Современный кинематограф как плюс и минус для человека. Современное киноискусство

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Изучая комментарии к видеообзорам и рецензиям проекта «Научи хорошему», мы периодически сталкиваемся с непониманием нашей позиции со стороны отдельных читателей. Их мнение обычно сводится к тому, что проект «почему-то ругает хорошие фильмы и хвалит плохие».

И действительно, при беглом знакомстве с нашими статьями можно увидеть кардинальное расхождение в оценке большинства фильмов между официальными критиками и экспертами и оценкой проекта. Как так получается, что многие картины, которые получают международные премии и кинонаграды и даже собирают полные залы, мы, не стесняясь, называем убогостью и пошлостью и присваиваем отрицательную оценку?

На самом деле никакого противоречия в этой ситуации нет – просто у нас и у официальных критиков разная система оценок. Но чтобы объяснить эту мысль подробно, надо разобраться в том, как устроена современная система кинематографа. Начнём с кинопремий. За что их дают, и зачем они нужны? Смотрите видеообзор:

Премия – это просто инструмент поощрения. Это как с воспитанием детей – мы ведь их хвалим, когда они ведут себя правильно. Так и здесь: сценаристов, режиссёров и актёров хвалят за то, что они ведут себя «правильно», продвигая те идеи, идеалы и цели, которые нужны заказчику.

Вот, например, во времена холодной, то есть информационной, войны на Западе премии получали, в частности, те фильмы, которые выставляли русских глупыми и отсталыми. В СССР в то же время премии получали те фильмы, которые демонстрировали дружбу народов и превосходство социалистической системы над капиталистической.

А за что же премии дают сейчас, когда железного занавеса больше нет?

Проведённый нами анализ большинства популярных фильмов, собравших множество наград, свидетельствует о том, что премии дают в первую очередь за эффективную:

  • пропаганду секса, пошлости и извращений
  • пропаганду алкоголя, табака и других наркотиков
  • пропаганду глупости, насилия и безнравственности

«Погодите! – закричат многие. – Премии дают за хорошую игру актёров, за интересный сюжет, за реализм, глубину мысли, высокие художественные достижения!»

Безусловно, всё перечисленное играет важную роль, но только в контексте того, насколько будет эффективной пропаганда пошлости, безнравственности и наркотиков. То есть премию дают не просто за пропаганду всего этого негатива (как-никак, таких фильмов очень много), а за качественную, талантливую, завуалированную пропаганду, которую зрители будут потреблять с восторгом и ещё и спасибо скажут.

Почитайте рецензии так называемых экспертов на популярные фильмы – в 99% случаев вам будут говорить об игре актёров, таланте режиссёра, трогательных нотках и так далее, но не скажут самого главного «ЧЕМУ УЧИТ ЭТОТ ФИЛЬМ?» или по-другому – «КАКИЕ ИДЕИ ОН ПРОДВИГАЕТ?». По тем же причинам не говорят об этом и на международных кинофестивалях. Ну подумайте сами, не могли же режиссёру Звягинцеву вручить в Лондоне премию за пропаганду русофобии, пошлости и наркотиков? Нет, конечно, ему вручили эту награду за талант режиссёра.

А после того, как этот фильм получил в награду ещё и американского Золотого орла и был выдвинут на премию Оскар, то тут уж даже Министр культуры РФ В.Мединский перестал верить своим глазам и изменил своё мнение о фильме, порадовавшись за мастерство кинематографистов. Вот только нам с вами радоваться этому не надо, потому что это мастерство сегодня направлено против нас и реализуется в завуалированной и талантливой пропаганде пошлости, наркотиков и безнравственности.

Подобная пропаганда преследует конкретную цель: разрушение института семьи, сокращение и деградация населения.

При этом, думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что за прошедшие 20 лет с момента поражения СССР в холодной войне значительной части населения нашей страны удалось основательно и поменять их взгляды и ценности. Эта пропаганда эффективно работает как в отношении детей, так и взрослых.

Следует также понимать, что и российская, и западная система кинопремий ориентирована на одни и те же цели. Вот Никите Михалкову, написанное ещё в 2012 году, но с тех пор ничего не изменилось. Рекомендуем прочитать его полностью, мы же отметим только основные моменты:

Многие авторы, особенно это касается документального кино, открыто издеваются над больными и убогими героями своих фильмов, над нравственными и духовными ценностями, прикрывая свой непрофессионализм громкими заявками на «арт-хаусность» и «современные» подходы к творчеству.

Организаторы ведущих студенческих и молодежных фестивалей при отборе и составлении программ отдают таким фильмам наибольшее предпочтение, предоставляя самые посещаемые зрителями вечерние часы и престижные площадки.

В то же время картины, несущие нравственные ценности и положительные эмоции, снятые по всем канонам киноискусства, дающие свет и надежду, убираются организаторами на задворки фестивалей, или вовсе не проходят конкурсный отбор. О призовых местах таким фильмам говорить вообще не приходится.

Аналогичная ситуация складывается и при формировании пакетов фильмов, отправляемых на международные кинофестивали.

