История письменности: от зарубки и узелка к алфавиту. Славянская письменность

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
В 2013 году отмечается 1150- летие
возникновения славянской письменности и
культуры.
Скульптор: Александр Рожников
Преподаватель: Волощук И.П.

История русского шрифта. Древнерусское письмо- кириллица

Древнерусскими называют все
рукописные и первопечатные шрифты
со времени их возникновения и вплоть
до образования новой графики
гражданского письма и гражданского
шрифта (конец XVII- начало XVIII
века).

В 863 году святые братья Кирилл и
Мефодий уроженцы г. Солуни (Солоники) в
Македонии разработали для западных
славян азбуку и перевели на славянский язык
ряд богослужебных книг.
Заслуга Кирилла состоит в том, что он
впервые создал азбуку с четкой и ясной
графикой знаков, положив в основу греческое
унциальное письмо и дополнив его буквами,
обозначавшими специфический звуки
славянского языка (шипящие, свистящие и
йотированные).

Он расставил буквы в определенной
последовательности, предав им и цифровое
значение. Буквами кириллицы в течение
многих веков обозначались простые и
многозначные цифры.
С помощью изобретенной им азбуки он
сделал первый перевод Библии на
славянский язык.

Книги на Русь пришли с официальным
принятием христианства в 988 году. Наряду с
кириллицей существовала другая азбукаглаголическая. Глаголические буквы в полном
их составе не имели сходства ни с одной из
известных азбук. Она включала в себя черты,
петли, овалы и полуовалы.
На Руси глаголица продержалась не долго и
в конце концов была полностью вытеснена
кирилловским письмом.

Факт создания Кириллом общеславянского
алфавита на основе знания славянской
фонетики и существовавшего уже тогда
русского письма был явлением
прогрессивным, способствующим развитию
славянской культуры и взаимному общению
между братскими народами. Новая азбука,
передававшая все особенности живой речи,
очень скоро получила широчайшее
распространение не только в
церковнославянских книгах, но и в светском,
деловом и обычном письме.

Кириллица

Глаголица
Кириллица

В истории древнерусского шрифта выделяют
основные каллиграфические варианты
кириллицы:
с XI века- уставное письмо; Ustav.10th-15 centuries AD
с XIV века- полуустав, послуживший
образцом для первопечатного шрифта в
середине XVI века; Poluustav(half-ustav).14th-18 centuries AD
в начале XV века получают распространение
различные виды скорописи; Skoropis (fast writing).14th-18
th
th
th
centuries AD
с XV века декоративное письмо- вязь; Vyaz.15th-18
centuries AD
th

10. Устав

Ustav.10th-15th centuries AD
Устав - ранняя
каллиграфическая
форма кириллицы.
Буквы устава имели
почти квадратные
пропорции и
отличались
прямолинейностью
и угловатостью
форм.
Фрагмент рукописи

11.

В строке буквы расставлялись свободно,
промежутков между словами не было.
Расстояние между строками равно корпусу
буквы или несколько больше, знаки широкого, жирного (в стойках) начертания, за
исключением нескольких узких закругленных
букв (О, Е, С, Р). Буквы З, У, Р, Х, Ц, Щ имели
сильные выносные элементы, которые
несколько оживляли монотонность всего
письма. Угол наклона пера менялся в
процессе письма и зависел от формы буквы.

12. Примером классического уставного письма является «Остромирово евангелие», написанное в 1056-1057 годах дьяконом Григорием.

13.

Устав

14. Полуустав

Poluustav(half-ustav).14th-18th centuries AD
Текст, выполненный
полууставом, имеет
более светлую общую
картину, буквы округлее
и мельче, слова и
предложения
разделены четкими
промежутками.
Появляется целая
система знаков
препинания.
Текст выполненный полууставом

15.

Начертание более простое, пластичное и
быстрое, чем в уставном письме. Контраст
штрихов меньше, перо затачивается острее.
У некоторых букв несколько видоизменился
дукт. Под влиянием стабилизировавшегося
положения пера улучшилась ритмичность
строк. Письмо приобретает заметный наклон.
Засечки встречаются редко, концевые
элементы у ряда букв оформляются
штрихами, по толщине равными основным.
Полуустав послужил основой для шрифтов
первопечатных книг.

16.

Полуустав

17.

Киевская Псалтирь (РНБ. ОЛДП. F
6)

18.

Разворот рукописного Месяцеслова. Конец XVIII - начало XIX
века.

