Володимерь,- пишет волынский летописей,- возрастомь бе высок, плечима великь, лицемо красен, волосы имея желты кудрявы, бороду стригый, рукы же имея красны и ногы; речь же бяшеть в немь толъста и устна исподняя дебела, глаголаше ясно от книг, зане бысть философ велик и ловець хитр, хоробр, кроток, смирен, незлобив, правдив, не мьздоимецъ, не лжив татьбы ненавидяше, питья же не пи от вздраста своего. Любовь же имеяше ко всим паче же и ко братьи своей, во хрестьном же целованьи стояше со всею правдою истиньною, нелицемерною" (Ипатьевская летопись, под 1289 г., стр. 605).

Труды ОДРЛ, т. VII, стр. 289.

Ипатьевская летопись, под 1187 г., стр. 443.

Ипатьевская летопись, под 1264 г., стр. 569.

Ипатьевская летопись, под 1274 г., стр. 577.

Ипатьевская летопись, под 1287 г., стр. 595.

Ипатьевская летопись, под 1287 г. Владимир говорит об Изяславе: "Бог бо не дал ми своих родити, за мои грехы, но си ми бысть аки от своее княгине рожека, взял бо есмь ю от своее матери в пеленах и воскормил" (стр. 593).

Сказание о чудесах Владимирской иконы божьей матери. Под ред. В.О. Ключевского. Общество любителей древней письменности, вып. XXX, 1878, стр. 30.

М.В. Алпатов. Всеобщая история искусств, г. ///. М., 1955, стр- 60-61.

Cудьба - понятие довольно сложное и пока еще никем не изученное полностью. Некоторые считаю, будто человек сам является вершителем своей судьбы, мнение других заключается в том, что существует Некто - Бог, или Высший разум, определяющий не только длительность человеческой жизни, но также и события, происходящие в ней. Однако к какой же категории можно отнести предсказания, сделанный писателями и поэтами не страницах литературных произведений? Ведь зачастую бывает так что автор сначала описал какое-то событие, и только спустя годы, а то столетия, оно сбывается. До сих пор неизвестно, как и почему писатели-фантасты смогли «угадать» и даже в какой-то степени предсказать многие грядущие события. В качестве примера можно привести роман «Тщетность», который написал Морган Робертсон - автор, малоизвестный широкому кругу любителей фантастики. Действия романа происходит на борту судна под названием «Титан».

Е читатели. Кому пришло в голову сравнить основные характеристики корабля, ужаснулись: протяженность корабля составляла 243 м (у «Титаника» - 269), передвигался он со скоростью 25 узлов (как и у «Титаник»), у обоих кораблей - и вымышленного, и настоящего - было по 4 трубы и 3 винта. Не станем перечислять остальные характеристики судов: поверьте, они почти идентичны. Согласно сюжету произведения, холодной апрельской ночью считающийся непотопляемым корабль «Титан», не снижая скорости. Налетел на айсберг и утонул. Через 14 лет после опубликования романа в свой первый рейс отправился корабль с похожим названием - «Титаник». В апреле 1912 года с ним произошла катастрофа: двигаясь в ночное время на большой скорости, судно столкнулось с айсбергом и погибло.
Удивительное сходство событий на этом не закончилось: писатель указал и причину гибели тысяч пассажиров, которым не хватило спасательных шлюпок. Так что же это - простое совпадение или предвидение событий?
У этой истории имеется и продолжение. Апрельской ночью 1935 года моряк Уильям Ривз стоял на вахте на носу английского парохода «Титаниан», направлявшегося в Канаду. Была глубокая полночь, Ривз, находясь под впечатлением только что прочитанного романа «Тщетность», неожиданно понял, что между катастрофой «Титаника» и вымышленным событием наблюдается шокирующее сходство. Затем у моряка мелькнула мысль, что и его судно в настоящий момент пересекает океан там, где и «Титан», и «Титаник обрели свой вечный покой. Затем Ривз вспомнил, что день его рождения совпадает с точной датой погружения «Титаника» под воду - 14 апреля 1912 года. При этой мысли моряка охватил неописуемый ужас. Ему казалось, что судьба готовит ему нечто неожиданное.
Находясь под сильным впечатлением, Ривз подал сигнал опасности, и машины парохода немедленно остановились. На палубу выбежали члены экипажа: все хотели узнать причину столь внезапной остановки. Каково же было изумление матросов, когда они увидели корабль, остановившийся прямо перед айсбергом, вынырнувшим из ночной тьмы. Значит, если бы Ривз отмахнулся от своих мыслей, судно повторило бы судьбу обоих кораблей, о которых шла речь выше. В 1866 году британский журналист Э.У. Стед тоже написал рассказ о судне «Маджестик», затонувшем после встречи с айсбергом в Северной Атлантике. Имя его капитана - Э. Смит - совпадало с именем реально существовавшего капитана лайнера «Титаник». Интересно, что Стед, всю жизнь занимавшийся изучением многих феноменов, включая и роль предсказаний на дальнейшую жизнь человека, не обратил внимания на собственное пророчество. Э. У. Стед в том далеком 1912 году взошел на борт самого непотопляемого корабля в мире, который обрел себе ледяную могилу в Атлантике.

