Герои-«недотепы» в драматургии А. Чехова

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пьесу «Вишневый сад» пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия, все герои пьесы несчастны и в той или иной мере – оказываются неудачниками. Жизнь Гаева и Раневской по-настоящему трагична: старинное родовое имение с роскошным вишневым садом разорено и реализуется за долги с аукциона. Петя Трофимов – «вечный студент»; Лопахин недоволен жизнью и страдает по причине неразрешимого конфликта с миром:

О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь.

Аня настолько юна и легкомысленна, что не способна осознать, что без прошлого, с которым она так беспечно расстается, нет будущего; а Епиходов с его несчастьями – олицетворение всеобщей нескладности жизни, от которой страдают все герои пьесы. Всех их можно назвать недотёпами.

Именно это слово – лейтмотив пьесы. Оно часто употребляется автором в своем прямом значении. Так говорят о неловком и неумелом человеке. Действительно, настоящий недотёпа конторщик Епиходов, по прозвищу «22 несчастья». Он постоянно оказывается в нелепых ситуациях: то роняет букет, то натыкается на стул, то нечаянно ломает бильярдный кий. Смешна и нелепа гувернантка Шарлотта с фокусами, которые она неумело демонстрирует. Вызывает недоумение её вид, когда она разгуливает в костюме охотника, с ружьем и фуражкой на голове, или вдруг вытаскивает из кармана огурец и начинает его есть. Петю Трофимова Раневская также называет «недотёпой». С ним, как и с Епиходовым, всё время происходит что-нибудь странное. Он неловок и неуклюж: падает с лестницы. Петя постоянно занят поисками калош, а они оказываются старыми, грязными. Смешон и недотёпа Симеонов-Пищик, утверждающий, что от медикаментов нет «ни вреда, ни пользы» и выпивающий за один раз все пилюли Раневской. На балу именно он (по нелепому совпадению!) толстый, задыхающийся, в поддевке и шароварах оказывается распорядителем танцев. В конце пьесы Фирс называет себя недотёпой. Он стар, неловок, еле-еле двигается.

Нелепость героев подчеркивает их речь. Они изъясняются странно, необычно. Гаев пересыпает свою речь бильярдными терминами. Фирс постоянно бормочет себе под нос что-то непонятное, чего никто не может разобрать. Речь Епиходова представляет собой смесь книжного и разговорного стилей. Герой не знает грамматических правил и произносит нелепицы: «Наш климат не может способствовать в самый раз…», «вы … совершенно привели меня в состояние духа…». Немка Шарлотта говорит на ломаном русском языке, используя немецкие слова и выражения. Высокопарные монологи Гаева и пламенные речи Пети Трофимова насыщены шаблонами и по сути тоже неуместны и нелепы. В пьесе не случайно постоянно звучит нескладная, комическая речь и так много показано нелепых положений героев, странных ситуаций. Действующие лица недотёпы не только внешне, но и внутренне. Слово «недотёпа» в подтексте пьесы имеет как прямое, так и переносное значение. Это определение несостоятельности, некоторой нравственной ущербности человека. Герои несчастны и одиноки, потому что разъединены, не слушают и не слышат друг друга. Они во многом сами виноваты, что их жизнь скучна и пуста; сложные проблемы им решить не под силу.

Персонажи поверхностны в своих чувствах, порой бестактны, «неуклюжи» в нравственном отношении. Все центральные фигуры пьесы уязвимы. Гаев – ничего не умеющий, сентиментальный «большой ребенок». Его неприспособленность к жизни усиливается характерной деталью: герой постоянно сосет леденцы. Он не думает о последствиях своих слов и поступков. Именно Ане он вдруг сообщает свои замечания о Раневской: «… все же, надо сознаться, она порочна …» Аня, с ужасом слушая, защищает мать, а через мгновенье в свою очередь сурово её осуждает: «… едва доехали. И мама не понимает! Сядем, а она требует самое дорогое».