19. Скоропись

Skoropis (fast writing).14th-18th centuries AD
Грамоты, акты, книги
уже с XIV века стали
писать скорописью.
Скоропись оказалась
одним из самых
подвижных видов
кириллического
письма.
Алфавит выполненный скорописью

20.

В XVII веке скоропись, отличаясь особой
каллиграфичностью и изяществом,
превратилась в самостоятельный тип письма
с присущими ему чертами: округлостью букв,
плавностью их начертания, а главное,
способностью к дальнейшему развитию.
Именно в скорописи, близкой к обычному
письму, могла развиваться минускульная
форма. Уже в конце XVII века образовались
такие формы букв а, б, в, е, з, и, т, о, с,
которые и в дальнейшем почти не
претерпели изменений.

21.

Скоропись XV века

22. Вязь

Vyaz.15th-18th centuries AD
Вязь- особый
декоративный вид
письма,
связывающий
строку в один
непрерывный
орнамент в стиле
арабесок(вид
орнамента).
Виды вязи

23.

Различают два вида вязи: круглую и угловатую(
штамбованную).
В русских рукописях преимущественно
развивалась штамбованная (угловая) вязь. Один из
основных приемов вязи- мачтовая лигатура, в
которой два соседних штриха (штамба) двух
соседних букв превращались в один. Пустоты,
образующиеся при этом, заполнялись либо сильно
овальными или мендалевидными формами букв О,
Е, С, или полумачтами соседних букв, а иногда
декоративными элементами.
Выполненные золотом или киноварью, они несли
особую художественно- декоративную нагрузку в
различных памятниках письменности.

24.

Псковский Златоуст 16 в. ("книга глаголемая учително Злата...")
Максим Грек, 1587 ("сия словеса сотворил есть инок")

25. Гражданский Петровский шрифт

В XVII веке полуустав, перейдя из
церковных книг в делопроизводство,
преобразуется в гражданское письмо, а его
курсивный вариант-скоропись- в гражданскую
скоропись. В это время появляются книги
образцов письма- «Азбука славенского
языка»(1653 год), буквари Кариона Истомина
(1694-1696 годы) с великолепными
образцами букв различных стилей: от
роскошных инициалов до букв простой
скорописи.

26.

Новым гражданским
шрифтом стали печатать
всю светскую литературу,
научные и
государственные
издания.
По форме, пропорциям
и начертанию
гражданский шрифт был
близок к старинной
антикве.
Европейские книгопечатники создали
замечательные шрифты антиква.

27.

Одинаковые пропорции
большинства букв
придали шрифту
спокойный характер.
Удобочитаемость его
намного повысилась.
Формы букв Б, У, Ь, Ъ,
«ять», которые по
высоте были больше
остальных прописных,
являют собой
характерную
особенность
петровского шрифта.
Гражданский шрифт. Страница с правками Петра I

28.

Гражданский шрифт.

29.

В результате реформы кириллица получила
большинство стилистических признаков
латинской антиквы и тем самым внешний вид
книги на русском языке был приближен к
европейской книге. Эскизы новых букв
предположительно были сделаны самим
Петром I, и дальнейший процесс
изготовления и корректировки шрифта
проходил при его непосредственном участии.

30.

В 1708 году впервые в России напечатана книга
гражданским шрифтом («Геометрия»)

31.

По его эскизам в Амстердаме и Москве были
изготовлены пуансоны и матрицы для
отливки трех кеглей нового шрифта, после
чего указом Петра I было запрещено
применять полуустав для издания светской
литературы, отчего новый шрифт получил
позже свое название.
По цвету гражданский шрифт заметно
светлее современной ему латиницы, его
засечки более тонкие и почти не скругляются
в местах примыкания к основным штрихам.

32.

Собственноручная запись Петра I на внутренней
стороне переплета гражданской азбуки с
исправлениями Петра I; 1710 год.

33.

Буквы гражданского шрифта
XVIII века: начала (1-й ряд),
середины (2-й ряд) и конца века
(3-й ряд)
Буквы гражданского шрифта XVIII
века

34. Вопросы по теме презентации:

1. Перечислите четыре кириллических древнерусских
видов письма в исторической последовательности;
2. В каком виде древнерусского письма впервые
появляются паузы между словами и знаки препинания?
3. Дайте определение значению слова «дукт»;
4. При написании какого вида древнерусского письма
стали использовать строчные буквы?
5. Какой вид письма использовали для заголовков в
оформлении страниц древнерусской книги?
6. Дайте определение значению слова «скриптории»;
7. Какие изменения в процессе реформы Петра I в
начале XVIII века произошли в русской азбуке?

