Какие особенности личности Раскольникова раскрываются в его разговоре с Настасьей.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Игра- викторина может быть использована как на уроках обобщающего повторения по теории литературы, так и на факультативных занятиях по подготовке учащихся к ЕГЭ (ГИА) по литературе.

Викторина представляет собой игровое поле, состоящее из 35 ячеек, за каждой из которых скрыто задание. игрокам предлагается выбрать ячейку с номером и щелкнуть по ней мышкой, на экране появится вопрос. Время на обдумывание 5 секунд, после звукового сигнала необходимо дать правильный ответ. Чтобы узнать правильный ответ - щелкнуть мышкой по экрану. чтобы продолжить игру, щелкнуть по кнопке "Продолжить игру".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина «Знаете ли вы теорию литературы?»

Викторина может быть использована как на уроках обобщающего повторения по теории литературы, так и на факультативных занятиях по подготовке учащихся к ЕГЭ по литературе.

№ вопроса

Вопрос, посвященный основным событиям ВОВ

Ответы

Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств?

Психологизм

Каким термином обозначается персонаж второго ряда, изредка появляющийся на сцене?

Второстепенный

Каким термином обозначается разговор героев между собой?

Диалог

Как называется средство характеристики образа, строящееся на описании его внешнего облика?

Портрет

Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку?

Деталь

Ремарка

Как называются образные определения, служащие выразительно - изобразительным средством («полдень мглистый», «дремота жаркая»)?

Эпитет

Название термина, которым обозначается созвучие концов стихотворных строк

Рифма

Каким термином принято обозначать описание природы?

Пейзаж

Речь Настасьи(«Преступление и наказание») далека от литературной нормы («Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна»). Как называются подобные слова и выражения?

Просторечные

Назовите приём одушевления неживого предмета, использованный Ф.И. Тютчевым в стихотворении («... дышит полдень...»).

Олицетворение

Увы! Количество баллов

Уменьшаются в 2 раза!

ПЕРЕХОД ХОДА

Знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения

Символ

Повезло! Заработанные

баллы удваиваются!

ПЕРЕХОД ХОДА

Повезло!

Дополнительно 10 баллов!

ПЕРЕХОД ХОДА

Модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся В. В.Маяковский

Футуризм

Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета?

Экспозиция

Жанр, к которому относится произведение М. Горького «Старуха Изергиль».

Рассказ

К какому средству художественной выразительности прибегает автор в строках: «И всю природу, как туман, // Дремота жаркая объемлет»?

Сравнение

Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении?

Сюжет

Название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре

Гротеск

Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища?

Интерьер

Поэма

Литературное направление, в центре внимания которого исключительный герой, находящийся в исключительных обстоятельствах

Романтизм

Как называется момент наивысшего напряжения драматического действия?

Кульминация

К какому литературному жанру принадлежит "Война и мир"?

Роман-эпопея

Литературное направление, которое характеризуется объективным изображением действительности,принципы которого развивал в своём творчестве Н. В. Гоголь.

Реализм

Как называется род литературы, которому принадлежит повесть?

Эпос

Как называется приём противопоставления в художественном произведении ("ничтожный" Наполеон и "высокое небо")?

Антитеза

Термин, которым обозначают краткие изречения («Человек – вот правда!», «Надо уважать человека!», «Это звучит… гордо!»), характерные для речи Сатина в драме М. Горького «На дне».

Афоризм

Как в произведении называется непримиримое противоречие между героями или в сознании персонажа?

Конфликт

Вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»)

Метафора

22 июня 2011 года на лужайке, расположенной у ограды Александро-Невского храма города Энгельса, был открыт памятник «Оставшимся без погребения…».

Памятник возведен на средства благотворителей, в число коих вошли: скульптор А.А.Садовский, психолог С.В.Саратовский, директор ООО «Ника» Ю.В.Сияшин, директор ООО «Созидание» В.А.Матросов и руководитель кафе «Неаполь» П.С.Ночевный. Работы по его изготовлению и установке выполнены Марией Галиной и Русланом Садовским под руководством вышеуказанного скульптора.

В мемориале запечатлен образ стоящей на коленях женщины, которая держит в руках перевязанную траурной лентой фотографию близкого человека - символ горькой потери…

Почетное право открыть памятник «Оставшимся без погребения…» было предоставлено Е.М.Ериной - почетному гражданину города Энгельса, заслуженному работнику культуры РФ, автору ряда монографий и книг по истории и культуре немцев Поволжья и региональному краеведению.

Под слова проникновенной песни «Настасья» (в исполнении начинающей певицы Натальи Елохиной) присутствующие возложили цветы к новому памятнику. Многие в этот момент плакали, вспоминая своих близких и друзей. А печальные слова песни-молитвы, казалось, уносили мысли присутствующих в далекое прошлое:

Уже больше полувека с той прошло войны,

Но всё ждёт Петра Настасья с лета до зимы.

