Гейнце николай. Гейнце, николай эдуардович

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Гейнце Николай Эдуардович

Гейнце Николай Эдуардович


Родился в Москве 13 июня 1852 года. Отец, по национальности чех, - учитель музыки - и мать, костромская дворянка (урожденная Ерлыкова), смогли дать хорошее образование и воспитание. Он окончил московский пансион Кудрякова, Пятую московскую гимназию, а в 1875 году - юридический факультет Московского университета. Затем началась обширная адвокатская практика в Москве.

Присяжный поверенный Гейнце с блеском провел несколько крупных процессов,

в том числе нашумевшее дело "червонных валетов". В 1879-1884 он служит

в Миоистерстве юстиции: в тридцать с небольшим лет - уже товарищ (заместитель)

прокурора Енисейской губернии. Кажется, что на "поприще службы" открывались

перед этим деятельным человеком возможности немалые, в том числе - получение

прав личного, а затем и потомственного дворянства. По собственному потом

признанию Николая Эдуардовича, еще в детстве овладела им страсть к литературным

занятиям. Свои стихи и рассказы начал он публиковать с 1880 года в таких

московских журналах и газетах, как "Зритель", "Радуга", "Московский

листок" и даже в очень влиятельной тогда "Русской газете". Одно из стихотворений

- "В туманах скрылась Альбиона" - наряду с "Утесом" Навроцкоо, "вольнодумными"

стихами Минаева, Полонского, Пальмина было тогда популярным среди студентов.В

1884 году Гейнце выходит в отставку, чтобы полностью отдаться литературной

работе. За год жизни в Петербурге он успевает написать большой роман,

объемом более тысячи страниц, "В тине адвокатуры". В 1885-1886 годах

роман напечатан в приложении к журналу "Луч", в двух томах: "По трупам"

и "В царстве шантажа". В романе была представлена жизнь Москвы 1870-х

годов во всем многообразии социальных слоев и характеров - от большого

барина, купца, адвоката, актера, редактора мелкой прессы до кокоток

и разных проходимцев. Он был интересен читателем 1880-х, в героях они

видели езе не успевшую застыть действительность. У Гейнце сложилось

реноме человека "с пером", наблюдательного и редкостного трудолюбия.

Он сотрудничает в газете "Сын отечества" и журнале "Звезда", печатает

рассказы и статьи в "Петербургской газете" и "Петербургском листке".

Издатель Гейнце - В.В. Комаров - в 1888 году пригласил Гейнце в газету

"Свет" постоянным сотрудником. Гейнце становится доверенным человеком

в делах Комарова, главным редактором "Света". Его работсопособность

потрясала современников, создавались легенды, что он имел штат литературных

"негров", но скорее - все это шло из одержимости писанием. В газету

присылались невыдуманные, созданные самой жизнью истории. Некоторые

из них под пером Гейнце становились романами и печатались тут же на

страницах "Света". Так, основой популярного тогда романа "Герой конца

века" (1896) и его продолжения "Современный Самозванец" (1898) стали

записки известного международного авантюриста Н.Г. Савина, которые он

подарил сопровождавшему его по Сибири конвойному офицеру, и от того

они через третьи руки и поступили в собственность газеты "Свет". В основу

драмы "Жертва житейского моря" (1892) положен рассказ московской гимназистки,

погибшей в волнах этого "моря"...Но вдруг от шумно настигшего его успеха

в описаниях современности Гейнце круто сворачивает на еще не изведмнную

им стезю исторического романиста.Роман А.К. Толстого "Князь Серебряный"

с детсрва был настольной книгой Гейнце, привлекая пристальное внимание

писателя к эпохе Ивана Грозного, к "институту орричнины", к размышлениям

о его необходимости (или случайности) в истории, о разрушительном своеволии

боярства тогда, в XVI веке, толкавшего Русь к удельным раздорам. Тап

появился в 1891 первый исторический роман "Малюта Скураоов" - попытка

Гейнце создать н е ч т о, пусть и отдаленно, - напоминвшее любимое

произведение.Уже в этом романе можно увидеть основной писательский принцип,

который будет прослеживаться и в других его исторических сочинениях.

Создавая образ царского любимца Малюты Скуратова, Гейнце "старался отыскать

человеческие черты, бесследно исчезнувшие за темными красками, наложенными

на него народными преданиями и историею, и объяснить его выходящие из

ряда вон, даже в то суровое время, зверства угрызениями совести, неудовлетворенным

честолюбием и обособленным, бесповоротным положением в семье и государстве".