Гипотеза о дохристианском письме на Руси

Значительная группа исследователей полагает, что славяне владели письменностью до принятия христианства . Такого мнения придерживались советские исследователи Истрин В.А., Обнорский С.П., Якубинский Л.П., Львов А.П. и др. В качестве доказательства использовался ряд источников:

  1. «О письменах» Черноризца Храбра
  2. «Жития Константина и Мефодия»
  3. Тексты арабского автора Ибн Фадлана
  4. «Книга росписи известий об ученых и именах сочиненных ими книг» Ан-Надима
  5. Договоры Руси с Греками $911, 945$ гг.

Иногда в качестве доказательства приводится так называемая «Велесова книга», хотя доказано, что это подделка $XX$ века. Наиболее компетентным источником в данном вопросе может считаться сказание Черноризца Храбра «О письменах»:

«Прежде убо славяне не имели писмен, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи».

Замечание 1

Тем не менее, на данный момент в науке нет твердых доказательств существования дохристианского славянского письма.

Миссионеры Кирилл и Мефодий

Авторы славянской азбуки, византийские монахи Кирилл и Мефодий , находились с миссией в Моравии: правитель этого государства обратился к византийскому императору Михаилу $III$ с просьбой направить учителей. Моравия приняла крещение, но не имела собственной письменности, что затрудняло процесс христианизации. Условной датой создания славянской азбуки, таким образом, считается $863$ год – начало просветительской миссии Кирилла и Мефодия в Моравии.

Замечание 2

В науке считается доказанным, что Мефодий и Кирилл создали так называемую «глаголицу» . Алфавит в привычном виде – «кириллица» – создан учеником Кирилла Климентом Охридским на основе глаголицы и греческого алфавита.

Кирилл и Мефодий фактически являлись учителями южных славян, восточные же в их деятельность не были включены. Но при этом братья-монахи считаются на Руси просветителями, культ святых Кирилла и Мефодия стал весьма популярным. Дело в том, что болгарские источники, в которых описана деятельность монахов, оказались на Руси в числе первых книг и получили большое распространение.

Распространение письменности на Руси после принятия христианства

В государственных масштабах славянская письменность на Руси стала распространяться с принятием христианства.

Но так как известно, что небольшое количество христиан жило на Руси в языческий период, то можно предположить, что они использовали славянскую азбуку.

Пример 1

Археологические находки подтверждают этот факт, например – «гнездовская надпись» на глиняном кувшине.

С принятием христианства славянская письменность стала распространяться по всему Древнерусскому государству. Причиной этому была необходимость изучения религиозной литературы и проведения богослужений именно на родном языке, поскольку только таким образом процесс христианизации давался легче. Славянская письменность на Русь пришла из Болгарии, так как язык болгар на тот момент был максимально близким. Кроме того, Болгария приняла христианство веком ранее и уже обладала внушительным объемом переведенной богословской литературы. В процессе распространения письменности на Руси значительно преобладала кириллица, хотя известно, что глаголицу тоже использовали.

Пример 2

Пример использования глаголицы – «Киевские листки», запись отрывка из литургии. Внешний вид глаголического алфавита представляется весьма сложным, возможно, поэтому кириллица его вытеснила.

Существует мнение, согласно которому глаголица, ввиду своей сложности, использовалась в качестве шифра, тайного письма. Однако важно подчеркнуть, что по буквенному составу кириллица и глаголица практически совпадали: $40$ букв в глаголице, $43$ буквы в кириллице $XI$ века.

Издревле на Руси связи с общественностью осуществляли сказители, скоморохи, глашатаи, коробейники, гусляры, являвшиеся своеобразными информаторами населения, как о героическом прошлом народа, так и о происходящем вокруг. Вопрос возникновения письменности на Руси по сей день является дискуссионным. Любопытную концепцию весьма аргументированную высказал украинский историк М.Ю. Брайчевский в своей книге «Утверждение христианства на Руси».

Длительное время в науке господствовало убеждение, что грамотность на Русь пришла из Болгарии после религиозного акта 988 г. В последнее время доказано существование древнерусской письменности докирилловского типа.

До нас дошел чрезвычайно интересный трактат Черноризца Храбра (X в.), посвященный возникновению древнеславянской письменности. В нем предложена периодизация, предусматривающая три стадии процесса. На первой славяне пользовались для передачи отдаленной (в пространстве и времени) информации «чертами и резами», с помощью которых «чтеаху и гатааху» (считали и гадали). Второй - характеризует применение для письма букв греческого и латинского алфавитов «без устроения», т.е. без приспособления к фонетическим особенностям славянских языков. Третий - деятельность Кирилла Философа и изобретение им специального славянского алфавита.