Не зови её вдовою, пусть под старость лет

Её память согревает от лампадки свет.

В тот день многие СМИ написали: «И теперь бронзовая покровская «Настасья» в скорбной позе с иконой в руках ждёт своего «Петра»…»

НЕОЖИДАННОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ…

Вскоре после открытия памятника «Оставшимся без погребения…» выявилась удивительная параллель между самой идеей мемориала и песней «Настасья», исполненной во время торжественной церемонии открытия.

Дело в том, что бабушка известного поэта и продюсера Сергея Харина, автора текста песни, и была той самой Настасьей, которая в 1941 году проводила своего мужа Петра на фронт. В 1943 году она получила извещение о том, что он пропал без вести. 67 лет она искала его в кадрах кинохроники, в художественных фильмах о войне. И ждала, когда он снова перешагнет порог дома…

Узнав эту трогательную историю, Сергей Саратовский, автор идеи установки памятника, написал электронное письмо Сергею Харину. Ответ пришел незамедлительно. Текст его гласил: «Здравствуйте, Сергей! Вы как психолог, думаю, понимаете мои чувства и мои эмоции... Я вам (участникам установки памятника – прим. ред.) безмерно благодарен. И не я один. Теперь я знаю, что должен обязательно увидеть памятник своим родным на Покровской земле... Низкий всем вам поклон. С уважением, Сергей Харин».

НАСТАСЬЯ И ПЕТР…

А теперь подлинная биография Настасьи и Петра.

Хмелевская (девичья фамилия Анпилогова) Анастасия Стефановна родилась 8 ноября 1917 года в деревне Русаново Черемисинского района Курской области. Отец Насти, Стефан Анпилогов, сам был верующим человеком и к вере сызмальства приучал своих многочисленных чад. В 1930-х годах Стефана репрессировали из-за его нежелания вступать в создаваемый колхоз. В тюрьме он объявил голодовку и вскоре умер. Зная его искреннюю любовь к Богу, сельчане похоронили Стефана рядом с церковью.

Надо сказать, что такую же веру усвоила себе и его дочь Настасья.

Сложилось так, что ее будущий муж - Хмелевской Петр Тихонович - был родом из деревни Петрово, располагавшейся по соседству с Русаново. Волею судьбы Анастасия и Петр поженились в 1939 году, но вместе им довелось прожить недолго, поскольку Петра призвали на военные сборы. В 1941 году он ушел на фронт, а 20 января 1942 года у Анастасии родилась дочь, которой дали имя Нина.

В 1942 году, когда бои шли под Курском, войска, где служил Петр, стояли рядом с деревней, в которой проживала Настасья с ребенком. И вот в одну из ночей Петр все же решается пробраться в деревню, чтобы увидеть новорожденную девочку. По драматическому стечению обстоятельств в это время объявляется тревога.

Военное руководство не простило Петра, и его отправляют в штрафной батальон. А 13 июля 1943 года на имя Анастасии приходит казенное письмо, в котором было сказано, что ее муж пропал без вести в Белгородской области…

Шли годы. Давно отгремели бои, закончившиеся Великой Победой. Было очевидно, что Петр уже никогда не вернется, но Настасья продолжала ждать, бережно храня его одежду и личные вещи. Она искренне верила, что муж придет, и они ему будут нужны: ведь бывали случаи, когда солдаты возвращались домой даже в конце 1950-х годов. И это еще больше вдохновляло Анастасию, давая ей надежду на благополучный исход. Вот так, в ожидании Петра, пролетела вся жизнь этой удивительной женщины. Представляем вашему вниманию уникальный ресурс для профессиональных и начинающих гемблеров. Создан рейтинг казино онлайн с хорошей отдачей 2018 для тех, кто не хочет тратить время на поиски игровых заведений, автоматы которых обеспечивают максимальные выплаты.

В последние годы Анастасия Стефановна проживала в деревне Арсаки Александровского района Владимирской области. И надо сказать, что с приходом старости мысли о Петре стали посещать ее все чаще.

Песня «Настасья» была написана ее внуком, поэтом и продюсером Сергеем Хариным еще при жизни бабушки. Но услышать она ее уже не могла. Из-за болезни.

Настасья так больше и не вышла замуж: прожив в единственном браке не более двух лет, она осталась верна памяти мужа до конца своих дней…

Умерла Анастасия Хмелевская ранним пасхальным утром, 4 апреля 2010 года. Удивлению приходского священника, узнавшего об этом событии, не было предела: за долгие годы своего служения в священном сане он не смог припомнить ни одного случая, когда человек удостаивался предстать перед Всевышним именно в день Светлого Христова Воскресения. Батюшка отпевал Анастасию в соответствии с древней пасхальной традицией. Все, кто знал ее историю жизни, прощаясь с Настасьей, говорили: «Вот ты и встретишь наконец-то своего Петра…»

ПЕСНЯ «НАСТАСЬЯ»

(музыка Наталии Власовой, слова Сергея Харина)

Как Настасья провожала на войну Петра,

Не рыдала, не стонала и не плакала.