Демократическая критика обвиняла исторические произведения Гейнце в

"лубочности" (так же, как и роман "Князь Серебряный"), видя в них лишь

"умственную пищу всего низшего слоя российского читателя, на которого

Увы! - так мало обращается внимания". Но именно к этой части населения

России и обратил свое творчество Гейнце; соединив занимательность с

пользой, он заставил читателя приобщиться к исторической памяти своего

народа. "Неоромантизм" Н. Гейнце, сформированный, пусть это и парадоксально,
_ его адвокатским прошлым, трактовал душу и душевность героя - как данные

свыше, Богом, и жизнь человеческую - как борьбу за сохранение их в чистоте

среди искушений "моря житейского". Православная религиозность, как мироощущение

самого писателя, видящего смысл литературы в лечении общества через

душу человека, как бы подпитывает произведения Гейнце. Следующий свой

роман, "Аракчеев" (1893), он посвящает этому "Малюте Скуратову" царствования

Александра I. Левая пресса не могла простить писателю, что традиционно

ненавистного А.А. Аракчеева он показал фигурой страдательной, извергом,

но несчастным. Противоборство добра и зла, человек перед выбором в "звездные",

поворотные часы своей жизни - вот что ищет Гейнце в исторических сюжетах.

Один за другим выходят огромными тиражами его романы: "Князь Тавриды"

(1895) - о Потемкине, о времени Екатерины II, "Коронованный рыцарь"

(1895) - о Павле, "Генералссимус Суворов" (1896), "Первый русский самодержец"

Об объединителе земли Русской Иване III, той же эпохе посвящены романы

"Судные дни Великого Новгорьда" (1897) и "Новгородская вольница" (1895)

О присоединении Новгорода к Москве, роман "Ермак Тимофеевич" (1900)

опять возвращал к событиям царствования Ивана Грозного. Можно сказать,

что писатель создал целую историческую библиотеку. И это при том, что

он продолжал писать и на современные ему темы. За свою сравнительно

недолгую (61 год) жизнь он издал болеес орока романов и повестей. В

1899 году Гейнце становится сотрудником "Петербургской газеты". Нравы

и отношеоия здесь царили другие. Худяковы, отец и сын, были далеки от

просветительского либерализма Комарова. Дела вел сын - Худяков Николай

Сергеевич, и сам трудолюбивый и способный журналист, он с сотрудниками

был безапеллцяионно высокомерен, груб, любил лишний раз показать, чей

хлеб едят. Гейнце и здесь считался журналистом экстра-класса, платили

ему много, но его романическое творчество Худяковым было ни к чему.

Однако и в эти последние тринадцать лет своей напряженнейшей работы

в "Петербургской газете" им было написано семь книг прозы, в том числе

книга очерков "В действующей армии" (епортажи с фронтов русско-японской

войны 1904-1905 годов, где он был собственным корреспондентом "Петербургской

газеты"), и, наконец, роман "Дочт Великого Петра", изданный в 1913-м

Последнем году жизни писателя.Еще в 1898 году в издательстве Комарова

вышел его роман "Из мира таинственного". Можно, конечно, предположить,

что Николай Эдуардович отдал в нем "дань моде": роман подытоживал его

собственные наблюдения и позеания в спиритизме. Во всяком случае, роман

"Дочь Великого Петра", без сомнения, написан под влиянием настроений,

которые теперь называют "мистика души". Разумеется, что такой, отнюдь

"не социальный", взгляд на историю России не был затем, после 1917 года,

востребован нашими идеологами - книги Н. Гейнце надолго остались в своем

времени и тобько теперь возвращаются в кругн ашего чтения.

Николай Эдуардович Гейнце (13 июня 1852, Москва — 24 мая 1913, Киев, похоронен в Санкт-Петербурге), — прозаик, журналист, драматург, адвокат.

Биография

Родился 13 (25) июня 1852 года в Москве. Отец — по национальности чех, учитель музыки, мать — костромская дворянка, урожденная Ерлыкова.

Гейнце окончил московский пансион Кудрякова, 5-ю московскую гимназию (1871), юридический факультет Московского университета. После окончания университета стал адвокатом в Москве. Присяжный поверенный Гейнце провёл несколько крупных процессов, в числе которых было и громкое дело «червонных валетов». В 1879—1884 годах служил в Министерстве юстиции, в 1881 году стал товарищем (заместителем) прокурора Енисейской губернии.

Свои стихи и рассказы он начал публиковать с 1880 года в московских журналах и газетах: «Зритель», «Радуга», «Московский листок», «Русской газете».

В 1884 году Гейнце вышел в отставку, чтобы полностью отдаться литературной работе. За год жизни в Петербурге он успевает написать роман, объёмом более тысячи страниц — «В тине адвокатуры».

Гейнце сотрудничал в газете «Сын отечества» и журнале «Звезда», печатал рассказы и статьи в «Петербургской газете» и «Петербургском листке».