А как быть с произведением известного американского фантаста Артура Кларка? В 1947 году он выпустил в свет свое первое литературное детище - рассказ о высадке человека на Луну. Более того, автор с точностью указал географические характеристики этого небесного тела. Прошло не так уж много, как события, описанные в рассказе А. Кларка, воплотились в жизнь.

В годы советской власти под величайшим запретом находилось своеобразное пророческое произведение

А. Богданова «Красная звезда» , написанное им в 1904 году.
В этой книге, которую можно назвать антиутопией, писатель предугадал не только трагические события в России, но также и символику нового государства, указанного в заглавии романа. А вот что написал Ф. М. Достоевский в своем «Дневнике писателя за сорок лет до трагических событий в Росси: «Предвидеться страшная, колоссальная…революция, которая потрясет все страны изменением лика мира. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови… Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств, Начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в стойла, зальют мир кровью, а потом сами испугаются».
Здесь же писатель предсказал примерное количество жертв грядущей революции (100 миллионов), а в «Бесах» - и ее сроки. Петенька Верховенский на вопрос: «Когда все начнется?» - ответил: « Лет через пятьдесят…Начнется на Масленице (февраль), кончится после Покрова (октябрь)».
Дар предвидения, присущий некоторым писателям, окутан дымкой тайны. Даже столетия спустя он продолжает удивлять и поражать ученых, которые все еще не могут понять, каким образом гениям художественного слова удалось создать произведения, являющиеся по своей сути пророческими.


Пророчества русских писателей и поэтов о будущем России

Целый ряд подобных прорывов в будущее, предчувствий его находим мы и у русских писателей и поэтов. Как и в обыденной жизни, предчувствия эти чаще всего касаются событий гибельных, катастрофических.

Почти за сто лет до революции и того, что последовало за ней, Михаил Лермонтов написал пророческие строки:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон...

Это писалось за много лет до свержения и убийства последнего российского императора и его семьи, до массовых казней и лагерей.

Потрясающих в своей силе художественных прозрений русских писателей о событиях грядущей эпохи слишком много, чтобы можно было объяснить простым совпадением. В ряду гениальных прозрений — строки некоторых русских поэтов о собственной гибели.

Михаил Лермонтов в стихотворении «Сон» писал:
В полдневый жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Не прошло и года, как поэт погиб на дуэли во время своего пребывания на Кавказе. Николай Гумилев «увидел» в одном из своих стихотворений мастерового, изготовлявшего пулю, предназначенную для него.
Им пуля отлитая отыщет грудь мою.

Если сегодня прочесть его же стихи «Смерть поэта», то каждая строка в нем четко соответствует жизненной судьбе автора - принявшего эстафету от великого Пушкина... «Погиб поэт! - невольник чести - пал оклеветанный молвой... Восстал он против мнений света один, как прежде, ...и убит!"

В письме А.Я.Булгакову П.А.Вяземский писал 4 августа 1841 года: «...В нашу поэзию стреляют удачнее... Второй раз не дают промаха. Грустно! Да. Сердечно жаль Лермонтова, особенно, узнавши, что он был так бесчеловечно убит. На Пушкина целила по крайней мере французская рука, а русской руке грешно было целить в Лермонтова..."