Такая политика не только является дискредитирующей, но и стимулирует молодых кинематографистов снимать безнравственную чернуху и пошлость, обещая престижные награды и международное признание. А ведь именно это и есть те ориентиры, которые ведут нас в наших творческих поисках. Именно решения авторитетных жюри зачастую показывают нам, что «хорошо», а что «плохо».

Вот так работает механизм бесструктурного управления в кинематографе. Не надо никому приказывать снимать плохие фильмы. Просто с помощью институтов кинопремий и кинофестивалей вы продвигаете вперёд тех, кто работает на ваши цели, то есть в нашем случае пропагандирует всё негативное. Именно поэтому в так называемой культурной богеме сегодня так много извращенцев или просто нравственно деградировавших людей. Они нужны, чтобы транслировать свой образ жизни остальному населению.

Ещё раз повторим ключевую мысль: первостепенное значение имеет то, чему учит фильм, то есть какие идеи и ценности он в себе несёт, а игра актёров, талант сценариста, операторская работа и так далее влияют только на то, насколько эффективно заложенные в фильм смыслы будут донесены до зрителя.

Что делать?

Просто ждать, пока система изменится, можно очень долго. Писать жалобы, призывать людей задуматься, противостоять, бороться доступными средствами надо обязательно, и в рамках проекта «Научи хорошему» мы участвуем и будем участвовать в этой борьбе, но в любом случае быстро ситуация не поменяется, потому что система носит практически глобальный характер и выстраивалась на протяжении длительного периода времени.

Тем не менее, это не значит, что надо смириться с тем, что нам и нашим детям придётся смотреть весь тот негатив, который сегодня показывают в кинотеатрах и по телевизору. Во-первых, убрать из дома телевизор может и должен практически каждый, а вот полностью ограничивать себя и детей от просмотра современных фильмов совсем необязательно, так как, вопреки системе, и сегодня снимаются хорошие картины. Конечно, о них вы редко услышите лестный отзыв в прессе или увидите их в списке рекомендованных критиками, но, тем не менее, их достаточно много, и наша задача – находить такие фильмы и делиться ими друг с другом.

В рамках проекта «Научи хорошему» уже разработана . Каждая рецензия отвечает на вопрос «чему учит фильм?» и раскрывает такие пункты, как насилие/секс/наркотики/мораль. В зависимости от результатов по каждому из этих показателей фильм получает оценку, ориентируясь на которую читатель может принять решение о просмотре картины.

Предельно простая и понятная система рейтинга позволяет любому человеку участвовать в общем деле как по созданию базы хороших современных фильмов, так и по выявлению технологий пропаганды и манипуляций во всех других картинах, что тоже важно, так как помогает читателям самостоятельно научиться отличать хорошее от плохого.

Но чтобы этот механизм, который условно можно назвать «народной цензурой», успешно работал и был полезен, как это банально ни звучит, Проекту нужны ваши рецензии на фильмы, написанные с позиции традиционных семейных ценностей и ответа на вопрос «чему учит этот фильм»?

Посмотрели кино – поделитесь своими впечатлениями, порекомендуйте его другим читателям или наоборот, расскажите о том, почему его смотреть не следует. Единственное, что позволяет сегодня показывать по телевизору весь этот негатив – это наше молчание. А значит, нам надо не стесняться высказывать свою позицию, быть громче, заметнее, смелее. Сила в правде и надо эту правду распространять!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Бытует мнение, что современный российский кинематограф переживает не лучшие времена, находится в глубочайшем кризисе и его срочно нужно спасать. Но, может, все не так грустно? Редакция сайт предлагает вам свою версию наиболее достойных фильмов XXI века, снятых в России. Мы не рассматривали тему артхауса, выбрав фильмы, которые придутся по душе практически каждому.

Разумеется, наш список не полный, и вы можете предложить свои варианты в комментариях.

Возвращение

Неожиданно в жизни двух братьев появляется их папа, которого раньше они видели только на фотографии. Отец вырывает мальчиков из привычной жизни и везет в «поход» на остров, где остается с ними наедине. Фильм - настоящая русская драма, обволакивающая и заставляющая полностью погрузиться в свой мир. Своеобразным продолжением «Возвращения» стал второй и не менее достойный фильм Андрея Звягинцева - «Изгнание» (2007): здесь внимание состредоточено уже не на проблеме отцов и детей, а на проблемах мужчины и женщины.

Я остаюсь

Доктора Тырсу, человека скептичного и серьезного, разговоры про загробную жизнь всегда только раздражали. Пока он сам не оказался на грани жизни и смерти. Тогда-то он понял, что жизнь на земле не так и плоха.

Папа

Единственный смысл жизни этого человека из провинциального городка - его талантливый сын: юный скрипач подает большие надежды. Когда он становится лучшим учеником консерватории, отец решает проведать сына. Но сын встречает отца совсем не так, как он ожидал.

Рассказы

Четыре истории о разных людях. Четыре рассказа о жизни, которую мы видим вокруг. Авторам фильма удается нащупать болевые точки современности и обратить на них внимание зрителя.

Шапито-шоу

Фильм разделен на 2 части: «Любовь и дружба» и «Уважение и сотрудничество». Развитие историй, объединенных одним местом и временем, происходит параллельно. «Шапито шоу» - это удивительная картина, показывающая, насколько все непредсказуемо в нашем мире. Однозначно стоит смотреть.

