Итальянское и античное искусство. Искусство эпохи Возрождения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Собрание итальянской живописи — один из наиболее значимых разделов картинной галереи музея: оно насчитывает свыше пятисот пятидесяти произведений и хронологически охватывает весь период развития одной из ведущих европейских школ живописи. Из них в постоянной экспозиции представлено не более двухсот, а те, что хранятся в запасниках музея, остаются мало известными, как широкой публике, так и специалистам.

Итальянской живописи принадлежит особое место в истории Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, поскольку именно с нее начиналось формирование его картинной галереи. Основатель музея Иван Владимирович Цветаев, задумавший создать при Московском университете музей слепков с произведений классической скульптуры, еще до его открытия пришел к выводу о необходимости включения в экспозицию оригиналов, в первую очередь живописи. Окончательный перелом в его взглядах произошел в конце 1900-х годов, когда музею были предложены ценные собрания подлинных произведений. Среди них состоящая из уникальных памятников итальянской живописи XIV-XV веков коллекция дипломата М.С. Щекина, положившая начало собранию живописи. В 1924 году картинная галерея музея обрела статус самостоятельного раздела.

Раннеитальянская живопись, VIII-XIV вв.

В эпоху Средневековья живопись Италии развивалась в тесном контакте с искусством Византии, однако постепенно, со второй половины XIII века, здесь формируется искусство нового типа, по отношению к которому нередко используют термин «проторенессанс», то есть «предвозрождение».

С византийскими традициями связаны три фрагмента мозаик, некогда украшавших старую базилику Св. Петра в Риме, а также две монументальные иконы второй половины XIII века, выполненные в мастерских Флоренции и Пизы.

В XIV столетии происходил процесс формирования итальянской живописи как глубоко национального по своей природе художественного явления. Формируются основные местные школы, прежде всего флорентийская и венецианская, которые сохранят за собой лидирующее положение и в последующие века. Сиенская школа - одна из ведущих в XIV веке, представлена в собрании музея особенно разнообразно. Подписное «Распятие» Сеньи ди Бонавентуры, помощника великого Дуччо, принадлежит к числу выдающихся памятников, как и створки с изображением Марии Магдалины и Св. Августина, части не сохранившейся алтарной композиции, исполненные Симоне Мартини, выдающимся мастером первой половины XIV века.

Итальянская живопись эпохи Возрождения, XV-XVI вв.

Живопись Италии XV - начала XVI века знакомит с эпохой становления и расцвета искусства Возрождения. Идейной основой итальянской культуры эпохи Возрождения был гуманизм, а одной из его важнейших составляющих - открытие и глубокое творческое освоение античного наследия. Искусство того времени утверждает представление о высоком предназначении человека. В своих произведениях художники отображали окружающий мир, опираясь на научные достижения, они разрабатывали основы линейной перспективы, изучали анатомию человека и законы освещения.

Ведущим культурным центром в период Раннего Возрождения (XV век) была Флоренция. Сандро Боттичелли, одному из видных мастеров того времени, принадлежит полное внутренней взволнованности «Благовещение», относящееся к позднему периоду его творчества.

Высокое представление о человеке нашло воплощение в картине «Портрет юноши в образе святого Себастьяна» Больтраффио, одного из миланских учеников Леонардо да Винчи.

В эпоху Возрождения блестящий расцвет переживает венецианская школа, представленная в собрании музея работами Якопо Пальмы Старшего, Тициана, Париса Бордоне, Савольдо, Веронезе, Якопо Пальмы Младшего и других.

Итальянская живопись XVII-XVIII веков

Около 1600 года в Риме сформировались два направления - караваджизм и академизм, во многом определившие дальнейшее развитие не только итальянской, но и всей европейской живописи последующего времени. Караваджо и его последователи в качестве главного принципа провозгласили обращение к реальной действительности, в то время, как представители болонского академизма во главе с братьями Карраччи утверждали незыблемость канонов классического искусства, обогащенного практикой натурного рисунка.

Ярким примером караваджизма может служить картина «Коронование терниями» Томмазо Салини, а также «Продавец фруктов» круга Бартоломео Манфреди.

Болонский академизм представлен в собрании музея работами ведущих представителей этого направления - Гвидо Рени, Симоне Кантарини, Гверчино, Луки Феррари и других мастеров.

В Северной Италии, где живопись развивалась своим путем, работали Бернардо Строцци и Доменико Фетти.