Не случайно Борис Пастернак предостерегал своих современников-поэтов от того, чтобы предсказывать в стихах собственную смерть.
Вспомним пророческие строки Достоевского из его «Дневника писателя» за 1877 год:
«Предвидится страшная, колоссальная стихийная революция, которая потрясет все царства мира изменением лика мира всего. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови».
«Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств. Начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в стойла, зальют мир кровью, а потом сами испугаются...»

Причем писались эти пророческие строки за сорок лет до событий 1917 года, когда в общественной жизни не было, казалось, ни малейших признаков надвигавшейся народной трагедии. Неудивительно, что последующие семьдесят лет к этим строкам новые властители России предпочитали не обращаться.

Все эти годы под запретом находилась и пророческая антиутопия Александра Богданова «Красная звезда», в которой еще в 1904 году он предугадал не только черты надвигавшегося тоталитарного правления, но и даже его символику, вынесенную в заглавие романа.

Среди пророчеств и неслучайных совпадений есть такие, когда русский человек не знает — плакать ему или смеяться. За полвека до большевистской революции сатирик Салтыков-Щедрин написал повесть «История одного города», где под «городом Глуповом» не одно поколение русских читателей узнавало страну, в которой они жили. Губернатор-тиран, повествует Щедрин, едва приняв власть над несчастным городом, отменил все праздники, оставив только два. Один отмечался весной, другой — осенью. Именно так в первые же годы своего правления поступили большевики, отменив в стране все традиционные праздники. Из нововведенных ими праздников один отмечался весной (1 мая), другой — осенью (7 ноября). Совпадения не кончаются на этом. У Щедрина весенний праздник «служит приготовлением к предстоящим бедствиям». У большевиков 1 Мая всегда был «днем смотра боевых сил пролетариата» и сопровождался призывами к усилению классовой борьбы и к свержению капитализма. Иначе говоря, был ориентирован на бедствия грядущие. Что касается осеннего праздника, то, по Щедрину, он посвящен «воспоминаниям о бедствиях уже испытанных». И словно нарочно или в насмешку 7 Ноября — праздник, установленный большевиками, — был посвящен памяти о кровопролитиях революции.

Смертельные пророчества часто появлялись помимо воли авторов из случайных, брошенных ненароком слов, - объясняет Александр Сергеевич. - Но слова эти были зафиксированы на бумаге и, стало быть, обрели жизнь самостоятельную. А у жизни слов - свои законы и последствия. В первую очередь эти последствия касаются тех, кто данные слова произнес. Убедитесь сами.

Самый поразительный случай находим в стихотворении Николая РУБЦОВА «Я умру в крещенские морозы». Он погиб 19 января - в тот самый день, когда отмечается православное Крещение.

Драматург Александр ВАМПИЛОВ мимоходом черканул в своей записной книжке: «Я знаю - старым я никогда не буду» . Так и вышло: он утонул в Байкале за несколько дней до своего 35-летия. Поэт и музыкант Юрий ВИЗБОР в 1978 году написал песню «Памяти ушедших», где есть такая строка: «Как хочется прожить еще сто лет - ну пусть не сто, хотя бы половину». Визбор будто сам отмерил себе земной срок - прожил ровно 50 лет.

Владимир ВЫСОЦКИЙ в одном не очень известном стихотворении предсказал время своей смерти: «Жизнь - алфавит: я где-то уже в «це-че-ше-ще» - уйду я в это лето в малиновом плаще» . Стихи написаны в начале 1980 года. Летом этого года, 25 июля, Высоцкого не стало.

Когда Валентин ПИКУЛЬ ушел из жизни, жена нашла в его библиотеке книгу со слепым корешком, и в ней было творческое завещание, которое заканчивалось словами: «Писал это Пикуль Валентин Савич, русский, родился 13 июля 1928 года, умер 13 июля 19... года». Написано это в 1959 году, а умер он 16 июля 1990 года, ошибившись в числе всего на три дня.

Намеки на безвременную гибель встречаются в произведениях Сергея ЕСЕНИНА, Владимира МАЯКОВСКОГО, Николая ГУМИЛЕВА, Всеволода БАГРИЦКОГО, Василия ШУКШИНА, Марселя ПРУСТА, Генриха ИБСЕНА, Пауля ФЛЕМИНГА.