Остров

Во время второй мировой войны Анатолий совершает предательство и по приказу немцев расстреливает своего товарища Тихона. Проходят годы, и о чудотворных способностях монаха Анатолия слагают легенды. Однако страшный грех, который он совершил, не дает ему покоя.

О чем говорят мужчины

Фильм снят по мотивам спектакля «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках». Отличное пособие для женщин, которые еще не догадываются, о чем говорят мужчины в компании своих друзей. Не менее достойные творения с участием «Квартета И» - фильмы «День выборов» (2007) и «День радио» (2008).

Легенда № 17

Фильм-биография. Весь мир знает Валерия Харламова - легендарный № 17, воздвигнувший нашу команду на вершину славы. Фильм о настоящем хоккее и об одной из самых запомнившихся и зрелищных спортивных битв.

Кука

Душевный фильм для тихого приятного вечера. История о том, как маленькой девочке пришлось стать взрослой и в одиночку противостоять этому страшному миру. Почему же она осталась одна?

Мы из будущего

Четверо молодых людей ведут раскопки на местах боевых действий Великой Отечественной Войны. Их не слишком беспокоит судьба трофеев - главное заработать денег. До тех пор, пока они сами мистическим образом не переносятся в 1942 год, попав в самый разгар тяжелых боев.
Патриотично и поучительно.

Неадекватные люди

Виталию тридцать лет, он устал от проблем и душевного дискомфорта. В поисках лучшей жизни он переезжает в Москву, находит работу и начинает размеренную жизнь. Вот только у окружающих на него другие планы.

Стиляги

История о том, как московской молодежи 50-х приходилось бороться за право быть не такими как все: слушать другую музыку, танцевать буги-вуги, носить другую одежду. Настоящий фильм-праздник.

Дом солнца

Экранизация повести Ивана Охлобыстина «Дом восходящего солнца». Знакомство с лидером движения хиппи меняет правильную и благополучную жизнь девушки Саши. Новые друзья показывают ей, что значит быть свободным и счастливым. Солнечное, доброе и теплое кино.

"Кино - это театр для бедных."

Анна Ахматова/

Все мы любим смотреть кино, одни для удовольствия и поднятия настроения, другие для образования или поисков каких-то ответов, а третьи и вовсе не могут понять зачем. Но каждый современный человек не представляет своей жизни без кинематографа. Вполне вероятно, что искусству кино он уделяет больше всего времени, так как посредством телевидения кинофильмы показывают почти в каждом доме.

Посмотрим, что же пишут о кинематографе в энциклопедии Википедия :

" В понятие кинематографа входят киноиску сство - вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) - отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей."

Главным отличием современного кинематографа от фильмов прошлых лет является то, что сегодня он не учит только положительному, не отвечает лишь на «добрые» жизненные вопросы, а указывает и на отрицательные стороны жизни.

В настоящее время выпускается огромное количество фильмов, различных по тематике. Кинематограф возродился и представляет на суд зрителей всевозможные сериалы, различные по жанру: от комедии до трагедии, от драмы до сатиры. Появляются новинки кино, основанные на реальных фактах и событиях. Многие люди предпочитают американское кино, особенно боевики и триллеры, за огромное количество захватывающих спецэффектов. Лично меня очень радует, что в настоящее время многие режиссёры обращаются к теме Великой Отечественной войны и отражают те события, о которых ранее ничего не было известно.

В наше время все фильмы можно разделить на кино, приносящее коммерческую прибыль, и независимое, некоммерческое авторское кино. Фильмы, приносящие доход имеют массовый характер. Но есть и такие режиссеры, которые считают себя «независимыми от независимых». Они считают, что получать прибыль от своих картин это неправильно и зазорно.

Давайте я расскажу вам о новых веяниях в кинематографе, благодаря которым он стал современным!

Короткометражное кино

На первый взгляд,короткометра́жное кино́ отличается от полнометражного только небольшой продолжительностью фильма (в основном 15-20 минут). Но так кажется только на первый взгляд, ведь в узкие временные рамки короткометражного фильма нужно вместить весь спектр зрительских переживаний, который существует в кино полнометражном. Поэтому короткометражное кино является, с художественной точки зрения, совершенно отдельным видом киноискусства и отдельным видом кинематографического творчества.

Техническая новинка - цифровой кинематограф

В началеXXI века, с развитием цифровых технологий записи изображения, появилось понятие «цифровой кинематограф» или«цифровое видео»(англ. digital video ). Под этим термином понимают новый вид киносъёмки, когда кадры записываются при помощи цифровой камеры прямо на цифровой носитель данных. В этом случаекиноплёнкадля съемок становится ненужной, а кинопроектор заменяется цифровым проектором, либо с помощьюлазерныхрекордеров изготовляется высококачественныйинтернегатив(англ. digital intermediate ) для последующей печати фильмокопий.

О режиссерахи их работах

Я считаю очень важным отметить режиссеров современного кино и как всегда расскажу о своих любимых. Возможно, вы о них и не слышали, фильмы о которых я расскажу не входят в main-stream (основной поток) современного кинематографа, но почему-то мне захотелось показать именно их, а не Пятый Элемент, о котором вы и так все знаете!