В этом трактате среди прочего приведены символические знаки, представлявшие собой зародыш отечественной иероглифики. Общее количество разновидностей знаков (более 200) исключает возможность трактовать их как буквы фонетического алфавита. Встречаются они отдельными знаками и в виде текстов, пока еще не дешифрованных.

Второй этап, определяемый применением фонетического письма на основе использования греческой и латинской графики, прекрасно документирован археологическими материалами Черняховской культуры (середина I тыс. н. э.). Носители этой культуры поддерживали с римлянами и греками тесные и разнообразные отношения. Многие из них ездили в античные города, овладевали греческим и латинским языками, получали образование, иногда очень высокое, хорошо усваивая навыки письменной культуры. Так или иначе мысль об использовании букв чужого алфавита для изображения славянских слов должна была стоять на повестке дня.

При этом, естественно, возникали чисто практические трудности, обусловленные несоответствием обоих алфавитов фонетике славянских языков. В греческом алфавите, скажем, не было знаков для передачи звуков «б», «у», шипящих, глухих гласных, дифтонгов «ц», «ч» и т.п. Поэтому адаптация существующих графических систем была актуальной. Такое «устроение» по Храбру составляет главное содержание третьего периода. Но просветительская деятельность Кирилла Философа и его учеников не исчерпывает весь процесс и является только заключительной стадией. Одним из наиболее значительных достижений исторической науки за последние десятилетия является открытие Софийской азбуки, отражающей начальную стадию «устроения» славянского письма. Она включает 23 буквы греческого алфавита - от «альфы» до «омеги» - с добавлением четырех специфически славянских знаков: «б», «ж», «ш», «щ» (последний произносился как дифтонг «тш»). Это самые необходимые буквы, без которых славянская письменность не могла бы нормально функционировать.

Софийский алфавит обнаружен в Михайловском приделе киевского собора св. Софии, где в середине XI в. находились библиотека и скрипторий. Он прочерчен на стене очень тщательно, большими буквами (высота около 3 см). Некоторые исследователи допускали, что это обычная кириллица, только недописанная. Однако это предположение кажется невероятным. Автор изобразил буквы аккуратно, доведя до самой «омеги», которая завершала собой перечень. Пропущенное «ж» вписано над строчкой в положенном месте, но не вписаны «ц» и «ч». «Фита» стоит не в конце алфавита, как положено в кириллице, а на десятом месте - между «и» и «i», как это принято в греческом алфавите. Автор тщательно выписал лишние для славянского языка знаки (например, «кси» или ту же «омегу»), но оставил без внимания часто употребляемые глухие гласные («ъ» и «ь») и т.д.

Таким образом, возникает мысль, что обнаруженная в Софии Киевской азбука является докирилличной и отражает начальный этап в «устроении» славянского письма. Нетрудно понять и появление ее на стене скриптория и библиотеки. В первой половине XI в. Ярослав Мудрый организовал в Киеве культурно-просветительский центр, где была и первая известная на Руси библиотека. В ней, бесспорно, хранились документы довладимирского времени (об этом свидетельствуют тексты договоров Руси с греками, дошедшие до нас в составе позднейших летописей). Очевидно, таких официальных грамот существовало много. Кроме того, хранились и книги второй половины IX-X вв. - переводы христианской литературы, хроникальные записи, церковная документация и т.п.

На современном этапе исследований установлено, что восточнославянская письменность возникла независимо от миссии Кирилла. Она сформировалась на базе двух источников, которые определяли соответственно две генетические линии. Первую из них составляла причерноморская иероглифика, соединенная с фонетическим письмом греков и римлян. В результате возникло так называемое русско-хазарское письмо, существование которого засвидетельствовано восточными авторами. Памятники этого письма уже дешифрованы. Ответвление данной линии - рунический алфавит - в первой половине I тыс. н. э. получил большое распространение не только в Причерноморье, но и далеко на Запад - до Скандинавии включительно. На славянской почве возник «протоглаголический» алфавит, вокруг которого в последние десятилетия развернулась острая дискуссия.

Другим источником послужила греческая письменность с устоявшимся и довольно совершенным фонетическим алфавитом. Процесс «устроения», в конечном итоге приведший к кристаллизации кириллицы в ее двух вариантах (моравском из 38 литер и болгарском из 43 букв), определил основное направление в формировании собственной славянской письменности.