Раневскую Антон Павлович показывает со всех сторон, не скрывая и нравственных изъянов. Так, героиня очень спокойно воспринимает известие о смерти своей няни. Её сухость поражает. Ведь до этого сообщения она эмоционально обращалась даже к комнате, признавалась в любви «шкапу», даже целовала его. В память о няне Раневская добрых слов не сказала. Удивляет, что она даже не расстроилась и не ощутила горького укола в сердце.

Лопахин не способен увлекаться, любить. Герой не может понять душевное состояние других людей. Он заставляет страдать Варю, не хочет с ней искренне объясниться. Он с нежностью признается Раневской:

...вы сделали для меня когда-то так много, что я … люблю Вас, как родную.

И тем не менее именно он становится владельцем её дома, вишневого сада и торопится поскорее уничтожить красоту, не щадя чувств Любови Андреевны.

Недотёпы устраивают бал в то время, когда идут торги имения. Это нелепо, странно. Характерна авторская ремарка: «Варя плачет, танцуя». Неуместные в день продажи развлечения усиливают впечатление разобщенности героев, их взаимной нравственной глухоты. Они не только не способны спасти себя, окружающий мир, но даже сделать хоть какое-то конкретное добро: позаботиться о старом больном Фирсе. О том, что верного слугу надо отправить в больницу все только говорили, но никто этого не сделал.

Таким образом, герои пьесы – недотёпы, несчастные существа, потому что не умеют любить и жертвовать собой. Автор не случайно развертывает действие на фоне вишневого сада. Оказывается, что конфликт в пьесе возникает не между различными поколениями или социальными группами, а между всеми действующими лицами и вишневым садом. Никто из героев не достоин прекрасного будущего, никто не способен распоряжаться созданными природой и людьми богатствами.

Все люди разные - это ни для кого не секрет. В одной личности могут уживаться как позитивные стороны характера, так и негативные. Сейчас хочется рассказать о том, какие существуют человеческие пороки.

Что есть порок?

В первую очередь нужно определиться с понятиями. Итак, что же такое пороки и добродетели человека? Их надо рассматривать вместе, ведь они являются отражением друг друга, разными сторонами одной медали. Это отрицательные и положительные стороны которые проявляются в его делах и поступках. Данные черты характера формируют не только жизнь одного человека, но и оказывают влияние на окружающих, поэтому могут в значительной мере изменять жизнь близких людей как в позитивную сторону - добродетели, так и негативную - пороки.

О скульптурах

Если хочется рассмотреть вблизи все пороки человечества, стоит съездить в Москву и побывать на Именно там, в 2001 году, была открыта серия памятников, посвященных негативным сторонам характера человека. Называется данная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых». Двое детей играют в прятки, а их окружают 13 скульптур трехметрового роста с головами рыб или животных. Как рассказал автор Михаил Шемякин, это сделано нарочно, потому что пороки человека принято изображать в гипертрофированных образах. Памятники расположены в строгом порядке. Среди них можно найти воровство, проституцию, наркоманию, невежество, алкоголизм, лжеученость, садизм, равнодушие, пропаганду насилия, войну и нищету. Один памятник - для беспамятных.

Равнодушие

Если человека попросить выделить главные пороки человека, например, пять, он призадумается. И стоит сказать о том, что единого ответа не будет ни у кого. Ведь выбор - дело индивидуальное. Для кого-то один порок будет самым страшным, а кто-то отнесется к нему снисходительно. Однако огромное количество людей сходятся на том, что первым и самым главным пороком все же является равнодушие. Это отсутствие сопереживания себе подобным, т. е. людям и всем иным представителям живого мира. Именно эта черта присуща большинству убийц и насильников, она порождает беспорядки, вседозволенность и безнаказанность.

Лживость

Следующий порок человека - лживость. Который, сегодня, к слову, часто считается чуть ли не достоинством. Ведь заработать, например, огромные деньги в современном мире можно только обманом. Однако стоит сказать о том, что лживый человек никогда не заботится о чувствах окружающих, ему присуще наплевательское отношение. «Солгав однажды - обманет и во второй раз» - всем стоит помнить данную поговорку.