Эмир Кустурица (Сербия):

Чёрная кошка, белый кот, 8 Суперисторий, Жизнь как чудо, Завет

Жак Одиар (Франция):

Смотри как падают люди, Никому не известный герой, Читай по губам, Мое сердце биться перестало, Пророк

Стиин Конинкс (Бельгия):

Сестра-улыбка, Образы Европы, Море тишины, Данс, Гектор

Оскар Релер (Германия):

Лулул и Джими, Элементарные частицы, Агнес и его братья, Ненужная

Но о вкусах не спорят, поэтому желаю Вам получать как можно больше приятных впечатлений во время просмотра современного кино. Ну и про классику тоже не забывайте!

История кинематографа

Кинематограф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος — движение и греч. γραφω — писать, изображать) — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф (от фр. cinematographe, устар.) и кинематография. Кинематограф был изобретен в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке. В понятие кинематографа входят киноискусство — вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию и, демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киноведение.

Влияние кинематографа на культуру и искусство бесспорно, огромно влияние кинематографа на политику и экономику. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеодисков.

Рождение кинематографа

Исторически кинематограф появился в результате решения задачи по закреплению на материальном носителе изображения непрерывного движения объектов и проекции этого движения на экран. Для решения этой задачи необходимо было создание сразу нескольких технических изобретений: гибкой светочувствительной пленки, аппарата хронофотографической съемки, проектора быстро сменяющихся изображений. Первая гибкая светочувствительная негорючая пленка была изобретена русским фотографом И.В. Болдыревым (1878—1881), затем американскими изобретателями Г.Гудвином в 1887 и Дж. Истменом в 1889 была создана горючая, целлулоидная пленка. Первые же аппараты хронофотографической съемки были сконструированы в 80-х годах XIX века. К ним относятся: «фоторужье» французского физиолога Э. Марея (1882), аппарат французского изобретателя О. ле Пернса (1888), аппарат английских изобретателей У. Фризе-Грина и М. Эванса (1889), аппарат русского фотографа В.А. Дюбюка (1891), «Фоноскоп» французского физиолога Ж. Демени (1892). Пионерами в создании аппаратов для проекции на экран быстро сменяющихся изображений были: немецкий и русский фотографы О. Анщюц и В.А. Дебюк, создавшие соответственно в 1891 и 1892 годах проекционные аппараты различной конструкции, но с одинаковым названием — «Тахископ», французский изобретатель Э. Рейно, создавший в 1892 году проектор под названием «Оптический театр», и русские изобретатели И.А. Тимченко и М.Ф. Фрейденберг (1893).

Изобретениями наиболее приблизившиеся к кинематографу по своим техническим характеристикам являются: «кинетоскоп» Эдисона, аппарат И.А. Тимченко (1893), «хронофотограф» Ж. Демени (1893), проектор американского изобретателя Ж.А. Ле Роя (1894), проектор «паноптиком» американского изобретателя У. Латама (1895), «плеограф» польского изобретателя К. Прушинского (1894) и др. А уже в 1895-1896 годах были изобретены аппараты, сочетающие в себе все основные элементы кинематографа: во Франции - «синематограф» братьев Л. и О. Люмьер (1895) и «хронофотограф» Ж. Демени (1895); в Германии - «биоскоп» М. Складановского (1895) и кинопроектор О. Местера (1896); в Англии - «аниматограф» Р.У. Пола (1896); в России - «хронофотограф» А. Самарского (1896) и «стробограф» И. Акимова (1896), в США - «витаскоп» Т. Армата (1896).

Начало распространения кинематографа было положено съемкой и публичной демонстрацией первых короткометражных фильмов. 1 ноября 1895 года в Берлине М. Складановский продемонстрировал свой «биоскоп», а 28 декабря 1895 года в Париже братьями Люмьер был продемонстрирован их «синематограф». В течении 1896-1897 годов публичные демонстрации короткометражных фильмов были произведены во всех мировых столицах. В России первые показы были организованы в апреле 1896 года в Москве и Санкт-Петербурге, а затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Тогда же были проведены первые отечественные любительские киносъемки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров и др.).

Эпоха немого кино

Первые короткометражные фильмы (15—20 метров, примерно 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер «Политый поливальщик» отражаются тенденции зарождения игрового кино. Небольшая длина первых фильмов была обусловлена техническим несовершенством киноаппаратуры, тем не менее, уже к 1900-м годам длина кинокартин увеличилась до 200—300 метров (15—20 минут демонстрации). Совершенствование съемочной и проекционной техники способствовало дальнейшему увеличению длины фильмов, качественному и количественному увеличению художественных приемов съемки, актерской игры и режиссуры. А широкое распространение кинематографа и популярность кинематографа обеспечили его экономическую выгодность, что, однако, не могло не сказаться на художественной ценности снимаемых кинокартин. В этот период с усложнением и удлинением сюжета фильмов начинают формироваться жанры кинематографа, оформляется их художественное своеобразие, создается специфический для каждого жанра набор изобразительных приемов. Наивысшего своего расцвета «немое» кино достигает к 20-м годам, когда оно уже вполне оформляется как самостоятельный вид искусства обладающий своими собственными художественными средствами.