Заплела тугую косу, опустив глаза

И молилась под иконой, бледная с лица…

Шли бои страшнее смерти на родной земле,

Не приходят что-то вести долго о Петре.

И под старою рекой Настя до зари

Просит Деву пресвятую: «Мужа сохрани».

Ночи стали бесконечны, дни ещё длинней,

Застучали похоронки в окна деревень.

И конверт с письмом казённым Настю тоже ждал,

Сообщают: муж Ваш Пётр без вести пропал…

Зарыдало горько сердце молодой жены,

И солёными слезами, ох, глаза полны.

Смотрит Настя на икону, не скрывая боль:

То ль за здравие молиться, то ль за упокой...

Уже больше полувека с той прошло войны,

Но всё ждёт Петра Настасья с лета до зимы.

Не зови её вдовою, пусть под старость лет

Её память согревает от лампадки свет.

Фото Петра и Анастасии Хмелевских: из личного архива С.В.Харина,

Текст С.В.Саратовского

Пояснительная записка к диагностическим и тренировочным работам в формате ГИА (ЕГЭ): Данная работа составлена в формате ГИА (ЕГЭ) в соответствии с демонстрационной версией, опубликованной на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru) и рассчитана на учеников 9 (11) класса, планирующих сдавать экзамен по данному предмету. Контрольные измерительные материалы (КИМ) могут содержать задания на темы, не пройденные на момент публикации. Если образовательным учреждением решено использовать эту работу для оценки знаний ВСЕХ учащихся, необходимо предварительно выбрать из работы ТОЛЬКО те задания, которые соответствуют поставленной цели. Продолжительность написания работы в данном случае определяется образовательным учреждением. Обращаем Ваше внимание, что если обучаемые пишут работу не в полном объеме, оценивание работ образовательное учреждение проводит самостоятельно. При заполнении формы отчета используйте специальный символ, которым необходимо отметить задание, исключенное учителем из работы (см. инструкцию по заполнению формы отчета). Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10301А r00510 2 Инструкция по выполнению работы Тренировочная работа в формате ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ 28 апреля 2014 года 11 класс Вариант ЛИ10301А Район Город (населённый пункт) Школа Класс Фамилия Имя Отчество СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Работа по литературе состоит из 3 частей. Часть 1 включает в себя анализ фрагмента эпического, лиро-эпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (В1–В7), требующим написания слóва, сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (С1, С2). Часть 2 включает в себя анализ лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (В8–В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (С3, С4). Выполняя задания С1–С4, постарайтесь сформулировать прямой связный ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдя нормы речи. Указание на объём развёрнутых ответов в частях 1 и 2 условно, оценка ответа зависит от его содержательности. Часть 3 включает в себя 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов. При выполнении заданий с развёрнутым ответом опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продолжительность работы – 235 минут. Рекомендуем не более двух часов отвести на выполнение заданий частей 1 и 2, а остальное время – на выполнение задания части 3. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком, но записи в нём не будут учитываться при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10301А Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10301А 3 Часть 1 Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1–B7; C1, C2. ХХ Домой приехав, пистолеты Он осмотрел, потом вложил Опять их в ящик и, раздетый, При свечке, Шиллера открыл; Но мысль одна его объемлет; В нём сердце грустное не дремлет: С неизъяснимою красой Он видит Ольгу пред собой. Владимир книгу закрывает, Берёт перо; его стихи, Полны любовной чепухи, Звучат и льются. Их читает Он вслух, в лирическом жару, Как Дельвиг пьяный на пиру. XXI Стихи на случай сохранились, Я их имею; вот они: «Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит, В глубокой мгле таится он. Нет нужды; прав судьбы закон. Паду ли я, стрелой пронзенный, Иль мимо пролетит она, Всё благо: бдения и сна Приходит час определенный; Благословен и день забот, Благословен и тьмы приход! XXII «Блеснёт заутра луч денницы И заиграет яркий день; А я, быть может, я гробницы Сойду в таинственную сень, И память юного поэта Поглотит медленная Лета, Забудет мир меня; но ты Придёшь ли, дева красоты, СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена 4 Слезу пролить над ранней урной И думать: он меня любил, Он мне единой посвятил Рассвет печальный жизни бурной!.. Сердечный друг, желанный друг, Приди, приди: я твой супруг!..» XXIII Так он писал темно и вяло (Что романтизмом мы зовём, Хоть романтизма тут нимало Не вижу я; да что нам в том?) И наконец перед зарёю, Склонясь усталой головою, На модном слове идеал Тихонько Ленский задремал; Но только сонным обаяньем Он позабылся, уж сосед В безмолвный входит кабинет И будит Ленского воззваньем: «Пора вставать: седьмой уж час. Онегин, верно, ждёт уж нас». (А.С. Пушкин. «Евгений Онегин») Ответом к заданиям B1–B7 является слово, словосочетание или последовательность цифр. Впишите ответы в отведённом для этого месте. B1 Каково авторское определение жанра «Евгения Онегина»? Ответ: ___________________________. B2 Текст каждой из глав «Евгения Онегина» разделён на пронумерованные части. Каким термином они обозначаются? Ответ: ___________________________. B3 Укажите фамилию Ольги, к которой мысленно обращается Ленский в приведённом фрагменте «Евгения Онегина». Ответ: ___________________________. СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10301А B4 Установите соответствие между тремя персонажами «Евгения Онегина» и относящимися к ним цитатами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице. ПЕРСОНАЖИ А) Ленский Б) Онегин В) Зарецкий Ответ: B5 1) 2) 3) 4) А Б В В попутных авторских замечаниях о поэзии Ленского сквозит скрытая насмешка. Каким термином она обозначается? «Златые дни», «рассвет печальный жизни бурной». Как называется данное художественное средство? C1 Как в приведённом эпизоде раскрываются особенности внутреннего мира Ленского? C2 В каких произведениях русской литературы есть сцены ожидания дуэли и в чём их можно сопоставить с приведённым фрагментом «Евгения Онегина»? Ответ: ___________________________. B7 В приведённом фрагменте автор передаёт внутреннее состояние Ленского накануне дуэли. Как называется острое столкновение героев или обстоятельств, нередко приводящее к трагической развязке? Ответ: ___________________________. СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена 6 Задания С1 и С2 выполняются на отдельном листе. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. ЦИТАТЫ «он зол, он сплетник, он речист» «обжора, взяточник и шут» «хандра ждала его на страже» «он сердцем милый был невежда…» Ответ: ___________________________. B6 Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10301А 5 СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10301А Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10301А 7 Часть 2 Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8– B12; C3, C4. Ответом к заданиям B8–B12 является слово, словосочетание или последовательность цифр. Запишите ответы в отведённом для этого месте. ДАЙ БОГ! Дай бог слепцам глаза вернуть и спины выпрямить горбатым. Дай бог быть богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым. B8 Дай бог не вляпаться во власть и не геройствовать подложно, и быть богатым – но не красть, конечно, если так возможно. B9 к которому относится стихотворение Укажите термин, обозначающий единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк: Дай бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем. Дай бог, чтобы твоя жена тебя любила даже нищим. Ответ: ___________________________. Дай бог поменьше рваных ран, когда идёт большая драка. Дай бог побольше разных стран, не потеряв своей, однако. B10 Дай бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем. Дай бог, чтобы твоя жена тебя любила даже нищим. B11 Как называется созвучие концов стихотворных строк («ран – стран», «драка – однако»)? Ответ: ___________________________. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в любом порядке). 1) 2) 3) 4) 5) Дай бог лжецам замкнуть уста, глас божий слыша в детском крике. Дай бог живым узреть Христа, пусть не в мужском, так в женском лике. Дай бог всего, всего, всего и сразу всем – чтоб не обидно... Дай бог всего, но лишь того, за что потом не станет стыдно. Назовите род литературы, Е.А. Евтушенко. Ответ: ___________________________. Дай бог быть тёртым калачом, не сожранным ничьею шайкой, ни жертвой быть, ни палачом, ни барином, ни попрошайкой. Не крест – бескрестье мы несём, а как сгибаемся убого. Чтоб не извериться во всем, Дай бог ну хоть немного Бога! 8 инверсия неологизм сравнение олицетворение старославянизм Ответ: B12 Определите размер, которым написано стихотворение Е.А. Евтушенко (ответ дайте без указания количества стоп). Ответ: ___________________________. (Е.А. Евтушенко, 1996) СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10301А 9 Задания С3 и С4 выполняются на отдельном листе. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. C3 Какие нравственные принципы исповедует лирический герой стихотворения Е.А. Евтушенко? C4 Кто из героев русской классики заявляет о своих нравственных постулатах и в чём эти герои близки или противоположны лирическому герою стихотворения Е.А. Евтушенко? Часть 3 Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3). На отдельном листе укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулём баллов. Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. C5.1 Какой смысл несёт в себе название комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»? C5.2 В чём, по мнению Н.А. Некрасова, состоит миссия поэта на земле? (По лирике Н.А. Некрасова.) C5.3 Какова роль композиции в раскрытии главной идеи рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»? СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10302А r00510 2 Инструкция по выполнению работы Тренировочная работа в формате ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ 28 апреля 2014 года 11 класс Вариант ЛИ10302А Район Город (населённый пункт) Школа Класс Фамилия Имя Отчество СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Работа по литературе состоит из 3 частей. Часть 1 включает в себя анализ фрагмента эпического, лиро-эпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (В1–В7), требующим написания слóва, сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (С1, С2). Часть 2 включает в себя анализ лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (В8–В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (С3, С4). Выполняя задания С1–С4, постарайтесь сформулировать прямой связный ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдя нормы речи. Указание на объём развёрнутых ответов в частях 1 и 2 условно, оценка ответа зависит от его содержательности. Часть 3 включает в себя 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов. При выполнении заданий с развёрнутым ответом опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продолжительность работы – 235 минут. Рекомендуем не более двух часов отвести на выполнение заданий частей 1 и 2, а остальное время – на выполнение задания части 3. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком, но записи в нём не будут учитываться при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10302А Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10302А 3 Жилец открыл глаза, вздрогнул и узнал Настасью. – Чай-то от хозяйки, что ль? – спросил он, медленно и с болезненным видом приподнимаясь на софе. – Како от хозяйки! Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два жёлтых кусочка сахару. – Вот, Настасья, возьми, пожалуйста, – сказал он, пошарив в кармане (он так и спал одетый) и вытащив горсточку меди, – сходи и купи мне сайку. Да возьми в колбасной хоть колбасы немного, подешевле. – Сайку я тебе сею минутою принесу, а не хошь ли вместо колбасы-то щей? Хорошие щи, вчерашние. Ещё вчера тебе отставила, да ты пришёл поздно. Хорошие щи. Когда щи были принесены и он принялся за них, Настасья уселась подле него на софе и стала болтать. Она была из деревенских баб и очень болтливая баба. – Прасковья-то Павловна в полицу на тебя хочет жалиться, – сказала она. Он крепко поморщился. – В полицию? Что ей надо? – Денег не платишь и с фатеры не сходишь. Известно, что надо. – Э, черта ещё этого недоставало, – бормотал он, скрипя зубами, – нет, это мне теперь... некстати... Дура она, – прибавил он громко. – Я сегодня к ней зайду, поговорю. – Дура-то она дура, такая же, как и я, а ты что, умник, лежишь как мешок, ничего от тебя не видать? Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь? – Я делаю... – нехотя и сурово проговорил Раскольников. – Что делаешь? – Работу... – Каку работу? – Думаю, – серьёзно отвечал он помолчав. Настасья так и покатилась со смеху. Она была из смешливых и, когда рассмешат, смеялась неслышно, колыхаясь и трясясь всем телом, до тех пор, что самой тошно уж становилось. – Денег-то много, что ль, надумал? – смогла она наконец выговорить. – Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать. – А ты в колодезь не плюй. – За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? – продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям. СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена 4 – А тебе бы сразу весь капитал? Он странно посмотрел на неё. – Да, весь капитал, – твёрдо отвечал он помолчав. – Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна. За сайкой-то ходить али нет? – Как хочешь. (Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание») Часть 1 Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1–B7; C1, C2. Ответом к заданиям B1–B7 является слово, словосочетание или последовательность цифр. Впишите ответы в отведённом для этого месте. B1 Укажите жанр, к которому относится произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Ответ: ___________________________. B2 В основе фрагмента – беседа Раскольникова с Настасьей. Каким термином обозначается данная форма общения между персонажами? Ответ: ___________________________. B3 Как называется значимая подробность, несущая определённую смысловую нагрузку («надтреснутый чайник» Настасьи, «горсточка меди» в кармане Раскольникова)? Ответ: ___________________________. B4 Установите соответствие между тремя персонажами «Преступления и наказания», вступающими в контакт с Раскольниковым, и родом их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице. ПЕРСОНАЖИ А) Мармеладов Б) Разумихин В) Порфирий Петрович Ответ: А 1) 2) 3) 4) Б РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ студент следователь чиновник рабочий В СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10302А 5 Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10302А 6 Часть 2 B5 Речь Настасьи далека от литературной нормы («Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна»). Как называются подобные слова и выражения? Ответ: ___________________________. B6 Внешние реакции Раскольникова на слова Настасьи выдают его внутреннее состояние («нехотя и сурово проговорил», «продолжил он с неохотой», «скрипя зубами» и т. п.). Каким термином обозначается отображение внутренних, душевных движений личности в литературном произведении? Ответ: ___________________________. B7 Как называется литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Преступлении и наказании»? Ответ: ___________________________. Задания С1 и С2 выполняются на отдельном листе. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. C1 C2 Какие особенности личности Раскольникова раскрываются в его разговоре с Настасьей? В каких произведениях русских писателей изображены герои, находящиеся в нравственном поиске, и в чём этих персонажей можно сопоставить с Раскольниковым? СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8–B12; C3, C4. О ФАТАЛЬНЫХ ДАТАХ И ЦИФРАХ Кто кончил жизнь трагически – тот истинный поэт, А если в точный срок, – так в полной мере. На цифре 26 один шагнул под пистолет, Другой же – в петлю слазил в «Англетере». А в тридцать три Христу... (Он был поэт, он говорил: «Да не убий!» Убьёшь – везде найду, мол.) Но – гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил, Чтоб не писал и чтобы меньше думал. С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, – Вот и сейчас – как холодом подуло: Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль И Маяковский лёг виском на дуло. Задержимся на цифре 37! Коварен бог – Ребром вопрос поставил: или – или! На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо, А нынешние – как-то проскочили. Дуэль не состоялась или – перенесена, А в тридцать три распяли, но – не сильно, А в тридцать семь – не кровь, да что там кровь! – и седина Испачкала виски не так обильно. «Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа?» Терпенье, психопаты и кликуши! Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души. На слово «длинношеее» в конце пришлось три «е», – Укоротить поэта! – вывод ясен, – И нож в него! – но счастлив он висеть на острие, Зарезанный за то, что был опасен! СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10302А Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10302А 7 Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр, – Томитесь, как наложницы в гареме: Срок жизни увеличился – и, может быть, концы Поэтов отодвинулись на время! (В.С. Высоцкий, 1971) Задания С3 и С4 выполняются на отдельном листе. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. Ответом к заданиям B8–B12 является слово, словосочетание или последовательность цифр. Запишите ответы в отведённом для этого месте. B8 Укажите род литературы, В.С. Высоцкого. к которому относится стихотворение Ответ: ___________________________. B9 Какой художественный приём использован автором в следующих стихах: «С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, – / Вот и сейчас – как холодом подуло…»? C3 Что, по мысли В.С. Высоцкого, в действительности предопределяет трагизм судеб поэтов? C4 Кто из русских лириков размышлял о трудной миссии поэта и в чём их произведения схожи со стихотворением В.С. Высоцкого? Часть 3 Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3). На отдельном листе укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулём баллов. Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. Ответ: ___________________________. B10 В стихотворении истинные поэты противопоставлены «психопатам и кликушам». Как называется приём противопоставления в художественном произведении? Ответ: ___________________________. B11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных В.С. Высоцким в своём стихотворении (цифры укажите в любом порядке). 1) 2) 3) 4) 5) риторический вопрос гротеск метафора эпитет неологизм Ответ: B12 Назовите средство комического, в основе которого лежит скрытая насмешка и которое присутствует в данном стихотворении. C5.1 C5.2 C5.3 Какие нравственные ценности заключает в себе любовная лирика А.С. Пушкина? Что противопоставляет Катерина «жестоким нравам» калиновского мира? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) Какова роль композиции в раскрытии главной идеи рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»? Ответ: ___________________________. СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена 8 СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