С 1888 года Гейнце становится главным редактором газеты «Свет». Его работоспособность потрясала современников, создавались легенды, что он имел штат литературных «негров», но скорее — всё это шло из одержимости писать. В газету присылались не выдуманные, созданные самой жизнью истории, в виде записок и дневников. Некоторые из них под пером Н. Гейнце становились романами и печатались тут же на страницах «Света». Так, основой популярного тогда романа «Герой конца века» (1896) и его продолжения «Современный Самозванец» (1898) стали записки известного международного авантюриста Н. Г. Савина, которые он подарил сопровождавшему его по Сибири конвойному офицеру, и от того они через третьи руки поступили в собственность газеты. В основу драмы «Жертва житейского моря» (1892) был положен рассказ московской гимназистки, погибшей в волнах этого «моря».

В 1891 году Гейнце опубликовал свой первый исторический роман «Малюта Скуратов». Следующий свой роман, «Аракчеев» (1893), он посвящает «Малюте Скуратову» царствования Александра I. Левая пресса не могла простить писателю, что традиционно ненавистного А. А. Аракчеева, вошедшего в русскую историю как символ: «преданный без лести грошовый солдат», создатель военных поселений, — он показал фигурой страдательной, извергом, но несчастным.

Один за другим выходят огромными тиражами следующие его романы: «Князь Тавриды» (1895) — о Потёмкине, «Коронованный рыцарь» (1895) — о Павле I, «Генералиссимус Суворов» (1896), «Первый русский самодержец» — об объединителе земли Русской Иване III, той же эпохе посвящены романы «Судные дни Великого Новгорода» (1897) и «Новгородская вольница» (1895) — о присоединении Новгорода к Москве; роман «Ермак Тимофеевич» (1900) возвращал к событиям царствования Ивана Грозного. Историческими их можно назвать с большой натяжкой, условно — из-за имён героев и исторических дат. Как историк, Гейнце всегда прибегал к компиляции, как романист — наполнял романы безудержным вымыслом, не имеющим ничего общего с исторической правдой, как художник был ничто (по собственному признанию).

За свою сравнительно недолгую жизнь он издал более сорока романов и повестей, вышедших только отдельными изданиями.

В 1899 году Гейнце стал сотрудником «Петербургской газеты»; в качестве военного корреспондента участвовал в русско-японской войне — издал книгу очерков «В действующей армии» (1904, 1907). Кроме того, в эти последние тринадцать лет работы в «Петербургской газете», им было написано семь книг прозы.

), - прозаик, журналист, драматург, адвокат, военный корреспондент.

Биография

Свои стихи и рассказы он начал публиковать с 1880 года в московских журналах и газетах: «Зритель», «Радуга», «Московский листок », «Русской газете ».

В 1884 году Гейнце вышел в отставку, чтобы полностью отдаться литературной работе. За год жизни в Петербурге он успевает написать роман, объёмом более тысячи страниц - «В тине адвокатуры» .

Гейнце сотрудничал в газете «Сын отечества » и журнале «Звезда », печатал рассказы и статьи в «Петербургской газете » и «Петербургском листке ».

С 1888 года Гейнце становится главным редактором газеты «Свет» . Его работоспособность потрясала современников, создавались легенды, что он имел штат литературных «негров», но скорее - всё это шло из одержимости писать. В газету присылались не выдуманные, созданные самой жизнью истории, в виде записок и дневников. Некоторые из них под пером Н. Гейнце становились романами и печатались тут же на страницах «Света». Так, основой популярного тогда романа «Герой конца века» (1896) и его продолжения «Современный Самозванец» (1898) стали записки известного международного авантюриста Н. Г. Савина , которые он подарил сопровождавшему его по Сибири конвойному офицеру, и от того они через третьи руки поступили в собственность газеты. В основу драмы «Жертва житейского моря» (1892) был положен рассказ московской гимназистки, погибшей в волнах этого «моря».

Один за другим выходят огромными тиражами следующие его романы: «Князь Тавриды» (1895) - о Потёмкине , «Коронованный рыцарь» (1895) - о Павле I , «Генералиссимус Суворов » (1896), «Первый русский самодержец» - об объединителе земли Русской Иване III , той же эпохе посвящены романы «Судные дни Великого Новгорода» (1897) и «Новгородская вольница» (1895) - о присоединении Новгорода к Москве; роман «Ермак Тимофеевич» (1900) возвращал к событиям царствования Ивана Грозного. Историческими их можно назвать с большой натяжкой, условно - из-за имён героев и исторических дат. Как историк, Гейнце всегда прибегал к компиляции, как романист - наполнял романы безудержным вымыслом, не имеющим ничего общего с исторической правдой, «кисть художника» в его произведениях «отсутствовала» (по собственному признанию). Гейнце неоднократно уличался в плагиате из исторических романов предшественников, как писавших в 1830-1840-х, так и популярных современников .