Приход звука

Еще до начала XX века Томас Эдисон пытался синхронизировать кинескоп c фонографом, но потерпел неудачу. Однако в последствии Уильям Диксон - соавтор Эдисона утверждал, что ему уже в 1889 году удалось создать кинетофонограф - прибор, воспроизводивший звук и изображение одновременно. Однако не существует никаких доказательств, подтверждающих его слова.

В ранний период кинематографа звуковое кино пытались создать во множестве стран, но столкнулись с двумя основными проблемами: трудность в синхронизации изображения и звука и недостаточная громкость последнего. Первая проблема была решена путем записи и звука, и изображения на одном и том же носителе, но для решения второй проблемы требовалось изобретение усилителя низкой частоты, что произошло лишь в 1912 году, когда киноязык развился настолько, что отсутствие звука уже не воспринималось как серьезный недостаток.

В результате патент на ту систему звукового кинематографа, которая впоследствии совершила звуковую революцию, был получен в 1919 году, но кинокомпании не обратили никакого внимания на возможность кино заговорить, желая избежать удорожания стоимости производства и проката кинофильмов и потери иноязычных рынков. Пока в 1925 году компания Warner Brothers, находившаяся на грани банкротства, не вложилась в рискованный звуковой проект.

Уже в 1926 году Warner Brothers выпустила несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных номеров, но особого успеха у зрителей они не имели. Успех пришел только с фильмом "Певец джаза", в котором кроме музыкальных номеров Эла Джолсона присутствовали и его короткие реплики. 6 октября 1927 года — день премьеры "Певца Джаза" — принято считать днем рождения звукового кино.

Дальнейший технический прогресс в кино

Хотя первый примитивный цветной фильм (с красно-зеленой гаммой, без синего цвета) вышел еще в 1922 году, он не впечатлил зрителей. Первый «полноценно цветной» короткометражный фильм системы «Technicolor» под названием «La Cucaracha» вышел в 1934 году. Первый же полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп» американского режиссера армянского происхождения Рубена Мамуляна вышел в 1935, этот год и принято считать годом появления цветного кино. В СССР первый игровой цветной фильм «Груня Корнакова» был снят уже в 1936 году.

В 1950-х годах технический прогресс зашел еще дальше. Разработка и внедрение магнитной записи и воспроизведения звука, а также создание и освоение новых видов кинематографа (панорамного, стереоскопического, полиэкранного и др.) привели к значительному повышению качества показа фильмов, стали говорить об «эффекте присутствия» зрителя. Впечатление усиливалось стереофоническим воспроизведением звука, позволявшем создавать «пространственную звуковую перспективу» — звук как бы следует за изображением его источника, вызывая иллюзию реальности источника звука.

В настоящее же время существуют очень изощренные системы звукового сопровождения кино. Число отдельных звуковых каналов доходит до 7, а в экзотических системах даже до 12. Разумеется, все это призвано усилить глубину погружения зрителя в атмосферу просматриваемого фильма.

Оригинал текста находится на сайте" Мир кино "

Стерео

Еще такие пионеры кинематографии, как Уильям Фриз-Грин и братья Люмьер, экспериментировали со стереоскопическим и трехмерным, изображением на киноэкране. Они изобрели системы, с помощью которых две кинопленки, окрашенные в красный и сине-зеленый цвета, одновременно проецировались на экран для просмотра через специальные очки с аналогично окрашенными стеклами.

Первый стереоскопический игровой фильм - "Сила любви" - был выпущен в 1922 году в черно-белом варианте. В 1930-е годы были изобретены поляризационные светофильтры, позволявшие контролировать количество света, попадающего на кинопленку. Это дало возможность приступить к экспериментам с цветным стереоскопическим кино, одновременно осуществлявшимся в Германии и Италии.

Но масштабное использование стереоскопического кино началось лишь в 1950-е годы, когда Голливуд искал способы вернуть зрителя. Картина Арча Оболера "Дьявол Бована" стала одной из первых лент, выпущенных крупными киностудиями в 1952-1954 годы. Большинство из них были приключенческими и потрясали публику тем, что создавали иллюзию, будто пылающие стрелы, прыгающие животные, потерявшие управление поезда и брошенные булыжники движутся с экрана прямо в зрительный зал. К сожалению, специальные очки, необходимые для просмотра стереофильмов, причиняли зрителям немало неудобств, и со временем посещаемость таких сеансов резко упала. Попытка оживить интерес к стереокино была вновь предпринята в 1995 году, когда остроприключенческий фильм "Крылья отваги" был показан в 120 кинотеатрах по всему миру.

Оригинал текста находится на сайте " Cinema.rin.ru "

В 2009 году вышел на экраны фильм Д. Кэмерона «Аватар», сделанный с использованием компьютерных 3D -технологий, и положивший начало широкому применению их при создании и просмотре кино- и телепрограмм.

Хронологическая таблица истории кинематографа

1826—1834

Изобретены различные машины для показа движущихся картин: стробоскоп, зоотроп, тауматроп.