XVII столетие в искусстве Италии принято называть эпохой барокко. Ее яркими выразителями были римлянин Пьетро да Кортона и неаполитанец Лука Джордано. Стиль барокко дал мощный импульс для расцвета пейзажа, натюрморта, жанровой картины.

Новаторские тенденции в живописи рубежа XVII-XVIII веков особенно ярко выразили Джузеппе Мария Креспи и Алессандро Маньяско.

Последний яккий период в развитии итальянского искусства связан с Венецией, выдвинувшей в XVIII веке целую плеяду блестящих живописцев, таких, как Джамбаттиста Тьеполо, Себастьяно Риччи, Крозато, Питтони, Каналетто, Беллотто, Франческо Гварди.

Итальянская живопись XIX-XX веков

В этот период Италия утратила свое лидирующее положение в европейском изобразительном искусстве и архитектуре, которое она сохраняла на протяжении четырех столетий.

Открывает данный раздел картина «Наполеон на троне» знаменитого миланского неоклассициста Андреа Аппиани. В жанре городского пейзажа работали Джованни Мильяра и Ипполито Каффи. Большой интерес представляет группа картин Джачинто Джиганте, известного мастера неаполитанского пейзажа, приобретенных музеем, начиная с середины 1980-х годов.

Программа курса "История итальянского искусства" во Флоренции

  • Введение;
  • Хронология основных исторических этапов, Римский период;
  • XIII век:
    Архитектура: французская готика в Италии;
    Итальянская готика;
    Скульптура, от Никола Пизано до Арнольфо ди Камбио;
  • Архитектурные и городские изменения в период между XIII и XIV веками;
  • Флоренция и Сиена в XIV веке:
    Чимабуэ и Дуччо;
    Джотто;
    Симоне Мартини и братья Лоренцетти;
  • Флоренция во второй половине века;
    Следы международной готики.
  • Брунеллески и революция перспективы:
    Три отца итальянского Возрождения: Брунеллески, Донателло, Мазаччо;
  • Раннее Возрождение:
    Флоренция в первой половине XV века;
  • Флоренция во второй половине XV века:
    Люди искусства при дворе Лоренцо Великолепного, Боттичелли;
  • Леонардо да Винчи
  • Рафаэлло и Микеланджело

Программа курса "История итальянского искусства" в Милане

Программа курса "История итальянского искусства" в Милане

Программа курса состоит из двух частей:

  • Теоретические уроки, знакомящие студентов с историей Италии и историей итальянского искусства, с акцентом на периодах, относящихся к истории Милана;
  • Уроки на открытом воздухе, организуемые в финальной части курса. Цель этих уроков - углубленное изучение разделов курса, особенно заинтересовавших студентов; посещение культурных достопримечательностей Милана

Во время уроков используются аудио- и видеоматериалы. Периоды искусства, основные характеристики и ключевые произведения искусства (живопись, скульптура, архитектурные сооружения и т.д.). Учебные материалы дополняют иллюстрации, видеоролики, аудиозаписи и другие материалы.

Пример программы :

  • От кельтских племен до Римской империи: первые культские поселение и приход римлян. Археологические находки эпохи Древнего Рима; анализ первых городских центров. Анализ трех архитектурных стилей на примере базилики Сан Лоренцо;
  • От раннехристианского Милана до основания муниципалитета: святой Амвросий, христианская культуры и нашествие лонгобардов. Базилика святого Симпличиано и святого Амвросия: анализ и характеристика романского стиля;
  • Средневековый Милан и синьория Висконти: хронология генеалогического дерева династии Висконти;
  • Милан и его средневековые достопримечательности, такие как Пьяцца дей Мерканти и базилика святого Эусторджио;
  • Общие характеристики готической архитектуры и готические памятники Милана, такие как Пьяцца Сан Марко и Дуомо;
  • Династия Сфорца и Возрождение: двор Сфорца и замок Сфорца.
    Анализ и характеристики начала эпохи Возрождения во Флоренции. Возрождение в Милане на примере анализа творчества миланских архитекторов, скульптуров, художников, среди которых - Филарете и Браманте, а также архитектурных достопримечательностей, таких церковь Санта Мария делле Грацие, Санта Мария и Сан Сатиро;
  • Леонардо да Винчи: его жизнь и работы, период жизни в Милане: история и анализ картины "Тайная вечеря", уникального шедевра великого мастера;
  • Испанское влияние: период маньеризма, художники Караваджио, Карраччи и Рубенс.
    Анализ и характеристика архитектуры барокко: церковь святого Алессандро, Палаццо Парино, Палаццо дель Сенато, дом Оменони и Палаццо Дурини;
  • Французское и австрийское влияние: Мария Тереза Австрийская и реформа Наполеона Бонапарта;
  • Неоклассическая архитектура: Палаццо ди Брера, Палаццо Реале, театр Ла Скала, Форо Бонапарте, парк Семпионе, вилла Реале, Арка Мира;
  • Восстановление, Возрождение, Королевство Италия: австрийское восстановление и война за независимости Италии, эпоха Гарибальди;
  • Индустриальная революция. Анализ эклектики: Монументальное кладбище, галерея Виктора Эммануила;
  • Фашизм и рационализм: Муссолини и фашистская архитектура в Милане (Пьячентини). Стиль либерти.
    Анализ основных характеристик рационализма. Муцио и Джо Понти: Стационе Чентрале (центральный вокзал), Пьяцца Сан Бабила, Палаццо ди Джустиция (Дворец Правосудия)