Вариант № 1

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С - м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К - ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, - нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странною улыбкой. -- Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это! Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь <...> - всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

К какому жанру принадлежит произведение, из которого взят приведенный отрывок?

Запишите (в именительном падеже) название города, в котором происходит действие.

Как называется обращенное к себе и произносимое «про себя» высказывание героя, с помощью которого писатели изображают психологический процесс, имитируют «поток сознания» (с таким высказыванием мы сталкиваемся, например, в пятом абзаце)?

Как называется изображение внешности героя в литературном произведении (с таким кратким, но емким изображением мы сталкиваемся в последнем абзаце)?

«. Он был задавлен бедностью». Как называется вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии.

В «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевский часто использует приём описания внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, общественное положение их владельца, его художественно-эстетические и социально-бытовые вкусы. Назовите термин.

Какую роль в данном фрагменте играют время и место действия?

В каких ещё произведениях русской литературы город, изображённый у Достоевского, становится не просто фоном событий, а действующим лицом? Как эти произведения перекликаются с «Преступлением и наказанием»?

Вариант № 2

Он встал и надел свою жилетку и пальто, еще сырые. Нащупав в кармане револьвер, он вынул его и поправил капсюль: потом сел. вынул из кармана записную книжку и на заглавном, самом заметном листке написал крупно несколько строк. Перечитав их. он задумался, облокотясь на стол. Револьвер и записная книжка лежали тут же. у локтя. Проснувшиеся мухи лепились на нетронутую порцию телятины, стоявшую тут же на столе. Он долго смотрел на них и наконец свободною правой рукой начал ловить одну муху. Долго истощался он в усилиях, но никак не мог поймать. Наконец, поймав себя на этом интересном занятии, очнулся, вздрогнул, встал и решительно вышел из комнаты. Через минуту он был на улице.

Молочный густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещились высоко поднявшиеся за ночь вода Малой Невы. Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и. наконец, тот самый куст... С досадой стал он рассматривать дома, чтобы думать о чем-нибудь другом. Ни прохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями. Холод и сырость прохватывали все его тело, и его стало знобить. Изредка он натыкался на лавочные и овощные вывески и каждую тщательно прочитывал. Вот уже кончилась деревянная мостовая. Он уже поровнялся с большим каменным домом. Грязная, издрогшая собачонка с поджатым хвостом перебежала ему дорогу. Какой-то мертво-пьяный, в шинели, лицом вниз, лежал поперек тротуара. Он поглядел на него и пошел далее. Высокая каланча мелькнула ему влево. «Ба! - подумал он. да вот и место, зачем на Петровский? По крайней мере при официальном свидетеле...» Он чуть не усмехнулся этой новой мысли и поворотил в -скую улицу. Тут-то стоял большой дом с каланчой. У запертых ворот дома стоял, прислоняясь к ним плечом, небольшой человечек, закутанный в серое солдатское пальто п в медной ахиллесовой каске. Дремлющим взглядом, холодно покосился он на подошедшего Свидригайлова <...>. Оба они. Свиригайлов и Ахиллес, несколько времени, молча, рассматривали один другого. Ахиллесу наконец показалось непорядком, что человек не пьян, а стоит перед ним в трех шагах, глядит в упор и ничего не говорит.