Например, полет фантазии позволяет гению, увидевшему самодвижущийся экипаж или воздушный шар, тотчас «предсказать» автомобильные пробки на дорогах мира и космос, кишащий межпланетными путешественниками.

Другое дело - предсказания своей кончины. Есть мнение, что люди творческие вовсе не предрекают будущее, а как бы моделируют его. Ведь некоторые из поэтических строк напоминают заклинания вроде «Я хочу умереть молодой!» Мирры Лохвицкой. Если согласиться с тем, что слово материально и обладает мощной энергетикой, то логично допустить, что эти опасные фразы способны притянуть к человеку, их произнесшему, беды.

Недаром мудрая Ахматова предупреждала своих излишне дерзких собратьев по перу: «Поэты, не предсказывайте свою смерть - сбывается!»

Литературные прогнозы на ХХ век...


Джонатан Свифт

(1667 - 1745)

ЧТО ПРЕДСКАЗАЛ

В книге «Путешествия Гулливера» (1726) астрономы Лапуты, страны, куда попал Гулливер, открыли наличие двух спутников у планеты Марс. А в главе, посвященной Великой академии Лагадо, встречается описание «машины для открытия отвлеченных истин».

ЧТО СБЫЛОСЬ

Открытие Фобоса и Деймоса произошло только через полторы сотни лет после выхода романа. А в описании странной машины можно угадать изобретение «мыслящего прибора», то есть компьютера.


Владимир Одоевский

(1803 -1869)

ЧТО ПРЕДСКАЗАЛ

В романе «4338-й год» (1835) рассказывается, что в будущем основными средствами передвижения станут воздушный и подземный транспорт. Вот как герой описывает свой путь в Россию из Китая: «Мы с быстротою молнии пролетели сквозь Гималайский туннель, но в Каспийском туннеле... мы должны были выйти из электрохода, великолепно освещенного гальваническими фонарями». В романе говорится об освоении Луны, которая «необитаема и служит только источником снабжения Земли», а также об «электрических разговорах», которые заменят переписку.

ЧТО СБЫЛОСЬ

Туннели, электроходы напоминают по описаниям метрополитен. Кстати, первый опытный электровоз был построен в Германии в 1879 году. Да и предвидеть использование «гальванических фонарей» было непросто: угольная лампа Лодыгина была запатентована в 1874 году, «свеча Яблочкова» - в 1876-м, а лампа накаливания Эдисона - в 1879-м. И Каспийский туннель, по которому мчится электроход из Китая, проложен под дном моря - тоже очень прогрессивная мысль для того времени. Первый практически пригодный телефонный аппарат был запатентован лишь в 1876 году. Об использовании же лунных пород для энергетики Земли ученые заговорили лишь во второй половине ХХ века.


Жюль Верн

(1828 - 1905)

ЧТО ПРЕДСКАЗАЛ

В романах «С Земли на Луну» (1865), «Вокруг Луны» (1870) и «Париж в ХХ веке» (1863) герои Верна «промахнулись» мимо Луны и так и не высадились на ее поверхность, затем благополучно облетели земной спутник и вернулись на Землю. В третьей книге улицы Парижа заполнены автомобилями, работающими на водороде, а документы передаются посредством прибора, очень напоминающего современный факс.

ЧТО СБЫЛОСЬ

В первом случае сюжет похож на судьбу экипажа американского корабля «Аполлон-13», который ровно через сто лет - в апреле 1970 года - не смог высадиться на Луну. Но еще интереснее параллели между верновским кораблем и «Аполлоном-8», который в 1968 году совершил первый пилотируемый полет вокруг Луны. Оба аппарата - и литературный, и реальный - имели экипаж, состоявший из трех человек. Примерно совпадали их размеры и масса. Оба стартовали с территории США. Совпали даже районы стартовых площадок! Кроме того, сегодня автомобили на водороде становятся реальностью. А вот факсы уже уходят в прошлое за ненадобностью.