Программа курса "История итальянского искусства" в Риме

Программа курса "История итальянского искусства" в Риме

Знакомство с Римом, Вечным городом:

Древний Рим:
- Римский форум (Foro Romano);
- Палатин (Palatino);
- Императорские форумы;
- Колизей;
- Капитолий

Средневековый Рим:
- Трастевере;
- Санта Мария ин Трастевере;
- Базилика Санта Чечилия;
- Санта Мария ин Космедин и "Уста Истины";
- Сан Клементе

Ватикан:
- Сан Пьетро;
- Пьяцца Сан Пьетро;
- Ватиканские музеи

Барокко:
- Джан Лоренцо Бернини - Пьяцца Навона, Обелиск слон, Санта Мария сопра Минерва;
- Франческо Борромини - Св. Иво алла Сапиенца;
- Микеланджело Меризи да Караваджо - Сан Луиджи дей Франчези, Сант Агостино и Санта Мария дель Пополо;
- Галерея Боргезе

Рационализм римского квартала:
- EUR

Современный Рим:
- Ara Pacis;
- Аудиториум

Каникулы в Риме - это увлекательное знакомство с историей и искусством Вечного города, огромное разнообразие культурных достопримечательностей и интересных мест.

Наш курс истории искусства в Риме - это отличная возможность узнать город, делая множество исторических и культурных открытий. Программа курса начинается обзором классической эпохи, изучая творчество античных писателей и достопримечательности, дошедшие до нашего времени.
Следующий этап - христианство, первый период интенсивного развития города: изучение произведений религиозного искусства в местных церквях и при монастырях.
Участники курса смогут оценить выдающиеся шедевры эпохи барокко и рококо, украшающие городские площади и улицы.
Финальная часть курса будет посвещена произведениям искусства и архитектуры после 1870 года, когда Рим стал столицей Италии.

Курс по истории искусства в Риме включает уроки в классе, а также экскурсии по городу. Программа составлена как целая серия увлекательных путешествий с главной целью - знакомство с чудесами и достопримечательностями Рима.

Первая часть курса проводится в классе: занятия с использованием текстов, иллюстраций и карт, знакомящие с историей Рима.

Рим, Имперское прошлое: в этой части курса рассматриваются достопримечательности классического периода, такие как Римский форум, Колизей и Пантеон, иллюстритирующие политическую и культурную эволюцию Рима от периода Империи до Республики.

Раннехристианский и средневековый Рим (IV - III века): церкви и монастыри, ставшие визуальным воплощением христианской религии, архитектура, мозаики, фрески и росписи алтарной части, сделанные такими художниками как Каваллини, Торрити, Русути и другие.

Рим эпохи Возрождения (XV и XVI века): шедевры Микеланджело, Рафаэлло и Браманте, посещение церквей и дворцов, где они хранятся (например, базилика Ватикана и вилла Фарнезина, а также новых городских районов той эпохи, таких как пьяцца Кампидольо и виа Джулия.

Рим эпохи барокко (XVII и XVIII века): триумф фантазии фонтанов, дворцы и церкви, возведенные Бернини и Борромини и их последователей, пьяцца Навона, пьяцца Квиринале и пьяцца ди Спанья (площадь Испании).

Рим - столица (1870) и Рим при фашизме: анализ периода, когда Рим преобразился в современную столицу с просторными улицами и площадями. Позже, при Муссолини, Рим снова вернул свою центральную роль символа классической культуры: подтверждение этому вы найдете при изучении района EUR и Форо Италико.