Продажность

Это отлично замаскированный порок человека, который распознать не так уж и легко. Часто он проявляется в особых жизненных ситуациях, когда нужно обеспечивать защиту и тыл. Согласитесь, он наиболее страшен в военное время?

Животность

Данный порок характеризует людей, которые живут исключительно для себя, удовлетворяя все свои «животные», первичные потребности. Часто они глупы и невежественны.

Жадность

Еще один весьма страшный порок человека - жадность. Это может быть как просто скряжничество, так и жажда накопления богатства, желание владеть как можно большим количеством ценностей и материальных благ. Такие люди никогда ничем не делятся, а чувство щедрости им просто чуждо.

Лицемерие

Следующий порок человека, который, к слову, иногда бывает весьма трудно распознать. в каждой ситуации выбирают удобную для себя позицию, дабы извлечь максимальную выгоду. Подобные персоны надевают «маску», чтобы выглядеть в глазах «нужных» людей лучше, чем есть на самом деле.

Зависть

Следующий порок человека - зависть. Часто проявляется во враждебности и неприязни к некому человеку, достигшему больших высот. Чужое благополучие затмевает разум завистнику и вводит в постоянное состояние недовольства собой и своим достатком.

Жестокость

Страшный порок, который присущ насильникам, убийцам и иным криминальным личностям. Выражается он в желании или потребности причинять боль всем живым существам (не только людям, но и животным). Они причиняют боль не только с физической стороны, например, побои, но и с психологической - иногда моральное давление перенести гораздо сложнее... Если объекту жестокости плохо, мучитель испытывает удовлетворение и некое подобие радости.

Злоба

Рассматривая человеческие пороки, не стоит обходить вниманием злобу. Некоторые люди озлоблены на всех и вся, они раздражительны, часто сквернословят и грубят.

Хитрость

Следующий порок - хитрость (сегодня он также рассматривается некоторыми людьми в позитивном смысле). Это значит, что человек может так изловчиться и исхитриться, что получает для себя максимальную выгоду часто в ущерб окружающим.

Эгоизм

Некое завышение значимости собственной персоны в сравнении с окружающими. Может выражаться в пренебрежительном отношении к остальным людям, к их интересам.

Наглость

Еще один порок человека, который проявляется в неуважении, презрении к собеседнику. Может сопровождаться грубыми жестами, бранной речью. Такое поведение свойственно типам, которые чувствуют свою безнаказанность и превосходство.

Тщеславие

Это желание человека любым способом обратить на себя внимание, пусть даже и негативным поведением. Подобные персонажи любят слышать хвалебные речи в свой адрес, желают уже при жизни взобраться на пьедестал. Часто так себя ведут пустые хвастунишки.

Противоположности

Стоит сказать о том, что все это - приобретенные пороки. Человек рождается tabula rasa - чистой доской, на которую ближайшее окружение (родители и общество) пишут свои, как сегодня принято говорить, отзывы. В зрелом возрасте человек может избавиться от всех своих пороков и превратить их в добродетели. Так, равнодушию отвечает сочувствие, лживости - честность, продажности - верность, жадности - щедрость, лицемерию - искренность, зависти - радость, жестокости - нежность, злобе - доброта, хитрости - прямолинейность, эгоизму - самоотдача, наглости - уступчивость, а тщеславию - скромность. Но работа над собой - одна из самых сложных...

«Вишневый сад» была написана в 1903 году и считается одной из наиболее известных в русской литературе. Она сумела передать старые идеи в новом стиле и стала примером новаторства. Сам автор уверен, что человек в душе глубоко несчастен и беспомощен перед миром. По этой причине в пьесе сильно развита тема «недотепства» персонажей. «Недотепами» автор называет несчастных людей, не умеющих в этой жизни ничего, беспомощных и инфантильных. Круг «недотеп» достаточно широк и включает как бывших дворян-помещиков, так и купцов со слугами.