  • Шумский вошел в приемную и как бы вступил в должность. Постоянно входя и выходя из одной комнаты в другую, он докладывал Аракчееву с порога имена тех лиц, которые не были лично известны временщику. К некоторым граф Аракчеев поднимался, и обойдя стол, стоял и тихо, вяло разговаривал, но больше выслушивал, изредка прибавляя сухо и отрывисто: ― Слушаюсь. Постараюсь. (Е. А. Салиас . Аракчеевский сынок (1888))
  • Прием начался. Клейнмихель, постоянно входя и выходя из одной комнаты в другую, докладывал графу с порога имена тех лиц, которые не были лично известны Алексею Андреевичу. К некоторым из входивших граф Аракчеев поднимался и, обойдя стол, стоял и тихо разговаривал с ними. Некоторых отводил к стоявшим вдоль стены стульям, просил сесть, присаживался сам и разговаривал менее сухо. Но большинство он выслушивал сидя за столом, изредка прибавляя порой резко и отрывисто, а порой таким сердечным тоном, который далеко не гармонировал с его угрюмой фигурой: ― Слушаю-с! Постараюсь! Готов служить! (Н. Э. Гейнце. Аракчеев (1893))

Издал более сорока романов и повестей, вышедших только отдельными изданиями.

В 1899 году Гейнце стал сотрудником «Петербургской газеты»; в качестве военного корреспондента участвовал в русско-японской войне - издал книгу очерков «В действующей армии» (1904, 1907). Кроме того, в эти последние тринадцать лет работы в «Петербургской газете», им было написано семь книг прозы.

Гейнце написал также несколько пьес, вызвавших нападки критики, но имевших успех у зрителя. Критики недоумевали, за что же любят произведения Гейнце, рассматривали его творчество как «умственную пищу для неискушенного читателя», вероятно, недооценивая масштабы возросшего с уровнем грамотности спроса на лёгкое чтение.

Умер Н. Э. Гейнце в Киеве, похоронен в Петербурге.

В романе Н. Э. Гейнце дан интересный, во многом противоречивый образ государственного деятеля, генерала, временщика при Александре I, военного министра, фактически руководителя империи в 1815-1825 годах - Алексея Андреевича Аракчеева.
Писатель показывает Аракчеева не просто временщиком, но умным, дальновидным, бескорыстным государственным деятелем и политиком, радеющим за судьбу России и ее государя.

Николай Эдуардович Гейнце - русский писатель, журналист, драматург. Автор многочисленных исторических романов, персонажами которых, как правило, являются первые лица государства. Однако еще большую известность Гейнце приобрел как автор любовных романов, пользовавшихся популярностью и выдерживавших неоднократные переиздания. Роман "Власть женщины" это книга о любви и равнодушии, о преданности и коварстве, и о прочих вечных вопросах...

Николай Гейнце - Генералиссимус Суворов

В книге рассказывается об исторических сражениях, принесших славу русскому оружию, и о суворовских чудо-богатырях, преодолевающих трудности переходов и побеждающих не числом, а умением.

На площади Большого театра вытянулся целый ряд собственных экипажей и длинная лента извозчиков. Кучера и возницы топтались около карет и саней, хлопали рукавицами и перекидывались между собою замечаниями об адской погоде.

Имя Николая Гейнце - видного русского писателя середины прошлого века, автора ряда исторических романов об истории России сравнительно мало известно отечественному читателю.
От множества современных и более поздних писателей, пишущих на ту же тему, его отличает глубокое проникновение в суть описываемых событий, активная работа с документальными источниками, многие из которых оказались безвозвратно утраченными в наши дни, активная...

18-й век в истории России кроме великих свершений славен и правлением четырех женщин-императриц.
Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, на первый взгляд излишне веселая, беззаботная, страстная к утехам жизни, оказалась достойной памяти своего отца.

Григорий Александрович Потемкин (1739-1791) - великий русский государственный деятель, граф, светлейший князь (Потемкин-Таврический), генерал-фельдмаршал. Фаворит, а с 8 июня 1774 года, по некоторым данным, морганатический супруг Екатерины II. Член Российской академии с 1783 года.

В том включены исторические романы Н. Э. Гейнце "Князь Тавриды" и Г. П. Данилевского "Потемкин на Дунае"; эти произведения дают достаточно объективную картину жизни одного из ярчайших представителей екатерининской эпохи Григория Александровича Потемкина.

Николай Эдуардович Гейнце, автор целой библиотеки исторической остросюжетной беллетристики, был известен всей читающей дореволюционной России. В своих романах, обращены они к личностям государей или "простых смертных", попавших в их силовое поле, он ищет тот государственный стержень, который позволяет человеку оставаться Человеком в любых обстоятельствах.

Рассказать друзьям