Программа курса "История итальянского искусства" в Сиене

Программа курса "История итальянского искусства" в Сиене

Студентов ждет увлекательное путешествие в мир классического искусства и знакомство с творчеством выдающихся итальянских художников, скульпторов, архитекторов, которые жили и творили в Сиене, жемчужине Тосканы, где и сегодня бережно хранят многочисленные шедевры.
Уроки в классе дополняются прогулками по городу и экскурсиями

Программа курса:

Средние века
Романтическая и готическая культура. Влияние Франции и Северной Европы. Архитектура религиозная и светская: Флоренция, Сиена, Пиза, Венеция.
Церкви и здания муниципалитетов. Местные примеры аббатств, таких как Св. Антимо и Св. Гальгано.
Никола и Джованни Пизано, кафедры проповедников в Пизе, Сиене, Пистойя: от античности до готики. Чимабуэ, Джотто, Дуччо и техника фрески. Базилика святого Франческо в Ассизи.

Сиенская живопись XVI века
Период после Дуччо: Симоне Мартини, братья Лоренцетти и период флорентийского Возрождения.
Важность сиенской школы живописи в Италии.

Возрождение
Флоренция, XV век. Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, браться делла Роббья. Грандиозные сооружения Баптистерия и Дуомо. Освоение перспективы и артистическая жизнь в городах Европы. . La padronanza della prospettiva e la direzione artistica della città in Europa. Итальянские суды.

Примеры произведений искусства эпохи Возрождения
Италия: Мантова, Урбино, Милан, Пьенца
Влияние на исскусство римского папы и меценатов. Растущая известность художников, скульпторов, архитекторов.
Новые техники: холст, масло, оттиск. Гении Микеланджело, Рафаэлло, Леогнардо, Тициана.
Античность и природа как источник вдохновения.

Маньеризм
Кризис XVII века в архитектуре, скульптуре и живописи. Джорджио Вазари, Понтормо, Доменико Беккафуми, Джамболонья.

Период Высокого Ренессанса представляет собой зенит эпохи Возрождения, кульминацию всей этой великой культуры. Хронологическая его протяженность невелика и охватывает всего лишь около трех десятилетий. Однако даже в количественном отношении – в смысле обилия и крупных масштабов созданных в это время памятников искусства, не говоря уже об их высочайшем художественном уровне и колоссальном историческом значении, об этих десятилетиях можно было бы сказать, что они стоят иных веков.

С изменением масштабов мира изменилось и представление о масштабах самого человека: его реальные деяния и смелые подвиги подтвердили, если не превзошли, многие из предвидений гуманистов, их оценку его возможностей. Правда, Италия могла только духовно содействовать этому «открытию мира» – само практическое выполнение данной задачи, так же как и передел этого мира, выпали уже на долю других государств. Более того, быть может, ни для одной другой европейской страны результаты Великих географических открытий не явились по своим последствиям столь трагическими, как для Италии. Но в то же время именно Италия из всех стран Европы оказалась наиболее подготовленной для выражения всей сложности и гигантской масштабности исторического бытия данной эпохи. Итальянское искусство Высокого Возрождения было прежде всего художественным выражением исторической действительности самой Италии, но, как высшее воплощение культуры своего времени, оно было также выражением исторической действительности в более широком, мировом охвате. Для того чтобы решить задачи, выдвинутые наступившей эпохой, должен был прежде всего измениться сам тип художника, ибо кругозор художника 15 столетия, по своему социальному положению и общественному мировоззрению еще во многом связанного с сословием ремесленников, был слишком ограниченным для этого. Великие мастера 16 века дали пример художника нового типа – активной творческой личности, свободной от прежних мелочных цеховых ограничений, обладающей полнотой артистического самосознания и способной заставить считаться с собой сильных мира сего. Это люди огромных знаний, владеющие всей полнотой завоеваний культуры своего времени.