Слово «недотепа» употребляется только к четырем персонажам в пьесе. Среди них лакей Яша , горничная Дуняша , Фирс и Петя Трофимов . На самом деле, автор показывает, что «недотеп» гораздо больше. К ним относятся и сама помещица Раневская со своим братом Гаевым , и купец Лопахин , и конторщик Епиходов, и гувернантка Шарлотта Ивановна, и даже Аня с Варей . «Недотепство» некоторых героев проявляется на конкретных примерах.

В молодом самодовольном лакее Яше Фирс безошибочно угадывает «недотепство». Этот персонаж все мечтает о блестящей жизни в Париже, прикидывается зарубежным франтом, плохо высказывается как о родине, так и о родной матери. На самом деле, в нем просматривается духовное убожество, искаженность и огрубелость русского человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна о себе рассказывает, что родители-циркачи рано умерли, и она осталась на воспитание какой-то немецкой даме, а какой сама не помнит. Паспорта у нее нет, определенного возраста тоже.

Конторщик Епиходов неслучайно получил прозвище «двадцать два несчастья». Его любовь отвергнута, а претензии на образованность необоснованны. В этом герое просматривается смутная неудовлетворенность жизнью. Он даже носит на всякий случай пистолет и подумывает застрелиться. Старик Фирс также является примером «недотепства». Этот человек предстает «вечным рабом», так и не сумевшим духовно раскрепоститься, даже после отмены крепостного права. Он трогательно заботиться о господах, себя не жалея. Трагический финал этого персонажа очевиден и безысходен.

Сами господа Раневская и Гаев тоже пополнили список «недотеп». Эти люди давно утратили ощущение реальности. Раневская к примеру несмотря на отсутствие денег продолжает принимать гостей, устраивать балы, ходить в дорогие рестораны и заказывать изысканные блюда. Гаев, не имея денег и работы, все надеется выгодно выдать замуж племянницу или хотя бы получить наследство от богатых родственников. Когда дело доходит до спасения родового имения, эти персонажи вновь проявляют свою слабость и неумение решать какие-либо проблемы.

Молодое поколение в лице Вари, Ани и Пети Трофимова тоже подвержено «недотепству». Эти персонажи не менее несчастны. Петя – идеалист и мечтатель. Он любит много говорить о том, как постичь «истину», но усилий никаких не прилагает. Противоречивость и двойственность героя Лопахина тоже является скрытой формой «недотепства». Несмотря на то, что он «хищник», по натуре он робок, скован и раним. Этот герой не менее одинок в душе и несчастен, чем другие персонажи пьесы.

В финале пьесы Фирс, более полувека проработавший на господ, остается один запертый в имении. Всеми забытый старик произносит грустное слово «недотепа». И за этим словом кроется многое… Создав персонажей-недотеп автор хотел показать насколько они беспомощны и бесполезны в современном мире. Мечта о достойном существовании соседствует с состраданием к этим несчастным. Все они ищут истину, которую так и не находят.