1872

Эдвард Майбридж демонстрирует бег лошади с помощью 24 камер.

1877

Изобретен "Праксиноскоп"; используется во Франции для проекции на экран последовательных изображений в 1879.

1878—1895

Марей, французский физиолог, разработал различные типы аппаратов для съемки движений людей и животных.

1887

Огюстен ле Пренс получил серию изображений на перфорированной пленке; Томас А. Эдисон, изобретший фонограф, предпринял первые шаги по разработке съемки и показа движущихся изображений для сопровождения записанных звуков.

1888

Уильям Фриз-Грин (1855—1921) продемонстрировал первый фильм на целлулоидной пленке и запатентовал киносъемочный аппарат.

1889

Эдисон разработал 35-мм пленку.

1890—1894

Эдисон изготовил кинетограф для съемки на перфорированную ленту и кинетоскоп для индивидуального просмотра, отснятого материала; коммерческое производство этих устройств началось в Нью-Йорке, Лондоне и Париже.

1895

Братья Люмьер продемонстрировали аудитории за плату фильм о прибытии поезда на станцию. Некоторые зрители в ужасе убежали.

1896

Шарль Пате сконструировал граммофон "Берлинер", осуществлял синхронизацию звука на пластинках с изображением на пленке. Отсутствие звукоусиления, однако, снижало эффект такой демонстрации.

1899

Эдисон попытался усилить звук с помощью батарей фонографов.

1900

Попытки синхронизировать звук и изображение были предприняты Леоном Гомоном (1863-1946) во Франции и Гольдшмидтомв Германии и привели в дальнейшем к созданию в США системы "Витафон".

1902

Жорж Мелье снял "Путешествие на Луну".

1903

В США снят первый вестерн Эдвина Портера "Великое ограбление поезда".

1906

Джордж Элберт Смит (1864—1959) в Великобритании запатентовал первую цветную пленку (Кинемаколор).

1908

Вышел на экраны первый российский игровой фильм "Понизовая вольница".

1907—1911

Первые фильмы сняты в местечке Голливуд близ Лос-Анджелеса. Во Франции Эмиль Коль экспериментирует с мультипликацией.

1910

Посредством киностудий и журналов США киноактеры приобретают мировую известность.

1911

В Голливуде основана первая студия "Хорслис Кентавр филм компани", за ней в 1915 последовали студия Карла Лэмля и Томаса Инса.

1912

В Великобритании Юджин Лост сконструировал экспериментальную систему записи звука на кинопленку.

1915

В США выходит исторический фильм Д. Гриффита "Рождение нации" о гражданской войне в США.

1917

Обществом инженеров кино США установлен стандарт формата кинопленки 35 мм.

1918—1919

В Германии разработана звуковая система "Три-Эргон", позволявшая записывать звук на кинопленку. Подобная система в США (автором которой был Ли де Форест) носила название "Фонофильм".

1923

Демонстрация первого звукового фильма (фонофильма).

1926

Выпущен немой фильм "Дон Жуан" с синхронным музыкальным сопровождением.

1927

Выходит первый звуковой фильм "Певец из джаза" с несколькими песнями и короткими диалогами (студия "Уорнер Бразерс", Нью-Йорк). Присуждены первые премии Академии киноискусства ("Оскар").

1928

Уолт Дисней выпустил первый мультфильм с Микки Маусом "Пароход Вилли". Вышел первый полностью озвученный фильм "Огни Нью-Йорка".

1930

Вестерн "Большая тропа" снят и отпечатан на пленке формата 70 мм вместо стандартной 35 мм. Формат 70 мм до сих пор используется, но только для дорогостоящих эпических лент типа "Лоуренса Аравийского".

1931

Выходит на экраны первый советский звуковой фильм «Одна» режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга.

1932

Разработана трехцветная технология "Техниколор", применена Уолтом Диснеем в мультипликационном фильме.

1935

Бекки Шарп — первый игровой фильм, снятый по технологии "Техниколор" (трехцветной).

1936

Снят первый советский игровой цветной фильм «Груня Корнакова».

1937

Уолт Дисней снимает первый полнометражный (продолжительностью 82 мин) мультфильм «Белоснежка и семь гномов».

1939

На экраны выходит один из самых выдающихся фильмов Голливуда «Унесенные ветром».

1952

Синерама, широкоформатное кино, снятое тремя камерами и

проецируемое тремя проекционными аппаратами, появляется в Нью-Йорке.

1953

В США появляются коммерческие трехмерное (стерео) кино и широкоэкранный синескоп. Синескоп представлял собой согласованную систему камер и проекторов, производя эффект объема с помощью анаморфотных линз. Аппаратура для стереосъемки была громоздкой, зрители неохотно надевали полагающиеся для просмора очки. Частью технологии была стереозапись звука, ставшая впоследствии нормой.

1959

Первый эксперимент использования запаха в кино в фильме Аромат Тайны. Попытка не имела продолжения.

1980

Большинство значительных фильмов создаются с помощью стереосистем "Долби".

1981

Проведение "Года цветного кино" по инициативе режиссера Мартина Скорсезе с целью привлечь внимание к качеству цветныхфильмов, выпущенных после 1950, и не допустить его ухудшения.