Совокупность сложных условий данного исторического периода оказала свое воздействие на сложение основ итальянского Высокого Возрождения, на формирование образного восприятия его художников, на изобразительный строй их произведений. От предшествующего периода – искусства кватроченто – образы их отличаются прежде всего своим более крупным масштабом. Внешне это проявляется в том, что наряду с несравненно большим, нежели в 15 веке, распространением в архитектуре, живописи и скульптуре произведений крупных форм появляются также образы сверхобычных масштабов, примерами которых могут служить «Давид» Микеланджело и его же огромные фигуры пророков и сивилл в росписи плафона Сикстинской капеллы. Укрупняются и масштабы самих архитектурных и художественных ансамблей (наиболее известные среди них – Бельведер Браманте, ватиканские станцы Рафаэля, сикстинский плафон Микеланджело) и размеры отдельных живописных композиций, фресковых и станковых, в особенности алтарных образов. Но новое понимание масштабности связано не только с размерами – даже небольшие полотна Леонардо и Рафаэля отличаются иным, более «крупным» видением, когда каждый образ несет на себе отпечаток особого величия. Это качество неразрывно связано с другой важной особенностью искусства Высокого Возрождения – обобщенностью художественного языка. Умение увидеть во всем главное, основное, не подчиняясь при этом частностям, сказывается и в выборе темы, и в сюжетном построении, и в четкой и ясной группировке фигур, в обобщенной внешней и внутренней обрисовке героев. Добросовестный эмпиризм, свойственный многим кватрочентистам, был окончательно преодолен; их пафос аналитического исследования натуры во всех ее подробностях уступил место мощному синтетическому порыву, извлекающему из явлений действительности самое их существо. Стремление к синтезу, к обобщению сказывается уже в том, что в произведениях мастеров Высокого Возрождения, в отличие от кватроченто, основное место занимает собирательный образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно. Но ренессансные мастера менее всего были склонны к отвлеченной нормативности, к противопоставлению своих созданий реальной действительности. Напротив, идеальность образов в их понимании означала максимально концентрированное выражение качеств самой действительности. Не говоря уже о героях ярко драматического склада, – даже в образах, исполненных гармонической ясности, ощущается огромная внутренняя сила человека, спокойное сознание своей значительности. В сочетании с крупным масштабом эти качества сообщают образам Высокого Возрождения подлинно титанический характер, ту степень героической действенности, которой никогда не достигало искусство ни раннего, ни позднего Ренессанса.

Охватывая всего лишь около трех десятилетий, искусство Высокого Возрождения проходит тем не менее очень большой путь. Именно особой концентрированностью его эволюции, связанной с насыщенностью этого исторического этапа событиями решающего значения, объясняется контраст между несколько более камерными гармоническими образами в начале рассматриваемого периода и монументальными драматическими образами, уже отмеченными печатью неразрешимых конфликтов, в его конце. Необычайная «уплотненность» искусства Высокого Ренессанса сказывается уже в том, что вряд ли во всей истории искусства можно найти другой пример, когда на протяжении краткого исторического периода в одной стране одновременно работало такое число гениальных художников. Достаточно назвать таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело во Флоренции и Риме, как Джованни Беллини, Джорджоне и Тициан в Венеции. Среди мастеров меньшего масштаба мы находим такие прославленные имена, как пармский живописец Корреджо, флорентинцы фра Бартоломео и Андреа дель Сарто, венецианцы Пальма Веккьо и Лоренцо Лотто, работавшие в Брешии Савольдо и Моретто, не говоря уже о множестве менее значительных живописцев. Творчество большинства из названных мастеров раскрылось целиком или в главной своей части в рассматриваемый период; некоторые же из них, и прежде всего Микеланджело и Тициан, прожившие очень долгую жизнь, захватывают и последующий художественный этап – искусство позднего Возрождения.

Как и само искусство Высокого Возрождения, теория искусства этого времени представляет собой суммирование на новой основе достижений 15 столетия и в то же время – новый качественный скачок. Центральное место здесь занимает Леонардо да Винчи. Его идеи, изложенные в знаменитом «Трактате о живописи» (материал для которого был подготовлен в основном к 1498 году и вскоре получил распространение в списках), а также во многих других его записях, явились подлинной энциклопедией теоретических представлений и практических знаний своего времени. Как и для его предшественников, искусство и наука для Леонардо нерасторжимы– это две стороны общего процесса познания природы. «И поистине, – говорит он, – живопись – наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой». Природа есть «учительница учителей», и живописец должен быть ее сыном. Предмет живописи – красота творений природы. Самое совершенное создание природы – это человек, и в заметках Леонардо ряд разделов посвящен изучению человеческого тела, учению о пропорциях, сведениям по анатомии, в области которой знания Леонардо были поразительно глубокими. Он устанавливает затем зависимость между движениями тела, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Много внимания Леонардо уделяет проблеме светотени, объемной моделировке, линейной и воздушной перспективе. В области скульптуры глубокие идеи относительно соотношения художественного образа и материала высказал Микеланджело. Им же выдвинута мысль о рисунке как о формообразующей основе всех трех видов пластических искусств – скульптуры, живописи и архитектуры. Как и прежде, вопросы теории искусств оставались тесно связанными с гуманистическими идеями. В первых десятилетиях 16 столетия особое внимание в сфере гуманистической мысли уделялось проблеме совершенного человека. Тема эта рассматривалась, с одной стороны, в плане формирования типа человека, разносторонне развитого физически и духовно (так ее разрабатывал Бальдассаре Кастильоне в своем трактате об идеальном придворном), с другой стороны – в плане анализа норм прекрасного в применении к физической красоте человека (эту сторону развил Фиренцуола в «Трактате о красоте женщин»).