Открытым остается вопрос, какой именно алфавит изобрел Кирилл. Многие исследователи склоняются в пользу кириллицы. Другие считают, что это была глаголица. К числу последних принадлежит и автор этих строк.

Глаголица - искусственный алфавит, изобретенный Кириллом около 862 г. Он не получил применения из-за своей сложности и практических неудобств, уступив место кириллице, окончательно сложившейся в IX-X вв. Возможно, знакомство Кирилла с русскими книгами в Херсонесе за год до начала моравской миссии в какой-то степени повлияло на его изобретение.

Между тем существуют и другие версии о русской письменности.

Один из создателей азбуки Кирилл в свое время писал, что до создания своей азбуки он видел у Славян и Ариев Евангелия и Псалтыри «роуськими письменами писаные».

Тогда что же создали Кирилл и Мефодий?

На самом деле эти монахи создали не Славянскую письменность как таковую, а церковно-славянскую азбуку для христианской церкви на Славянских землях. Монахи взяли за основу издревле существовавшую у Славян «Буквицу», состоящую из 49 букв, убрали 5 букв, четырем буквам дали греческие названия и стали переводить христианские богослужебные книги с греческого на изобретенный ими мертвый язык, который в народе не прижился.

Какие еще доказательства грамотности Славян и Ариев, существовавшей задолго до прихода Кирилла и Мефодия, можно привести, кроме высказывания «просветителя» Кирилла?

Вот исторический факт: Петр Первый вводит Указом с 1 января 1700 г. новое летоисчисление - от рождества Христова в цифровом обозначении, отменив существовавший на Руси Славяно-Арийский Календарь, по которому на момент Указа шло Лето 7208 от Сотворения Мира в Звездном Храме.

Причем русские люди писали количество лет буквами, что доказывает существование у Славян и Ариев письменности к тому времени по меньшей мере уже 7208 лет.

Другим доказательством могут служить слова Екатерины II, написавшей книгу «Записки касательно русской истории», в которой говорится, что «...Славяне до рождества Христова многие письмена имели».

А вот и современные доказательства. С помощью древнерусского языка исследован язык Ариев, прочитаны древнеегипетские «иероглифы» на папирусах, глине и камне, расшифрованы Этрусские письмена и надписи на Фестском диске, разгаданы протоиндийские надписи на глиняных печатях из Хораппы и Мохенджо- Даро.

«Знаки разные, язык единый» - так написал наш современник П.П. Орешкин в своей работе «Вавилонский феномен» по расшифровке древних письменных памятников. Другой русский ученый- лингвист Г.С. Гриневич в своей книге «Праславянская письменность» приводит этому доказательства.

Это же всему миру пытался доказать в свое время ученый-историк, итальянец Мавро Орбини, который в 1601 г. написал исследование под названием «Книга историография початие имене, славы и разширения народа Славянского и их Царей и Владетелей под многими имянами и со многими Царствиями, Королевствами и Провинциями, собрана из многих книг исторических, чрез господина Мавроурбина Архимандрита Рагужского».

Ученый-славянист XVIII в., поляк Фадей Воланский, автор книги «Памятники письменности Славян до рождества Христова», был приговорен католической инквизицией к смерти за сочинение «до крайности еретическое». Тираж книги бросили в костер, на котором сожгли и автора.

Доктор философии, современник А.С. Пушкина, русский ученый германского происхождения Е.И. Классен, страстный последователь М.В. Ломоносова во взглядах на Древнюю русскую историю, неопровержимо доказал первичность Культуры Руси, ставшей фундаментом культур Западной Европы и стран Востока. Единый Славяно-Арийский язык существовал на основе 4 основных и 2 вспомогательных видов письменности:

  • 1) да’Арийские Тьраги. Это Образные Символы, которые соединяют в себе сложные объемные знаки, передающие многомерные величины и многообразные Руны;
  • 2) х’Арийская Каруна (Союз из 256 Рун). В просторечии называется жреческим письмом. Каруна легла в основу древнего санскрита, деванагари и использовалась жрецами Индии и Тибета.
  • 3) Расенские Молвицы (Образно-зеркальное письмо). Данную письменность называли Этрусским письмом, так как им писали Ра- сены или Этруски - Славяне и Арии, населявшие в древние времена Италию. Сие письмо легло в основу древнего финикийского алфавита. Впоследствии древние греки взяли финикийскую письменность за основу, выхолостили ее и выдали за свою, на основе которой позже появилась «латынь».
  • 4) Святорусские Образы (Буквица). Данное письмо было самым распространенным среди всех Славяно-Арийских Родов в древности. Письмо применялось для межродовых и междержавных договоров. Известны различные варианты сокращенной Буквицы: византийский унициал, церковно-славянский алфавит, древлесловенская (древнерусская)азбука.