… Дышит в саду запустелом
ночная прохлада,
Мы старомодны, как запах
вишневого сада.
Нет ни гостей, ни хозяев,
покинутый дом.
Мы уже были, но мы еще
будем потом …
… Ну, полно, мне-то что быть в обиде!
Я посторонний, я ни при чем.
Рубите вишневый сад! Рубите!
Он исторически обречен. ,
Вздор — сантименты. Они тут лишни.
А ну, еще разик! Еще разок!
… И снова снятся мне вишни, вишни,
Красный — красный вишневый сок …
Ю. Левитанский.
«Единицей чеховской драмы, ее атомом, является не идея, как у Достоевского, не тип, как в «натуральной школе», не характер, как у Толстого, а просто — личность, цельный человек, про которого ничего определенного сказать нельзя: он абсурден, так как необъясним». Отсюда возможность говорить о чертах, нетрадиционных для русской литературы, чертах более живых, чем черты героев предшественников Чехова. Действительно, Мармеладов у Достоевского — неудачник, но его невезение запрограммировано, он не может быть другим, и судьба его другой быть не может. Достоевский поднялся до уровня Бога и оттуда решает судьбу героя в «соавторстве» с творцом. У Тургенева герои идут по четко очерченному курсу плоскости не дай Бог — правее или левее! Базаров, к примеру, легко предсказуем в своем поведении. У Льва Толстого от пространных объяснений логики действий героев теряется сама суть поступков, остается лишь цепь логически заключений от эпизода к эпизоду, от поступка к поступку. Все эго авторы создают человека заново, человека во многом условного, играющего определенную роль, задуманную автором, но не всегда вполне реальную. Лишь у Чехова появляется абсолютно живой человек — и появляется не где-нибудь, а на сцене, где сложнее всего угадать грань между фантазией и реальностью. И вот результат привычки читателя и зрителя и условности характеров героев, объясняющейся идейной программой автора. Перед героями чеховских пьес человек становится в тупик. Казалось бы, чего проще — доказать свои способности чуткого психолога и знатока людей, анализируя литературных героев. Понять живых людей гораздо сложнее. И вот наш психолог-любитель мечется в испуге: там, на сцене, такие же живые люди, каких он встречает каждый день, такие же непонятные ему, чужие, но имеющие такое же неоспоримое право на жизнь, как и он сам. «Недотепство» — живое человеческое качество, которое невозможно предусмотреть никакой программой. Оно — свидетельство наличия жизни, существования в человеке мозга и сердца, логики и эмоций. Все герои, произносящие, кривя губы: «Эх ты … недотепа!», вкладывают в это слово некоторый оттенок презрительного сожаления, но фраза эта является скорее похвалой, чем упреком, хоть они и не понимают этого. «Недотепство» — это право на взлет и падение, на любовь и равнодушие, на ошибки и прозрение, на жизнь, в конце концов. Пусть эта жизнь тяжела и неудачна, но это — жизнь! Я, говоря, что все герои «Вишневого сада — «недотепы», не вкладываю в эту фразу того оттенка, который слышится в тоне героев пьесы. Все они заурядны и в своей заурядности свободны. «Недотепство» является, когда человек теряет причинные связи с внешним миром, как раковая опухоль является, когда клетка теряет связь с соседними клетками. И в этом отсутствии связей — несчастье и отчаяние героя, он не связан вообще ни с чем и ни с кем, он свободен, но что делать с этой свободой, он не знает. Формулировка Набокова: «Чехов сбежал из темницы детерминизма, от категории причинности, от эффекта — и тем освободил драму». Чеховские герои мечутся по сцене в поисках роли — они жаждут избавиться от своей никчемности, от мучительной свободы быть никем, от необходимости просто жить, а не строить жизнь. Непонимание, что делать с окружающим миром, людьми и самим собой, ведет героя к состоянию между «внутри