Герберт Уэллс

(1866 - 1946)

ЧТО ПРЕДСКАЗАЛ

В своих произведениях он «изобрел» биологическое оружие, искусственное оплодотворение, методику ввода питательных веществ прямо в кровь. Еще в 1910-х годах он говорил об огромной роли атомной энергетики в жизни человечества и предсказал, что в будущем авиация высоких скоростей перейдет к стреловидному крылу. В «Войне миров» (1898) Уэллс описывает действие теплового луча, похожего на современный лазер, а в книге «Когда спящий проснется» (1899) - «странные технические устройства, на гладкой поверхности которых появляются яркие цветные картинки с движущимися фигурами».

ЧТО СБЫЛОСЬ

Уэллс опередил научно-технический прогресс на многие десятилетия. К правильной схеме крыла авиаконструкторы пришли лишь через 20 лет после предсказания писателя. В прошлом веке появились лазеры, в том числе и боевые. Описание же автором конца позапрошлого века телевизора и видеомагнитофона сильно впечатляет.


Артур Кларк

(р. 1917)

ЧТО ПРЕДСКАЗАЛ

В 1945 году он всерьез говорил о запуске на околоземную орбиту спутников связи. Также он утверждал, что человек высадится на Луне еще до наступления 2000 года, и предположил появление телефонов с камерой, телетекстом и возможностью создавать сообщения и переговорное устройство, вмонтированное в наручные часы.

ЧТО СБЫЛОСЬ

Не прошло и полувека, как орбита Земли оказалась буквально забита такими спутниками. Другие его научные «открытия» сегодня уже вошли в обиход.

По сравнению с этими пророчествами предсказания прочих авторов выглядят куда бледнее. Но все же вспомним, что звукозаписывающие устройства появились у Сирано де БЕРЖЕРАКА в «Государствах и империях Луны» (1655), первые роботы - в пьесе Карела ЧАПЕКА «Р.У.Р.» (1920), калькулятор встречается у Айзека АЗИМОВА в «Основании» (1951), плейер - у Рея БРЭДБЕРИ в книге «451 градус по Фаренгейту» (1953).

...НА ГРЯДУЩИЕ ВЕКА

К 2519 году Европа одичает

Полистав литературные произведения, можно попытаться заглянуть и в будущее

Вильгельм Кюхельбекер в своих «Европейских письмах» (1820) предполагал, что к 2519 году Европа одичает: Лондон и Париж исчезнут с лица Земли, а Испанию заселят некие гверилассы, которые будут кочевать из долины в долину и грабить купцов и путешественников.

Британский юморист Джером К. Джером в рассказе «Новая утопия» (1891) заглядывает аж в XXIX век. Там нас ждет мир, в котором царит Всеобщее и Абсолютное Равенство - люди обязаны ходить в одинаковых одеждах, умываться и принимать пищу в одно и то же время. Имена будут заменены номерами (подобное предсказание встречаем также у Евгения Замятина в антиутопии «Мы», 1924), а если чей-то интеллект окажется выше среднего, то мозг такого человека «усредняют» хирурги.

Что касается научных открытий и технических достижений - вот лишь несколько прогнозов:

2023 год - создание сверхразумного робота («Вариант Тьюринга» Роберта Мински и Гарри Гаррисона).

2119 год - появление универсального лекарства от всех болезней (Аркадий и Борис Стругацкие, «Полдень, XXII век»).

2122 год - обнаружение внеземной жизни на планете Тагора, с чьим населением в 2124-м земляне установят контакт (Стругацкие, «Полдень, XXII век»).

XXIII век - изобретение психосинтезатора, прибора для материализации образов, возникающих в человеческом мозгу (Григорий Темкин, «Костер»).

XXIV век - дома будут строить на основе «теории четырехмерных кубов». Здесь сам собой будет обновляться интерьер, а комнаты станут перемещаться с этажа на этаж, чтоб хозяину не было скучно (Роберт Хайнлайн, «Дом, который построил Тил»).

Фантасты предрекают также изобретение фотографий, передающих запах, звук и подвижную картинку (Джо Холдеман, «Право на Землю»), появление светящихся имплантатов, которые будут вживляться в тело человека вместо украшений (Пол Ди Филиппо, «Проблемы выживания») и многое другое.



Рассказать друзьям