А-зе. сто-зе вам и здеся на-а-до? - проговорил он. все еще не шевелясь и не изменяя своего положения.

Да ничего, брат, здравствуй! - ответил Свидрпгайлов.

Здеся не места.

Я. брат, еду в чужие кран.

В чужие кран?

В Америку.

В Америку?

Свидригайлов вынул револьвер и взвел курок. Ахиллес приподнял брови.

А-зе. сто-зе. эти сутки (шутки) здеся не места!

Да почему же бы и не место?

А потому-зе. сто не места.

Ну. брат, это все равно. Место хорошее; коли тебя станут спрашивать, так и отвечай, что поехал, дескать, в Америку.

Он приставил револьвер к своему правому виску.

А-зе здеся нельзя, здеся не места! - встрепенулся Ахиллес, расширяя все больше и больше зрачки.

Свидригайлов спустил курок.

(Ф.М. Достоевский, «Преступленне наказание».)

1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось

творчество Ф. М. Достоевского и принципы которого нашли своё воплощение в романе «Преступление и наказание»?

2. К какому жанру относится произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

4. Каким термином обозначается общение персонажей (в данном случае Свидригайлова и Ахиллеса), представляющее собой обмен репликами.

5. Изображая «небольшого человечка, закутанного в серое солдатское пальто и в медной ахиллесовой каске», автор начинает именовать его Ахиллесом. Как называется такой вид тропа, основанный на сближении, сопоставлении понятий, на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности?

6. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими впроизведении, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

А) Свидригайлов

Б) Раскольников

В) Разумихин

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

Попал под лошадь и умер

Попал на каторгу

Покончил жизнь самоубийством

Женился на сестре Раскольникова

7. Как называется прием, основанный на резком противопоставлении предметов и явлений в художественном произведении?

8. Какую роль в сцене самоубийства Свидригайлова играет описание утреннего Петербурга?

В каких произведениях русских писателей изображены герои, переживающие духовный кризис и в чем произведения перектикаются с романом Ф.М. Достоевского? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов.)

Вариант № 3

Жилец открыл глаза, вздрогнул и узнал Настасью.

Чай-то от хозяйки, что ль? - спросил он, медленно и с болезненным видом приподнимаясь на софе.

Како от хозяйки!

Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два жёлтых кусочка сахару.

Вот, Настасья, возьми, пожалуйста, - сказал он, пошарив в кармане (он так и спал одетый) и вытащив горсточку меди, - сходи и купи мне сайку. Да возьми в колбасной хоть колбасы не-много, подешевле.

Сайку я тебе сею минутою принесу, а не хошь ли вместо колбасы-то щей? Хорошие щи, вчерашние. Ещё вчера тебе отставила, да ты пришёл поздно. Хорошие щи.

Когда щи были принесены и он принялся за них, Настасья уселась подле него на софе и стала болтать. Она была из деревенских баб и очень болтливая баба.

Прасковья-то Павловна в полицу на тебя хочет жалиться, - сказала она.

Он крепко поморщился.

В полицию? Что ей надо?

Денег не платишь и с фатеры не сходишь. Известно, что надо.

Э, черта ещё этого недоставало, - бормотал он, скрипя зубами, - нет,

это мне теперь... некстати... Дура она, - прибавил он громко. - Я сегодня к ней зайду, поговорю.

Дура-то она дура, такая же, как и я, а ты что, умник, лежишь как мешок, ничего от тебя не видать? Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?

Я делаю... - нехотя и сурово проговорил Раскольников.

Что делаешь?

Работу...

Каку работу?

Думаю, - серьёзно отвечал он помолчав.

Настасья так и покатилась со смеху. Она была из смешливых и, когда рассмешат, смеялась неслышно, колыхаясь и трясясь всем телом, до тех пор, что самой тошно уж становилось.

Денег-то много, что ль, надумал? - смогла она наконец выговорить.

Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать.

А ты в колодезь не плюй.

За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? - продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.

А тебе бы сразу весь капитал?

Он странно посмотрел на неё.

Да, весь капитал, - твёрдо отвечал он помолчав.

Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна. За сайкой-то ходить али нет?

Как хочешь.

При выполнении заданий 1-7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

Укажите жанр, к которому относится произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

В основе фрагмента - беседа Раскольникова с Настасьей. Каким термином обозначается данная форма общения между персонажами?