себя» и «снаружи себя». Герой не по гружен в свой собственный внутренний мир в экстазе самоанализа и не копается в других людях. Он живет своей оболочкой, прилежно управляемой его душой, разобраться в которой он уже отчаялся. Лопахин, умница, все понимающий, нежно любящий Раневскую, не может удержаться от торжества приобретения имения, мучает ее своим восторгом, понимая, но не осознавая ее боль. Он приказывает рубить вишневый сад еще до отъезда Любови Андреевны и на просьбы подождать реагирует: «Сейчас … сейчас … Экие, право». Что это — эгоизм? Но не он ли давал практические советы, как спасти имение? Не он ли признавался Раневской: » … я забыл все и люблю вас, как родную … больше, чем родную»? Да, это он. Его поступки абсурдны, переходы его настроения необъяснимы и потому абсурдны тоже. Можно, конечно, говорить, что он купец, что в нем проснулась купеческая жилка и т. д., но на самом деле он подчиняется лишь движениям души своей, которой он сам не понимает. Недаром же он, вроде счастливый человек, упивающийся восторгом победы, с тоской говорит: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как -нибудь наша неокладная, несчастливая жизнь!»
А Раневская? Раневская, сбежавшая из Парижа от мучительной
любви, от долгов, от прокуренных комнат и проданной дачи, тоже не
знает, что делать. Она цепляется за вишневый сад как за привычку,
за старую жизнь, за знакомое, близкое, родное. Ей кажется, что сад —
основа ее существования. А если бы сад не продали? Осталась бы она
в России? Нет, конечно! Все равно сорвалась бы с места и ринулась бы
в Париж к тому, предавшему ее, но любимому …
Петя Трофимов … «Вся Россия наш сад!» — не слишком ли? Для одинокого, живущего лишь идеями и мечтами человека ждать понимания и приюта во всей России? Смешно. Мечты о великанах будущего, о будущем саде, при виде которого «радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час … » Ах недотепа, недотепа! Как можно быть оптимистом в этом мире, да еще в полной изоляции?
Герои Чехова мучительно ищут связей с другими, друг с другом,
стремясь остановиться, оглядеться, отойти от постоянной жизни «перекати-поля»; но Чехов не позволяет им определить себя. Они не то что не понимают — они не слышат себя и друг друга. Их разговор похож на перемежающиеся фразы монологов разных людей, каждый из которых говорит о своем. Каждый пытается найти выход, но на самом деле не двигается с места. Петя и Аня еще надеются уйти от этого бессилия, но в конце концов и они остановятся, беспомощно оглядываясь по сторонам. Они отличаются от остальных героев «Вишневого сада» лишь возрастом, но так же не имеют связи с миром. Человек, по Чехову, еще живет в разумном бытийном мире, но делать там ему уже нечего. Другого же мира у него нет. Отсюда неустроенность, бесплодные поиски выхода, отсюда тот факт, что » … сама обстановка прославленного чеховского быта на самом деле полна вокзальной суеты». «Недотепство» является также причиной эфемерности конфликта в пьесе. Действие только притворяется действием, сценический эффект — эффектом, драматургический конфликт — конфликтом в самом деле, о каком конфликте между отдельными, не зависящими друг от друга людьми и явлениями можно говорить? Конфликт для персонажей был бы выходом, ибо он неизбежно привел бы к взаимодействию их между собой и — кто знает? — может быть, и к пониманию. Но разобщенность, свобода ото всего и всех сильнее любви к вишневому саду … Как похожи герои! Своим «недотепством», любовью своей, нежностью — как они похожи друг на друга! Но — центробежные силы сильнее центростремительных, и каждому из них, недотепе, живому человеку, суждено вечно топтаться на месте, не имея сил сделать шаг к ближнему или хотя бы пойти по пути поиска света …