Высокий Ренессанс вызвал важные перемены в соотношении локальных художественных школ Италии. Колыбелью этого искусства, местом его возникновения и сложения его основ была Флоренция. Здесь начали свой путь или сформировались как художники Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Это было вполне закономерно, ибо искусство нового этапа могло зародиться только на почве самой передовой из итальянских республик. Но на рубеже 15 и 16 веков в качестве другого ведущего центра страны выдвигается Рим. Тот факт, что в Риме оказались сосредоточенными лучшие мастера Италии, и то, что искусство этих мастеров именно здесь предстало в некоем новом качестве, имело свои определенные причины. Выше указывалось, что в своей политике правители Папской области мало отличались от светских правителей итальянских тираний и княжеств. Но одновременно Рим был духовной столицей всего католического мира. Нужно помнить, что границы этого мира были в ту пору много шире, нежели впоследствии, и распространялись почти на всю Западную и Центральную Европу, так как реформация к концу 15 века затронула пока что лишь немногие страны. Расчет на иной, более широкий отклик должен был вносить в создания работавших в Риме художников более крупный масштаб, нежели масштаб памятников в коммунальных центрах Италии. Поэтому, как ни монументальны муниципальные постройки и дворцы богатейших семейств во Флоренции или в Венеции, как ни величественны соборы в этих городах – папский дворец в Ватикане и главный храм католического мира – собор святого Петра – должны были стать еще грандиознее. Речь идет не столько о самих размерах отдельных сооружений и художественных ансамблей, сколько об укрупнении самого стиля, о новом «внутреннем масштабе» произведений римского Ренессанса. Это изменение стиля происходило в Риме тем органичнее, что здесь, как нигде более в Италии, сохраняла свою действенность античная традиция. Руины древних сооружений заполняли территорию города; раскопки открывали миру памятники древней скульптуры. Нечего и говорить о том, что при обостренной чуткости ренессансных художников ко всему античному всякая их значительная работа в Вечном городе создавалась во внутреннем сопоставлении с памятниками античного искусства. Сам замысел такого сооружения, как собор св. Петра, мог возникнуть только в городе, где сохранились Пантеон и Колизей.

Но, хотя Рим был центром мирового католицизма, художественные произведения, созданные здесь в период Высокого Возрождения, менее всего были носителями религиозной идеи. Свобода художников от религиозного гнета объяснялась кроме других, общих для всей ренессансной эпохе факторов также и тем, что общественная роль искусства была в Италии исключительно велика, и само меценатство поэтому было для того времени одной из очень действенных форм политической борьбы папского двора за усиление своего авторитета. По существу, именно папский Рим дал первый пример широкого государственного «освоения» новой культуры в условиях авторитарного государства, предвосхищая в некоторых отношениях художественную политику монархов крупных европейских держав. Так сложилось своеобразное, почти парадоксальное явление: именно папство предоставило свои колоссальные финансовые и организационные возможности для выражения прогрессивных гуманистических идей, по существу, несущих в себе отрицание реакционного клерикализма. Такое положение не могло быть длительным. Сила нарастающего протеста демократических слоев в самой Италии, реформационное движение в других странах заставили духовных правителей Европы более четко определить свои идеологические позиции, и к концу 20–х годов 16 столетия папский Рим оказался во главе политической и духовной реакции. Соответственно была перестроена его художественная политика, отныне все решительнее выступавшая против светлых идеалов Ренессанса. Поэтому, отмечая всю важность вклада Рима в искусство Высокого Возрождения, нужно еще раз подчеркнуть, что не менее важным источником для формирования прогрессивных общественных идей, наиболее благоприятной средой для их возникновения оставалась по-прежнему Флоренция, сохранившая это положение вплоть до 1530 года – года трагической гибели Флорентийской республики. Только в двуединстве Флоренции и Рима, в объективном осознании действительной роли каждого из этих центров может быть понят сложный и противоречивый характер культуры Высокого Возрождения в Средней Италии.