Сюда же можно отнести Велесовицу или шрифт Велесовой книги, и шрифт Святорусских Волхварей - текстов, записанных на дощечках из священных древ: дуба, березы, кедра и ясеня.

Древлесловенский или древнерусский язык лег в основу многих европейских языков, в том числе английского, слова которых писались «латиницей», а по звучанию и смыслу слов были Славяно- Арийскими;

  • 5) Глаголица, или Торговое письмо, использовалась для ведения реестров, подсчетов, оформления сделок и торговых договоров. Впоследствии Глаголица стала использоваться наравне с другими языками для записи былин, сказок, исторических событий, написания Священных Книг;
  • 6) Словенское народное письмо было самым простым. Оно использовалось для передачи кратких сообщений. Впоследствии стало называться «берестяное письмо», или «Черты и Резы». Это письмо постоянного обихода. Каждый Русич владел этим письмом и на куске бересты мог написать сообщение на бытовую тему своему родственнику.

Русичи записывали Древнюю Мудрость и на более прочных материалах, например на камнях или на листах из различных металлов (серебра, золота, платины). Наиболее удобными были Сантьи - пластины из платины, золота и серебра, на которых выдавливались Руны, заполняемые потом несмываемой краской (подобной киновари). Пластины сшивались кольцами из названных металлов в дубовый оклад, который обрамлялся красной материей.

Первоисточники Ведических Знаний хранятся в Общинах Православных Староверов-Инглингов по настоящее время.

«Согласно Славяно-Арийским Ведам, основу письменной грамоты славяно-арийских народов составляли четыре формы письма, от которых в дальнейшем произошли все остальные виды азбук и алфавитов.

а) Санскрит(samckrit) - самостоятельный скрытный жреческий язык.
Форма языка санскрита, которую передавали в танце на храмовой горе
специальные танцовщицы, так и называлась - деванагарн (ныне это просто шрифт санскрита);
б) футарк; в) славянские руны, руны Боянова гимна; г) сибирская (хакаская) рунница и т.д.

2. Да’арийские Тьраги (утвержденный сияющий путь) - иероглифическое (идеограммное) начертание передаваемых образов. Читались по всем четырём направлениям.

3. Рассенское образно-зеркальное письмо (молвицы).

Данную письменность ныне называют этрусскими (тирренскими) письменами, которые легли в основу древнефиникийского алфавита, на базе которого было создано позднее упрощённое греческое письмо и латынь.
Русский ученый П.П.Орешкин в своей книге о дешифровке древних языков «Вавилонский феномен» также отмечает эту весьма своеобразную особенность расенского письма (зеркальность), перед которой оказалась бесильной современная лингвистика с ее капитулянтским лозунгом: «этрусское не читается». Орешкин именует эту совокупность хитроумных, по его мнению, приёмов «каверз-системой» древних расенов и даёт свои рекомендации по их преодолению. Но расенское письмо, как мы видим из его именования, есть органичный синтез образного наполнения букв и слов, а также способов по выявлению этого образного наполнения.
Данная особенность в той или иной мере свойственна всем формам письменности Расичей (славянская «двукорядь»), т.к. является важнейшим проявлением ведического воззрения, согласно которому все делится, вновь соединяется, не может существовать без своего собственного отражения.

Самое распространённое письмо среди славянских народов древности («пракириллица» или «руны Рода» по В.Чудинову). Оно использовалось и жрецами, и при заключении вaжныx межродовых и междержавных договоров. Одной из форм святорусской Буквицы являлось известное нам полуруническое письмо, которым была написана «Велесова книга». «Влесовица» (название условное) типологически старше кириллицы, пишет лингвист В.Чудинов, представляя собой знаковую систему, промежуточную между слоговым письмом и алфавитом. В тексте «Велесовой книги» обнаружена такая фонетическая особенность, как «цоканье», т.е. замена Ч на Ц. Это встречается очень широко в новгородских берестяных грамотах и до сих пор отличает новгородский говор».