Порок – слово знакомое и, безусловно, не самое приятное. Что оно означает? Нравственный, духовный недостаток, червоточина, изъян, извращение нормы. Как это ни печально, но порок лежит у порога каждой человеческой души. Он ожидает удобного момента, чтобы незаметно проскочить мимо караульного по имени внимание, легко преодолеть дверь под вывеской сознание и почувствовать себя полновластным хозяином в доме наших мыслей, чувств и воли. Мы знаем имена этих хитрецов и обманщиков. Жестокость и лицемерие, злопамятность, тщеславность и трусливость.. Вот 5 генералов, возглавляющих огромную армию общечеловеческих пороков.

Присмотримся к ним внимательно. Жестокость – это попустительство первобытным инстинктам, полное неуважение и оскорбление человеческого достоинства. Лицемерие - псевдонравственность и обман, гипертрофированный поиск оправданий собственной подлости. Трусливость – тотальное подчинение страху перед неизвестным. Злопамятность – это бесконечная дань собственной обидчивости и мстительности. Тщеславность – ненасытная жажда признания, потребность в лести и непрерывном утверждении своего превосходства.

Каждый из этих пороков хитер и коварен. Он вырастает из природных склонностей человека. Незаметно извращая норму, перекручивая понятия, производя подмены и подтасовки, он превращает моральное в аморальное, нормальное в противоестественное. Порок формирует пагубные привычки и пристрастия, которые надежно укореняются в душе человека, срастаясь с его личностью, характером и поведением. Если грех – это скорее результат выбора, то порок – проявленная аморальная склонность. Поэтому чем раньше человек начнет бороться со своими такими «близкими» и «родными» пороками, тем лучше для него самого.

Пороки

  • Жестокость — Научись доставлять себе радость, никому не причиняя страданий.
  • Лицемерие — Стань самим собой, позволь другим увидеть свое истинное лицо: может быть, тебе захочется его изменить.
  • Злопамятность — Освободись от обид и наполни свою душу добром.
  • Тщеславность — Не подчеркивай свое мнимое превосходство перед другими. Не стремись к лести.
  • Трусливость — Не спеши прятать голову в песок, не оценив опасность: она может оказаться мнимой.
  • Вороватость — Не шути с уголовным кодексом.
  • Суеверность — Верь только в позитивные приметы.
  • Хамоватость — Не унижай слабых, беспомощных и тех, кто тебя любит или от тебя зависит.
  • Злословие — Обуздай свой язык: от сплетни до клеветы - один шаг.

Мнение

Руссо начинает свои "Рассуждения о происхождении неравенства", проведя отличия между двумя видами неравенства, естественного и искусственного, где первое является результатом различий в силе, интеллекте, и т.д, а второе вытекает из законов, которые регулируют общество. Руссо пытается объяснить именно неравенство второго типа. Приняв на вооружение, как он считал, "научный" метод исследования происхождения неравенства, он пытается восстановить самые ранние фазы жизни человека на земле. Руссо считает, что первые люди на земле были не социальными, а индивидуальными существами, и в этом он соглашается с естественным законом Гоббса. Но в отличие от точки зрения английского пессимиста на человеческую жизнь в тех условиях, Руссо утверждает, что первые люди, несмотря на индивидуальное существование, были здоровыми, счастливыми, добродетельными и свободными. Появление человеческих пороков, утверждает он, датируется временем, когда было сформировано общество.

Руссо таким образом реабилитирует природу и в появлении пороков обвиняет общество. Он говорит, что страсти, порождающие пороки, едва ли существуют в естественном состоянии, а начинают развиваться, как только люди начинают формировать общество. Общество, продолжает Руссо, начало формироваться, когда люди построили свои первые хижины, обстоятельство, которое способствовало началу совместной жизни мужчины и женщины, которые, в свою очередь, создали обычай жизни в семье и общения с соседями. Это "зарождающееся общество", как называет его Руссо, было добродетельным ровно столько, сколько это продолжалось. Действительно, это был "золотой век" истории человечества. Только это длилось недолго. С нежной страстью любви пришла разрушительная страсть ревности и зависти. Соседи начали сравнивать свои возможности и достижения, что "явилось первым шагом к неравенству и одновременно к пороку". Люди начали требовать почет и уважение. Их невинная любовь к себе превратилась в достойную порицания гордыню, поскольку каждый человек хотел быть лучше остальных.

Появление собственности отметило еще один шаг в сторону неравенства, поскольку потребовалось установление законов и создание форм правления для защиты собственности. Руссо сетует на "роковую" концепцию собственности в одном из своих самых красноречивых пассажей, описывая "ужасы", которые возникли в результате отхода от условий, в которых земля не принадлежала никому. Эти пассажи из вторых "Рассуждений" возбудили поздних революционеров, таких как Маркс и Владимир Ильич Ленин (1870-1924), но сам Руссо не считал, что это можно каким-либо образом изменить. Уже было бессмысленно мечтать о возвращении в золотой век.



Рассказать друзьям