1982

Уолт Дисней предпринимает первую и весьма эффективную попытку создания полнометражного компьютерного мультфильма "Трон", затраты на который составили 20 млн долларов, с целью пробиться на процветающий рынок фантастических фильмов. Стереокино ненадолго испытало возрождение, в этой технике были сняты "Челюсти-ЗД" и "Пятница, 13-е. Часть 3", принесшие коммерческий успех.

1987

Представители компании "Голливуд" обратились в юридическую комиссию сената США с просьбой защитить их фильмы от электронного "окрашивания" — нового способа расцвечивания черно-белых фильмов для телевизионного показа.

1988

Роберт Земекис в фильме "Кто подставил кролика Роджера" применил новую технологию сочетания игры актеров с мультипликацией.

2009

Вышел на экраны фильм Д. Кэмерона «Аватар», сделанный с использованием 3 D -технологий, и положивший начало широкому применению их при создании и просмотре кино- и телепрограмм.

Оригинал текста хронологической таблицы находится на сайте "Киноколлекция - мировая классика и редкое зрелищное кино"

Нам пишут

КУДЕЛИНА Елена Альбертовна - кандидат исторических наук, Институт Латинской Америки РАН(115035, Россия, г. Москва, ул. Б. Ордынка, 21; [email protected])

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Аннотация. В статье рассматривается тема социальной значимости и ответственности кинематографа как мощного канала коммуникации и воздействия на зрителей. На примере работы 39-го Московского международного кинофестиваля 2017 г. и показа в рамках этого фестиваля программы кино виртуальной реальности анализируются новые тенденции в современном кинематографе. Ключевые слова: кинематограф, средства массовой коммуникации, киноискусство, социальная ответственность, Московский международный кинофестиваль, кино виртуальной реальности

Конец XIX в. ознаменовался появлением таких великих научно-технических открытий в мире, как телефон, радио и кино. Это вызвало создание новых национальных и международных средств массовой коммуникации, которые кардинальным образом изменили всю систему социального общения и взаимодействия в обществе [Милов и др. 2006: 226].

Кино оказалось более эффективным и привлекательным средством распространения информации по сравнению с радио, т.к. добавило к сообщениям, воспринимаемым на слух, визуальные образы, помогающие воспринимать передаваемую информацию наглядно и эмоционально.

Исключительный характер кинематографа заключается в том, что по сути он является абсолютно самодостаточным. Это и продукт творчества, и средство его презентации и передачи. Искусство кино представляет собой синтез литературы, изобразительного искусства, театра, музыки и техники. Оно включает языковые, режиссерские, актерские, музыкальные, художественные, пластические элементы и технические средства аудиовизуального общения.

Появление телевидения в 50-е гг. XX в. не ослабило, а наоборот, укрепило позиции кино как мощнейшего инструмента культурного воздействия на аудиторию и стало еще одним техническим каналом и средством его популяризации.

Сегодня социальная значимость кинематографа как мощного канала коммуникации неоспорима. Киноискусство стало важнейшим средством социального и политического влияния. Обладая сложной структурой, кинематограф позволяет реализовать все функции средств массовой коммуникации - информирование, воспитание, организацию поведения, развлечение, коммуникацию и при этом является синтетическим видом современного искусства.

Талантливо сделанные кинофильмы всесторонне воздействуют на глубинные пласты сознания зрителя, формируют эстетические пристрастия, а также демонстрируют самые злободневные проблемы современности. Подобные преимущества кино по сравнению с другими средствами массовой информации требуют более пристального внимания к содержанию информации, которую миллионы зрителей получают через киноэкраны. Чем больше аудитория, тем значительнее для общества социальный эффект восприятия ими идейного и нравственного содержания кинофильмов. Этот эффект может быть позитивным только в том случае, если эти кинофильмы несут в себе гуманистические ценности и бесспорные общественные идеалы.

Однако далеко не всегда производители кинофильмов заинтересованы в их пропаганде. В государственном секторе кинопроизводства его продукция нередко используется для определенных политических целей. А в коммерческом

секторе, где основной задачей является получение максимальной прибыли, преобладает стремление уйти от показа сложных социальных проблем и сосредоточиться исключительно на развлекательном содержании. Поэтому очень важно обеспечить разумное сочетание и баланс развлекательной функции с задачами просвещения и нравственного воспитания зрителей.

В тесном взаимодействии со сложными и противоречивыми социальными процессами экранное искусство сыграло решающую роль в демократизации культуры, в формировании ее новых форм, оказывающих значительное влияние на самые широкие слои населения. В течение долгих лет этим благородным целям служит Московский международный кинофестиваль (ММКФ) - один из старейших в мире кино. И сегодня он остается важнейшим социально-культурным явлением кинематографической жизни России, которое предоставляет возможность всем желающим за короткое время познакомиться с новинками отечественного и международного художественного и документального киноискусства, а также последними тенденциями в этой сфере искусства.