Формой Буквицы являлось и письмо «словени», в котором, как и в санскрите, использовались еще словесные структуры «тха», «бха» и т.д. Но «словени» был слишком громоздкой системой письма для повседневного общения, поэтому в последствии появилась упрощенная форма «словени» -объемная, всеохватная древлесловенская Буквица, состоящая из 49 знаков-образов (основных), где запись передавала не только графему составляемого слова, но и его образный смысл.
«Появившаяся в IX в. «кириллица» была специально создана (на основе Буквицы - мое.) с использованием македонского диалекта древнеболгарского языка для нужд христианской церкви как язык книжно-литературный (старославянский). Впоследствии под влиянием живой речи постепенно впитывал местные языковые особенности... Эти позднейшие региональные разновидности принято называть церковнославянским языком болгарской, сербской, русской и т.д.
редакцией или изводом».(Г.Хабургаев. Старославянский язык). Т.о., мы видим, чем, по мнению славистов, являлись старославянский и церковнославянский и где, когда и в каких кругах они были в употреблении. Древнерусский язык (светский упрощенный вариант Буквицы) дожил до петровской языковой реформы.

5. Глаголица - торговые письмена, а в последствии они стали использоваться для записи сказаний и христианских книг.

6. Словенское народное письмо (черты и резы) - для передачи кратких сообщений на бытовом уровне.

7. Воеводское (воинское) письмо - тайные шифры.

8. Княжеское письмо - у каждого правителя своё.

9. Узелковое письмо и т.д.

Писали в те времена на табличках из дерева, глины, металла, а также на пергаменте, ткани, бересте, папирусе. Процарапывали металлическим и костяными заостренными стержнями (писало) на камнях, штукатурке, деревянных строениях. В 2000 году в Новгороде была найдена книга, состоящая из деревянных страниц - аналог «Влесовой книги». Ей дали название «Новгородская Псалтирь», т.к. она включала известные тексты трех псалмов царя Давида. Эта книга была создана на рубеже X и XI веков и является самой древней книгой славянского мира из признанных официальной наукой.

« Появление нового источника сведений о событиях тысячелетней давности всегда похоже на чудо. Ведь трудно поверить, что за несколько веков изучения письменного наследия наших предков от внимания ученых могло ускользнуть нечто существенное, было замечено, оценено по достоинству, пример, памятники русской руники. Да и хотели ли замечать? Ведь наличие той же руники противоречит позиции косной официальной науки, доказывающей, что славяне до крещения были молодым племенем, а не народом с древней культурой («Возвращение русской руники». В. Тороп).

Очередной первоклассной находкой отечественных историков стал докириллический текст, получивший условное название «пространная редакция Боянова гимна». Текст, состоящий из 61-й строки, довольно сильно пострадал от времени. Лежащий в его основе протограф удалось восстановить, и он получил собственное название — Ладожский документ.

В 1812 году Державин опубликовал два рунических отрывка из собрания петербургского коллекционера Сулакадзева. До нашего времени тайна обнародованных отрывков оставалась неразгаданной. И только сейчас выясняется, что вырванные Державиным из пропасти забвения строки являются не фальшивками, как уверяли нас столько лет горе-ученые, а уникальными памятниками докириллического письма.

Ладожский документ позволяет сделать важный вывод. Русская руника имела довольно широкое хождение и использовалась не только в кругу жрецов для записи таких священных текстов, как «Патриарси» (Влесова книга). Ладога и Новгород, конечно же, не были на Руси какими-то уникальными центрами распространения грамотности. Знаки русской руники обнаружены на древностях IX—X веков из Белой Вежи, Старой Рязани, Гродно. Текст из державинского архива — сохранившееся свидетельство письменной традиции, бытовавшей некогда повсеместно…

Общность сведений обоих рунических памятников говорит о многом. Удревление исторической традиции, положенной в их основу до начала XIX века (дата сулакадзееской копии), делает саму мысль о фальсификации «Патриарси» (Миролюбовым - наше) смехотворной. Во времена Сулакадзева практически все сведения, содержащиеся в «Патриарси», были науке неизвестны. Христианские летописцы писали о славянах-язычниках примерно то же самое, что и сегодня: «....л^ивяту зверским образом, жувуше скотски, и у Биваку друг друга, ядуще все нечистое, и брака у мн ж^Бываша...».

Авторы «Патриарси» так же вступались за честь славянского народа. На одной из её дощечек читаем: «Аскольд — темный воин и только от греков просвещен, что никаких русов нет, а есть одни варвары. Этому можно только смеяться, так как киммерийцы были нашими предками, а они Рим потрясли и греков разгоняли как напуганных поросят». Ладожский документ заканчивается описанием страдающей Руси. О том же самом говорится и в «Патриарси»: «Русь сто крат разбита с севера до юга». Но в «Патриарси» мы находим продолжение мысли, оборвавшейся в документе на полуслове: «троекратно Русь падшая восстанет».