Пришедший на смену Высокому Ренессансу период позднего Возрождения нес в себе ряд важных качественных отличий от предшествующего этапа. Середина и вторая половина 16 века были временем нарастающей общественной реакции. Дальнейший упадок экономики Италии в условиях иноземного господства, распространившегося на большую часть страны, сопровождался ликвидацией прежних социальных завоеваний. На реформационное движение, развернувшееся во многих странах Европы, римский католицизм ответил контрреформацией, означавшей резкое усиление церковного гнета. Длительный кризис охватил не только государства Средней Италии, стонавшие под пятой итальянских и иноземных деспотов, – он затронул и Венецию, которая, будучи сильно ослабленной, сохранила все же государственную независимость, немалую часть своих огромных богатств и блеск своей культуры. Кризис этот тяжело отразился также и на искусстве. Прогрессивная гуманистическая идеология, возникшая на демократической основе городских республик, была во многих центрах страны вытеснена придворной культурой, очагами для формирования которой явились дворы мелких абсолютистских правителей. Но даже в этих тяжелых условиях прогрессивные художественные силы, представлявшие линию реалистического ренессансного искусства данного периода, отнюдь не были сокрушены. Их главной опорой стала Венеция. Те же причины, которые продлили здесь период Высокого Ренессанса до конца 1530–х годов, содействовали плодотворному развитию венецианского искусства позднего Возрождения. Имена Тициана (в поздний период его деятельности), Веронезе, Тинторетто, Бассано и живописцев Бергамо и Брешии свидетельствуют о новом подъеме искусства этой части Северной Италии. Напротив, Тоскана и Папская область (куда входила, в частности, Парма) явились главными очагами другой, по существу своему антиренессансной линии, которую представляло искусство маньеризма. Утрата гуманистических идеалов, уход от реальной действительности в мир субъективных переживаний, зависимость от реакционных придворных кругов привели к тому, что в маньеристическом искусстве на первый план выступили ощущение дисгармонии, внутреннего смятения, черты субъективистского произвола – качества, которые вскоре вырождаются в бесплодную пустоту вычурных и манерных образов. Над общей массой задавленных художественной реакцией мастеров Средней Италии возвышается только одна титаническая фигура – Микеланджело Буонарроти, пронесшего через всю свою жизнь верность возвышенным этическим идеалам. Сохранив всю полноту своей творческой активности, он сумел в иных исторических условиях наметить новые пути в различных видах пластических искусств – в архитектуре, скульптуре, живописи и графике. Его позднее творчество наряду с искусством венецианских мастеров составляет другой важный пласт художественной культуры позднего Возрождения.

Залогом творческого успеха прогрессивных мастеров позднего Возрождения было не покорное следование принципам, выработанным на протяжении предшествующего периода ренессансного искусства, а глубоко творческое претворение их в соответствии с требованиями нового исторического этапа. Сохранив основу ренессансного мировосприятия – веру в человека, в его значительность и красоту, они смело вторглись в его духовный мир, раскрыв его во всей его сложности и подчас противоречивости. От образа отдельной личности они перешли к образу человеческого коллектива; более широко и развернуто показали они активную взаимосвязь между героями и реальной средой, в которой они действуют. Сама реальная действительность получила в их произведениях более конкретное воплощение, нежели в идеально обобщенных образах мастеров Высокого Возрождения. Соответственно данным задачам они выработали новые художественные средства, новые изобразительные решения.