Как называется значимая подробность, несущая определённую смысловую нагрузку («надтреснутый чайник» Настасьи, «горсточка меди» в кармане Раскольникова)?

Установите соответствие между тремя персонажами «Преступления и наказания», вступающими в контакт с Раскольниковым, и родом их деятельности.К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) Мармеладов

1) студент

Б) Разумихин

2) следователь

В) Порфирий Петрович

3) чиновник

4) рабочий

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Речь Настасьи далека от литературной нормы («Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна»). Как называются подобные слова и выражения?

Внешние реакции Раскольникова на слова Настасьи выдают его внутреннее состояние («нехотя и сурово проговорил», «продолжил он с неохотой», «скрипя зубами» и т. п.). Каким термином обозначается отображение внутренних, душевных движений личности в литературном произведении?

Как называется литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Преступлении и наказании»?

Какие особенности личности Раскольникова раскрываются в его разговоре с Настасьей?

В каких произведениях русских писателей изображены герои, находящиеся в нравственном поиске, и в чём этих персонажей можно сопоставить с Раскольниковым?

17-2. Почему Ф.М. Достоевский считал эпилог «Преступления и наказания» главной частью своего романа?

Вариант № 4

Небольшая комната, в которую прошёл молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!..» – как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова, и быстрым взглядом окинул он всё в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение. Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в жёлтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттёрты под лоск; всё блестело. «Лизаветина работа», – подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире.

«Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», – продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он ещё ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат.

– Что угодно? – строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.

– Заклад принёс, вот-с! – И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы. На оборотной дощечке их был изображён глобус. Цепочка была стальная.

– Да ведь и прежнему закладу срок. Ещё третьего дня месяц как минул.

– Я вам проценты ещё за месяц внесу; потерпите.

– А в том моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь вашу теперь же продать.

– Много ль за часы-то, Алёна Ивановна?

– А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит. За колечко вам прошлый раз два билетика внесла, а оно и купить-то его новое у ювелира за полтора рубля можно.

– Рубля-то четыре дайте, я выкуплю, отцовские. Я скоро деньги получу.

– Полтора рубля-с и процент вперед, коли хотите-с.

– Полтора рубля! – вскрикнул молодой человек.

– Ваша воля. – И старуха протянула ему обратно часы. Молодой человек взял их и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда и что он ещё и за другим пришёл.

– Давайте! – сказал он грубо.

Старуха полезла в карман за ключами и пошла в другую комнату за занавески. Молодой человек, оставшись один среди комнаты, любопытно прислушивался и соображал. Слышно было, как она отперла комод. «Должно быть, верхний ящик, – соображал он. – Ключи она, стало быть, в правом кармане носит... Все на одной связке, в стальном кольце... И там один ключ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода... Стало быть, есть ещё какая-нибудь шкатулка, али укладка... Вот это любопытно.
У укладок все такие ключи... А впрочем, как это подло всё...»

Старуха воротилась.

– Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтётся с вас пятнадцать копеек, за месяц вперёд-с. Да за два прежних рубля с вас ещё причитается по сему же счёту вперёд двадцать копеек. А всего, стало быть, тридцать пять. Приходится же вам теперь всего получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек. Вот получите-с.

– Как! так уж теперь рубль пятнадцать копеек!

– Точно так-с.

(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».)

1. Как называется литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину XIXвека и принципы которого нашли своё воплощение в «Преступлении и наказании»?

2. Укажите жанр, к которому относится произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

3. Установите соответствие между действующими и упоминающимися в этом фрагменте персонажами и элементами их портретов. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ДЕТАЛИ ПОРТРЕТА

Родион Раскольников

Алёна Ивановна

Лизавета

жиденькие волосы, жирно смазанные маслом

длинные ножищи, всегда в стоптанных козловых башмаках

циммермановская шляпа

замечательные голубые глаза

4. Как называется фамилия персонажа, несущая в себе элемент его характеристики (например, фамилия Раскольникова, ассоциирующаяся со словом «раскол»)?

5. В данном эпизоде Раскольников несколько раз выражает свои мысли, не произнося слова вслух, а как бы обращаясь к самому себе. Назовите этот способ высказывания.

6. «Молодой человек взял их [часы] и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда и что он ещё и за другим пришёл». Как называется изображение душевной жизни человека в литературном произведении?

7. «Небольшая комната, в которую прошёл молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем.» Как называется в литературе изображение внутреннего убранства какого-либо помещения?

8. Какие чувства борются в душе Раскольникова, пришедшего «делать пробу» перед преступлением?

9.В каких произведениях русской литературы герои ищут выход из внутреннего кризиса и в чём этих героев можно сопоставить с Раскольниковым?

17-2. Почему Лужин наиболее антипатичен Раскольникову? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

Петербург

убийствопреступление

говорящая

метонимия

просторечие

метафора

психологизм

психологизм

интерьер

антитеза



Рассказать друзьям