Как актуально это древнее пророчество в наши дни! Державин показал пример успешного противостояния разрушению нашей памяти. До последних своих дней великий сын русского народа боролся за спасение русской руники и в конечном итоге победил. Чудом уцелевшие страницы открывают нам славянскую цивилизацию, не менее древнюю и не менее богатую, нежели цивилизация любого иного народа».

Не секрет, что формирование древнерусской церковной литературы началось после такого процесса как христианизация. Согласно определенным данным, грамотность на Руси появилась благодаря Болгарии, после того как прошел всем известный религиозный акт в 998 году. Эта версия оказалась не совсем правильной. Историки доказали, что древнерусские буквы, а также древнерусская письменность появилась благодаря Кириллу и Мефодию.

Многим известно, что на Руси до 988 году уже имели писать, и это является признанным фактом. Одни исследователи утверждают, что письменность начала появляться еще в период бронзы. Согласно трактату Черноризца Храбра, который посвящен появлению древнеславянской письменности, этот процесс имел несколько основных стадий. Одной из главных стадий было заимствование букв греческого, а также латинского алфавитов. Именно поэтому древнерусские буквы имеют известные истоки.

http://artgarmony.ru/

Особенности развития письменности на Руси

Также на развитие письменности повлияли знаки многих местных народов. Если говорить об общем количестве основных таких знаков, то их было около двухсот. По словам историков, носители так званой черняховской культуры поддерживали достаточно хорошие отношения с греками и римлянами. Многие представители этой культуры часто посещали античные города, где и происходило усваивание определенных письменных навыков.

В соборе Св. Софии был обнаружен софийский алфавит, который прочертили на стене достаточно качественно и большими выразительными буквами. Согласно некоторым исследователям, этот алфавит представляет собой обыкновенную кириллицу. Главным отличием можно назвать лишь то, что софийский алфавит является недописанным. Кстати, древнерусские буквы здесь изображены достаточно аккуратно. Это говорит о том, что софийская азбука заслуживает полное право называться докирилличной, она идеально отражает начальный этап возникновения славянской письменности.

Создание первой библиотеки

Стоит отметить, что в XI веке Ярослав Мудрый создал культурно-просветительский центр в Киеве, где и появилась первая библиотека. В этой библиотеке, по словам историков,
хранились очень важные политические документы, различные тексты договоров и т.д. Также здесь можно быо увидеть большое количество книг, в основном, грамотные переводы христианской литературы, церковной документации и т.д.

Современным исследованиям стало известно, что восточнославянская письменность появилась исключительно благодаря миссиям Кирилла.

http://hvrax.ru/

Источники древнерусской письменности

Главным источником возникновения древнерусской письменности все же послужили греческие источники. Этому способствовали и древнерусские символы. Первая кириллица имела несколько вариантов. Один вариант состоял из 38 букв, а другой- из 43 букв. Многие историки пытаются ответить на следующий вопрос: каким же именно был алфавит, который изобрел Кирилл?

Если говорить о глаголице, то это одна из самых загадочных проблем всего периода становления древнерусской письменности. Кстати, происхождение глаголицы до сегодняшнего дня является неизвестным. Сегодня древнерусская азбука начертание и прочтение также является некой загадкой для исследователей.

Самое главное, ученые доказали, что Кирилл приложил массу усилий к появлению на Руси первого алфавита, азбуки и письменности. Конечно же, эта тема является достаточно обговариваемой на протяжении многих десятков лет, так как, к сожалению, существует не так много фактов о возникновении письменности Древней Руси.

Видео: История рождения славянской письменности

Читайте также:

  • Памятники художественной культуры Древней Руси представляют собой собрание удивительной архитектуры, которая отличается особой красотой, а также удивительными конструкциями. Стоит отметить, что памятники культуры времён древней руси, о которых пойдет речь в нашей статье, являются наиболее

  • Не секрет, что древние цивилизации существовали несколько тысяч лет, за это время они существенно повлияли на научное, а также культурное развитие человечества. Стоит отметить, что культурное наследие древних цивилизаций - это достаточно богатая, а также материальная культура. Если говорить о

  • Древняя Русь - государство, где зародились и развивались разнообразные виды искусства, речь о которых и пойдет в нашей статье. Мы попытаемся рассказать, что представляло собой прикладное искусство древней руси, какие его особенности и т.д.



Рассказать друзьям