Как раз именно эти качества искусства позднего Возрождения были особенно исторически перспективными, так как они содержали первоначальную формулировку многих важных принципов искусства последующего –17 столетия. Искусство поздней фазы Возрождения несет в себе, таким образом, черты переходного этапа между двумя великими художественными эпохами – Ренессансом и 17 веком. В этой переходности заключена одна из причин того, что термин «позднее Возрождение» не является в науке таким распространенным, как термины «раннее» и «Высокое Возрождение». К тому же в хронологическом плане конец всей эпохи Ренессанса не может быть определен с достаточной четкостью. Одна из причин этого заключена в том, что во второй половине 16 столетия во взаимной борьбе развивается ряд направлений. Еще до того как в последние десятилетия" 16 века завершили свой творческий путь крупнейшие представители позднего Возрождения – в архитектуре Палладио, а в живописи Тинторетто, – в Италии были созданы первые законченные образцы произведений нового стиля, по своим особенностям находившиеся уже в русле главных направлений 17 столетия. Уже к 1575 году относится сооружение барочного фасада церкви Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта), а к 1590-м годам сложилось искусство основателей Болонской Академии братьев Карраччи. Следует помнить, что в те же десятилетия продолжали свою деятельность художники-маньеристы. Но при всей сложности периода позднего Возрождения, начинающегося в 1530–х годах, а завершающегося к концу столетия, все же совершенно очевидно, что сводить его только к переходной, промежуточной стадии невозможно. Бесспорно, итальянское искусство позднего Возрождения не обладало той общей направленностью, какой при всей многочисленности и разветвленности локальных школ отличалось искусство раннего и Высокого Ренессанса. Именно в данный период впервые в мировом искусстве в столь крупных масштабах обозначился резкий антагонизм между прогрессивными и реакционными направлениями в искусстве. Но ни долголетнее засилье маньеризма, ни раннее сложение основ барокко и академизма не должны заслонять того, что на протяжении поздней фазы Возрождения ведущая роль оставалась за прогрессивной линией, представленной именами Микеланджело, Палладио и великих венецианцев и составляющей самую ценную часть художественного наследия данного Этапа. В их искусстве достаточно явственно выражена как ренессансная гуманистическая подоснова,– даже там, где она выступает в трагическом преломлении, – так и преемственная связь с Высоким Возрождением. Период позднего Ренессанса в Италии есть закономерный и неотделимый от предшествующих этапов грандиозный эпилог всей великой эпохи Возрождения.

Москва. Радуга. 1990

Джулио Карло Арган - известный итальянский искусствовед, один из ведущих представителей современного искусствознания и художественной критики. Его фундаментальный труд охватывает историю итальянского искусства, начиная с античности и средневековья и вплоть до романтизма и футуризма, хотя основное внимание уделено, разумеется, мастерам итальянского Возрождения.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
Истоки.
ГЛАВА ВТОРАЯ Эгейская культура.
Минойское искусство.
Микенское искусство.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Греческое искусство.
Архитектура.
Архаическая скульптура.
Классическая скульптура.
Эллинистическая скульптура.
Градостроительство и архитектура.
Греческая живопись.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Древнее искусство в Италии.
Великая Греция.
Этрусское искусство.
Архитектура.
Живопись.
Скульптура.
ГЛАВА ПЯТАЯ Древнеримское искусство.
Архитектура.
Монументальная живопись.
Живопись.
Скульптура.
ГЛАВА ШЕСТАЯ Раннехристианское искусство.
Искусство катакомб.
Первые базилики.
Другие центры позднеантичной культуры: Милан и Равенна.
Искусство Византии и варварских племен в Средние века.
Первое проявление национального итальянского средневекового изобразительного искусства.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ Романское искусство.
Архитектура Северной Италии.
Центральная Италия.
Южная Италия и Сицилия.
Скульптура.
Живопись.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ Готическое искусство.
Готическая архитектура.
Готическая архитектура в Италии.
Поздняя готика.
Гражданское строительство.
Скульптура.
Живопись.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ Треченто.
Джотто.
Симоне Мартини.
Пьетро и Амброджо Лоренцетти.
Развитие живописи треченто.
ГЛАВА ВТОРАЯ Интернациональная готика.
Позднеготическое искусство в Италии.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Кватроченто.
Новая концепция природы и истории.
Полемика с готикой.
Конкурс 1401 года.
Второе десятилетие XV века.
Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.
Три «Поклонения волхвов».
Брунеллески-Донателло-Мазаччо.
Другие тенденции в художественной культуре Тосканы.
Сиенская живопись XV века.
Художественная теория в гуманизме Леона Баттисты Альберти.
Развитие архитектуры Тосканы.
Тосканская скульптура.
Теоретическое и эмпирическое пространство.
Синтез рациональных и идеальных истин.
Основные тенденции в живописи Флоренции второй половины XV века.
Противоречивость тенденций в живописи позднего кватроченто.
Флорентийский дебют Леонардо.
Изобразительное искусство в Центральной Италии.
Гуманизм в изобразительном искусстве Северной Италии.
Школа Скварчоне.
Феррарская живопись кватроченто.
Южная Италия: Антонелло да Мессина.
Новое искусство Венеции.
Миф и действительность в искусстве Витторе Карпаччо.
Архитектура и скульптура Венеции.
Гуманизм в изобразительном искусстве Ломбардии.
Браманте и Леонардо в Милане.



Рассказать друзьям