Впервые ММКФ состоялся в 1935 г.; его жюри тогда возглавлял сам Сергей Эйзенштейн. Потом был долгий перерыв. В 1959 г. ММКФ возобновился и с тех пор регулярно проводится в Москве. В этом году он отметил свою 39-ю годовщину. Главный принцип ММКФ - это приверженность гуманистическим идеалам и социально значимым нравственным ценностям. Поэтому не случайно в этом году главный приз фестиваля «Золотой Святой Георгий» за лучший фильм получила картина китайского режиссера Лян Цяо «Хохлатый ибис», посвященная проблемам экологии и социальной ответственности за сохранение окружающей среды и национальных традиций.

Помимо официальной конкурсной программы, в рамках ММКФ-39, как обычно, была показана обширная внеконкурсная программа, которая всегда вызывает наибольший интерес у зрителей. Были представлены такие циклы, как «Спектр», «Восемь с 1/2 фильмов», «Эйфория окраины», «Фильмы, которых здесь не было», «Русский след» и др. Неизменным успехом пользуется документальная программа «Свободная мысль», где демонстрируются наиболее актуальные и значимые работы мирового документального кино. Обычно это лауреаты, номинанты или победители крупнейших международных фестивалей. Интерес у зрителей именно к этой программе вызван тем, что в ее фильмах отражены общечеловеческие социальные, политические и экономические вопросы, которые волнуют каждого из нас.

XXI в. - это век новых технологий и компьютерной графики, ознаменовавший начало новой страницы в истории кинематографа. Традиционное кино уступает место компьютерному. Возможности кинематографа сегодня огромны как никогда. Новые технологии открыли ему новые перспективы. Речь идет о таких принципиально новых тенденциях, как 5D и интерактивном кино, 3D-MTO, которое можно посмотреть прямо дома, очки виртуальной реальности и другие современные изобретения технического прогресса, которыми теперь пользуются создатели нового кино. Еще более фантастическим является интерактивное кино. Это даже не кино в привычном понимании, а скорее игра. Зритель теперь самостоятельно может менять сюжет фильма. Создатели фильмов стараются снять барьеры между происходящим на экране и самим зрителем. Это означает не только погружение в виртуальную реальность, но и привнесение игровой интерактивности. Зритель уходит внутрь кино, участвует в его создании, чувствуя себя и актером, и режиссером, и сценаристом.

Впервые в рамках ММКФ-39 2017 г. была показана программа кино виртуальной реальности (ВР) Russian VR Seasons. Было представлено более 40 коротко-

метражных сферических документальных, игровых и анимационных фильмов в формате 360° для просмотра в шлемах виртуальной реальности.

Во всем мире растет число сторонников кинематографа виртуальной реальности. Новые технологии совершили настоящую революцию в мире кино. В то же время ряд исследователей как в России, так и за рубежом выражают беспокойство по поводу того, что технологии виртуальной реальности не получают должного этического и правового регулирования и несут в себе опасность ухода от реальности представителей молодого поколения, не сумевших самореализоваться в реальной жизни.

Невероятный реализм сцен в виртуальной реальности оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на зрителя, побуждая его повторять те или иные поступки, усваивать ценности и модели поведения. Проблема не в том, как не допустить на «виртуальный экран» произведения, содержащие сцены жестокости и насилия (на такие кинопроизведения просто не выдают прокатные удостоверения в соответствии с действующими в РФ нормами), а как предсказать эффект от краткого проживания зрителя в виртуальном окружении.

Говоря о виртуальной реальности на современном уровне развития этой кинематографической технологии, мы де-факто подразумеваем реальную виртуальность. Происходящее в виртуальном мире кинофильма с участием зрителя

Реально, т.к. имеет последствия в физической повседневной реальности. Представление виртуального пространства кино как изменение физической реальности во времени и в пространстве заставляет применять те же этические нормы и правила, как в реальной жизни.

Этические требования к степени ответственности режиссера за то, что происходит со зрителем во время и после кинопоказа, должны быть даже строже, чем при создании обычных игровых художественных лент. Это связано с тем, что погружение зрителя в пространство кинопроизведения оказывает очень сильное эмоциональное воздействие. По сути, зритель продолжает «жить» в пространстве кинофильма даже после его окончания, что может привести к потере самоконтроля и глубокой деформации личности пользователей. Это представляет реальную опасность для пользователей нового вида кино и окружающих.

Тем не менее хочется надеяться, что это не приведет к массовому аутизму и виртуальной зависимости. И традиционное художественное, документальное и анимационное кино продолжат свое существование.

Таковы новые тенденции и реалии современного кинематографа.

Список литературы

Милов Л.В., Воронкова С.В., Вдовин, Барсенков А.С. 2006. История России XX

Начала XXIвека. М.: Эксмо. 960 с.

KUDELINA Elena Al"bertovna, Cand.Sci. (Hist.), Institute of Latin America, Russian Academy of Sciences (21 Bolshaya Ordynka St, Moscow, Russia, 115035; [email protected])

NEW TENDENCIES IN MODERN CINEMA

Abstract. The article considers the social importance and responsibility of cinematograph as a powerful means of mass communication and influence on the audience. The author analyzes new tendencies in modern cinema in the frames of the 39th Moscow International Film Festival work and its program of virtual reality film.

Keywords: cinematograph, mass media, cinema art, social responsibility, Moscow International Film Festival, VR cinema



Рассказать друзьям